ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 8 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-8-394-400
РОЛЬ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ ЦИФРОВОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Еркин Тойлибаевич Кененбаев
Преподаватель, кафедра русского языка и литературы, Чирчикский государственный педагогический институт
АННОТАЦИЯ
В приводимой статье исследуются проблемы цифрового современного образования, основывающиеся на аудиовизуальной технологии, как нового вида невербальных средств коммуникации. С этой точки зрения изучение данного вопроса, позволило нам оценить роль личности педагога как человека, создающего полноценный коммуникационный процесс в ходе обучения.
Ключевые слова: коммуникация, аудиовизуальность, невербальность, образ, экран.
CHANGING THE INTERACTION OF NON-VERBAL AND VERBAL MEANS OF COMMUNICATION IN A SOCIAL INTERNET NETWORK
ABSTRACT
This article examines the problems of digital modern education based on audiovisual technology as a new type of non-verbal means of communication. This projection of the study of this issue made it possible to analyze the role of the teacher's personality as a person who creates a full-fledged communicative process in the learning process.
Keywords: communication, audiovisual, non-verbal, image, screen.
ВВЕДЕНИЕ
Понятие визуальность в современной коммуникации перетерпела значительные изменения в связи с совершенно новыми функциями, вкладываемыми в него. В современных научных дисциплинах все шире стали использоваться выражения, содержащие в себе слово визуальность. В качестве примера можно привести такие словосочетания, как «визуальное восприятие», «визуальные коммуникации», «визуальное мышление», «визуализация».
ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 8 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-8-394-400
ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ И МЕТОДОЛОГИЯ
Как видим разброс термина очень широк в плане его терминологической точности. Чтобы избежать неоднозначной интерпретации слова визуальность, остановимся на одной из его декодировок, принятой в научной среде, и предполагающей, по утверждению В.П.Зинченко, что она помогает зрительным образам приобретать некую смысловую нагрузку посредством человеческой деятельности, создающей какие-то новые образы и делающих их значение видимым. Зрительные образы приобретают известную автономию и свободу по отношению к объектам восприятия и могут быть объектом зрительных манипуляций и преобразований. По утверждению Сергеевой Э.С. зрительное восприятие уплотняет время освоения художественного материала, интенсифицируя его пространственный контент.( Сергеева 5)
В настоящий момент визуализация становится основным вектором развития всего компьютерного обучения с применением новейших технологических средств. В результате всего этого визуализация воспринимается на сегодня как система образов, формирующих, в меру своих возможностей, субъективный мир человека. Данную систему не все в научном мире воспринимают как положительное явление, считая ее антиподом системы слов, противопоставление которой способствует, по их мнению, уменьшению умственных способностей человека. Не отрицая огромного значения роли слова в жизни человека, нужно отметить, что широкое распространение визуальных систем, которое сторонники вербальной культуры стали воспринимать как отрицательное явление современной действительности, служит дополнительным источником эволюционного развития информационной сферы. Для подтверждения этого суждения обратимся к определению слова образ, чтобы понять его сущность и смысл. «Онтологически все "образы" и "образности" восходят к одному источнику" (быть средством познания и способом чувственного отражения действительности), и представляют собой единую многомерную конструкцию художественного сознания» (Н.В Халикова 6). Как видим, система слов и система образов не имеют антагонистических противоречий, что свидетельствует о их единой функциональности в процессе познания мира.
Человек использовал систему образов с древнейших времен своего развития, свидетельством чему являются наскальные рисунки древности, но качественный скачок в его применении, конечно же, появился с возникновением новых технологий, связанных с революционным техногенным прорывом 20 века.
ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 8 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-8-394-400
Аудивизуальная культура, под которой мы понимаем в настоящий момент появление кинематографа, телевидения, видеотехники, использование возможностей новейших технологических средств, медиатехнологий, включая компьютеризацию в различных представлениях- стала общим понятием, проникшим во все сферы социальной жизни общества. «Экран стал важным фактором образования, в том числе высшего, способствуя междисциплинарному взаимодействию, гуманитаризации технических наук, формированию нового мышления и эстетическому воспитанию студенческой аудитории». (Н.Б. Кириллова 4). Главное значение этого высказывания в том, что признание экрана важным фактором образования, отвечает предмету исследования данной статьи в проекции использования аудивизуальной технологии в процессе обучения. Из всего обширного поля аудивизуальной технологии, остановимся на проблемах применения обучающих приложений, воспроизводимых на компьютерах и других электронных инструментариях.
ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ
Система образов, как визуализация познавательного процесса, обладает собственным набором выразительных средств, которые создают особый коммуникативный процесс, в котором человек, воспринимающий информацию, предстает как зритель. Не отрицая большой информационный потенциал визуальности в деле создания коммуникативного процесса, нужно отметить, что его возрастающая роль в области общения и образования имеет как положительные, так и отрицательные свои стороны. Одной из таких отрицательных сторон, является отсутствие воспитательного момента обучения, ввиду отсутствия в этом процессе педагога.
В данной статье мы хотели бы остановиться на проблеме, которую можно выделить как общую для многих современных контентов электронного обучения. Проблема эта заключается в самой сути электронного обучения, не предполагающего участия в нем педагога.
Если вникнуть в основы педагогической деятельности, то она по сути своей представляет общение между учеником и учителем, или, как это принято обозначать в терминологии научного мира -коммуникацию. «Коммуникация представляет собой процесс обмена информацией для эффективного общения и выработки общего смысла». (Е.Т.Кененбаев,1) В этом определении важно понятие выработки общего смысла. Без него невозможен сам процесс получения образования. Говоря об образовании, мы соотносим обучение только как одну из
ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 8 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-8-394-400
его составных частей. В широком понимании образование как коммуникативный способ взаимодействия людей с целью получения общего для всех смысла, определяет все стороны социального общества. «Взаимодействие людей определяет социальную сторону их отношений, а, следовательно, мы можем говорить о коммуникации как об одной из главных основ, организующих общество». ( Е.Т.Кененбаев, 2)
Именно такой коммуникативной составляющей, предполагающей наличие обратной связи в процессе обмена информацией, не хватает в цифровой образовательной системе. Все дело в том, что в процессе традиционного образования, с участием педагога, огромное значение приобретает невербальные паралингвистические средства коммуникации, которые на сегодняшний день не получили должного отражения в письменной коммуникации, являющейся основным инструментом передачи информации. Под паралингвистическими средствами понимается личный пример педагога, его мировоззрение, отношение к тем или иным жизненным событиям и все то, что невозможно облечь в слова. Невербальные средства коммуникации, к которым относятся и пралингвистические, составляют, согласно утверждения Кененбаева Е.Т., процитировавшего высказывание Мехрибиана, до 93 процентов передаваемой информации. (Кененбаев.Е.Т. 3). На наш взгляд, воспитательный процесс образования в основном передается именно через невербальные средства коммуникации, отражающие спонтанную эмоционально экспрессивную составляющую информации.
В подтверждение вышесказанного, рассмотрим систематизацию цифровой системы образования Н. Ф. Хилько, ( Хилько 7)который выделяет 5 учебных блоков применения компьютера в образовании сообразно его функциям:
1. Расширение знаний и знакомство с новыми источниками, недоступными для обычного визуального ознакомления.
2. Упражнения на постижение графических, колористических, композиционньх, символических и логических закономерностей; поиск различных возможностей и эффектов графических редакторов (отражение, инвестирование, трансформация, наложение.
3. Развитие коммуникативности студентов в интерактивной среде.
4. Выступление студента в роли творческого субъекта своей деятельности
5. Компьютеризация образовательной среды и окружающего фона
ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 8 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-8-394-400
Как видим, и здесь не упоминается воспитательная функция электронного образования, что подтверждает наш вывод об имеющихся проблемах в этой области.
Выход из этой ситуации, по-видимому, лежит в плоскости совмещения современных и традиционных форм обучения. Изменившиеся программы обучения и, соответственно, средства по их изучению, должны непременно учитывать наличие в них роли педагога, как организующей стороны всего учебного процесса, носителя его воспитательной роли. Такое может стать возможным, только при учете методических рекомендаций, разработанных в педагогической среде специально для разработчиков конкретных обучающих приложений. Методические рекомендации, в данном случае, будут играть роль технического задания, исполнения которого и будут добиваться инженерно технические службы, получившие такое задание.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Резюмируя все вышесказанное, мы приходим к выводу о том, что цифровая образовательная система, став новой ступенью обучения, тем не менее нуждается в присутствии в ней традиционных форм преподавания учебных дисциплин. Самой главной задачей в этой системе становится органическое включение в нее роли педагога, при котором только и возможен полноценный процесс образования. Решение этой задачи нам видится в методическом, с педагогической точки зрения, обеспечении разрабатываемых обучающих программ. Надо отметить, что в Узбекистане широко и активно развивается филологическая школа [8], что позволяет говорить о большом интересе к изучению русской филологии и преподаванию это науки [9].
REFERENCES
1. Екабсонс, А. В. Время и пространство в современной русской драматургии рубежа XX-XXI веков (Doctoral dissertation, Диссертация на соискание ученой степени доктора философии. Ташкент-2020).
2. Екабсонс, А. В. (2012). К вопросу о трансформации родовых признаков в современной драматургии. Вестник Челябинского государственного университета, (5 (259)).
3. Екабсонс, А. В. (2021). ЗАСТЫВШЕЕ ВРЕМЯ КАК ДОМИНАНТА ХРОНОТОПА ВЕЧНОСТИ В ПЬЕСЕ ОЛЕГА БОГАЕВА «РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПОЧТА. КОМНАТА СМЕХА ДЛЯ ОДИНОКОГО
ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 8 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-8-394-400
ПЕНСИОНЕРА». СПЕЦИФИКА ДРАМАТИЧЕСКОГО ХРОНОТОПА. In Литературный процесс на рубеже XX-XXI веков (pp. 42-58).
4. Екабсонс, А. В. (2019). ДОМИК» КАК МЕТАФОРА ЗАЩИЩЕННОСТИ ОТ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В РЕМЕЙК-ПЬЕСЕ МИХАИЛА УГАРОВА «ОБЛОМ OFF. ББК 81 П996, 110.
5. Екабсонс, А. В. Время и пространство в современной русской драматургии рубежа XX-XXI веков (Doctoral dissertation, Диссертация на соискание ученой степени доктора философии. Ташкент-2020).
6. Кононова, И. Ю. (2020). ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ В ПОВЕСТИ НМ КАРАМЗИНА «БЕДНАЯ ЛИЗА». М 34 Материалы международного научного форума «Образование. Наука., 92.
7. Кененбаев, Е. Т. (2021). Коммуникация и правомерность использования некоторых терминов, связанных с этим понятием. Вестник Челябинского государственного университета, (1 (447)), 73-81.
8. Кененбаев, Е. Т. (2019). Невербальная коммуникация в социальной жизни общества. International scientific review, (LXVII).
9. Тангирова, Г. И. (2021). МИФОЛОГИЧЕСКИЕ РЕМИНИСЦЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ПРОЗЕ (ПРОЗА АС ПЕТРУШЕВСКОЙ, Л. УЛИЦКОЙ, Н. БАЙТОВА). Scientific progress, 1(4).
10. Kasimova, A. B. (2021). СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» И «ПОСТОРОННИЙ». Academic research in educational sciences, 2(6), 1384-1396.
11. Касимова, А. Б. (2021). ФИЛОСОФИЯ «ПУСТОТЫ» В РОМАНЕ «ЧАПАЕВ И ПУСТОТА». Экономика и социум, (1-2), 943-948.
12. Шакирова, Р. Р. (2020). КАТЕГОРИЯ ОДУШЕВЛЕННОСТИ-НЕОДУШЕВЛЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ. Academic research in educational sciences, (4).
13. Калдыбаева, Д. О. (2021). МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ. Academic research in educational sciences, 2(4), 1379-1385.
14. Муратов, К. (2021). АНАЛИЗ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СИНТАКСИСА. Academic research in educational sciences, 2(4), 1371-1378.
15. Зиядуллаевна, Н. Г., & Тахировна, М. Т. (2020). Обучение студентов к иновационной педагогической деятельности на основе кластера. Суз санъати,(3).
16. Shagiyeva, N. (2020). The role of information technologies to teach Russian language. European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences, 8(7).
ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 8 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-8-394-400
17. Сергеева, Э. С. (2020). Приём понимания как один из способов интерпретации художественного текста. Academic research in educational sciences,(4).
18. Sergeyeva, E. (2020). Artistic Identity of L. Solovyov's Novel "The Tale of Khodzha Nasreddin". European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences Vol, 8(6).
19. Sergeyeva, E. S. (2020). Adabiyot darslarida interfaol metodlardan foydalanish samarasi. Science and Education, 1(Special Issue 2), 121-126.