Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ -ТРЕБОВАНИЕ ВРЕМЕНИ'

ТЕНДЕНЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ -ТРЕБОВАНИЕ ВРЕМЕНИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

154
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Бухгалтерский учѐт / цифровая экономика / практические компетенции / этапы оценки / результаты усвоения. / Accounting / digital economy / practical competences / evaluation stages / results of mastering

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Салимжон Содикович Хужаев, Исмоил Убайдуллаевич Рахимбердиев

В статье рассмотрено влияние цифровой экономики на трансформацию методологии национальной системы бухгалтерского учѐта, в частности переход от исполнения контрольной функции к информационному содержанию финансовой и управленческой подсистем, базируясь на организации точек цифровой технологии. Рассмотрено изменение учебного процесса подготовки бухгалтеров и описаны способы оценки результатов усвоения студентами профильных дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The effect of the digital economy on the transformation of the methodology of the national accounting system, in particular the transition from the execution of the control function to the information content of the financial and management subsystems, is considered. The article is based on the organization of digital technology points. Dedicated change training process for accountants and methods of evaluation of student learning of core disciplines.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ -ТРЕБОВАНИЕ ВРЕМЕНИ»

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 9 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-9-710-718

ТЕНДЕНЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ -ТРЕБОВАНИЕ ВРЕМЕНИ

Салимжон Содикович Хужаев

Магистрант Ташкентского государственного транспортного университета

Исмоил Убайдуллаевич Рахимбердиев Научный руководитель: Доцент Ташкентского государственного

транспортного университета ismoil0153@gmail.com

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрено влияние цифровой экономики на трансформацию методологии национальной системы бухгалтерского учёта, в частности переход от исполнения контрольной функции к информационному содержанию финансовой и управленческой подсистем, базируясь на организации точек цифровой технологии. Рассмотрено изменение учебного процесса подготовки бухгалтеров и описаны способы оценки результатов усвоения студентами профильных дисциплин.

Ключевые слова: Бухгалтерский учёт, цифровая экономика, практические компетенции, этапы оценки, результаты усвоения.

TRENDS AND DIRECTIONS OF ACCOUNTING DEVELOPMENT IN THE DIGITAL ECONOMY - A REQUIREMENT OF TIME

ABSTRACT

The effect of the digital economy on the transformation of the methodology of the national accounting system, in particular the transition from the execution of the control function to the information content of the financial and management subsystems, is considered. The article is based on the organization of digital technology points. Dedicated change training process for accountants and methods of evaluation of student learning of core disciplines.

Keywords: Accounting, digital economy, practical competences, evaluation stages, results of mastering.

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 9 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-9-710-718

ВВЕДЕНИЕ

Среди направлений развития мировой экономики выделяется переход к цифровым технологиям, где основным ресурсом выступает информация. Этот ресурс имеет огромную ценность и выступает в рамках организаций в виде нематериального актива. Накапливая конкретную информацию, мы получаем знания о накапливаемом объекте. Отсюда, идея цифровой экономики заключается не в представлении готового продукта (товара) или услуги потребителю, а инструментария создания с возможностью кастомизации (customization) путём частичного или полного изменения продукта на основании конкретного запроса, дополнительного укомплектования товара какими-то усовершенствованными или дополнительными частями. Итак, потребитель становится производителем, поскольку полноценно участвует в процессе создания потребляемого продукта.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ И МЕТОДОЛОГИЯ

При этом, в модели цифровой экономики потребителем предусматривается производить ровно столько, сколько ему нужно и, что важно, в то время - когда ему нужно. Следовательно, при производстве будет потребляться только необходимое количество ресурсов, затрачено минимальное время. В цифровой экономике невозможно производить больше, чем следует, и продвигать лишнее следующему в цепочке, повышая тем самым его затраты, а также невозможны лишние звенья цепочки создания продукта, которые производят сами себя.

Обратимся к толкованию понятия «цифровая экономика». Цифровая экономика — это деятельность по созданию, распространению и использованию цифровых технологий сбора, хранения, обработки, поиска, передачи и представления данных в электронном виде и связанных с ними продуктов и услуг.

При этом, следует заметить наличие правовых барьеров в деле внедрения передовых высокотехнологичных производств, создания инфраструктуры для цифровой экономики. В частности, имеют место проблемы обеспечения всеобщей экономически-цифровой грамотности населения страны, организации в достаточном количестве отечественных IT-компаний.

По определению Европейского сообщества, цифровая экономика - это есть результат трансформационных эффектов новых технологий общего назначения в области информации и коммуникации.

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 9 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-9-710-718

Интерпретируя определения, можно обозначить области трансформации под влиянием цифровой экономики (рис. 1).

Рис. 1. Области трансформации цифровой экономики

В данном случае, должным образом на новое направление экономики должна реагировать методология бухгалтерского учёта. Особенно актуальна проблема переосмысления и разработки методологии учёта затрат и калькулирования процессов и продукции. Решение проблемы вызвано необходимостью анализировать прошлую деятельность и планировать будущую. Здесь можно привести слова бывшего министра нефти одной из арабских стран, который как-то сказал: «Каменный век закончился не потому, что камни кончились, а потому, что появились новые технологии».

Одной из важнейших частей системы бухгалтерского учёта выступает информационная составляющая двух подсистем - финансового и управленческого учёта. Отмечается переориентация с контрольной функции на информативную, базирующаяся на организации точек цифровой трансформации предприятия. Требуется разработка новых показателей, способов сбора и обработки не только финансовой информации, но и достаточности её интеграции с информацией о других сторонах бизнеса и внешней среды. Анализируя содержание литературных и научных источников, посвященных данной проблеме, можно утверждать, что развитие теории и совершенствование практики ведения бухгалтерского учета метафизически связано с расширением информационного потенциала существующего экономического пространства. При этом, 1Т-технологии вызывают существенные модификации как в методологии, так и в прикладном направлении науки о бухгалтерском учёте.

Многие исследователи полагают, что основными направлениями трансформации, в аспекте совершенствования теории бухгалтерского учета и

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 9 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-9-710-718

отчетности в условиях цифровой экономики, являются приведенные на рис. 2. Особо можно выделить исследование возможностей оценки новых учетных объектов, в качестве которых выступают интеллектуальный человеческий капитал, клиентская база, инновационные продукты и т.п.. Наблюдается включение в систему бухгалтерского учёта информации нефинансового характера (качество клиентской базы, состояние или реализация социальной ответственности, наличие рисков экономической безопасности, степень применения энергосберегающих технологий и т.п.). Происходят современные разработки новых информационных технологий, таких как облачные технологии, открытые технологические платформы, электронные справочно-информационные системы, создание единого международного формата и содержания финансовой отчетности в электронном виде XBRL. Думается, это создаст возможность построения такой национальной системы бухгалтерского учета, где интегрируются показатели, характеризующие состояние внутренних бизнес-процессов организации и внешней среды, показатели интеграции различных видов учета.

расширение отражения области деятельности организации в учёте

повышение качества и оперативности информации

выявление и увеличение числа новых объектов учёта

Г1 разработка инновационных методов оценки новых объектов учёта

формирование подходов к интегрированию различных видов учёта

г| использование отечественных и зарубежных бал ее совершенных информационных технологии

j—^ разработ ка теорет и чес кик, методич ескихипри кладн ы \ ас п е ктов развитн я бухгалтере кого уч ёта

Рис. 2. Некоторые направления развития методологии бухгалтерского учёта

Необходимо, чтобы теоретические результаты были использованы при разработке методик и конкретных рекомендаций, практическая реализация которых будет способствовать эффективному внедрению и развитию системы бухгалтерского учёта. Кроме того, ситуация полагает, что есть необходимость накопления опыта ведения учёта и раскрытия экономической информации в

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 9 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-9-710-718

отчётности на основе кардинальных модификаций в сфере получения, обмена и обработки экономической информации.

Как следствие, по мнению специалистов, конкурентоспособность и национальная безопасность зависит от перевода экономики «в цифру», что порождает необходимость создания благоприятных условий для решения ключевой задачи: разработки новых видов бухгалтерской отчетности и госстатистики, отражающие ход строительства новой экономики, организация новых курсов для бухгалтеров по обучению новым формам отчетности, в том числе, необходимы онлайн-курсы и вебинары, полностью соответствующие новой концепции.

Немаловажная роль здесь отводится высшим учебным заведениям России, где также необходимо трансформировать порядок формирования заявок на специалистов и их профессиональной подготовки. Предусмотрено выпускать по IT-технологиям по несколько тысяч специалистов в год. Для решения этих задач необходима интеграция науки и образования в рассматриваемой сфере. Необходимо изменение модели образования, так как «знания, умения и навыки (ЗУН) являются актуальными и при компетентностном обучении. Без ЗУН компетенции не формируются, а без компетенций знания не проявляются» . При этом, следует рассматривать и учитывать влияние на развитие науки и образования - внешней среды, в частности - уровня информатизации общества. Современное со стояние информатизации общества требует: технологизации образовательного и оценочного процессов; разработки и использования программно-инструментальных средств для автоматизированной обработки материалов оценивания учебных достижений и компетенций студентов; обеспечения статистической обработки результатов и представления их в форматах, доступных студентам, преподавателям и администрации вузов.

Обеспечение указанных требований предполагает множественность мероприятий, затрагивающих традиционные и инновационные методы оценки результатов обучения, в частности порядка и методики оценки предметных и надпредметных компетенций. И здесь проблемными являются вопросы достижения независимости, системности, надежности и валидности рубежных и итоговых оценок со стороны преподавателя для совершенствования преподавания. В этом аспекте необходимо, чтобы были созданы реальные или квазиреальные условия для студентов при оценивании компетенций, а

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 9 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-9-710-718

результаты оценивания были доступны, прозрачны, обоснованы и объективно интерпретированы.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Другой важнейшей проблемой является несовершенство согласования процессов интеграции профессиональных и образовательных стандартов системы высшего образования. Сочетание требований профессиональных и профильных образовательных компетенций, которыми должны обладать выпускники вуза, можно представить в виде процесса их формирования в рамках промежуточных этапов, как это показано на рис. 3. Этапность указывает на связь между процессами компетентностного оценивания и обучением студентов. Они предусматривают: разработку внутривузовских стандартов, показателей, измерителей, критериев, норм и шкал оценивания; составление и апробирование сквозных процедур и стандартизированных методов независимого оценивания результатов обучения, позволяющих организовать накопление валидных результатов в портфолио каждого студента на протяжении времени его обучения.

ЭТАПЫ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ ОЦЕНОК

Первый этап - формирование общекультурных компетенций Второй этап - формирование общепрофессиональных компетенций 1

У

> Четвертый этап - формирование профессиональных компетенций в области бухгалтерского учёта и аудита - Третий этап - формирование профессиональных компетенций, обусловленные профилем учебной подготовки <г

Рис. 3. Этапы формирования компетенций

Следует отметить, что рабочая образовательная программа ВУЗа - это только основа освоения и оценивания результатов обучения и компетенций [6, 15]. Поэтому для решения обозначенных вопросов можно предложить в качестве первоочередных задач - подготовку, повышение квалификации и переподготовку разработчиков стандартов, экспертов с обязательной их сертификацией, совершенствование на основе теории педагогических измерений, публикация методической литературы по рассматриваемой проблеме, разработка соответствующих фондов оценочных средств. Приведение в систему предлагаемого перечня можно представить так, как это указано на рис. 4.

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 9 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-9-710-718

Рис. 4. Элементы системы обеспечения образовательного процесса

Нужно иметь в виду, что ВУЗ дает базу, методическую основу, а развиваться далее - это задача самих обучаемых, поэтому важна организация научных школ. Создатели современных научных школ, открытых в университетах известными учёными-экономистами, исходят из того, что в их основу положены научная методология изучения исследуемой проблемы, методы и способы наблюдения, методики измерения, логическое обоснование результатов исследования, соответствующие научному направлению ВУЗа и наличию научного потенциала. При этом сегодняшние требования к образовательным стандартам должны соответствовать не только профессиональным стандартам, но и линии научного совершенствования процесса обучения.

Для примера рассмотрим требование новизны в магистерских диссертациях, которое реализуется, как автору думается, не так, как должно. К сожалению, зачастую в этих работах вместо «добавления» знаний идет их «убавление». Это происходит потому, что в магистратуру по направлению «Экономика» (в частности, на профиль «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит») имеют право поступать выпускники бакалавриата, специалитета любого профиля и направления. Как следствие, у студентов магистратуры возникают определенные сложности с освоением специальных дисциплин продвинутого и высшего уровня знаний, равно как и у преподавателей продвинутых курсов профильных дисциплин.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Можно с достаточной степени достоверности утверждать, что управление коммуникативными процессами во взаимоотношениях образовательных учреждений с работодателями при внедрении профессиональных стандартов требует осмысления, формулировки и конкретизации и, конечно же, обмена

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 9 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-9-710-718

межвузовским опытом. Дальнейшее развитие основополагающих положений порядка оценки качества образования прослеживается. На соответствие образовательных стандартов и профессиональных компетенций, а также на соответствие профессиональных компетенций реальным требованиям бизнеса (работодателей) влияет процесс становления и развития национальной системы квалификаций в Узбекистане, сегодняшнее состояние нормативно -правового обеспечения и порядок осуществления независимой оценки квалификаций работников.

В условиях «цифровой экономики», «экономики знаний», возможности бухгалтера и аудитора расширяются, при этом и растет круг необходимых этим специалистам компетенций. Потребности работодателей обусловливают необходимость усиления ориентации подготовки бухгалтеров на решение актуальных задач учета, анализа и аудита. Для этого необходима не только гармонизация образовательных программ вузов и профессиональных стандартов, но и использование в учебном процессе последних достижений экономической науки, систематическое повышение квалификации, а также безупречное с облюдение норм профессиональной этики.

REFERENCES

1. Akhmedov, B. A. (2021). Dynamic identification of the reliability of corporate computing cluster systems. Academic Research in Educational Sciences, 2 (3), 495499.

2. Akhmedov, B. A. (2021). Problems of ensuring the reliability of cluster systems in a continuous educational environment. Eurasian Education Science and Innovation Journal, 1 (22), 15-19.

3. Akhmedov B.A., Shayxislamov N., Madalimov T., Maxmudov Q. (2021). Smart texnologiyasi va undan ta'limda tizimida klasterli foydalanish imkoniyatlari. Scientific Progress. № 1(3). Р. 102-112.

4. Akhmedov B. A. (2021). Zadachi obespecheniya nadejnosti klasternix sistem v neprerbivnoy obrazovatelnoy srede. Eurasian education science and innovation journal. № 1 (22). Р. 15-19.

5. Akhmedov, B. A. (2020). On the development of skills of interactive online courses in the distance conditions of modern society (model program for teachers of educational institutions). Universum: Engineering Sciences, 12-1 (81).

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 9 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-9-710-718

6. Akhmedov, B. A. (2020). Mathematical models for evaluating the characteristics of the quality and reliability of software. Eurasian Education Science And Innovation Journal, 3 (10), 97-100.

7. Якубов, М. С., Ахмедов, Б. А., Дуйсенов, Н. Э., Абдураимов, Ж.Г. (2021). Анализ и новые тенденции использования нейросетей и искусственного интеллекта в современной системе высшего образования. Ekonomika i sotsium, 5(84), 1148-1162.

8. Якубов, М. С., Ахмедов, Б. А. (2021). Применение цифровых технологий в формировании структуры системы образований. Ekonomika i sotsium, 5(84), 1163-1177.

9. Rakhimov, S. М., Djamirzaev, A. А., Akhmedov, B. А. (2021). Methods of teaching Informatics in Higher Education Problems and Observations. Ekonomika i sotsium, 9(88).

10. Rakhimov, S. М., Ahmedov, B. А. (2021). O'rta ta'lim maktabida informatikani o'rgatish metodikasi. Ekonomika i sotsium, 9(88).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Ахмедов, Б. А., Султанов, Б. (2021). Анализ и новые тенденции использования кластерных систем и искусственного интеллекта в современной системе высшего образования. Ekonomika i sotsium, 8(87), 344-358.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.