Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНОСТЬ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К СОЦИАЛЬНОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ'

АКТУАЛЬНОСТЬ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К СОЦИАЛЬНОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальное предпринимательство / обучение социальному предпринимательству / экономическое образование / приоритеты подготовки к социальному предпринимательству / компетенции социального предпринимательства / social entrepreneurship / training in social entrepreneurship / economic education / priorities of preparation for social entrepreneurship / competencies of social entrepreneurship

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.П. Клушина, В.В. Рощупкина

В статье обосновывается необходимость подготовки будущих экономистов к социальному предпринимательству. Дается комплексная характеристика самого феномена социальное предпринимательство, анализируются отечественные и зарубежные практики обучения социальному предпринимательству. Автором подробно представлены приоритеты и основные направления подготовки будущих экономистов к социальному предпринимательству, раскрыта система формирования компетенций социального предпринимательства. Авторы делают вывод о том, что подготовка будущих экономистов к социальному предпринимательству, основанная на активном использовании современных методов и форм обучения, создании «экосистемы» социального предпринимательства, через интеграцию усилий академического сообщества и представителей реального бизнеса, объективной оценки степени влияния предпринимательского образования на социальную и экономическую сферы будет способствовать росту числа квалифицированных специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н.П. Клушина, В.В. Рощупкина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELEVANCE OF PREPARING STUDENTS FOR SOCIAL ENTREPRENEURSHIP

The article justifies the need to prepare future economists for social entrepreneurship. A comprehensive description of the phenomenon of social entrepreneurship is given, Russian and foreign practices of training in social entrepreneurship are analyzed. The authors present in detail the priorities and main directions of preparation of future economists for social entrepreneurship, reveal the system of formation of competencies of social entrepreneurship. The authors conclude that preparation of future economists for social entrepreneurship, based on the active use of modern methods and forms of education, the creation of an “ecosystem” of social entrepreneurship, through the integration of the efforts of the academic community and representatives of real business, an objective assessment of the degree of influence of entrepreneurial education on the social and economic spheres will contribute to the growth of the number of qualified specialists.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНОСТЬ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К СОЦИАЛЬНОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ»

11. Колыхматов В.И. Цифровые навыки современного педагога в условиях цифровизации образования. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2018; № 9 (163): 152 - 158.

12. Shin D.H., Shin Y.J., Choo H., Beom K. Smartphones as smart pedagogical tools: Implications for smartphones as u-learning devices. Computers in Human Behavior. 2011; Vol. 27 (6): 2207 - 2214.

References

1. Gbadegeshin S.A. The Effect of Digitalization on the Commercialization Process of HighTechnology Companies in the Life Sciences Industry. Technology Innovation Management Review. 2019; Vol. 9 (1): 49 - 63.

2. Komleva N.V. Professional'naya kompetentnost' lichnosti v usloviyah Smart-obschestva. Otkrytoe obrazovanie. 2017; №: 27 - 33.

3. Nikulina T.V., Starichenko E.B. Informatizaciya i cifrovizaciya obrazovaniya: ponyatiya, tehnologii, upravlenie. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2018; № 8: 107 - 113.

4. Ugur N.G. Digitalization in higher education: A qualitative approach. International Journal of Technology in Education and Science (IJTES). 2020; Vol. 4 (1): 18 - 25.

5. Helsper E.J., Eynon R. Digital natives: where is the evidence? British educational research journal. 2010; Vol. 36 (3): 503 - 520.

6. Ignatova N.Yu. Obrazovanie v cifrovuyu 'epohu: monografiya. Nizhnij Tagil: NTI (filial) UrFU, 2017.

7. Il'yushenko N.S. Digital learning: Perspektivy i riski cifrovogo povorota v obrazovanii. Proektirovanie buduschego. Problemy cifrovoj real'nosti: trudy 2-j Mezhdunarodnoj konferencii. Moskva: IPM im. M.V. Keldysha, 2019: 215 - 225.

8. Ajmaletdinov T.A., Bajmuratova L.R., Zajceva O.A., Imaeva G.R., Spiridonova L.V. Cifrovaya gramotnost'rossijskih pedagogov. Gotovnost' k ispol'zovaniyu cifrovyh tehnologij v uchebnom processe. Moskva: Izdatel'stvo NAFI, 2019.

9. Helsper E.J., Eynon R. Digital natives: where is the evidence? British educational research journal. 2010; Vol. 36 (3): 503 - 520.

10. Digital Competence Framework for Educators (DigCompEdu). Available at: https://ec.europa.eu/jrc/en/dig-compedu

11. Kolyhmatov V.I. Cifrovye navyki sovremennogo pedagoga v usloviyah cifrovizacii obrazovaniya. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2018; № 9 (163): 152 - 158.

12. Shin D.H., Shin Y.J., Choo H., Beom K. Smartphones as smart pedagogical tools: Implications for smartphones as u-learning devices. Computers in Human Behavior. 2011; Vol. 27 (6): 2207 - 2214.

Статья поступила в реакцию 12.07.21

УДК 378

Klushina N.P., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Social Technologies, FGAU VO "North Caucasian Federal University'

(Stavropol, Russia), E-mail: klnp13@mail.ru

Roshchupkina V.V., Doctor of Sciences (Economics), Professor, FGAU VO "North Caucasian Federal University" (Stavropol, Russia), E-mail: klnp13@mail.ru

RELEVANCE OF PREPARING STUDENTS FOR SOCIAL ENTREPRENEURSHIP. The article justifies the need to prepare future economists for social entrepre-neurship. A comprehensive description of the phenomenon of social entrepreneurship is given, Russian and foreign practices of training in social entrepreneurship are analyzed. The authors present in detail the priorities and main directions of preparation of future economists for social entrepreneurship, reveal the system of formation of competencies of social entrepreneurship. The authors conclude that preparation of future economists for social entrepreneurship, based on the active use of modern methods and forms of education, the creation of an "ecosystem" of social entrepreneurship, through the integration of the efforts of the academic community and representatives of real business, an objective assessment of the degree of influence of entrepreneurial education on the social and economic spheres will contribute to the growth of the number of qualified specialists.

Key words: social entrepreneurship, training in social entrepreneurship, economic education, priorities of preparation for social entrepreneurship, competencies of social entrepreneurship.

Н.П. Клушина, д-р пед. наук, проф., ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: klnp13@mail.ru

В.В. Рощупкина, д-р экон. наук, проф., ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: klnp13@mail.ru

АКТУАЛЬНОСТЬ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К СОЦИАЛЬНОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ

В статье обосновывается необходимость подготовки будущих экономистов к социальному предпринимательству. Дается комплексная характеристика самого феномена социальное предпринимательство, анализируются отечественные и зарубежные практики обучения социальному предпринимательству. Автором подробно представлены приоритеты и основные направления подготовки будущих экономистов к социальному предпринимательству, раскрыта система формирования компетенций социального предпринимательства. Авторы делают вывод о том, что подготовка будущих экономистов к социальному предпринимательству, основанная на активном использовании современных методов и форм обучения, создании «экосистемы» социального предпринимательства, через интеграцию усилий академического сообщества и представителей реального бизнеса, объективной оценки степени влияния предпринимательского образования на социальную и экономическую сферы будет способствовать росту числа квалифицированных специалистов.

Ключевые слова: социальное предпринимательство, обучение социальному предпринимательству, экономическое образование, приоритеты подготовки к социальному предпринимательству, компетенции социального предпринимательства.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта номер 19-010-00017А

Повышенное внимание к проблемам подготовки специалистов различного профиля к социальному предпринимательству обусловлено в первую очередь его эффективностью в качестве инструмента позитивного преобразования общества. Именно социальное предпринимательство обладает наибольшим потенциалом в плане разработки и внедрения инновационных решений наиболее острых и актуальных социальных проблем.

Многолетняя отечественная и зарубежная практика показывает, что социально значимая деятельность востребована не только в общественной сфере, но и в области проявления частных инициатив, ведь грамотное использование ресурсов предпринимателей в решении социальных проблем с большой долей вероятности является залогом их успешного решения. Нельзя не отметить и тот факт, что социальное предпринимательство обеспечивает и определенные конкурентные преимущества для его субъектов [1 - 10].

Особую важность социальное предпринимательство приобретает в кризисных условиях, детерминированных различными факторами. В настоящее время в связи с распространением COVID-19 в мировых масштабах развитие социального предпринимательства становится основным инструментом изменения кризисной обстановки в социальной и экономической сферах [2].

Интенсификация социального предпринимательства требует усиленной подготовки к данному виду деятельности. Рост высококвалифицированных кадров, прошедших специализированную подготовку, положительно повлияет на эффективность функционирования и развития института социального предпринимательства в отечественной практике. Современная система обучения предпринимательской деятельности достаточно хорошо представлена на различных уровнях: классы по направлению «Предпринимательство» в общеобразовательных учреждениях; отдельные дисциплины, модули и профили по предпринимательству в рамках СПО и ВО; магистерские программы; программы дополнительного образования и т.п. Однако подготовке к социальному предпринимательству в системе экономического образования уделяется еще недостаточно много внимания.

Несмотря на высокий интерес к проблематике социального предпринимательства в отечественной и зарубежной науке, до сих пор нельзя говорить о существовании целостного подхода к пониманию данного феномена, выделению его особенностей и сущностных характеристик, факторов, влияющих на развитие института социального предпринимательства. Поэтому считаем целесообразным остановиться на краткой характеристике социального предпринимательства.

В общем виде социальное предпринимательство можно рассматривать как одну из специфических разновидностей предпринимательской деятельности, которая отличается ярко выраженными отличительными признаками.

Д. Кикал и Т. Лайонс трактуют социальное предпринимательство как использование передовых достижений предпринимательской деятельности в целях реализации определенной социальной миссии [3].

По мнению М. Юноса, социальное предпринимательство - очень широкое понятие, границы которого трудно определить. Поэтому к социальному предпринимательству можно отнести практически любую инновационную инициативу, выдвинутую или реализованную субъектами предпринимательской деятельности и направленную на оказание помощи в решении социальных проблем [7].

Опираясь на работы В.В. Жоховой [1], предпринявшей попытку систематизировать подходы к пониманию сущности социального предпринимательства, мы выделили следующие его сущностные характеристики:

- наличие определенной социальной миссии, предполагающей генерацию социальных ценностей и реализацию таких задач, как достижение социальных изменений позитивного характера, внесение вклада в социальное благополучие страны, осуществление деятельности, имеющей социальную значимость и положительный социальных эффект, оказание практической помощи в решении проблем наиболее уязвимых и нуждающихся категорий населения;

- выявление новых возможностей для получения социально значимых результатов, добровольное использование имеющихся ресурсов для социального благо общества;

- ориентация на инновационные подходы, пути и способы решения социальных проблем, разработка инновационных идей и моделей деятельности, тиражирование инновационного опыта;

- высокий уровень готовности к риску при реализации новаторских инициатив социальной направленности, к преодолению барьеров достижения поставленных целей, в том числе и вызванных ограниченностью располагаемых ресурсов;

- ориентация на актуальные запросы и потребности объектов предполагаемого воздействие, учет тенденций функционирования соответствующего рынка (например, рынка социальных услуг);

- принятие ответственности за осуществляемые действия, их социально-экономические последствия, результативность предпринятых мер.

При этом важно подчеркнуть, что социальное предпринимательство не исключает возможность получения прибыли, просто она не является основным приоритетом деятельности.

С учетом вышесказанного можно выделить ряд отличительных особенностей социального предпринимательства:

- целенаправленное планирование положительного социального эффекта, достижение которого является осознанно выбранным и ожидаемым результатом, а не побочным следствие основной деятельности;

- инновационный подход в реализации социально значимых целей, основанный как на преимуществах самой предпринимательской деятельности, так и на использовании новой идеи или нестандартной комбинации ресурсов для решения социальных проблем;

- самоокупаемость и финансовая устойчивость, достигаемая за счет получения стабильного дохода от продажи результатов деятельности и привлечения дополнительных источников финансирования (грантовая поддержка, благотворительность и т.п.):

- высокий потенциал тиражирования приобретенного инновационного опыта, широкие возможности увеличения масштабов внедрения инновационных разработок.

Перечисленные особенности социального предпринимательства служат ориентиром для определения парадигмы и ведущих подходов к обучению социальному предпринимательству

В своих исследованиях В.К. Шаповалов, И.Ф. Игропуло, М.М. Арутюнян отразили результаты анализа отечественных практик обучения социальному предпринимательству. Представленные результаты позволяют прийти к следующим выводам:

1. В системе подготовки к социальному предпринимательству преобладает дополнительное образование и курсы повышения квалификации, ориентированные преимущественно на аудиторию, уже причастную к деятельности в сфере социального предпринимательства.

2. Основной акцент в отечественной практике подготовки к социальному предпринимательству сделан на развитие узкого круга профессиональных компетенций, затрагивающих управленческие аспекты рассматриваемой деятельности и проблемы разработки и реализации инновационных бизнес-проектов. При этом крайне мало внимания уделяется формированию компетенций, связанных с гибкими навыками (soft skills), хотя они в настоящее время чрезвычайно востребованы в предпринимательской и инновационной деятельности.

3. Успешности подготовки к социальному предпринимательству способствует ряд организационно-педагогических условий, а именно: учет актуальных требований к субъектам социального предпринимательства, запросов и предпочтений основных потребителей образовательных услуг данного вида; комплексный подход к раскрытию социального предпринимательства как интегрированного феномена на стыке социального и экономического; практико-ориентированная

направленность обучения с опорой на специально созданную для этих целей инфраструктуру (например, инкубаторы социального предпринимательства, инновационные центры и т.п.); преобладание методов и форм обучения, стимулирующих исследовательскую активность и компетентность обучающихся; интеграция усилий академического и предпринимательского сообществ [6].

Мы рассматриваем подготовку к социальному предпринимательству в контексте экономического образования, в рамках которого обучение выстроено по большей части на основе программ по традиционному предпринимательству, дополненных дисциплинами, раскрывающими отдельные аспекты деятельности в области социального предпринимательства. Такой подход к подготовке будущих экономистов к социальному предпринимательству будет обладать достаточной эффективностью при правильной расстановке целевых приоритетов, в качестве которых должны выступать:

1. Принятие этики и ценностей социального предпринимательства. Формирование ценностного отношения к социальному предпринимательству, осознание этических ценностей социально ориентированного бизнеса, соотнесение их с собственными приоритетами и запросами должно сочетаться с готовностью ориентироваться на них в процессе осуществления практической деятельности.

2. Развитие комплекса умений, необходимых для эффективного ведения предпринимательской деятельности: объективная оценка возможностей достижения поставленных целей; способность сформировать успешную команду, разделяющую общие цели, обладающую высокой степенью сплоченности и принимающую солидарную ответственность; коммуникативные навыки, включающие в себя направленное, критичное слушание, грамотную интерпретацию всей совокупности вербальных и невербальных сигналов партнеров по коммуникативному взаимодействию, контроль ожиданий и продуктивное сопротивление, позволяющее сохранять конструктивность взаимодействия в условиях стороннего давления, умение кратко, доступно и уверенно изложить собственные доводы и т.п.; проективное планирование (формирование и реализацию проекта, в том числе и инновационного, обеспечение его учтивости).

3. Понимание тенденций функционирования и развития современного общества, способность анализировать социально-экономические и политические процессы, учитывать результаты анализа в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Понимание социально-экономического контекста крайне важно для формирования полных и объективных представлений о наиболее острых социальных проблемах и путях их преодоления средствами социального предпринимательства.

4. Формирование готовности к проявлению предпринимательской инициативы, которая является залогом успеха деятельности как в благоприятных, так и в неблагоприятных условиях и предполагает устойчивую ориентацию на перманентную разработку инновационных идей и их оперативное внедрение.

С учетом выделенных приоритетов и результатов анализа отечественного и зарубежного опыта обучения социальному предпринимательству [4; 5] мы пришли к заключению, что подготовка будущих экономистов к рассматриваемому виду деятельности должна быть направлена на:

- ознакомление с современными концепциями социального предпринимательства, его ролью в позитивном преобразовании социума;

- развитие критического взгляда по отношению к феномену социального предпринимательства, выработка собственной позиции, основанной на глубоком понимании его сущности и особенностей, закономерностей и перспектив развития;

- формирование понимания миссии социального предпринимательства, способности транслировать его социальный посыл в локальном сообществе;

- выработку понимания возможностей применения приобретенных компетенций для практического решения наиболее актуальных социальных проблем;

- овладение методами оценки самоокупаемости инновационной идеи, социального эффекта от инвестирования в ее реализацию;

- предоставление возможности еще в процессе обучения взаимодействовать с профессиональным сообществом, занимающимся социальным предпринимательством и инновационной деятельностью социальной направленности;

- оказание помощи в определении карьерных перспектив в сфере социального предпринимательства и инновационной деятельности, формировании обучающимися публичного профиля (публикации, выступления на профильных конференциях, участие в молодежных образовательных форумах, конкурсах проектов и т.п.).

Определение целевых приоритетов и направленности подготовки в рассматриваемом контексте дает нам возможность более детально раскрыть систему формирования компетенций социального предпринимательства, в которую входят:

- ознакомление с современной проблематикой социального предпринимательства, ее инновационной составляющей, формирование понимания особенностей осуществления социального предпринимательства в сложившихся социально-экономических условиях;

- включение в практику осуществления предпринимательской деятельности социальной направленности, освоение передового отечественного и зарубежного опыта в данной сфере;

- развитие умений и навыков, обеспечивавших продуктивность ведения социального предпринимательства: выявление социальных проблем и путей их решения с учетом потенциала социального предпринимательства, определе-

ние приоритетов и целей предпринимательской деятельности, отбор основных целевых групп, нуждающихся в помощи, разработка инновационных проектов, обоснование их социального эффекта и привлечение средств для реализации, использование инфраструктурной поддержки с целью повышения результативности предпринимаемых мер и т.п.;

- привлечение обучающихся к проектной и исследовательской деятельности по проблематике социального предпринимательства, включение их в соответствующие академические и предпринимательские сообщества;

- обучение методам и приемам генерации инновационных идей, способных наиболее конструктивно решить социальные проблемы, разработки бизнес-плана по их воплощению вплоть до достижения самоокупаемости и финансовой устойчивости.

Подводя итоги проведенного исследования, подчеркнем, что подготовка будущих экономистов к социальному предпринимательству, основанная на активном использовании современных методов и форм обучения, создании «экосистемы» социального предпринимательства через интеграцию усилий академи-

Библиографический список

ческого сообщества и представителей реального бизнеса, объективной оценки степени влияния предпринимательского образования на социальную и экономическую сферы будет способствовать росту числа квалифицированных специалистов, способных:

- понимать многогранность социальных преобразований, возможности социального предпринимательства в обеспечении их позитивной направленности;

- применять принципы социального предпринимательства для решения социальных проблем, успешно преодолевать вызовы предпринимательской деятельности;

- проявлять предпринимательскую инициативу, эффективно использовать имеющиеся ресурсы даже в условиях их дефицита для внесения вклада в достижение общественного благосостояния, создание предпосылок конструктивных социальных перемен;

- популяризировать идеи социального предпринимательства в локальном сообществе, вносить личный вклад в развитие института социального предпринимательства в отечественной практике.

1. Жохова В.В. Социальное предпринимательство: сущность и понятие. Вестник ТГЭУ. 2015; № 1 (73): 85 - 98.

2. Календжян С.О., Кадол Н.Ф. Бизнес-образование как направление поддержки социального предпринимательства в период COVID-19. Экономика труда. 2021; Т. 8, № 2: 189 - 200.

3. Кикал Д., Лайонс Т. Социальное предпринимательство: миссия - сделать мир лучше. Перевод с. английского. Москва: Альпина Паблишер, 2014.

4. Логвинова И.Л. Обучение социальному предпринимательству: зарубежный опыт. Современная конкуренция. 2015; № 5 (53): 84 - 106.

5. Назарова И.Б. Развитие социального предпринимательства: роль университета, обучение и вовлечение молодежи. Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество. 2020; № 3-1: 675 - 678.

6. Шаповалов В.К., Игропуло И.Ф., Арутюнян М.М. Особенности региональных практик обучения социальному предпринимательству в России. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 5 (84): 168 - 171.

7. Юнус М. Создавая мир без бедности: Социальный бизнес и будущее капитализма. Москва: Альпина Паблишер, 2010.

8. Клушина Н.П., Рощупкина В.В. Социальное предпринимательство как фактор формирования инновационного мышления у студентов вуза. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 5 (84): 66 - 68.

9. Айсувакова Т.П., Ахмедова Э.М., Горбунова Н.В., Давыдова Л.Н. и др. Психолого-педагогические аспекты осуществления образовательного процесса в современных социокультурных условиях: коллективная монография. Москва: Деловая карьера, 2021.

10. Агарагимова В.К., Абдулаев М.А., Амамбаева Н.С., Амчиславская Е.Ю. и др. Подготовка студентов бакалавриата, магистратуры, аспирантуры к осуществлению будущей профессиональной деятельности на основе современных социокультурных реалий: коллективная монография. Москва: Деловая карьера, 2021.

References

1. Zhohova V.V. Social'noe predprinimatel'stvo: suschnost' i ponyatie. Vestnik TG'EU. 2015; № 1 (73): 85 - 98.

2. Kalendzhyan S.O., Kadol N.F. Biznes-obrazovanie kak napravlenie podderzhki social'nogo predprinimatel'stva v period COVID-19. 'Ekonomika truda. 2021; T. 8, № 2: 189 - 200.

3. Kikal D., Lajons T. Social'noe predprinimatel'stvo: missiya - sdelat' mir luchshe. Perevod s. anglijskogo. Moskva: Al'pina Pablisher, 2014.

4. Logvinova I.L. Obuchenie social'nomu predprinimatel'stvu: zarubezhnyj opyt. Sovremennaya konkurenciya. 2015; № 5 (53): 84 - 106.

5. Nazarova I.B. Razvitie social'nogo predprinimatel'stva: rol' universiteta, obuchenie i vovlechenie molodezhi. Bol'shaya Evraziya: Razvitie, bezopasnost', sotrudnichestvo. 2020; № 3-1: 675 - 678.

6. Shapovalov V.K., Igropulo I.F., Arutyunyan M.M. Osobennosti regional'nyh praktik obucheniya social'nomu predprinimatel'stvu v Rossii. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 5 (84): 168 - 171.

7. Yunus M. Sozdavaya mir bez bednosti: Social'nyj biznes i buduschee kapitalizma. Moskva: Al'pina Pablisher, 2010.

8. Klushina N.P., Roschupkina V.V. Social'noe predprinimatel'stvo kak faktor formirovaniya innovacionnogo myshleniya u studentov vuza. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 5 (84): 66 - 68.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Ajsuvakova T.P., Ahmedova 'E.M., Gorbunova N.V., Davydova L.N. i dr. Psihologo-pedagogicheskie aspekíy osuschestvleniya obrazovatel'nogo processa v sovremennyh sociokul'turnyh usloviyah: kollektivnaya monografiya. Moskva: Delovaya kar'era, 2021.

10. Agaragimova V.K., Abdulaev M.A., Amambaeva N.S., Amchislavskaya E.Yu. i dr. Podgotovka studentov bakalavriata, magistratury, aspirantury k osuschestvleniyu buduschej professional'noj deyatel'nosti na osnove sovremennyh sociokul'turnyh realij: kollektivnaya monografiya. Moskva: Delovaya kar'era, 2021.

Статья поступила в редакцию 12.07.21

УДК 371

Kurbanova Z.G., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Senior Researcher, Sector of Native Literatures, Dagestan Research Institute of Pedagogy

n.a. A.A. Takho-Godi (Russia), E-mail: zaira2466@yandex.ru

THE FORMATION OF A VALUE-SEMANTIC COMPONENT AMONG HIGH SCHOOL STUDENTS AND PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS BASED ON THE STUDY OF THE CREATIVE WORK OF AHMEDKHAN ABU-BAKAR. The article examines innovative techniques for the formation of moral values, target and semantic attitudes among students, which they need to adapt in the modern world, based on the creative work of A. Abu-Bakar, a famous Dagestan writer. In the course of analyzing the story "White Saiga", the plot, idea, composition are established, the originality of the figurative system, the language of the work, its problems, the author's position, artistic skill are determined, the socially active life position of the younger generation is being formed. The use of innovative techniques for working with the text in a certain way affects the worldview of students, allows to correlate the main idea of the work with a life rationale, and helps students in solving life problems.

Key words: topics, social and moral problems, habitat, narrative canvas, plot, two-row round table, joint search, competence-oriented tasks.

З.Г. Курбаноеа, канд. филол. наук, доц., ст. науч. сотр. сектора родных литератур Дагестанского научно-исследовательского института

педагогики имени А.А. Тахо-Годи, E-mail: zaira2466@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО КОМПОНЕНТА У УЧАЩИХСЯ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА МАТЕРИАЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА АХМЕДХАНА АБУ-БАКАРА

В статье рассматриваются инновационные приемы формирования нравственных ценностей, целевых и смысловых установок у учащихся, необходимых им для адаптации в современном мире, на материале творчества прославленного дагестанского писателя А. Абу-Бакара. В ходе анализа повести «Белый сайгак» устанавливаются сюжет, идея, композиция, определяется своеобразие образной системы, языка произведения, его проблематика, авторская по-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.