Научная статья на тему 'АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ'

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

1037
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
школа / чтение / инновации / система.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т. А. Юлдашева, Мадина Калдибекова

В статье освещены актуальные вопросы обучения русскому языку. Описаны системы обучения русскому языку в школах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ»

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 11 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-11-1427-1434

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ

Т. А. Юлдашева

Чирчикский государственный педагогический институт Ташкентской области

Мадина Калдибекова

Студентка, Чирчикский государственный педагогический институт

Ташкентской области

АННОТАЦИЯ

В статье освещены актуальные вопросы обучения русскому языку. Описаны системы обучения русскому языку в школах.

Ключевые слова: школа, чтение, инновации, система.

ВВЕДЕНИЕ

Вопрос о методах обучения был спорным и в дидактике, и в философии, и в лингвометодике. Существуют разные точки зрения на обоснование и классификацию методов обучения. Так, дидакты характеризуют метод с точки зрения познавательной деятельности учащихся, которую организует учитель: «Методы обучения - это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения, то есть дидактических задач» - такое определение дано в учебном пособии «Педагогика» (1996). В философии метод определяется как «способ достижения определенных результатов в познании и практике». В методике преподавания русского языка как неродного нет единого определения метода. Приведем два определения: 1) метод обучения - это система приемов, посредством которых учитель преподает, а учащиеся усваивают основу наук, предусмотренных учебной программой; 2) под методами принято понимать способы обучения и способы работы учащихся, при помощи которых достигается усвоение знаний русского языка и приобретаются необходимые навыки в практике речи.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ И МЕТОДОЛОГИЯ

Различаются следующие методы обучения: натуральный (прямой), сравнительный (переводно-грамматический), комбинированный (смешанный).

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 11 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-11-1427-1434

В 60-е годы утверждается сознательно-практичсекий метод. В 80-е годы возникли аудиовизуальный, программированный методы. Натуральный (прямой) метод. Согласно натуральному методу учащиеся усваивают второй язык без учета особенностей родного языка, то есть создаются непосредственные прямые ассоциации между предметом и словом, значением грамматических категорий и их формами, минуя лексический и грамматический строй родного языка учащихся. Однако новый язык усваивается учащимися с помощью родного языкового сознания. Невозможно механически исключить родной язык обучающихся. Поэтому методика обучения русскому языку нерусских не может строиться без учета родного языка учащихся.

Сравнительный (переводно-грамматический) метод. Согласно этому методу изучение русского языка предполагает его сопоставление с родным. Основоположниками этого метода были В.В.Радлов, К.Насыри. переводный метод требует постоянного обращения к родному языку. Однако не во всех случаях это уместно. Недостатком переводного метода является то, что учащиеся постоянно находятся в атмосфере родного, а не изучаемого языка. Комбинированный метод. Комбинированный (смешанный) метод как наиболее эффективный из имеющихся методов обучения получил признание в работах Н.А.Бобровникова, В.А.Богородицкого, В.М.Чистякова, Ф.Ф.Советкина и др. Он в определенной степени комбинирует натуральный и сопоставительный методы.

Чтобы реализовать комбинированный метод, учитель должен в совершенстве владеть русским языком и знать особенности родного языка учащихся. В 60-е годы в методике утвердился сознательно-практический метод обучения, получивший обоснование в работах Б.В.Беляева. Согласно данному методу практическое обучение языку происходит путем осознания учащимися лексико-грамматических единиц языка, которые усваиваются в речевой практике. Этот метод положен в основу обучения русскому языку в современной школе. В 80-е годы возник аудиовизуальный метод (обучение языку в сжатые сроки на ограниченном лексико-грамматическом материале. При интенсивном использовании средств зрительной и слуховой наглядности), программированный метод (оптимальное деление материала на порции и постепенное привитие умений и навыков через соответствующее распределение логических операций).

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 11 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-11-1427-1434

В последние десятилетия основополагающей методической категорией был провозглашен коммуникативный метод обучения, который согласуется с существующими методами или их синтезом.

В современной дидактике и методике имеются и разные классификации методов обучения в узком понимании. Сравнительный (переводно-грамматический) метод. Согласно этому методу изучение русского языка предполагает его сопоставление с родным. Основоположниками этого метода были В.В.Радлов, К.Насыри. переводный метод требует постоянного обращения к родному языку. Однако не во всех случаях это уместно.

Недостатком переводного метода является то, что учащиеся постоянно находятся в атмосфере родного, а не изучаемого языка. Комбинированный метод. Комбинированный (смешанный) метод как наиболее эффективный из имеющихся методов обучения получил признание в работах Н.А.Бобровникова, В.А.Богородицкого, В.М.Чистякова, Ф.Ф.Советкина и др. Он в определенной степени комбинирует натуральный и сопоставительный методы. Чтобы реализовать комбинированный метод, учитель должен в совершенстве владеть русским языком и знать особенности родного языка учащихся.

В 60-е годы в методике утвердился сознательно-практический метод обучения, получивший обоснование в работах Б.В.Беляева. Согласно данному методу практическое обучение языку происходит путем осознания учащимися лексико-грамматических единиц языка, которые усваиваются в речевой практике. Этот метод положен в основу обучения русскому языку в современной школе.

В 80-е годы возник аудиовизуальный метод (обучение языку в сжатые сроки на ограниченном лексико-грамматическом материале. При интенсивном использовании средств зрительной и слуховой наглядности), программированный метод (оптимальное деление материала на порции и постепенное привитие умений и навыков через соответствующее распределение логических операций).

В последние десятилетия основополагающей методической категорией был провозглашен коммуникативный метод обучения, который согласуется с существующими методами или их синтезом. В современной дидактике и методике имеются и разные классификации методов обучения в узком понимании.

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 11 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-11-1427-1434

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Выбор того или иного метода зависит от целей и задач урока, уровня знаний учащихся, умений и навыков по русскому языку, подготовкой самого учителя. Не может быть единого универсального метода обучения русскому языку, только совокупность методов может обеспечить учащимся усвоение программного материала. На современном этапе обучения русскому языку речь идет об использовании активных и интерактивных методов обучения. Активные методы - это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия.

Активные методы обучения — это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К активным методам обучения относят дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговую атаку, внеконтекстные операции с понятиями и др. Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) - означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Интерактивные и активные методы имеют много общего. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Интерактивный метод можно рассматривать как самую современную форму активных методов. К интерактивным методам могут быть отнесены следующие: дискуссия эвристическая беседа «мозговой штурм» ролевые, «деловые» игры тренинги кейс-метод метод проектов групповая работа с иллюстративным материалом обсуждение видеофильмов и т.д

Современные инновационные технологии обучения русскому языку Модернизация российского образования ориентирует школьное образование на органическое единство нового содержания образования, новых форм организации образовательного процесса, новых образовательных технологий,

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 11 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-11-1427-1434

новых форм оценки качества образования. Внедрение в практику преподавания русского языка нового стандарта ФГОС ООО обусловило перемены, некоторые из которых заключаются в следующем: 1) уточнение и совершенствование содержания языкового образования; 2) обучение с учетом условий поликультурного языкового пространства; 3) личностно-ориентированный и системно-деятельностный подходы в школьном лингвистическом образовании; 4) усиление метапредметной образовательной функции русского языка; 5) реализация компетентностного подхода в обучении (формирование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций; 6) усиление практикоориентированного характера изучения языковых явлений языка (традиция и ситуация употребления в речи); 7) усиление внутрисистемных связей явлений языка (связь лексикологии и морфологии; морфемики и орфографии; морфологии и орфографии; синтаксиса и морфологии и др.); 8) особое внимание на развитие творческих способностей учащихся, формирование эстетического вкуса средствами языка во взаимосвязи с другими видами искусства (например, с живописью, графикой, музыкой, архитектурой и т.д.); 9) формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся в учебной и внеучебной деятельности (саморазвитие, самообразование, самоконтроль, самореализация); 10) реализация текстоцентрического подхода в обучении русскому языку, который позволяет использовать текст как дидактический материал на всех этапах обучения; 11) эффективное применение ИКТ в процессе обучения; 12) новые подходы к оценке качества образования. В практике обучения русскому языку на сегодняшний день активно применяются различные инновационные технологии: - технология проблемного обучения; - организация проектной и исследовательской деятельности (метод проектов предполагает определенную совокупность учебнопознавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнеров по общению, развивать умение добывать

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 11 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-11-1427-1434

информацию из разных источников, обрабатывать ее с помощью современных компьютерных технологий;

-внедрение основ кооперативного обучения, формирующее навыки работы в команде;

-дистанционные технологии обучения; -информационно-коммуникационные технологии; -технология развивающего обучения; - технология деятельностного обучения;

-технология взаимосвязанного обучения родному, русскому и иностранному языкам (в рамках обучения русскому как неродному) в целях формирования толерантной языковой личности, владеющей несколькими языками и включенной в пространство разных культур; межпредметная интеграция;

-технология модульного обучения; -игровые технологии; -разноуровневое обучение;

-к современным технологиям относится и технология сотрудничества, основная идея которой заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Учащиеся объединяются в группы по 3-4 человека, им дается одно задание, при этом оговаривается роль каждого. Каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы.

REFERENCES

1. Мустафакулов, А. А., Халилов, О. К., & Уринов, Ш. С. (2019). Цель и задачи самостоятельной работы студентов.

2. Abdurakhmanov, B. A., & Ayupov, K. S. (2010). Bakhadyrkha nov, MK, Iliev, Kh. M., Zikrillaev, NF, and Sapa rniyazova, ZM, Low Temperature Diffusion of Impu rities in Silicon. In Dokl. Akad. NaukResp. Uzb (No. 4, p. 32).

3. Бахадырханов, М. К., Зикриллаев, Н. Ф., Аюпов, К. С., Бобонов, Д. Т., Кадырова, Ф. А., & Ильхомжонов, Н. (2006). Спектральная область существования автоколебаний тока в кремнии, легированном марганцем. Журнал технической физики, 76(9), 128-129.

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 11 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-11-1427-1434

4. Абдурахманов, Б. А., Аюпов, К., Бахадырханов, М. К., Илиев, Х. М., Бобонов, Д. Т., & Зикриллаев, Н. Ф. (2010). Сапар-ниязова ЗМ, Тошев А. Низкотемпературная диффузия примесей в кремнии. Доклады АН РУз, (4), 32.

5. Bakhadirkhanov, M. K., Ayupov, K. S., Zikrillaev, N. F., Kadirova, F. A., & Bobonov, D. T. (2002). Strongly compensated silicon as a new class of materials for electronics.

6. Taylanov, N. A., Dzhuraeva, N. M., & Bobonov, D. T. (2019). Diffusion evolution of electromagnetic perturbations in superconductors. Uzbekiston Fizika Zhurnali, 21(2), 130-132.

7. Бахадырханов М.К., Исамов С.Б., Илиев К.М., Камалов К.У. (2015). Аномально долгое время жизни дырок в кремнии с нанокластерами атомов марганца. Полупроводники , 49 (10), 1332-1334.

8. Хасанова, Г. (2021). ОЛИЙ ТАЪЛИМ МУАССАСАЛАРИ ПЕДАГОГЛАРИНИНГ КРЕАТИВ КОБИЛИЯТЛАРИНИ РИВОЖЛАНТИРИШНИНГ МАЗМУНИ. Academic research in educational sciences, 2(1).

9. Халилов, О. К., & Бобонов, Д. Т. (2021). КИМЁ ВА ФИЗИКА КУРСИНИ УКИТИШДА ЛАБОРАТОРИЯ ИШЛАРИНИНГ МА^САД ВА ВАЗИФАЛАРИ. Scientific progress, 2(6), 199-203.

10.Хасанова, Г. И. К (2021). БОЛАГА ЙУНАЛТИРИЛГАН ТАЪЛИМНИ АМАЛГА ОШИРИШДА ТАРБИЯЧИНИНГ КАСБИЙ КОМПЕТЕНТСИЯСИНИНГ АХАМИЯТИ. Academic research in educational sciences, 2(9), 1051-1056.

11.Мустафакулов, А. А., Халилов, О. К., & Уринов, Ш. С. (2019). Цель и задачи самостоятельной работы студентов.

12.Abdurakhmanov, B. A., & Ayupov, K. S. (2010). Bakhadyrkha nov, MK, Iliev, Kh. M., Zikrillaev, NF, and Sapa rniyazova, ZM, Low Temperature Diffusion of Impu rities in Silicon. In Dokl. Akad. NaukResp. Uzb (No. 4, p. 32).

13. Бахадырханов, М. К., Зикриллаев, Н. Ф., Аюпов, К. С., Бобонов, Д. Т., Кадырова, Ф. А., & Ильхомжонов, Н. (2006). Спектральная область существования автоколебаний тока в кремнии, легированном марганцем. Журнал технической физики, 76(9), 128-129.

14.Абдурахманов, Б. А., Аюпов, К., Бахадырханов, М. К., Илиев, Х. М., Бобонов, Д. Т., & Зикриллаев, Н. Ф. (2010). Сапар-ниязова ЗМ, Тошев А. Низкотемпературная диффузия примесей в кремнии. Доклады АН РУз, (4), 32.

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 11 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-11-1427-1434

15.Bakhadirkhanov, M. K., Ayupov, K. S., Zikrillaev, N. F., Kadirova, F. A., & Bobonov, D. T. (2002). Strongly compensated silicon as a new class of materials for electronics.

16.Taylanov, N. A., Dzhuraeva, N. M., & Bobonov, D. T. (2019). Diffusion evolution of electromagnetic perturbations in superconductors. Uzbekiston Fizika Zhurnali, 21(2), 130-132.

17.Бахадырханов М.К., Исамов С.Б., Илиев К.М., Камалов К.У. (2015). Аномально долгое время жизни дырок в кремнии с нанокластерами атомов марганца. Полупроводники , 49 (10), 1332-1334.

18.Хасанова, Г. (2021). ОЛИЙ ТАЪЛИМ МУАССАСАЛАРИ ПЕДАГОГЛАРИНИНГ КРЕАТИВ КОБИЛИЯТЛАРИНИ РИВОЖЛАНТИРИШНИНГ МАЗМУНИ. Academic research in educational sciences, 2(1).

19.Халилов, О. К., & Бобонов, Д. Т. (2021). КИМЁ ВА ФИЗИКА КУРСИНИ УКИТИШДА ЛАБОРАТОРИЯ ИШЛАРИНИНГ МА^САД ВА ВАЗИФАЛАРИ. Scientific progress, 2(6), 199-203.

20.Хасанова, Г. И. К (2021). БОЛАГА ЙУНАЛТИРИЛГАН ТАЪЛИМНИ АМАЛГА ОШИРИШДА ТАРБИЯЧИНИНГ КАСБИЙ КОМПЕТЕНТСИЯСИНИНГ АХАМИЯТИ. Academic research in educational sciences, 2(9), 1051-1056.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.