II. Экономика и социально-экономическое развитие
Большого Алтая
Для цитирования: Беспалый С.В. Социальное предпринимательство и его роль в социальном воздействие на общество // [Электронный ресурс] URL: http://rectors.altstu.ru/ru/periodical/archiv/2020/1/articles/2_1.pdf DOI: 10.25712/ASTU.2410-485X.2020.01.004
УДК 330.1 JEL А13
Социальное предпринимательство
и его роль в социальном воздействие на общество
С.В.Беспалый1
1 Инновационный Евразийский университет, г.Павлодар, Казахстан E-mail: [email protected]
Введение
Концепция социального предпринимательства появилась в частном, государственном и некоммерческом секторах в течение последних нескольких лет, и интерес к социальному предпринимательству продолжает расти. Социальное предпринимательство стало глобальным явлением, которое влияет на общество, используя инновационные подходы для решения социальных проблем.
Представляется целесообразным обобщить разнообразные эмпирические выводы для интегрированного понимания социального предпринимательства, исследовать факторы возникновения социального предпринимательства и последствий его развития на общество, рассмотреть несоответствия и неясности в трактовке социального предпринимательства. Во-первых, мы исследуем литературные источники, чтобы показать, как социальное предпринимательство трактуется для определения этого понятия. Во-вторых, мы обсуждаем тезисы, раскрывающие социальное предпринимательство и его воздействие на общество через процессы принятия решений, человеческий и социальный капитал, факторы социальной и институциональной сред. Наконец, мы представляем обсуждение наших предложений.
Материалы и методы
Теоретическая и практическая важность социального предпринимательства для поддержания социального развития и повышения благосостояния людей в быстро меняющихся условиях вывела проблему на передний план исследовательских программ многих ученых. Социальное предпринимательство становится механизмом для устранения различий в
богатстве, возможностях, образовательном доступе и экологических проблемах. Для анализа имеющихся исследований в области развития социального предпринимательства автор статьи использовал методы сравнительного анализа и обобщения.
Обсуждение и результаты
Социальное предпринимательство — это новое явление. Захра и соавт. предлагают четыре ключевых фактора, которые способствуют глобализации социального предпринимательства: (1) глобальное неравенство богатства; (2) движение корпоративной социальной ответственности; (3) рыночные, институциональные и государственные сбои; и (4) технологические достижения с общей ответственностью [1].
На наш взгляд, есть две дополнительные причины возникновения социального предпринимательства: 1) социальное предпринимательство может помочь некоммерческой организации действовать инновационным образом; 2) реальные условия делают необходимыми альянс между корпоративными и некоммерческими организациями и сотрудничество между различными компонентами общества, чтобы сделать шаги к лучшей жизни. Растущие социальные проблемы требуют от корпораций позитивного реагирования и принятия ответственности в социальном секторе. Это будет стимулировать деятельность по социальному предпринимательству, что повысит его ценность для бизнеса и окажет положительное социальное воздействие.
Томпсон пишет, что некоммерческий сектор сталкивается с растущим спросом на повышение эффективности и устойчивости при сокращении финансирования из традиционных источников и усилении конкуренции за эти ресурсы [2]. Однако растущая концентрация богатства в частном секторе требует повышения корпоративной социальной ответственности и более активного реагирования на сложные социальные проблемы, в то время как правительства на всех уровнях сталкиваются с многочисленными требованиями к государственным средствам.
Социальное предпринимательство возникает как ответ на сложные потребности общества. Робертс и Вудс утверждают, что социальное предпринимательство находится на «стадии младенчества, не хватает теории и определения, но высоко мотивировано» [3].
Остановимся на некоторых определениях понятия «социальное предпринимательство».
Определение, основанное на миссии
Диз считает, что социальные предприниматели «играют роль агентов перемен в социальном секторе, принимая на себя миссию по созданию и поддержанию социальной ценности, признавая и неустанно используя новые возможности, чтобы служить этой миссии, участвуя в процессе непрерывных инноваций, адаптации и обучения, действуя смело, не будучи ограниченными
имеющимися в настоящее время ресурсами и демонстрируя повышенную ответственность перед обслуживаемыми группами и за достигнутые результаты» [4]. Он отмечает, что социальная ценность является наиболее важной в этом процессе.
Хотя социальное предпринимательство часто рассматривается как бизнес с социальной целью, приносящий доход некоммерческому сектору, Диз склоняется к другому определению социального предпринимательства, которое подчеркивает инновации и воздействие, а не доход и решение социальных проблем.
Определение, основанное на нескольких аспектах социального предпринимательства
Некоторые ученые рассматривают социальное предпринимательство как многомерную конструкцию, считая, что социальное предпринимательство ведет к созданию новых социальных предприятий и постоянным инновациям в уже существующих, и концептуализируют социальное предпринимательство как «многомерную конструкцию, включающую: выражение предпринимательского поведения для достижения социальной миссии, последовательного единства целей и действий перед лицом моральной сложности; способность распознавать возможности создания социальных ценностей; и ключевые характеристики принятия решений, такие, как инновационность, проактивность и риск» [1, 5, 6].
Веерварден и Морт развивают ограниченную многомерную модель социального предпринимательства, используя метод обоснованной теории и углубленные тематические исследования [7]. Результаты их исследования представлены в двух взаимосвязанных этапах. Первый этап — описательная часть, включающая в себя семь тем, возникающих из подробных опросов: (1) исследование динамики окружающей среды, (2) инновационность, (3) проактивность, (4) управление рисками, (5) устойчивость, (6) социальная миссия и (7) поиск/признание возможностей. На втором этапе — интеграция этих тем в целостную модель социального предпринимательства. В их модели социальное предпринимательство ведет к созданию социальной ценности. Это требует новаторства, проактивности и поведения по управлению рисками. Но «такое поведение сдерживается желанием выполнить социальную миссию и поддерживать устойчивость существующей организации. При этом они [социальные предприниматели] реагируют на экологическую динамику и ограничены ею. Они постоянно осознают возможность и взаимодействуют с турбулентной и динамичной средой, которая заставляет их стремиться к устойчивости, часто в контексте относительной бедности ресурсов организации» [7].
Наука и образование Большого Алтая»
Определения, основанные на операционном процессе или механизме социального предпринимательства
Социальное предпринимательство также рассматривается как процесс изменения мира. Например, Робертс и Вудс считают, что социальное предпринимательство — это «создание, оценка и поиск возможностей для преобразующих социальных изменений, осуществляемых дальновидными, увлеченными людьми» [2]. Маир и Марти рассматривают социальное предпринимательство в более широком смысле — как процесс, включающий «инновационное использование и сочетание ресурсов для поиска возможностей стимулирования социальных изменений и/или удовлетворения социальных потребностей» [8].
Передо и Маклин находят, что социальное предпринимательство «осуществляется там, где какое-то лицо или группа: (1) стремятся к созданию социальной ценности либо исключительно, либо, по крайней мере, каким-то выдающимся образом; (2) показывает способность распознавать и использовать возможности для создания этой ценности («воображение»),
(3) использовать инновации в создании и/или распределение социальной ценности, начиная от изобретения до адаптации чужой новизны;
(4) желает/хочет принять степень риска при создании и распространении социальной ценности; и (5) необычайно изобретателен/относительно неустрашим в отношении скудных активов в преследовании целей своего социального предприятия» [9].
Диз делит социальное предпринимательство на три динамических процесса. Первым этапом является инициирование предпринимательской команды и формирование организации, в том числе коммерческих и некоммерческих организаций. Второй этап — процесс формирования организационной структуры путем переговоров и общения. Последний этап — процесс принятия внутренних решений, работы и взаимодействия между различными частями для решения внешних меняющихся задач [10].
В целом, социальное предпринимательство устраняет важный разрыв между бизнесом и социальными действиями, поэтому Центр развития социального предпринимательства (CASE) интерпретирует определение социального предпринимательства, как процесс признания и использования возможностей для создания социальной ценности с помощью инновационного метода. Социальные предприниматели являются инновационно активными, изобретательными и ориентированными на результат; они опираются на лучшее мышление, как в деловом, так и в некоммерческом мире, для разработки стратегий, максимизирующих социальное воздействие. Эти предпринимательские лидеры работают во всех видах организаций: больших и малых; новых и давно работающих; религиозных и светских; некоммерческих, коммерческих и гибридных.
Таким образом, проведенные исследования об определении социального предпринимательства внесли определенную ясность в понимание феномена
социального предпринимательства. Исходя из этого, необходимо найти составляющие социального предпринимательства, которые бы создали успешную модель социального предпринимательства с последующим созданием социальной ценности.
Концептуальная модель социального предпринимательства
Основной интерес к исследованиям заключается в выявлении взаимосвязей между организационными переменными. Мы утверждаем, что существует четыре ключевых источника социального предпринимательства, в том числе: (1) желание и рабочие навыки социального предпринимателя в процессе принятия решений; (2) человеческий капитал социального предпринимателя и его социальный капитал; (3) факторы социальной среды; (4) факторы институциональной среды. Хотя существует множество других переменных, но вышеуказанные являются наиболее важными. Более того, согласно определению социального предпринимательства, мы рассматриваем социальное воздействие как следствие социального предпринимательства.
Ключевые факторы создания социального предпринимательства
Процесс социального предпринимательства связан со многими факторами, такими, как ключевая роль социального предпринимателя, чья ценность будет влиять на поведение, социальная и институциональная среда.
Рассмотрим роль социального предпринимателя с точки зрения воплощения идей социального предпринимательства в процессе принятия решений, человеческого и социального капитала.
Социальные и институциональные факторы включают осведомленность общественности о социальном предпринимательстве, поддержку государственных органов, финансовую поддержку извне, а также соответствующую поддержку со стороны других некоммерческих организаций.
Роль социального предпринимателя с точки зрения воплощения идей в процессе принятия решений
Маир и Нобоа изучают процесс предпринимательских намерений социального предпринимателя. Они отметили, что на предпринимательское намерение влияет понимание воплощения целей и их осуществимость [11, 12]. Когнитивная желательность — это степень желания начать социальную предпринимательскую деятельность. Когнитивная осуществимость — это субъективная оценка способности социального предпринимателя инициировать деятельность.
Когнитивная желательность социального предпринимателя зависит от личной ценности и когнитивного отношения, а на когнитивную осуществимость влияют некоторые стимулирующие факторы, такие, как личная компетентность, самоэффективность и социальная поддержка. Диз считал, что наиболее отличительной чертой социального предпринимателя является чувство миссии оказывать социальное воздействие, чтобы изменить
Наука и образование Большого Алтая»
мир. Высокая степень социальной миссии, харизматичная личность и непоколебимая вера являются движущей силой социального предпринимательства [13]. Более того, на их познавательную осуществимость влияет личная компетентность. Это сильное чувство социальной миссии, которое заставляет социальных предпринимателей глубоко понимать целевую группу населения. Иными словами, социальные предприниматели должны иметь возможность начать деятельность в сфере социального предпринимательства, что повысит степень когнитивной осуществимости.
Поэтому мы утверждаем, что когнитивная желательность и осуществимость у социального предпринимателя влияет на инициацию социального предпринимательства, что, в свою очередь, оказывает социальное воздействие и создает социальную ценность для всего общества.
Желательность и выполнимость в процессе принятия социальным предпринимателем решений будет положительно связана с его деятельностью.
Человеческий капитал социального предпринимателя
Человеческий капитал может быть определен как диапазон ценных знаний и навыков, накопленных человеком за определенное время, включая навыки планирования начала деятельности. Диз считает, что социальный предприниматель должен обладать знаниями, позволяющими ему понимать своих клиентов и анализировать их потребности, чтобы удовлетворять эти потребности с помощью инновационных методов. Вдохновляющие идеи социальных предприятий являются ключом к успеху, и знания играют важную роль [13].
Навыки в интеграции и использовании ресурсов также составляют человеческий капитал социального предпринимателя. Интегрирующие возможности способствуют развитию социальной предпринимательской деятельности, которая является основным механизмом социальной трансформации. Поэтому социальные предприниматели рассматриваются как агенты в социальном секторе, участвующие в процессе непрерывных инноваций. Данна и Порше обнаружили, что социальные предприниматели используют и интегрируют чужие ресурсы для реализации цели социальной предпринимательской деятельности [14]. Следовательно, знания и способность интегрировать ресурсы, будучи элементами человеческого капитала, играют важную роль в социальном предпринимательстве.
Более высокий уровень человеческого капитала будет положительно влиять на деятельность социального предпринимательства.
Когда социальные предприниматели с высокой степенью желательности и целесообразности осознают свой высокий уровень человеческого капитала, они придут к выводу о возможности начать новые социальные начинания. Это должно укрепить их приверженность социальной предпринимательской деятельности. Другими словами, желательность и осуществимость у социального предпринимателя в процессе принятия решений оказывают
сдерживающее влияние на отношения между человеческим капиталом и социальным предпринимательством.
Взаимодействие человеческого капитала с желательностью и осуществимостью у социального предпринимателя в процессе принятия решений положительно связано с реализацией идей социального предпринимательства.
Социальный капитал социального предпринимателя
Социальный капитал — сумма ресурсов, реальных или виртуальных, которые накапливаются у отдельного лица или группы благодаря связям и знакомствам. Следовательно, социальный капитал создается общностью, в которой люди, как агенты, могут устанавливать связи между несвязанными между собой сегментами. Организационные факторы в социальных предприятиях, такие, как капитал, организационная структура, состав команды высшего руководства и стабильность, — оказывают большое влияние на деятельность социального предпринимательства. Все эти факторы могут быть включены в социальный капитал социального предпринимателя. Вервандер и Морт полагали, что капитал, сотрудники и эффективность работы топ-менеджера на начальном этапе социальных предприятий могут влиять на операционный процесс [7].
Диз считает, что социальный предприниматель должен сосредоточиться на сетевых отношениях, как необходимых для предпринимательской деятельности и создания инновационных механизмов для решения социальных проблем [10]. Социальные предприниматели должны наладить успешные партнерские отношения с крупными компаниями и сотрудничество с соответствующими заинтересованными сторонами.
Чем больше социального капитала у социального предпринимателя, тем сильнее стремление начать новую социальную предпринимательскую деятельность.
Социальный капитал положительно влияет на показатель выживаемости социальных предприятий.
Факторы социальной среды
Социальные предприниматели появляются в Северной Америке и Западной Европе, главным образом, из-за условий, способствующих развитию социального предпринимательства. В этих регионах действуют крупные фонды, предоставляющие гранты социальным предпринимателям. Такие фонды, как Ashoka, Echoing Green и Draper-Richards, идентифицируют перспективных социальных предпринимателей, принимают заявки на венчурный капитал для социальных предпринимателей с социальными венчурными планами и предоставляют начальную техническую поддержку и обучение. Размер финансовой поддержки может варьироваться от 30 000 до 100 000 долларов США, а сроки — 2-3 года для отдельных социальных предпринимателей [15].
Наука и образование Большого Алтая»
Рост числа исследовательских институтов социального предпринимательства в Северной Америке и Западной Европе привел к увеличению публикаций и баз данных в этой области.
В результате, и фонды, и исследовательские институты способствуют распространению и реализации креативных идей для социальной предпринимательской деятельности. В целом, социальное предпринимательство преобладает в Северной Америке и Западной Европе из-за следующих факторов окружающей среды:
— поддержка со стороны фондов и коммерческих предприятий;
— воспитание (образование) социальных предпринимательских навыков и духа;
— достаточное финансирование социального предпринимательства;
— мониторинг и оценка социальных предприятий.
Таким образом, факторы окружающей среды (поддержка, образование, финансирование и мониторинг) оказывают положительное влияние на социальное предпринимательство.
Институциональные факторы среды
Помимо поддержки со стороны некоммерческих организаций (таких, как научно-исследовательские институты и фонды), для продвижения социального предпринимательства также важно содействие со стороны государственных учреждений. Например, в Великобритании граждане активно участвуют в социальном предпринимательстве, получая государственною поддержку.
Институциональные факторы среды (государственная поддержка, конкуренция и государственная политика) связаны с социальным предпринимательством. Поддерживающая политика в институциональной среде ведет к повышению уровня социального предпринимательства.
Следствие социального предпринимательства: социальное влияние на общество
Как обсуждалось выше, в современной литературе по социальному предпринимательству исследователи сходятся во мнении, что социальное воздействие (создание социальной ценности) является главной целью создания социального предприятия, используя инновационные способы. Социальное предпринимательство отличается от других форм предпринимательства относительно более высоким приоритетом социальной ценности и развития по сравнению с экономической ценностью. Социальное предпринимательство — это новая конструкция, которая устраняет разрыв между бизнесом и филантропией. Эта конструкция, среди прочего, также способствует решению экологических проблем, сокращению безработицы и разрыва в доходах.
Высокий уровень социального предпринимательства положительно связан с социальным воздействием на общество.
Выводы
Проведенное исследование позволяет вывести обсуждение социального предпринимательства в регионе Большого Алтая на новый уровень. Среди факторов, влияющих на социальное предпринимательство на индивидуальном уровне, следует выделить такие, как желательность и осуществимость у социального предпринимателя, человеческий и социальный капитал социального предпринимателя. При этом желательность и осуществимость у социального предпринимателя оказывает сдерживающее влияние в процессе принятия решений о начале деятельности социального предприятия. Также отметим роль факторов социальной и институциональной среды, которые могут влиять на развитие социального предпринимательства и его последствия.
Для содействия развитию социального предпринимательства правительство страны может разработать политику по содействию данному виду предпринимательской деятельности. Такая политика может быть направлена на снижение налогов и на создание фондов по стимулированию деятельности социального предпринимательства. Для любого предпринимателя начальный период предпринимательской деятельности сложен. Деятельность социального предпринимательства находится в такой же ситуации. От правительственной стратегии поддержки зависит и социальное предпринимательство, и его дальнейшее развитие. Политика снижения налогов в отношении социального предпринимательства стимулирует желательность и осуществимость для его начала. Кроме того, правительство может организовать учебные программы для укрепления навыков работы с целью увеличения человеческого капитала социального предпринимателя. В рамках таких программ обучающиеся могут общаться друг с другом, изучать различный опыт социального предпринимательства и расширять социальный капитал.
Такие учреждения, как университеты, могут проводить соответствующие международные конференции для распространения концепций социального предпринимательства и развития духа социального предпринимательства. Например, Кембриджский университет в Англии и Университет Чжэцзян в Китае в 2016 году, Ратгерс, Государственный университет Нью-Джерси в США и Шанхайский университет и Университет международного бизнеса и экономики в Китае в 2017 году провели международные форумы по социальному предпринимательству. Конференции способствовали распространению социального предпринимательства в Азии. Проведение таких мероприятий могут стать площадками для общения социальных предпринимателей, для исследований и повышать уровня их социального капитала. Среди форм, позволяющих продвигать социальное предпринимательство, можно выделить лекторскую практику (с целью стимулирования студентов, слушателей и других участников соответствующих мероприятий к занятию социальным
Наука и образование Большого Алтая»
предпринимательством), участие социальных предпринимателей в научных сообществах и общественных организациях, способствующих распространению концепции социального предпринимательства и позволяющих общественности понять такие виды деятельности.
Список литературы
[1] Захра С.А., Рахузер Н.Н., Бхаве Н., Нойбаум Д.О. и Хейтон Дж.К. (2008). Глобализация возможностей социального предпринимательства // Стратегическое предпринимательство, вып. №2, с.117-31.
[2] Томпсон Дж. (2017). Социальное предпринимательство и социальное предпринимательство: куда мы достигли: краткое изложение проблем и вопросов для обсуждения // Social Enterprise Journal, Vol.4, №2, с.149-161.
[3] Робертс Д. и Вудс С. (2005). Изменение мира на бедных: концепция социального предпринимательства // University of Auckland Business Review, Vol.19, №1, с.45-51.
[4] Dees G.J. (2001). Предприимчивые некоммерческие организации: инструментарий для социальных предпринимателей // John Wiley & Sons Inc., Нью-Йорк. Vol.9 №1, с.19-43.
[5] Ропер Дж. и Чейни Дж. (2005). Лидерство, обучение и управление персоналом: значение социального предпринимательства сегодня // Corporate Governance, Vol.5, №3, с.95-104.
[6] Seelos C. и Mair J. (2005). Социальное предпринимательство: создание новых бизнес-моделей для обслуживания бедных // Business Horizons, Vol.48, №3, с.241-6.
[7] Weerawardena J. and Mort G.S. (2006). Исследование социального предпринимательства: многомерная модель // World Business, Vol.41, №1, с.21-35.
[8] Mair J. and Martí I. (2006). Исследование социального предпринимательства // Journal of World Business, Vol.41, №1, с.36-44.
[9] Передо А.М. и Маклин М. (2006). Социальное предпринимательство: критический обзор концепции // World Business, Vol.41, №1, с.56-65.
[10] Dees G.J. (2002). Стратегические инструменты для социальных предпринимателей: повышение эффективности вашей некоммерческой организации // John Wiley & Sons Inc., Нью-Йорк. Vol.39, №5, с.534-53.
[11] Mair J. and Noboa E. (2006a). Социальное предпринимательство // в: Mair J., Robinson J. and Hockerts K. (Eds), Social Entrepreneurship, Palgrave Macmillan, London, pp.5-14.
[12] Mair J. and Noboa E. (2006b). Социальное предпринимательство: как формируются намерения создать социальное предприятие // в: Mair J., Robinson J. and Hockerts K. (Eds), Social Предпринимательство, Palgrave Macmillan, Лондон, с.203-14.
[13] Диз Дж.Дж. (2003). Новые определения социального предпринимательства: бесплатные проверки зрения и водители инвалидных колясок // Knowledge, Wharton Newsletter, Vol.12, №10, с.3-16.
[14] Данна Д. и Порше Д. (2008). Создание некоммерческой организации: предприятие социального предпринимательства // Журнал для практикующих медсестер, Vol.4 №10, с.751-762.
[15] Simms S.V.K. и Robinson J.A. (2008). Активист или предприниматель: модель социального предпринимательства на основе идентичности // Robinson J., Mair J.M. and Hockerts K. (Eds). Международные перспективы в социальном предпринимательстве, Palgrave, London, Vol.5, №3, с.277-96.
References
[1] Zahra S.A., Rahuzer N.N., Bhave N., Nojbaum D.O. i Hejton Dzh.K. (2008). Globalizaciya vozmozhnostej social'nogo predprinimatel'stva // Strategicheskoe predprinimatel'stvo, vyp. №2, s.117-31.
[2] Tompson Dzh. (2017). Social'noe predprinimatel'stvo i social'noe predprinimatel'stvo: kuda my dostigli: kratkoe izlozhenie problem i voprosov dlya obsuzhdeniya // Social Enterprise Journal, Vol.4, №2, s.149-161.
[3] Roberts D. i Vuds S. (2005). Izmenenie mira na bednyh: koncepciya social'nogo predprinimatel'stva // University of Auckland Business Review, Vol.19, №1, s.45-51.
[4] Dees G.J. (2001). Predpriimchivye nekommercheskie organizacii: instrumentarij dlya social'nyh predprinimatelej // John Wiley & Sons Inc., N'yu-Jork. Vol.9 №1, s.19-43.
[5] Roper Dzh. i CHejni Dzh. (2005). Liderstvo, obuchenie i upravlenie personalom: znachenie social'nogo predprinimatel'stva segodnya // Corporate Governance, Vol.5, №3, s.95-104.
[6] Seelos C. i Mair J. (2005). Social'noe predprinimatel'stvo: sozdanie novyh biznes-modelej dlya obsluzhivaniya bednyh // Business Horizons, Vol.48, №3, s.241-6.
[7] Weerawardena J. and Mort G.S. (2006). Issledovanie social'nogo predprinimatel'stva: mnogomernaya model' // World Business, Vol.41, №1, s.21-35.
[8] Mair J. and Martí I. (2006). Issledovanie social'nogo predprinimatel'stva // Journal of World Business, Vol.41, №1, s.36-44.
[9] Peredo A.M. i Maklin M. (2006). Social'noe predprinimatel'stvo: kriticheskij obzor koncepcii // World Business, Vol.41, №1, s.56-65.
[10] Dees G.J. (2002). Strategicheskie instrumenty dlya social'nyh predprinimatelej: povyshenie effektivnosti vashej nekommercheskoj organizacii // John Wiley & Sons Inc., N'yu-Jork. Vol.39, №5, s.534-53.
[11] Mair J. and Noboa E. (2006a). Social'noe predprinimatel'stvo // v: Mair J., Robinson J. and Hockerts K. (Eds), Social Entrepreneurship, Palgrave Macmillan, London, pp.5-14.
[12] Mair J. and Noboa E. (2006b). Social'noe predprinimatel'stvo: kak formiruyutsya namereniya sozdat' social'noe predpriyatie // v: Mair J., Robinson J. and Hockerts K. (Eds), Social Predprinimatel'stvo, Palgrave Macmillan, London, s.203-14.
[13] Diz Dzh.Dzh. (2003). Novye opredeleniya social'nogo predprinimatel'stva: besplatnye proverki zreniya i voditeli invalidnyh kolyasok // Knowledge, Wharton Newsletter, Vol.12, №10, s.3-16.
[14] Danna D. i Porshe D. (2008). Sozdanie nekommercheskoj organizacii: predpriyatie social'nogo predprinimatel'stva // ZHurnal dlya praktikuyushchih medsester, Vol.4 №10, s.751-
[15] Simms S.V.K. i Robinson J.A. (2008). Aktivist ili predprinimatel': model' social'nogo predprinimatel'stva na osnove identichnosti // Robinson J., Mair J.M. and Hockerts K. (Eds). Mezhdunarodnye perspektivy v social'nom predprinimatel'stve, Palgrave, London, Vol.5, №3,
762.
s.277-96.
Наука и образование Большого Алтая»