Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ИНСТРУМЕНТ РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ'

СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ИНСТРУМЕНТ РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
262
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / ИННОВАЦИОННЫЙ ИНСТРУМЕНТ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Омарова Камила Абдурашидовна, Джахмаева Мадина Алиасхабовна, Гаджиева Мадина Хайбулаевна

Цель работы. Целью работы является определение сущности и понятия социального предпринимательства, выявление характеристик, признаков и особенностей социальных предприятий, обоснование необходимости и значимости социального предпринимательства в России как инновационного инструмента решения социальных задач. Метод или методология проведения работы. Методология работы опирается на эмпирический и теоретический опыт исследования предпринимательской деятельности, содержащийся в трудах зарубежный и отечественных ученых. Обоснование практических рекомендаций осуществлялось на основе научного подхода с использованием методов сравнительного анализа, синтеза и сравнения. Результаты. С авторских позиций проведен теоретико-методологический анализ подходов к исследованию социального предпринимательства; уточнена сущность данного понятия, определены характеристики и особенности социального предприятия. Выявлено и обосновано, что концепция социального предпринимательства мало изучена, наблюдается большой интерес и большое количество теоретических разработок по данной проблеме, при этом количество эмпирических разработок весьма ограничено. Определено, что основным фактором, отличающим социальное предпринимательство от традиционного, является наличие социальных возможностей, которые могут быть использованы предпринимателями. Выявлено проблемное поле развития социального предпринимательства, проведен анализ типов и мотивов социальных предпринимателей. Область применения результатов. Сформулированные в работе выводы представляют определенный интерес для дальнейшего принятия решений государственных и региональных органов власти в сфере социального предпринимательства. Выводы. В работе сделаны выводы о том, что социальное предпринимательство аккумулирует все лучшее из государственного и частного сектора, решая социальные и экологические проблемы инновационными методами. Оно направлено на практическую реализацию инновационных решений самых болезненных проблем общества: бедности, голода, безработицы, неграмотности, заболеваний. Накопленный опыт реализации социальных проектов требует изучения и выявления перспективных направлений развития и распространения этого явления в условиях современной рыночной экономики России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ENTREPRENEURSHIP AS AN INNOVATIVE APPROACH A TOOL FOR SOLVING SOCIAL PROBLEMS

The purpose of the work. The aim of the work is to define the essence and concept of social entrepreneurship, identify the characteristics, characteristics and features of social enterprises, substantiate the need and importance of social entrepreneurship in Russia as an innovative tool for solving social problems. Method or methodology of the work. The methodology of the work is based on the empirical and theoretical experience of the study of entrepreneurial activity, contained in the works of foreign and domestic scientists. Justification of practical recommendations was carried out on the basis of a scientific approach using methods of comparative analysis, synthesis and comparison. Results. From the author's point of view, a theoretical and methodological analysis of approaches to the study of social entrepreneurship is carried out; the essence of this concept is clarified, the characteristics and features of a social enterprise are determined. It is revealed and proved that the concept of social entrepreneurship is poorly studied, there is a great interest and a large number of theoretical developments on this problem, while the number of empirical developments is very limited. It is determined that the main factor distinguishing social entrepreneurship from traditional entrepreneurship is the availability of social opportunities that can be used by entrepreneurs. The problem field of social entrepreneurship development is revealed, the analysis of types and motives of social entrepreneurs is carried out. Scope of the results. The conclusions formulated in this paper are of particular interest for further decision-making by state and regional authorities in the field of social entrepreneurship. Conclusions. The paper concludes that social entrepreneurship accumulates the best from the public and private sectors, solving social and environmental problems by innovative methods. It is aimed at the practical implementation of innovative solutions to the most painful problems of society: poverty, hunger, unemployment, illiteracy, and diseases. The accumulated experience of implementing social projects requires studying and identifying promising directions for the development and spread of this phenomenon in the modern market economy of Russia.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ИНСТРУМЕНТ РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ»

Экономика предпринимательства

УДК 334 ОМАРОВА КАМИЛА АБДУРАШИДОВНА

к.э.н., доцент кафедры Социальных и информационных технологий ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»,

e-mail: kamusya@list.ru

ДЖАХМАЕВА МАДИНА АЛИАСХАБОВНА

магистрант 2 года обучения направления «Социальная работа» ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»,

e-mail: dzhahmaeva0511@mail.ru

ГАДЖИЕВА МАДИНА ХАЙБУЛАЕВНА

магистрант 2 года обучения направления «Социальная работа» ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», e-mail: madina_gadjieva_280996@mail.ru

DOI: 10.26726/1812-7096-2020-09-148-157 СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ИНСТРУМЕНТ РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

Аннотация. Цель работы. Целью работы является определение сущности и понятия социального предпринимательства, выявление характеристик, признаков и особенностей социальных предприятий, обоснование необходимости и значимости социального предпринимательства в России как инновационного инструмента решения социальных задач. Метод или методология проведения работы. Методология работы опирается на эмпирический и теоретический опыт исследования предпринимательской деятельности, содержащийся в трудах зарубежный и отечественных ученых. Обоснование практических рекомендаций осуществлялось на основе научного подхода с использованием методов сравнительного анализа, синтеза и сравнения. Результаты. С авторских позиций проведен теоретико-методологический анализ подходов к исследованию социального предпринимательства; уточнена сущность данного понятия, определены характеристики и особенности социального предприятия. Выявлено и обосновано, что концепция социального предпринимательства мало изучена, наблюдается большой интерес и большое количество теоретических разработок по данной проблеме, при этом количество эмпирических разработок весьма ограничено. Определено, что основным фактором, отличающим социальное предпринимательство от традиционного, является наличие социальных возможностей, которые могут быть использованы предпринимателями. Выявлено проблемное поле развития социального предпринимательства, проведен анализ типов и мотивов социальных предпринимателей. Область применения результатов. Сформулированные в работе выводы представляют определенный интерес для дальнейшего принятия решений государственных и региональных органов власти в сфере социального предпринимательства. Выводы. В работе сделаны выводы о том, что социальное предпринимательство аккумулирует все лучшее из государственного и частного сектора, решая социальные и экологические проблемы инновационными методами. Оно направлено на практическую реализацию инновационных решений самых болезненных проблем общества: бедности, голода, безработицы, неграмотности, заболеваний. Накопленный опыт реализации социальных проектов требует изучения и выявления перспективных направлений развития и распространения этого явления в условиях современной рыночной экономики России. Ключевые слова: социальное предпринимательство, социальные проблемы, инновационный инструмент.

OMAROVA KAMILA ABDURASHIDOVNA

Ph. D. in Economics, Associate Professor of the Department of Social and Information Technologies of Dagestan State University,

e-mail: kamusya@list.ru

DZHAKHMAEVA MADINA ALIASKHABOVNA

Master's student of 2 years of study in the direction of "Social work" FSBEI HE "Dagestan State University", e-mail: dzhahmaeva0511@mail.ru

GADZHIEVA MADINA KHAIBULLAYEVNA

Master's student of 2 years of study in the direction of "Social work" FSBEI HE "Dagestan State University", e-mail: madina_gadjieva_280996@mail.ru

SOCIAL ENTREPRENEURSHIP AS AN INNOVATIVE APPROACH A TOOL FOR SOLVING SOCIAL PROBLEMS

Abstract. The purpose of the work. The aim of the work is to define the essence and concept of social entrepreneurship, identify the characteristics, characteristics and features of social enterprises, substantiate the need and importance of social entrepreneurship in Russia as an innovative tool for solving social problems. Method or methodology of the work. The methodology of the work is based on the empirical and theoretical experience of the study of entrepreneurial activity, contained in the works of foreign and domestic scientists. Justification of practical recommendations was carried out on the basis of a scientific approach using methods of comparative analysis, synthesis and comparison. Results. From the author's point of view, a theoretical and methodological analysis of approaches to the study of social entrepreneurship is carried out; the essence of this concept is clarified, the characteristics and features of a social enterprise are determined. It is revealed and proved that the concept of social entrepreneurship is poorly studied, there is a great interest and a large number of theoretical developments on this problem, while the number of empirical developments is very limited. It is determined that the main factor distinguishing social en-trepreneurship from traditional entrepreneurship is the availability of social opportunities that can be used by entrepreneurs. The problem field of social entrepreneurship development is revealed, the analysis of types and motives of social entrepreneurs is carried out. Scope of the results. The conclusions formulated in this paper are of particular interest for further decision-making by state and regional authorities in the field of social entrepreneurship. Conclusions. The paper concludes that social entrepreneurship accumulates the best from the public and private sectors, solving social and environmental problems by innovative methods. It is aimed at the practical implementation of innovative solutions to the most painful problems of society: poverty, hunger, unemployment, illiteracy, and diseases. The accumulated experience of implementing social projects requires studying and identifying promising directions for the development and spread of this phenomenon in the modern market economy of Russia. Keywords: social entrepreneurship, social problems, innovative tool.

Введение. Современный бизнес можно отнести к цивилизованному, если он социально направлен, т. е. предприниматель, осуществляя свою деятельность, стремится не только получить прибыль для себя, но и принести пользу обществу, решая социальные задачи, тем самым соединяя в своей предпринимательской деятельности единство собственных и общественных интересов. В современных кризисных условиях, когда выделенные государством деньги на социальные проекты сокращаются, важно создание социального предпринимательства, которое позволит своевременно решать, возникающие социальные задачи.

Методы исследования. Социальное предпринимательство получило свое развитие в 2007 г. в России, и на сегодняшний день в этой области накоплен большой опыт и разработаны эффективные проекты. Ограниченное число практических и большое количество теоретических исследований в области социального предпринимательства подтверждают малоизученность концепции социального предпринимательства, даже с учетом того что за последнее десятиле-

тие эта область исследования одна из самых перспективных.

Дать определение социальному предпринимательству сложно, поскольку оно многогранно, для него характерны различные особенности и присущи множественные задачи. Поэтому многими учеными до сих пор социальное предпринимательство интересно изучать, рассматривая его особенности и процессы [1]. Важными исследователями в данной области являются Д. Борнстейн, Р. Мартин, А.А. Московская и др. (рис. 1) [2,3].

ГО. Н. Арап

Ю Н Арам ¡фгллаг агт рл.пг.'ип, вс с определении. на лвс иолыше группы — в утр* IIIIагрлк.пн |. ЧЫ1.ЛА1, Й узком с ми иле сошальное фелпришнателытао лак К||ШГЫЕ№Г ппиммгрчггыши <1рГЛ.чи1Л1* 1яи |Г инипплвдпнньи тлмщоа с цыъю пит чтш

Л0Ч013 0|фСЛ*«НЛЯ а ШИрОКОК гМ 1И'Лг иппп 1ЛС1 как

социально оригнтцтлтая ЧВПЧИИОНЧИ лгатгльипгть ► я

коммерческой UN.II Ь нтаомнерческт спаире, шбо на П1М — к МШП^цнип [НИИННКв иппз -

Чш иг1)1г,1 глени деливт шцнт

на орпниишонноправово! фарырИрглфчгГтвд II нр улеиЛот .Jl.-Jl.bJln-.■ |;>||1.|.|ШЫ пчктЫквш ларлкгернсткш, Г с пс чвллютс\ч д« НЕОЧНО ноянамн Ю Н ЛрлИ фзрм^'лнру^г СЛГДучкцгР 01фсле,гение ||:м11И.1.шниг пре лтфинпма гг-ьс тво — Ло бптГИЛРЧШЧ

лрглпринцштельстя

,ПП1РЯ1КТ1 :шш.инап юпнП МИ''.пеП ьоннашм —сошаннен

склалыгой иелнктА —н На14лШЛгМ1аЛ III ргШгШс Ц'иОЛгИ обшссти-а-В о(1ргДгЛПйЫ п^Нит

►ригс-ригм аыствст С1Мв№4П1еМОС11.. ЧТО деАс твпгтглыч иш 1 рич'НЬИИ* \11>к1к1Ш

Остин Дж.. Стивенсон Г. п ВэГ[-Ск][ллерн Дж.

А,А- Московская

Они счмтахч. что социальное

от к™ небесного. направлено и ■ГП1-ШЛ1Г глфшльнпы игнногпг ■алл 0Л1П овшее на. I- то «р* мя т

■ионрчппг фшлртшмигльспв нагфа»,иио КЗ ппллгр I ЯИ1Г цш^чшк оперло*! иипнич иеты-

л

UiMah.il рЛЛНЧ не- м \ СОШПЛЬНЫМ л комчгрчгсгнч гфевфикмагшепаы шин

устынгр^гкн1 пре в гсриним а [ г л-с по н »же г рСИВ |Ъ г НроСЛгМм

Напршч ср. тнн срчссгай гфгппртшмлт мп.к^г ■ыс тигь пм1 авллком рибечт нссТ, тоо-аров н "сшт (■ Т. ч к Nllll.uil.lltf и ИЛНаЧгиш) но ЗТО Л? ЛВЛЯРГСН ОСНОВ-НОП Е1слью н мпипмм ггп ,пгт]г,п.нп1,та То есть региете гроблены трИПГЖИО г

лос [11_*г»1ги нре Я1 фшгЕигм ^ 1ве(1

к-отпчмн ]|р.гп1 — к|лас1т|1паф[1| ГТрШЛЫЛИ. квммЕрчЕсхого ь?лела

провЧгтаи*(тнгиин »иел?н.

■■С п|р|.ил,м|у Еф«-и ними а ■ г .чье гм — л» новый сшсоб склалыго-ЖиМииттСИОА лг И гг.ъ1кт 1II к котсрсм согэинжтсясипшчюс иашач?|шг пргалпаепш г пргзгр НШНВТСЛЬСКИН Кика 1 ир1- 1коМ И ЛОС ии»ШЕ« устойчшоА самоокупаемости!-

/-\

Л А Москик^ьм Лг1Мг1 акЛШЕ «1 слноисута™«™ сошальног»

прга нршапм аеп&г тЪл. подчеркивая ра1Л1чие ■ лэдхорал

К определяв» ЦИВИЛЬНОГО лревдиттлкйш с феклои

АчЬпка —- Л аипим фттсЛ'Пи Нилп

припало множкг» проекте*, ч-а^ -пгчил игаг полностью игирамшихс к 1и благотлргггтшктъ Оашно ■

Р01Ч-1И1 бЛа1втар<№ЛМйеп НЕ

настолько раавЕгта. н. в сл^'чае

игтяагки ерглтп Г} бшюниршвльнооти. риск юиокновпен ывпснностк ifDrktj.ee ишшл

иглп-илкг» финам.ч фоа.илш. что 11рг;1 С1 ЛЛЯг Е СООДЙ Иг ргштш^ [фоблеми. а >1утубпен11г се.агль

..■|'ти.'п,1|'.-г |Т]|г;мг].|||П|г,1лИ-,-ч-]|1.з

10МИК1Е1 нкенно ш. пг Т<ку.ИРТТРА и вчигт ЦР ргЕлашт шве недостаточно »ффекшко ргш.иот соиллльчы? проблемы ТакШ ибрааои крмсгрий лртш^шгстпснннг о прои1к?лст»: тгва|1рж |г пр^тк-глилррпеч Vгл-.т. а. такч;? самеогчнгчостч |Ц1нгта

На ЛиЛ |Я'ИЧ1Г r1jjr.il ;■ I ан.и.чг [

нойуш в а+нос ть а ия опшеннл ■1ргЛ1Ч11шш^атГп11ЬСТЧК прориоа 1 итеюрин солильного прел принтатн-лств!

Рис.1. Характеристики социального предпринимательства

Социальное предпринимательство является совершенно новым явлением в российской практике и представляет собой предпринимательскую деятельность, основным ориентиром которой является облегчить социальные проблемы и оказать социальные услуги населению.

Уже само определение определяет основополагающие черты социального предпринимательства:

- социальная миссия превалирует над коммерцией, т.е. основная цель предприятия заключается в том, чтобы решить реальную социальную проблему или её уменьшить, при этом достижение социального эффекта является первоочередной задачей, не побочным продуктом, как в предпринимательстве;

- устойчивый коммерческий эффект, который обеспечивается самоокупаемостью и конкурентоспособностью предприятия, только доход, полученный от продажи товаров и услуг, может здесь выступать гарантией. Дополнительными финансовыми ресурсами могут выступать благотворительность и гранты);

- новаторство, которое включает комбинацию социальных ресурсов с экономическими и которое обеспечивает как устойчивость социальной миссии, так и экономическую устойчивость, поскольку предприятие взяло на себя ответственность решить нерешенные социальные проблемы -т.е. изменить текущее нежелательное социальное положение в более благоприятное [4].

Проведенный в ходе исследования анализ научной литературы показывает наличие многих, порой сильно отличающихся друг от друга подходов к определению «социальное предпринимательство».

Большую часть этих подходов можно объединить в три группы [5].

Определение социального предпринимательства как коммерческое предприятие, которое имеет социальную цель, входит в первую группу. Акцент на том, что главное, чтобы предприятие направляло свои доходы на социальные проблемы, и незначимость того, что производит предприятие, является недостатком данного определения, что наводит на аналогию с благотворительностью, корпоративной социальной ответственностью, филантропией и др.

Отнесение в определении инновационной составляющей предприятия главной роли в достижении социального эффекта входит во вторую группу. Занижение предпринимательской идеи и повышение инновационной деятельности предприятия в решении социальных проблем является недостатком данного определения и наводит на аналогию с деятельностью некоммерческих организаций.

Определение социального предпринимательства как способа канализации общественной трансформации, приводящего к глобальным изменениям, входит в третью группу. Направленность к общественному укладу и отвлечение от действующей проблемы является недостатком данного определения. На первый взгляд, в каждой группе определений дано социальное предпринимательство, но, с учетом того что понятие социального предпринимательства гораздо шире, только объединение всех определений раскроет наиболее полно социальное предпринимательство.

Объединив все подходы, можно дать следующую формулировку данной дефиниции. Под социальным предпринимательством мы понимаем такую инновационную деятельность, которая основана на методах и законах традиционного бизнеса, но цель ее деятельности - социальная миссия, которая сопровождается большими рисками и преследует долгосрочные перемены в жизни общества.

Соединение социальной миссии и достижение экономических целей является эффективным инновационным способом ведения социально-экономической деятельности, что в целом и является социальным предпринимательством. Такой способ позволит преодолеть бедность в большей части населения за счет того, что в экономику будут вовлечены социально незащищенные категории граждан и посредством этого будет происходить диверсификация источников их денежных доходов.

Отличием обычного бизнеса от социального является то, что основная цель обычного бизнеса - получить прибыль, социального - решить социальную проблему (рис. 2).

Рис. 2. Разница между обычным бизнесом и социальным

В настоящее время социальное предпринимательство сильно поменялось, и сейчас это не благотворительные организации, а действующие предприятия, ориентированные на то, чтобы решить социальные проблемы. Большую помощь таким организациям оказывают современные интернет-технологии. С помощью таких технологий социальные предприниматели могут советоваться друг с другом и делиться идеями и разработками. Социальное предпринимательство способствует не только экономическому развитию, но и обеспечивает его устойчивость.

Грегори Диз, теоретик социального предпринимательства и родоначальник определения, определил факторы, по которым традиционное предпринимательство можно отличить от социального предпринимательства (рис. 3.) [6].

Рис. 3. Факторы отличия социального предпринимательства от традиционного

Г. Диз считал, что опыт традиционного предпринимательства задействован в социальном предпринимательстве [6]. В основе социального предпринимательства социальные предприятия - предприятия, создание которых связано с решением конкретных социальных проблем

[7].

Д. Мэир и И. Марти отмечают, что «социальное» не означает «альтруистическое», т. е. они имеют в виду, что представители социального предпринимательства стремятся удовлетворить не только общественные интересы, но и собственные [8]. Кроме того, альтруистические аспекты тоже характерны нередко для коммерческих предприятий. Исследователями отмечается, что нет «несоциального предпринимательства», но в то же время признают, что коммерческие предприятия первоочередной задачей ставят получение выгоды.

Решение актуальных проблем или их смягчение является главным ориентиром для социального предпринимательства, что можно увидеть, проанализировав научно-исследовательские источники. Кардинальным отличием предприятий социального предпринимательства от коммерческих заключается в том, что первоочередной задачей все-таки являются общественные интересы. Социальному предпринимательству присуще множество положительно влияющих на общество факторов (рис. 4).

Рис. 4. Факторы социального предпринимательства, положительно влияющие на общество

Социальные предприниматели могут функционировать в различных сферах и продвигать свои проекты в здравоохранении, образовании, сельском хозяйстве, услугах. К сожалению, те социальные проблемы, с которыми в настоящее время не могут справиться предприятия частного и государственного сектора, под силу социальным предприятиям. И, кроме того, то лучшее, что присуще частному и государственному секторам, интегрируется представителями социального предпринимательства, и, по мнению многих исследователей, социальное предпринимательство на данном этапе - это лучший подход в решении общественных проблем, нежели государственный или коммерческий.

Какие же предприятия можно отнести к социальным? В июле 2019 г. вступил в силу ФЗ № 245-ФЗ о внесении изменений в Федеральный закон о развитии малого и среднего предпринимательства в РФ в части закрепления понятий «социальное предпринимательство» и «социальное предприятие» [9]. Социальное предпринимательство на законодательном уровне было определено, и были даны конкретные критерии его функционирования.

Так, согласно закону, под социальным предпринимательством понимается предпринимательская деятельность, направленная на достижение общественно полезных целей, способствующая решению социальных проблем граждан и общества, повышению уровня занятости инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, пенсионеров и граждан предпенсионного возраста, выпускников детских домов и других категорий граждан [9].

На рис. 5. показаны категории предприятий, которые федеральным законом отнесены к социальным.

Социальные предприятия должны брать на работу людей с ограниченными возможностями, одиноких, многодетных родителей, на попечении которых несовершеннолетние дети или дети-инвалиды, людей пенсионного возраста, воспитанников детских домов и учреждений интернатного типа в возрасте до 23 лет; малоимущих граждан и других социально уязвимых категорий. Как видно на рис. 5, общая численность работников данной категории должна составлять не менее 50% [10].

Рис. 5. Категории потенциальных организаций со статусом социальное предприятие

В России отсутствует достоверная информация о точном количестве социальных предпринимателей, но по оценке, которая была дана заместителем генерального директора по продвижению новых проектов Агентства стратегических инициатив (АСИ) О. Захаровой, таких предприятий на сегодняшний день около 70 тыс. [11].

Министерством экономического развития РФ совместно с Агентством стратегических инициатив составлен рейтинг регионов-лидеров по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) и социальному предпринимательству в 2018 г. Среди лидеров можно выделить следующие регионы: Югра (ХМАО), Новгородская область и Хабаровский край [12]. Рейтинг субъектов РФ был составлен за 2018 г. с учетом итогов по реализации регионами механизмов, связанных с поддержкой СО НКО и социального предпринимательства, предоставлению негосударственным организациям доступа к оказанию услуг в социальной сфере. При этом использовались данные, представленные ФНС России, Росстатом и субъектами РФ. Согласно опубликованному рейтингу :

Югра 44,63

Новгородская область 40,97

Хабаровский край 36,58

Самарская область 34,79

Башкирия 34,15

Пермский край 32,71

Якутия 32,10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ярославская область 31,71

Сахалинская область 31,39

Ямало-Ненецкий автономный округ 31,16

В настоящее время в России социальных предпринимателей можно разделить на три группы:

1. Первую группу представляют специализированные предприятия (например, предприятия, на которых работают инвалиды по зрению или по слуху), которые провели модернизацию и стали коммерческими предприятиями.

2. Вторую группу представляют некоммерческие и благотворительные организации, решившие заняться коммерческой деятельностью. Таких предприятий немало и функционируют они во многих городах России.

3. Третью группу представляют социальные предприниматели инновационной категории.

К ним относятся предприятия малого бизнеса, их особенность в том, что основной целью данных предприятий является не финансовая выгода, а решение проблем тех категорий населения, которые относятся к социально незащищенным [13].

В России высокая оценка социальному предпринимательству, по данным исследования Thomson Reuters Foundation, была дана пунктам, дающим возможность зарабатывать на жизнь. К наиболее успешной форме сотрудничества государства и частного бизнеса в мировой практике относится ГЧП. На 31 мая 2018 г. в Российской Федерации в базе проектов ГЧП размещено было 2980 проектов [14].

Несмотря на общепризнанную значимость и важность социального предпринимательства для решения социальных задач в обществе, в процессе своего функционирования и развития оно сталкивается с широким кругом проблем. Это:

- слабость или отсутствие нормативно-правовой базы социального предпринимательства;

- финансово-экономические барьеры, связанные с недостаточностью прямой государственной поддержки, нежеланием банков выдавать представителям социального предпринимательства денежных средств для финансирования социальных проектов, что обусловлено слабой кредитной привлекательностью социальных предприятий;

- наличие административных барьеров;

- проблема доступа к рынкам, заключающаяся в наличии достаточно жестких требований со стороны точек реализации продукции социального предпринимательства, которые требуют больших объёмов поставок и своих условий отгрузки, что весьма ограничивает социальных предприятий в доступе к рынку;

- слаборазвитая инфраструктура поддержки социального предпринимательства, отсутствие специализированных служб их поддержки, главного методологического центра социального предпринимательства, неразвитость каналов распространения и отсутствие релевантной информации о системах поддержки;

- организационно-кадровые барьеры, недостаточность образовательных программ, социально ориентированного образовательного поля и специалистов в области социального предпринимательства;

- незнание общества о явлении социального предпринимательства, непонимание значимости его деятельности. Согласно результатам всероссийского опроса, только 4% респондентов уверенно заявили о своей информированности. Лишь четверть опрошенных говорят, что они в той или иной степени осведомлены о том, что такое социальное предпринимательство.

В то же время, несмотря на наличие многих проблем, социальное предпринимательство в России и ее регионах продолжает активно развиваться, что связано со способностью людей генерировать инновационные идеи. Такая способность мотивирует развитие бизнеса, социальные и экологические инновации, накапливает и использует социальный капитал. Устойчивое развитие нашей страны, повышение уровня жизни людей, увеличение социального капитала обеспечивается решением задач, связанных с развитием социального предпринимательства в России. Следовательно, в современных рыночных условиях социальное предпринимательство выступает в качестве инновационного инструмента, с помощью которого решаются социальные проблемы.

Литература

1. Молодежный центр профориентации «Мой выбор» / Социальное предпринимательство России, Гран При. 2014-2015. - URL : http://coindex.ru/companies/view/331.

2. Определение социального предпринимательства / НИУ ВШЭ. 1993-2016. - URL : https:// socentr. hse. ru/ opredelenie_socialnogo_ predprinimatelstva.

3. Иващенко, Н. П., Булыгина, Н. И. Социальное предпринимательство в России : текущее состояние и особенности развития //Мир (модернизация. Инновации. Развитие). 2019. № 1. С. 114-132.

4. Московская, А. А. Социальное предпринимательство в России и в мире : практика и исследования [Текст] : учеб. пособие/А.А. Московская. - М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2011.

5. Антонникова, Н. А. Использование концепции социального предпринимательства для решения социальных проблем : применимость в российском контексте // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 344.

6. Dees, J. G. The meaning of social entrepreneurship / Center for the Advancement of Social Entrepreneur-ship, Duke University's Fuqua School of Business [Электронный ресурс]. - URL : http:// www. caseatduke. org/documents/dees sedef.pdf.

7. Баталина, М. Л., Московская, А. А., Тарадина, Л. Д. Обзор опыта и концепций социального предпри-

нимательства с учетом возможностей его применения в современной России. - М. : ГУ ВШЭ, 2008. С. 23-30.

8. Mair, J., Marti, I. Social entrepreneurship research : A source of explanation, prediction, and delight // Journal of world business. 2006. T. 41. No. 1. P. 36-44.

9. Федеральный закон от 26 июля 2019 года №245-ФЗ о внесении изменений в ФЗ j развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации в части закрепления понятий «социальное предпринимательство», «социальное предприятие».

10. Мероприятия по продвижению социального предпринимательства // Фонд региональных социальных программ «Наше будущее» [Электронный ресурс. - URL : http://www.nb-fund.ru/about-us/media-about-us/utochnite-pozhaluysta. html.

11. Выгода и общество : как развивается социальное предпринимательство [Электронный ресурс]. -URL : https://plus.rbc.ru/news/5dc192557a8aa936c82d2fed.

12. Названы регионы-лидеры по поддержке социального предпринимательства [Электронный ресурс].

- URL : http://nb-forum.ru/news/nazvani-regioni-lideri-po-podderzhke-sotsialnogo-predprinimatelstva.

13. Лазаренко, А. Л. Понятие социального предпринимательства: общественная значимость и инновационная составляющая [Текст] : учеб. пособие / А.Л.Лазаренко. - М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2013.

14. База проектов ГЧП // Платформа поддержки инфраструктурных проектов. 2018 [Электронный ресурс]. - URL : http://www.pppi.ru/.

15. Кикал, Дж. Социальное предпринимательство : миссия - сделать мир лучше / Джилл Кикал, Томас Лайонс; пер. с англ. - М. : АЛЬПИНА ПАБ-ЛИШЕР, 2014.

16. Джинджолия, О. А. Социальное предпринимательство как институциональная форма обеспечения устойчивости малых предприятий // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2018. Т. 14. № 12. С. 62-65.

17. Лоссан, А. Социальное предпринимательство : все только начинается //Бизнес России. 2013. № 5. С. 30-36.

18. Социальное предпринимательство - основа модернизации социальной сферы [Электронный ресурс]. - URL : http://asi.ru/news/1898/?sphrase_id=60074.

19.. Фонд региональных социальных программ «Наше будущее» [Электронный ресурс]. - URL : http://nb -fund.ru.

20. Центр социального предпринимательства и социальных инноваций - Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». [Электронныйресурс]. - URL : http://socentr.hse.ru/.

References:

1. Molodezhnyj centr proforientacii «Moj vybor» /Social'noe predprinimatel'stvo Rossii, Gran Pri. 2014-2015.

- URL : http://coindex.ru/companies/view/331.

2. Opredelenie social'nogo predprinimatel'stva /NIU VSHE. 1993-2016. - URL : https://socentr.hse.ru/ opre-delenie_socialnogo_ predprinimatelstva.

3. Ivashchenko, N. P., Bulygina, N. I. Social'noe predprinimatel'stvo v Rossii: tekushchee sostoyanie i osoben-nosti razvitiya //Mir (modernizaciya. Innovacii. Razvitie). 2019. № 1. S. 114-132.

4. Moskovskaya, A. A. Social'noe predprinimatel'stvo v Rossii i v mire : praktika i issledovaniya [Tekst] : ucheb. posobie / A.A. Moskovskaya. - M. : Izd. dom Vysshej shkoly ekonomiki, 2011.

5. Antonnikova, N. A. Ispol'zovanie koncepcii social'nogo predprinimatel'stva dlya resheniya social'nyh problem : primenimost' v rossijskom kontekste // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011. № 344.

6. Dees, J. G. The meaning of social entrepreneurship / Center for the Advancement of Social Entrepreneur-ship, Duke University's Fuqua School of Business [Elektronnyj resurs]. - URL : http://www.caseatduke.org/ documents/dees sedef.pdf.

7. Batalina, M. L., Moskovskaya, A. A., Taradina, L. D. Obzor opyta i koncepcij social'nogo predprinimatel'stva s uchetom vozmozhnostej ego primeneniya v sovremennoj Rossii. -M. : GU VSHE, 2008. S. 23-30.

8. Mair, J., Marti, I. Social entrepreneurship research : A source of explanation, prediction, and delight // Journal of world business. 2006. T. 41. No. 1. P. 36-44.

9. Federal'nyj zakon ot 26 iyulya 2019 goda №245-FZ o vnesenii izmenenij v FZ j razvitii malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossijskoj Federacii v chasti zakrepleniya ponyatij «social'noe predprinimatel'stvo», «social'noe predpriyatie».

10. Meropriyatiya po prodvizheniyu social'nogo predprinimatel'stva //Fond regional'nyh social'nyh programm «Nashe budushchee» [Elektronnyj resurs. - URL : http://www.nb-fund.ru/about-us/media-about-us/utochnite-pozhaluysta.html.

11. Vygoda i obshchestvo : kak razvivaetsya social'noe predprinimatel'stvo [Elektronnyj resurs]. - URL : https://plus. rbc. ru/news/ 5dc19255 7a8aa936c82d2fed.

12. Nazvany regiony-lidery po podderzhke social'nogo predprinimatel'stva [Elektronnyj resurs]. - URL : http://nb-forum.ru/news/nazvani-regioni-lideri-po-podderzhke-sotsialnogo-predprinimatelstva.

13. Lazarenko, A. L. Ponyatie social'nogo predprinimatel'stva: obshchestvennaya znachimost' i innovacion-naya sostavlyayushchaya [Tekst] : ucheb. posobie /A.L.Lazarenko. - M. : Izd. dom Vysshej shkoly ekonomiki, 2013.

14. Baza proektov GCHP // Platforma podderzhki infrastrukturnyh proektov. 2018 [Elektronnyj resurs]. -URL : http://www.pppi.ru/.

15. Kikal, Dzh. Social'noe predprinimatel'stvo : missiya - sdelat' mir luchshe / Dzhill Kikal, Tomas Lajons ; per. s angl. -M. : AL'PINA PAB-LISHER, 2014.

16. Dzhindzholiya, O. A. Social'noe predprinimatel'stvo kak institucional'naya forma obespecheniya

ustojchivosti malyh predpriyatij // Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. 2018. T. 14. № 12. S. 62-65.

17. Lossan, A. Social'noe predprinimatel'stvo : vse tol'ko nachinaetsya //Biznes Rossii. 2013. № 5. S. 30-36.

18. Social'noe predprinimatel'stvo - osnova modernizacii social'noj sfery [Elektronnyj resurs]. - URL : http:// asi.ru/news/1898/?sphrase_id=60074.

19.. Fond regional'nyh social'nyh programm «Nashe budushchee» [Elektronnyj resurs]. - URL : http://nb-fund.ru.

20. Centr social'nogo predprinimatel'stva i social'nyh innovacij - Nacional'nyj issledovatel'skij universitet «Vysshaya shkola ekonomiki». [Elektronnyj resurs]. - URL : http://socentr.hse.ru/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.