Научная статья на тему 'Арт-терапия как средство развития творческого потенциала младшего школьника'

Арт-терапия как средство развития творческого потенциала младшего школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2179
353
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
арт-терапия / младший школьный возраст / психотерапия / арт-педагогика / развитие творческих способностей / Art therapy / primary school age / psychotherapy / art pedagogy / development of creative abilities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прибыткова Юлия Алексеевна, Неволина Виктория Васильевна

В статье рассматривается актуальная для современной психологии проблема применения психотерапии в работе с детьми младшего школьного возраста. В первую очередь, вопросы применения техник и упражнений арт-терапии для развития творческих способностей. Приводятся примеры методических приемов, направленных на развитие творческих способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART THERAPY AS A MEANS OF DEVELOPMENT OF CREATIVE POTENTIAL OF YOUNGER SCHOOLBOYS

The article deals with the actual for modern psychology problem of the use of psychotherapy in work with children of primary school age. First of all, the use of techniques and exercises of art therapy for the development of creative abilities. Examples of teaching methods aimed at the development of creative abilities are given.

Текст научной работы на тему «Арт-терапия как средство развития творческого потенциала младшего школьника»

УДК 37 + 159.9

АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Прибыткова Юлия Алексеевна.

Россия, г. Оренбург, Оренбургский государственный педагогический университет, студентка ОГПУ, pribytmovaulia060@gmail.com.

Неволина Виктория Васильевна.

Россия, г. Оренбург, Оренбургский государственный медицинский университет, доцент кафедры философии ОрГМУ, nevolina-v@yandex.ru.

Аннотация. В статье рассматривается актуальная для современной психологии проблема применения психотерапии в работе с детьми младшего школьного возраста. В первую очередь, вопросы применения техник и упражнений арт-терапии для развития творческих способностей. Приводятся примеры методических приемов, направленных на развитие творческих способностей.

Ключевые слова: арт-терапия, младший школьный возраст, психотерапия, арт-педагогика, развитие творческих способностей.

ART THERAPY AS A MEANS OF DEVELOPMENT OF CREATIVE POTENTIAL OF YOUNGER SCHOOLBOYS

Pribytkova Yulia Alekseevna.

Russia, Orenburg, Orenburg State Pedagogical University, student, pribytmovaulia060@gmail.com.

Nevolina Viktoriya Vasilievna.

Russia, Orenburg, Orenburg State Medical University, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor at the Department of Philosophy, nevolina-v@yandex.ru.

Abstract. The article deals with the actual for modern psychology problem of the use of psychotherapy in work with children of primary school age. First of all, the use of techniques and exercises of art therapy for the development of creative abilities. Examples of teaching methods aimed at the development of creative abilities are given.

Key words: Art therapy, primary school age, psychotherapy, art pedagogy, development of creative abilities.

В настоящее время в школе будущего, то есть школе новых стандартов существует ряд проблем прошлого, например такая, как проблема развития творческих способностей учащихся младшего школьного возраста. Данной проблемой занимались давно, и она является одной из важнейших общенаучных проблем, исследуемых на философском, культурологическом, педагогическом, психологическом уровнях.

Значительный вклад в изучение проблемы творчества внесли как отечественные (Богоявленская Д.Б., Гнатко Н.В., Дружинин В.Н.), так и зарубежные исследователи (Де Боно, Гилфорд Дж., Маслоу А., Медник С.) [6, с. 155].

В настоящее время, становится очевидным, что вопрос развития творческих способностей детей волнует не только педагогов, но и родителей. Ведь имея под ногами почву в виде творческих способностей, ребенок может стать успешным в современном мире, который развивается и не стоит на месте, достичь высот и принести максимальную пользу и в будущей профессиональной деятельности. Именно поэтому задача педагога помочь ребенку заложить этот прочный фундамент для дальнейшей жизни ребенка, помочь воспитанникам найти свое место в жизни, развить потенциал в процессе учебной и творческой деятельности.

Если говорить о настоящем положении современной начальной школы в нашей стране, то стоит отметить, что основное место в ее деятельности все еще занимает познавательная деятельность школьников, а не творческая, хотя уже давно научно доказано, что именно младший школьный возраст является сензитивным периодом, то есть наиболее благоприятным отрезком времени для развития умений и навыков в жизни ребенка.

Так же известно, что именно в младшем школьном возрасте закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Развиваются воображение, фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательность, активность, инициатива, формируются умения наблюдать и анализировать явления, сравнивать и обобщать факты, делать выводы.

Одним из факторов успешного формирования у младших школьников творческих способностей является использование эффективных, педагогически целесообразных технологий обучения. Одной из таких технологий является «арт-педагогика» и ее смежный компонент «арт-терапия».

Психотерапивтическая работа с детьми младшего школьного возраста требует от педагога не только деликатности и осторожности, но также и использование особых методов работы. Далеко не все методы психотерапии, которые подходят для взрослого человека одинаково хороши и для ребенка. У ребенка иной тип восприятия и мышления, дети более эмоциональны по своей природе и ими управляет не разум, а чувства.

Одним из наиболее безопасных методов является арт - терапия. Психотерапевтическая работа такого рода оказывает положительное влияние не только на эмоциональное состояние ребенка, но и способствует умственному и творческому развитию личности.

Применительно к детям и арт - терапевтическое воздействие имеет свои особенности и нюансы [3, с. 464]. Для детей характерна гибкая и восприимчивая психика, и хотя они наиболее открыто выражают свои эмоции, чем взрослые, часто возникают сложности установить с ними контакт, они стесняются или начинают замыкаться в себе [5, с. 288]. Поэтому при занятиях арт - терапией необходимо следовать некоторым обязательным принципам: - педагогу необходимо создать доброжелательную, уютную обстановку, в которой будет комфортно даже самому замкнутому и стеснительному ребенку;

- при отборе материала и упражнений необходимо ознакомиться с возрастными особенностями и интересами детей;

- важно помнить, что результат детского творчества в данный момент времени отражает его психоэмоциональное состояние, и если ребенок перечиркал лист бумаги хаотичными линиями, то это отражает хаос в душе ребенка, и задача педагога или психолога состоит в том, чтобы помочь ребенку разобраться в этом, а не допустить негативного оценивания результата детского творчества [1, с. 244];

- поощрять и хвалить любое проявление творчества, стараясь поддерживать каждого участника сеанса арт-терапии, стараться находить в любой поделке или рисунке что-то важное, значимое, индивидуальное;

- организовывать занятия таким образом, чтобы у детей формировалось позитивное, доброжелательное и уважительное отношение к работам других;

- не допускать злой критики и насмешек со стороны детей в адрес работ участников арт-терапии - дети часто бывают жестоки.

Арт-терапия рассматривается как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства, и имеет следующие формы:

- Изотерапия - воздействие изобразительным искусством, либо техникой письма, каллиграфией.

- Библиотерапия - воздействие чтением художественной литературы, либо сочинением стихов, сказок, рассказов, пьес.

- Имаготерапия - воздействие через образ, театрализацию.

- Музыкотерапия - воздействие через восприятие музыки, ее энергетику и вибрации.

- Вокалотерапия - воздействие пением.

- Кинезитерапия - воздействие движением [2, с. 45].

Арт-технологии - это обучение интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества. После занятий арт-терапией детям становится легче разбираться и воспринимать разные виды искусства (музыка, театр, живопись, литература). Главной задачей применения техник арт-терапии является помощь в освоении сложного учебного материала, то есть арт-терапия и искусство выступает здесь как средство познания, а не конечная цель. Решая поставленную познавательную задачу, учащийся полностью или частично выбирает способы исполнения своей роли в соответствии с определёнными правилами игры. При этом у него остаётся достаточно степеней свободы, чтобы импровизировать, выдумывать, выбирать, догадываться, прогнозировать, то есть он в полной мере может реализовать свой творческий потенциал.

На данный момент чётко обозначились три варианта арт-уроков:

- построенные на одном виде искусства;

- включение элементов искусства как средств деятельности учителя;

- включение элементов искусства, как способа деятельности детей. [2, с. 48]. Выбор варианта и определяет структуру арт-урока. Примеры арт-уроков:

театрализованный урок, урок имитационного моделирования, урок диалога культур, заочные путешествия, уроки предметного рисования, учебные игры, урок-пьеса, урок-концерт, урок-карнавал.

Театрализованный урок может по организации стать уроком-спектаклем, сказкой, карнавалом, экскурсией, концертом, и требует от учащихся серьезных усилий в работе с учебной литературой (выучить стихотворение, песню, роль), дополнительными источниками информации (поиск музыкального сопровождения, декораций), что способствует развитию интереса к обучению, творческой самостоятельности.

Любимыми для младших школьников становятся уроки с использованием изотерапии. Дети с удовольствием рисуют, лепят, конструируют, создают коллективные панно, картины, карты. Для арт-терапевтической работы необходимо иметь широкий выбор различных изобразительных материалов (карандаши, краски, мелки, фломастеры, пластелин и т.д.) и сценариев (то есть задач, поставленных перед началом работы, например можно рисовать маршрут из дома до школы). Можно так же предложить детям придумать игру с данным видом искусства, например можно нарисовать «карту сокровищ», при этом на каждом этапе, выполняя действие, связанное с данным видом арт-терапии. Ученику должна быть предоставлена возможность самому выбирать тот или иной материал и средства для изобразительной работы [4, с. 115]. Стоит отметить, что в работе с арт-терапией могут использоваться не только классические материалы, но и различные шишки, ветки, камни, листочки, цветы, кора деревьев, угольки, мел (например для рисования) и т.д. Особенно нравится детям рисование нетрадиционными способами (пальчиками, ладонями, губкой, брызгами), это помогает ребенку лучше познать окружающий мир, потому что с помощью таких рисунков дети выражают свои эмоции, индивидуальность, креативный подход и творческий потенциал. Глина, тесто, песок и иные пластические материалы обладают значительными возможностями для выражения творчества.

Занятия такого рода позволяют развить в ребенке чувство прекрасного, сформировать вкус к искусству и творческой деятельности, воспитать трудолюбие, развить мелкую моторику рук, внимание, память [3, с. 467].

Самым главным, на мой взгляд, является то, что каждый маленький художник создает свой неповторимый шедевр, получает удовольствие. Давая ребенку все пощупать и попробовать самому, мы расширяем границы его познания, творческие горизонты. Ведь испачканного краской ребенка легко отмыть водой и мылом, а подавленное желание творить может никогда уже не вернуться.

Положительный эффект дают занятия по сказкотерапии, он заключаются в том, что ребенок может сам придумать сюжет сказки и развитие событий, судьбу любимого героя. Кроме положительного творческого воздействия сказкотерапия положительно влияет и на эмоциональное состояние учеников.

Кинезитерапия основана на связи музыки и движения. Способность музыки захватывать своим ритмом, стимулировать и регулировать движения человеческого тела делает ее незаменимым компонентом разных видов кинезитерапии. Дети охотно осваивают данный вид арт-терапевтической практики, проявляют интерес и инициативу в постановке танца и различных номеров, тем самым проявляя свой творческий потенциал.

Самое главное, дать ребенку почувствовать ситуацию успеха [7, с. 456]. Если ребенок будет получать поощрение и одобрение со стороны сверстников и педагога при выполнении той или иной техники арт-терапии, а именно при выражении своих эмоций, страхов, переживаний, при презентации своих уникальных рисунков, поделок, танца или сказки, то к нему придет успех в общении, а взаимодействие с миром станет более конструктивным и приятным, так как ребенок научится не только выражать свои чувства, но и понимать чувства окружающих его людей.

Проведение уроков с использованием арт-технологий - это мощный стимул в обучении и воспитании. Использование арт-технологий даёт возможность расширить и углубить уровень познавательной активности, пробудить в учащихся стремление к углубленному изучению учебного материала, развивать творческие способности учащихся. Является одной из технологий повышающей качество образовательного и воспитательного процесса [8, с. 267]. Доказательством тому становится высокая активность учащихся в участии в различных конкурсах, проектах, интеллектуальных играх и предметных олимпиадах. Для поддержания интереса можно устраивать для детей различные творческие конкурсы и проводить мероприятия приуроченные к каким-либо событиям и праздникам.

Библиографический список:

1. Андреева Т.В. Семейная психология: Учебное пособие. - СПб: Речь, 2004. -244 с.

2. Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. Серия «Ступени психотерапии». - СПб: Эксмо-пресс, 2002. - 45-48 с.

3. Дубровина И.В. Возрастные особенности психологического развития детей. - М.: 2013. - 464 - 467 с.

4. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система знаний. - СПб.: Речь, 2003. - 115 с.

5. Ковинько Л.В. Воспитание младших школьников. - М.: 2010. - 288 с.

6. Матюшкина А.М. Развитие творческой активности школьников. - М.: Педагогика, 1991.- 155с

7. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: 2005. -456 с.

8. Савельева Н.А. Настольная книга педагога-психолога детского образовательного учреждения - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 267 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.