Научная статья на тему 'Приемы арт-терапии как средство развития речевой и творческой активности учащихся 5 классов на уроках английского языка'

Приемы арт-терапии как средство развития речевой и творческой активности учащихся 5 классов на уроках английского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
678
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРТ-ТЕРАПИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нельзина Елена Николаевна, Логинова Юлия Сергеевна

Одной из актуальных задач российского образования является развитие активного творческого и критического мышления каждого учащегося в рамках учебной программы в школе второй ступени. Данная задача наиболее эффективно решается в условиях развивающего и воспитывающего обучения, в основе которого исследователи видят его личностно-ориентированную направленность. Арт-терапия в образовании стала системным новшеством, которое характеризуется совокупностью теоретических и практических идей, новых технологий, многообразием связей с социальными, психологическими и педагогическими явлениями, относительной независимостью (обособленностью) от других составляющих педагогической действительности (процессов обучения). В статье дается определение понятия «арт-терапия», выявлена ее эффективность на уроках иностранного языка, раскрываются основные ее виды, приводится фактическое подтверждение добавочными упражнениями к УМК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приемы арт-терапии как средство развития речевой и творческой активности учащихся 5 классов на уроках английского языка»

ПРИЕМЫ АРТ-ТЕРАПИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Елена Николаевна Нельзина

кандидат педагогических наук, доцент Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

Email: nelzina@mail.ru

Юлия Сергеевна Логинова

студентка гр.742 факультета иностранных языков Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: yulka93@yandex.ru

Аннотация: Одной из актуальных задач российского образования является развитие активного творческого и критического мышления каждого учащегося в рамках учебной программы в школе второй ступени. Данная задача наиболее эффективно решается в условиях развивающего и воспитывающего обучения, в основе которого исследователи видят его личностно-ориентированную направленность.

Арт-терапия в образовании стала системным новшеством, которое характеризуется совокупностью теоретических и практических идей, новых технологий, многообразием связей с социальными, психологическими и педагогическими явлениями, относительной независимостью (обособленностью) от других составляющих педагогической действительности (процессов обучения).

В статье дается определение понятия «арт-терапия», выявлена ее эффективность на уроках иностранного языка, раскрываются основные ее виды, приводится фактическое подтверждение добавочными упражнениями к УМК.

Ключевые слова: арт-терапия, интеграция, критическое мышление, личностно-ориентированная направленность.

В XXI веке, в условиях глобализации, уровень владения иностранным языком должен соответствовать международным требованиям и стандартам. Стандарт определяет, что основной задачей обучения иностранному языку является формирование иноязычной коммуникативной компетенции. Главной проблемой становится поиск новых технологий обучения, которые бы не только повысили мотивацию обучающихся, но и дали возможность развивать учащихся целостно [5].

УМК «Английский язык. Семья и друзья» рекомендован Министерством образования РФ к использованию в учебном процессе. Этот курс создан на основе авторской программы, которая рассчитана на обязательное изучение предмета «Иностранный язык» по базисному учебному плану (4 часа) в неделю и ориентирован на учащихся 11-12 лет. Данный курс использует основанный на грамматике подход с параллельной работой над всеми языковыми навыками.

Также известно, что учащиеся различаются по своему типу восприятия: визуалы, аудиалы и кинестетики. Все эти подходы использованы в данном курсе для того, чтобы помочь каждому учащемуся реализовать свой потенциал [3].

Арт-терапии пришла в отечественную методику сравнительно недавно. Она отличается своей способностью к интеграции, именно поэтому многие упражнения прекрасно вливаются в уроки иностранного языка, так как интеграция видов деятельности на уроках способствует быстрому усвоению иностранного языка. К видам арт-терапии относятся такие, как: рисуночная терапия или изотерапия,музыкотерапия и кинезитерапия; имаготерапия -приемы, связанные с театром и образами, драматургия, где учащиеся берут на себя роли рассказчиков, слушателей, участников диалогов и других ситуаций. Такая объединенная творческая деятельность оказывает влияние не только на уровень сплоченности коллектива, но и на то, как отдельные учащиеся дают оценку себе и другим, какое мнение у них складывается о занимаемой позиции в классе/группе [2]. Говоря о преимуществах арт-терапии, можно выделить следующие:

1. Арт-терапия позволяет принять и войти в те социальные роли, которые слабо выражены или вообще не выражены в жизни человека.

2. Инсайт-ориентированный характер арт-терапии означает то, что в ней существует свобода выражения, свобода творчества и свобода самопознания.

3. Арт-терапия не имеет ограничений и не требует от человека уникальных творческих способностей. Эта технология может смело применяться на любом человеке, даже абсолютно не умеющем рисовать, петь, танцевать и т. д.

4. Арт-терапия вызывает исключительно положительные эмоции у детей.

5. Любое творчество является «мостом общения», т. к. оно сближает. Это поможет в налаживании контактов в школьном коллективе, если там замечены случаи отчуждения [1].

Итак, рассмотрим некоторые приемы арт-терапии, основанные на УМК «Семья и друзья».

Прием изотерапии «Рисунок». Этот вид терапии является одним из наиболее распространенных в своем назначении.

Unit 11: Have you ever been..?

Lesson 1 (words)

Напервомурокеновойтемы «Have you ever been...?» учащиеся знакомятся с лексикой по теме «Путешествия». На этапе отработки слов, наряду с обычным повторением слов за учителем, был использован прием «Рисунок». Детям было предложено схематично изобразить одно из новых слов, которое зафиксировано на карточке (чтобы дети не повторялись при выборе слов, необходимо раздать им уже зафиксированные слова). Каждый учащийся показывал свое изображение, тогда как остальные должны были догадаться, что изображено проговорить это слово и попробовать составить предложение. Таким образом, за счет использования простых изображений мы дополняем повтор слов за учителем, отрабатываем новые слова уже на уровне

предложения и вводим и целенаправленно отрабатываем новую грамматическую конструкцию «Have you ever been..?» Этот прием может быть использован по любой из предложенных автором тем на первом уроке введения новой лексики.

Прием имаготерапии «Исценировка».Имаготерапия занимает особое место среди всех видов арт-терапии. Ее основой является театрализация процесса. В групповой форме имаготерапии лежит образно-ролевая драматерапия, где осуществляется «реконструкция поведенческой реакции». Проигрывание ролей направлено на разрушение коммуникативно-поведенческих стереотипов. В Англии термин «драматерапия» был основан Питером Слейдом, известным за его определение драматического исценирования как естественного способа обучения учащихся, ведь уроки являются незаменимой областью для внедрения драматизации [4].

Unit 4 «Whose jacket it is»

Lesson 5 (reading) «Shadow Puppet Theatre»

Материалы:

- шаблоны для театра кукол

- готовые куклы

- мешок с различными вещами по темам «Театр кукол», «Театр».

Ход занятия:

1) Предтекстовый этап.

Учащимся предлагается достать из «волшебного» мешка одну вещь и составить предложение согласно ее наименованию. После того, как все дети составили по предложению, им задаются вопросы: «Can you guess what we are going to talk about?» и «Have you seen a nypuppet theatre?»

2) Текстовый этап.

На текстовом этапе учащиеся должны прочитать текст и ответить на вопросы учителя, чтобы проверить, насколько ученики поняли текст.

3) Послетекстовый этап.

На последнем этапе чтения учащимся дается установка в группах подготовить выступление как в театре кукол, которое передаст полное содержание одного из абзацев. В тексте всего 3 абзаца, соответственно - 3 рабочих группы. Учащимся выдается материал, а именно шаблоны для изготовления кукол, с помощью которых они должны подготовить свое выступление 5-8 минут. Во время просмотров остальным ученикам дается задание угадать, по какому абзацу «актеры» показывают сценку, и оценить их одним прилагательным.

Прием музыкотерапии «Интонация». За счет внедрения музыкотерапии в процесс урока мы можем наблюдать улучшение памяти и коммуникации у учащихся, что несомненно подтверждает эффективность применения направлений арт-терапии на уроках иностранного языка [6].

Unit 4 «Whose jacket it is»

Lesson 5 (reading) «Shadow Puppet Theatre»

Материалы:

- мешок с различными вещами по темам «Театр кукол», «Театр».

Ход занятия:

Послетекстовый этап.

Нами уже был представлен этот прием, однако необходимо раскрыть его в решении совершенно других задач. После прочтения и ознакомления с текстом учащимся предлагается достать из «волшебного» мешка одну вещь и задать другим вопрос. Вопрос может быть любого типа: альтернативным, уточняющим, специальным или общим. Задача такого приема - является отработать интонацию вопросов различного типа. Другой задачей может быть отработка определенной конструкции, например, грамматического времени PastPerfect «Ihavetaken...». По примеру учащиеся составляют предложения и тренируются в данной конструкции.

Уровень владения иностранным языком обеспечивает базой для формирования языковой компетентности профессионала и нацелен на обеспечение его конкурентоспособности. Именно поэтому на сегодняшний день одной из актуальных задач российского образования является развитие активного творческого и критического мышления каждого учащегося в рамках учебной программы. Таким образом, творческая деятельность ребенка является важным элементом развития и учащиеся получают возможность развить уверенность и необходимые навыки для эффективной коммуникации на английском языке. Именно поэтому арт-терапия так эффективна при работе с детьми. Ребенок не задумывается о конечном результате, он получает удовольствие от самого процесса.

Список литературы

1. Копытин А.И. Практикум по арт-терапии / Санкт-Петербург: Питер,

2001.

2. Матюшкина А.М. Развитие творческой активности школьников / Москва: Педагогика, 2013.

3. Пояснительная записка и тематическое планирование по курсу «Family and Friends».

4. Landy Robert J. The State of The Art / The Art in Psychotherapy/ New York University, 2007.

5. Ostroumova O.F., Nizamieva L.R., Nazarova G.I./ The didactic aspect of foreign language creative teaching/ Journal of Language and Literature, Vol. 5. No. 3. 2014.

6. American Music Therapy Association/ What is Music Therapy? [Электронный ресурс]. - URL: http://www.musictherapy.org/.

© Нельзина Е.Н., Логинова Ю.С., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.