МЕТОДИКА
УДК 811:378.147:371.302
В. Л. Прокофьева
«АРТ-ОРИЕНТИРОВАННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ» В НАУКЕ ОБ ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ
Речь идет о разработке «Арт-ориентированной концепции обучения иноязычной коммуникации» как инновационном направлении в обучении и воспитании, выявляются главные инновационные направления, составляющие основу «Арт-ориентированной концепции обучения иноязычной коммуникации», уточняется ее сущность.
The article is devoted to developing the art-oriented conception of teaching foreign languages communication as an innovative means of upbringing and education. The author reveals the constituent points and the essence of the art-oriented conception of teaching foreign languages communication.
Ключевые слова: арттерапия, артпсихология, артпедагогика, искусство, иноязычная коммуникация, арт-ориентированная концепция обучения, музыкальная терапия, воспитание, обучение.
Keywords, arttherapy, artpsychology, artpedago-gics, art, foreign languages communication, art-oriented conception of teaching foreign languages communication, musical therapy, upbringing, teaching.
Актуальность исследования «Арт-ориентиро-ванная концепция обучения иноязычной коммуникации» продиктована тем, что в последнее время всё большее распространение получает ориентация на такой тип обучения, который стимулирует интеллектуальное и нравственное развитие личности учащегося, активизирует его потенциальные возможности, формирует критическое мышление. Информационное обучение все активнее заменяется смысло-поисковым, творческим, нацеленным на гармоничное развитие личности, которое определяется, прежде всего, «достаточным запасом энергетических сил, позволяющих человеку поддерживать жизнеутверждающую, оптимистическую направленность жизнедеятельности, проявлять адаптивные возможности, эмоциональную удовлетворенность и способность конструктивно преодолевать внутренние и внешние помехи в решении жизненных задач» [1].
© Прокофьева В. Л., 2010 110
В рамках данного исследования речь идёт об обучении иноязычной коммуникации, именно поэтому, с нашей точки зрения, в центре внимания никак не может быть «информационное обучение», хотя оно, конечно, имеет своё определенное назначение. Обучение иноязычной коммуникации - это, конечно же, поиск смыслов, решение проблем, проектная деятельность, активизация потенциальных возможностей обучаемых и, несомненно, формирование критического мышления, которое «необходимо развивать, направляя учащихся на овладение творческими способами, решение жизненных проблем, на самообразование и самовоспитание» [2].
В этих условиях профессиональной деятельности от педагога требуется иная, нестандартная, психологическая готовность к работе с учащимися. Сегодня в системе образования нужен педагог, владеющий культурно-исторической вариативной дидактикой - системой продуктивно-рефлексивных технологий создания конструктивной среды развития субъектов образовательного процесса. На наш взгляд, разработка инновационной концепции обучения иноязычной коммуникации, ориентированной на комплексное использование ресурсов искусства, а именно: живописи, стихосложения, пения, драматизации, театра и кинематографа, художественной литературы, - предоставит учащемуся возможность проигрывать, переживать, осознавать какую-либо ситуацию или проблему наиболее удобным для него способом.
Целью данной статьи является уточнение сущности «Арт-ориентированной концепции обучения иноязычной коммуникации», что предполагает изучение и анализ тех источников, которые привели к возникновению самой идеи «Арт-ори-ентированного обучения иноязычной коммуникации», а также выявление, осмысление и систематизацию основных направлений исследований, ведущих к пониманию её сущности, определению её развития и функционирования. В связи с этим встаёт вопрос о том, что является основанием «Арт-ориентированной концепции обучения иноязычной коммуникации».
Вероятно, прежде всего, необходимо пояснить, почему в названии данной «Концепции» на первом месте стоит слово «арт». «Арт» (лат. ars, анг. и франц. аг^ итал. arte, рус. арт, искусство) уже прочно вошло в отечественный научный и
разговорный язык, тому примером являются такие новые направления, как «арттерапия», «арт-психология», «артпедагогика» и другие. В рамках «Арт-ориентированной концепции обучения иноязычной коммуникации» подразумевается искусство в целом.
Воздействие искусства на человека интересовало ученых во все времена. Исследования ряда авторов (Л. С. Брусиловского, М. Е. Бурно, И. С. Говорова, М. В. Киселевой, А. И. Копытина, Л. М. Кры-жановской, Е. А. Медведевой, В. И. Петрушина, С. В. Шушарджана и др.) показывают, что искусство (изобразительное, музыкальное, вокальное, танцевальное, театральное) как средство воспитания и врачевания использовалось еще в Древней Греции (Пифагор - VI в. до н. э, Аристотель, Платон - IV в. до н. э., Демокрит - V в. до н. э.), Древней Индии (Хазрат Инайят Хан) и в Китае. Задумываясь над механизмом воздействия на человека живописи, театра, музыки, танца, древние ученые пытались определить их роль как в восстановлении функций организма, так и в формировании духовного мира личности. Конечно, «врачевание», «восстановление функций организма» очень важно для человека, но в рамках данного исследования нас более всего интересуют проблемы воспитания и обучения. Попытаемся рассмотреть роль и место искусства под этим углом зрения.
В разные периоды времени колебалось соотношение врачевания и воспитания в зависимости от используемых видов искусства. Так, вокальное искусство еще до нашей эры применялось как средство лечения и воспитания, причем считалось, что свойство голоса - выражать чувства и эмоции, поэтому «слово» обращалось к сознанию человека, а музыкальное сопровождение -к чувствам. Танцевальное искусство - это, в основном, врачевание (В. И. Петрушин). Музыкальное искусство - это единство поэзии, танца и музыки, поэтому издавна считалось, что оно искореняет нарушение гармонии в теле, т. е. производит целительное воздействие на человека (Пифагор, Аристотель, Платон). Индийская философия утверждает, что ни одно искусство не способно так вдохновлять личность, как музыка. «Любой человек, общаясь с искусством, достигает в той или иной области высокой степени возвышения "поля мысли"» [3].
Что касается изобразительного искусства, то еще в Древней Греции считалось, что «созерцая прекрасные изваяния, картины великих мастеров, человек впитывает все лучшее, что они отражают». Это мнение сохранилось и до наших дней. Изобразительное творчество позволяет «ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды, а также - освобо-
диться от негативных переживаний прошлого» [4], т. е. это и воспитание, и психокоррекция одновременно.
О театральном искусстве чаще пишут как о средстве воспитания, нежели лечения, так как «во все времена с помощью силы театрального искусства проповедовались определенные идеи, формировалось мировоззрение народа. Театр давал зрителям живые уроки героизма, воспитания верности своим идеалам» [5].
В Средние века изучалось воздействие различных ритмов, мелодий и гармоний на эмоциональное состояние человека. Применение музыки носило преимущественно эмпирический характер. Только во второй половине ХХ в. музыкальное искусство в медицине выделяется как самостоятельное направление, именуемое «Музыко-терапия». Первые попытки научного осмысления механизма воздействия музыки на организм человека относятся к XVIII в., но лишь во второй половине ХХ в. появляются первые профессиональные объединения арттерапевтов в Швеции, Австрии, Швейцарии, Германии, которые затем в 1970 гг. формируют новое направление в медицине - «Арттерапию» (США, Великобритания).
В России во второй половине ХХ в. «арттера-пия» разрабатывается и используется в лечебных и коррекционных целях как в различных направлениях медицины, так и в психологии, а именно, в психологии искусством, или «артпси-хологии» [6].
Если внимательно проанализировать вышесказанное, то можно сделать следующие выводы: все виды искусства использовались, используются и могут быть использованы как средство врачевания и воспитания. Если говорить о каждом из них в отдельности, то театральное искусство исторически использовалось больше всего в воспитательных целях; вокальное, музыкальное, танцевальное и изобразительное искусство - в лечебных целях, и, конечно же, все они, пробуждая резервные возможности человека, в той или иной степени использовались в воспитательных целях. Что касается «Арт-ориентированной концепции обучения иноязычной коммуникации», то она предполагает использование всех вышеупомянутых видов искусства, включая кинематограф и художественную литературу, в совокупности, для обучения иноязычной коммуникации.
Таким образом, всё что касается лечебного использования искусства, со временем выделилось в направления «Арттерапия» и «Артпсихо-логия», а воспитание с использованием ресурсов искусства - это уже область педагогики, в дальнейшем артпедагогики. Возникает вопрос, в чем сходство и различие понятий «арттерапия», «артпсихология», «артпедагогика», «арт-ориен-тированная концепция обучения иноязычной ком-
муникации». Сходство прослеживается только в первой части понятий - арт - «художественное», синоним - искусство. Вторая часть определяет различие: терапия - направление медицины, лечебное воздействие; психология (греч. psyche - душа, logos - учение, «учение о душе»), направление психологии, воздействие на психику человека, коррекция его психического состояния; педагогика - область научного знания, наука о воспитании и развитии, и, в определенной степени, об обучении; арт-ориентированная концепция обучения иноязычной коммуникации - область научного знания, об арт-ориентированном обучении вообще и обучении иноязычной коммуникации, в частности. Следовательно, во второй части понятий отражены разные направленности, цели, задачи, технология и содержание.
Проследим, как происходило «рождение», взаимопроникновение и взаимообогащение обозначенных нами направлений.
В настоящее время понятие «Арттерапия» имеет несколько значений: рассматривается как совокупность видов искусства, используемых в лечении и коррекции (М. Е. Бурно, И. С. Говоров, В. В. Мурашевский, В. И. Петрушин, С. В. Шу-шарджан и др.); как комплекс арттерапевтичес-ких методик (Е. А. Медведева); как направление психотерапевтической и психокоррекционной практики (А. Л. Гройсман, В. Райков); как метод, связанный с раскрытием творческого потенциала индивида (М. В. Киселева).
Арттерапия является междисциплинарной областью знания, соединяющей в себе различные дисциплины - психологию, медицину, педагогику, культурологию и другие. Арттерапия рассматривается как синтез искусства медицины, психологии, в учебной практике - как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства.
Сущность арттерапии состоит в терапевтическом и коррекционном воздействии искусства на субъекта и проявляется в реконструировании психотравмирующей ситуации с помощью художественно-творческой деятельности.
Арттерапия в широком понимании включает в себя изотерапию (лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д.); библиотерапию (лечебное воздействие чтением); имаготерапию (лечебное воздействие через образ, театрализацию); музыкотерапию (лечебное воздействие через восприятие музыки); вокалотерапию (лечение пением); кинези-терапию (танцетерапию, хореотерапию, коррек-ционную ритмику) - лечебное воздействие движениями).
Основными функциями арттерапии являются катарсистическая (очищающая, освобождающая
от негативных состояний); регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния); коммуникативно-рефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки).
В рамках данной работы нас более всего интересуют основные функции арттерапии и воздействие разных средств искусства на субъекта. Исходя из этого попробуем истолковать понятие «арттерапия» в русле рассматриваемой нами проблемы.
Итак, арттерапия - это научное направление психотерапевтической и психокоррекцион-ной практики, связанное с воздействием разных средств искусства на человека. Это синтез искусства, медицины, психологии. Основными функциями арттерапии являются катарсистичес-кая, регулятивная, коммуникативно-рефлексивная.
Далее, естественно, речь пойдёт об «артпси-хологии» как инновационном направлении психологической науки, которую Л. М. Крыжановс-кая называет «метод психологии», при этом подчеркивая, что сегодня этот метод - настоятельная необходимость. Артпсихология - это междисциплинарная область знания, соединяющая в себе такие дисциплины, как психология, медицина, культурология, искусствознание, педагогика и др. Артпсихология - это положительное воздействие искусства на психику.
Мы придерживаемся точки зрения Л. М. Кры-жановской и вслед за нею считаем, что сущность артпсихологии - это не только регулирование эмоционального состояния, активизация творческого потенциала личности, реабилитационные методы воспитания, но главное - это изменение личностной позиции учащегося, его переход с позиции пассивного объекта на позицию активного субъекта.
Психокоррекционная (преодоление тревожности, страхов, развитие уверенности в себе); регулятивная (заимствована из арттерапии: моделирование положительного самостоятельного состояния); воспитательная (осознание себя и чувства собственного достоинства, самовыражение и самореализация личности); этическая (развитие этических и эстетических чувств) функции являются основными функциями артпсихологии.
В последнее десятилетие наблюдается значительное увеличение числа авторов (О. С. Булатова, Ж. С. Валеева, М. В Гузева, Н. Ю. Сергеева, Е. В. Таранова, Н. Ю. Шумакова и др.), которые теоретически обосновывают сущность арт-педа-гогики. С их точки зрения, артпедагогика носит междисциплинарный, практико-ориентирован-
ный характер. Это направление изучает природу, закономерности, принципы, механизмы привлечения средств искусства для решения профессиональных педагогических задач.
Суть артпедагогики проявляется в поиске оснований интеграции искусства, педагогики, психологии для «экологичного человекосообразно-го решения задач воспитания, обучения, развития, поддержки растущей личности» (Н. Ю. Сергеева, к.п.н,, докторант ЧГПУ, г. Чебоксары).
Основными функциями артпедагогики являются воспитательная (формирующая нравственно-эстетические основы личности средствами искусства); культурологическая (обусловленная развитием человека на основе освоения им художественной культуры, становление её творцом) и образовательная (направленная на развитие личности посредством искусства). Таким образом, в рамках исследуемой нами проблемы артпедагогика - это инновационное направление педагогической науки, базирующееся на трёх областях научного знания: искусство, педагогика, психология - и рассматривающее в рамках образования не только художественное воспитание, но и вопросы социальной адаптации личности средствами искусства. Основными функциями артпедагогики являются воспитательная, культурологическая, образовательная.
Проанализировав сказанное выше, делаем вывод: такие, казалось бы, разные направления, как «Арттерапия», «Артпсихология» и «Артпедагогика» едины в том, что в центре их поля зрения находится Человек, правда, первые две науки рассматривают человека с точки зрения его лечения и коррекции его психического состояния, а третья - с точки зрения его воспитания. Следовательно, именно эти направления можно считать основанием «Арт-ориентированной концепции обучения иноязычной коммуникации». Четвертое направление, естественно, должно сосредоточить свое внимание на обучении Человека. Именно это является главной задачей «Арт-ориентированной концепции обучения иноязычной коммуникации». В связи с этим уточним сущность разрабатываемой «Концепции», рассматривая основные положения направлений «Арттерапия», «Артпсихология», «Артпедагогика» в качестве основания «Арт-ориентированной концепции обучения иноязычной коммуникации».
«Арт-ориентированная концепция обучения иноязычной коммуникации» - это междисциплинарная область знания, соединяющая в себе искусство, педагогику, психологию, искусствознание, культурологию, общую и возрастную психологию, психологию художественного творчества и др.
Как указывалось выше, арттерапия включает в себя изотерапию, библиотерапию, имаготера-
пию и другие, которые, если заменить термин «терапия» словом «обучение», вполне могли бы быть включены в «Арт-ориентированную концепцию обучения, иноязычной коммуникации» как изоориентированное обучение (обучение через воздействие средствами изобразительного искусства); кино-, видеообучение (обучение с использованием специально созданных кино-, видеофильмов для формирования коммуникативной мотивации); библиоориентированное обучение (через воздействие чтением); музыкоориентиро-ванное обучение (воздействие через восприятие музыки); имагоориентированное обучение (воздействие через образ, театрализацию); кинези-сориентированное обучение (воздействие через танцетерапию, хореотерапию, коррекционную ритмику) - лечебное воздействие движениями.
Анализ главных функций арттерапии, арт-психологии и артпедагогики позволил нам выделить следующие основные функции «Арт-ориен-тированной концепции обучения иноязычной коммуникации»: обучающая (обеспечивающая приобретение знаний с помощью ресурсов искусства), воспитательная (заимствована из артпеда-гогики: формирующая нравственно-эстетические, коммуникативно-рефлексивные основы личности средствами искусства); этическая (заимствована из артпсихологии: развивающая этические и эстетические чувства); коммуникативно-рефлексивная (заимствована из арттерапии: формирующая адекватное межличностное поведение); катарсистическая (частично заимствована из арттерапии: очищающая, дающая ощущение душевного покоя и просветления, вдохновляющая на творчество).
Таким образом, проанализировав направления исследования, уточним сущность «Арт-ориенти-рованной концепции обучения иноязычной коммуникации». Сущность инновационной концепции обучении иноязычной коммуникации, ориентированной на применение всех видов искусства, в совокупности, для обучения иноязычной коммуникации, - это постоянный поиск оснований интеграции искусства, методики, педагогики, психологии для решения задач обучения иноязычной коммуникации. Это активизация творческого потенциала личности средствами искусства, изменение личностной позиции учащегося: его переход с позиции пассивного объекта на позицию активного субъекта, развитие техники активного воображения. Кроме того, побочным продуктом арт-ориентированного обучения является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.
Итак, «Арт-ориентированная концепция обучения иноязычной коммуникации» - это инновационная модель организации образовательно-
го процесса, содержания обучения. Это синтез арттерапии, артпсихологии и артпедагогики. Это инновационная концепция обучения иноязычной коммуникации, ориентированная на комплексное использование ресурсов искусства, основными функциями которой являются обучающая, воспитательная, коммуникативно-рефлексивная, катарсистическая, этическая.
Таким образом, можно считать, что поставленная нами цель достигнута: уточнена сущность «Арт-ориентированной концепции обучения иноязычной коммуникации», выявлены основные направления исследования «Арттерапия», «Артпсихология», «Артпедагогика», доказано, что основанием «Арт-ориентированной концепции обучения иноязычной коммуникации» являются эти направления.
Примечания
1. Анисимов В. П. Артпедагогика как система психологического сопровождения образовательного процесса // Вестник ОГУ. 2003. №4. С. 146-148.
2. Андреева О. М. Психологические особенности развития критического мышления будущего специалиста-филолога // Мир образования - образование в мире. 2009. №2(34). С. 194-198.
3. Шушарджан С. В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. М., 1998. С. 10, 114, 131.
4. Киселева М. В. Арттерапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПб.: Речь, 2008. С. 7, 76-78.
5. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиса-рова, Т. А. Добровольская. М.: Изд. центр «Академия», 2001. С. 6-14, 24-28.
6. Крыжановская А. М. Артпсихология как направление психолого-педагогической реабилитации подростков: учеб. пособие. М.: Пед. о-во России, 2004. С. 6-14, 24-28.
УДК 373.5
А. В. Жарикова
МНОГОАСПЕКТНАЯ РАБОТА НАД СЛОВОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ
В статье раскрывается проблема речевого развития учащихся старших классов, которая в настоящее время находится в центре внимания педагогической науки. Старшеклассники обладают высокими потенциальными речевыми возможностями, однако реальное состояние их речи не отвечает требованиям современного общества. Системное обогащение словаря старших школьников - одно из направлений работы по развитию речи. Новизна разработанной автором методики «От слова к тексту» заключается в том, что введению в активный лексикон учащихся старших классов способствует работа над словами нравственной тематики в словосочетании, предложении и тексте.
The article touches upon the problem of senior school students" speech habits. At present, pedagogical science pays much attention to this problem. It is known that senior students have good speech abilities but nevertheless their real speech doesn"t meet the requirements of the modern society. Systematical expansion of senior students" vocabulary is one of the main directions of developing speech skills. The novelty of the author"s technique «From Word to Text» is that the work on the word in word combinations, sentences and texts contributes to introducing a word into the students" active vocabulary.
Ключевые слова: лексика, обогащение словаря учащихся, методика работы над словом.
Keywords: vocabulary, expansion of students" vocabulary, methods of working on a word.
Важная роль русского языка в жизни общества не подлежит сомнению. Уверенное владение им в бытовом, деловом, научном общении должно стать нормой. Основной задачей, стоящей в настоящий момент перед учителем русского языка, является формирование правильной, выразительной речи учащихся [1].
В последнее время проводится большое количество исследований, посвященных изучению речевых возможностей старшеклассников современной школы. Ученые подчеркивают, что учащиеся 10-11-х классов обладают высокими потенциальными речевыми возможностями и низкими реальными, обнаруживают достаточную компетентность на строевом уровне речи и недостаточную - в области стилистической организации и выразительности речи. Высоко оценивая речевой потенциал старшеклассников, исследователи отмечают, что реальное состояние речи старших школьников не удовлетворяет полностью возрастающей потребности устного и пись-
© Жарикова А. В., 2010