Научная статья на тему 'Исследование успешности и человеческого капитала в сфере социального предпринимательства'

Исследование успешности и человеческого капитала в сфере социального предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
619
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / УСПЕШНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ФАКТОРЫ УСПЕШНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / МЕТОД КЕЙСОВ / SOCIAL ENTREPRENEURSHIP / SOCIAL ENTREPRENEUR / SUCCESS OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP / SUCCESS FACTORS IN ENTERPRISE / HUMAN CAPITAL / CASE STUDY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жохова Валентина Владимировна, Соколова Дарья Андреевна

Рассмотрены факторы успешности предприятий социального предпринимательства. Проведен анализ научных публикаций в области менеджмента и предпринимательства. Показаны результаты теоретической дискуссии при изучении понятия социального предпринимательства и успешности предприятия, рассмотрена взаимосвязь успешности предприятия и человеческого капитала. Представлены пред-варительные результаты исследования предприятий социального предпринимательства Приморского края, проведенные методом кейсов. Определены направления будущих исследований в области успешности предприятий социального предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social entrepreneurship''s success and human capital research

The matter of the article is the enterprises' success making their activity in the social entrepreneurship frames. The problem of the entities' success is actively discussed in the Russian and international scientific and business communities. In the market economy conditions, a huge number of the enterprises appear daily, but a considerable part of them doesn't sustain to the competition or becomes inefficient. So, what is the reason of success of one enterprises and a failure of others? The purpose of our research was to investigate how human capital influences on social entrepreneurship's success? A research method is a case-method. The reason for the choice of this method as a preferable research strategy was the need to analyze modern phenomenon in the real context of its existence. The case-method includes the interview with social businessmen, observation of their business activity and the analysis of those enterprises' economic data. The research objects are the enterprises of social entrepreneurship of Primorsky Krai. The period of the research was May-November, 2016. For collecting data, the materials of various scientific papers in the field of management ment and business are used. The theoretical discussion's results of the social entrepreneurship and the enterprise's successful concept studying are estimated, the interrelation of an enterprise's success and the theory of the Human Capital is considered in the paper. The distinctive features of the enterprises of social entrepreneurship are noted; economic crisis influence on social entrepreneurship' success in the region is investigated; the human capital including the stock of knowledge, health, skills and a social businessman's experience influencing on the enterprise's success is analyzed. The preliminary results of the social entrepreneurship's entities research are presented in the manuscript. The success factors of the enterprises are revealed: social, economic, personal, marketing, and psychology-pedagogical. The Human Capital promotes success of social entrepreneurship in the region. Existence of the general human capital (professional knowledge, skills and experience), features of the social businessman, such as desire to be useful to society when forming enterprise's social value, dedication and responsibility, charity in business are the main criteria of social entrepreneurship's success in Primorsky Krai. As the possible perspective directions of further scientific research is a longitude research which will allow to consider social entrepreneurship developing in dynamics and analyze the factors of its success.

Текст научной работы на тему «Исследование успешности и человеческого капитала в сфере социального предпринимательства»

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Исследование успешности и человеческого капитала в сфере социального предпринимательства

Валентина Жохова*, Дарья Соколова

Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия

Информация о статье

Поступила в редакцию: 30.10.20 17 Принята к опубликованию: 09.01.20 18

УДК 334.024 JEL М21

Ключевые слова:

социальное предпринима-тельств о, социальный предприниматель, успешность социального предпринимательства, факторы успешности предприятия, человеческий капитал, метод кейсов.

Keywords:

social entrepreneurship, social entrepreneur, success of social entrepreneurship, success factors in enterprise, human capital, case study.

Аннотация

Рассмотрены факторы успешности предприятий социального предпринимательства. Проведен анализ научных публикаций в области менеджмента и предпринимательства. Показаны результаты теоретической дискуссии при изучении понятия социального предпринимательства и успешности предприятия, рассмотрена взаимосвязь успешности предприятия и человеческого капитала. Представлены предварительные результаты исследования предприятий социального предпринимательства Приморского края, проведенные методом кейсов. Определены направления будущих исследований в области успешности предприятий социального предпринимательства.

Social entrepreneurship's success and human capital research

Valentina Zhokhova, Darya Sokolova А bstract

The matter of the article is the enterprises' success making their activity in the social entrepreneurship frames. The problem of the entities' success is actively discussed in the Russian and international scientific and business communities. In the market economy conditions, a huge number of the enterprises appear daily, but a considerable part of them doesn't sustain to the com-pe tition or becomes inefficient. So, what is the reason of success of one enterprises and a failure of others?

The purpose of our research was to investigate how human capital influences on social entrepreneurship's success? A research method - is a case-method. The reason for the choice of this method as a preferable research strategy was the need to analyze modern phenomenon in the real context of its existence. The case-method includes the interview with social businessmen, observation of their business activity and the analysis of those enterprises' economic data. The research objects are the enterprises of social entrepreneurship of Primorsky Krai. The period of the research was May-November, 2016. For collecting data, the materials of various scientific papers in the field of manage-

* Автор для связи:. E-mail: valentina.zhokhova@gmaiL com. DOI: https://dx.doi.org/10.24866/2311-2271/2018-1/44-56

h4e4e

ment and business are used. The theoretical discussion's results of the social entrepreneurship and the enterprise's successful concept studying are estimated, the interrelation of an enterprise's success and the theory of the Human Capital is considered in the paper. The distinctive features of the enterprises of social entrepreneurship are noted; economic crisis influence on social entrepreneurship' success in the region is investigated; the human capital including the stock of knowledge, health, skills and a social businessman's experience influencing on the enterprise's success is analyzed.

The preliminary results of the social entrepreneurship's entities research are presented in the manuscript. The success factors of the enterprises are revealed: social, economic, personal, marketing, and psychology-pedagogical. The Human Capital promotes success of social entrepreneurship in the region. Existence of the general human capital (professional knowledge, skills and experience), features of the social businessman, such as desire to be useful to society when forming enterprise's social value, dedication and responsibility, charity in business are the main criteria of social entrepreneurship's success in Primorsky Krai. As the possible perspective directions of further scientific research is a longitude research which will allow to consider social entrepreneurship developing in dynamics and analyze the factors of its success.

Введение

Социальное предпринимательство, приоритетом которого является обеспечение социальной, а не экономической ценности, развивается в рамках институциональных, политических, экономических и социальных изменений, происходящих на глобальном и местном уровнях и способствует быстро растущему числу организаций [1-3]. До настоящего времени в толковании понятия «социальное предпринимательство» сохраняются неясности и противоречия [4-8], мало исследованы вопросы, определяющие факторы успешности предприятий, занимающихся социальным предпринимательством [9-13]. Проблема успешности предприятий активно обсуждается в научных кругах, бизнес-сообществах как в России, так и за рубежом. В условиях рыночной экономики ежедневно возникает множество предприятий, значительная часть которых не выдерживает конкуренции или оказываются неэффективными. В чем причина успеха одних организаций и провала других, почему одни компании становятся мировыми лидерами, а другие прекращают свое существование?

Для исследования успешности предприятий социального предпринимательства используется метод кейсов. Выбор данного метода как предпочтительной исследовательской стратегии был обусловлен необходимостью анализа современного феномена в реальном контексте его существования. Объектом исследования выступают предприятия Приморского края, осуществляющие предпринимательскую деятельность в рамках социального предпринимательства.

Обзор литературы

Концептуальные основы социального предпринимательства. Многочисленные исследования социального предпринимательства выявили отсутствие единого определения понятия «социальное предпринимательство». Концептуализация социального предпринимательства не учитывает уникальные характеристики социальных предпринимателей и контекст, в котором они должны работать [2]. Так, Грегори Диз дает следующие характеристики социального предпринимательства: «принятие миссии для создания социальной ценности; формирование новых возможностей; участие в процессах инновации, адаптации и обучения; смелые предпринимательские действия с учетом ограниченности ресурсов; высокое чувство ответственности за результативность» [6, 10]. Остин и Стивенсон основными признаками социального пред-

принимательства считают социальность, инновационность, ориентацию на рынок [14]. Алтер утверждает, что социальное предпринимательство это новый способ социально-экономической деятельности, в котором социальное назначение организации соединяется с предпринимательским новаторством и достижением устойчивой самоокупаемости [5]. Многие авторы уверены, что социальная миссия и социальная ценность являются центральными звеньями предприятий социального предпринимательства [6, 12]. Для социального предпринимательства важно наличие смешанной миссии, включающей как социальную, так и экономическую составляющую [15, 16]. Социальная стратегия предпринимательства, как полагает Томпсон, подтверждается «предпринимательской деятельностью и получением дохода путем пожертвования денег и времени» [4]. Российские ученые доказывают, что отличительными признаками социального предпринимательства являются первостепенность социальной миссии над коммерческой составляющей и нацеленность созданного предприятия на решение или смягчение какой-либо социальной проблемы [8]. Многие авторы утверждают, что необходимым условием эффективной деятельности предприятий социального предпринимательства является обеспечение финансовой устойчивости [17, 18].

Наукометрический анализ статей, опубликованных в 1995-2015 гг., расширил характеристики, отличающие социальное предпринимательство от традиционного: преобладание социальной миссии над коммерческой, создание социальной ценности, социальная ответственность, трансформационное лидерство и благотворительность.

Понятие успешности предприятия. Несмотря на многочисленные исследования, категория «успешность» полностью не изучена и четко не дефи-ницирована [19-21]. Нет однозначного определения понятий «успех», «успешность». Краткий обзор теоретических интерпретаций демонстрирует дефини-цирование феномена «успешность» в междисциплинарном формате, включающем экономику, политологию, социологию, культурологию, психологию и др. Известные зарубежные и отечественные ученые (Р. Декарт, Г. Лейбниц, Г.В. Гегель, К. Маркс, К.Г. Юнг, А. Маслоу, С.Л. Рубинштейн, М.М. Мамар-дашвили, Г.П. Щедровицкий, П.Я. Гальперин и др.) рассматривают успешность как результат активной деятельности человека [22]. В данном случае понятие «успешность» носит личностный характер, определяемый экономическим субъектом индивидуально. Т.П. Березовская основными показателями успешности в предпринимательстве считает самореализацию предпринимателя и его внешние объективные достижения [19].

Зарубежные исследователи феномен «успешность» рассматривают через взаимосвязи, противоречия и опредмечивание, составляющие данное понятие, выделяя в качестве основного показателя успешности предприятия степень его благосостояния [23-25]. Большое внимание уделяется изучению факторов, определяющих успех/неуспех малого и среднего бизнеса, в числе которых отмечаются возможность неудач бизнеса, мотивационные возможности предпринимателя, влияние неформальных отношений в бизнесе [26-28].

К факторам, определяющим успех предприятия, Д. Плетнев и В. Бархатов относят профессиональные качества сотрудников, наличие инфраструктуры, доступность финансовых ресурсов и социальный контроль со стороны правительства страны [29]. В то же время Ю. Быстрова и Г. Широкова такими факторами считают стратегию фирмы и ее способности, наличие ресурсов

и характеристики команды топ-менеджмента, бизнес-среду и организационную структуру [30].

Как считают многие ученые и представители бизнеса, предприятия социального предпринимательства становятся успешными тогда, когда их основатели создают «что-то хорошее» непосредственно для общества, т.е. реализуют такую бизнес-модель, которая делает жизнь людей лучше, необходимо учитывать и социальный контекст конкретного предприятия [10, 31].

Успешности предприятия способствуют инновационность, инициативность в предпринимательском поведении, привлечение дополнительных финансовых ресурсов с использованием социального, венчурного капитала [10, 12, 14, 32-37]. Привлеченный капитал обеспечивает социальным предпринимателям финансирование организационной инфраструктуры, стратегии и развития бизнеса. Образование предпринимателя, профессионализм, консультирование, предложение социальному предпринимателю дополнительных образовательных программ, инновационность, инициативность в предпринимательском поведении, а также обучение студентов вузов социальному предпринимательству - все это обусловливает успех предпринимателя и способствует развитию социального предпринимательства [38, 39].

Из вышесказанного следует, что основными факторами, влияющими на успех предприятий социального предпринимательства, можно считать политические, экономические, социальные факторы, а также риторическую стратегию (риторические ресурсы) [13, 40]. Полом Блумом определены элементы успеха предприятий социального предпринимательства: кадры, коммуникация, альянсы, лоббирование, прибыльность социального бизнеса, тиражирование (франчайзинг), стимулирование рыночных сил [41].

Теория человеческого капитала. Многие зарубежные исследователи большое внимание уделяют роли человеческого капитала в успешности различных видов предпринимательства. По их мнению, социальное предпринимательство в отличие от коммерческого требует разнообразных «конфигураций человеческого капитала», объясняя это спецификой деятельности компаний в рамках социального предпринимательства [42]. Авторы изучают многоуровневую структуру коммерческих предприятий и предприятий социального предпринимательства, анализируя их схожие и отличительные характеристики, включая значимость человеческого капитала для данных предприятий. В рамках экономического подхода Т. Шульц и Г. Беккер определили общий и специфический виды человеческого капитала [43]. Беккер отмечает, что «одним из наиболее важных представлений в анализе человеческого капитала является разграничение между общим образованием и специальной подготовкой или между общими и специфическими знаниями» [43, с. 593].

Создание стоимости предприятия у социальных предпринимателей отличается от такового коммерческих предпринимателей. Социальные предприниматели предоставляют товары и услуги не для рынка или государства, а для решения многогранных социальных задач. Для всех типов предпринимателей важны и навыки, и знания. В частности, социальные предприниматели должны применять возможности общего человеческого капитала, которые являются финансово жизнеспособными и могут произвести положительные внешние эффекты. Кроме того, социальные предприниматели должны быть активно включены в деятельность местных сообществ, чтобы мобилизовать ресурсы для более широкой социальной активности [42]. Некоторые исследователи

считают, что общий человеческий капитал, который связан с более разнообразными познавательными перспективами, может иметь относительно большее значение для социальных предпринимателей, чем для коммерческих [44].

Дизайн исследования

Методы и аргументы выбора предприятия. Исследование успешности предприятий Приморского края, осуществляющих свою деятельность в рамках социального предпринимательства, проводилось методом кейсов в 2016-2017 гг. Метод кейсов включает интервью с социальными предпринимателями, наблюдение за предпринимательской деятельностью, анализ экономических данных предприятия. Выбор объектов исследования составляет 4-10 кейсов [45], рекомендованных к исследованию конкурсной площадкой социальных проектов «Энергия участия» (г. Владивосток). Определение метода кейсов связан с тем, что «основная цель данного исследования с последующим индуктивным построением теории заключается в создании ассоциаций между конструкциями и переменными, которые затем могут быть проверены. Это можно рассматривать как слабую форму причинности, так как она стремится установить закономерности, а не их причины» [45].

В 2016 г. исследованы предприятия социального предпринимательства Приморского края, реализующие образовательные услуги для детей дошкольного возраста и туристские услуги для детей школьного возраста (табл. 1). Предприятия были созданы в 2003-2012 гг., в период, когда в крае наблюдался дефицит детских дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) и развивающих дошкольных образовательных центров (ДОЦ), отмечалось малое количество учебных экскурсионных и туристских услуг как средства активизации познавательной деятельности для детей школьного возраста. Данные социальные проблемы обозначены в государственных программах «Экономическое развитие и инновационная экономика Приморского края на 2013-2020 годы» (Постановление Администрации Приморского края от 07.12.2012 № 382-па, изм.10.10.2016) и «Развитие образования Приморского края на 2013-2020 гг.» [46].

Таблица 1

Период исследования предприятий социального предпринимательства Приморского края в 2016 г.

Предприятия СП Проведение интервью Проведение наблюдения Сбор экономических данных

ИП Паньковой Ольги Владимировны (Детский сад «Маленький волшебник») 25.05.2016 9.00-10.20 26.09.2016 9.00-10.00 20.09-26.09.2016 10.00-12.00

ИП Агаповой Юлии Викторовны (Детский сад «Гусельки») 29.07.2016 12.00-13.20 22.09.2016 9.00-10.00 21.09-22.09.2016 10.00-12.00

ИП Стародумовой Ольги Борисовны (Детский сад «Карапуз-Академия») 09.08.2016 14.00-15.20 21.09.2016 15.30-16.00 20.09-21.09.2016 16.00-18.00

ООО Туристический центр «Афина-Паллада» 29.10.2016 13.00-14.20 29.10.2016 14.30-16.00 28.09-29.10.2016 16.00-18.00

Для решения социальной проблемы Администрацией Приморского края был объявлен конкурс бизнес-проектов по созданию ДОЦ в 2014-2015 гг. и оглашен порядок предоставления субсидий индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по программам дошкольного образования, присмотру и уходу за детьми, а также на возмещение части затрат, связанных с созданием ДОЦ (Постановление от 29.08.2014 № 346-па). Исследуемые предприятия - ДОЦ, реализующие образовательные услуги, - стали победителями конкурса. Им были предоставлены субсидии на возмещение части затрат, связанных с созданием и организацией деятельности ДОЦ, и все ИП получили лицензию на право ведения образовательной деятельности.

Созданию и развитию ООО «Туристический центр "Афина-Паллада"», реализующего туристские услуги для детей, способствовала государственная программа «Развитие туризма в Приморском крае на 2013-2020 годы» (утв. Постановлением Администрации Приморского края от 07.12.2012 № 396-па).

Интервью, наблюдение и анализ. Исследование успешности предприятий, осуществляющих свою деятельность в рамках социального предпринимательства, проводилось методом кейсов, включающим структурированное интервью с социальными предпринимателями. Интервью включало блок вопросов по следующим темам: формирование идеи и проекта создания предприятия, основные характеристики предприятия, реализация проекта и исследование количественных показателей предприятия, изменение в бизнес-идее, результативность и успех предприятия, кризис и успешность, представление о себе как социальном предпринимателе.

Анализ интервью выявил «накопление» человеческого капитала, обеспечивающего повышение эффективности предпринимательской деятельности предприятия: респонденты имеют высшее и дополнительное профессиональное образование; обладают необходимыми навыками, опытом и имеют достижения в данной области; активно развиваются в смежных профессиональных областях. Предприниматели сознают высокую ответственность за качество труда. Среди характеристик, отличающих социального предпринимателя от традиционного, выявлены желание нести пользу обществу, стремление обеспечить социальную ценность бизнеса, самоотверженность и ответственность в ведении бизнеса, способность к благотворительности (табл. 2).

Таблица 2

Исследование человеческого капитала в социальном предпринимательстве

(метод интервью)

Характеристики Ответы респондентов

1. Основные характеристики человеческого капитала

Образование - «Я учитель китайского и английского языка.. .такая профессия мне по духу очень близка»; - «Я педагог и психолог, по образованию и музыкант. Первое мое образование - это музыкальное училище.»; - «Я учитель начальных классов и с 1979 года работала в школе.»

Профессиональные навыки - «Я хорошо знаю программы школьные и знаю, как организовать те или иные экскурсии»; -«Работала методистом, заведующим методическим объединением, посещала много курсов различных»; - «Мы начали получать много дипломов, грамот, благодарственных писем»

Продолжение табл. 2

- «Я с детства участвовала в различных русских народных коллективах»; - «Я была музыкальным руководителем, учителем музыки»; - «Я всю жизнь работала с дошкольниками, параллельно работала со школьниками и со старшими школьниками»; - «Я 27 лет работала в школе учителем»

Опыт

Развитие в смежных профессиональных областях - «Я музыкант, ишу сценарии, пишу музыку... я реализовалась на 150 %...как администратор, как творческий человек»

Достижения - «Сегодня я являюсь председателем ассоциации дошкольных образовательных организаций»; - «У меня авторские свидетельства, у меня есть сборник, издание мое - «Книга сценариев»»; - «Имею деятельность авторскую - печатание в МГУ»; - «Я - отличник народного просвещения»

Ответственность за качество труда - «Мы имеем больше выпускников успешных, у нас больше отзывов.. .если ты стараешься - работаешь добросовестно»; - «Ребенок всегда окружен вниманием, любовью, заботливыми педагогами, понимающими и любящими свое дело»; - «Это связано с потребностью как моей, так и клиентов в том, чтобы дети получали качественное образование»; и др.

2. Отличительные характеристики человеческого капитала

Польза обществу - «Мы не случайно выбрали русскую культурную направленность в бизнесе - это огромное поле для деятельности творческой, музыкальной, оформительской.»; - «Что двигало мной всегда - это идея, это желание делать то, что я делаю хорошо, нести пользу детям, родителям, педагогам, которые рядом со мной. Это основной такой вот двигатель»; - «Мы принесли пользу для этой семьи, для этого ребенка. Не зря мы пробыли с ними 5-6 лет»

Социальная ценность бизнеса - «Социальные предприниматели - это люди, движимые, прежде всего, идеей; - «Нами движут совершенно другие мотивы, нежели исключительно извлечение прибыли. Это результат, который мы видим в наших детях»; - «Я надеюсь, что даже когда у нас будет чересчур много муниципальных садиков, спрос на частные предприятия именно нашего уровня будет существовать...»

Влияние семьи - «Мама моя пела в хоре. Дедушка всю жизнь руководил духовым оркестром - военным. То есть у нас всегда все были связаны с музыкой»; - «С самого своего молодого возраста я хотела работать с детьми, творчески самореализовываться»; - «Мои дети, сын и дочь, тоже изучают китайский язык»

Самоотверженность и ответственность - «Без вложения своей души, сердца, крови, пота - ничего не получится»; - Ответственность, которая «давит» вот уже 8 лет. Она и здоровье забирает. Когда ты знаешь и ложишься вечером спать и выдыхаешь: «Слава богу - Садик закрыт, деток забрали, и ничего не случилось»

Окончание табл. 2

Благотворительность

- «Наша компания никогда никому не отказывает в помощи, к нам обращаются ветераны, мы предоставляем им автобусы; к нам обращаются образовательные учреждения по любому поводу - скорбные случаи, радостные, всегда предоставляем свои автобусы»;

- «Неделю назад ездили ветераны - 45 человек с детьми, все наши услуги бесплатны»;

- «У нас обязательно на каждых экскурсиях и программах есть обязательные бесплатные льготные путевки: для детей малообеспеченных»

Таблица 3

Исследования понятие «успешность» предприятия (метод интервью)

Вопросы респондентам Высказывания респондентов

Что для Вас является «успехом» предприятия? - «Успехом является прибыль и статус. достойное место в рейтинге ДОЦ»; - «Успех в плане устойчивости финансовой и возможности развития. Успех - это когда приходят наши выпускники, которые пробыли с нами пять лет, на наш выпускной»; - «Это когда все работает как хорошо слаженный механизм»; - «Надо работать честно, не обманывать, сотрудников»

Можно ли критерий «успешность» предприятия рассматривать как систему? Если «Да» -тогда назовите основные элементы данной системы в соответствии с Вашим предприятием? - «Это - качество образования, стабильный приток клиентов, поддержка государства и прибыльность. Мое удовлетворение и прибыль предприятия»; - «Социальная значимость, польза обществу»; - «Это взаимозаменяемость»; - «Лучшие экскурсоводы и руководители, площадки. »

Каким образом перечисленные Вами элементы влияют на «успешность» предприятия? Как усилить/уменьшить их воздействие на успешный результат деятельности предприятия? - «Это реклама., новые идеи, привлечение новых кадров, новых людей. Как в любом другом бизнесе, ничем не отличается»; - «Консолидировать свои усилия, объединяться в бизнес-сообщества»; - «Каждый шаг просчитывать, предвидеть, предвосхищать и быть всегда «во всеоружии»; - «Каждое дело, за которое мы беремся и которое мы организовываем, мы ему отдаем много времени и внимания»

Меняется ли «успех» предприятия, на Ваш взгляд, в зависимости от его развития? В какой период деятельности Ваше предприятие было наиболее успешным? В чем это выражается? - «Это все связано с качеством услуги, т.е. повышается качество услуги и повышается успешность»; - «Наступает точка успешности... когда о детском саде уже знают, если он работает хорошо, о нем уже говорят, подрастают вторые детки.»; - «В этом году сумели даже финансово вырасти, до такой степени, что если раньше нам денег хватало только на реализацию услуги, то в этом году у нас даже лишние появились...»

Респондентами отмечено, что результатом деятельности предприятия является его успех. Предприниматели поясняют, что «успех предприятия - это имидж, узнаваемость, значимость на рынке услуг, условия комфортности для сотрудников, востребованность услуги»; «в социальном предпринимательстве успех предприятия включает прибыль и финансовую устойчивость, статус, качество услуги, пользу обществу, социальную ответственность, «слаженный механизм» в предпринимательской деятельности, честность предпринимателя»; «критерий успешности предприятий социального предпринимательства - это система, объединяющая ряд факторов, а именно: поддержка государства, стабильный приток клиентов, прибыльность, социальная значимость, польза обществу, качество услуги, удовлетворенность предпринимателя деятельностью, взаимозаменяемость в коллективе, лучшие сотрудники, обеспеченность (помощь в обеспечении) инфраструктурой» (табл. 3).

Результаты

Исследование предприятий социального предпринимательства Приморского края показало, что в успешности этих предприятий существенную роль играет человеческий капитал: наличие профессиональных знаний и навыков, достаточный опыт, желание быть полезными обществу при формировании социальной ценности предприятия, самоотверженность и ответственность, благотворительность в бизнесе.

Выделены основные факторы успешности социального предпринимательства в крае: социальные (решение социальной проблемы, социальная ценность бизнеса, социальная ответственность, благотворительность, круг единомышленников, обеспечение качества реализованных услуг, желание быть общественно-полезным), экономические (участие в социальных проектах, позиционирование предприятия на рынке, имидж и благоприятная репутация на рынке, благотворительность, ответственность за качество труда), личностные (мотивация, профессиональное образование и навыки, опыт и стаж, талантливость сотрудников, развитие в смежных профессиональных областях, достижения в бизнесе, влияние семьи и наличие собственных детей/внуков), маркетинговые (качество услуги, месторасположение предприятия, социальные нормы, правила взаимодействия, социальные сети), психолого-педагогические - на предприятиях, реализующих образовательные услуги (ответственное поведение по отношению к клиенту, тесный контакт предпринимателя и потребителя услуги, личностно-ориентированный подход к клиенту, самоотверженность и ответственность).

Обсуждение

Как показали результаты зарубежных исследований, в социальном предпринимательстве, «первостепенна - миссия, определяющая социальную ценность, второстепенна - экономическая потребность предпринимателя» [5, с. 11]. На наш взгляд, важное значение может иметь наличие смешанной миссии, включающей одновременно и социальную, и экономическую составляющие [5, 11, 15], при этом создание финансовой устойчивости является необходимым способом достижения цели [17, 18]. Мы придерживаемся мнения Ю. Благова и Ю. Арай, что «социальное предпринимательство - вид предпринимательской деятельности, который имеет изначально заданную социальную миссию как свою основу, но при этом остается предпринимательством по сути» [7, стр. 83].

Успешность предприятия «может быть определена и исчислена через агрегирование множества частных характеристик успешности, которые отражают различные аспекты: успешность на рынке, успешность в создании социального микроклимата и т.п.» [22].

Положительные результаты предпринимательской деятельности могут быть обусловлены различиями в человеческом капитале [47]. Результаты современных исследований предприятий коммерческих и социального предпринимательства показали, что человеческий капитал с определенными (специфическими) навыками, знаниями наиболее важен для коммерческого предпринимательства. Общий же человеческий капитал актуален в большей степени для социального предпринимательства, что объясняется различными целями и задачами данных видов предпринимательства [42].

Заключение

Исследование социального предпринимательства Приморского края методом кейсов показало, что анализируемые предприятия уже более восьми лет активно развиваются и являются достаточно успешными. Ежегодно увеличивается поток потенциальных клиентов, количество реализованных услуг и бизнес-направлений. Факторами успешности социального предпринимательства являются: социальные, экономические, личностные, маркетинговые и психолого-педагогические. Человеческий капитал способствует успешности социального предпринимательства в регионе. Полученные результаты данного исследования могут дополнить теоретические знания о природе социального предпринимательства и его факторах успешности. Практическая значимость исследования будет заключаться в том, что полученные результаты могут помочь социальным предпринимателям в принятии решений о проведении анализа успешности предприятия в соответствии с его стратегией, целями и задачами. В качестве перспективных направлений научных исследований можно выделить проведение лонгитюдного исследования, которое позволит рассмотреть развитие социального предпринимательства в динамике и проанализировать факторы его успешности. Целесообразно исследовать успешность социального предпринимательства других стран АТР, представляющих развивающиеся рынки, в целях обобщения полученных результатов.

Список источников /References

1. Bornstein D. How to change the world: Social entrepreneurs and the power of new ideas. Oxford, UK, Oxford University Press, 2004.

2. Weerawardena J., Mort G. Investigating social entrepreneurship: A multidimensional model. Journal of World Business, 2006, vol. 41, no. 1, pp. 22.

3. MacMillan I., Siegel R., Narasimha P. N. Criteria used by venture capitalists to evaluate new venture proposals. Journal of Business Venturing, 2008, vol. 1, no. 1, pp. 119-128.

4. Thompson J., Alvy G., Lees A. Social Entrepreneurship: A New Look at the People and the Potential. Management Decision, 2000, no. 38, pp. 328-338.

5. Alter S. Social Enterprise Typology. Virtue Ventures LLC, 2007, 27, (revised vers.). Available at: http://rinovations.edublogs.org/files/2008/07/setypology.pdf (accessed 23.10.2017).

6. Peredoa A., McLeanb M. Social entrepreneurship: A critical review of the concept. Journal of World Business, 2006, vol. 41, no. 1, pp. 56-65.

7. Благов Ю.Е., Арай Ю.Н. Социальное предпринимательство: проблемы типологии (предисловие к разделу). Вестник С.-Петерб. ун-та. Сер. Менеджмент, 2010, вып. 3, сс. 109-114. [Blagov Yu.E., Aray Yu.N. Sotsial'noe predprinimatel'stvo: problemy tipologii (predislovie k razdelu) [Social Entrepreneurship: Problems of Typology (Preface to the Section)]. Bulletin of S.-Pe-tersburg. un-ta. Ser. Management, 2010, no. 3, pp. 109-114. ]

8. Московская А. Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования. Москва, НИУ ВШЭ, 2011. 284 с. [Moskovskaya A. Sotsial'noe predprinimatel'stvo v Rossii i v mire: praktika i issledovanija [Social entrepreneurship in Russia and in the world: practice and research]. Moscow, 2011. 284 p.]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Boschee J. Social entrepreneurship. Across the Board, 1995, vol. 32, no. 3, pp. 20-25.

10. Dees G. The Meaning of Social Entrepreneurship, 1998. Rev. 2001 "The Meaning of Social Entrepreneurship". CASE at Duke. Retrieved, 2013.

11. Seelos C., Mair J. Social entrepreneurship: Creating new business models to serve the poor. Business Horizons, 2005, vol. 48, no. 3, pp. 241-246.

12. Certo T., Miller T. Social entrepreneurship: Key issues and concepts. Business Horizons, 2008, no. 51, pp. 267-271.

13. Ruebottom T. The microstructures of rhetorical strategy in social entrepreneur-ship: Building legitimacy through heroes and villains. Journal of Business Venturing, 2013, no. 28, pp. 98-116.

14. Austin J., Stevenson H., Wei-Skillern J. Social or commercial entrepreneurship: Same, different, or both? Entrepreneurship: Theory and Practice, 2006, vol. 30, no. 1, pp. 1-22.

15. Emerson J., Twersky F. New social entrepreneurs: The success, challenge, and lessons of non-profit enterprise creation. San Francisco: Roberts Foundation, 1996.

16. Mair J., Marti I. Social entrepreneurship research: a source of explanation, prediction, and delight. Journal of World Bus, 2006, no. 41, pp. 36-44.

17. Макаревич А., Сазонова Т. Сущность и специфика социального предпринимательства в России. Российское предпринимательство, 2012. № 24 (222), сс. 52-56. [Makarevich A., Sazonova T. Sushсhnost' i spetsifika sotsi-al'nogo predprinimatel'stva v Rossii [Essence and Specificity of Social Entrepreneurship in Russia]. Russian Entrepreneurship, 2012, no. 24 (222), pp. 52-56.]

18. Арай Ю.Н., Бурмистрова Т.А. Специфика бизнес-моделей в социальном предпринимательстве. Российский журнал менеджмента, 2014, т. 12, № 4, сс. 55-78 [Aray N.Yu., Burmistrova T.A. Spetsifika biznes-modeley v sotsi-al'nom predprinimatel'stve [Specificity of business models in social entrepreneurship]. Russian Management Journal, 2014, no. 4, pp. 55-78.]

19. Березовская Т.П. Профессиональная успешность личности руководителя. Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки: сб. науч. ст. В 2 ч. Под ред. В.Ф. Беркова. Минск, РИВШ, 2008, ч. 2, вып. 6, сс. 10-17. [Berezovskaya T.P. Professional'naja uspeshnost' lichnosti rukovoditelja [Professional success of the leader's personality]. Scientific works of the Republican Institute of higher education. Historical and psychological-pedagogical Sciences. Minsk, RIVSH Publ., 2008, part 2, issue 6 (11), pp. 10-17.]

20. Шаповалов В.И. Формирование конкурентоспособной личности в условиях школьного дополнительного образования: монография. Под науч. ред. Ю.С. Тюнникова. Сочи, СГУТиКД, 2008. 190 с. [Shapovalov V.I. Formirovanie konkurentosposobnoy lichnosti v uslovijah shkol'nogo dopolnitel'nogo obra-

zovanija [Formation of a competitive personality in the conditions of secondary school education]. Sochi, SGUTiKD Publ., 2008, 190 p.]

21. Китова Д.А., Дышеков Б.Н. Формирование психологической готовности личности к легитимной предпринимательской деятельности. Психология в экономике и управлении, 2011, № 1, cc. 29-35. [Kitova D.A. Formirovanie psi-hologicheskoy gotovnosti lichnosti k legitimnoy predprinimatel'skoy dejatel'nosti [Formation of a person's psychological readiness for legitimate business activities]. Psychology in Economics and Management, 2011, no. 1, pp. 29-35.]

22. Бархатов В.И., Плетнев Д.А. Сравнительный анализ подходов к определению понятия «успешность бизнеса» в современной науке. Вестник Челябинского государственного университета. Экономика, 2014, вып. 46, № 18 (347), сс. 818. [Barkhatov V.I., Pletnev D.A. Sravnitel'ny analiz podhodov k opredeleniju ponjatija «uspeshnost' biznesa» v sovremennoy nauke [Comparative analysis of approaches to the definition of the concept of "business success" in modern science]. Bulletin of Chelyabinsk State University, 2014, no. 18 (347), pp. 8-18.]

23. Romar E. Strategic Intent, Confucian Harmony and Firm Success. Act a Poly-technica Hungarica, 2009, vol. 6, no. 3, pp. 57-67.

24. Sieger Ph. Long-term Success of Family Firms: Investigating Specific Aspects of Firm-level Entrepreneurship and Individual-level Antecedent. Diss. of the Univ. of St. Gallen, School of Management, Economics, Law, Social Sciences and International Affairs to obtain the title of Doctor of Philosophy in Management. No. 3934. Niedermann Druck AG. St. Gallen, 2011.

25. Lafontaine F., Shaw K. Serial Entrepreneurship: Learning by Doing? 2014, 2031 p.

26. Brown S. Fail better! Samuel Beckett's secrets of business and branding success. Business Horizons, 2006, vol. 49, no. 2, pp. 161-169.

27. Wang S., Hong Y., Archer N., Wang Y. Modeling the Success of Small and Medium Sized Online Vendors in Business to Business Electronic Marketplaces in China: A Motivation - Capability Framework. Journal of Global Information Management, 2011, vol. 19, no. 4, pp. 45-75.

28. Berger-Walliser G., Bird R., Haapio H. Promoting business success through contract visualization. Journal of Law. Business and Ethics, 2011, no. 17, pp. 55-75.

29. Pletnev D., Barkhatov V. Business Success of Small and Medium Sized Enterprises in Russia and Social Responsibility of Managers. Procedia-Social and Behavioral Sciences, 2016 no. 221, pp. 185-193.

30. Быстрова Е.Ю., Широкова Г.В. Что мы знаем о молодых предпринимательских фирмах? Определения, характеристики и факторы, влияющие на их рост. Современная конкуренция, 2014, № 6 (48), сс. 61-93. [Bystrova E.Yu., Shirokova G.V. Chto my znaem o molodyh predprinimatel'skih firmah? Opre-delenija, harakteristiki i faktory, vl^^^Me na ih rost [What do we know about young entrepreneurial firms? The definitions, characteristics and factors that affect their growth]. Contemporary competition, 2014, no. 6 (48), pp. 61-93.]

31. Lumpkin G., Moss, Gras, David M., et al. Entrepreneurial processes in social contexts: how are they different, if at all? Small Business Economics, 2011, 40, 761-783.

32. Christie M.J. Social entrepreneurship: New research findings. Editorial. Journal of World Business, 2006, no. 41, pp. 1-5.

33. Cochran P. The evolution of corporate social responsibility. Business Horizons, 2007, vol. 50, no. 2, pp. 449-454.

34. Tapsell P., Woods C. Social entrepreneurship and innovation: Selforganization in an indigenous context. Entrepreneurship & Regional Development, 2010, vol. 22, no. 6, pp. 535-556.

35. Carsrud A., Brannback M. Entrepreneurial Motivations: What do we Still Need to Know. Journal of Small Business Management, 2011, vol. 49, no. 1, pp. 9-26.

36. Thompson J. The world of the social entrepreneur. International Journal of Public Sector Management, 2002, vol. 15, no. 5, pp. 412-431.

37. Смирнов В.П. Научные подходы к пониманию предпринимательства. Теория и практика общественного развития, 2012, № 2, сс. 272-274. [Smirnov V.P. Nauchnye podhody k ponimaniju predprinimatel'stva] [Scientific approaches to understanding entrepreneurship]. Theory and practice of social development, 2012, no. 2, pp. 272-274.]

38. Shane S., Locke E., Collins C. Entrepreneurial Motivation. Human Resource Management Review, 2003, vol. 13, no. 2, pp. 257-79.

39. Chang J., Benamraoui A, Rieple A. Learning by doing as an approach to teaching social entrepreneurship. Innovations in Education and Teaching International, 2014, vol. 51, no. 5, pp. 459-471.

40. Chell E., Nicolopouloua R., Karatas M. Social entrepreneurship and enterprise: International and innovation perspectives. Entrepreneurship & Regional Development, 2010, vol. 22, no. 6, pp. 485-493.

41. Семь элементов успеха. Бизнес-советы. Портал «Новый бизнес: социальное предпринимательство» [Sem'jelementov uspeha. Biznes sovety [ Seven elements of success. Business Tips]. Available at:http://www.nb-forum.ru/busi-ness/advices/7-elementov-uspeha.html (accessed 23.10.2017).

42. Estrin S., Mickiewicz T., Stephan U. Human capital in social and commercial entrepreneurship. Journal of Business Venturing, 2016, no. 31, pp. 449-467.

43. Беккер Г.С. Человеческое поведение: экономический подход. Москва, ГУ ВШЭ, 2003. 672 с. [Becker G.S. Chelovecheskoe povedenie: jekonomichesМу podhod [Human behavior: the economic approach]. Moscow, State University Higher School of Economics Publ., 2003, 672 p.]

44. Zahra S., Gedajlovic E., Neubaum D., Shulman J. A typology of social entrepreneurs: motives, search processes and ethical challenges. Journal of Business Venturing, 2009. vol. 24, no. 5, pp. 519-532.

45. Eisenhardt K. Building theories from case study research. Academy of Management Review, 1989, vol. 14, no. 4, pp. 532-550.

46. Государственные программы. Официальный сайт Администрации Приморского края. [Gosudarstvennyeprogrammy [Administration. State programs]. Available at: http://www.primorsky.ru/authorities/executive-agencies/depart-ments/-departament-gosprogramm/gosudarstvennye-programmy.php (accessed 23.10.2017).

47. Praag V. Successful Entrepreneurship: Confronting Economic Theory With Empirical Practice . Edward Elgar Publ., Cheltenham, 2005.

Сведения об авторах / About authors

Жохова Валентина Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, Школа экономики и менеджмента, Дальневосточный федеральный университет. 69G922 Россия, г. Владивосток, о-в Русский, кампус ДВФУ, корпус G. E-mail: valentina.zhokhova@gmail.com.

Valentina V. Zhokhova, Сandidate of Economic Sciences, associate professor, Department of Management, School of Economics and Management, Far Eastern Federal University. Bldg. G, FEFU campus, Russky Island, Vladivostok, Russia, 690922. E-mail: valentina.zhokhova@gmail.com.

Соколова Дарья Андреевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры менеджмента, Школа экономики и менеджмента, Дальневосточный федеральный университет. 69G922 Россия, г. Владивосток, о-в Русский, кампус ДВФУ, корпус G. E-mail: dariasokolova84@gmail.com.

Darya A. Sokolova, Сandidate of Social Sciences, associate professor, Department of Management, School of Economics and Management, Far Eastern Federal University. Bldg. G, FEFU campus, Russky lsland, Vladivostok, Russia, 690922. E-mail: dariasokolova84@gmail.com

© Жохова В.В., Соколова Д.А. © Zhokhova V.V., Sokolova D.A. Адрес сайта в сети интернет: http://jem.dvfu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.