Научная статья на тему 'ХАРИЗМА ПЕЧОРИНА И МЕРСО В РОМАНАХ «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» И «ПОСТОРОННИЙ»'

ХАРИЗМА ПЕЧОРИНА И МЕРСО В РОМАНАХ «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» И «ПОСТОРОННИЙ» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

256
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
харизма персонажа / литературный образ / романтизм / реализм. / character charisma / literary image / romanticism / realism.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гузал Саидахматовна Султанхужаева, Адиба Бегалиевна Касимова

В статье рассмотрены художественная и литературная харизматичность Печорина в романе «Герой нашего времени» великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова и Мерсо в повести «Посторонний» французского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе Альберта Камю, сделаны их сходства и различия, рассмотрена художественная идеология авторов по отношению к героям произведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ХАРИЗМА ПЕЧОРИНА И МЕРСО В РОМАНАХ «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» И «ПОСТОРОННИЙ»»

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 8 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-8-449-455

ХАРИЗМА ПЕЧОРИНА И МЕРСО В РОМАНАХ «ГЕРОЙ НАШЕГО

ВРЕМЕНИ» И «ПОСТОРОННИЙ»

Гузал Саидахматовна Султанхужаева

Магистрант Чирчикского государственного педагогического института

Ташкентской области

Адиба Бегалиевна Касимова

Научный руководитель, Доцент Чирчикского государсвенного педагогического

института Ташкентской области

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены художественная и литературная харизматичность Печорина в романе «Герой нашего времени» великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова и Мерсо в повести «Посторонний» французского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе Альберта Камю, сделаны их сходства и различия, рассмотрена художественная идеология авторов по отношению к героям произведении.

Ключевые слова: харизма персонажа, литературный образ, романтизм, реализм.

CHARISMA OF PECHORIN AND MERSO IN THE NOVELS "HERO OF

OUR TIME" AND "OUTSIDE"

ABSTRACT

The article examines the artistic and literary charisma of Pechorin in the novel "A Hero of Our Time" by the great Russian poet Mikhail Yuryevich Lermontov and Meursault in the story "The Stranger" by the French writer, Nobel Prize laureate in literature Albert Camus, makes their similarities and differences, considers artistic ideology authors in relation to the heroes of the work.

Keywords: character charisma, literary image, romanticism, realism.

ВВЕДЕНИЕ

Харизма — особая одаренность выдающихся людей, благодаря которой они способны совершать то, что лежит, казалось бы, за пределами человеческих возможностей.

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 8 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-8-449-455

Харизма Печорина заключается в его уме, красоте, физической силе. Портрет Печорина мы увидели глазами молодого офицера. У Григория Александровича было красивое сильное тело, породистое лицо. А ум и физическую силу его мы видели уже в первой повести "Бэла". Рассказчик в этой повести, Максим Максимыч, говорил, что с такими людьми всегда происходят какие-то истории. Этой репликой штабс-капитан уже подчеркнул превосходство Печорина над собой. Ещё Максим Максимыч взгрустнёт о том, что ни одна женщина его так не любила, как любила Бэла Печорина.

Но в дневнике Печорина нам открылась ещё и поэтическая душа этого человека. Он так умел воспринимать красоту этого мира, как не все умеют.

В этом, на мой взгляд, непреходящее обаяние лермонтовского героя.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ И МЕТОДОЛОГИЯ

Литературный образ Печорина в романе «Герой нашего времени» Лермонтова - неоднозначный. Его нельзя назвать положительным, но и отрицательным он не является. Многие его поступки достойны осуждения, но важно также понять мотивы его поведения, прежде чем выносить оценку. Автор назвал Печорина героем своего времени не потому, что рекомендовал на него равняться, и не потому, что хотел его высмеять. Он просто показал портрет типичного представителя того поколения - «лишнего человека» - для того, чтобы каждый смог увидеть, к чему приводит уродующее личность общественное устройство.

В классическом его изображении — всё иначе: герой загнан обществом в крайне затруднительную ситуацию, из которой пытается найти нравственно приемлемый выход, прилагая физические, умственные и моральные усилия. То есть для байронического героя — характерны всё же этические стандарты, определённое благородство и нравственная самокритика.

Образ жизни Печорина как нельзя лучше характеризует его как лишнего человека, не нашедшего своего места и предназначения в этом мире. Само общество, в котором он вращается, не предполагает ни теплых отношений, ни любви, ни бескорыстной дружбы. Несмотря на положение и богатство, на успех у женщин, жизнь не приносит ему удовольствия. Если и существует внутри него какая-то нерастраченная энергия, он не знает, где ее применить, но понимает, что это, скорее всего, никому не нужно. В первую очередь, это не нужно ему самому. Вечная спутница Печорина - неизбывная, непроходящая скука. Избавление от нее он находит в своеобразном развлечении - жонглировании судьбами людей.

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 8 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-8-449-455

Печорина можно назвать духовным инвалидом, олицетворяющим собой не самую лучшую часть молодого поколения дворян.

По отношению к окружающим людям Печорин ведет себя жестоко и эгоистично. Ему неведомы сострадание и сочувствие, в его характере на первое место выходят властность и самовлюбленность. Ему доставляет удовольствие унижать других, издеваться над их слабостями и неспособностью противостоять его бесцеремонности. Устав от назойливого женского внимания, он решает, во что бы то ни стало добиться любви восточной красавицы, девушки-горянки. Но через некоторое время охладевает и к ней, что во многом становится причиной ее гибели.

Ведомый той же скукой, он разрушает счастье своего приятеля Грушницкого и в итоге убивает его на дуэли. От скуки он добивается расположения княжны Мери и, пресытившись ее любовью, оставляет ее в полном разочаровании. Если говорить о глубоком чувстве, то единственная женщина, к которой он испытывает его - это Вера. Эта связь длится неопределенно долго, и то, скорее потому, что Вера, в отличие от других женщин, никак не претендует на роль его жены. Но даже она страдает в отношениях с Печориным, ее так же не обходит стороной участь тех, кому довелось оказаться в плену его внешнего обаяния.

Характер и личность Печорина:

• умен. Образован;

• острый на язычок. Способен ранить человека словом;

• материалист;

• молчалив. Скрытен;

• хороший манипулятор, играющий на чувствах людей;

• знаток человеческих душ. Тонкий психолог;

• самолюбив. Эгоистичен;

• не боится ответственности за поступки;

• любит женщин, но связывать себя узами брака не спешит

• любит поразмышлять о смысле жизни.

Говоря о Мерсо, персонаж повести очень неординарная личность и одновременно заурядная - эта двойственность человеческой сущности приковывает читателя с первой страницы. Камю помогает вжиться в образ героя, употребляя сниженную, бытовую лексику, присущую любому обывателю, но ситуация и поведение Мерсо дает возможность нам задуматься над глубоко

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 8 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-8-449-455

философскими вопросами, волнующие не одно поколение поэтов и писателей: что такое свобода, что такое духовность, возможно ли человеку жить только для себя.

Повествование ведёт 30-летний француз, живущий в колониальном Алжире. Имя его остается неизвестным, но фамилия вскользь упоминается — Мерсо. Описаны три ключевых события в его жизни — смерть матери, убийство местного жителя и суд, а также краткие отношения с девушкой. На суде Мерсо правдиво заявляет, что нажал на курок пистолета «из-за солнца», чем вызывает в зале смех. На присяжных производит наибольшее впечатление свидетельство о том, что Мерсо не плакал на похоронах своей матери, следовательно, человек он жестокосердный и не достойный того, чтобы жить.В последней главе книги в камеру приговорённого к смертной казни Мерсо приходит священник, чтобы пробудить в нём веру в Бога. Наотрез отказываясь разделять иллюзии загробной жизни, рассказчик впервые выходит из полусонного равновесия и впадает в неистовство.

Герой романа Мерсо-обобщенный образ, представляющий экзистенц. вариант естественного человека Руссо. Разорвав внутренние связи с обществом, Мерсо живет, повинуясь инстинктам. Почти бессознательно он убивает человека. Во второй части романа история Мерсо предстает как бы в кривом зеркале по ходу судебного разбирательства Мерсо судят, по существу, не за убийство, а за попытку пренебречь условными формами отношений между людьми, принятыми в обществе, за нарушение правил игры. А.Камю ставит своего героя в типичную для экзист. пограничную ситуацию, т.ев ситуацию выбора перед лицом смерти, когда, согласно экзист. философии, наступает прозрение. Мерсо выбирает свободу знать, что мир абсурден. Отказавшись пойти на компромисс, он принимает смерть.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Говоря о харизме Мерсо - нужно отметить что он скромный, уступчивый и благожелательный, правда, без особого радушия, человек. Ничто не выделяет его из числа обитателей бедных предместий Алжира, кроме одной странности -он удивительно бесхитростен и равнодушен ко всему, что обычно представляет интерес людей. Жизнь алжирца сводится Камю до уровня непосредственно чувственных ощущений. Он не видит оснований менять свою жизнь, когда хозяин конторы предлагает ему подумать о карьере, где для него нашлась интересная работа. В Париже Мерсо уже бывал, у него нет не малейшего

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 8 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-8-449-455

честолюбия никаких надежд. Ведь жизнь, считает он, не поменяешь, та или иная жизнь в конечном счете равноценна.

Когда-то в начале жизни Мерсо учился, был студентом и, как все, строил планы на будущее. Но ученье пришлось оставить, и тогда он очень скоро понял, что все его мечты, в сущности, не имели смысла. Мерсо отвернулся от того, что прежде казалось преисполненным значения. Он погрузился в пучину равнодушия. Чем больше мы погружаемся в окружающий его абсурд и лицемерие правосудия, тем отчетливее и выпуклее видим не механическую куклу, но уставшего и попавшего в смертельную ловушку обстоятельств, человека. Вглядываясь в его «я», в его фантастический мир солнца, моря, ветра и чувственных наслаждений, мы видим поэта, тонко чувствующего и ранимого, простодушного и не способного отречься от своей правды, ради которой будет уничтожен обществом, не прощающем непохожести.

Писатель исследует личность, которая чувствует мир иначе, чем это принято в обществе. Чувства и реакции Мерсо нетрадиционны, непривычны. Мать героя умирает, но Мерсо не проливает слез на похоронах близкого человека. Девушка предлагает Мерсо пожениться, но это предложение оставило юношу равнодушным. Убийство тоже не тронуло Мерсо. Суд вызывает ощущения муторности и затянутости. Мерсо не считает нужным обращать внимание на окружающую действительность.

Мерсо - романтичный герой (в экзистенциальном смысле). Юноша занимает в обществе роль изгоя, социум не понимает и не принимает поступки героя. Мерсо не нашел понимания также среди судей и присяжных. Девушка тоже не поддержала своего возлюбленного. Раймон проявляет интерес к Мерсо, однако этот интерес - лишь иллюзия. Мерсо и Раймон остаются отчужденными друг от друга.

Романтическую природу героя отображает природа - внутренний источник действий Мерсо. Герой очень привязан к солнцу, к небу.

Мерсо в повести Камю показывается как маргинальный или "отчужденный" от общества человек (отсюда и название). Он "чужой" во многих отношениях. Во-первых, он французский колонист в Алжире, где подавляющее число населения составляют арабы. Во-вторых, он кажется отрезанным от нормальных чувств, в основном из-за своего желания жить честно, без притворства. Мерсо не хочет показывать ложные эмоции и чувства только потому, что они более ожидаемы. Но оглядываясь назад, он понимает, что именно за это его и осуждают больше всего.

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 8 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-8-449-455

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мерсо в повести Камю показывается как маргинальный или "отчужденный" от общества человек (отсюда и название). Он "чужой" во многих отношениях. Во-первых, он французский колонист в Алжире, где подавляющее число населения составляют арабы. Во-вторых, он кажется отрезанным от нормальных чувств, в основном из-за своего желания жить честно, без притворства. Мерсо не хочет показывать ложные эмоции и чувства только потому, что они более ожидаемы. Но оглядываясь назад, он понимает, что именно за это его и осуждают больше всего. Надо отметить, что в Узбекистане широко и активно развивается филологическая школа [4], что позволяет говорить о большом интересе к изучению русской филологии и преподаванию это науки [5].

REFERENCES

1. Камю Альбер. Избранное. Вступительная статья Великовского С., Москва. Издательство «Правда», 1990 год.

2.С. Великовсий «Грани несчастного сознания», «Искусство», Москва 1973

3. Камю Альбер. Избранное. Сборник. Предисловие Великовского С., Москва. Издательство «Радуга», 1989 год.

4. Екабсонс, А. В. Время и пространство в современной русской драматургии рубежа XX-XXI веков (Doctoral dissertation, Диссертация на соискание ученой степени доктора философии. Ташкент-2020).

5. Екабсонс, А. В. (2012). К вопросу о трансформации родовых признаков в современной драматургии. Вестник Челябинского государственного университета, (5 (259)).

6. Екабсонс, А. В. (2021). ЗАСТЫВШЕЕ ВРЕМЯ КАК ДОМИНАНТА ХРОНОТОПА ВЕЧНОСТИ В ПЬЕСЕ ОЛЕГА БОГАЕВА «РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПОЧТА. КОМНАТА СМЕХА ДЛЯ ОДИНОКОГО ПЕНСИОНЕРА». СПЕЦИФИКА ДРАМАТИЧЕСКОГО ХРОНОТОПА. In Литературный процесс на рубеже XX-XXI веков (pp. 42-58).

7. Екабсонс, А. В. (2019). ДОМИК» КАК МЕТАФОРА ЗАЩИЩЕННОСТИ ОТ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В РЕМЕЙК-ПЬЕСЕ МИХАИЛА УГАРОВА «ОБЛОМ OFF. ББК 81 П996, 110.

8. Екабсонс, А. В. Время и пространство в современной русской драматургии рубежа XX-XXI веков (Doctoral dissertation, Диссертация на соискание ученой степени доктора философии. Ташкент-2020).

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 8 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-8-449-455

9. Кононова, И. Ю. (2020). ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ В ПОВЕСТИ НМ КАРАМЗИНА «БЕДНАЯ ЛИЗА». М 34 Материалы международного научного форума «Образование. Наука., 92.

10. Кененбаев, Е. Т. (2021). Коммуникация и правомерность использования некоторых терминов, связанных с этим понятием. Вестник Челябинского государственного университета, (1 (447)), 73-81.

11. Кененбаев, Е. Т. (2019). Невербальная коммуникация в социальной жизни общества. International scientific review, (LXVII).

12. Тангирова, Г. И. (2021). МИФОЛОГИЧЕСКИЕ РЕМИНИСЦЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ПРОЗЕ (ПРОЗА АС ПЕТРУШЕВСКОЙ, Л. УЛИЦКОЙ, Н. БАЙТОВА). Scientific progress, 1(4).

13. Kasimova, A. B. (2021). СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» И «ПОСТОРОННИЙ». Academic research in educational sciences, 2(6), 1384-1396.

14. Касимова, А. Б. (2021). ФИЛОСОФИЯ «ПУСТОТЫ» В РОМАНЕ «ЧАПАЕВ И ПУСТОТА». Экономика и социум, (1-2), 943-948.

15. Шакирова, Р. Р. (2020). КАТЕГОРИЯ ОДУШЕВЛЕННОСТИ-НЕОДУШЕВЛЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ. Academic research in educational sciences, (4).

16. Калдыбаева, Д. О. (2021). МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ. Academic research in educational sciences, 2(4), 1379-1385.

17. Муратов, К. (2021). АНАЛИЗ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СИНТАКСИСА. Academic research in educational sciences, 2(4), 1371-1378.

18. Зиядуллаевна, Н. Г., & Тахировна, М. Т. (2020). Обучение студентов к иновационной педагогической деятельности на основе кластера. Суз санъати,(3).

19. Shagiyeva, N. (2020). The role of information technologies to teach Russian language. European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences, 8(7).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Сергеева, Э. С. (2020). Приём понимания как один из способов интерпретации художественного текста. Academic research in educational sciences,(4).

21. Sergeyeva, E. (2020). Artistic Identity of L. Solovyov's Novel "The Tale of Khodzha Nasreddin". European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences Vol, 8(6).

22. Sergeyeva, E. S. (2020). Adabiyot darslarida interfaol metodlardan foydalanish samarasi. Science and Education, 1(Special Issue 2), 121-126.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.