Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО КОМПОНЕНТА У УЧАЩИХСЯ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА МАТЕРИАЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА АХМЕДХАНА АБУ-БАКАРА'

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО КОМПОНЕНТА У УЧАЩИХСЯ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА МАТЕРИАЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА АХМЕДХАНА АБУ-БАКАРА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
42
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тематика / социально-нравственные проблемы / среда обитания / канва повествования / сюжет / двухрядный круглый стол / совместный поиск / компетентностно-ориентированные задания / topics / social and moral problems / habitat / narrative canvas / plot / two-row round table / joint search / competence-oriented tasks

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — З.Г. Курбанова

В статье рассматриваются инновационные приемы формирования нравственных ценностей, целевых и смысловых установок у учащихся, необходимых им для адаптации в современном мире, на материале творчества прославленного дагестанского писателя А. Абу-Бакара. В ходе анализа повести «Белый сайгак» устанавливаются сюжет, идея, композиция, определяется своеобразие образной системы, языка произведения, его проблематика, авторская позиция, художественное мастерство, происходит формирование социально активной жизненной позиции подрастающего поколения. Использование инновационных приемов работы с текстом определенным образом влияет на мировоззрение учащихся, позволяет соотнести главную мысль произведения с жизненным обоснованием, помогает учащимся в решении жизненных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF A VALUE-SEMANTIC COMPONENT AMONG HIGH SCHOOL STUDENTS AND PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS BASED ON THE STUDY OF THE CREATIVE WORK OF AHMEDKHAN ABU-BAKAR

The article examines innovative techniques for the formation of moral values, target and semantic attitudes among students, which they need to adapt in the modern world, based on the creative work of A. Abu-Bakar, a famous Dagestan writer. In the course of analyzing the story “White Saiga”, the plot, idea, composition are established, the originality of the figurative system, the language of the work, its problems, the author’s position, artistic skill are determined, the socially active life position of the younger generation is being formed. The use of innovative techniques for working with the text in a certain way affects the worldview of students, allows to correlate the main idea of the work with a life rationale, and helps students in solving life problems.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО КОМПОНЕНТА У УЧАЩИХСЯ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА МАТЕРИАЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА АХМЕДХАНА АБУ-БАКАРА»

ние приоритетов и целей предпринимательской деятельности, отбор основных целевых групп, нуждающихся в помощи, разработка инновационных проектов, обоснование их социального эффекта и привлечение средств для реализации, использование инфраструктурной поддержки с целью повышения результативности предпринимаемых мер и т.п.;

- привлечение обучающихся к проектной и исследовательской деятельности по проблематике социального предпринимательства, включение их в соответствующие академические и предпринимательские сообщества;

- обучение методам и приемам генерации инновационных идей, способных наиболее конструктивно решить социальные проблемы, разработки бизнес-плана по их воплощению вплоть до достижения самоокупаемости и финансовой устойчивости.

Подводя итоги проведенного исследования, подчеркнем, что подготовка будущих экономистов к социальному предпринимательству, основанная на активном использовании современных методов и форм обучения, создании «экосистемы» социального предпринимательства через интеграцию усилий академи-

Библиографический список

ческого сообщества и представителей реального бизнеса, объективной оценки степени влияния предпринимательского образования на социальную и экономическую сферы будет способствовать росту числа квалифицированных специалистов, способных:

- понимать многогранность социальных преобразований, возможности социального предпринимательства в обеспечении их позитивной направленности;

- применять принципы социального предпринимательства для решения социальных проблем, успешно преодолевать вызовы предпринимательской деятельности;

- проявлять предпринимательскую инициативу, эффективно использовать имеющиеся ресурсы даже в условиях их дефицита для внесения вклада в достижение общественного благосостояния, создание предпосылок конструктивных социальных перемен;

- популяризировать идеи социального предпринимательства в локальном сообществе, вносить личный вклад в развитие института социального предпринимательства в отечественной практике.

1. Жохова В.В. Социальное предпринимательство: сущность и понятие. Вестник ТГЭУ. 2015; № 1 (73): 85 - 98.

2. Календжян С.О., Кадол Н.Ф. Бизнес-образование как направление поддержки социального предпринимательства в период COVID-19. Экономика труда. 2021; Т. 8, № 2: 189 - 200.

3. Кикал Д., Лайонс Т. Социальное предпринимательство: миссия - сделать мир лучше. Перевод с. английского. Москва: Альпина Паблишер, 2014.

4. Логвинова И.Л. Обучение социальному предпринимательству: зарубежный опыт. Современная конкуренция. 2015; № 5 (53): 84 - 106.

5. Назарова И.Б. Развитие социального предпринимательства: роль университета, обучение и вовлечение молодежи. Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество. 2020; № 3-1: 675 - 678.

6. Шаповалов В.К., Игропуло И.Ф., Арутюнян М.М. Особенности региональных практик обучения социальному предпринимательству в России. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 5 (84): 168 - 171.

7. Юнус М. Создавая мир без бедности: Социальный бизнес и будущее капитализма. Москва: Альпина Паблишер, 2010.

8. Клушина Н.П., Рощупкина В.В. Социальное предпринимательство как фактор формирования инновационного мышления у студентов вуза. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 5 (84): 66 - 68.

9. Айсувакова Т.П., Ахмедова Э.М., Горбунова Н.В., Давыдова Л.Н. и др. Психолого-педагогические аспекты осуществления образовательного процесса в современных социокультурных условиях: коллективная монография. Москва: Деловая карьера, 2021.

10. Агарагимова В.К., Абдулаев М.А., Амамбаева Н.С., Амчиславская Е.Ю. и др. Подготовка студентов бакалавриата, магистратуры, аспирантуры к осуществлению будущей профессиональной деятельности на основе современных социокультурных реалий: коллективная монография. Москва: Деловая карьера, 2021.

References

1. Zhohova V.V. Social'noe predprinimatel'stvo: suschnost' i ponyatie. Vestnik TG'EU. 2015; № 1 (73): 85 - 98.

2. Kalendzhyan S.O., Kadol N.F. Biznes-obrazovanie kak napravlenie podderzhki social'nogo predprinimatel'stva v period COVID-19. 'Ekonomika truda. 2021; T. 8, № 2: 189 - 200.

3. Kikal D., Lajons T. Social'noe predprinimatel'stvo: missiya - sdelat' mir luchshe. Perevod s. anglijskogo. Moskva: Al'pina Pablisher, 2014.

4. Logvinova I.L. Obuchenie social'nomu predprinimatel'stvu: zarubezhnyj opyt. Sovremennaya konkurenciya. 2015; № 5 (53): 84 - 106.

5. Nazarova I.B. Razvitie social'nogo predprinimatel'stva: rol' universiteta, obuchenie i vovlechenie molodezhi. Bol'shaya Evraziya: Razvitie, bezopasnost', sotrudnichestvo. 2020; № 3-1: 675 - 678.

6. Shapovalov V.K., Igropulo I.F., Arutyunyan M.M. Osobennosti regional'nyh praktik obucheniya social'nomu predprinimatel'stvu v Rossii. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 5 (84): 168 - 171.

7. Yunus M. Sozdavaya mir bez bednosti: Social'nyj biznes i buduschee kapitalizma. Moskva: Al'pina Pablisher, 2010.

8. Klushina N.P., Roschupkina V.V. Social'noe predprinimatel'stvo kak faktor formirovaniya innovacionnogo myshleniya u studentov vuza. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 5 (84): 66 - 68.

9. Ajsuvakova T.P., Ahmedova 'E.M., Gorbunova N.V., Davydova L.N. i dr. Psihologo-pedagogicheskie aspekíy osuschestvleniya obrazovatel'nogo processa v sovremennyh sociokul'turnyh usloviyah: kollektivnaya monografiya. Moskva: Delovaya kar'era, 2021.

10. Agaragimova V.K., Abdulaev M.A., Amambaeva N.S., Amchislavskaya E.Yu. i dr. Podgotovka studentov bakalavriata, magistratury, aspirantury k osuschestvleniyu buduschej professional'noj deyatel'nosti na osnove sovremennyh sociokul'turnyh realij: kollektivnaya monografiya. Moskva: Delovaya kar'era, 2021.

Статья поступила в редакцию 12.07.21

УДК 371

Kurbanova Z.G., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Senior Researcher, Sector of Native Literatures, Dagestan Research Institute of Pedagogy

n.a. A.A. Takho-Godi (Russia), E-mail: zaira2466@yandex.ru

THE FORMATION OF A VALUE-SEMANTIC COMPONENT AMONG HIGH SCHOOL STUDENTS AND PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS BASED ON THE STUDY OF THE CREATIVE WORK OF AHMEDKHAN ABU-BAKAR. The article examines innovative techniques for the formation of moral values, target and semantic attitudes among students, which they need to adapt in the modern world, based on the creative work of A. Abu-Bakar, a famous Dagestan writer. In the course of analyzing the story "White Saiga", the plot, idea, composition are established, the originality of the figurative system, the language of the work, its problems, the author's position, artistic skill are determined, the socially active life position of the younger generation is being formed. The use of innovative techniques for working with the text in a certain way affects the worldview of students, allows to correlate the main idea of the work with a life rationale, and helps students in solving life problems.

Key words: topics, social and moral problems, habitat, narrative canvas, plot, two-row round table, joint search, competence-oriented tasks.

З.Г. Курбаноеа, канд. филол. наук, доц., ст. науч. сотр. сектора родных литератур Дагестанского научно-исследовательского института

педагогики имени А.А. Тахо-Годи, E-mail: zaira2466@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО КОМПОНЕНТА У УЧАЩИХСЯ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА МАТЕРИАЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА АХМЕДХАНА АБУ-БАКАРА

В статье рассматриваются инновационные приемы формирования нравственных ценностей, целевых и смысловых установок у учащихся, необходимых им для адаптации в современном мире, на материале творчества прославленного дагестанского писателя А. Абу-Бакара. В ходе анализа повести «Белый сайгак» устанавливаются сюжет, идея, композиция, определяется своеобразие образной системы, языка произведения, его проблематика, авторская по-

зиция, художественное мастерство, происходит формирование социально активной жизненной позиции подрастающего поколения. Использование инновационных приемов работы с текстом определенным образом влияет на мировоззрение учащихся, позволяет соотнести главную мысль произведения с жизненным обоснованием, помогает учащимся в решении жизненных проблем.

Ключевые слова: тематика, социально-нравственные проблемы, среда обитания, канва повествования, сюжет, двухрядный круглый стол, совместный поиск, компетентностно-ориентированные задания.

В начале 60-х годов в дагестанскую литературу пришел новый талантливый писатель - Ахмедхан Абу-Бакар. Повести «Чегери», «Даргинские девушки» получили широкую популярность у читателей благодаря искрометному юмору, увлекательному сюжету, умению автора связать современность с далеким прошлым, с фольклором, традициями и обычаями Страны гор. В 80-е годы прошлого столетия появились произведения, в которых были поставлены серьезные социально-нравственные проблемы [1 - 7].

Программа предлагает для чтения и анализа повесть «Белый сайгак» (1970). А. Абу-Бакар перемещает героев своих произведений с высоких заснеженных гор в широкие и привольные ногайские степи. Героями его повести становятся представители одного из этносов Дагестана - ногайцы. Очень живописно, с большой любовью автор рисует степь, он очеловечивает ее, связывая всех ее обитателей в единый живой организм, составной частью которого является Человек. В прежние времена люди понимали это, не нарушали гармонии со своей средой обитания, в их сердцах не было безудержной алчности, жестокости и насилия, человек понимал язык зверей и птиц, относился к природе, как божеству и предмету поклонения. Неслучайно Абу-Бакар органично включает в канву повествования легенды из ногайского фольклора о богатыре Ногае, Белом сайгаке и Белой девушке. Такое трепетное отношение ногайцев к степной антилопе связано с легендой о жестокой битве с врагом, когда в разгар сражения на помощь к воинам-ногайцам пришли стада сайгаков, укрепив их дух и повергнув в бегство врага. В легенду о могучем воине Ногае и горской девушке Бахтике автор включает древнейшие правила о том, что «тот, кто не молился за сайгаков в снежную зиму, сам лишится добра на земле, а у того, кто зимой разбрасывает корм для сайгаков в степи, никогда не исчезает добро в кибитке». Среди тех, кто никогда не забывал заветы предков, - Мухарбий, охотинспек-тор, бесстрашно вступающий в схватку с теми, кто безжалостно губит живое ради своей выгоды и непомерной жадности. Центральной проблемой повести «Белый сайгак» становится очень остро стоящая и на сегодняшний день экологическая проблема сохранения живой природы, хищнического отношения к ней людей. Нравственная составляющая всех героев повести определяется через отношение их к родной степи, к ее неповторимой фауне. Насколько это опасно для жизни самих защитников, читатели узнают из текста. Работа по тексту позволит учителю остановиться на важных деталях, чтобы вникнуть в суть самой проблемы защиты родной природы (рассказ об убийстве инспектора Дагестанского рыбнадзора Агадаша и его сына). В нравственном аспекте характеристики персонажей повести образу Мухарбия противопоставлен образ браконьера Эсманбета. Трудно сказать, когда бывший фронтовик и герой войны стал на путь преступления против родной природы. У него прекрасная семья, замечательные дочери и сын, но жадность, тупая жестокость, самоуверенность и упрямство заводят его в тупик, толкают на страшное преступление, за которым следует неминуемое наказание. Он расстрелял машину охотинспектора, в которой сидел его сын, заменивший Мухарбия на работе. Вместе с защитником природы Мухарбием мы наблюдаем за сайгаками, удивительными обитателями степи. Каждый из них наделен определенными чертами, выполняя свою социальную роль в стаде, так же, как человек в семье. Безобидные и мирные животные, которые не могут жить в неволе, в повести очеловечиваются, они мирно пасутся, боятся, радуются, защищаются от врагов, самым страшным из которых является человек с ружьем. Вместе с героем мы наблюдаем за рождением чудесного белого сайгака, что знаменует собой счастье и благополучие для всего живого вокруг. Так гласит древнее поверье.

Авторские отступления заставляют задуматься над тем, к чему привела неуемная деятельность человека, бездумное вмешательство в ее непреложные законы. Люди утеряли многие знания и инстинкты, нарушили гармонию и радость жизни. В повести противопоставлены две силы - добра и зла, тех, кто любит и защищает природу, и тех, кто варварски уничтожает ее. На одной стороне - Мухарбий, на другой - Эсманбет и прочие браконьеры. Причем герои связаны друг с другом судьбой, в свое время Эсманбет вызволил из немецкого плена Мухарбия, был тяжело ранен. Но в мирное время их дороги разошлись, они стали непримиримыми врагами. При анализе образной системы повести следует обратить внимание на речь героев. Безобидная поначалу беседа перерастает во взаимные упреки и даже открытую вражду. Мухарбий непреклонен в вопросе охраны родной степи, никто не может изменить его твердую уверенность в своей правоте, закон для него не пустой звук, в то же время слова Эсманбета о том, что «закон -это не столб. Перепрыгнуть нельзя, но обойти всегда можно» полностью характеризуют этого алчного и жестокого человека. Кроме того, в разговоре Эсманбет применяет запрещенный прием, он напоминает Мухарбию об отсутствии у него детей, чем вызывает горькие слезы у жены Мухарбия Кадрии. Такая деталь определенным образом характеризует Эсманбета как человека жестокого не только по отношению к животным, но, прежде всего, к людям. Для него браконьерство не просто развлечение, но и способ обогатиться, завести нужные знакомства. О том, что моральное и нравственное падение героя закономерно, и один порок

влечет за собой другие, подтверждает глава, в которой следует описание проступков героя, поведение которого обсуждают на заседании райкома, и выносят решение дать выговор даже те, кто числился в друзьях. Справедливо и принципиально честно звучат слова уважаемого чабана Закир-бая о том, что тому, «кто идет против совести, против чести, против степи, не место с нами. Человек, подрубающий сук, на котором сидит, - безумец...никакой пощады! Враг нашей степи - наш враг». Характеризуя героя повести Эсманбета, важно показать, как и почему происходит его деградация как личности. Автору удалось показать этот процесс в действии, а также трагические последствия для самого героя. Личность Эсманбета показана весьма реалистично, у него много хороших качеств и достижений: прекрасная семья, много друзей, заслуги перед Родиной и сельчанами, но низменные поступки в какой-то момент жизни начинают преобладать и неминуемо увлекают героя в страшную пропасть.

Для анализа сюжета и фабулы повести нужно озаглавить каждую прочитанную главу, определить ход развития событий: завязку развития действия, кульминационный момент, развязку. Важную роль в составлении композиции повести играют лирические отступления, в которых автор повествует о ногайском народе, степи, их легендах и преданиях, традициях и обычаях. Учитель должен уметь «погрузить» ученика в мир художественного текста, научить его быть читателем, умным, вдумчивым, чувствующим, готовым совершать открытия. Не секрет, что чувство причастности рождается только в напряженном диалоге. А диалог этот невозможен без усилий ума и сердца. «Анализ идей, лежащих в основе тех или иных художественных произведений, расширяет понимание, приучает видеть в литературном тексте акт мысли, требующий от читателя встречных интеллектуальных усилий» [3, с. 4]. Само название повести «Белый сайгак» определяет проблематику произведения и его идею - человек должен жить по законам природы и не нарушать их, иначе наказание неотвратимо. Каждая глава читается и обсуждается, прогнозируется развитие сюжета: что будет дальше и почему? «Двухрядный круглый стол» имеет своей целью обмен мнениями по наиболее актуальной проблеме для участников. Для обсуждения на «двухрядном внешнем столе» можно подготовить тех, кто стоит на позиции Мухарбия и тех, кто будет защищать Эсманбета. Стихотворные формы (например, синквейн - пятистишье) - это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление:

Степь

широкая, родная

беречь, любить, защищать

кто посмеет убить белого сайгака, тот будет проклят на веки вечные

наказание неотвратимо

Однако иногда в тексте имеются интересные и важные места, которые учащиеся могут пропустить. Именно в этом случае может помочь дискуссия «совместный поиск», когда на обсуждение выносится тема и идея произведения в целом. Можно предложить следующие вопросы: Почему сайгаки священные животные степи? Какой прием использует писатель, чтобы усилить эмоциональное воздействие на читателей при описании преступления Эсманбета? Почему так важно человеку отстаивать свои собственные взгляды и не идти на сделку с совестью? На подобном уроке преподавателю необходимо умело направлять учащихся к решению вопроса, ничем не выдавая свое отношение к обсуждаемой проблеме [4]. Учителю дагестанской литературы необходимо работать над конструированием форм урока с позиции компетентностного подхода. Например, в повести А. Абу-Бакара можно найти замечательный стимул, рождающий интригу. Стимул: «Скажите, пожалуйста, считаете ли вы планету Земля живым существом? Какую роль в ее жизни играет Человек?» Задачная формулировка: обладает ли Человек разумом, чтобы осознать ошибки и выжить, или он лишен разума и обречен на вымирание как вид? Опираясь на текст, сформулируйте позиции, которые будут ответом на проблемный вопрос. Подтвердите фактами из текста каждую позицию. Какую из этих позиций вы считаете более верной? Приведите не менее двух аргументов из жизненного опыта или истории, подтверждающих вашу точку зрения.

В своей работе я предлагаю включение компетентностно-ориентирован-ных заданий по тексту: найти в тексте повести А. Абу-Бакара слова, связанные с ногайской степью, с местной флорой и фауной. Для полного погружения в мир природы и осмысленного восприятия художественного текста, обогащения словарного запаса, расширения культурного кругозора необходимо выписать слова, связанные с географическим местом, где происходит действие повести. Найти в тексте повести А. Абу-Бакара название представителей животного и растительного мира степи, слова, связанные с культурой и бытом ногайского народа. Найти в электронном словаре и словарях сети Интернета толкования этих слов (степь, сайгак, таратур, кумган, монета-карапул, шаровары, ногайчай, осетры, джигит, минарет, степные орлы, кинжал, кебаб, собантой, курзе). Для урока-диспута на нравственные темы подбираются следующие проблемные вопросы: «Общече-

Человек утерял свою связь с природой, его деятельность наносит непоправимый вред всему живому, в том числе и себе самому. Природа мстит Человеку, и он обречен на вымирание. Человек обладает разумом, позволяющим осознать свои ошибки, чтобы стать ближе к природе и никогда их не совершать преступлений против нее.

«Десяток рыб, десяток сайгаков - это не будущее, Мухарбий. Я же охотник.». «Сын! Это я, это я убил тебя. Сайгак. Белый сайгак...Я убил. Проклятие...Белый сайгак...Мой сын.».

«Вдруг раздается страшный грохот, непохожий на гром, обычный в степи, но это не гром, это стреляют из ружей-автоматов охваченные азартом погони жестокие люди. Трехмесячный, еще неокрепший белый сайгачонок первым падает, сраженный картечью. Отец-сайгак оглянулся, и мать повернула назад. Но не успевает мать добежать до белого сайгака, как что-то сильно толкает ее в грудь, она взлетает над землей и падает бездыханной. Отец-сайгак успевает дойти до детеныша и тут же падает рядом с сыном». «Ты враг нашей степи, ты враг наших детей!»

«Сынок, что с тобой? - спрашивает раненный, умирающий отец-сайгак. - Не знаю, мне очень больно. - Будь они прокляты, сынок, эти двуногие звери!» «Обо всем этом знает Мухарбий, но ничто не может его остановить, когда дело идет о сохранении родной степи. Никакие угрозы не заставят его отступить от долга и пойти на сделку со своей совестью, пусть грозится Эсманбет. Еще посмотрим, кто будет плакать, а кто - смеяться».

«Человек подошел к беспомощному, ослабевшему, умирающему белому сай-гачонку и с превеликим равнодушием и хладнокровием, ощупав шею, одним взмахом острого кинжала отрубает голову. В степь хлынула горячая кровь, такая соленая, как и земля здесь. Другие сайгаки были расчленены таким же образом. Туловища в машину, а головы их зарывают в землю». «Кто посмеет убить белого сайгака, тот будет проклят на веки вечные».

«Появились на земле ужасные люди, которые живут только для себя. Это страшно. Горцы говорят, что таких всепожирающих людей не было никогда. Сегодня он живет, а что будет завтра с родной землей, его не интересует. После меня хоть потоп. Пусть не растет трава, пусть не цветут розы, пусть не восходит солнце. Это хуже чумы или холеры. Мухарбий ненавидел этих людей. Вот почему о нем говорят, что он неуживчив, вот почему его не любят. У него много недругов, но есть и друзья. Он предан своему делу не только по долгу, но и по своей натуре. Нет сомнений, что если бы он был инспектором, все равно также болел бы за родную природу, также защищал ее».

«Кто идет против совести, против чести, против степи, не место с нами. Человек, подрубающий сук, на котором сидит, - безумец.никакой пощады! Враг нашей степи - наш враг»

ловеческие ценности и культура», «Национальное и интернациональное», «Народная мудрость в современной жизни», «Нравственный облик современного человека». В ходе анализа текста необходимо обратить внимание учащихся на легенды и предания, притчи, пословицы и поговорки, афоризмы, стихотворные вставки, авторскую речь [2, с. 117]. Работа над текстом дает возможность привить учащимся навыки углубленного анализа литературы [1, с. 50].

Библиографический список

Таким образом, применение инновационных методик обучения на уроках литературы включает учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, формирует такие качества высокоразвитой языковой личности, как способность исследовать текст в различных аспектах, извлекать необходимую информацию из различных источников, соотносить идею произведения с жизненным обоснованием и помогает учащимся в решении жизненных проблем.

1. Абдурахманова А.Г, Мадиева З.З. Формирование культурологической компетенции при работе над текстом. Взаимодействие языков и культур при изучении русского языка: опыт и перспективы: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Махачкала, 2021.

2. Курбанова З.Г. К вопросу об изучении поэмы Расула Гамзатова «Мой Дагестан» в старшей школе. Современные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей по материалам XIX Международной научно-практической конференции. Пенза, 2020.

3. Лотман Ю. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. Москва, 1988.

4. Курбанова З.Г К вопросу об изучении сказок в старших классах и профессиональных общеобразовательных организациях на уроках литературы народов Дагестана. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 5 (84): 68 - 70.

5. Айсувакова Т.П., Ахмедова Э.М., Горбунова Н.В., Давыдова Л.Н. и др. Психолого-педагогические аспекты осуществления образовательного процесса в современных социокультурных условиях: коллективная монография. Москва: Деловая карьера, 2021.

6. Инфоурок. Ведущий образовательный портал России. Available at: EduContest.net/гu/1263842/автора-опьгг/97%infouгok.гu/innovacionnyemetodiki-obucheniya-na-u...y-fgos-4610221.html97%infourok.ru/doklad-

References

1. Abdurahmanova A.G., Madieva Z.Z. Formirovanie kul'turologicheskoj kompetencii pri rabote nad tekstom. Vzaimodejstvie yazykov i kul'tur pri izuchenii russkogo yazyka: opyt i perspektivy: sbornik statej po materialam Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Mahachkala, 2021.

2. Kurbanova Z.G. K voprosu ob izuchenii po'emy Rasula Gamzatova «Moj Dagestan» v starshej shkole. Sovremennye nauchnye issledovaniya: aktual'nye voprosy, dostizheniya i innovacii: sbornik statej po materialam XIX Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Penza, 2020.

3. Lotman Yu. V shkole po'eticheskogo slova: Pushkin, Lermontov, Gogol'. Moskva, 1988.

4. Kurbanova Z.G. K voprosu ob izuchenii skazok v starshih klassah i professional'nyh obscheobrazovatel'nyh organizaciyah na urokah literatury narodov Dagestana. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 5 (84): 68 - 70.

5. Ajsuvakova T.P., Ahmedova 'E.M., Gorbunova N.V., Davydova L.N. i dr. Psihologo-pedagogicheskie aspekty osuschestvleniya obrazovatel'nogo processa v sovremennyh sociokul'turnyh usloviyah: kollektivnaya monografiya. Moskva: Delovaya kar'era, 2021.

6. Infourok. Veduschijobrazovatei'nyjportaiRossii. Available at: EduContest.net/ru/1263842/avtora-opyt/97%infourok.ru/innovacionnyemetodiki-obucheniya-na-u...ij-fgos-4610221. html97%infourok.ru/doklad-

Статья поступила в редакцию 12.07.21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.