Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ'

ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

403
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
развивающее обучение / начальные классы / современные технологии / начальные классы. / developmental education / primary classes / modern technologies / primary classes.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гульшода Джураева

В работе автор рассматривает как можно реализовать развивающее обучение на уроках русского языка, какие педагогические технологии способствуют реализации развивающего обучения, какие виды заданий на уроках русского языка способствуют решению этих задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this work, the author examines how it is possible to implement developing education in Russian lessons, what pedagogical technologies contribute to the implementation of developing education, what types of tasks in Russian lessons help to solve these problems.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 9 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-9-254-258

ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Гульшода Джураева

Преподавательница кафедры общей педагогики Андижанский государственный университет

АННОТАЦИЯ

В работе автор рассматривает как можно реализовать развивающее обучение на уроках русского языка, какие педагогические технологии способствуют реализации развивающего обучения, какие виды заданий на уроках русского языка способствуют решению этих задач.

Ключевые слова: развивающее обучение, начальные классы, современные технологии, начальные классы.

ABSTRACT

In this work, the author examines how it is possible to implement developing education in Russian lessons, what pedagogical technologies contribute to the implementation of developing education, what types of tasks in Russian lessons help to solve these problems.

Keywords: developmental education, primary classes, modern technologies, primary classes.

ВВЕДЕНИЕ

В системе образования русский язык занимает особое место, обеспечивая культурно-гуманистическую направленность, формирование нравственного мира личности, развитие духовной среды, что отмечается такими учеными-классиками, как М.В. Ломоносовым, С.И. Ожоговым, Д. Розенталь, Л.Н. Толстым, и др. В школе русский язык выступает как научная дисциплина, изучение которой требует немалых усилий.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ И МЕТОДОЛОГИЯ

Учебная дисциплина «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, он направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Обучение русскому языку в начальной

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 9 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-9-254-258

национальной школе - первоначальный этап системы обучения русскому языку. В начальном звене осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6-10 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета в начальной школе представляют собой единый филологический курс, в котором изучение русского языка сочетается в первоначальным литературным образованием и обучением чтению.

Изучение русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте». В обучении грамоте различаются три периода: добукварный - подготовительный, букварный - основной, послебукварный -завершающий. Последовательность работы, характер упражнений на каждом из вышеназванных этапов обучения грамоте, определяются закономерностями звукового аналитико-синтетического метода. Изучение всех сторон языка во взаимосвязи позволяет сформировать у школьников представление о языке как сложном, развивающемся явлении, имеющим разные уровни, которые находятся во взаимосвязи.

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным дисциплинам.

Как отмечает С.А. Солданова в своей работе «Использование технологий развивающего обучения на уроках русского языка в начальной школе», новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют новые требования к школе. Современные стандарты по русскому языку и литературе требуют воспитания духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире. Формирования гражданской позиции, чувства патриотизма, любви к литературе и языку, к ценностям отечественной культуры, социализированной и адаптированной к жизненным условиям. В этом суть и назначение учителя начальных классов.

Для того чтобы школьники стали активными участниками процесса обучения, необходимо так организовать учебную деятельность, чтобы им было интересно приобретать новые знания, умения и навыки, чтобы ребенок сам открывал для себя истину, а не получал готовые знания. Внешне это отношение в пытливости, в любознательности учащихся, в их внимании и активности на уроке.

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 9 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-9-254-258

Как мы предполагаем, многие УМК, по которым идет реализация ФГОС НОО, построены на принципе развивающего обучения. Поэтому учителю необходимо построить свою деятельность на принципе развивающего обучения, прочные позиции должны занимать развивающее обучение. Реализуя развивающее обучение учитель может вовлекать обучающихся в различные виды деятельности, использовать в преподавании дидактические игра, дискуссии, а также методы обучения, направленные на обогащение воображения, мышления, памяти, речи. Целью развивающего обучения школьников, как мы считаем, является достижение оптимального общего развития каждого ребенка на базе усвоения предметных знаний, умений и навыков. Конечная цель технологии развивающего обучения состоит в том, чтобы иметь потребность в самоизменении и быть способным удовлетворять ее посредством учения, т.е. хотеть, любить и учиться.

Обучение русскому языку в начальных классах национальной школы предоставляет учителю большие возможности в работе над развитием речи, мышления, воображения школьников, творческих способностей. Потенциал развития личности младшего школьника реализован в содержании программ, учебников и учебных пособий по русскому языку. Правильно, системно организованная работа на уроках русского языка может дать прекрасную возможность для развития личности младшего школьника, его мышления и речи, его восприятия и памяти, творческого воображения и таланта. Приучая ребенка к организации своего учебного процесса, к осмыслению нового материала, к разностороннему рассмотрению различных языковых явлений, развивая пытливость его ума, учитель должен закладывать основы успешной мыслительной деятельности младших школьников. Не все дети рождаются творческими личностями. Однако, при создании определенных условий, учитель может организовать продвижение вперед по пути познания, развития и творчества этих детей. Уроки средствами учебного предмета обеспечивают важнейшее воздействие на развитие у учащихся речи, мышления и воображения. Достаточная степень развития мышления, воображения, речи -главный показатель развития личности.

Как считает С.А. Солданова главная задача учителя-помочь каждому ребенку осознать свою значимость, не потеряться, а утвердиться в окружающем мире. Применение развивающего обучения на уроках русского языка, где учащиеся являются активными участниками организации учебного процесса, можно не только активизировать познавательную деятельность младших

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 9 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-9-254-258

школьников, но и сделать урок более живым, разнообразным, а следовательно, продуктивным, сэкономить время [6, с. 43].

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Многие задания, которые даются в учебниках «Русский язык», рассчитаны на самостоятельное выполнение. Эти задания выявляют способность ребенка действовать по образцу. Репродуктивная деятельность является важнейшим компонентом мышления. Многие задания учебника не могут быть решены на репродуктивном уровне, а требуют самостоятельного творческого мышления. Это должны быть задания, требующие от ребенка осуществления мыслительных операций в новых условиях, т.е. в условиях непривычной формулировки задания, примечание нового языкового материала. Необходимости сделать самостоятельный вывод, обобщения. Например, на доске записаны слова: вор..б..й, мыш.., т..трад.., п..л..то, учит..л.., кон..к.., рож.., к..рабл.., ст..кло, ветв.., похо..ка, уло.., оз..ро, мысл.. .

- Чем похожи эти слова? (Имена существительные).

- Какое задание можно предложить? (Разделить на группы).

- Какие группы можно получить? (по роду, по орфограмме).

Выполнив это задание. Учитель может вместе с детьми выйти на

объяснение нового материала по теме «Имена существительные 3 склонения». На уроках русского языка есть возможность использования задания, направленные на создание нового материала, которые имеют большое значение для развития творческого мышления: подобрать слова сходные или противоположные по смыслу: храбрый, смелый, отважный, бесстрашный, большой-маленький, широкий-узкий, сладкий-горький. Для развития творческих способностей детей можно предложить задания: продолжить рассказ, составить памятку, придумать словосочетание, сост авить предложение с заданным словом, составить рассказ по картинкам и т.д.

На уроках литературного чтения, используя технологию критического мышления, учитель может предложить стихотворные формы, которые требуют строгого алгоритма, но и в то же время не вызовут значительных затруднений у подавляющего большинства учеников. Как мы считаем, интересны задания творческого характера: синквейн, диамант, даймонд, хайку.

ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 9 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-9-254-258

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Включение в структуру уроков подобных заданий создает возможность вовлечение в посильную для детей творческую деятельность, что является необходимым условием формирования различных творческих качеств мышления и оптимизации учебного процесса. Задания такого характера в наибольшей степени побуждает к подключению каждого ребенка в учебную деятельность независимо от уровня своего развития, к самостоятельности и в постановке целей и в достижении нового результата. Задача учителя начальных классов состоит в том, чтобы учитывать развивающую роль обучения и воспитания в становлении личности ребенка и ориентировать на поиск тех психолого-педагогических средств, с помощью которых можно оказать существенное влияние, как на общее психическое развитие детей, так и на развитие их специальных способностей.

REFERENCES

1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986. - 172 с.

2. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. - Томск: Пеленг, 1992. - 205 с.

3. Жедек П.С. Использование методов развивающего обучения на уроках русского языка в младших классах. - Томск: Пеленг, 1992. - 60 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.