Инновации в сфере услуг
111
Нередко предприятия и организации участвуют в выставках и ярмарках, проводимых в других городах России или за рубежом. На такие мероприятия, как правило, работники направляются в командировку. Порядок направления работников в командировку для участия в выставке не зависит от того, размещает ли организация стенд на выставке, ярмарке или работники посетят мероприятие в качестве гостей.
В целом, расходы по командированию работников для участия в выставке являются затратами, направленными на перспективное развитие организации.
Если работники командированы на выставку, соответствующую профилю производственной деятельности организации, и командировка напрямую связана с этой производственной деятельностью (например, поиск новых покупателей продукции и т.п.) - затраты можно классифицировать как расходы, связанные со сбытом продукции [2].
Список литературы:
1. Гусаковская Е.Г. Учет расходов на участие в выставке // Бухгалтерский учет. - 2003. - № 5.
2. Жуков В.Н. Учет расходов на рекламу // Бухгалтерский учет. - 2003. -№ 7.
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОКАЗАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ: СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
© Шеяненко Д.О.*, Мартынова Т.Н.*
Кемеровский государственный университет, г. Кемерово
В статье представлены понятие социального предпринимательства, выявлены факторы его отличия от обычного предпринимательства, выделены формы оказания социальных услуг посредством социального предпринимательства на примере отечественных и зарубежных предприятий. Дана краткая характеристика современного статуса социального предпринимательства и социальных предпринимателей в России, примеры поддержки на уровне регионов. Проводится мысль о молодежи как проводнике инновационных идей для социально-предпринимательской деятельности.
* Магистрант Социально-психологического факультета.
* Заведующий кафедрой Социальной работы и менеджмента социальной сферы Социальнопсихологического факультета, кандидат педагогических наук, доцент.
112 УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА
Ключевые слова: социальное предпринимательство, социальные предприниматели, социальные услуги, формы социального предпринимательства, социальное предпринимательство в России, региональная поддержка социального предпринимательства, молодежь как социальные предприниматели.
В настоящее время, социальная значимость деятельности предприятий малого и среднего бизнеса является одной из ключевых тем в развитии отечественной экономики, что неоднократно отмечалось и Президентом страны В.В. Путиным, в частности в послании Федеральному Собранию в 2012 году [19]. В этом секторе создается и функционирует значительная часть экономических и человеческих ресурсов. Обращаясь к статистике, можно отметить, что на 2013 год, численность предприятий данной сферы экономики составляла 238 тыс. единиц, и обеспечивали работой более 6 млн. человек персонала, что на 15 % больше, чем в прошлые годы [21]. При этом наибольшее число индивидуальных предприятий задействовано в оптовой (1442,5 тыс. человек) и в розничной торговле (1224,6 тыс. человек), в то время как предприятия здравоохранения и предоставления социальных услуг находятся на одной из самых низких позиций (15,5 тыс. человек). Деятельность таких предприятий, оказывающих, согласно современному российскому законодательству, услуги по «постоянной, периодической, разовой помощи ... гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности» [20], все чаще обозначают набирающим популярность в России термином «социальное предпринимательство».
В настоящее время общепризнанным является взгляд на социальное предпринимательство как на новый способ социально-экономической деятельности, который объединяет в себе социальное назначение организации с предпринимательским новаторством и достижением устойчивой самоокупаемости для дальнейшего расширения и развития деятельности. Беря свои истоки в идеях общественной самоорганизации 18 века в США [1, с. 10-12], за рубежом оно окончательно сформировалось во второй половине XX века, что можно проследить на примере деятельности таких знаменитых в этой сфере организаций, как банк «Грамин», помогающий беднейшим слоям населения в организации мелкого бизнеса, Concerve, занимающейся переработкой мусора и привлекающей для этой цели бедняков с окраин Дели, испанской «Мондрагон Корпорасьон Кооператива», в настоящее время являющейся ведущей бизнес-группой в стране, которая начиналась с основания технического колледжа, открытого для всех, и который стал, с течением времени, инкубатором для менеджеров, инженеров и квалифицированных рабочих для местных компаний и, прежде всего, для кооперативов.
Профессор Муххамад Юнус (основатель банка «Грамин») считает, что социальный бизнес отличается от предприятий, максимизирующих при-
Инновации в сфере услуг
113
быль, своими целями - созданием социальных благ для тех, ради кого он осуществляет свою деятельность [24, с. 15], т.е. он нацелен на решение социальных проблем за счет производства продуктов и услуг. Грегори Диз, автор самого цитируемого определения социального предпринимательства, считает, что социальное предпринимательство соединяет в себе страсть к социальной миссии со свойственной бизнесу дисциплиной, инновацией и решительностью. Социальные предприниматели нужны для того, чтобы создать новые модели социально значимой деятельности «для нового века» [2, с. 2]. Основатель глобальной организации «Ашока», включающей в себя мировых лидеров социального предпринимательства, Билл Дрейтон, называет миссией социальных предпринимателей не просто дать человеку рыбы, или обучить, как ее ловить, но революционизировать саму рыбную отрасль, используя постоянное внедрение новшеств и новые комбинации ресурсов, что позволит развивать как предприятие, так и рынок, постепенно создавая новую, более совершенную экономическую среду. Данный подход позволяет решать социальные проблемы рыночными способами [3, с. 121].
Грегори Дизом и другими авторами, выделяются следующие факторы, отличающие социальное предпринимательство от предпринимательства обычного:
1. принятие на себя миссии создания и поддержания социальной ценности (блага);
2. выявление и использование новых возможностей для реализации выбранной миссии;
3. осуществление непрерывного процесса инноваций, адаптации и обучения;
4. решительность действий, не ограничиваемая располагаемыми ресурсами;
5. высокая ответственность предпринимателя за результаты своей деятельности - как перед непосредственными клиентами, так и перед обществом;
6. комбинирование имеющихся ресурсов для создания возможностей ускорения социальных изменений и / или удовлетворения социальных потребностей.
7. возникновение социальных преобразований в качестве одного из результатов деятельности социального предпринимателя [6, с. 23-30].
В качестве дополнительного пункта мы бы хотели привести особенности мотивации людей, участвующих в данной деятельности. Исследовательской группой «Циркон» в 2013 г. было проведено исследование среди отечественных социальных предпринимателей, краткие результаты которых представлены на рис. 1.
Согласно им, наиболее важными мотивами для опрошенных выступали возможности самореализации и развития собственных идей, а так же жела-
114 УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА
ние принести пользу обществу. В то же время, согласно этому же исследованию, для обычных предпринимателей на первом месте стоит возможность увеличения собственного достатка стремление к самостоятельности и независимости и возможность саморазвития, аналогично социальным предпринимателя [18, с. 9].
Стремление изменить мир к лучшему Повышение личного благосостояния Желание быть полезным обществу
Стремление развивать свою идею Самореализация, личностный рост
0% 20% 40% 60% 80% 100%
■ Социальные предприниматели
■ Обычные предприниматели
Рис. 1. Сравнительная диаграмма мотивы ведения бизнеса социальных и обычных предпринимателей, %
Направления социального предпринимательства разнообразны настолько же, насколько и проблемы общества, однако можно выделить несколько форм осуществления данной деятельности:
1. создание новой продукции на основе переработки отходов и улучшение экологической обстановки (пример - Concerve, Индия, переработка пластиковых отходов);
2. противодействие криминализации общества (пример - Emergence, Франция, спортивная организация молодежи).
3. реабилитация людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (пример - Jardins de Cocagne, Франция, сеть сельскохозяйственных предприятий для реабилитации длительно безработных).
4. системы по предоставлению услуг для малоимущих слоев населения (пример - America’s Family, США).
5. организации для микрокредитования мелких предпринимателей (пример - глобальная интернет-платформа Kiva.org, банк «Гра-мин») [11, с. 55].
В России это относительно молодая форма оказания социальных услуг. Точкой отсчета в зарождении социального предпринимательства в нашей стране принято считать организацию Фонда региональных социальных программ «Наше будущее» Вагитом Алекперовым в 2007 году. Фонд является первой отечественной организацией, всецело специализирующейся на под-
33*8*^
. 1 1
3Я
1
4ПК
1
ПА 1101
1 1 1
%
1 1 1 —31
Инновации в сфере услуг
115
держке социальных предпринимателей, которая за 7 лет своей деятельности оказала поддержку 108 социальным предприятиям, а общая сумма выданной ею помощи составила более 231 миллиона рублей [17]. В настоящее время организация является основным проводником идей социального предпринимательства в России.
Сегодня мы можем говорить о слабом развитии российского законодательства и инфраструктуры поддержки начинающих социальных предпринимателей (что сказывается и на их численности), а так же слабо развитом научном аппарате изучения именно отечественной специфики данного явления. Федеральное законодательство затрагивает лишь материальное поощрение и поддержку начинающих и действующих социальных предпринимателей, при этом очерчивая круг их клиентуры (среди них дети-сироты, инвалиды, люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию и др.) и виды услуг, которые они могут оказывать (профориентационные, культурно-просветительские, социального обслуживания и др.) [22]. В то же время размеры этой поддержки и формирование необходимой инфраструктуры является ответственностью региональных властей.
Несмотря на это уже сейчас есть несколько успешных примеров функционирующих социальных предприятий: «Школа фермеров» (г. Пермь), занимается социализацией и адаптацией к самостоятельной жизни, а так же обучению детей-сирот фермерскому делу для последующего трудоустройства и жизни во внешнем мире [13, с. 92-100]; сыктывкарский конный центр «Аврора», специализируется на оказании услуг по иппотерапии и развитию конного спорта для инвалидов [13, с. 76-92]; московский благотворительный магазин «Лавка радостей» проводит бесплатный сбор вещей и распродает их по ценам, которые мог устанавливать сам посетитель, при этом прибыль от деятельности направляется на социальные проекты [12]; свердловское «Бюро по трудоустройству лиц попавших в экстремальную жизненную ситуацию», занимающееся поиском работы и дальнейшим трудоустройством бездомных и бывших заключенных, находя организации, где нужна неквалифицированная рабочая сила [16].
В то же время, в последние годы начинает свою работу инфраструктура, занимающаяся поддержкой социального предпринимательства. Так, в Астраханской области с сентября 2013 г. функционирует Центр инноваций социальной сферы, который проводит мероприятия по продвижению и поддержке социальных проектов субъектов малого и среднего предпринимательства и их правовому сопровождению [23]. В Красноярске, на базе аналогичного ЦИСС функционирует Школа социального предпринимательства, в рамках которой участники школы знакомятся с международным и российским опытом и практиками ведения бизнеса, обучаются бизнес-планированию, получают знания в области правовых и финансовых основ предпринимательской деятельности, узнают о государственных, региональных и му-
116 УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА
ниципальных программах поддержки малого и среднего бизнеса [4]. В рамках одной из таких программ действуют конкурсы на предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, занимающимся социально значимыми видами деятельности. В частности, в Архангельской области, максимальная величина субсидии составила 500 тысяч рублей [5].
Подробнее мы бы хотели остановиться на опыте г. Кемерово. В настоящее время в городе существует общественный заказ на социальные предприятия [14], т.к. на территории Кемеровской области имеют место такие социальные проблемы как экономическая специализация на раннепромышленных отраслях, приводящая к сильному загрязнению окружающей среды и формирующая более низкий человеческий капитал, менее развитый сектор услуг, в том числе социальных, нестабильность и сильные циклические колебания рынка труда (ведущие к безработице) и др. [15]. В целях содействия городским властям в решении этих проблем, на заседании Совета по содействию развитию малого и среднего предпринимательства при Губернаторе Кемеровской области 10 февраля 2014 г. было принято решение о поддержке предприятий социального бизнеса в области здравоохранения, образования и др. [8].
Для формирования благоприятных условий и развития инициатив в сфере социального предпринимательства на территории города с 3 октября 2014 г. начал функционировать специализированный Центр социального предпринимательства «Шаг вперед» [9]. ЦСП проводятся мероприятия, направленных на развитие предпринимательских проектов, ориентированных на решение актуальных социальных проблем города, в т.ч. курс «Социальное предпринимательство», реализованный при поддержке Отдела молодежной политики Администрации г. Кемерово. Основная задача этого курса -развитие компетенций активных молодых людей, ориентированных на социальное предпринимательство.
ЦСП проводит различные мероприятия по оказанию консалтинговой, методической, маркетинговой поддержки предпринимателям, направленные, в частности, на сферу детского негосударственного дошкольного образования, решающих такую острую социальную проблему для города, как недостаток детских садов.
Отметим, что практически вся перечисленная деятельность носит преимущественно информационный и консалтинговый характер и ориентирована в первую очередь на молодежь, бизнес-активность которой подтверждается статистически. Согласно данным GEM (Global Entrepreneurship Monitor, международный проект мониторинга деятельности бизнеса) на 2012 г., средний возраст российских ранних предпринимателей (тех, кто управляет вновь созданным предприятием и получает доход более 3 месяцев, но менее 3,5 лет) составляет 36 лет. Для группы ранних предпринимателей характерно преобладание возрастной группы «25-34» - 36,4 %, чей индекс предприниматель-
Инновации в сфере услуг
117
ской активности составляет 6,7 %. В то время как более молодая («18-24») группа, имеет индекс активности, равный 4,2 % [7, с. 28].
Так же стоит обратить внимание на то, что среди предпринимателей, как ранних, так и устоявшихся (тех, кто владеет и управляет бизнесом и получает связанные с этим доходы более 42 месяцев), 74 % имело незаконченное высшее или профессионально-техническое и высшее образование. Наибольшую же активность среди ранних (6,14 %) и устоявшихся (2,69 %) предпринимателей демонстрировали респонденты с высшим образованием.
При этом, по мнению исследователей, молодое поколение способно преодолеть идеологические и психологические стереотипы, сформировать новые системы ценностных ориентаций, т.к. обладает такими качествами, как творческий характер мышления и деятельности, высокой социальной и экономической мобильностью, психологической гибкостью, желанием практически воплощать в жизнь систему новых ценностей, открытостью к восприятию новых нетрадиционным знаниям и т.п. [10, с. 3]. Опираясь на имеющиеся данные, мы считаем нужным выделить молодежь в качестве наиболее подходящей группы населения для осуществления социально-предпринимательской деятельности.
Таким образом, мы считаем нужным говорить о том, что одной из главных задач социальной работы в данной сфере, помимо использования методов профессиональной диагностики и оказания консультативной помощи, становится разработка новой концепции подготовки социальных предпринимателей, интегрирующей в себе деятельность не только специализированных государственных учреждений, но и учреждений высшего образования. Целью такой подготовки студентов должна выступать не только воспитание готовности к предпринимательской деятельности как таковой, но и готовности к социальной ответственности бизнеса в целом, используя нестандартные подходы и методы для решения проблем общества.
Список литературы:
1. Benjamin J. Lough The Influence of Solution-Focused Reflection on International Social Entrepreneurship Identification [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.researchgate.net (дата обращения: 5.11.2014).
2. Dees J.G. The Meaning of «Social Entrepreneurship» [Электронный ресурс] / J.G; Dees. - Режим доступа: http://www.caseatduke.org/documents/ dees_sedef.pdf/ (дата обращения: 17.03.2014)
3. Drayton W. The citizensector: Becoming as entrepreneurial and competitive as business [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.wilf.org/ Sapir/2_files/TheCitizenSector.pdf/ (дата обращения: 18.03.2014).
4. Агентство социальной информации. Информационная поддержка гражданских инициатив [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.asi. org.ru/news/rukovoditelej-nko-priglashayut-v-shkolu-sotsialnogo-predprinimatel-stva/ (дата обращения: 6.11.2014).
118 УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА
5. Архангельская область. Портал малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.msp29.ru/content/ news/regional/reggeneral/m,n,3303/ (дата обращения: 6.11.2014).
6. Баталина М.Л., Московская А.А., Тарадина Л. Д. Обзор опыта и концепций социальногопредпринимательства с учетом возможностей его применения в современной России / М.Л. Баталина, А.А. Московская, Л.Д. Тарадина. - М.: ГУ ВШЭ, 2008. - 43 с.
7. Верховская О.Р., Дорохина М.В. Национальный отчёт «Глобальный мониторинг предпринимательства 2012» [Электронный ресурс] / О.Р. Верховская, М.В. Дорохина. - Режим доступа: http://www.gemconsortium.org/ docs/download/3261 (дата обращения: 5.03.2014).
8. Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области «Общественно-экспертный Совет по МСП» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mmgp.ru.dprpko.ru/obshhest-venno-ekspertnyij-sovet-po-msp1.html (дата обращения: 4.11.2014).
9. Департамент по развитию предпринимательства и потребительского
рынка Кемеровской области «Центр социального предпринимательства «Шаг вперед» начал работу в Кемерово» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dprpko.ru/czentr-soczialnogo-predprinimatelstva-shag-
vpered-nachal-rabotu-v-kemerovo.html (дата обращения: 4.11.2014).
10. Козина Г.Ю. Социально-экономическая роль молодежи в развитии региона [Электронный ресурс] / Г.Ю. Козина. - Режим доступа: http://proble-manalysis.ru/Doklad5/Kozina.pdf/ (дата обращения: 3.05.2014).
11. Макаревич А.Н., Сазонова Т.Ю. Сущность и специфика социального предпринимательства в России [Электронный ресурс] / А.Н. Макаревич, Т.Ю. Сазонова // Российское предпринимательство. - 2012. - № 24 (222). -С. 52-56. - Режим доступа: http://www.creativeconomy.ru/articles/27048/ (дата обращения: 1.11.2014).
12. Милосердие.ru. Православный портал о благотворительности и социальной деятельности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.milo-serdie.ru/articles/veshhi-kak-resurs (дата обращения: 20.11.14).
13. Московская А.А., Аларичева М.А., Албутова А.И Социальное предпринимательство в России и в мире, практика и исследования / А.А. Московская, М.А. Аларичева, А.И. Албутова. - М.: НИУ ВШЭ, 2011. - 183 с.
14. Муниципальная программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Кемерово на 2014-2016 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req= doc;base=RLAW284;n=53806 (дата обращения: 5.03.2014).
15. Независимый институт социальной политики. Социальный атлас российских регионов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://atlas. socpol.ru/portraits/kemerovo.shtml (дата обращения: 25.11.2014).
Инновации в сфере услуг
119
16. Некоммерческое партнерство «Бюро по трудоустройству лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.buro-potapenko.ru/ (дата обращения: 20.11.14).
17. Новый бизнесс. Социальное предпринимательство [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nb-forum.ru/social/ (дата обращения: 24.11.2014).
18. Портрет социального предпринимателя: ключевые характеристики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zircon.ru/upload/iblock/ e4e/Portret_SP_Otchet.pdf (дата обращения: 1.11.2014).
19. Послание Президента Федеральному Собранию 2012 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kremlin.ru/transcripts/17118 (дата обращения: 5.03.2014).
20. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 28 декабря 2013 г., вступает в силу с 1 января 2015 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/ 2013/12/30/socialka-dok.html (дата обращения: 10.11.2014).
21. Федеральный портал малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://smb.gov.ru/statistics/officialdata/?ac-tion=archive&category=&start=2 (дата обращения: 26.11.2014).
22. Федеральный портал поддержки малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://msb.adm-nao.ru/con-tent/legislation/federal/pmisp/ (дата обращения: 8.05.14).
23. ЦИСС. Центр инноваций социальной сферы [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://astincenter.ru/ciss/ (дата обращения: 6.11.2014).
24. Юнус М., Жоли А. Создавая мир без бедности: социальный бизнес и будущее капитализма / М. Юнус, А. Жоли. - М: Альпина Паблишер, 2010. -312 с.