Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МОЛОДЁЖИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МОЛОДЁЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

86
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
формирование / интеллект / интеллектуальность / мышления / способность / formation / intelligence / intelligence / thinking / ability

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фарух Kушбаков

Статьи показано, что понятие «интеллект» на современном этапе развития науки во многом определяется целями, в которых его используют и теоретическим обоснованием этого использования. При этом в настоящее время отсутствует единая трактовка понятия «интеллект». Предложено определение понятия интеллект, в условиях необходимости решения задач образовательной сферы: интеллект – это умственная деятельность, на основе сформированных алгоритмов мышления, полученных в процессе образования, обеспечивающая успешную адаптацию в различных обстоятельствах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article shows that the concept of "intelligence" at the present stage of development of science is largely determined by the purposes for which it is used and the theoretical justification of this use. At the same time, there is currently no unified interpretation of the concept of "intelligence". A definition of the concept of intelligence is proposed, in the context of the need to solve problems in the educational sphere: intelligence is mental activity, based on the formed algorithms of thinking obtained in the process of education, which ensures successful adaptation in various circumstances.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МОЛОДЁЖИ»

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 9 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-9-189-195

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

МОЛОДЁЖИ

Фарух Кушбаков

Ташкентский областной Чирчикский государственный педагогический

институт

АННОТАЦИЯ

Статьи показано, что понятие «интеллект» на современном этапе развития науки во многом определяется целями, в которых его используют и теоретическим обоснованием этого использования. При этом в настоящее время отсутствует единая трактовка понятия «интеллект». Предложено определение понятия интеллект, в условиях необходимости решения задач образовательной сферы: интеллект - это умственная деятельность, на основе сформированных алгоритмов мышления, полученных в процессе образования, обеспечивающая успешную адаптацию в различных обстоятельствах.

Ключевые слова: формирование, интеллект, интеллектуальность, мышления, способность

FORMATION OF INTELLECTUAL ABILITIES OF YOUTH

ABSTRACT

The article shows that the concept of "intelligence" at the present stage of development of science is largely determined by the purposes for which it is used and the theoretical justification of this use. At the same time, there is currently no unified interpretation of the concept of "intelligence". A definition of the concept of intelligence is proposed, in the context of the need to solve problems in the educational sphere: intelligence is mental activity, based on the formed algorithms of thinking obtained in the process of education, which ensures successful adaptation in various circumstances.

Keywords: formation, intelligence, intelligence, thinking, ability.

ВВЕДЕНИЕ

К концу первого десятилетия двадцать первого столетия стало очевидно, что система образования в нашей стране не отвечает требованием времени. Наиболее остро проблема обеспечения системы образования

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 9 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-9-189-195

квалифицированными кадрами среднего персонала химического специальности. В нашем исследовании мы рассматриваем вопросы профессиональной подготовки среднего персонала химического специальности. Если количество учителей, работающих в системе образования, в нашей стране увеличивается, то количество представителей химик-лаборант, химик-аналитик, химик-технолог постоянно снижается. Такое положение приводит к тому, что в большинстве учреждений образования учителей вынуждены выполнять обязанности химик-лаборанта, химик-аналитика и химик технолога отвлекаясь от своих прямых обязанностей. И это закономерно, так как, например, отношение количества химик-лаборанта к количеству учителей в нашей стране в два и более раз меньше чем в развитых странах мира[1].

ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ И МЕТОДОЛОГИЯ

Недостаток в химик-лаборанта, химика-аналитика и химика-технолога только с одной стороны объясняется проблемным состоянием данной социально-профессиональной группы (непрестижность профессии, низкий уровень материального вознаграждения за очень нелегкую работу, отсутствие, по мнению многих лаборантов, перспектив и другие). С другой стороны, многие выпускники средних школ и лицей просто не обладают в нужном объеме необходимыми компетенциями для успешного осуществления профессиональных обязанностей. И это обстоятельство связано с недостатками их профессиональной подготовки в учебном заведение [2]. Студенты с трудом представляют себе возможности развития и саморазвития в профессии. Как показывают социологические исследования, значительная часть учащейся лицей химического направления не только не изучали материалы новой отношении выпускникам в концепции и квалификационных характеристик, но и не знают об этих документах. А ведь именно в них представлены новые перспективы профессии, которые делают ее престижной [3]. Для того чтобы устранить этот недостаток в системе профессиональной подготовки важно мотивировать учащейся на анализ государственных документов с целью спрогнозировать и определить на этой основе свое продвижение в профессии. В настоящее же время больше половины учащейся рассматривают обучение в лицей только как ступень к поступлению в ВУЗ. Мотивация на более высокий уровень образования может приветствоваться, но без работы по полученной лицейах только для относительно ограниченного количества студентов[4,5].

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 9 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-9-189-195

Таким образом, важно формировать у учащейся лицей умения анализировать различные обстоятельства с целью прогнозировать последствия тех или иных поступков, что определяется уровнем интеллектуального развития.

Необходимость формирования и развития интеллектуальных способностей актуализируется при подготовке химического персонала среднего звена особенностями их профессиональной деятельности. Химик-лаборант значительное время общается с учениками и студентами, объясняя им те или иные указания преподавателей, мотивируя на правильное отношение к обучению[6]. Для успешного выполнения этой функции важно обладать достаточно высокой психологической подготовкой. Умение положительно влиять на учащейся или студентам, создавать благоприятный климат в трудовом коллективе определяется уровнем формирование эмоционального интеллекта[7].

Формирование и развитие интеллекта является одной из главных задач общеобразовательной подготовки, которую большинство учащейся лицей получает во время учебы. Так как и особенности профессиональной деятельности предполагают формирование интеллекта учащейся лицей как важнейшую задачу, можно предположить, что формирование интеллекта должно стать одним из ведущих направлений учебно-воспитательного процесса в учреждении среднего образования [8].

Вместе с тем, анализ литературы и практики позволяет выявить следующие противоречия между объективной потребностью в формированию интеллектуальных способностей учащейся лецей и:

- тем обстоятельством, что само понятие «интеллект», а соответственно и понятия «интеллектуальнее развитие», «формирование интеллектуальных способностей» определяются в настоящее время неоднозначно;

- недостаточной разработанностью моделей развития интеллектуальных способностей учащихся на всех уровнях образования;

- несогласованностью предлагаемых концептуальных оснований, направлений и организационно-педагогических условий развития интеллектуальных способностей в образовании;

- часто изменяющимися требованиями к характеру, объемам и результатам подготовки учащейся в лицеях;

- приверженностью значительной части педагогического корпуса традиционным методам подготовки студентов, с целью обеспечить выполнение

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 9 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-9-189-195

требований государственного стандарта содержания среднего профессионального образования и уже после этого развивать качества личности, если время останется [9,10].

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Вышеперечисленные противоречия вызывают необходимость решения важной педагогической проблемы - на основе осмысления педагогических подходов к подготовке учащихся в системах образования разного уровня разработать и апробировать концептуальные основания формирования интеллектуальных способностей учащейся лицей, выделить направления и организационно-педагогические условия этой деятельности. Решение данной проблемы и определило тему нашего исследования: «Формирование интеллектуальных способностей студентов педагогического вуза» [11,12].

Целью исследования определили разработать концептуальные основания, модель и организационно-педагогические условия формирования и развития интеллектуальных способностей студентов педагогического ВУЗа. Объектам исследования является процесс общеобразовательной и профессиональной подготовки студентов педагогического ВУЗа.

В соответствии с целью и задачами исследования были использованы методы теоритического и эмпирического уровней: - сравнительный анализ философских, психологических и педагогических источников, разных видов официальных документов по исследуемой проблеме; - синтез теоритической и эмпирической информации; - систематизация; - моделирование; -социологический опрос; оценка и самооценка; - психологические тестирование; - опытно-экспериментальная работа; - изучение отчетов и справок по результатом проверок, итоговых документов совещаний, конференций, публикаций в периодической печати; - методы системно-структурного подхода, анализа, синтеза, прогностики, наблюдения, контент-анализа, изучения практической деятельности[13].

За возможность изменения содержания образования и методов его трансляции учащимся в соответствии с запросами всех субъектов (работодатели, учащиеся и их родители, преподаватели, в целом система образования) образовательного процесса, точнее с максимально возможным учетом, также отвечает принцип гибкости. Определяя возможность изменять содержание и методы образования в соответствии не только в соответствии с индивидуальными запросами, но и с возможностями учащихся, принцип

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 9 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-9-189-195

гибкости обеспечивает реальную реализацию личностно-ориентированного обучения. Кроме того в соответствии с принципом гибкости появляется возможность использовать единые блоки содержания образования при подготовке учащихся по разным специализациям [14,15].

Мы рассмотрели принципы, на которых базируется структурно-функциональная модель. При подготовке химиков среднего звена в состав структурно-функциональной модели входят следующие блоки: -организационно-управленческий; - научно-исследовательский; -воспитательной-образовательный; - диагностический; - профилактический.

Важнейшим условием использования структурно-функционального подхода является широкое применения информационно-коммуникационных технологий.

Результаты экспериментальной работы позволили сделать выводы о том, что предложенная система развития интеллектуальных способностей учащейся лицей развивает базовые компоненты интеллекта, способствует более успешному освоению общеобразовательных и профессиональных дисциплин.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

У комплектованы (по основаниям социальные и внутрисистемные) тенденции состояния и развития образования, а также проблемы в социально-профессиональной группе химик-лаборант, химик-аналитик, химик-технолог препятствующие их эффективной профессиональной деятельности и определившие необходимость реформирования системы образования. Показано, что требования к среднему образованию повышаются - это общемировая тенденция. Представлены требования к выпускникам средних школ и лицей в соответствии с новыми вызовами, связанными с реформированием систем образования Республики Узбекистан.

Показано, что понятие «интеллект» на современном этапе развития науки во многом определяется целями, в которых его используют и теоретическим обоснованием этого использования. При этом в настоящее время отсутствует единая трактовка понятия «интеллект». Предложено определение понятия интеллект, в условиях необходимости решения задач образовательной сферы: интеллект - это умственная деятельность, на основе сформированных алгоритмов мышления, полученных в процессе образования, обеспечивающая успешную адаптацию в различных обстоятельствах. Раскрыты функции интеллекта, проявляющиеся через интеллектуальные способности.

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 9 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-9-189-195

Выделены требования к профессиональной деятельности и знаниям педагогического корпуса, осуществляющего реализацию системы формирования и развития интеллектуальных способностей студентов педагогического ВУЗа, а также совокупность показателей для мониторинга ее эффективности.

REFERENCES

1. Егорова Г. И. Технологии развития интеллектуальной культуры будущего специалиста. Тюмень : ТюмГНГУ, 2010.

2. Прядех А. А. Об условиях развития интеллектуальных способностей школьников : материалы XIV Междунар. науч.-практ. конф. Брянск, 2009. С. 98-102.

3. Atqiyayeva S. I., Komilov K.U. Developing intellectual capabilities of students in teaching chemistry. Международный научно-образовательный электронный журнал «Образование и наука в xxi веке». 2021. Выпуск №10,том 3.стр.684-692.

4.Аллаев Ж. Курбанова А.Дж., Комилов К.У. Педагогические технологии как дидактический инструмент при подготовки специалиста в техническом ВУЗе. Замонавий узлуксиз таълим муаммолари: Инновациялар ва истикболлар мавзусидаги халкаро илмий конференция материаллари/ Ташкент, 2018. 364366 бетлар.

6.Аллаев Ж., Курбанова А.Дж., Комилов К.У. Использование личностно-ориентированного обучения на занятиях химии. Замонавий узлуксиз таълим муаммолари: Инновациялар ва истикболлар мавзусидаги халкаро илмий конференция материаллари/ Ташкент, 2018. 366-368 бетлар.

7. Курбанова Г. Дж., Курбанова А.Дж., Комилов К.У. Интеграция химии и русского языка// Касб-хунар таълими. 2019. №2. 36-40 бетлар.

8. Элмурадов Б., Комилов К.У. Математика для изучения химии в техническом ВУЗе. Материалы международной конференции/ Шымкент. 2019. №2. Стр.239242.

9. Аллаев Ж., Курбанова А.Дж., Комилов К.У. Использование студентоцентрированного обучения на уроках химии / Материалы международной конф. Проблемы современного непрерывного образования: Материалы Международной научной конференции по инновациям и перспективам/ Ташкент, 2019, том 1, стр. 366.

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 9 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-9-189-195

10. Shayzakova D.A., Nasimov A.M. Kimyo fanini o'qitishda interfaol usullardan foydalanish // SamDU Ilmiy axborotnoma. 2020-yil, 6-son (124). 106-109 b.

11. Badalova S.I., Kurbanova A.Dj., Komilov K.U. Case technology in chemistry lessons// Academic Research in Educational Sciences.2020. Vol. 1 No. 1, Page 262265.

12. Badalova S. I. Intellectual training of students of technical institute. Academic Research in Educational Sciences. 2020, Vol. 1 No. 1, Page 266-274.

13.Yodgarov B., Kurbanova A.Dj., Komilov K.U. Applying ICT for improvement general chemical education// Society and innovations.2021. №4. Page 258-263.

14.Рустамова Х.Н., Эштурсунов Д.А. Роль информационных и коммуникационных технологий в обучении общей и неорганической химии // «Экономика и социум». 2021. №5(84).

15. Kurbanova A.Dj., Komilov K.U. Case-study method for teaching general and inorganic chemistry// Academic Research in Educational Sciences.2021.№6. Pade 436-443.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.