Научная статья на тему 'Методологические подходы к подготовке студентов к социальному предпринимательству в процессе учебной деятельности'

Методологические подходы к подготовке студентов к социальному предпринимательству в процессе учебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ УЧЕБНЫЕ МОТИВЫ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / СУБЪЕКТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫЙ (ДИАЛОГИЧЕСКИЙ) ПОДХОДЫ / SOCIAL ENTREPRENEURSHIP / SUBJECT OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP / PERSONAL QUALITIES OF SOCIAL ENTREPRENEUR / EDUCATIONAL ACTIVITY / INTERNAL AND EXTERNAL EDUCATIONAL MOTIVES / METHODOLOGICAL APPROACH / SUBJECT-ACTIVITY APPROACH / SUBJECT-SUBJECT (DIALOGICAL) APPROACHES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клушина Н.П., Рощупкина В.В.

В статье анализируется категория социальное предпринимательство. Делается акцент на субъекте предпринимательства. Описывается система личностных качеств, необходимых социальному предпринимателю. Предлагается анализ отечественных исследований по проблемам учебной деятельности. Обосновываются методологические подходы к подготовке студентов к социальному предпринимательству. Определяется значимость субъектно-деятельностного и субъект-субъектного (диалогический) подходов в образовательном процессе вуза. Авторы делают вывод о том, что субъектно-деятельностный и субъект-субъектный (диалогический) методологические подходы к подготовке студентов к социальному предпринимательству ориентированы на необходимость отношения к ним как к активным субъектам учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL APPROACHES TO TRAINING OF STUDENTS TO SOCIAL ENTREPRENEURSHIP IN THE PROCESS OF EDUCATIONAL ACTIVITY

The article analyzes a category of social entrepreneurship. The emphasis is on the subject of entrepreneurship. The system of personal qualities necessary for a social entrepreneur is described. The analysis of Russian research on the problems of educational activities is proposed. Methodological approaches to preparing students for social entrepreneurship are substantiated. The significance of the subject-activity and subject-subject (dialogical) approaches in the educational process of the university is determined. The authors conclude that subject-activity and subject-subject (dialogue) methodological approaches to preparing students for social enterprise are focused on the need for relationships to them as active actors training activities.

Текст научной работы на тему «Методологические подходы к подготовке студентов к социальному предпринимательству в процессе учебной деятельности»

им культурной среды, но и реализовывать желание родителей в сохранении связей со своей исторической родиной, обуславливающей соблюдение традиций родного народа или народности. Следует отметить, что задачей учителя в таких случаях является обеспечение психологической поддержки ребёнку в этот непростой для него период, создание для него комфортной и безопасной образовательной среды.

Важным является выявление того факта для ребёнка, что освоение им специфики чуждой культуры ни в коей мере не означает забвение культуры родной, что познание нового не означает забвение прежнего. Педагогу следует сделать акцент на значимости культурного опыта ребёнка, на уникальности и самобытности его нации, способствуя постепенному обогащению этого опыта знаниями традиций и нравов русской культуры.

Незнание языка влечёт за собой проблемы психологического характера -коммуникативные и личностные. Суть коммуникативных проблем заключается в том, что ребёнок не может на равных общаться с одноклассниками. Не имея возможности самовыражения и самоутверждения в коллективе сверстников, у ребёнка появляется - страх, боязнь ошибок, что в свою очередь может привести к деформации личностной самооценки. В результате этого младший школьник закрывается, отказывается отвечать на уроках и как следствие общаться.

Эффективность обучения детей младшего школьного возраста в многонациональной среде учебного коллектива зависит от взаимодействия субъектов образования: администрации школы, психолога, учителя, учащихся, родителей. Важными в данном контексте являются их согласованность и единство в осуществлении целенаправленного взаимодействия.

Следующая особенность, которая немаловажна и достойна внимания, -это религия. Влияние религиозных догматов на восприятие себя и мира безумно велико. На наш взгляд, в младшем школьном возрасте детьми не акцентируется внимание на принадлежности к какой-либо религиозной конфессии. Различия в религии могут являться причинами непонимания, конфликтов между детьми в старшей общеобразовательной школе. В большинстве случаев возникнет непонимание со стороны детей, исповедующих разные религии. Если родители донесут до своего ребёнка, что религия хороша в любом своём проявлении, независимо от того кому поклоняешься, то ребёнок сможет воспринимать и уважительно относиться к вере другого ребёнка.

С целью ликвидирования данной трудности, возникающей в обучении детей младшего школьного возраста в многонациональной среде учебного коллектива, современная школа на данный момент позиционируется как светское учебное заведение, в котором не должно быть намека на принадлежность к какой-либо религиозной конфессии [4].

Следует также отметить такую особенность, как национальные традиции и культура. К ним относятся не только особенности национальных одеяний, но и нормы морали, этические установки, требования к поведению и взаимодействию с обществом. Взаимодействуя между собой, младшие школьники формируют новый опыт общения, они познают традиции, культуру, обычаи других народов, что позволяет расширить их кругозор. Главной задачей педагога на данном этапе является воспитание в детях толерантного отношения к людям других национальностей.

Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Эти возможности могут быть реализованы как в про-

Библиографический список

цессе учебной, так и во внеучебной деятельности. Именно в школьном сообществе у ребёнка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению [5]. Каждый народ индивидуален и имеет свои нормы и правила. Но всё же общие точки пересечения можно найти, учитывая существующие противоречия. Одной из важнейших задач обучения младших школьников в условиях многонациональной среды является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения.

Трудности, усложняющие взаимодействие учителя с ребёнком-мигрантом, можно классифицировать следующим образом:

1. Языковой барьер, мешающий осуществлению эффективного взаимодействия как в образовательном, так и в любом другом процессе в виду отсутствия базовых знаний языка.

2. Незнание педагогом национальных традиций, способствующее серьёзному непониманию педагогом причин поведения ребёнка, вследствие невнимания к культурам детей полиэтнического контингента.

3. Неготовность учителя осуществлять обучение и воспитание детей, относящихся к полиэтническому контингенту.

4. Ложные установки и стереотипы педагога, способствующие неэффективному взаимодействию в образовательном процессе, определяемые, возможно, и негативным опытом учителя с ребёнком-мигрантом и часто автоматически распространяемым на всех детей полиэтнического контингента.

5. Возраст педагога - часто препятствующий поиску новых путей саморазвития, умений быстрой перестраиваемости к современным тенденциям, способствующим дальнейшему объединению в образовательном пространстве детей различных национальностей [6].

6. Гендерные особенности. Не стоит забывать, как правило, девочки легче приспосабливаются к чужой среде, чем мальчики. Это можно объясняется тем, что девочки легче принимают новое, их психика гибче.

7. Страх перед одноклассниками. В любом возрасте для ребёнка является важным мнение о нём сверстников. Трудности на пути диалога между педагогом и детьми полиэтнического контингента могут быть со временем преодолены, если педагог обладает терпением и заинтересован в конструктивном диалоге. Искренне любящий свою профессиональную деятельность учитель найдёт общий язык со своими учениками.

8. Индивидуальные особенности, предполагающие, что каждый ребёнок-мигрант - не только носитель определённого этноса, но и личность, обладающая своими собственными индивидуальными особенностями и потребностями, своим исключительным характером, темпераментом, способностями, которые также важно учитывать в процессе общения и обучения.

Рассмотрев особенности обучения детей младшего школьного возраста в многонациональной среде учебного коллектива, можно сделать вывод о том, что младший школьный возраст является важнейшим периодом психосоциального развития человека. В этом возрасте ребёнок включается во взрослую жизнь, формирующую его идентичность и способствующую освоению ребёнком различных социальных ролей. Успешность адаптации ребёнка полиэтнического контингента в новой ученической среде напрямую зависит от взаимоотношений учителя и ученического коллектива. При грамотном взаимодействии всех субъектов образовательного процесса ребёнок сможет преодолеть трудности в обучении и построить крепкие взаимоотношения среди сверстников.

1. Гайнбихнер Т.Н. Обогащение словарного запаса младших школьников на уроках русского языка в полиэтнических условиях Севера (на материале ономастической лексики). Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2003.

2. Библер В.С. От наукоучения к логике культур. Москва,1991.

3. Запольская Е.Л. Развитие познавательного интереса школьников в процессе обучения в классах с многонациональным составом. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Сургут, 2006.

4. Джуринский А.Н. Воспитание в многонациональной школе. Москва, 2007.

5. Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования. Москва, 1997.

6. Михеева Т.Б. Обучение учащихся полиэтнических классов. Методическое пособие. Ростов-на-Дону, 2008.

References

1. Gajnbihner T.N. Obogaschenie slovarnogo zapasa mladshih Shkolnikov na urokah russkogo yazyka v poli'etnicheskih usloviyah Severa (na materiale onomasticheskoj leksiki). Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2003.

2. Bibler V.S. Ot naukoucheniya k logike kul'tur. Moskva,1991.

3. Zapol'skaya E.L. Razvitie poznavatel'nogo interesa shkol'nikov v processe obucheniya v klassah s mnogonacional'nym sostavom. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Surgut, 2006.

4. Dzhurinskij A.N. Vospitanie v mnogonacional'noj shkole. Moskva, 2007.

5. Shapovalov V.K. 'Etnokul'turnaya napravlennost' rossijskogo obrazovaniya. Moskva, 1997.

6. Miheeva T.B. Obuchenie uchaschihsya poli'etnicheskih klassov. Metodicheskoe posobie. Rostov-na-Donu, 2008.

Статья поступила в редакцию 23.05.19

УДК 378

Klushina N.P., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of NCFU (Stavropol, Russia), E-mail: klnp13@mail.ru

Roshchupkina V.V., Doctor of Sciences (Economics), Professor, North-Caucasian Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: klnp13@mail.ru

METHODOLOGICAL APPROACHES TO TRAINING OF STUDENTS TO SOCIAL ENTREPRENEURSHIP IN THE PROCESS OF EDUCATIONAL ACTIVITY.

The article analyzes a category of social entrepreneurship. The emphasis is on the subject of entrepreneurship. The system of personal qualities necessary for a social entrepreneur is described. The analysis of Russian research on the problems of educational activities is proposed. Methodological approaches to preparing

students for social entrepreneurship are substantiated. The significance of the subject-activity and subject-subject (dialogical) approaches in the educational process of the university is determined. The authors conclude that subject-activity and subject-subject (dialogue) methodological approaches to preparing students for social enterprise are focused on the need for relationships to them as active actors training activities.

The study was carried out with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research in the framework of the scientific project number 19-01000017 A.

Key words: social entrepreneurship, subject of social entrepreneurship, personal qualities of social entrepreneur, educational activity, internal and external educational motives, methodological approach, subject-activity approach, subject-subject (dialogical) approaches.

Н.П. Клушина, д-р пед. наук, проф., Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, E-mail: klnp13@mail.ru

В.В. Рощупкина, д-р экон. наук, проф., Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, E-mail: klnp13@mail.ru

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ К СОЦИАЛЬНОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта номер 19-010-00017 А.

В статье анализируется категория социальное предпринимательство. Делается акцент на субъекте предпринимательства. Описывается система личностных качеств, необходимых социальному предпринимателю. Предлагается анализ отечественных исследований по проблемам учебной деятельности. Обосновываются методологические подходы к подготовке студентов к социальному предпринимательству. Определяется значимость субъектно-деятель-ностного и субъект-субъектного (диалогический) подходов в образовательном процессе вуза. Авторы делают вывод о том, что субъектно-деятельностный и субъект-субъектный (диалогический) методологические подходы к подготовке студентов к социальному предпринимательству ориентированы на необходимость отношения к ним как к активным субъектам учебной деятельности.

Ключевые слова: социальное предпринимательство, субъект социального предпринимательства, личностные качества социального предпринимателя, учебная деятельность, внутренние и внешние учебные мотивы, методологический подход, субъектно-деятельностный подход, субъект-субъектный (диалогический) подходы.

Под социальным предпринимательством понимают процесс решения социальных, культурных и экологических проблем с помощью использования различных средств предпринимательской деятельности. Если в традиционном понимании успешность предпринимательской деятельности оценивается в таких параметрах, как прибыль, выручка (объём продаж) или стоимость акций, то в качестве базового критерия определения значимости социального предпринимательства выступает «социальная отдача». При этом прибыль имеет определенную ценность, но не как самоцель, а как средство дальнейшего продвижения и достижения социальных, культурных и экологических целей [1 - 10].

Субъектом и проводником социального предпринимательства является социальный предприниматель. При этом психологическими детерминантами успешности деятельности по социальному предпринимательству выступают личностные качества, формируемые в процессе профессиональной подготовки соответствующих специалистов.

Исследователи выделяют следующие личностные качества, необходимые социальному предпринимателю для успешного выполнения соответствующей деятельности (см. табл. 1) [5; 8]:

В свою очередь подготовка студентов к социальному предпринимательству осуществляется в образовательном процессе вуза, основа которого представлена учебной деятельностью.

Теория учебной деятельности в отечественной науке разработана достаточно глубоко и обстоятельно. Первое, что необходимо отметить - это познавательный характер данной деятельности. Так, Л.Б. Ительсон, отмечал, что учебные действия регулируются сознательно поставленной учебной целью, обусловленной необходимостью усвоения конкретных знаний и соответствующих умений, приобретения ими (обучающимися) социально значимых форм поведения и приобщения их к различного рода (в том числе и к профессиональной) деятельности [3].

Таблица 1

Качество личности Характеристика качества личности

Инициативность Способность увидеть и использовать новые нестандартные деловые возможности, действовать с опережением, то есть до того, как возникнет событийная проблема.

Настойчивость Готовность к постоянным усилиям с целью преодоления трудностей в реализации поставленных деловых целей.

Способность разумно рисковать Готовность к решению проблемных ситуаций, связанных с умеренным деловым риском; способность прогнозировать, анализировать и контролировать риски в процессе достижения запланированного результата.

Стремление к эффективности и качеству Стремление к достижению личностной эффективности, совершенству в своей деятельности.

Трудовая увлеченность Готовность жертвовать своими интересами ради достижения поставленных целей; способность браться за порученное дело с необходимым энтузиазмом.

Целеустремленность Способность к долгосрочному видению траекторий своей деятельности, постановке соответствующих целей; способность оперативно ставить, корректировать и решать краткосрочные задачи.

Мотивация к получению информации Стремление получать, анализировать и использовать в своей деятельности обновленную деловую информацию.

Способность к планированию и профессиональной рефлексии Способность планировать свою деятельность, разбивать крупные задачи на подзадачи; способность анализировать эффективность выполнения работы, в случае необходимости принимая меры корректирующего характера.

Способность к убеждению и установлению деловых связей Умение убеждать людей, устанавливать необходимые деловые контакты ради достижения поставленных целей.

Вера в свои возможности Способность не падать духом в ситуации отсутствия успеха или возможных неудач; вера в себя и свои возможности при решении сложных деловых задач.

Эмпатия Способность сопереживать людям в сложных для них жизненных ситуациях, устойчивое стремление помогать им в решении жизненных проблем.

Способность реагировать на общественные проблемы Способность видеть, анализировать социальные проблемы, а также оперативно реагировать на них, с целью их решения.

Ответственность Высокая перспективная ответственность перед обществом, самим собой и своей деятельностью.

Система личностных качеств социального предпринимателя

А.Н. Леонтьев понимал обучение и воспитание как базовые условия развития личности. В качестве наиболее значимого структурного компонента учебной деятельности исследователь выделял ее мотивационно-целевую составляющую, детерминирующую активное отношение обучающихся к учебным предметам, что, по мнению А.Н. Леонтьева, отражает основной смысл любого учебного процесса [4].

В свою очередь Д.Б. Эльконин отмечал, что учебная деятельность управляется учебной мотивацией, которая определяет конкретные цели и задачи развития личности обучающихся [10]. Таким образом, как полагал исследователь, мотивационный компонент учебной деятельности является наиболее значимой ее структурной характеристикой.

К проблемам учебной деятельности обращалась И.А. Зимняя. Исследователь, при анализе структуры учебной деятельности, в качестве наиболее актуального компонента выделила ее мотивационный компонент. По мнению И.А. Зимней, учебная мотивация структурирована внутренними и внешними учебными мотивами. Как полагает исследователь, учебная деятельность в первую очередь должна регулироваться внутренней мотивацией, хотя при этом значимость внешних учебных мотивов, для академической успешности обучающихся априори является очевидной [2]. В.И. Чирков в своем исследовании также обращается к проблеме взаимосвязи внутренних и внешних учебных мотивов студентов в процессе их обучения в вузе. По, обоснованному мнению исследователя, абсолютизация внешней учебной мотивации неизбежно приводит к жесткой регламентации их (студентов) учебной деятельности, что вне всякого сомнения ограничивает личностные потенциалы будущих специалистов в своей творческой самореализции в ходе профессионального становления. Полноценный процесс учения, как полагает В.И. Чирков, может осуществляться только при наличии внутренней учебной мотивации, которая не может возникнуть без учебной самостоятельности, инициативы и т.д. самих студентов [9].

В свою очередь создание условий для возникновения внутренней учебной мотивации студентов в обучении требует разработки соответствующей методологической основы процесса их подготовки к социальному предпринимательству. Под понятием методологии отечественные авторы понимают целостную систему базовых подходов, которые структурируют фундаментальную основу любой науки. При этом функциональное значение методологического подхода состоит в: 1) определении моделей авторских исследовательских трактовок педагогических феноменов и событийных фактов; 2) выполнении функции научно обоснованного аксиоматического канона их (феноменов и событийных фактов) системного изучения и интерпретации. Важно понимать, что только один (единственный) подход не может представлять всю методологическую палитру исследования в педагогической науке. Поэтому любое педагогическое исследование априори пользуется их некоторой множественностью [1, с. 24]. Исходя из этого, рассмотрим методологические подходы к организации процесса подготовки студентов вуза к социальному предпринимательству.

Субъектно-деятельностный подход. Связь понятий социального предпринимательства и субъектности личности отмечают многие исследователи. Так Н.И. Сидоров пишет: «способность личности к социальному предпринимательству и ее субъектность являются сложными структурными интегративными характеристиками, которые проявляются в активно избирательном, инициативно ответственном отношении человека к самому себе, к своей социально-предпринимательской деятельности, к партнерам по такой деятельности, к социокультурному миру и к жизни в целом. Социальное предпринимательство и субъектность не просто обусловливают позитивное развитие личности, но и характеризуются наличием потенциала к собственному развитию и формированию» [8, с. 44].

Рассмотрение личности в качестве субъекта деятельности в отечественной психологии впервые осуществил С.Л. Рубинштейн. Исследователь трактовал жизнь в виде особого процесса, который управляется и регулируется человеческими действиями, поведением и отношениями. Исходя из этого, особенности жизненного процесса человека проявляются в его самореализации в ка-

Библиографический список

честве субъекта. Руководствуясь принципом единства сознания и деятельности, С.Л. Рубинштейн характеризовал деятельность как базовую детерминанту развития человеческого сознания, психологических качеств и свойств личности, которые являясь регуляторами человеческой деятельности, выступают как единственное условие ее выполнения. Психологическое сознание, по мнению С.Л. Рубинштейна, является внутренним, субъективным условием реализации деятельности, инициируя которую человек становится ее (деятельности) самостоятельным субъектом [7].

В целом, достижения современной науки позволяют констатировать следующее: развитие личности студента в образовательном процессе вуза в качестве субъекта учебной деятельности представляет собой процесс формирования его готовности к саморазвитию и самореализации под влиянием возникающих или поставленных учебных задач разного уровня сложности, в том числе выходящих за границы ранее решенных. Возникновение и развитие субъектной позиции и соответствующей субъектности студентов в образовательном процессе вуза возможно только при должной организации педагогического взаимодействия в системе отношений «преподаватель-студент». В связи с этим обратимся к рассмотрению методологического значения субъект-субъектного подхода к подготовке будущих специалистов к социальному предпринимательству. Субъект-субъектный (диалогический) подход. Данный подход определяет нормативно-методологическую основу педагогического общения в образовательном процессе вуза в контексте реализации принципа диалога.

Диалог как методологический подход к организации и осуществлению коммуникативного процесса в вузе правомерно рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле диалог понимается в качестве базового этического принципа открытости миру, ориентация на который позволяет определить общий нравственный вектор организации педагогического взаимодействия между преподавателем и студентами. В узком смысле диалогический подход определяет конкретные технологические механизмы практического осуществления коммуникативного процесса между субъектами образовательного процесса. В таком понимании диалог аксиоматично предполагает обязательность наличия обратной связи в педагогическом взаимодействии и общении [6].

Так Е.И. Шиянов, руководствуясь результатами ряда научных исследований, констатировал, что отсутствие обратной связи в педагогическом общении всегда отрицательно влияет на состояние внутренней мотивации студентов даже в ситуациях их учебной успешности. И, наоборот, наличие обратной связи в обозначенном общении способствовало позитивному развитию внутренней мотивации студентов, в том числе и в ситуациях учебных неудач [9].

Субъект-субъектный (диалогический) подход к подготовке студентов к социальному предпринимательству реализуется в следующих технологических принципах:

- принципе равенства коммуникативных позиций субъектов педагогического взаимодействия и общения;

- принципе доверительного отношения к партнеру по педагогическому взаимодействию и общению;

- принципе позитивной эмоциональной окрашенности процесса педагогического взаимодействия и общения;

- принципе необходимости для субъектов педагогического взаимодействия и общения активно использовать весь спектр вербальных и невербальных коммуникативных средств [6].

Таким образом, всё сказанное позволяет сформулировать следующий вывод: субъектно-деятельностный и субъект-субъектный (диалогический) методологические подходы к подготовке студентов к социальному предпринимательству ориентированы на необходимость отношения к ним как к активным субъектам учебной деятельности. При этом субъектная позиция студентов обусловливает возможность формирования у них устойчивой внутренней учебной мотивации как необходимого условия повышения общей эффективности профессиональной подготовки будущих специалистов.

1. Бобрышов С.В. Историко-педагогическое исследование развития педагогического знания: методология и теория: монография. Ставрополь, 2006.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Москва, 2010.

3. Ительсон Л.Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения. Владимир, 1972.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. Москва, 2010.

5. Московская А.А. Социальное предпринимательство в России и в мире. Москва, 2011.

6. Островская И.В. Психология. Москва, 2008.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург, 2017.

8. Сидоров Н.И. Социальное предпринимательство и предпринимательство в социальной сфере (Теория и практика). Москва, 2015.

9. Шиянов Е.Н. Педагогика: общая теория образования: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. Ставрополь, 2007.

10. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Под редакцией В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. Москва: «Педагогика», 1989.

References

1. Bobryshov S.V. Istoriko-pedagogicheskoe issledovanie razvitiya pedagogicheskogo znaniya: metodologiya i teoriya: monografiya. Stavropol', 2006.

2. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psihologiya. Moskva, 2010.

3. Itel'son L.B. Lekciipo sovremennymproblemampsihologiiobucheniya. Vladimir, 1972.

4. Leont'ev A.N. Deyatel'nost', soznanie, lichnost'. Moskva, 2010.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Moskovskaya A.A. Social'noe predprinimatel'stvo v Rossii i v mire. Moskva, 2011.

6. Ostrovskaya I.V. Psihologiya. Moskva, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.