УДК 37
Ivashkina T.A., senior teacher, FSBEI HE "Moscow Aviation Institute (National Research University)" (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
DIGITALIZATION AS A STRUCTURAL COMPONENT OF INNOVATIVE MODELS OF ADVANCED TRAINING OF TEACHERS OF VOCATIONAL EDUCATION. The article deals with one of actual problems, namely the advanced training of vocational education teachers. The focus is on theoretical and methodological principles of improving modern models of advanced training of teachers of vocational education in conditions of digitalization of society. It is noted that the quality of digital education is determined by the update of the meaningful component of educational programs in the direction of their digitalization, the formation of a culture of the perception of modern digital content, the formation and development of digital activity skills, interdependent experience between institutions and educational institutions for the use of digital technologies in educational process and management activities, motivation personnel composition of the field of education to changes as a result of the digitalization of the country's economy.
Key words: advanced training, digitalization, digital gap, digital competence, continuous professional development.
Т.А. Ивашкина, ст. преп., ФГБОУ ВО «Московский авиационный Институт (национальный исследовательский университет)», г. Москва,
E-mail: [email protected]
ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК СТРУКТУРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИННОВАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья посвящена одной из актуальных проблем, а именно - повышению квалификации педагогов профессионального образования. Основное внимание сосредоточивается на теоретико-методических принципах усовершенствования современных моделей повышения квалификации педагогов профессионального образования в условиях цифровизации общества. Отмечено, что качество цифрового образования определяется обновлением содержательной составляющей образовательных программ в направлении их цифровизации, формированием культуры восприятия современного цифрового контента, развитием навыков цифровой деятельности, взаимозависимым опытом между организациями и учреждениями образования по применению цифровых технологий в образовательном процессе и управленческой деятельности, мотивацией кадрового состава сферы образования к изменениям в результате цифровизации экономики страны.
Ключевые слова: повышение квалификации, цифровизация, цифровой разрыв, цифровая компетентность, непрерывное профессиональное развитие.
В 2015 г вопросы цифровой экономики впервые в мире были внесены в повестку дня группы G20 на саммите в Анталии, когда было признано, что мы живем в эпоху экономики Интернета, которая открывает как новые возможности, так и новые вызовы, способствующие глобальному росту [1]. В апреле 2017 г G20 провела первое совещание «цифровых» министров, в результате которой была принята «Декларация министров по цифровой экономике», а также решение обеспечить к 2025 г подключение всех своих граждан к цифровым коммуникациям [1]. С этого момента цифровые технологии стали одним из главных вопросов для рассмотрения в контексте широкого спектра сфер общественной жизнедеятельности: от создания новых технологий до развития международных отношений [1 - 12].
Цифровые технологии открывают исключительные возможности для развития российской экономики и повышения качества жизни граждан. Быстрые и глубинные последствия от перехода на «цифру» будут возможными только тогда, когда цифровая трансформация станет основой жизнедеятельности российского общества, бизнеса и государственных учреждений, фундаментом благосостояния России.
Стремительное распространение цифровых технологий делает цифровые компетентности граждан ключевыми среди других навыков. Цифровая грамотность признана ЕС одной из 8 ключевых компетенций для полноценной жизни и деятельности. Цифровизация и кросс-платформенность сейчас являются главными трендами на рынке труда, то есть умение работать с цифровыми технологиями постепенно становится постоянным и необходимым для большинства специализаций. Уникальность цифровых компетенций заключается в том, что благодаря им граждане могут эффективнее приобретать компетентности во многих других сферах [2].
Никулиной Т.В. и Стариченко Е.Б. отмечено [3], что цифровизация образования является совокупностью процессов, которая включает перевод содержания образовательных программ в цифровую форму и создание онлайн-курсов, которые позволяют соискателям образования самостоятельно получать знания; оснащение учреждений образования необходимой инфраструктурой, что позволяет соискателям образования, научным, научно-педагогическим и педагогическим работникам, сотрудникам использовать цифровой информационно-ориентированный контент.
Вопросами цифровизации, использования цифровых и информационно-коммуникационных технологий в образовании сегодня занимается достаточно широкий круг исследователей, в работах которых мы можем найти ответы на следующие важные вопросы: тенденции развития информационно-коммуникационных технологий в образовании [4]; проблемы внедрения цифровых технологий в образование и науку [5]; история развития цифровых технологий в образовании [6]; риски внедрения цифровых технологий в образование [7].
Однако, по нашему мнению, существует основное противоречие в представленных исследованиях, а именно - не учитывается цифровой разрыв, в частности в сфере образования, особенно профессионального. Цифровой разрыв мы можем наблюдать в учреждениях профессионального образования. Он ощуща-
ется между педагогами разных возрастных групп, а также между педагогами в зависимости от дисциплин, которые они преподают [8].
Фундаментом, на котором базируются инновационная деятельность и информационное, знаниевое общество, является высокое качество интеллектуального капитала, образования и эффективная индустриальная экономика, которая трансформируется в постиндустриальную или инновационную экономику Знание в постиндустриальном обществе постоянно пополняется и обновляется. После этого знания распространяются по всему обществу, становятся достоянием индивидуумов, пополняя и обновляя их запас знаний. Новые знания, усвоенные индивидуумом, способны трансформироваться в его новые навыки. Таким образом, получение новых знаний, их передача, распространение, усвоение и реализация играют важную роль в формировании и существовании общества знаний и института инновационного капитала. Именно поэтому нужно максимально использовать имеющиеся интеллектуальные ресурсы, создать эффективные институты инновационного развития и мощную систему образования. Современное профессиональное образование должно опираться на компетентного педагога с инновационными компетентностями. При этом образовательные модели должны ориентироваться на следующие базовые характеристики инновационной экономики:
- в инновационной экономике весомое место занимает интеллектуальный капитал, который требует исключительного поиска и подбора талантливых людей;
- сегодня практически невозможно спрогнозировать то, какими будут отрасли через несколько десятилетий, и заранее подготовить специалистов для определенной отрасли, что приводит к необходимости создания максимальной гибкости организационных форм и нелинейности образовательных программ;
- непрерывное обновление знаний происходит как в производственной, так и в социальной сферах; увеличение объемов информации требует ее сбора, оценки и анализа, соответственно, система образования потребует навыков поиска и фильтрации информации, ее критического оценивания и подбора полезного на основе сомнений и рационального выбора.
- сегодня социальный капитал, то есть система коммуникации, в которую входит человек, является основой социального позиционирования людей (ранее - материальное богатство и освоения профессии); вторая составная часть социального капитала - это способность адаптироваться; система образования должна также адаптироваться к такому изменению социального позиционирования и давать возможность развития навыков накопления социального капитала, навыков поведения в условиях цифровизации общества;
- изменение базовых технологий в цифровых технологиях происходит раз в три - пять лет, то есть совершается постоянное краткосрочное обновление как самих цифровых технологий, так и всех связанных с ними, что, соответственно, требует перехода на непрерывное образование, постоянное обновление компе-тентностей, усовершенствование и обновление образовательных моделей, в том числе моделей повышения квалификации педагогов профессионального образования [9].
Основными направлениями цифровизации образования являются следующие:
- создание образовательных ресурсов и цифровых платформ с поддержкой интерактивного и мультимедийного контента для общего доступа учреждений образования и учащихся;
- разработка и внедрение инновационных компьютерных, мультимедийных и компьютерно ориентированных средств обучения и оборудования для создания цифровой учебной среды;
- организация широкополосного доступа к интернету учащихся в учебных классах и аудиториях в учебных заведениях всех уровней;
- развитие дистанционной формы образования с использованием когнитивных и мультимедийных технологий [6].
На международном и национальном уровнях разработан ряд инструментов для описания аспектов цифровой компетентности для педагогов для того, чтобы помочь им оценить свою компетентность, определить их потребности в образовании и предложить целевое обучение. Анализ и кластеризация этих инструментов представлены в общеевропейском отчете о цифровой компетентности педагогов DigCompEdu [10].
DigCompEdu - это научно обоснованная основная база, которая помогает управлять политикой в сфере цифровых образовательных технологий и может быть непосредственно адаптирована к внедрению региональных и национальных инструментов и образовательных программ для любых нужд. Кроме того, DigCompEdu обеспечивает общий язык и подход, которые помогут диалогу и обмену передовым опытом через границы.
Рамка цифровой компетентности педагога «DigCompEdu» [9] определяет 6 основных отраслей и 22 составляющих, в которых выражается компетентность педагога.
Отрасль 1 «Профессиональное привлечение» предусматривает использование цифровых технологий для общения, сотрудничества и профессионального развития.
Отрасль 2. «Цифровые ресурсы» включает поиск, создание и распространение цифровых ресурсов.
Отрасль 3 «Обучение и преподавание» объединяет управление и организацию использования цифровых технологий в преподавании и обучении.
Отрасль 4 «Оценивание» - это использование цифровых технологий и стратегий для совершенствования оценивания.
Отрасль 5 «Расширение возможностей учащихся» предусматривает использование цифровых технологий для совершенствования инклюзии, персона-лизации и активного привлечения учащихся.
Отрасль 6 «Содействие цифровой компетентности учащихся» включает обеспечение возможностей креативного и ответственного использования цифровых технологий для работы с информацией, коммуникации, создание контента, благосостояния и решения проблем.
Сегодня, бесспорно, DigCompEdu является основным инструментом, который дает возможность оценивать цифровую компетентность педагогов, однако, по нашему мнению, необходимо в отдельный блок вопросов оценки цифровой грамотности педагогов выносить вопрос оценки грамотности в области данных и мобильной грамотности.
Грамотность в области данных требует от педагогов умений «извлекать» из них значимую информацию. Эта тенденция родилась из-за указанного выше всплеска больших данных и распространения сложных инструментов для управления, анализа и визуализации данных [11]. Грамотность в области данных предполагает умение анализировать то, какие данные нужны для достижения определенной цели, интерпретировать визуализацию данных.
Все большее количество людей переходит от функциональных телефонов к смартфонам. Существует настоятельная необходимость преодолеть разрыв между использованием основных функций телефона и сложных систем смартфонов. Мобильная грамотность появилась в ответ на эту потребность в определении необходимых цифровых навыков, которые нужны пользователям смартфонов для оптимизации своего онлайн-опыта [12].
В процессе непрерывного профессионального образования цифро-визация должна стать неотъемлемой составной частью образовательного
Библиографический список
процесса, рассчитанного на внедрение в систему подготовки педагогов профессионального образования инновационных компетентностно-ориентиро-ванных концептуальных моделей повышения квалификации. Базовые цифровые навыки позволяют педагогам функционировать на минимальном уровне в образовательной среде и включают в себя умение работать с аппаратным обеспечением (например, управление клавиатурой и сенсорным экраном), программным обеспечением (например, программы обработки текста, управления файлами, настройки безопасности мобильного телефона) и выполнять основные онлайн-операции (например, электронная почта, поиск или онлайновые формы) [11]. Промежуточные цифровые навыки предполагают использование цифровых технологий более значительным и выгодным способом и включают возможность критически оценивать технологии или создавать контент. Это на самом деле навыки готовых к работе специалистов, поскольку они охватывают навыки, необходимые для выполнения рабочих функций, таких как компьютерный макет, цифровой графический дизайн и цифровой маркетинг. В основном такие навыки являются общими, то есть их овладение готовит человека к более широким цифровым задачам, необходимым для участия в качестве привлеченного гражданина и продуктивного специалиста. Однако такие навыки не имеют жестких характеристик. Напротив, одной из их характеристик является то, что они расширяются в соответствии с технологическими изменениями. Например, навыки обработки данных становятся все более выраженными, поскольку мир революции данных набирает обороты, генерируя спрос на навыки, необходимые для разработки, анализа, интерпретации и визуализации больших объемов данных [11].
Углубленные цифровые навыки - это навыки, необходимые для специалистов в области ИКТ, таких как программирование и управление сетью. К углубленным цифровым навыкам в сфере образования можно отнести кибербезопас-ность, работу с большими данными, виртуальной и дополненной реальностями и искусственным интеллектом.
Результат прохождения повышения цифровой грамотности предполагает следующее:
- повышение общего уровня цифровой компетентности педагогов, повышающих квалификацию, в частности грамотности в области данных, а также мобильной грамотности;
- формирование позитивного отношения к использованию цифровых технологий в профессиональной деятельности, гибкость, готовность к изменениям, стремление к постоянному профессиональному развитию;
- получение системы знаний о сущности, задачах, основных характеристиках, состояниях и направлениях использования цифровых технологий в образовании, особенностей использования в образовательной сфере цифровых технологий коллективной коммуникации.
Цифровизация и кроссплатформенность, то есть умение внедрять цифровые технологии и работать с ними, уже сегодня является необходимостью для большинства специализаций. ЕС признал цифровую грамотность (цифровую компетентность) одной из 8 ключевых компетенций для обучения в течение жизни.
Качество цифрового образования определяется обновлением смысловой составляющей образовательных программ по их цифровизации, формированием культуры восприятия современного цифрового контента, формированием и развитием навыков цифровой деятельности, взаимообогащающим опытом между учреждениями образования по применению цифровых технологий в образовательном процессе и управленческой деятельности, мотивацией кадрового состава сферы образования к изменениям в результате цифровизации экономики страны.
Цифровизация должна быть неотъемлемой составляющей современных моделей повышения квалификации педагогических работников профессионального образования и способствовать развитию цифровой компетентности, в том числе грамотности в области данных и мобильной грамотности педагогических работников через совершенствование и приобретение умений и навыков уверенного, критического и ответственного использования и взаимодействия с цифровыми технологиями для образования, работы и участия в современном информационном обществе.
1. Gbadegeshin S.A. The Effect of Digitalization on the Commercialization Process of HighTechnology Companies in the Life Sciences Industry. Technology Innovation Management Review. 2019; Vol. 9 (1): 49 - 63.
2. Комлева Н.В. Профессиональная компетентность личности в условиях Smart-общества. Открытое образование. 2017; №: 27 - 33.
3. Никулина Т.В., Стариченко Е.Б. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление. Педагогическое образование в России. 2018; № 8: 107 - 113.
4. Ugur N.G. Digitalization in higher education: A qualitative approach. International Journal of Technology in Education and Science (IJTES). 2020; Vol. 4 (1): 18 - 25.
5. Helsper E.J., Eynon R. Digital natives: where is the evidence? British educational research journal. 2010; Vol. 36 (3): 503 - 520.
6. Игнатова Н.Ю. Образование в цифровую эпоху: монография. Нижний Тагил: НТИ (филиал) УрФУ 2017.
7. Ильюшенко Н.С. Digital learning: Перспективы и риски цифрового поворота в образовании. Проектирование будущего. Проблемы цифровой реальности: труды 2-й Международной конференции. Москва: ИПМ им. М.В. Келдыша, 2019: 215 - 225.
8. Аймалетдинов Т.А., Баймуратова Л.Р, Зайцева О.А., Имаева Г.Р, Спиридонова Л.В. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе. Москва: Издательство НАФИ, 2019.
9. Helsper E.J., Eynon R. Digital natives: where is the evidence? British educational research journal. 2010; Vol. 36 (3): 503 - 520.
10. Digital Competence Framework for Educators (DigCompEdu). Available at: https://ec.europa.eu/jrc/en/dig-compedu
11. Колыхматов В.И. Цифровые навыки современного педагога в условиях цифровизации образования. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2018; № 9 (163): 152 - 158.
12. Shin D.H., Shin Y.J., Choo H., Beom K. Smartphones as smart pedagogical tools: Implications for smartphones as u-learning devices. Computers in Human Behavior. 2011; Vol. 27 (6): 2207 - 2214.
References
1. Gbadegeshin S.A. The Effect of Digitalization on the Commercialization Process of HighTechnology Companies in the Life Sciences Industry. Technology Innovation Management Review. 2019; Vol. 9 (1): 49 - 63.
2. Komleva N.V. Professional'naya kompetentnost' lichnosti v usloviyah Smart-obschestva. Otkrytoe obrazovanie. 2017; №: 27 - 33.
3. Nikulina T.V., Starichenko E.B. Informatizaciya i cifrovizaciya obrazovaniya: ponyatiya, tehnologii, upravlenie. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2018; № 8: 107 - 113.
4. Ugur N.G. Digitalization in higher education: A qualitative approach. International Journal of Technology in Education and Science (IJTES). 2020; Vol. 4 (1): 18 - 25.
5. Helsper E.J., Eynon R. Digital natives: where is the evidence? British educational research journal. 2010; Vol. 36 (3): 503 - 520.
6. Ignatova N.Yu. Obrazovanie v cifrovuyu 'epohu: monografiya. Nizhnij Tagil: NTI (filial) UrFU, 2017.
7. Il'yushenko N.S. Digital learning: Perspektivy i riski cifrovogo povorota v obrazovanii. Proektirovanie buduschego. Problemy cifrovoj real'nosti: trudy 2-j Mezhdunarodnoj konferencii. Moskva: IPM im. M.V. Keldysha, 2019: 215 - 225.
8. Ajmaletdinov T.A., Bajmuratova L.R., Zajceva O.A., Imaeva G.R., Spiridonova L.V. Cifrovaya gramotnost rossijskih pedagogov. Gotovnost' k ispol'zovaniyu cifrovyh tehnologij v uchebnom processe. Moskva: Izdatel'stvo NAFI, 2019.
9. Helsper E.J., Eynon R. Digital natives: where is the evidence? British educational research journal. 2010; Vol. 36 (3): 503 - 520.
10. Digital Competence Framework for Educators (DigCompEdu). Available at: https://ec.europa.eu/jrc/en/dig-compedu
11. Kolyhmatov V.I. Cifrovye navyki sovremennogo pedagoga v usloviyah cifrovizacii obrazovaniya. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2018; № 9 (163): 152 - 158.
12. Shin D.H., Shin Y.J., Choo H., Beom K. Smartphones as smart pedagogical tools: Implications for smartphones as u-learning devices. Computers in Human Behavior. 2011; Vol. 27 (6): 2207 - 2214.
Статья поступила в реакцию 12.07.21
УДК 378
Klushina N.P., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Social Technologies, FGAU VO "North Caucasian Federal University'
(Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
Roshchupkina V.V., Doctor of Sciences (Economics), Professor, FGAU VO "North Caucasian Federal University" (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
RELEVANCE OF PREPARING STUDENTS FOR SOCIAL ENTREPRENEURSHIP. The article justifies the need to prepare future economists for social entrepre-neurship. A comprehensive description of the phenomenon of social entrepreneurship is given, Russian and foreign practices of training in social entrepreneurship are analyzed. The authors present in detail the priorities and main directions of preparation of future economists for social entrepreneurship, reveal the system of formation of competencies of social entrepreneurship. The authors conclude that preparation of future economists for social entrepreneurship, based on the active use of modern methods and forms of education, the creation of an "ecosystem" of social entrepreneurship, through the integration of the efforts of the academic community and representatives of real business, an objective assessment of the degree of influence of entrepreneurial education on the social and economic spheres will contribute to the growth of the number of qualified specialists.
Key words: social entrepreneurship, training in social entrepreneurship, economic education, priorities of preparation for social entrepreneurship, competencies of social entrepreneurship.
Н.П. Клушина, д-р пед. наук, проф., ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
В.В. Рощупкина, д-р экон. наук, проф., ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
АКТУАЛЬНОСТЬ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К СОЦИАЛЬНОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ
В статье обосновывается необходимость подготовки будущих экономистов к социальному предпринимательству. Дается комплексная характеристика самого феномена социальное предпринимательство, анализируются отечественные и зарубежные практики обучения социальному предпринимательству. Автором подробно представлены приоритеты и основные направления подготовки будущих экономистов к социальному предпринимательству, раскрыта система формирования компетенций социального предпринимательства. Авторы делают вывод о том, что подготовка будущих экономистов к социальному предпринимательству, основанная на активном использовании современных методов и форм обучения, создании «экосистемы» социального предпринимательства, через интеграцию усилий академического сообщества и представителей реального бизнеса, объективной оценки степени влияния предпринимательского образования на социальную и экономическую сферы будет способствовать росту числа квалифицированных специалистов.
Ключевые слова: социальное предпринимательство, обучение социальному предпринимательству, экономическое образование, приоритеты подготовки к социальному предпринимательству, компетенции социального предпринимательства.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта номер 19-010-00017А
Повышенное внимание к проблемам подготовки специалистов различного профиля к социальному предпринимательству обусловлено в первую очередь его эффективностью в качестве инструмента позитивного преобразования общества. Именно социальное предпринимательство обладает наибольшим потенциалом в плане разработки и внедрения инновационных решений наиболее острых и актуальных социальных проблем.
Многолетняя отечественная и зарубежная практика показывает, что социально значимая деятельность востребована не только в общественной сфере, но и в области проявления частных инициатив, ведь грамотное использование ресурсов предпринимателей в решении социальных проблем с большой долей вероятности является залогом их успешного решения. Нельзя не отметить и тот факт, что социальное предпринимательство обеспечивает и определенные конкурентные преимущества для его субъектов [1 - 10].
Особую важность социальное предпринимательство приобретает в кризисных условиях, детерминированных различными факторами. В настоящее время в связи с распространением COVID-19 в мировых масштабах развитие социального предпринимательства становится основным инструментом изменения кризисной обстановки в социальной и экономической сферах [2].
Интенсификация социального предпринимательства требует усиленной подготовки к данному виду деятельности. Рост высококвалифицированных кадров, прошедших специализированную подготовку, положительно повлияет на эффективность функционирования и развития института социального предпринимательства в отечественной практике. Современная система обучения предпринимательской деятельности достаточно хорошо представлена на различных уровнях: классы по направлению «Предпринимательство» в общеобразовательных учреждениях; отдельные дисциплины, модули и профили по предпринимательству в рамках СПО и ВО; магистерские программы; программы дополнительного образования и т.п. Однако подготовке к социальному предпринимательству в системе экономического образования уделяется еще недостаточно много внимания.
Несмотря на высокий интерес к проблематике социального предпринимательства в отечественной и зарубежной науке, до сих пор нельзя говорить о существовании целостного подхода к пониманию данного феномена, выделению его особенностей и сущностных характеристик, факторов, влияющих на развитие института социального предпринимательства. Поэтому считаем целесообразным остановиться на краткой характеристике социального предпринимательства.