Научная статья на тему 'ПРЕДСТАВЛЕНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ О СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ'

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ О СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
172
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ К СОЦИАЛЬНОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ / СТУДЕНТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СОЦИАЛЬНЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / СПЕЦИАЛИСТЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Вандышева Людмила Владимировна

В статье обоснована актуальность профессиональной подготовки будущих специалистов социальной работы к социальному предпринимательству. В связи с модернизацией системы социальной защиты населения и выдвижением социального предпринимательства как инновационной социальной технологии специалисты по социальной работе могут выступить социальными предпринимателями. Кроме этого, актуальность темы обоснована формированием модели социально-предпринимательского университета. Выделены противоречия между наличием у современной молодежи инновационного потенциала и ее неготовностью к социальному предпринимательству; накопленным в теории и методике профессиональной подготовки опыта подготовки предпринимателей и отсутствием выстроенной системы подготовки социальных предпринимателей из числа будущих специалистов социальной работы. Стремление решить заявленные противоречия определило цель исследования: выявить представления будущих специалистов социальной работы о социальном предпринимательстве и их готовность к открытию социального предприятия. Теоретический анализ научной литературы свидетельствует о недостаточной представленности социального предпринимательства в отечественной социальной практике, хотя конкретизирована инфраструктура, поддерживающая социальное предпринимательство; выделена роль университетов в подготовке инновационных предпринимательских кадров в социальной сфере; определены перспективы результатов профессиональной подготовки будущих специалистов социальной сферы, не только имеющих представление о социальном предпринимательстве, но и вовлеченных в него. В статье проведен вторичный анализ результатов зарубежных и отечественных исследователей, изучавших представления обучающихся о социальном предпринимательстве. Исследование проводилось на базе Самарского университета; выборку составили будущие специалисты социальной работы (68 человек). Сделаны выводы о слабо сформированных представлениях будущих специалистов социальной работы о социальном предпринимательстве наряду с их интересом к нему, выделением общих черт с социальной работой как будущей профессией, признанием важности предпринимательских навыков для специалиста социальной сферы. «Помощь людям» выступает основным мотивом для потенциального открытия социального предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUTURE SOCIAL WORK PROFESSIONALS’ IDEAS ABOUT SOCIAL ENTREPRENEURSHIP

The relevance of professional training of future social work specialists for social entrepreneurship is justified by the modernization of the system of social protection of the population. Social entrepreneurship is like an innovative social technology. Social work professionals - social entrepreneurs can act as social innovators. In addition, the relevance is justified by the formation of a model of a socio-entrepreneurial university. Modern youth has an innovative potential and at the same time it is not ready for social entrepreneurship; theory and considerable experience have been gained in the methodology of professional training, but there is no built-in system for training future social entrepreneurs from among future social work specialists - this is the contradiction identified by the author. The desire to solve them determined the purpose of the study: to identify the ideas of future social work specialists about social entrepreneurship and their readiness to open a social enterprise. The theoretical analysis of the scientific literature indicates that social entrepreneurship is underdeveloped in domestic social practice. However, the infrastructure supporting social entrepreneurship has been specified; highlighted the role of universities in the training of social entrepreneurs; the prospects for the results of professional training of social entrepreneurs are determined. The article provides a secondary analysis of the results of foreign and domestic researchers who studied students' ideas about social entrepreneurship. The author's survey was conducted on the basis of Samara University. The sample consisted of future social work specialists (68 people). Conclusions are drawn about the poorly formed ideas of future social work specialists about social entrepreneurship. Interest in social entrepreneurship was noted. The common features of social entrepreneurship and social work are highlighted. The importance of entrepreneurial skills for a social worker is recognized. “Helping people” appears to be the main motive for the potential opening of a social enterprise, according to the results of the survey.

Текст научной работы на тему «ПРЕДСТАВЛЕНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ О СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ»

Научная статья УДК 378.147.88

DOI: 10.20323/2658-428X-2022-2-15-124-138 EDN: TFEQGP

Представления будущих специалистов социальной работы о социальном предпринимательстве

Людмила Владимировна Вандышева

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и технологии социальной работы ФГАОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева» (Самарский университет), г. Самара [email protected], https://orcid.org/0000-0002-9894-491Х

Аннотация. В статье обоснована актуальность профессиональной подготовки будущих специалистов социальной работы к социальному предпринимательству. В связи с модернизацией системы социальной защиты населения и выдвижением социального предпринимательства как инновационной социальной технологии специалисты по социальной работе могут выступить социальными предпринимателями. Кроме этого, актуальность темы обоснована формированием модели социально-предпринимательского университета. Выделены противоречия между наличием у современной молодежи инновационного потенциала и ее неготовностью к социальному предпринимательству; накопленным в теории и методике профессиональной подготовки опыта подготовки предпринимателей и отсутствием выстроенной системы подготовки социальных предпринимателей из числа будущих специалистов социальной работы. Стремление решить заявленные противоречия определило цель исследования: выявить представления будущих специалистов социальной работы о социальном предпринимательстве и их готовность к открытию социального предприятия. Теоретический анализ научной литературы свидетельствует о недостаточной представленности социального предпринимательства в отечественной социальной практике, хотя конкретизирована инфраструктура, поддерживающая социальное предпринимательство; выделена роль университетов в подготовке инновационных предпринимательских кадров в социальной сфере; определены перспективы результатов профессиональной подготовки будущих специалистов социальной сферы, не только имеющих представление о социальном предпринимательстве, но и вовлеченных в него. В статье проведен вторичный анализ результатов зарубежных и отечественных исследователей, изучавших представления

© Вандышева Л. В., 2022

124

Л. В. Вандышева

обучающихся о социальном предпринимательстве. Исследование проводилось на базе Самарского университета; выборку составили будущие специалисты социальной работы (68 человек). Сделаны выводы о слабо сформированных представлениях будущих специалистов социальной работы о социальном предпринимательстве наряду с их интересом к нему, выделением общих черт с социальной работой как будущей профессией, признанием важности предпринимательских навыков для специалиста социальной сферы. «Помощь людям» выступает основным мотивом для потенциального открытия социального предприятия.

Ключевые слова, готовность к социальному предпринимательству; студенты; профессиональная подготовка; социальное образование; социальное предпринимательство; социальное предпринимательство; социальные специалисты; специалисты по социальной работе

Для цитирования: Вандышева Л. В. Представления будущих специалистов социальной работы о социальном предпринимательстве // Социально-политические исследования. 2022. № 2 (15). С. 124-138.

http://dx.doi.org/10.20323/2658-428X-2022-2-15-124-138. https://elibrary.ru/tfeqgp.

Original article

Future social work professionals' ideas about social entrepreneurship Lyudmila V. Vandysheva

Candidate of pedagogical sciences, associate professor of department of theory and technology of social work, Samara national research university named after academician S. P. Koroliov (Samara university), Samara [email protected], https://orcid.org/0000-0002-9894-491Х

Abstract. The relevance of professional training of future social work specialists for social entrepreneurship is justified by the modernization of the system of social protection of the population. Social entrepreneurship is like an innovative social technology. Social work professionals - social entrepreneurs can act as social innovators. In addition, the relevance is justified by the formation of a model of a socio-entrepreneurial university. Modern youth has an innovative potential and at the same time it is not ready for social entrepreneurship; theory and considerable experience have been gained in the methodology of professional training, but there is no built-in system for training future social entrepreneurs from among future social work specialists - this is the contradiction identified by the author. The desire to solve them determined the purpose of the study: to identify the ideas of future social work specialists about social entrepreneurship and their readiness to open a social enterprise. The theoretical analysis of the scientific literature indicates that social entrepreneurship is underdeveloped in domestic social practice. However, the

Представления будущих специалистов социальной работы о социальном предпринимательстве

125

infrastructure supporting social entrepreneurship has been specified; highlighted the role of universities in the training of social entrepreneurs; the prospects for the results of professional training of social entrepreneurs are determined. The article provides a secondary analysis of the results of foreign and domestic researchers who studied students' ideas about social entrepreneurship. The author's survey was conducted on the basis of Samara University. The sample consisted of future social work specialists (68 people). Conclusions are drawn about the poorly formed ideas of future social work specialists about social entrepreneurship. Interest in social entrepreneurship was noted. The common features of social entrepreneurship and social work are highlighted. The importance of entrepreneurial skills for a social worker is recognized. "Helping people" appears to be the main motive for the potential opening of a social enterprise, according to the results of the survey.

Keywords, readiness for social entrepreneurship; students; professional training; social education; social entrepreneurship; social enterprise; social specialists; social work specialists

For citation: Vandysheva L. V. Future social work professionals' ideas about social entrepreneurship. Social and political researches. 2022;2(15):124-138. (In Russ). http://dx.doi.org/10.20323/2658-428X-2022-2-15-124-138. https://elibrary.ru/tfeqgp.

Актуальность

В условиях модернизации системы социальной защиты и помощи гражданам в трудной жизненной ситуации становится актуальным поиск ресурсов, в полной мере способных активизировать ресурсы получателей социальных услуг. В связи с этим к специалистам социальной сферы предъявляют высокие требования, ориентирующие профессионалов, с одной стороны, на развитие сферы социального сервиса, с другой стороны, проявление своего творческого потенциала, в том числе в предпринимательской деятельности.

В социальном образовании заявлен интерес к созданию в вузах условий, способствующих усиле-

нию методологической, теоретической, методической составляющих профессиональной подготовки к инновационной социальной работе. Так, «третья роль университетов» приводит к формированию модели социально-предпринимательского университета, в которой велика роль социально-гуманитарной составляющей. От обучающихся соответствующих направлений профессиональной подготовки требуются наличие представлений и понимание сущности инновационных процессов и явлений, мотивированность на участие в них, готовность к реализации инноваций в социальной сфере в будущей профессиональной деятельности.

126

Л. В. Вандышева

Вместе с тем вопросы профессиональной подготовки будущих специалистов социальной сферы к социальному предпринимательству еще не в полной мере представлены в отечественной научной литературе, отсутствует четко выстроенная система подготовки будущих социальных предпринимателей, недостаточно отражены практические результаты подготовки в данном направлении. Стремление восполнить данный недостаток определили научный интерес и цель настоящего исследования: выявить представления будущих специалистов социальной работы о социальном предпринимательстве и их готовность к открытию социального предприятия.

Социальное предпринимательство выступает инновационной социальной технологией, о чем заявляют в своих работах как зарубежные [Адизес, 2014; Б1ше8, 2011], так и отечественные ученые [Абрамян, 2018; Андронова, 2017; Чернов, 2013]. К настоящему времени созданы разнообразные бизнес-модели социальных предприятий [Арай, 2018]. Вместе с тем социальное предпринимательство еще не в полной мере представлено в отечественной социальной практике, как отмечают С. Р. Ахмадиева [Ахмадиева, 2021], В. А. Баринова, С. П. Земцов [Баринова, 2020]. Однако в работах Н. А.Бухаловой [Бу-халова, 2020], Н. В. Лежневой [Лежнева, 2019] и других отечественных ученых подчеркивается

актуальность формирования класса инноваторов в социальной сфере. Исследователь И. П. Белов, Т. Г. Белова, В. В. Неволина заявляют о важности поддержки молодых людей как социальных предпринимателей [Белов, 2019]. Подчеркивается роль университетов в решении данной задачи (Е. Ю. Ли-венцова, Т. Б. Румянцева, Е. Г. Сы-рямкина и др.) [Ливенцова, 2016]. В работах Д. Г. Александрова,

Т. И. Королевой [Александров,

2015] и Е. К. Пилилян [Пилипян,

2016] отражена инфраструктура, способствующая развитию социального предпринимательства и обеспечивающая поддерживающую внешнюю к университетам среду.

Характеристика обучающихся как передовой части молодежи, призванной создавать и реализовы-вать социальные инновации, заявлена И. П. Беловым, Т. Г. Беловой [Белов, 2019], А. В. Черновым [Чернов, 2013], а также зарубежными учеными [Franco, 2010]. Вовлечение будущих специалистов социальной работы в социальное предпринимательство, по мнению Н. В. Гарашкиной, позволяет в перспективе осуществлять экспериментальную, исследовательскую и управленческую функции в социальной работе. Исследователь А. А. Дружинина подчеркивает, что подготовка современного специалиста социальной работы к реализации функции менеджера, позволит в дальнейшем осуществлять новые технологии, к числу которых

Представления будущих специалистов социальной работы о социальном предпринимательстве

127

отнесено социальное предпринимательство [Гарашкина].

Однако результаты исследований Д. А. Гафаровой указывают на то, что выпускники университетов не готовы к реализации активной гражданской и предпринимательской позиции в обществе; присутствует дисбаланс между теоретическими знаниями и практическими навыками [Гафарова, 2015]. Исследователь Т. Г. Калугина заявляет о важности специального обучения основам социального предпринимательства [Калугина, 2012].

В научной литературе (Н. В. Га-рашкина, А. А. Дружинина, Р. Ф. Лопатина) отражен опыт отечественных образовательных организаций высшего образования, осуществляющих подготовку к социальному предпринимательству будущих специалистов разных профилей [Гарашкина; Лопатина, 2012]. Исследователи отмечают, что подготовка будущих специалистов социальной сферы осуществляется на старших курсах, а «полноценный предприниматель» формируется в процессе послевузовской деятельности, переподготовки.

Отношение зарубежных студентов к социальному предпринимательству представлено в работе Д. Кошина, О. Кроцила, Р. Поспи-шила [Кроцил, 2020]. По аналогичной проблематике проводили исследование среди обучающихся российских образовательных организаций высшего образования исследователи Д. А. Гафарова [Гафа-

рова, 2015], Н. В. Лежнева [Лежнева, 2019] и др.

База исследования: Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева, социально-

гуманитарный институт, кафедра теории и технологии социально работы.

Методы исследования

В ходе исследования применялся комплекс взаимодополняющих методов, адекватных предмету исследования: теоретический анализ социологической, педагогической, экономической литературы; анкетирование, оформленное в Google-форме.

Организация исследования

Цель достигалась поэтапно: на первом этапе проведен вторичный анализ результатов исследований зарубежных и отечественных ученых с целью конкретизации представлений обучающихся о социальном предпринимательстве. На втором этапе проведено анкетирование обучающихся по направлению профессиональной подготовки «Социальная работа» (68 человек). На третьем этапе полученные результаты были проанализированы и представлены в обобщенном виде. В представленных результатах исследования сохранена орфография в ответах опрошенных.

Представим результаты нашего исследования, в котором приняли участие 68 будущих специалистов социальной работы: 32,4 % перво-

128

Л. В. Вандышева

курсников, 19,1 % второкурсников, 25 % третьекурсников, 10,3 % обучающихся четвертого курса бакалавриата; 7,4 % магистрантов первого курса и 5,9 % магистрантов второго курса обучения. Пол опрошенных не учитывался, так как этот фактор не считался релевантным.

Анализ результатов исследований Д. Кошины, О. Кроцилы, Р. По-спишила выявил положительное отношение студентов к социальному предпринимательству. Так, в Португалии 23,3 % опрошенных выразили готовность стать социальными предпринимателями. 70 % студентов в Хорватии в ближайшие десять лет планировали основать венчурное предприятие [Кроцил, 2020]. Результаты данных исследователей согласуются с исследованием зарубежных ученых [Ке^ шепес, 2015], в которых отмечено, что большинство хорватских студентов выразили намерение начать предпринимательскую карьеру. Помощь обществу, а не только извлечение прибыли - это установки студентов, выявленные в ряде исследований зарубежных социологов. Вместе с тем большинство чешских студентов ответили, что никогда не слышали термин «социальное предпринимательство». В итоге исследователи подчеркивают важность обучения современной молодежи основам социального предпринимательства, что может обеспечить готовность ее к данному виду деятельности [Кроцил, 2020].

По результатам исследования Д. А. Гафаровой, лишь 31 % студентов представляют, что такое социальное предпринимательство, а 41 % опрошенных считают, что социальное предпринимательство является перспективным видом предпринимательства [Гафарова, 2015]. По данным нашего исследования, понятие «социальное предпринимательство» знакомо 78 % будущих специалистов социальной работы; не знакомы с данным понятием 22 % опрошенных. Положительные ассоциации с данным понятием имеют 50 % опрошенных; нейтральное отношение выявлено у 45,6 % опрошенных, 4,4 % опрошенных затруднились ответить.

Отечественный исследователь Н. В. Лежнева отмечает у выпускников образовательных организаций высшего образования нежелание включаться в социальное предпринимательство [Лежнева, 2019]. Согласно результатам исследования Д. В. Завьялова и Н. С. Киреевой, среди российских студентов о социальном предпринимательстве осведомлены 34,8 % респондентов [Югееуа, 2019].

Положительное отношение к социальному предпринимательству, по результатам нашего исследования, во-первых, связано с пониманием социального предпринимательства как деятельности, имеющей социально-полезную направленность (решение социальных и культурных проблем; решение вопросов занятости населения, спо-

Представления будущих специалистов социальной работы о социальном предпринимательстве

129

собствует благополучию общества, улучшению жизни людей или животных, природы; определение его как полезного вида деятельности) и связанную «с обучением на схожей специальности». Во-вторых, социальное предпринимательство понимается как деятельность, тождественная благотворительности и разворачивающаяся в «третьем секторе». В-третьих, деятельность, имеющая положительные результаты («из интернет-источников известны случаи успешной реализации проектов такого типа»; «Известный пример: «Веселый войлок» про обеспечение рабочими местами многодетных матерей»).

В-четвертых, социальное предпринимательство представляется деятельностью, с которой опрошенные непосредственно знакомы («по опыту моих знакомых», «моя родственница занимается социальным предпринимательством»). Отметим, что при ответе на вопрос: «Есть ли среди ваших друзей, знакомых социальные предприниматели?» утвердительный ответ дали 16,2 % опрошенных, отрицательный - 83,9 % опрошенных. Вместе с тем, отмечая положительное отношение к данной деятельности, опрошенные могут не идентифицировать себя с этой данной деятельностью: «я не уверена, что отношу себя к этому».

Нейтральное отношение обосновано тем, что опрошенные имеют недостаточное представление о социальном предпринимательстве

(«это понятие редко мне встречается и я не до конца знаю, что это») и считают, что «высок риск мошенничества».

Те, кто затруднился определить свое отношение, отмечают: «С одной стороны, положительные эмоции, так как социальное предпринимательство - это хорошая возможность для развития культуры, решения различных социальных проблем. С другой стороны - в наше время все еще социальное предпринимательство развивается и находится пока на низком уровне (по моему мнению), к сожалению, часто можно услышать, что нет никакого развития, а бюджет входит в корыстных целях».

Итак, опрошенные не имеют отрицательных ассоциаций в отношении социального предпринимательства. Положительное отношение к социальному предпринимательству отмечено в ответах 76,4 % опрошенных. Оно связано в первую очередь с социономической значимостью данной деятельности; направленностью, которая идентична социальной работе, то есть приобретаемой в университете профессией; положительно зарекомендовало себя в публичном дискурсе и личном опыте опрошенных. Нейтральное отношение 16 % опрошенных к социальному предпринимательству определяется незнанием его сути, недостаточной презентацией в публичной сфере и возможностью «нечестной в финансовом плане практики». Затруд-

130

Л. В. Вандышева

нившиеся охарактеризовать свое отношение (7,3 %), объясняют свое мнение недостаточным развитием социального предпринимательства в общественной практике.

Сопоставление результатов нашего исследования с результатами зарубежных и отечественных исследований (2015 г., 2021 г.) позволяет сделать предварительный вывод о недостаточной распространенности социального предпринимательства в отечественном опыте. Но вместе с тем оно положительно оценивается респондентами: суть данной деятельности признается социально-значимой в современных социально-экономических условиях.

Будущим специалистам социальной работы было предложено развести понятия «предпринимательство» и «социальное предпринимательство». Предпринимательство трактуется как более широкое понятие, а «социальное предпринимательство - конкретный вид деятельности, который имеет направленность на улучшение социума»; «в сущности своей - нет, но в смысле - да». 72 % опрошенных предложили определение, в котором первостепенна общественная миссия данного вида предпринимательства над бизнес-результатом. При этом некоторые опрошенные в ответах указывают на интуитивные предположения, не обладая предварительными знаниями и не сталкиваясь с опытом социального предпринимательства в социально-

бытовых практиках. Затруднились предложить определение 28 % опрошенных по причине, что «не сталкивался с этим понятием». Данные результаты совпадают с результатами, представленными зарубежными исследователями [Кроцил, 2020]. В ответах отмечено значение социального предпринимательства: произведение социальных изменений, инновационное развитие и экономическое благополучие социума, помощь нуждающимся и т. п.

В ответах 77 % будущих специалистов социальной работы заявлено понятие «граждане», для которых социальное предприятие выступает ресурсом улучшения их положения. В общем виде это понятие выражено следующим образом: «какой-либо категории граждан», «общество и люди», «связано с общественностью», «способствует решению социальных проблем граждан», «помощь людям». Конкретизация данного понятия в ответах эпизодична: «нацелено на конкретные нуждающиеся группы людей», «помощь особо нуждающимся людям», «помогающее уязвимым категориям граждан». Иными словами, большинство опрошенных верно определяет суть социального предпринимательства. Недостаточная развернутость ответов свидетельствует о незначительном представлении опрошенных о данном виде деятельности и формулировке ответов на основе интуитивной интерпретации понятия.

Представления будущих специалистов социальной работы о социальном предпринимательстве

131

При ответе на вопрос: «Насколько социальное предпринимательство распространено в российской практике?» полученные результаты ответов («очень распространено» -1,5 %; «скорее распространено» -17,6 %; «недостаточно распространено» - 63,2 %; «отсутствует» -1,5 %; «затрудняюсь ответить» -16,2 %) свидетельствуют о недостаточном информировании будущих специалистов социальной работы об опыте отечественного социального предпринимательства.

При этом 95,6 % опрошенных считают, что социальное предпринимательство имеет «точки соприкосновения» с социальной работой при решении социальных проблем. Эта позиция отражается в ответах на вопрос: «Считаете ли Вы, что специалисту социальной работы нужны предпринимательские навыки?»: «да» ответили 61,8 % опрошенных, «нет» - 14,7 %, «затруднились ответить» - 23,5 % опрошенных.

Выявлен интерес будущих специалистов социальной работы к открытию собственного социального предприятия после получения диплома о высшем образовании: положительно ответили 52,9 %; отрицательно 23,5 %; затруднились ответить 23,5 % опрошенных.

Соотношение результатов, полученных в нашем исследовании с результатами исследования зарубежных ученых, позволяет отметить их согласованность между собой. Так, более половины опро-

шенных чешских и хорватских студентов рассматривают возможность стать предпринимателями [Кроцил, 2020]. Это подтверждает наличие инновационного потенциала у современной молодежи и указывает на необходимость ее профессиональной подготовки к социальному предпринимательству.

Среди мотивов, которые побудили бы будущих специалистов социальной работы к открытию собственного социального предприятия, выделены: «помощь людям» (34,3 %), «самореализация»

(14,9 %), «решение проблемы, которая касается лично Вас или близких людей» (13,4%), «работа на себя» (13,4%), «заработок» (9 %), «новый опыт» (9 %), «финансовая независимость» (1,5 %). Полученные результаты свидетельствуют о незначительном преобладании служения общественным целям над мотивами, связанными с личными интересами (в том числе прибылью), которую получает потенциальный социальный предприниматель.

Однако данные результаты не соотносятся по рейтингу ответов с результатами, полученными исследователем Д. А. Гафаровой: «желание помогать людям» (14 %) и «самореализация» (21 %) [Гафарова, 2015].

Результаты опроса чешских студентов показывают, что «более половины опрошенных студентов результатом своей будущей предпринимательской деятельности счита-

132

Л. В. Вандышева

ют служение общественным целям, а не только получение прибыли» [Кроцил, 2020, с. 255]. Опрошенные студенты из Америки, изучающие предпринимательское дело, заявили о намерениях заниматься социальным предпринимательством.

Полученные результаты свидетельствуют об интересе к новой для обучающихся практике. Подчеркнем, что в процессе обучения будущие специалисты социальной работы не изучали учебных дисциплин, посвященных социальному предпринимательству.

В исследовании Д. А. Гафаровой опрошенные в число приоритетных условий возводят меры финансовой поддержки (наличие гранта или субсидии (31 %)) и содействие получению опыта социального предпринимательства (стажировки на социальном предприятии (25 %), проведение тренингов и мастер-классов с предпринимателями (18 %)) [Гафарова, 2015].

В нашем исследовании выявлены условия успешного социального предпринимательства: «наличие денежных средств» (32,4 %), «наличие гранта» (25 %), «наличие опыта предпринимательства»

(29,4 %), «участие в обучающих мероприятиях с привлечением социальных предпринимателей» (22,1 %), «стажировка на социальных предприятиях» (21,1 %), «наличие единомышленников» (20,6 %), «прохождение специальных курсов» (14,7 %), «наличие

партнеров» (11,8 %), «наличие субсидии» (7,4 %), «информирование об успешном опыте социальных предпринимателей» (7,4 %).

Кроме этого, выявлена заинтересованность 63,2 % будущих специалистов социальной работы в получении в процессе обучения дополнительных компетенций, необходимых для социального предпринимательства. Отсутствие интереса отмечено у 16,2 % опрошенных; затруднились ответить 20,6 % будущих специалистов социальной работы. По данным Д. А. Гафаро-вой, готовность пройти дополнительную подготовку в процессе обучения в вузе выразили, 80 % опрошенных обучающихся [Гафа-рова, 2015].

По итогам сравнительного анализа результатов авторского исследования и результатов зарубежных и отечественных ученых можно отметить единодушие авторов в признании актуальности формирования системы профессиональной подготовки будущих специалистов социальной сферы к социальному предпринимательству.

Обобщенные результаты исследования учтены при проектировании учебной дисциплины «Социальное предпринимательство в социальной работе» для обучающихся третьего курса направления подготовки «Социальная работа». В качестве приоритетных подходов профессиональной подготовки к социальному предпринимательству выделяем аксиологический, филан-

Представления будущих специалистов социальной работы о социальном предпринимательстве

133

тропический, синергетический, субъект-объектный, практико-

ориентированный, деятельностный, информационный подходы. Например, выявленный интерес к социальному предпринимательству может быть поддержан результатами тестирования с целью выявления предпринимательских задатков, способностей и предложения средств, способствующих их фор-

мированию, развитию. Изучение исторических основ социального предпринимательства позволит закрепить филантропические ценности обучающихся. Кроме этого, результаты исследования ориентируют обратить внимания на формирование команд потенциальных социальных предпринимателей, формирование готовности управления коммуникациями в них.

Библиографический список

1. Абрамян Е. П. Трансформация труда в условиях информационного общества. URL : https ://cyberleninka. ru/article/n/transformatsiya-truda-v-usloviyah-informatsionnogo-obschestva. (Дата обращения: 15.02.2022).

2. Адизес И. Как преодолеть кризисы менеджмента. Диагностика и решение управленческих. Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2014. 320 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Александров Д. Г. Социальное предпринимательство в современном мире / Д. Г. Александров, Т. И. Королева // Экономика и управление. 2015. № 4. С. 45-50.

4. Андронова Ю. Э. Стратегии исследования социального предпринимательства // Известия Саратовского университета. Серия Социология. Политология. 2017. Т.17, Вып. 1. С. 42-46.

5. Арай Ю. Н. Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: подход к построению типологии // Российский журнал менеджмента. 2018. 16 (2). С. 253-272.

6. Ахмадиева С. Р. Развитие социального предпринимательства в России / С. Р. Ахмадиева, Ю. В. Ходковская, А. Ф. Ахмадиева // Инновации и инвестиции. 2021. № 4. С. 38-40.

7. Баринова В. А. Малое и среднее предпринимательство в России и регионах в 2019-2020 гг. / В. А. Баринова, С. П. Земцов, Ю. В. Царева // Российская экономика в 2019 году. Тенденции и перспективы. Вып. 41. Москва : Издательство Института Гайдара, 2020. C. 279-290.

8. Белов И. П. Поддержка молодежного предпринимательства / И. П. Белов, Т. Г. Белова, В. В. Неволина // Инновации и инвестиции. 2019. № 12. С. 99-103.

9. Бухалова Н. А. Рынок социальных услуг: проблемы и перспективы развития / Н. А. Бухалова, О. А. Павлова, В. И. Литвинчук // Вестник НГИЭИ. 2020. № 3 (106). С. 112-121.

10. Гарашкина Н. В. Формирование компетентности в области социального предпринимательства как направление высшего профессионального социального образования / Н. В. Гарашкина, А. А. Дружинина. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kompetentnosti-v-oblasti-sotsialnogo-predprinimatelstva-kak-napravlenie-vysshego-professionalnogo-sotsialnogo/viewe. (Дата обращения: 13.02.2022).

134

Л. В. Вандышева

11. Гафарова Д. А. Социальное предпринимательство и проблема формирования предпринимательской компетенции студентов вузов // Вестник Сибирского государственного индустриального университета. 2015. № 3 (13). С. 60-64.

12. Калугина Т. Г. Социальное предпринимательство как фактор регионального развития (теория и практика) // Известия иркутского государственного университета. 2012. № 2 (9). Ч. 2. С. 92-102.

13. Кроцил О. Осведомленность о социальном предпринимательстве и отношение к нему среди студентов вузов и лиц с ограниченными возможностями на примере Чешской Республики / О. Кроцил, Р. Поспишил, Д. Кошина // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2020. Т. 13, № 5. С. 247-263.

14. Ливенцова Е. Ю. Особенности развития предпринимательских компетенций студенческой молодежи для реализации инноваций в социальной сфере / Е. Ю. Ливенцова, Т. Б. Румянцева, Е. Г. Сырямкина // Инновации. 2016. № 7 (213). С. 96-103.

15. Лежнева Н. В. Формирование готовности студентов региональных вузов к инновационной предпринимательской деятельности: история становления проблемы, пути решения // Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. 2019. № 3-4 (7-8). С. 27-38.

16. Лопатина Р. Ф. Социальное предпринимательство и проблемы формирования мотивации студентов на открытие социального бизнеса. URL: https ://cyberleninka. ru/article/n/sotsialnoe -predprinimatelstvo -i-problemy-formirovaniya-motivatsii-studentov-na-otkrytie-sotsialnogo-biznesa/viewer. (Дата обращения: 25.02.2022).

17. Пилилян Е. К. Инновационное обучение предпринимателей как способ стимулирования социального бизнеса дальневосточных субъектов современного исторического этапа // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. T. 8, № 2/2. С. 69-71.

18. Чернов А. В. Школа социального предпринимательства как путь к развитию «четвертого сектора» в регионе // Вестник Череповецкого государственного университета 2013. Т. 2, № 4. С. 94-97.

19. Elmes M. B., Jiusto S., Whiteman G., Hersh R., Guthey G. Teaching Social Entrepreneurship and Innovation From the Perspective of Place and Place Making // Academy of Management Learning & Education Vol.11. URL:https:// journals.aom.org/doi/abs/10.5465/amle.2011.0029. (Дата обращения: 01.03.2022).

20. Kedmenec I., Rebernik M., Peric J. The impact of individual characteristics on intentions to pursue social entrepreneurship // Ekonomski Pregled. 2015. vol. 66. pp. 119-137.

21. Kireeva N.S., Zavyalov D.V., Saginova O.V., Zavyalova N.B. Students' perception of social entrepreneurship // Revista de la Universidad del Zulia. 2019. vol. 10. pp. 200-210.

22. Franco M., Haase H., Lautenschlager A. Students' entrepreneurial intentions: An inter- regional comparison // Education and Training. 2010. vol. 52. pp. 260-275.

Представления будущих специалистов социальной работы о социальном предпринимательстве

135

Reference list

1. Abramjan E. P. Transformacija truda v uslovijah informacionnogo obshhestva = Transformation of labor in the conditions of the information society. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7transformatsiya-truda-v-usloviyah-informatsionnogo-obschestva. (Data obrashhenija: 15.02.2022).

2. Adizes I. Kak preodolet' krizisy menedzhmenta. Diagnostika i reshenie upravlencheskih = How to overcome management crises. Diagnosis and management decision. Moskva : Mann, Ivanov i Ferber, 2014. 320 s.

3. Aleksandrov D. G. Social'noe predprinimatel'stvo v sovremennom mire = Social entrepreneurship in today's world / D. G. Aleksandrov, T. I. Koroleva // Jekonomika i upravlenie. 2015. № 4. S. 45-50.

4. Andronova Ju. Je. Strategii issledovanija social'nogo predprinimatel'stva = Social entrepreneurship research strategies // Izvestija Saratovskogo universiteta. Serija Sociologija. Politologija. 2017. T.17, Vyp. 1. S. 42-46.

5. Araj Ju. N. Biznes-modeli v social'nom predprinimatel'stve: podhod k postroeniju tipologii = Business models in social entrepreneurship: an approach to typology // Rossijskij zhurnal menedzhmenta. 2018. 16 (2). S. 253-272.

6. Ahmadieva S. R. Razvitie social'nogo predprinimatel'stva v Rossii = Development of social entrepreneurship in Russia / S. R. Ahmadieva, Ju. V. Hodkovskaja, A. F. Ahmadieva // Innovacii i investicii. 2021. № 4. S. 38-40.

7. Barinova V. A. Maloe i srednee predprinimatel'stvo v Rossii i regionah v 20192020 gg. = Small and medium-sized enterprises in Russia and the regions in 20192020. / V. A. Barinova, S. P. Zemcov, Ju. V. Careva // Rossijskaja jekonomika v 2019 godu. Tendencii i perspektivy. Vyp. 41. Moskva : Izdatel'stvo Instituta Gajdara, 2020. C. 279-290.

8. Belov I. P. Podderzhka molodezhnogo predprinimatel'stva = Support for youth entrepreneurship / I. P. Belov, T. G. Belova, V. V. Nevolina // Innovacii i investicii. 2019. № 12. S. 99-103.

9. Buhalova N. A. Rynok social'nyh uslug: problemy i perspektivy razvitija = Social services market: challenges and development prospects / N. A. Buhalova, O. A. Pavlova, V. I. Litvinchuk // Vestnik NGIJel. 2020. № 3 (106). S. 112-121.

10. Garashkina N. V. Formirovanie kompetentnosti v oblasti social'nogo predprinimatel'stva kak napravlenie vysshego professional'nogo social'nogo obrazovanija = Formation of competence in the field of social entrepreneurship as a direction of higher professional social education / N. V. Garashkina, A. A. Druzhinina. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kompetentnosti-v-oblasti-sotsialnogo-predprinimatelstva-kak-napravlenie-vysshego-professionalnogo-sotsialnogo/viewe. (Data obrashhenija: 13.02.2022).

11. Gafarova D. A. Social'noe predprinimatel'stvo i problema formirovanija predprinimatel'skoj kompetencii studentov vuzov = Social entrepreneurship and the problem of forming the entrepreneurial competence of university students // Vestnik Sibirskogo gosudarstvennogo industrial'nogo universiteta. 2015. № 3 (13). S. 60-64.

136

fi. B. Bandbirneea

12. Kalugina T. G. Social'noe predprinimatel'stvo kak faktor regional'nogo razvitija (teorija i praktika) = Social entrepreneurship as a factor in regional development (theory and practice) // Izvestija irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012. № 2 (9). Ch. 2. S. 92-102.

13. Krocil O. Osvedomlennost' o social'nom predprinimatel'stve i otnoshenie k nemu sredi studentov vuzov i lic s ogranichennymi vozmozhnostjami na primere Cheshskoj Respubliki = Awareness of and attitude towards social entrepreneurship among university students and persons with disabilities using the experience of the Czech Republic / O. Krocil, R. Pospishil, D. Koshina // Jekonomicheskie i social'nye peremeny: fakty, tendencii, prognoz. 2020. T. 13, №5. S. 247-263.

14. Livencova E. Ju. Osobennosti razvitija predprinimatel'skih kompetencij studencheskoj molodezhi dlja realizacii innovacij v social'noj sfere = Features of the development of entrepreneurial competencies of student youth for the implementation of innovations in the social sphere / E. Ju. Livencova, T. B. Rumjanceva, E. G. Syrjamkina // Innovacii. 2016. № 7 (213). S. 96-103.

15. Lezhneva N. V. Formirovanie gotovnosti studentov regional'nyh vuzov k innovacionnoj predprinimatel'skoj dejatel'nosti: istorija stanovlenija problemy, puti reshenija = Formation of readiness of students of regional universities for innovative entrepreneurial activity: the history of the formation of the problem, ways to solve // Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Obrazovanie i zdravoohranenie. 2019. № 3-4 (7-8). S. 27-38.

16. Lopatina R. F. Social'noe predprinimatel'stvo i problemy formirovanija motivacii studentov na otkrytie social'nogo biznesa = Social entrepreneurship and the problems of creating motivation for students to open a social business. URL: https ://cyberleninka. ru/article/n/sotsialnoe -predprinimatelstvo -i-problemy-formirovaniya-motivatsii-studentov-na-otkrytie-sotsialnogo-biznesa/viewer. (Data obrashhenija: 25.02.2022).

17. Pililjan E. K. Innovacionnoe obuchenie predprinimatelej kak sposob stimulirovanija social'nogo biznesa dal'nevostochnyh sub#ektov sovremennogo istoricheskogo jetapa = Innovative training of entrepreneurs as a way to stimulate the social business of Far Eastern subjects of the modern historical stage // Istoricheskaja i social'no -obrazovatel'naj a mysl'. 2016. T. 8, № 2/2. S. 69-71.

18. Chernov A. V. Shkola social'nogo predprinimatel'stva kak put' k razvitiju «chetvertogo sektora» v regione = School of social entrepreneurship as a path to the development of the "fourth sector" in the region // Vestnik Cherepoveckogo gosudarstvennogo universiteta 2013. T. 2, № 4. S. 94-97.

19. Elmes M. B., Jiusto S., Whiteman G., Hersh R., Guthey G. Teaching Social Entrepreneurship and Innovation From the Perspective of Place and Place Making // Academy of Management Learning & Education Vol.11. URL:https:// journals.aom.org/doi/abs/10.5465/amle.2011.0029. (Data obrashhenija: 01.03.2022).

20. Kedmenec I., Rebernik M., Peric J. The impact of individual characteristics on intentions to pursue social entrepreneurship // Ekonomski Pregled. 2015. vol. 66. pp. 119-137.

Представления будущих специалистов социальной работы о социальном предпринимательстве

137

21. Kireeva N.S., Zavyalov D.V., Saginova O.V., Zavyalova N.B. Students' perception of social entrepreneurship // Revista de la Universidad del Zulia. 20i9. vol. i0. pp. 200-2i0.

22. Franco M., Haase H., Lautenschläger A. Students' entrepreneurial intentions: An inter- regional comparison // Education and Training. 20i0. vol. 52. pp. 260-275.

Статья поступила в редакцию 20.03.2022; одобрена после рецензирования 07.05.2022; принята к публикации 12.05.2022.

The article was submitted on 20.03.2022; approved after reviewing 07.05.2022; accepted for publication on 12.05.2022

i38

Л. В. Вандышева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.