Научная статья на тему 'Особенности использования арт-терапии в процессе последипломного образования педагога-музыканта'

Особенности использования арт-терапии в процессе последипломного образования педагога-музыканта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1733
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АРТ-ТЕРАПИЯ / МУЗЫКОТЕРАПИЯ / PLAYING MUSIC / ВОКАЛОТЕРАПИЯ / ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ / PERCEPTION OF MUSIC / МУЗИЦИРОВАНИЕ / РЕЛАКСАЦИЯ / RELAXATION / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ / COMPUTER PROGRAMS / ART-THERAPY / MUSIC-THERAPY / SONG-THERAPY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Г.П.

В статье рассматриваются вопросы использования технологий здоровьесбережения, арт-терапии в процессе последипломного образования педагоговмузыкантов, описывает результаты исследования по включению в курсовую подготовку различных видов музыкально-практической деятельности учителей музыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PECULARITIES OF USING ART-THERAPY IN THE PROCESS OF POST-GRADUATE EDUCATION OF A TEACHER-MUSICIAN

The article examines the questions of health protection technologies usage, as well as art-therapy in the process of post-graduate education of teachers-musicians. It also describes the results of studies for inclusion different types of music-practical activity of teachers of music in the course of their preparation.

Текст научной работы на тему «Особенности использования арт-терапии в процессе последипломного образования педагога-музыканта»

особенности использования арт-терапии

в процессе последипломного обраэования

педагога-музыканта

THE PECULARITIES OF USING ART-THERAPY IN THE PROCESS OF POST-GRADUATE EDUCATION OF A TEACHER-MUSICIAN

Г. П. Сергеева

В статье рассматриваются вопросы использования технологий здоровьесбережения, арт-терапии в процессе последипломного образования педагогов-музыкантов, описывает результаты исследования по включению в курсовую подготовку различных видов музыкально-практической деятельности учителей музыки.

Ключевые слова: арт-терапия, музыкотерапия, во-калотерапия, восприятие музыки, музицирование, релаксация, компьютерные программы.

Разработка путей сохранения здоровья, поддержания позитивного эмоционального тонуса, работоспособности учителей различных школьных предметов, педагогов дополнительного образования сегодня представляется крайне актуальной. Наличие стрессовых ситуаций в условиях профессиональной деятельности, экономической и политической нестабильности в обществе требует от системы дополнительного профессионального образования немалых усилий, чтобы обучение на курсах повышения квалификации, межкурсовой период деятельности педагогов, их самостоятельная работа по самообразованию сопровождались не только положительными эмоциями, но и содержали в себе те необходимые средства, которые помогали бы учителю социально адаптироваться к условиям их профессиональной деятельности, обретать конкурентную способность на рынке образовательных услуг.

Если рассматривать музыкально-педагогическую деятельность педагогов-музыкантов, то необходимо выделить в ней ряд «рисков», которые негативно сказываются на их физическом здоровье, психическом самочувствии. Среди них: 1) крайне агрессивная звуковая среда, которая окружает сегодня как взрослых, так и детей и подростков; 2) «клиповость» восприятия различных явлений жизни, искусства, музыки, художественных образов других искусств; 3) дидактогенные стрессы, которые возникают в педагогическом и ученическом коллективах, в ситуации общения с родителями; 4) отсутствие механизмов управления собственными психоэмоциональными состояниями для снятия тревоги, агрессивности, возбуждения или апатии, безразличия, эмоциональной истощенности организма.

Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что эти тенденции усиливаются под влиянием СМИ (реклама, видеоклипы, музыкально-театральные развлекательные шоу) и современных средств коммуникации (компьютеры, плееры, до-

G. P. Sergeeva

The article examines the questions of health protection technologies' usage, as well as art-therapy in the process of post-graduate education of teachers-musicians. It also describes the results of studies for inclusion different types of music-practical activity of teachers of music in the course of their preparation.

Keywords: art-therapy, music-therapy, song-therapy, the perception of music, playing music, relaxation, computer programs.

машние кинотеатры и другое), а также повышенными требованиями общественности к качеству образования.

В настоящее время можно выделить несколько направлений использования искусства в контексте здоровьесбережения, арт-терапии (лечения искусством): психофизиологическое (коррекция психосоматических нарушений), психотерапевтическое (воздействие на когнитивную и эмоциональную сферы), психологическое (выполняющее катарсистическую (очищающую), регулятивную, коммуникативную функции), социально-педагогическое (развитие эстетических потребностей, расширение общего и художественно-эстетического кругозора, активизация потенциальных возможностей педагога в практической художественной деятельности и творчестве). Реализация этих направлений в работе с учителями музыки, слушателями курсов в системе их последипломного образования осуществляется через определенные психокоррекционные, коррекционно-развивающие методики, которые используются в рамках арт-педагогики и арт-терапии.

Технологии арт-терапии, по мнению целого ряда отечественных и зарубежных исследователей, представляют собой совокупность методик, имеющих различия и особенности, определяющиеся как жанровой принадлежностью к определенному виду искусства, так и направленностью, способами психокоррекционного лечебного применения. Их систематизация основывается на специфике различных видов искусства: музыка - музыкотерапия; изобразительное искусство -изотерапия; театр, образ - имаготерапия; литература, книга -библиотерапия, танец, движение - кинезитерапия [1].

Однако было бы неверно рассматривать видовые различия арт-терапии только с точки зрения принадлежности к видам искусства. Виды арт-терапии в медицине и психологии дифференцируются в зависимости от лечебного и коррекционного воздействия на человека и фор-

мы его организации (индивидуальная, групповая). Однако основой для всех видов арт-терапии является художественная деятельность субъекта, посредством активизации которой осуществляется коррекция тех или иных нарушений в развитии человека.

Музыкотерапия - это вид арт-терапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях. В настоящее время музыкотерапия является целым психокор-рекционным направлением (в медицине и психологии), имеющим в своей основе два аспекта воздействия: психосоматическое (лечебное воздействие на функции организма) и психотерапевтическое (коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоциональном состоянии).

К проблеме катарсистического (очищающего, от греч. ка1:Иаг$1$ - 'очищение') воздействия музыки еще в древности обращались ученые, богословы, философы. Понятие катарсиса в описание переживаемых человеком состояний ввел Аристотель (384-322 гг. до н. э.). По Аристотелю, катарсис - очищение души посредством сопереживания героям трагедии, сострадания и страха. В XX в. австрийский психолог З. Фрейд (1856-1939) истолковывал катарсис как процесс уменьшения или снятия тревоги, конфликта посредством их вербализации и эмоциональной разрядки. В педагогической психологии в 1920-е гг. известный отечественный психолог Л. С. Выготский (1896-1934) рассматривал катарсис как одно из средств коррекционной работы с детьми, имеющими проблемы в развитии [2, с. 206].

Во многих исследованиях по музыкотерапии (В. М. Бехтерев, С. С. Корсаков, И. М. Догель, С. И. Консторум, Г. П. Шипу-лин, Б. В. Асафьев, Л. А. Мадель, Л. С. Брусиловский, И. Р. Тарханов, Г. Н. Кехаушвили, А. Н. Борисов, Л. А. Батурина, И. В. Тем-кин, В. И. Петрушин, В. С. Шушарджан и другие) в качестве проявлений лечебного и коррекционного воздействия этого вида арт-терапии выделяют: регулирование психовегетативных процессов, физиологических функций организма; катарсис, регуляция психоэмоционального состояния; повышение социальной активности, приобретение новых средств эмоциональной экспрессии; облегчение усвоения новых положительных установок и форм поведения, коррекция коммуникативной функции; активизация творческих проявлений.

Арт-терапевтические технологии, применяемые в системе последипломного образования в работе с педагогами-музыкантами позволяют решать следующие задачи: создание комфортной обстановки для обучения (снижение влияния стрессов); положительного эмоционального фона для занятий музыкой; нормализация основных функций организма - дыхание, артериальное давление, сердечный ритм и др.; стимулирование слуховой активности при восприятии музыки, оздоровление голосового аппарата в процессе пения (вокалотерапия), развитие функций различных органов в процессе музицирования (например, функции легких в процессе игре на свирели), развитие координации движений под музыку: мимическая, пальчиковая гимнастика, пластическое интонирование музыкальных пьес, свобод-

ное дирижирование, «разыгрывание», драматизация образцов народного фольклора и другое.

Могут ли занятия педагогов-музыкантов на курсах повышения квалификации оказать арт-терапевтическое воздействие на стабилизацию их психоэмоциональных состояний организма? Рассмотрим виды музыкально-практической деятельности слушателей курсов и выделим в них оздоровительные функции.

Восприятие музыки (эмоциональное и осознанное), а также размышления о ней объединяют вокруг себя все виды музыкальной деятельности учителя музыки. Основными качествами музыкального восприятия являются его целостность, образность и ассоциативность. На терапевтический эффект классической музыки (наряду с фольклором, музыкой религиозной традиции, современной музыкой - академической и популярной) указывают исследования ученых, методистов, учителей-практиков.

Восприятие музыки представляет собой триединый процесс раскодирования слушателем чувств и мыслей, заложенных в музыкальное произведение композитором и воспроизведенных исполнителем. Ученые подчеркивают, что эффект, производимый музыкальным произведением на слушателя, часто зависит не столько от его содержания, сколько от особенностей психологического склада слушателя, условий воспитания, формирования музыкального опыта. Известный венгерский композитор и исполнитель Ференц Лист сказал: «Восприятие музыки - это познание самого себя».

Проблема подготовки компетентного заинтересованного слушателя является одним из направлений нашего исследования. Обращение к опыту музыкально-просветительской деятельности композиторов (Д. Б. Кабалевский) и музыковедов (С. В. Виноградова, Ж. Г. Дозорцева и др.) вызвало необходимость введения в практические занятия темы «Как рассказывать детям о музыке?»1, при изучении которой педагоги-музыканты обращаются к подготовке бесед, предшествующих прослушиванию музыкальных произведений, а также вопросов и интерактивных заданий для учащихся разных возрастов по осуществлению интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа.

Диалогическая и полилогическая основы деятельности «рассказчика», словесного интерпретатора содержания музыкального произведения позволяют вырабатывать артистические качества педагога-музыканта (свобода речи, ее эмоциональная насыщенность, управление мимикой, жестами, движениями тела, позитивная реакция на оценку своих действий коллегами-музыкантами), которые оказывают благоприятное воздействие на психическое состояние учителя, а также помогают закреплять в сознании слушателей курсов основные категории и понятия музыкального искусства - образ, стиль, жанр, музыкальный язык.

Интонационный и речевой словарь («тезаурус») слушателей курсов формируется в процессе непосредственного включения его в музыкальную деятельность, погружения в

1 «Как рассказывать детям о музыке?» - таково название книги Д. Б. Кабалевского (М., 2004), в которой он обобщил многолетний опыт проведения вечеров «Ровесники» в Колонном зале Дома Союзов. Кроме того - предметом изучения на курсах повышения квалификации стали и другие книги композитора: «Про трех китов и про много другое...» (М., 1973), «Дорогие мои друзья» (М., 1976).

мир композитора, исполнителя, слушателя. «В целом музыка, - замечает музыковед В. В. Медушевский, - представляет собой удивительную встречу трех активностей: композитор и исполнитель стремятся высказаться, передать слушателям свои идеи, мысли, чувства; но и слушатель тоже выступает как активная сторона - он не просто поглощает преподносимое ему, он заинтересованно выспрашивает композитора и исполнителя, ищет у них удовлетворения собственных интересов, иногда "учиняет допрос" им, выясняя их кругозор и оценивая степень их мастерства, таланта» [3, с. 121].

Чтобы создать позитивный эмоциональный настрой педагогов-музыкантов на содержание практических занятий, связанных с освоением технологий восприятия музыки, рекомендуется использовать звучание музыкальных произведений уже в тот момент, когда слушатели курсов входят в аудиторию. В зависимости от эмоционального состояния, в котором пребывают педагоги-музыканты под воздействием предыдущего занятия (возбуждение, усталость, апатия, агрессия и пр.), преподавателю рекомендуется подбирать так называемую фоновую музыку.

Как показывает практика, преподаватель может не комментировать звучание этой музыки, которая будет вводить их в атмосферу воображаемого концертного зала, настраивать на эмоциональный «тон» занятия, неосознанно прислушиваясь к которой они подстраивают свои «эмоции-отшельники», эмо-циогенные реакции для дальнейшей музыкально-практической деятельности [4, с. 16]. Этот методический прием будет выполнять функции психологических установок: а) служить «введением» в музыкальный материал занятия; б) составлять контраст (например, жанрово-стилевой) по отношению к музыкальным сочинениям, которые планируется изучать на занятии; в) ориентировать на актуализацию музыкально-слуховых представлений слушателей и т. п.

По мнению целого ряда специалистов в области му-зыкотерапии, на различные функции организма (дыхание, сердечный ритм, артериальное давление и пр.) оказывают положительное воздействие музыкальные произведения композиторов-классиков.

В этом плане интересны для использования на занятиях во время проведения курсов повышения квалификации для педагогов-музыкантов интерактивные игровые программы из серии «Познакомьте ребенка с классической музыкой», связанные с освоением содержания классических произведений (Издатель: МедиаХауз; разработчик: Quaim Interactive. - М., 2003-2005): «Играем с музыкой Вивальди. Алиса и "Времена года"»; «Играем с музыкой Моцарта. "Волшебная флейта"»; «Играем с музыкой П. И. Чайковского. "Щелкунчик"». Эти программы включают в себя интерактивные музыкальные игры на развитие музыкальных способностей и слуха детей, загадки, викторины для любознательных, сказочные приключения в мире музыки, музыкальную энциклопедию, краткие биографии композиторов, историю создания музыкальных шедевров и, конечно, музыку из этих произведений (www.mediahouse.ru). Эти программы помогут учителю освоить информационно-компьютерные технологии, направленные на эффективное использование игротехник арт-терапевтической направленности.

В настоящее время различными звукозаписывающими фирмами выпускаются музыкальные диски релаксационной направленности. Специально подобранные фрагменты классических музыкальных произведений с определенной ритмомелодической структурой оказывают избирательное лечебное воздействие.

Звуковые волны с определенной частотой и конфигурацией используются в качестве эталонных задающих сигналов в процессе саморегуляции при восстановлении организма, способствуя отстройке и синхронизации его внутренних ритмов. Классические композиции со специальным мобилизующим воздействием способствуют повышению жизненного тонуса, улучшению настроения и самочувствия. Ритмичная музыка насытит организм энергией, поможет почувствовать прилив бодрости и новых сил. Музыка этих коллекций поможет восприятию целительных практик. Мелодии музыкальных композиций обладают лечебным эффектом, снимают негативные эмоции, успокаивают нервы и очень благоприятно воздействуют на общее состояние слушателя, приводят его к состоянию гармонии с внешним и внутренним миром: Шедевры классической музыки для повышения тонуса, укрепления жизненных сил (Серия: музыка на все времена). М.: Ардис, 2010 (CD МР3); Музыка для релаксации и медитации. Восстановление равновесия души и тела. Россия, 2010 (формат MP3); Музыка для релаксации и медитации. Снятие стресса. Россия, 2010 (формат MP3); Музыкальная терапия. Изд-во Planet mp3, 2006 (CD MP3) и др.; серия музыкальных видеопрограмм «Образы классики» (М.: Эврика-фильм, 2005): Бах: Соборы молчания; Бетховен: Весенние цветы; Вивальди: Альпийская сказка; Гендель: Волшебная Венеция; Избранные оперы: Венецианский маскарад; Моцарт: Романтика Праги; Чайковский: Сияние гор; Шопен: Нетронутый рай; Штраус: Чарующая Вена (http://www.evricafilm.ru).

Активизации слушательского восприятия может помочь прием внутреннего вокального интонирования главных мелодий инструментальных произведений, а также свободное дирижирование фрагментами знакомых музыкальных сочинений.

Художественно-образные ассоциации (чтение стихов или фрагментов прозаических произведений), рассматривание произведений живописи, архитектуры, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, по своему жизненному содержанию созвучных музыкальным образам, также влияет на создание благоприятного эмоционального климата музыкального занятия в процессе последипломного образования учителей музыки.

Вокально-хоровая деятельность. Сегодня далеко не всем педагогам-музыкантам известны методики обучения пению, направленные на оздоровление голосового аппарата средствами так называемой вокалотерапии (Л. А. Венгрус, Г. П. Стулова, С. В. Шушарджан др.). Диагностика состояния голосового аппарата детей и подростков, с которыми общаются школьные учителя музыки, - интонационная точность воспроизведения мелодии, объем дыхания, характер звуко-извлечения, качество дикции, артикуляции и др. - позволяет констатировать тот факт, что манера пения, принятая в популярной певческой культуре, отрицательным образом ска-

зывается на характере вокального звука, который отличается форсированным звучанием, поверхностным дыханием, отсутствием кантилены, расплывчатой ритмической основой мелодий, невыразительностью исполнения.

Исследования врачей-отоларингологов подтверждает то, что большинство детей имеют ранние заболевания голосовых связок (узелки, несмыкание, мышечные спазмы гортани). Это провоцирует дискомфорт при пении, сиплый и форсированный звук. Поэтому основной задачей учителей-хормейстеров является задача терпеливого формирования естественного вокального звука, его слышания детьми (вокальный слух) и корректировки.

Вокальный тренинг, основанный на принципах русского классического пения (М. И. Глинка, А. Е. Варламов), применяемый на курсах повышения квалификации учителей музыки, состоит из специальных упражнений, осуществляющих биоакустическую стимуляцию жизненно важных органов, а также из упражнений, повышающих адаптационные и интеллектуально-эстетические возможности человека. Подтверждением огромного влияния классического пения на организм человека является перечень певцов-долгожителей (И. С. Козловский, М. Д. Михайлов, С. Я. Лемешев, П. Г. Лисициан и др.). Профессиональные заболевания голосовых связок, характерные для педагогов-музыкантов, конечно, нельзя вылечить в процессе использования приемов вокалотерапии в короткий промежуток времени курсовой подготовки. Но корректировать характер звука при исполнении вокального репертуара учителями на хоровых занятиях, как показывает практика, вполне возможно.

Так, С. В. Шушарджан, раскрывая механизмы вокалотерапии, отмечает, что в процессе пения происходит стимуляция работы внутренних органов за счет активных движений грудной клетки, диафрагмы и мышц брюшного пресса, а также вибрационных процессов, возникающих в результате фонации. Коррекционное лечебное воздействие обеспечивается и в процессе «обучения основам нижнереберно-диафрагмаль-ного дыхания, как наиболее физиологичного», которое благоприятно влияет на общее состояние организма человека [5].

Коррекция психоэмоционального состояния средствами вокалотерапии осуществляется как в индивидуальной (сольное пение), так и групповой (хор, ансамбль) формах. Положительная реконструкция психоэмоционального состояния средствами пения проводится на сеансе вокалотерапии. Методика В. И. Петрушина показывает, что в содержание занятий должно включаться исполнение песен жизнеутверждающего характера [6, с. 36].

Какие же моменты следует учитывать в процессе вокально-хоровой работы с точки зрения арт-терапевтиче-ского эффекта? Во-первых, укрепление примарной зоны звучания голосов, подстраивание собственного голоса под «детский» звук (легкий, полетный, свободно льющийся), интонационно точного воспроизведения песен различных жанров и стилей. Во-вторых, расширение объема певческого и, стало быть, обыденного дыхания, например, по методике А. Н. Стрельниковой, с помощью которого усиливается кровоснабжение клеток и тканей различных органов, определенным образом повышает жизненный тонус и работоспо-

собность певца-хориста [7]. В-третьих, активизация артикуляционного аппарата исполнителей, развитие дикции, правильного произношения гласных и согласных звуков, что сделает речь учителя более яркой и выразительной. В-четвертых, стимулирование стремления учителей-музыкантов к осознанному и выразительному исполнению песенного репертуара будет способствовать эмоциональному раскрепощению, отстранению от житейских забот, возникновению радостных чувств от коллективного музицирования.

Музыкально-пластические движения и пластическое интонирование также могут создавать на музыкальных занятиях со слушателями курсов арт-терапевтический эффект. Известно, что одной из проблем общего развития детей дошкольного и младшего школьного возраста является проблема расстройства вестибулярно-двигательного аппарата, что влечет за собой нарушение моторики движений, их координации с музыкой. Поэтому в процессе курсовой подготовки неоценимую помощь может оказать методика освоения педагогами-музыкантами разнообразных музыкальных игр, драматизаций песен и сочинений программного характера, пластические этюды. Вместо традиционных физкультминуток с однообразными речевками на занятиях со слушателями курсов повышения квалификации можно рекомендовать «разыгрывание» народных песен, имитацию игры на музыкальных инструментах (гусли, бубен, свирель, «волшебный смычок» скрипки или виолончели, баян, барабан и др.), постановку фрагментов детских опер, мюзиклов, инсценировки и пластические этюды под музыку.

Использование названных выше форм двигательной активности, а также движений шага, элементов танца, свободного дирижирования не только поможет освоению простейших жанров музыки - песен, танцев и маршей - слушателями курсов повышения квалификации, но и активизирует их моторно-двигательную сферу, снимет мышечную зажатость, усталость.

Инструментальное музицирование предполагает использование на музыкальных занятиях в системе последипломного образования простейших музыкальных инструментов: духовых - свистульки, свирели, блок-флейты; ударных -ложки, маракасы, кастаньеты, барабанчики, треугольники, деревянные брусочки; клавишных - ксилофон, металлофон, синтезатор. В процессе составления и озвучивания ритмических партитур или простейших ритмических импровизаций у слушателей курсов формируется чувство ритма, метроритмической пульсации (и ее изменений), динамического и темпового ансамбля, возможность подбора тембра инструмента, соответствующего конкретным жанровым и стилистическим особенностям музыки, что соотносится с биологическими ритмами организма исполнителя, укрепляет мелкую моторику пальцев, служит согласованию действий разных рецепторов - слуховых, тактильных, зрительных.

Так, в общеобразовательных школах Московской области широкое распространение получает музицирование на свирелях [8]. Обучение игре на этом детском музыкальном инструменте в процессе курсовой подготовки определенным образом усиливает терапевтический эффект занятий - развитие активности мелкой моторики пальцев, расширение объема дыхания, развитие слуховых анализаторов, контролирую-

щих качество интонирования, объединение вокальной и инструментальной техник воспроизведения звука и прочее.

Импровизации разного рода - речевые, вокальные, ритмические, пластические, художественные и другие, которые достаточно редко используются в практике работы педагогов-музыкантов, также можно рассматривать как средство арт-терапевтического воздействия. Импровизация реализует потребность человека в свободном самовыражении, раскрепощает его физически и эмоционально, снимая мышечную напряженность и эмоциональную зажатость [9].

Процесс овладения педагогами-музыкантами технологиями здоровьесбережения, арт-терапии целесообразно осуществлять в последипломном образовании учителей музыки в три этапа, которые тесно взаимосвязаны друг с другом.

I. Теоретический - связан с анализом литературных источников - статей, фрагментов из книг, методических пособий, специально подобранных автором исследования для этой цели, в которых раскрываются особенности использования методов и приемов арт-терапии в музыкальном образовании.

II. Практический - направлен на выбор видов музыкально-практической деятельности, которые помогут учителю музыки подтвердить изученные им положения о влиянии музыкотерапии на общее и музыкальное развитие ребенка, взрослого, убедиться в эффективности использования этих методов в практической работе со своими коллегами. Организуются арт-терапевтические тренинги, направленные на развитие памяти, музыкального слуха, внимания, воображения. Именно практическое освоение технологий арт-терапии на основе деятельностного подхода делают процесс их изучения мотивированным, профессионально значимым.

III. Педагогическая рефлексия - интегрирует теоретические знания и практические способы деятельности непосредственно в содержание музыкальных занятий в школе. При разработке сценариев уроков музыки и их проведении в период между лекциями и практическими занятиями (в системе очно-заочного обучения на курсах повышения квалификации) учитель включает полученную на курсах информацию в содержание технологий и методик обучения музыке.

На данном этапе моделирования педагогической деятельности особую значимость приобретает реализация требований ФГОС основного общего образования второго поколения, направленные на выделение универсальных учебных действий в музыкальной деятельности учащихся - личностных, регулятивных, познавательных коммуникативных [10].

Этап педагогической рефлексии в системе очно-заочного обучения предполагает выполнение слушателями курсов самостоятельных творческих работ, содержание которых может включать в себя следующие задания:

• Прочитайте одну из статей, фрагмент книги по вопросам арт-терапии, предложенных преподавателем. Какие новые для вас сведения содержатся в них? Какие приемы арт-терапевтического воздействия музыки вы используете в своей практической работе?

• Разработайте сценарный план урока в начальной школе, максимально используя технологии арт-терапии.

Определитезадачикаждогоизвидоварт-терапевтического воздействия музыки на учащихся;

• Подготовьте задания для тренинга одного из свойств психики учащихся (внимание, воображение, память, слух -по выбору слушателей), используя произведения из школьной программы по предмету «Музыка», по которой вы работаете: а) для начальной школы; б) для основной школы;

• Разработайте сценарий внеурочного занятия на тему «Музыка и здоровье человека». Подготовьте музыкальные сочинения, информацию для учащихся, вопросы и задания для гостей, разработайте план компьютерной презентации;

• Разработайте план подготовки и реализации исследовательского проекта для учащихся 6-7-х классов на тему «Музыка - лечит, музыка - губит». В какой форме возможно осуществить презентацию данного проекта?

• Познакомьтесь с содержанием одного из дисков (CD, DVD), предназначенных для релаксации и медитации. Выскажите предположения о том, в какой ситуации урока, занятия в системе дополнительного образования может использоваться фрагмент его звучания. Аргументируйте свое мнение.

В процессе проведения исследования по эффективному использованию технологий здоровьесбережения, арт-терапии в последипломном образовании педагогов-музыкантов установлено: значительное повышение интереса учителей к предлагаемым методам, приемам и формам арт-терапии, создание позитивного эмоционального фона занятий, активное внедрение рекомендуемых технологий в практическую музыкально-педагогическую деятельность слушателей курсов повышения квалификации.

список источников и ЛИТЕРАТУРЫ

1. Левченко И., Добровольская Т., Медведева Е. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М., 2006.

2. Выготский Л. С. Психология искусства / под ред. М. Г. Ярошевского. М., 2004. С. 206.

3. Медушевский В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976. С. 121.

4. Пиличяускас А. А. Познание музыки как воспитательная проблема: пособие для учителя. М., 1992. С. 16.

5. Шушарджан С. В. Здоровье по нотам. М., 1994.

6. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия: теория и практика. М., 2008. С. 36.

7. Щетинин М. Н. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой (+DVD). 3-е изд. М., 2008.

8. Конч А. И. Играем на свирели, рисуем и поем. Тетради № 1, № 2 [Текст, ноты]. М., 2003.

9. Усачева В. О. Сочинение и импровизация музыки на уроках и во внеурочное время: Опыт исследования проблемы. М., 2002.

10. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования [Электронный ресурс]. URL: http//mon.gov.ru/ (дата обращения 31.12.11).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.