Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗА'

СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
102
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальное предпринимательство / предпринимательство / социальный предприниматель / социальная миссия / инновации / интерактивные методы обучения / инновационное мышление / social entrepreneurship / entrepreneurship / social entrepreneur / social mission / innovation / interactive teaching methods / innovative thinking

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Н.П. Клушина, В.В. Рощупкина

В статье обосновываются причины становления социального предпринимательства в настоящее время. Анализируются различные подходы к определению социального предпринимательства как научного феномена и профессиональной деятельности. В статье проводится сравнительный анализ предпринимательства и социального предпринимательства. Делается акцент на инновационном характере социального предпринимательства, рассматриваются личностные и профессиональные характеристики социального предпринимателя как креативного специалиста. Приводятся примеры внедрения социального предпринимательства как учебной дисциплины и описываются результаты экспериментальной работы с магистрантами, акцентируется внимание на формировании у них инновационного мышления. В контексте проводимого исследования была актуализирована подготовка студентов к социальному предпринимательству. Нами были проведены различные занятия с магистрантами по социальному предпринимательству. Акцент был сделан на его сущности. Были рассмотрены признаки и критерии определения социального предпринимательства, подходы к его анализу и типологии организаций социально-предпринимательского спектра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ENTREPRENEURSHIP AS A FACTOR OF FORMING INNOVATIVE THINKING OF STUDENTS

The article substantiates reasons for the formation of social entrepreneurship at modern time. Various approaches to the definition of social entrepreneurship as a scientific phenomenon and professional activity are analyzed. The article provides a comparative analysis of entrepreneurship and social entrepreneurship. Emphasis is placed on the innovative nature of social entrepreneurship. The personal and professional characteristics of a social entrepreneur as a creative specialist are considered. Examples of the introduction of social entrepreneurship as a discipline are given and the results of experimental work with undergraduates are described, attention is focused on the formation of innovative thinking. In the context of the study, students’ preparation for social entrepreneurship has been updated. The researchers have held various classes with undergraduates of social work on social entrepreneurship. The emphasis is done on the basics of social entrepreneurship, signs and criteria for determining social entrepreneurship, approaches to the analysis of social entrepreneurship and typology of social-entrepreneurial spectrum organizations.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗА»

4. Raven Dzh. Kompetentnost' v sovremennom obschestve: vyyavlenie, razvitie i realizaciya. Moskva: Kogito-Centr, 2002.

5. Rashidova A.I. Social'noe partnerstvo v professionalem obrazovanii / A.I. Rashidova. Universum: VestnikGercenovskogo universiteta. 2012; № 2: 31 - 33.

6. Gorbunova N.V., Vezetiu E.V. Mediaobrazovatel'nye tehnologii v sisteme formirovaniya informacionnoj kompetentnosti buduschih pedagogov. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2017; № 5 (66): 66 - 69.

7. Abdurahmanova P.D., Agaragimova V.K., Ajtmagambetova R.H. i dr. Aktual'nyeproblemy gumanitarnyh nauk: istoriya isovremennost': kollektivnaya monografiya. Moskva, 2020.

8. Gluzman A.V., Red'kina L.I., Gluzman N.A., Gorbunova N.V. Pedagogicheskoe obrazovanie v respublike Krym: opyt sistemnogo proektirovaniya. Gumanitarnye nauki. Yalta, 2014; № 2 (28): 21 - 26.

9. Agaragimova V.K., Alieva G.M., Aripov M.A. i dr. Pedagogika: vchera, segodnya, zavtra: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2016.

Статья поступила в редакцию 28.08.20

УДК 378

Klushina N.P., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Social Technologies, North Caucasian Federal University (Stavropol, Russia),

E-mail: klnp13@mail.ru

Roshchupkina V.V., Doctor of Sciences (Economics), Professor, North Caucasian Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: klnp13@mail.ru

SOCIAL ENTREPRENEURSHIP AS A FACTOR OF FORMING INNOVATIVE THINKING OF STUDENTS. The article substantiates reasons for the formation of social entrepreneurship at modern time. Various approaches to the definition of social entrepreneurship as a scientific phenomenon and professional activity are analyzed. The article provides a comparative analysis of entrepreneurship and social entrepreneurship. Emphasis is placed on the innovative nature of social entrepreneurship. The personal and professional characteristics of a social entrepreneur as a creative specialist are considered. Examples of the introduction of social entrepreneurship as a discipline are given and the results of experimental work with undergraduates are described, attention is focused on the formation of innovative thinking. In the context of the study, students' preparation for social entrepreneurship has been updated. The researchers have held various classes with undergraduates of social work on social entrepreneurship. The emphasis is done on the basics of social entrepreneurship, signs and criteria for determining social entrepreneur-ship, approaches to the analysis of social entrepreneurship and typology of social-entrepreneurial spectrum organizations.

Key words: social entrepreneurship, entrepreneurship, social entrepreneur, social mission, innovation, interactive teaching methods, innovative thinking,

Н.П. Клушина, д-р пед. наук, проф., ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: klnp13@mail.ru

В.В. Рощупкина, д-р экон. наук, проф., ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: klnp13@mail.ru

СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО

МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗА

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта номер 19-010-00017А.

В статье обосновываются причины становления социального предпринимательства в настоящее время. Анализируются различные подходы к определению социального предпринимательства как научного феномена и профессиональной деятельности. В статье проводится сравнительный анализ предпринимательства и социального предпринимательства. Делается акцент на инновационном характере социального предпринимательства, рассматриваются личностные и профессиональные характеристики социального предпринимателя как креативного специалиста. Приводятся примеры внедрения социального предпринимательства как учебной дисциплины и описываются результаты экспериментальной работы с магистрантами, акцентируется внимание на формировании у них инновационного мышления. В контексте проводимого исследования была актуализирована подготовка студентов к социальному предпринимательству. Нами были проведены различные занятия с магистрантами по социальному предпринимательству. Акцент был сделан на его сущности. Были рассмотрены признаки и критерии определения социального предпринимательства, подходы к его анализу и типологии организаций социально-предпринимательского спектра.

Ключевые слова: социальное предпринимательство, предпринимательство, социальный предприниматель, социальная миссия, инновации, интерактивные методы обучения, инновационное мышление.

В современных условиях становления социального предпринимательства значительно возрастает интерес у студентов вуза к данному виду деятельности. Рынок труда, работодатели предъявляют все возрастающие требования к выпускникам вуза, так как они являются их потенциальными сотрудниками. Следует отметить, что социальное предпринимательство в настоящее время является привлекательной сферой деятельности как в нашей стране, так и за рубежом. Рассмотрим диалектику взаимосвязи между социальным предпринимательством как инновационным феноменом и развитием инновационного мышления у студентов вуза в процессе подготовки к данному виду деятельности [1 - 15].

Диффузия социального предпринимательства происходит параллельно в разных областях:

• в политике это стимулировало активное законодательство для сообщества и социального предпринимательства и дебаты о будущем системы социального обеспечения;

• в бизнесе это продиктовало необходимость думать и действовать вокруг новых бизнес-моделей для групп населения с низкими доходами [14];

• в области финансов стимулировало обсуждение социальных фондовых рынков, социально ответственного инвестирования и создания нового класса активов;

• в филантропии это вызвало резкий сдвиг в сторону стратегической ориентации и ориентации на воздействие, вдохновленное осознанием существования успешных социальных предпринимателей [11].

По мнению исследователей, социальное предпринимательство имеет особенности, связанные с всеобъемлющей социальной миссией и предпринимательским творчеством.

Социальное предпринимательство приобрело и продолжает приобретать актуальность, в связи со следующими факторами:

• растущие кризисы в области окружающей среды и здоровья;

• рост экономического неравенства;

• неэффективность правительства в предоставлении государственных

услуг;

• постоянная поддержка со стороны фондов, которые были созданы с четким мандатом для развития социального предпринимательства (таких как Ашока, Фонд Шваба, Фонд Сколла или Эхоинг Грин);

• одобрение со стороны мировой элиты, лидеров влиятельных сообществ - политических, деловых, благотворительных и знаменитых [10].

Многие исследователи отмечают различие между предпринимательством и социальным предпринимательством, отмечая, что социальное предпринимательство нацелено на решение социальных проблем. При этом постулируя, что предприниматели нацелены на получение прибыли, в то время как социальные предприниматели в качестве главной миссии видят социальные изменения. Это не означает, что социальные предприниматели избегают выгодных ценностных предложений. Предприятия, созданные социальными предпринимателями, безусловно, могут приносить доход, и они могут быть организованы как некоммерческие [12].

До сих пор нет однозначного толкования феномена социального предпринимательства, так как еще не разведены категории предпринимательства и социального предпринимательства.

Некоторые исследователи считают, что социальное предпринимательство использует предпринимательство для решения социальных проблем различных категорий населения, испытывающих трудности, и не заботится о получении прибыли [10]. Другие ученые описывают социальное предпринимательство как создание социальной ценности посредством инновационных предпринимательских бизнес-моделей [14].

Совершенно очевидно, что каждое определение включает создание стоимости в области социально-экономических проблем. В данной логике социальное предпринимательство часто рассматривается как альтруистический способ ведения бизнеса, например, путем запуска новых инициатив, мобилизации добровольцев или получения новых знаний. По мнению ученых, социальные предприниматели являются основной движущей силой инноваций в странах с развитой экономикой, и обязанностью предпринимателей является преобразование этих инноваций через свои инициативы и бизнес в экономическое развитие [5].

Социальный предприниматель берет на себя роль лидера, провидца, который мотивирует других вносить вклад в постановку целей, чтобы сделать мир немного лучше. Это также можно признать во всех примерах социальных предпринимателей, которые будут рассмотрены в этой статье.

В отечественной науке социальное предпринимательство рассматривается также неоднозначно. Одни ученые трактуют данный феномен как новый метод управления общественными процессами, который позволяет создать рынок социальных услуг [2]. Другие рассматривают социальное предпринимательство как экономическую деятельность, которая нацелена на решение сугубо социальных проблем [1].

Третьи считают, что социальное предпринимательство - это система отношений, как экономических, так и общественных, институциональных, возникающих по поводу решения социальных проблем посредством предпринимательской деятельности [3; 4].

В логике исследования следует отметить, что трактовка социального предпринимательства детерминирует требования к социальному предпринимателю.

Многие исследователи отмечают особенности социальных предпринимателей, рассматривая их как новое поколение более социально мотивированных руководителей предприятий, более приверженных конструктивному подходу к социальным проблемам путем изменения правил, в соответствии с которыми они работают сами [10; 11].

Другие отмечают, что социальные предприниматели - это люди, которые со своим предпринимательским духом и индивидуальностью будут действовать как агенты и лидеры перемен для решения социальных проблем путем признания новых возможностей и поиска инновационных решений, и больше озабочены созданием социальной ценности, чем финансовой [9].

Третьи убеждены, что социальный предприниматель мыслит инновационно и решает проблемы совершенно новым способом. Вместо того чтобы ждать, пока кто-нибудь решит проблему, социальный предприниматель руководствуется прямыми действиями, создавая новый продукт или услугу, а также прилагает усилия для их продвижения [12].

Четвертые утверждают, что социальный предприниматель использует свой талант для решения социальных проблем в масштабах всего общества [8].

Другими словами, социальные предприниматели не предприимчивы ради собственной финансовой выгоды, а наиболее предприимчивы ради других [6]. Некоторые исследователи рассматривает социальных предпринимателей как агентов социальных изменений, которые создают социальную ценность, постоянно ищут возможности, фокусируются на инновациях и адаптации, не ограничены ограниченными ресурсами и обладают большим чувством ответственности [7]. Анализ исследований показывает, что социальные предприниматели являются обладателями инновационного мышления:

• уникально опытный лидер и новатор;

• бизнес-герой с выдающимися личными качествами;

• лицо, специализирующееся на принятии суждений о координации ограниченных ресурсов;

• человек с фантазией и дальновидностью;

• лицо с особым творчеством;

• человек, владеющий уникальными лидерскими качествами;

• является агентом перемен и лидером с видением перемен;

• обладает предпринимательским духом и индивидуальностью (страстный, преданный, убедительный);

• видит и распознает новые возможности;

• демонстрирует новаторство и инициативность;

• может обеспечить сочетание деловых и социальных принципов;

Библиографический список

• может захотеть внедрить новые идеи в конкретные трансформационные решения;

• может быть мотивирован долгосрочным интересом, работать во всех секторах [9; 13].

Чжао Н., Зайберт С. на основе модели большой пятерки пришли к выводу, что предприниматели действительно отличаются от других людей по трем характеристикам. Предприниматели получают значительно более высокую оценку по признаку открытости. Они более подвержены новому опыту, более любопытны, инновационны, готовы к изменениям, чувствительны, революционны и любознательны. Они также получают более высокие оценки за упорядоченность, которая сопровождается такими характеристиками, как самодисциплина, самоотдача, надежность, аккуратность, соблюдение соглашений и целенаправленность. В-третьих, предприниматели значительно ниже оценивают невротизм или эмоциональную нестабильность, то есть предприниматели лучше справляются со стрессом и страхами. Эмоционально стабильные люди уверены в себе, расслаблены, уравновешены, могут справиться со страхом, наделены здравым смыслом [15].

Таким образом, теоретический анализ показал, что социальное предпринимательство основано на инновационной деятельности. В контексте проводимого исследования была актуализирована подготовка студентов к социальному предпринимательству. Нами были проведены различные занятия с магистрантами социальной работы по социальному предпринимательству. Акцент был сделан на сущности социального предпринимательства. При этом были рассмотрены признаки и критерии определения социального предпринимательства, подходы к анализу социального предпринимательства и типологии организации социально-предпринимательского спектра. Студенты анализировали особенности функционирования организаций социального предпринимательства, взаимодействие государства и бизнеса, институты социального предпринимательства. В поле зрения студентов был опыт социального предпринимательства в США, инфраструктура поддержки американского социального предпринимательства, развитие социального предпринимательства в европейских странах. Особое внимание было уделено становлению социального предпринимательства в России на современном этапе, правовым аспектам развития и реализации социального предпринимательства, организационно-правовым формам социальных предприятий и их особенностям. В качестве отдельных тем изучался региональный опыт социального предпринимательства, инфраструктура его поддержки, маркетинговый план, бизнес-планирование в сфере социального предпринимательства.

В процессе эксперимента использовались методы обучения, основанные на современных концепциях эмпирического обучения: интерактивные лекции; презентации; примеры хорошей практики; проблемные случаи; видеоклипы и анализ; онлайн-обсуждение. Студенты работали над конкретными проектами, касающимися реальной компании (бизнеса), социальной или экологической проблемы. Они анализировали отдельные виды лидерства, искали источники власти, обсуждали проблемы трансформационного лидерства. Студенты разрабатывали модель профессионально-личностных качеств эффективных лидеров, обосновывали роль лидеров в обучающихся организациях, писали эссе на темы «У меня есть новые идеи, которые можно превратить в социальное предпринимательство», «Мне нравится работать в команде с разными людьми, чтобы решать задачи, развивать идеи и превращать их в ценности». Студенты принимали участие в различных грантах и становились победителями. У них сформировалось инновационное мышление, они научились объяснить преимущества и проблемы социального предпринимательства; планировать участие государства, бизнеса и общественных организаций в решении проблем в сфере социального предпринимательства; готовить SWOT-анализ, объяснить управление по целям, понимать важность планирования на случай непредвиденных обстоятельств и кризисного состояния, осуществлять бенчмаркетинг социальных инициатив; разрабатывать проекты создания регионального института менторов; инициировать проведение образовательных семинаров, региональных конкурсов на лучший социальный проект; разрабатывать практические кейсы для социально ориентированного бизнеса и т.д. Отсроченное наблюдение показало, что данные студенты становились лидерами инновационных проектов.

1. Арай Ю.Н. Социальное предпринимательство в начале XXI века: основные понятия и страновые особенности. Российский журнал менеджмента. 2013; Т. 11, № 1: 111 - 130.

2. Кадол Н.Ф Социальная ответственность социального предпринимательства. Вестник экономической интеграции. 2009; № 3: 56 - 62.

3. Кисова А.Е. Социальное предпринимательство как одна из форм социальных инноваций. The Scientific Heritage. 2020; № 44-3 (44): 24 - 27.

4. Bennett R. Business lecturers' perceptions of the nature of entrepreneurship. International. Journal of Entrepreneurial Behavior & Research. 2006; № 12 (3): 165 - 188.

5. Carlsson B. New Knowledge: the Drivingforce of Innovation, Entrepreneurship and Economic Development. In: Audretsch, D.B., Falck, O., Heblich, S. and Lederer, A., Eds., Handbook of Research on Innovation and Entrepreneurship. Edward Elgar, Northampton, 2011.

6. Davis S. Social Entrepreneurship: Towards an Entrepreneurial Culture for Social and Economic Development. Ashoka, Amsterdam, 2002.

7. Drayton W. The Citizen Sector: Becoming as Competitive and Entrepreneurial as Business. California Management Review, 2002; № 44: 120 - 133.

8. Dees J. The Meaning of Social Entrepreneurship. Kauffman Center for Entrepreneurial Leadership, Stanford University, Stanford, CA, 2001.

9. Fowler A. NGDO's as a Moment in History: Beyond Aid to Social Entrepreneurship or Civic Innovation? Third World Quarterly. 2000; № 21: 637 - 654.

10. Hibbert S., Hogg G., Quinn T. Consumer Response to Social Entrepreneurship: The Case of the Big Issue in Scotland. International Journal of Nonprofit and Voluntary Sector Marketing. 2001; № 7: 288 - 301.

11. Letts Christine and William Ryan, Filling the Performance Gap: HighDEngagement Philanthropy, What Grantees Say About Power, Performance, Money. Stanford Social Innovation Review, Spring. 2003: 26 - 30.

12. Martin R. and Osberg, S. Social Entrepreneurship: The Case for Definition. Stanford Social Innovation Review, Spring. 2007: 1 - 39.

13. McCrae R.R., Costa P.T. Validation of the Five-Factor Model of Personality across Instruments and Observers. Journal of Personality and Social Psychology. 1987; № 52: 81 - 90.

14. Seelos C., Mair, J. (2007). Profitable Business Models and Market Creation in the Context of Deep Poverty: A Strategic View. The academy of management perspectives, 21(4), 49 - 63.

15. Zhao H., Seibert S. The Big Five Personality Dimensions and Entrepreneurial Status: A Meta-Analytical Review. Journal of Applied Psychology. 2006; № 91: 259 - 271. References

1. Araj Yu.N. Social'noe predprinimatel'stvo v nachale XXI veka: osnovnye ponyatiya i stranovye osobennosti. Rossijskij zhurnal menedzhmenta. 2013; T. 11, № 1: 111 - 130.

2. Kadol N.F Social'naya otvetstvennosf social'nogo predprinimatel'stva. Vestnik 'ekonomicheskojintegracii. 2009; № 3: 56 - 62.

3. Kisova A.E. Social'noe predprinimatel'stvo kak odna iz form social'nyh innovacij. The Scientific Heritage. 2020; № 44-3 (44): 24 - 27.

4. Bennett R. Business lecturers' perceptions of the nature of entrepreneurship. International. Journal of Entrepreneurial Behavior & Research. 2006; № 12 (3): 165 - 188.

5. Carlsson B. New Knowledge: the Drivingforce of Innovation, Entrepreneurship and Economic Development. In: Audretsch, D.B., Falck, O., Heblich, S. and Lederer, A., Eds., Handbook of Research on Innovation and Entrepreneurship. Edward Elgar, Northampton, 2011.

6. Davis S. Social Entrepreneurship: Towards an Entrepreneurial Culture for Social and Economic Development. Ashoka, Amsterdam, 2002.

7. Drayton W. The Citizen Sector: Becoming as Competitive and Entrepreneurial as Business. California Management Review, 2002; № 44: 120 - 133.

8. Dees J. The Meaning of Social Entrepreneurship. Kauffman Center for Entrepreneurial Leadership, Stanford University, Stanford, CA, 2001.

9. Fowler A. NGDO's as a Moment in History: Beyond Aid to Social Entrepreneurship or Civic Innovation? Third World Quarterly. 2000; № 21: 637 - 654.

10. Hibbert S., Hogg G., Quinn T. Consumer Response to Social Entrepreneurship: The Case of the Big Issue in Scotland. International Journal of Nonprofit and Voluntary Sector Marketing. 2001; № 7: 288 - 301.

11. Letts Christine and William Ryan, Filling the Performance Gap: HighDEngagement Philanthropy, What Grantees Say About Power, Performance, Money. Stanford Social Innovation Review, Spring. 2003: 26 - 30.

12. Martin R. and Osberg, S. Social Entrepreneurship: The Case for Definition. Stanford Social Innovation Review, Spring. 2007: 1 - 39.

13. McCrae R.R., Costa P.T. Validation of the Five-Factor Model of Personality across Instruments and Observers. Journal of Personality and Social Psychology. 1987; № 52: 81 - 90.

14. Seelos C., Mair, J. (2007). Profitable Business Models and Market Creation in the Context of Deep Poverty: A Strategic View. The academy of management perspectives, 21(4), 49 - 63.

15. Zhao H., Seibert S. The Big Five Personality Dimensions and Entrepreneurial Status: A Meta-Analytical Review. Journal of Applied Psychology. 2006; № 91: 259 - 271.

Статья поступила в редакцию 01.08.20

УДК 378

Kurbanova Z.G., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, senior research fellow, Native Literature Sector of Dagestan Institute of Education

n.a. A.A. Taho-Godi (Makhachkala, Russia), E-mail: zaira2466@yandex.ru

ON THE QUESTION OF STUDYING FAIRY TALES IN HIGH SCHOOL AND PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS AT THE LITERATURE LESSONS OF THE PEOPLES OF DAGESTAN. The article examines the methods of studying works of Dagestan folklore in high school, provides educational material about types of fairy tales, about the origins and prerequisites for the emergence of this genre of oral folk art. Recommendations are given on how, in the course of analyzing the text of a fairy tale, to correlate the plot with the historical basis and stages of development of human society, to show that with the common plot of all fairy tales, national characteristics are manifested in the specific content, in purely mountain details, in the artistic form, the aesthetic content of the text itself. The author concludes that the fairy-tale family is a schematic generalized image of a society in which social inequality is already firmly entrenched, and the fairy-tale conflict is originally reflection of clashes and conflicts that arose during the decomposition of the ancestral system.

Key words: magical, boring, chain tales, fairy tales, myths, minorat, primorata, literary process, development of artistic thought.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

З.Г. Курбанова, канд. филол. наук, доц., ст. науч. сотр. сектора родных литератур, Дагестанский НИИ педагогики имени А.А. Тахо-Годи,

г. Махачкала, E-mail zaira2466@yandex.ru

К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ СКАЗОК В СТАРШИХ КЛАССАХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА

В статье раскрываются проблемы этнорегионального компонента, связанные с введением ФГОС и глобализаций современного образовательного пространства, рассматриваются методические приемы изучения произведений дагестанского фольклора в старших классах, дается познавательный материал о видах и типах сказок, истоках и предпосылках возникновения малого жанра устного народного творчества. Представлены рекомендации, как в ходе анализа текста сказки соотнести сюжет с исторической основой и этапами развития человеческого общества, делается попытка показать, что при общности сюжета всех сказок, национальные особенности проявляются в конкретном содержании, в чисто горских деталях, в художественной форме, эстетическом содержании самого текста.

Ключевые слова: волшебные, докучные, цепочные сказки, сказки-небылицы, мифы, минорат, майорат, литературный процесс, развитие художественной мысли.

Специфика литературы как учебного предмета проявляется в том, что чем глубже знания по литературе, тем сильнее ее воздействие на духовный мир человека. Если ученик не понимает образной сущности произведения, логики развития художественной мысли, то он плохо поймет его идею. Таким образом, от уровня читательской культуры учеников во многом зависит степень идейно-нравственного воздействия на него искусства слова. Лишь постоянно развивая ученика как читателя, можно добиться определенных результатов в деле духовного и нравственного воспитания. В связи с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов в школьное и вузовское образование многие учебные дисциплины национально-регионального компонента оказались вытесненными из учебного плана. Все, что по крупицам собиралось, исследовалось, апробировалось и почти пятьдесят лет преподавалось в школах нашей республики, вдруг оказалось под угрозой забвения. Речь в данном случае идет о такой учебной дисциплине, как «Литература народов Дагестана». Это наша национальная литература, переведенная лучшими специалистами страны на русский язык, за многие десятилетия ставшим родным каждому дагестанцу. Благодаря этим литературным переводам представители всех национальностей Дагестана получили возможность познакомиться и изучить творчество мастеров пера многоязычной республики, понять особенности и своеобразие литературного процесса в Да-

гестане. Литература народов Дагестана (на русском языке) консолидировала и объединила все народности нашей многоязычной республики, дала возможность почувствовать уникальность и вместе с тем общность наших культурных традиций и ценностей. Исключение такого школьного предмета, как «Литература народов Дагестана» из образовательного процесса нанесет колоссальный и непоправимый вред учебной деятельности школ республики, так как учащиеся-дагестанцы не будут знать ни своих литературных героев, ни знаменитых поэтов, писателей, ни тех, кто заложил фундамент просвещения и образования народов «страны гор» [1 - 5].

Практика показывает, что жизнь подлинных эстетических ценностей не должна и не может герметизироваться во временных и узконациональных рамках. Вспомним, что в дореволюционном Дагестане Батырая знали только даргинцы, Ирчи Казака - только кумыки, Эмина и Стальского - только лезгины, Махмуда и Цадасу - только аварцы. В советское время все они стали интернациональным достоянием художественной культуры сначала всего Дагестана, а затем и всей страны. Главная заслуга в этом принадлежит переводу классического наследия на русский язык, а через него на другие языки. Произошло небывалое расширение поля функционирования, восприятия и воздействия многозвучной и многокрасочной поэзии народов этого региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.