Научная статья на тему 'КОНФИГУРАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

КОНФИГУРАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
125
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / ТЕОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА / КОНФИГУРАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА / МЕТОД КЕЙСОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жохова Валентина Владимировна

В данной статье проводится анализ исследования роли человеческого капитала в развитии предприятий социального предпринимательства. Для сбора материала использованы различные базы российских и зарубежных научных журналов в области менеджмента и предпринимательства. В работе оценены результаты теоретической дискуссии при исследовании понятий социального предпринимательства и человеческого капитала, рассмотрена взаимосвязь человеческого капитала и создания предприятий. Представлены результаты лонгитюдного исследования, проведенного кейс-методом на предприятиях социального предпринимательства Приморского края в период 2016-2020 гг. Определены особенности формирования предприятий социального предпринимательства и воздействие экономического кризиса на деятельность предприятий в регионе, исследован человеческий капитал и обозначена его роль в развитии социального предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Жохова Валентина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONFIGURATION OF HUMAN CAPITAL IN THE DEVELOPMENT OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP

This article analyzes the study of the role of human capital in the development of social entrepreneurship enterprises. Various databases of Russian and foreign scientific journals and articles in the field of management and entrepreneurship were used to collect the material. The paper evaluates the results of the theoretical discussion in the study of the concepts of social entrepreneurship and human capital, considers the relationship between human capital and the creation of enterprises. The article presents the results of a longitudinal study conducted by the case method at the enterprises of social entrepreneurship in the Primorsky Territory in the period 2016-2020.The features of the formation of social entrepreneurship enterprises and the impact of the economic crisis on the activities of enterprises in the region are determined, human capital is studied and its role in the development of social entrepreneurship is outlined.

Текст научной работы на тему «КОНФИГУРАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

DOI https://doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2021-2/023-033

УДК 334.024 В. В. Жохова

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток. Россия

Конфигурация человеческого капитала в развитии социального предпринимательства

В данной статье проводится анализ исследования роли человеческого капитала в развитии предприятий социального предпринимательства. Для сбора материала использованы различные базы российских и зарубежных научных журналов в области менеджмента и предпринимательства. В работе оценены результаты теоретической дискуссии при исследовании понятий социального предпринимательства и человеческого капитала, рассмотрена взаимосвязь человеческого капитала и создания предприятий. Представлены результаты лонгитюдного исследования, проведенного кейс-методом на предприятиях социального предпринимательства Приморского края в период 2016-2020 гг. Определены особенности формирования предприятий социального предпринимательства и воздействие экономического кризиса на деятельность предприятий в регионе, исследован человеческий капитал и обозначена его роль в развитии социального предпринимательства.

Ключевые слова и словосочетания: социальное предпринимательство, социальный предприниматель, теория человеческого капитала, конфигурация человеческого капитала, метод кейсов.

V. V. Zhokhova

Vladivostok State University of Economics and Service Vladivostok. Russia

The configuration of human capital in the development of social entrepreneurship

This article analyzes the study of the role of human capital in the development of social entrepreneurship enterprises. Various databases of Russian and foreign scientific journals and articles in the field of management and entrepreneurship were used to collect the material. The paper evaluates the results of the theoretical discussion in the study of the concepts of

Жохова Валентина Владимировна - доцент кафедры международного маркетинга и торговли; e-mail: Valentina.Zhohova@vvsu.ru

23

social entrepreneurship and human capital, considers the relationship between human capital and the creation of enterprises. The article presents the results of a longitudinal study conducted by the case method at the enterprises of social entrepreneurship in the Primorsky Territory in the period 2016-2020.The features of the formation of social entrepreneurship enterprises and the impact of the economic crisis on the activities of enterprises in the region are determined, human capital is studied and its role in the development of social entrepre-neurship is outlined.

Keywords: social entrepreneurship, social entrepreneur, theory of human capital, configuration of human capital, case study.

Введение

В России наблюдается активное развитие социального предпринимательства. Формирование и реализация данного направления в Приморье помогают привлечь в бизнес различные общественные слои за счет расширения границ реального спроса и создают предпосылки для развития экономики региона вследствие образования новых рабочих мест и активного использования человеческого капитала в бизнесе, а также сокращают отток населения за пределы региона.

Социальное предпринимательство, приоритетом которого отмечено решение социальных проблем, способствует динамичному росту числа организаций [19]. Человеческий капитал играет большую роль в приращении знаний и навыков, усиливающих развитие предпринимательской деятельности [12; 21]. Разница между коммерческим и социальным предпринимательством заключается в различном влиянии на него общего и специфического капиталов [13].

Роль человеческого капитала в деятельности социального предпринимательства недостаточно изучена. Применение индуктивного метода, характеризующего путь познания от фиксирования эмпирических данных, их анализа и систематизации к обобщениям и формулируемым на этой основе общим выводам, дает возможность проработать комплекс обозначенной проблематики. В российской науке такие исследования практически отсутствуют. Автором был поставлен исследовательский вопрос: какова конфигурация человеческого капитала, влияющая на развитие социального предпринимательства в регионе? Для лонгитюдного исследования человеческого капитала предприятий социального предпринимательства региона использовался кейс-метод. Основанием для выбора данного метода послужила необходимость анализа современного феномена в реальном контексте его существования. Исследование проводилось в 2016— 2020 гг. в два этапа. Объектом исследования выступали российские предприятия Приморского края, осуществляющие предпринимательскую деятельность в рамках социального предпринимательства.

Концептуальные основы социального предпринимательства

В настоящее время понятие социального предпринимательства активно рассматривается в научных кругах, однако нет общей теоретической основы и отсутствует единое общепринятое определение социального предпринимательства. Основоположником исследования данного направления является Грегори Диз, который установил отличительные особенности социального предпринима-

24

тельства: миссия для создания социальной ценности; новые возможности; инно-вационность, адаптация и обучение; лидерские предпринимательские действия с учетом ограниченности ресурсов; чувство ответственности за результативность [14]. Одни авторы рассматривают социальное предпринимательство как «поиск создания социальной ценности посредством экономической деятельности» [15]. Здесь изучаются такие экономические характеристики, как финансовые результаты предприятия, его эффективность, удовлетворенность заинтересованных сторон и конкурентоспособность реализуемой продукции и услуг. С таким определением другие ученые активно дискутируют, утверждая, что перечисленных показателей для оценки развития предприятий социального предпринимательства недостаточно и следует рассматривать их в рамках объективности и субъективности. К объективным характеристикам они относят количество сотрудников, доход, прибыльность; среди субъективных отмечают качество реализованной продукции, удовлетворенность клиентов, рынок [17]. Многими зарубежными исследователями подчеркивается необходимость измерения отличительных компетенций менеджеров предприятий и определения их влияния на деятельность предприятия, где выявляется значимость исследования человеческого капитала для развития социального предпринимательства. Авторы утверждают, что изучение отличительных компетенций предпринимателей может помочь многим компаниям достичь наилучших результатов [22].

В отечественных исследованиях социального предпринимательства фиксируется, что в России оно прошло стадию зарождения, осознанного развития и сейчас находится на стадии становления [9]. Основная гипотеза исследования феномена - это формирующаяся система отношений между субъектами, вовлекаемыми в экономическую деятельность, и содействием их в решении социальных проблем [8].

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. № 245-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» узаконил понятие «социальное предпринимательство», отметив его как деятельность, направленную на достижение общественно полезных целей, способствующих решению социальных проблем граждан и общества. При этом российские исследователи рассматривают социальное предпринимательство как: 1) «способ экономической деятельности, в котором соединяется социальное назначение организации с предпринимательским новаторством и достижением самоокупаемости» [7]; 2) «предпринимательство, которое характеризуется социально ответственной деятельностью субъектов малого предпринимательства, направленного на решение социальных проблем» [5]. Формирование изучаемого предпринимательства часто связывается с деятельностью некоммерческих объединений (НКО), имеющих социальные цели деятельности, осуществляющих благотворительность, обладающих корпоративной социальной ответственностью.

Мы разделяем точку зрения российских и зарубежных авторов, что анализируемое предпринимательство нацелено на достижение основной миссии, свя-

25

занной с решением социальной проблемы, где финансовая устойчивость является необходимым, а не достаточным условием достижения данной цели [1], и проведенный нами ранее анализ понятий социального предпринимательства в научных статьях за период 1995-2015 гг. выявил такие его специфические свойства, как превосходство социальной миссии над коммерческой, формирование социальной ценности, социальная ответственность предпринимателя, трансформационное лидерство и благотворительность предприятия [3].

Теория человеческого капитала

Американский исследователь, лауреат Нобелевской премии, экономист Т. Шульц основал теорию человеческого капитала еще в шестидесятые годы. Теоретическая модель человеческого капитала была разработана Г. Беккером, который под человеческим капиталом понимал запас человеческих способностей, знаний, навыков и мотиваций. Особенностью капитала является неотделимость от личности своего носителя. Инвестициями в человеческий капитал могут быть образование, охрана здоровья, поиск информации, географическая мобильность и т.д.

Составляющие человеческого капитала - образование, опыт, знания и навыки - постоянно критикуются относительно того, что они являются основными факторами развития предприятия [16]. Г. Беккер ввел различие между общими и специфическими инвестициями, отмечая, что специальная подготовка наделяет работника знаниями и навыками, представляющими интерес лишь для того предприятия, где они были получены, определяя тем самым специфический человеческий капитал [2, с. 593]. В ходе общей подготовки приобретенные знания и навыки, полученные работниками, могут быть применимы и в других организациях, что соотносится с общим человеческим капиталом.

Как в коммерческом, так и в социальном предпринимательстве существует связь между специфическим и общим человеческим капиталами, основанная на предпринимательской способности (экономический подход) и на воздействии мотивационных эффектов (психологический подход) [11].

Исследование показывает, что социальное предпринимательство требует разнообразных «конфигураций» человеческого капитала в отличие от коммерческого предпринимательства, объясняя это спецификой деятельности данных предприятий [10]. Общий человеческий капитал, обладающий более разнообразной когнитивной перспективой, может иметь наибольшее значение для развития социального предпринимательства [23].

Дизайн исследования, методы и аргументы выбора

Первый этап исследования человеческого капитала, влияющего на развитие социального предпринимательства Приморского края, осуществлялся в период с 2016 по 2018 г. Повторные исследования (второй этап) данных объектов - в 2019-2020 гг. Для изучения предпринимательства применяются качественные методы исследования: лонгитюдное исследование кейс-методом, в котором рассматривается одна и та же группа объектов в течение длительного времени, за которое эти объекты успевают существенным образом поменять какие-либо свои значимые признаки. 26

Кейс-метод включал интервью с социальными предпринимателями; наблюдение за предпринимательской деятельностью; анализ экономических данных предприятия. Выбор объектов исследования составлял 10 кейсов, рекомендованных к исследованию конкурсной площадкой социальных проектов «Энергия участия» (г. Владивосток). Данные объектов исследования Приморского края в период 2016-2020 гг. представлены в таблице.

Таблица

Объекты исследования Приморского края в 2016-2020 гг.

Детские сады Туристские центры и фирмы Обучающие и развлекательные детские центры Центр социального обслуживания НКО

Объект 1 Объект 2 Объект 3 Объект 4 Объект 5 Объект 6 Объект 7 Объект 8 Объект 9 Объект 10

Владивосток Владивосток Артем Владивосток Находка

Период открытия предприятия СП

2010 2012 2008 2003 2007 1999 2015 2015 2017 2015

Количество работающих на предприятии СП

8 15 10 10 6 6 15 10 20 10

Оказываемые услуги предприятием СП

Образовательные услуги для детей дошкольного возраста Туристские услуги для детей,экологический туризм Образовательные и развлекательные услуги для детей Услуги сиделки (помощь) людям пожилого возраста Образо-ватель-ные услуги для детей

Примечание: составлено автором.

За анализируемый период исследованы кейсы, одной из целей которых было решение социальной проблемы региона: детские сады, реализующие образовательные услуги для детей дошкольного возраста; туристские центры и фирмы, реализующие туристские услуги для детей и экологический туризм; обучающие и развлекательные детские центры, реализующие образовательные и развлекательные услуги для детей; Центр социального обслуживания, предоставляющий услуги сиделки (помощь) людям пожилого возраста и с ограниченными возможностями; НКО (некоммерческое объединение), оказывающее образовательные услуги для детей дошкольного и школьного возраста.

27

Основные характеристики респондентов: возраст от 36 до 55 лет; образование - высшее профессиональное; квалификация соответствует обозначенной деятельности; все исследуемые получили дополнительное образование (ДПО), связанное с данным бизнесом; респонденты обладали определенными достижениями: «Победитель конкурса социальных проектов», победитель федерального проекта «Мама-предприниматель», лауреат конкурса «Лидер туриндустрии»; опрашиваемые имели детей дошкольного и школьного возраста.

Повторные исследования с использованием дополнительного опроса предпринимателей социального предпринимательства и метода наблюдения за их деятельностью были организованы выборочно на объектах № 3, 6 и 9.

Интервью, наблюдение, анализ исследования

Исследование социального предпринимательства Приморского края показало, что экономический кризис в анализируемый период существенно не повлиял на его формирование и реализацию. Это подтверждается динамикой развития экономических показателей изучаемых предприятий и высказываниями респондентов при опросе: «Кризис не коснулся предприятия, детские сады нужны, нужна заработная плата», «В кризис мы получили дотации от государства», «Мы открыли бизнес, участвуя в грантах», «Мы решали социальные проблемы... поэтому финансово устойчивы» и др.

Обзор предприятий Приморского края позволил особо выделить следующие отличительные черты социального предпринимательства:

- польза обществу: «Мною двигало желание делать хорошо и делать для народа»; «Мы принесли пользу данной семье»;

- социальная ценность: «Когда будет меньше спрос на детские сады, мы все равно будем существовать. К нам будет особое внимание»;

- благотворительность: «К нам обращаются ветераны - мы предоставляем автобусы», «У нас есть путевки со скидкой для малообеспеченных детей»;

- трансформационное лидерство: «Я стала отличником народного просвещения»; «Я стала руководителем отдела»;

- самоотверженность и ответственность: «Без вложения своей души, сердца, крови и пота - ничего не получится».

Анализ человеческого капитала помог выделить основные его характеристики и особенности в социальном предпринимательстве. Респонденты имели высшее профессиональное образование: «Я учитель китайского и английского языка», «Музыкальное образование для меня основа», «Я учитель начальных классов»; профессиональные навыки: «Я хорошо знаю школьные программы», «Я дополнительно работала методистом», «Мы начали получать дипломы, грамоты» и опыт: «Я всю жизнь работала с дошкольниками», «Я учитель с 1979 года», «Знания пригодились и в данной деятельности». Все опрашиваемые воспользовались знаниями и навыками при открытии своего бизнеса.

Способности, знания, умения и навыки исследуемых, необходимость решения личных социальных проблем, к примеру, отсутствие мест в детских садах, и социальных проблем региона способствовали мотивации к созданию предприятия социального предпринимательства. Алгоритм следующий: респондент

28

получал высшее профессиональное образование, затем работал на предприятиях Приморского края, получая навыки и опыт, активно участвовал в продвижении по карьерной лестнице, развиваясь на обучающихся курсах и соревнуясь в различных региональных и федеральных конкурсах, получал общественное признание и затем открывал собственный бизнес, используя опыт и финансовую государственную поддержку.

Развитию организованного бизнеса помогали дополнительные знания респондентов: «Я еще имею диплом по социальной работе», «Конечно, постоянно учусь на каких-либо курсах ДПО», «Я имею образование психолога», «Я ранее работала бухгалтером», а также наличие способностей и творческого потенциала: «Я играю на фортепьяно», «Я в детстве хорошо танцевала», «У меня музыкальный слух».

Исследование продемонстрировало наличие у каждого респондента индивидуальных, экономических и социальных характеристик и особенных качеств: физические (делали зарядку, бег утром), психологические (стремление к лидерству и самоутверждению), интеллектуальные (стремление к новым знаниям, издание книг).

Были подчеркнуты как реально функционирующий человеческий капитал, используемый субъектом труда в предпринимательской деятельности, так и потенциальный человеческий капитал, способствующий развитию социальных потребностей общества. В перспективе его можно использовать для создания нового бизнеса с иными социальными целями, повышая доходы предприятия.

В социальном предпринимательстве проанализирован общий человеческий капитал, включающий знания, умения и навыки, полученные в ходе профессиональной подготовки при обучении в вузе, который использован в предпринимательской деятельности; а также специфический, включающий дополнительные знания и умения, которые могут быть применены респондентами на определенной должности и в конкретной организации.

В процессе исследования обнаружено, что общий человеческий капитал имеет наибольшее значение для социального предпринимательства, при этом респонденты активно развивают свои навыки и способности, связанные с решением социальных проблем региона с упором на лидерские качества. Специфический человеческий капитал не востребован, респонденты частично воспользовались его элементами при реализации социального предпринимательства (музыкальные и спортивные способности, знание китайского языка). Нами отмечено, что общие профессиональные навыки и умения приобретаются посредством формального образования, специфические - через опыт. В большей степени на исследуемых предприятиях работники обучаются непосредственно на рабочих местах, предприниматели и менеджеры среднего звена - за пределами компании, с выездом в другие регионы и страны.

Обсуждение

Опираясь на результаты зарубежных исследований, мы разделяем точку зрения авторов, что в социальном предпринимательстве «первостепенна миссия, имеющая социальную ценность, а второстепенна экономическая потребность

29

предпринимателя» [11], но полагаем, что наибольшее значение может иметь смешанная миссия, учитывающая социальную и экономическую составляющие предприятия [20].

Человеческий капитал способствует развитию социального предпринимательства. Он состоит из «формального» образования - подготовка или обучение на предприятии, включая непосредственно рабочее место [4]. Более образованные работники - предприниматели - стремятся получить дополнительное образование вне своей компании, тогда как менее образованные обучаются в рамках своей фирмы.

Ценность понятия «человеческий капитал» рассматривается в совокупности экономических, социальных и индивидуальных признаков, при этом выделяются группы качеств и способностей, характеризующих работника в трудовой деятельности: физические, интеллектуальные, психологические [6]. Исследование показывает, что способности, знания, умения и навыки предпринимателя, которые выступают целью деятельности отдельных фирм, семей, организаций, являются мотивирующими факторами к эффективному труду.

В социальном предпринимательстве совокупность врожденных способностей, приобретенного опыта и творческого потенциала, психологического и физического здоровья, мотивации к профессиональной деятельности обеспечивает возможность приносить доход предприятию [18].

Активно прослеживается реально функционирующий человеческий капитал, который на данный момент уже используется субъектом труда в предпринимательской деятельности. Потенциальный человеческий капитал, который может быть использован в экономических целях для получения дохода, по некоторым причинам в настоящее время задействован незначительно.

Конфигурация - это внешний вид или очертание субъекта, взаимное расположение определенных элементов. Человеческий капитал - совокупность знаний, умений, навыков, используемых для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом. Конфигурация человеческого капитала в социальном предпринимательстве - это образ («портрет») предпринимателя, включающий в себя совокупность элементов общего и специфического человеческого капиталов, способствующих эффективному развитию его предпринимательской деятельности. Исследование показало: умения и навыки являются определенным запасом и накапливаются, производительные способности социального предпринимателя служат источником доходов предприятия. Реально функционирующий человеческий капитал способствует его формированию; потенциальный, используемый для достижения социальных целей предприятия, содействует росту дохода и развитию социального предпринимательства. Общий человеческий капитал в социальном предпринимательстве, приобретенный посредством «формального» образования, может иметь наибольшее значение для его развития. Специфический, объединяющий профессиональные умения, навыки и опыт социального предпринимателя, частично востребован на предприятиях социального предпринимательства, так как способствует повышению производительности труда предпринимателя.

30

Повторно проводимые исследования на трех объектах социального предпринимательства Приморского края подтвердили полученные результаты.

Заключение

Конфигурация как совокупность и взаимосвязь элементов общего и специфического человеческого капитала повышает эффективность предпринимательской деятельности в социальном предпринимательстве. Человеческий капитал в социальном предпринимательстве следует рассматривать в виде формы человеческого потенциала, который играет системообразующую роль при определении человеческих ресурсов общества - совокупность рабочей силы, человеческого и информационного капиталов.

Результаты научного исследования могут внести определенный вклад в развитие теоретических знаний в области человеческого капитала, расширяя понимание природы социального предпринимательства и его влияния на развитие бизнеса. Практическая значимость исследования будет заключаться в том, что полученные результаты могут помочь определить основные характеристики предпринимателя, способствующего формированию предприятий социального предпринимательства.

В качестве возможных перспективных направлений дальнейших научных исследований следует выделить проведение дополнительного исследования кейсов, которое позволит рассмотреть развитие регионального социального предпринимательства в динамике и проанализировать факторы его успеха. Социальное предпринимательство может стать одним из эффективных ресурсов развития регионов.

1. Арай Ю. Н., Бурмистрова Т. А. Специфика бизнес-моделей в социальном предпринимательстве // Российский журнал менеджмента. - 2014. - Т. 12, № 4. - С. 55-78.

2. Беккер Г.С. Человеческое поведение: экономический подход. - Москва: ГУ ВШЭ, 2003. - 672 с.

3. Жохова В.В. Социальное предпринимательство: концепция, сущность, значение // Современная конкуренция. - 2015. - Т. 9. - № 4(52). - С. 56-79.

4. Капелюшников Р. И. Сколько стоит человеческий капитал России?: препринт WP3/2012/06 / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. - 76 с.

5. Положение о Координационном совете Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по вопросам развития социального бизнеса и предпринимательства. -Текст: электронный // Торгово-промышленная палата Российской Федерации: [сайт]. - URL: http://www.tpprf.ru/ru/interaction/councils/youth_council/ (дата обращения: 23.03.2021).

6. Светуньков М.Г., Ямбарцева Е.В. Человеческий капитал как источник успешности современного предприятия. - Текст: электронный // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка»: [сайт]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7chelovecheskiy-kapital-kak-istochnik-razvitiya-i-uspeshnosti-sovremennogo-predprinimatelya/viewer (дата обращения: 23.03.2021).

7. Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования / отв. ред. А. А. Московская; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. - 284 с.

31

8. Дегтярева С.В., Дегтярёва Т.О. Социальное предпринимательство как источник социальных изменений в современной экономике: системный подход // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. - 2019. - Т. 17, № 2. DOI: 10.25513/1812-3988.2019.17(2).99-111.

9. Герасимова Е.Н. Социальное предпринимательство: потенциал и меры поддержки // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2019. - №7. - С. 26-32. DOI: 10.24411/2411-0450-2019-11070.

10. Austin J., Stevenson H., Wei-Skillern J. Social or commercial entrepreneurship: Same, different, or both? // Entrepreneurship: Theory and Practice. - 2006. - Vol. 30, № 1. -Р. 1-22.

11. Alter S. Social Enterprise Typology. Virtue Ventures LLC, 2007, 27 (revised vers.). -URL: http://rinovations.edublogs.org/files/2008/07/setypology.pdf (дата обращения: 23.10.2017).

12. The Value of Human and Social Capital Investments for the Business Perfomance of Start-Ups / N. Bosma, C. Praag, R. Thuric, G. Wit // Small Business Economics, 2004. -P. 2- 20.

13. Estrin S., Mickiewicz T., Stephan U. Human capital in social and commercial entrepreneurship // Journal of Business Venturing. - 2016. - № 31. - P. 449-467.

14. Dees G. The Meaning of Social Entrepreneurship, 1998. Rev 2001 // The Meaning of Social Entrepreneurship. CASE at Duke. Retrieved, 2013.

15. La impressa social: revision the conceptos y modelo para el analisis organizativo / P. Fi-cas, A. Moreno, C. Mataix, M. Palacios // Revista Espanola del Tercer Sector, 2011. -P. 41-66.

16. Florin J., Lubatkin M., Schulze W. A social capital model of high-growth ventures // Academy of Management Journal. - 2003. - Vol. 46, № 3. - P. 374-384.

17. Camison C., Villar-Lopez A. Organizational innovation as an enabler of technological innovation capabilities and firm performance // Journal of Business Research, 2014. -P. 2891-2902.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Christian M.S. Human Capital Accounting in the United States: 1994 to 2006 // Survey of Current Business. - 2010. - Vol. 87, № 6. - P. 78-83.

19. MacMillan I., Siegel R., Narasimha P.N. Criteria used by venture capitalists to evaluate new venture proposals // Journal of Business Venturing. - 2008. - Vol. 1, № 1. - P. 119128.

20. Mair J., Marti I. Social entrepreneurship research: a source of explanation, prediction, and delight / J. World Bus. - 2006. - № 41. - Р. 36-44.

21. Penning L., Lee A. Witteloostuijn. Human capital, social capital, and dissolution // Academy of Manadement Journal, 2017. - P. 425- 440.

22. Prahalad C., Hamel G. The core competence of the corporation // Harvard Business Rew-ierw. - 1990. - Vol. 68(3).

23. A typology of social entrepreneurs: motives, search processes and ethical challenges / S. Zahra, E. Gedajlovic, D. Neubaum, J. Shulman // Journal of Business Venturing. -2009. - Vol. 24, № 5. - Р. 519-532.

Транслитерация

1. Araj Yu. N., Burmistrova T. A. Specifika biznes-modelej" v social'nom predpri-nimatel'stve // Rossijskif zhurnal menedzhmenta. - 2014. - T. 12, № 4. - S. 55-78.

2. Bekker G.S. CHelovecheskoe povedenie: ekonomicheskij podhod. - Moskva: GU VSHE, 2003. - 672 s.

32

3. Zhohova V.V. Social'noe predprinimatel'stvo: koncepciya, sushchnost', znachenie II Sovremennaya konkurenciya. - 2015. - T. 9. - № 4(52). - S. 56-79.

4. Kapelyushnikov R. I. Skol'ko stoit chelovecheskij kapital Rossii?: preprint WP3I2012I06 I Nac. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki». - Moskva: Izd. dom Vysshej shkoly eko-nomiki, 2012. - 76 s.

5. Polozhenie o Koordinacionnom sovete Torgovo-promyshlennoj palaty Rossijskoj Federacii po voprosam razvitiya social'nogo biznesa i predprinimatel'stva. - Tekst: elektronnyj II Torgovo-promyshlennaya palata Rossijskoj Federacii: [sajt]. - URL: http : IIwww. tpprf. ruIruIinteractionIcouncilsIyouth_councilI (data obrashche-niya: 23.03.202l).

6. Svetun'kov M.G., Yambarceva E.V. CHelovecheskij kapital kak istochnik uspeshnosti sovremennogo predpriyatiya. - Tekst: elektronnyj II Nauchnaya elektronnaya biblioteka «KiberLeninka»: [sajt]. - URL: https:IIcyberleninka.ruIarticleInIchelovecheskiy-kapital-kak-istochnik-razvitiya-i-uspeshnosti-sovremennogo-predprinimatelyaIviewer (data obra-shcheniya: 23.03.202l).

7. Social'noe predprinimatel'stvo v Rossii i v mire: praktika i issledovaniya I otv. red. A. A. Moskovskaya; Nac. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki». - Moskva: Izd. dom Vysshej shkoly ekonomiki, 20ll. - 284 s.

8. Degtyareva S.V., Degtyaryova T.O. Social'noe predprinimatel'stvo kak istochnik so-cial'nyh izmenenij v sovremennoj ekonomike: sistemnyj podhod II Vestnik Om-skogo uni-versiteta. Seriya: Ekonomika. ' - 2019. - T. 17, № 2. DOI: l0.255l3Il8l2-3988.2019. l7(2).99-l 11.

9. Gerasimova E.N. Social'noe predprinimatel'stvo: potencial i mery podderzhki II Ekonomika i biznes: teoriya i praktika. - 2019. - №7. - S. 26-32. DOI: 10.2441 lI24l 1-0450-201911070.

© В. В. Жохова, 2021

Для цитирования: Жохова В. В. Конфигурация человеческого капитала в развитии социального предпринимательства II Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2021.-Т. 13, № 2. - С. 23-33.

For citation: Zhokhova V. V. The configuration of human capital in the development of social entrepreneurship, The Territory of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University of Economics and Service, 2021, Vol. 13, № 2, рp. 23-33.

DOI https:IIdoi.orgIl0.24866IVVSUI2073-3984I202l-2I023-033

Дата поступления: 30.03.202l.

33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.