Научная статья на тему 'Формирование позитивных эмоциональных состояний студентов средствами арттерапии'

Формирование позитивных эмоциональных состояний студентов средствами арттерапии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1370
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / АРТ-ТЕРАПИЯ / МУЗЫКОТЕРАПИЯ / ИЗОТЕРАПИЯ / EMOTIONAL STATE / ART-THERAPY / MUSIC THERAPY / IMITATIVE ARTS THERAPY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыбина И.Р.

Статья посвящена проблеме формирования эмоциональных состояний студентов. Автор акцентирует внимание на таком направлении в педагогической работе, как арт-терапия. Наиболее подробно анализируется применение средств музыкотерапии и изотерапии в решении данной проблемы. Описываются различные приёмы, придающие эмоциональную окраску учебному процессу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF THE POSITIVE EMOTIONAL STATES OF STUDENTS BY THE MEANS OF ARTTHERAPY

The article is devoted to the problem of formation of the emotional states of students. The author focuses attention on such direction in pedagogical work as art-therapy. The application of means of music therapy and imitative arts therapy in the solution of this problem is analyzed in detail. Various methods giving emotional colouring to the educational process are described.

Текст научной работы на тему «Формирование позитивных эмоциональных состояний студентов средствами арттерапии»

УДК 378.147 И.Р. РЫБИНА

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра философии, истории и права, Финансовый университет при Правительстве РФ Е-mail: irina-bolhov@rambler.ru

UDC 378.147 I.R. RYBINA

Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Department of Philosophy, History and Law, Financial University under the Government of the RF Е-mail: irina-bolhov@rambler.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ

СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ

THE FORMATION OF THE POSITIVE EMOTIONAL STATES OF STUDENTS BY THE MEANS OF ART-THERAPY

Статья посвящена проблеме формирования эмоциональных состояний студентов. Автор акцентирует внимание на таком направлении в педагогической работе, как арт-терапия. Наиболее подробно анализируется применение средств музыкотерапии и изотерапии в решении данной проблемы. Описываются различные приёмы, придающие эмоциональную окраску учебному процессу.

Ключевые слова: эмоциональное состояние, арт-терапия, музыкотерапия, изотерапия.

The article is devoted to the problem offormation of the emotional states of students. The author focuses attention on such direction in pedagogical work as art-therapy. The application of means of music therapy and imitative arts therapy in the solution of this problem is analyzed in detail. Various methods giving emotional colouring to the educational process are described.

Keywords: emotional state, art-therapy, music therapy, imitative arts therapy.

Эмоциональная сторона педагогического общения всегда была и остается одной из самых трудных. Недостаточное внимание к личности студентов, к их эмоциональному самочувствию заставляют со всей важностью поставить вопрос о единении процесса обучения с эмоциональным состоянием.

Эмоциональность человека (по П. Фрессу) рассматривается как «чувственность к эмоциональным ситуациям». Так как эмоции участвуют в регуляции интеллектуальной деятельности человека, они имеют непосредственное отношение к усвоению учебных дисциплин.

История педагогики свидетельствуют о том, что выдающиеся педагоги всегда видели перспективу совершенствования образовательного процесса в эмоциональных потенциалах обучающихся, в актуализации и сознательной регуляции их эмоциональных состояний.

Высоко оценивал место эмоций, чувств и настроений в образовательном процессе В. А. Сухомлинский. В подъёме умственных сил под влиянием искусства он видел эмоциональный источник мышления. Следует отметить, что Сухомлинский практически не разделял эмоциональный аспект развития душевной чуткости от интеллектуальной деятельности, и искусство, в частности музыка, было для него явлением, органически объединяющим в себе эмоциональное и интеллектуальное начало.

Мир искусства - это эмоциональная сфера психики человека. Сила ее заключается в непосредственном пробуждении глубинных чувств, которые составляют

субъективную сторону личности, оказывая огромное эмоциональное воздействие на человека.

Между тем, в практике обучения роль эмоций как важной стороны мотивационной сферы учения недооценивается. В учебном процессе высших учебных заведений нередко закладывается мало пищи для положительных эмоций, а иногда даже создаются отрицательные эмоции - скука, страх и т. п.

Эмоции, несомненно, имеют мотивирующее значение в процессе обучения. Учёт эмоционального фактора особенно важен при изучении дисциплин гуманитарного цикла, особенно иностранного языка, ведь его изучение происходит в ситуациях общения с партнёром, а общение не может не быть эмоционально окрашенным.

Следует отметить, что формирование позитивных эмоциональных состояний студентов средствами арт-терапии - одно из условий эффективного формирования их здоровьесберегающей компетентности. В этом условии реализуется принцип позитивности. Пережитые эмоции изменяют состав субъективного опыта, создают оценки, определяющие отношение к воспринимаемым объектам и ситуациям, поведению.

В исследовании Г.Б. Скок, относящемся к умению педагога осуществлять эмоциональный настрой студентов на учебный процесс, выявлены продуктивные способы педагогического воздействия на эмоциональную сферу (просьба работать лучше, быстрее; косвенное воздействие на поведение; создание ситуации успеха; преобладание хороших оценок; организация деятельности,

© И.Р. Рыбина © I.R. Rybina

а не поведения; похвала, одобрение и др.) и непродуктивные способы педагогического воздействия (неэмоциональность преподавателя, его пассивность; нотация; частые отступления от темы занятия; негативная оценка личности; преобладание прямых воздействий на поведение; отсутствие похвалы и др.) [4, С. 56-57].

Для создания эмоционального комфорта весьма эффективным для нас представляется системное использование на занятиях элементов арт-терапии. Арт-терапия - одно из перспективных направлений в педагогической работе, основанное на интеграции музыкальной деятельности и терапии (музыкотерапия) и изобразительной деятельности и терапии (изотерапия). Термин «терапия» в педагогике рассматривается как сохранение психического здоровья обучающихся. Арт-терапия характеризуется множеством разнообразных техник, видов, методов и направлений ее применения. Основу арт-терапии составляет свободное творческое самовыражение человека, личное активное участие каждого в творческом процессе, необходимость системности и непрерывности в организации занятий.

Показаниями для проведения арт-терапии в образовательном процессе вуза являются:

- трудности эмоционального развития, стресс, депрессия, снижение эмоционального тонуса, лабильность, импульсивность эмоциональных реакций;

- повышенная тревожность, страхи, фобические реакции; негативная Я-концепция, дисгармоничная, искажённая самооценка, низкая степень самовосприятия;

- эмоциональная депривация студентов, переживание ими эмоционального отвержения и чувства одиночества;

- наличие конфликтных межличностных отношений, неудовлетворенность внутрисемейной ситуацией;

- некоординированное подёргивание различных мышц (нервный тик); ассиметричные, некоординированные, резкие движения; тремор (дрожание) пальцев рук;

- косноязычная речь, в том числе различные ди-зартрические нарушения (заикание и др.).

Многолетний опыт преподавания, как личный, так и отражённый на страницах методической печати, позволяет нам описать системное использование на занятиях со студентами элементов арт-терапии.

Система применения элементов арт-терапии включает в себя:

• создание комплекса условий эффективности применения элементов арт-терапии;

• организацию предметной среды;

• использование фоновой музыки;

• практическое применение элементов арт-терапии на занятиях по дисциплинам гуманитарного цикла в рамках разработанных творческих заданий;

• четкую поэтапную организацию и временное планирование творческого задания с учетом конкретных целей и задач.

Несмотря на то, что предметная организация аудиторий сохраняет характерные элементы: (наличие доски, столов и стульев), расстановка учебной мебели

позволяет производить необходимые изменения в зависимости от вида планируемой деятельности (парная, коллективная, групповая, индивидуальная).

Беря за основу исследование М.Ю. Алексеевой, определим главные условия эффективности применения на занятиях элементов арт-терапии:

- соблюдение преподавателем основных принципов личностно- ориентированного обучения:

- при организации занятий следование основным правилам Е.Р. Кузьминой: (правило самовыражения; правило успеха; правило уникальности; правило эмоциональности);

- обеспечивание преподавателем свободы творчества;

- личное активное участие каждого студента в творческом процессе;

- практическая реализация принципа системности и непрерывности при преподавании учебных дисциплин;

- создание обстановки эмоционального комфорта - обеспечивается преподавателем благодаря установлению тождественных отношений со студентами, отказа от давления и навязывания своего мнения в отношении творческих работ;

- введение на занятие заданий, развивающих конвергентное и дивергентное мышление;

- эффективная организация деятельности обеспечивается:

• специальной программой, состоящей из творческих заданий с элементами арт-терапии, адаптированных к используемому учебному пособию;

• четким планированием продолжительности этапов занятия в отношении каждого занятия с элементами арт-терапии;

• контролем за дисциплиной и за соблюдением студентами правил поведения на творческих занятиях;

- установление в группе отношений, основанных на эмпатии и взаимном доверии [1].

Исходя из результатов исследований Н.В. Сократова, В.Н. Шацких, М.Ю. Алексеевой [5; 1], в качестве музыкального сопровождения рекомендуется классическая музыка, по характеру мелодичная, студийные записи различных шумов (пение птиц, звуки моря, леса, дождя). Звучание музыки должно быть нераздражающим, органично сопровождать деятельность, стимулировать активность, создавать благоприятную комфортную атмосферу, что достигается выбором произведения в соответствии с темой занятия. Следует отметить, что в начале недели (понедельник, вторник) музыка должна звучать несколько громче, чем перед днями отдыха. В целом по громкости музыка должна лишь создавать фон, превышая обычный шум в данном помещении на три-четыре децибела.

Для моделирования настроения студентов можно использовать как музыкальный фон такие музыкальные произведения: Григ «Утро», Огинский «Полонез» (при переутомлении и нервном истощении); Бетховен «К радости», Шуберт «Аве Мария» (при меланхолическом настроении); Вагнер «Хор пилигримов», Чайковский

«Сентиментальный вальс» (при выраженной раздражимости); Чайковский «Времена года», Дебюсси «Лунный свет», Шуман «Грёзы» (при снижении внимания).

Расслабляющее воздействие оказывают такие классические мелодии, как «Баркарола» Чайковского, «Пастораль» Бизе, Соната до мажор (часть 3) Леклена, «Сентиментальный вальс» Чайковского, «Лебедь» Сен-Санса, «Старинная песенка» Бизе, романс из кинофильма «Овод» Шостаковича, «История любви» Лея, «Вчера» Леннона, «Элегия» Форе и др.

Программа тонизирующего воздействия реализуется с помощью «Чардаша» Монти, «Кумпарситы» Родригеса, «Аделиты» Пурсела, «Шербургские зонтики» Леграна и др.

При выполнении творческих заданий актуален марш Дунаевского из к/ф «Цирк, «Болеро» Ровеля, «Танец с саблями» Хачатуряна.

Желательно использовать музыкальные вставки на различных этапах занятия: в его начале для оптимизации работоспособности, в середине - для улучшения усвоения материала, при проведении физпауз, в конце для подготовки к «конечному прорыву». Это позволяет динамизировать занятие, ярче проставить акценты, избежать плохого настроения и переутомления.

Составление музыкальных спектаклей из отрывков известных песен на занятиях по иностранному языку -ещё один интересный приём работы с песнями.

Таким образом, правильно подобранная песня, музыкальная пауза или музыкальное сопровождение отдельных фрагментов занятия способствует лучшей эффективности работы, обладает большой целительной силой.

Наряду с вышеизложенным, акцентируем внимание на использовании на занятиях элементов изотера-пии. Исследования B.C. Лобзина, М.М. Решетникова позволяют сделать вывод о том, что психологические воздействия цвета на мозг студентов следующие: красный стимулирует, но вызывает сильные чувственные реакции и раздражения, вредные для здоровья нервных людей; голубой - холодный, но успокаивающий; оранжевый вызывает веселье. Если черный цвет угнетает, то коричневый оказывает усыпляющее воздействие. Кроме сонливости, он вызывает сильную депрессию, которую, однако, можно снизить, добавив к коричневому желтый или оранжевый [2].

Наиболее отчетливо влияние того или иного цвета проявляется при его максимальной насыщенности. Эмоциональное воздействие зависит и от площади, которую занимает каждый цвет. По данным физиологии зрения, длительное восприятие цветов, имеющих одинаковую спектральную характеристику, односторон-

не загружает вегетативную нервную систему, вызывая утомление и спад работоспособности. Такое же влияние оказывает длительное воздействие ярких цветов, к какой бы части спектра они ни относились, особенно при контрастных сочетаниях. Различно также и влияние светлых и темных цветов. Это связано со степенью отражения падающего света. Угнетающее воздействие темных цветов обусловлено создающимися низкими уровнями освещенности. Светлые цвета, наоборот, вызывают ощущение радости, легкости и бодрости [2].

На основании вышеперечисленного можно прийти к выводу, что для стимулирования работы мозга и активизации всех функций организма, преподавателям целесообразно использовать карточки с заданиями красного, оранжевого и жёлтого цветов, а на занятиях, которые проводят в конце учебного дня, нужно раздавать задания на карточках зелёного и голубого цветов. Если преподаватель использует различные виды сигнальных карточек, цветных схем, подбор цветных мелков, то он может сконцентрировать внимание студентов на необходимом материале. Сигнальные карточки могут быть использованы практически на всех занятиях [3, С. 93].

На занятиях по второму иностранному языку обучение звукам можно проводить с использованием цветовой гаммы. При объяснении звуков преподаватель ассоциирует их с определённым цветом [3, С. 180].

Для снятия психологического напряжения студентов используют и сам процесс рисования (на специально отведённой стене, доске или бумажной основе). Студенты свободно, по собственному желанию выбирают темы для своих рисунков, надписей. Они могут показать и рассказать их содержание, а могут рисовать анонимно с указанием предмета или лица, изображённого на рисунке (например, при составлении групповых мини-проектов непосредственно на занятии). Это позволяет заметно снять внутреннее напряжение, развивать способность к общению с окружающими, подготавливать к работе, а также давать информацию преподавателям о психологическом состоянии студентов. Таким образом, применение цветовой гаммы на занятии позволит преподавателю активизировать внимание студентов, снять напряжение, тревогу, волнение, улучшить общее самочувствие.

Вышеизложенные приёмы придадут эмоциональную окраску занятию и, следовательно, позволят развивать у студентов самые разные положительные качества. Успешное формирование позитивных эмоциональных состояний студентов в процессе обучения обеспечит хорошее усвоение материала и повышение результативности учебного процесса.

Библиографический список

1. Алексеева М. Ю. Системное использование педагогом элементов арт-терапии // Среднее профессиональное образование. 2007. № 6. С. 64-66.

2. Дыхан Л.Б., Кукушкин В.С., Трушкин А.Г. Валеология. Учебное пособие. М. : ИКЦ МарТ, 2005. 528 с.

3. Рыбина И.Р. Педагогические условия формирования здоровьесберегающей компетентности учащихся на уроке: дис. канд. пед. наук. Орёл, 2011. 199 с.

4. Скок Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2010. 104 с.

5. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. Учебное пособие под общ. ред. Н. В. Сократова. М.: ТЦ Сфера, 2005. 224 с.

References

1. AlekseevaM. Yu. The system use of elements of art-therapy by the teacher //Secondary professional education. 2007. № 6. Pp. 64-66.

2. DykhanL.B., Kukushkin V. S, TrushkinA. G. Valeology. Textbook. M.: IKTSMarT, 2005. 528 p.

3. Rybina I.R. Pedagogical conditions of the formation of health saving competence of pupils at the lesson: Diss. for the degree of candidate of pedagogical sciences. Orel, 2011. 199 p.

4. Skok G. B. How to analyse own pedagogical activity. Textbook. M.: Pedagogical society of Russia, 2010. 104 p.

5. Modern technologies of preservation and promotion of health of children. Textbook under the general edition of N.V. Sokratov. M.: SC Sfera, 2005. 224 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.