Научная статья на тему 'Анализ зарубежного опыта государственной поддержки социального предпринимательства'

Анализ зарубежного опыта государственной поддержки социального предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3511
537
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН / ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВА / SOCIAL ENTREPRENEURSHIP / SOCIAL PROGRAMS / SOCIAL PROJECTS / STATE SUPPORT / FOREIGN COUNTRIES EXPERIENCE / PROBLEMS OF SOCIETY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Плюхина Анастасия Алексеевна, Умнов Виталий Анатольевич

Статья посвящена рассмотрению опыта других стран в сфере государственной поддержки социального предпринимательства. Данный опыт обширен и позволит существенно развить отечественную систему поддержки социального предпринимательства. В ряде стран разработаны правовые нормы, определяющие социальное предпринимательство и статус осуществляющих его организаций. Одним из наиболее интересных для исследований в этой сфере является опыт Великобритании, где удалось создать большое количество предприятий различных организационно-правовых форм, осуществляющих деятельность, направленную на совершенствование общественных отношений и улучшение условий жизни населения. В свою очередь, модель поддержки социального предпринимательства, применяемая в США, предполагает в меньшей степени слияние государственных программ, направленных на решение социальных проблем и поддержку социально ориентированного бизнеса. Применяемая в Южной Корее система поддержки социального предпринимательства предполагает обязательную сертификацию предприятий, работающих в данной сфере. Во многих странах также хорошо развита институциональная структура поддержки и содействия развитию социальному предпринимательству. Среди стран-лидеров здесь можно выделить Южную Корею. Система поддержки со стороны различных организаций включает в себя как прямую (финансовую), так и косвенную (организационную, информационную и др.) поддержку. Перечисленные меры позволяют существенно повысить активность предпринимателей, направленную на решение проблем общества, а рассмотренный опыт может быть успешно использован в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State Support of Social Entrepreneurship: Foreign Experience Analysis

The article is devoted to the other countries experience in the field of social entrepreneurship state support. This area of activity is very important due to the further development of the socially-oriented Russian economy and the need to attract additional resources to solve the problems of society with intensive economic development. The experience of economically developed countries in this area of activity is extensive and will significantly develop the domestic system of support for social entrepreneurship. In a number of countries, legal norms defining social entrepreneurship and the status of the organizations implementing it have been developed. Special organizational and legal forms are applied. The legislation in the field of social entrepreneurship was mainly developed in the beginning of the 21st century. Among the leading countries are Italy, the UK, the USA, Belgium and other EU countries. The measures taken by states of economically developed countries are directed not only at developing the production of socially important goods and services, but also at involving as many socially vulnerable groups as possible in the production process (people with disabilities, the unemployed, etc.). One of the most interesting example for the research in this area is the experience of Great Britain, where there has been created a large number of enterprises of various organizational and legal forms, carrying out activities aimed at improving public relations and improving the living conditions of the population. The legislation of UK provides significant opportunities for social entrepreneurs in the provision of public services. In turn, the social entrepreneurship support model used in the United States implies to a lesser extent the merging of state programs aimed at solving social problems and supporting socially oriented businesses. The social entrepreneurship support system used in South Korea implies mandatory certification of enterprises operating in this field. At the same time, the activities of these enterprises should be only in the social sphere and at least 2/3 of the profits should be reinvested in social missions.The state provides these entrepreneurs substantial benefits. In many countries, the institutional structure to support and promote the development of social entrepreneurship is also well developed. Among the leading countries is South Korea. The support system from various organizations includes both direct (financial) and indirect (organizational, informational, etc.) support. These measures can significantly increase the activity of entrepreneurs which is aimed at solving the problems of society and this experience can be successfully used in Russia.

Текст научной работы на тему «Анализ зарубежного опыта государственной поддержки социального предпринимательства»

Плюхина А.А., Умнов В.А.

Анализ зарубежного опыта государственной поддержки социального предпринимательства

Плюхина Анастасия Алексеевна — преподаватель, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, РФ. E-mail: pluhinaa@yandex. ru SPIN-код РИНЦ: 8574-3400

Умнов Виталий Анатольевич — доктор экономических наук, профессор, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия. E-mail: [email protected] SPIN-код РИНЦ: 7866-4239

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению опыта других стран в сфере государственной поддержки социального предпринимательства. Данный опыт обширен и позволит существенно развить отечественную систему поддержки социального предпринимательства.

В ряде стран разработаны правовые нормы, определяющие социальное предпринимательство и статус осуществляющих его организаций. Одним из наиболее интересных для исследований в этой сфере является опыт Великобритании, где удалось создать большое количество предприятий различных организационно-правовых форм, осуществляющих деятельность, направленную на совершенствование общественных отношений и улучшение условий жизни населения. В свою очередь, модель поддержки социального предпринимательства, применяемая в США, предполагает в меньшей степени слияние государственных программ, направленных на решение социальных проблем и поддержку социально ориентированного бизнеса. Применяемая в Южной Корее система поддержки социального предпринимательства предполагает обязательную сертификацию предприятий, работающих в данной сфере. Во многих странах также хорошо развита институциональная структура поддержки и содействия развитию социальному предпринимательству. Среди стран-лидеров здесь можно выделить Южную Корею. Система поддержки со стороны различных организаций включает в себя как прямую (финансовую), так и косвенную (организационную, информационную и др.) поддержку.

Перечисленные меры позволяют существенно повысить активность предпринимателей, направленную на решение проблем общества, а рассмотренный опыт может быть успешно использован в России.

Ключевые слова

Социальное предпринимательство, социальные программы, социальные проекты, государственная поддержка, опыт зарубежных стран, проблемы общества.

В современной российской экономике все большее внимание уделяется социальным процессам, поскольку именно состояние общества будет определять дальнейшее развитие национального хозяйства. Осознавая данную тенденцию, государство уделяет большое внимание различным программам и проектам, направленным на решение проблем общества и социальное развитие. Однако ресурсы государства ограничены, и существенно расширить эту деятельность возможно только за счет предпринимательских инициатив. В этой связи поддержка социального предпринимательства со стороны федеральных и местных властей является весьма важной. Предпринимательство в Российской Федерации относительно молодо и еще не

завершило этап становления после перехода от плановой экономики к рыночной. Поэтому целесообразно рассмотреть зарубежный опыт поддержки социального предпринимательства и выявить возможности его использования в условиях России1.

Во многих развитых странах в настоящее время создана нормативно-правовая база, определяющая статус и основные направления государственной поддержки в отношении социального предпринимательства2.

Основная тенденция последнего десятилетия — формирование на федеральном уровне специальных организационно-правовых форм и сертификационных систем социального предпринимательства. Это низкодоходные компании (L3C) в США, публичные благотворительные корпорации и организации общественного блага (CIC) в Великобритании, итальянские социальные кооперативы и «компании, преследующие социальные цели» (SFC) в Бельгии3.

Италия стала первой страной в Европе, где было на законодательном уровне раскрыто понятие «социальное предпринимательство» и определены меры государственной поддержки4. В 1990 году, после выхода в свет журнала «Социальное предприятие» (итал. Impresa Sociale), феномен социального предпринимательства получил широкое распространение. А уже в 1991 году итальянское правительство утвердило первую организационно-правовую форму социального кооператива, созданную специально для развития социального предпринимательства и являющуюся в настоящее время наиболее распространённой в Европе5.

Однако основной закон, регулирующий деятельность социальных предприятий, был принят только в 2006 году6. Согласно его положениям, социальным является предприятие, экономическая деятельность которого стабильна и направлена на реализацию товаров или услуг социального значения. В соответствии с этим

1 Якимец В.Н. Оценка развитости механизмов господдержки социальных предпринимателей в субъектах РФ // Время больших перемен: политика и политики материалы Всероссийской научной конференции РАПН. Российский университет дружбы народов / Под редакцией О.В. Гаман-Голутвиной, Л.В. Сморгунова, Л.Н. Тимофеевой. М., 2017. С. 437-438.

2 Нестеренко Ю.Н., Плюхина А.А. Развитие социального предпринимательства в экономике России: монография. М.: Креативная экономика, 2017

3 Bornstein D. How to Change the World: Social Entrepreneurs and the Power of New Ideas. New York: Oxford University Press, 2007. P. 17-58.

4 Vanek W.M. Italian Social Cooperatives // Grossroots Economic Organization [Электронный ресурс]. URL: http://www.geo.coop/archives/vanek.htm (дата обращения: 30.11.2018).

5 Thompson J.L. The world of the social entrepreneur // International Journal of Public. Sector Management. 2002. Vol. 15. № 5. P. 412-431.

6 Perrini F. A process-based view of social entrepreneurship: From opportunity identification to scaling-up social change in the case of San Patrignano // Entrepreneurship & Regional Development. 2010. Vol. 22. № 6. P. 515-534.

нормативным актом предприятиям положено каждый год публиковать отчёты об устойчивом развитии.

После принятия итальянского закона о деятельности социальных предприятий в Европейском союзе стартовала программа по разработке рекомендаций по распространению передового опыта. Ряд стран Европы последовал примеру Италии, а модель итальянских социальных предприятий начала успешно применяться в других государствах-членах Евросоюза, например, в Бельгии и Польше7.

Далее законы, направленные на стимулирование социальных кооперативов, были приняты в Португалии, Греции и Франции. Следует выделить закон «О кооперативах общественной солидарности», введенный в 1998 году в Португалии, закон «О социальных кооперативах с ограниченной ответственностью», принятый в 1999 в Греции, и законодательство Франции «О кооперативных обществах с коллективными интересами» 2001 года8. С 2003 года в Финляндии стал действовать Закон о социальных предприятиях, в котором четко нормировались условия приема на работу инвалидов и трудоустройства безработных, которые при этом могли участвовать в деятельности кооперативов и не лишались пособий по безработице9.

Законодательство Бельгии о компаниях с социальной миссией, принятое в 1996 году, не ограничивало кооперативную форму социального предпринимательства10. То есть любая компания, основной целью деятельности которой не является получение прибыли, имела возможность получить статус компании с социальной миссией. При этом предусматривалось реинвестирование прибыли только на социальные цели.

Так как Бельгия является федеративным государством, то в каждом из трёх её регионов существует свой подход к социальному предпринимательству. Так, во Фламандском регионе наиболее развиты следующие типы социальных предприятий11:

7 Арай Ю.Н. Специфика бизнес-моделей в социальном предпринимательстве // Российский журнал менеджмента. 2014. T. 12. № 4. С. 55-78.

8 Alter K. Social Enterprise Typology. Virtue Ventures LLC. 2007. (revised vers Nov. 27, 2007). URL: https://www.globalcube.net/clients/philippson/content/medias/download/SE typology.pdf (дата обращения: 05.12.2018). P. 247.

9 Nyssens M., Defourny J. Conceptions of Social Enterprise and Social Entrepreneurship in Europe and the United States: Convergences and Divergences // Journal of Social Entrepreneurship. 2010. Vol. 1 (1). P. 32-53.

10 Nicholls A. The Legitimacy of Social Entrepreneurship: Reflexive Isomorphism in a Pre-paradigmatic Field // Entrepreneurship Theory and Practice. Baylor University [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/228270007 The Legitimacy of Social Entrepreneurship Refle xive Isomorphism in a Pre-Paradigmatic Field (дата обращения: 30.11.2018).

11 Опыт развития социального предпринимательства в Бельгии // Портал «Банк социальных идей» [Электронный ресурс]. URL: http ://www.social-idea. ru/montlyNews/Opyht-razvitiya-social-no go -predprinimatel-stva-v-Bel-gii-Ezhemesyachnyhi-obzor-dlya-Banka-social-nyhkh-idei-6 (дата обращения: 30.11.2018).

- социальные мастерские, которые нанимают граждан, находящихся без работы более 5 лет и не имеющих должной квалификации;

- защищенные мастерские, которые привлекают на работу наиболее уязвимые категории населения, желающие работать, но испытывающие трудности по трудоустройству по причине инвалидности;

- организации, предоставляющие услуги для людей, чье социальное положение не стабильно. Они находятся в группе риска и в одиночку не могут преодолеть жизненные трудности, которые могут привести их к потере социальной значимости, морального облика или биологической гибели;

- предприятия, нацеленные на организацию рабочих мест для людей с низким уровнем образования и без опыта работы.

Основным преимуществом европейского законодательства является регламентация правового режима управления социальными предприятиями, согласно которому состав руководящих органов создается из различных представителей заинтересованных групп лиц: представителей органов власти и местного самоуправления, добровольцев, предпринимателей12. Руководящие органы социальных предприятий, как правило, применяют демократический стиль управления, что, например, не является обязательным условием в американской модели социального предпринимательства. В европейских правилах скорее учитывается стиль управления организацией и ее миссия, нежели определяется соответствие предпринимательской деятельности формальным условиям. В то же время есть примеры, когда вопросы стимулирования социального предпринимательства входят в компетенции не государственных служб, а специально созданных комиссий.

В некоторых странах, таких как Финляндия, Литва, Польша, Словакия и Швеция, под определение социального предпринимательства попадают исключительно так называемые социальные предприятия трудовой интеграции (Work Integration Social Enterprises, WISE)13. Они занимаются трудоустройством и адаптацией социально уязвимых групп населения.

12 Nyssens M., Defourny J. Conceptions of Social Enterprise and Social Entrepreneurship in Europe and the United States: Convergences and Divergences // Journal of Social Entrepreneurship. 2010. Vol. 1. № 1. P. 3253.

13 Hemingway C.A. Corporate Social Entrepreneurship: Integrity Within. Cambridge: Cambridge University Press, 2013.

Большинство стран Европы ссылаются на английский опыт поддержки социального предпринимательства, так как именно Великобритания является лидером этого направления14.

Бурное развитие социального предпринимательства в Великобритании началось в конце 1990-х годов, что было связано с активизацией таких форм общественных предприятий, как кооперативы, коммунальные предприятия, добровольные организации и др.15 В настоящее время наиболее распространенными формами социального предпринимательства являются: общество с ограниченной ответственностью (company limited by shares); общество с ограниченными гарантиями (company limited by guarantee); и компании общественной пользы (community interest company)16.

Великобритания относится к группе стран, которая рассматривает социальное предпринимательство в «третьем секторе» — как подтип хозяйственной деятельности некоммерческих организаций, в который входят негосударственные, некоммерческие организации (НКО) и социальные предприятия17. Предприятия, входящие в сообщество, реинвестируют полученную прибыль для решения социально значимых проблем общества, таких как защита окружающей среды, дальнейшее совершенствование общественных отношений, развитие культуры, искусства, образования и др. «Третий сектор» включает в себя кооперативы, благотворительные и добровольческие организации, социальные предприятия, а также совместные крупные и средние предприятия, которые нацелены на совершенствование общественных отношений и условий жизни населения18.

14 Карта социального предпринимательства Европы. Поддержка и риски // Портал «Новый бизнес: социальное предпринимательство» [Электронный ресурс]. URL: http://www.nb-forum.ru/interesting/experts/karta-socialnogo-businessa-evropy-3.html (дата обращения: 30.11.2018).

15 Социализация предпринимательства на примере Великобритании и США // НП «Московский центр развития предпринимательства» [Электронный ресурс]. URL: http://www.vneshmarket.ru/content/document r ccb010ca-daec-40c2-9bb4-c0462737937d.html (дата обращения: 30.11.2018).

16 Гришина Я.С. Британская компания общественных интересов (community interest company) как оптимальная модель социального предприятия // Вестник Волгоградского государственного университета. 2015. № 3. С. 187-192.

17 Grenier P. Social Entrepreneurship in the UK: from the Rhetoric to Reality? // An Introduction to Social Entrepreneur-ship: Voices, Preconditions, Contexts. Cheltenham. URL: https://www.researchgate.net/publication/289649815 Social entrepreneurship in the UK From rhetoric

to reality (дата обращения: 30.11.2018).

18 Smith B.R., Stevens Ch.E. Different types of social entrepreneurship: The role of geography and embeddedness on the measurement and scaling of social value// Entrepreneurship & Regional. Development. 2010. Vol. 22. № 6. P. 575-598.

Важно также отметить новый закон, вступивший в силу с 31 января 2013 года, который предоставляет социальным предприятиям более широкие возможности в сфере оказания государственных услуг в Великобритании.

Создание такого закона является одним из важных средств целенаправленной реализации политики правительства Великобритании по предоставлению и облегчению доступа социальных предприятий к государственным контрактам. Согласно новому законодательству, именно социальные последствия и улучшение качества оказания государственных услуг для местных сообществ в первую очередь должны влиять на процесс организации и осуществления государственных закупок на местном уровне19. Именно ориентация на социальную составляющую наряду с другими факторами наилучшим образом влияет на эффективность государственных услуг в долгосрочной перспективе20.

В ближайших планах правительства Великобритании — создание Академии уполномоченных организаций, предоставляющих государственные услуги, для улучшения качества данных услуг, то есть аутсорсинг государственных услуг21.

Немного иной подход к пониманию сущности и содержанию государственной поддержки проектов в сфере социального предпринимательства сложился в США. Это связано со спецификой рыночной модели США, особенностями формирования демократического общества, а также с тем, что в этой стране исторически сложился совершенно иной подход к социальным инициативам22. Достаточно долгое время государство отстаивало позицию в отношении социально-значимых проблем общества и предоставления социальных услуг, в соответствии с которой решением этих вопросов должны заниматься представители сектора частного бизнеса, опосредованную поддержку которым оно оказывает.

Несмотря на имеющуюся в США развитую инфраструктуру поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, в стране также действует система

19 Законодательство Великобритании // Портал «Новый бизнес: социальное предпринимательство». [Электронный ресурс]. URL: http://www.nb-forum.ru/social/low world/ (дата обращения: 30.11.2018).

20 Гришина Я.С. Сравнительно-правовое исследование социального предпринимательства в странах Америки и Европы // Вестник Пермского университета. 2012. № 2 (16). С. 111-122.

21 Социальное предпринимательство-2020: прогноз Британского совета // Информационно-аналитический портал «Наше будущее» [Электронный ресурс]. URL: http://www.nb-forum.ru/interesting/experts/prognos-br-soviet.html (дата обращения: 30.11.2018).

22 Гульбекян М., Вайнер В. Опыт развития социального предпринимательства в США: аналитический отчет. М.: Центр рекламных исследований Grand Prix, 2014.

государственной поддержки социального предпринимательства, которая учитывает специфику данной сферы деятельности и предполагает следующий комплекс мер23:

- создание благоприятных условий для развития сферы социального предпринимательства;

- стимулирование инновационной деятельности в сфере применения социальных инноваций и мотивации к позитивному изменению действительности, которые способствуют решению социально-значимых задач в рамках социального предпринимательства;

- система мотивации, которая предполагает признание и поощрение успешных социальных инициатив, а также содействие в развитии и дальнейшему распространению успешно реализованных социальных проектов;

- распространение информации среди населения страны об успешных практиках и эффективности социального предпринимательства.

Американская модель социального предпринимательства, так же как и европейская, предполагает взаимодействие социальных предпринимателей с органами федеральной и местной власти, хоть и в гораздо меньшей степени. Однако такая форма сотрудничества является взаимовыгодной для всех участников24. С одной стороны, социальное предпринимательство получает необходимую поддержку для развития, а с другой стороны, выявление социальными предпринимателями социально значимых задач способствует разработке определенной государственной стратегии, нацеленной на решение той или иной проблемы.

В азиатских странах начиная со второй половины XX века наблюдается активная поддержка развития социального предпринимательства, так как, несмотря на активную государственную работу, связанную с развитием социально-экономического благополучия страны, на сегодняшний день остаются актуальными ряд социальных проблем, таких как высокий уровень безработицы и недостаточно развитая система поддержки незащищенных слоев населения25.

23 Опыт США по развитию и поддержки социального предпринимательства // Портал «Банк социальных идей» [Электронный ресурс]. URL: http ://www. social-idea. ru/montlyNews/Opyht-SSHA-po-razvitiyu-i-podderzhki-social-nogo-predprinimatel-stva-Obzor-4 (дата обращения: 30.11.2018).

24 Баталина М.Л., Московская А. А., Тарадина Л.Д. Обзор опыта и концепций социального предпринимательства с учетом возможностей его применения в современной России. М.: ГУ ВШЭ, 2008.

25 Tan W.L., Williams J.N., Tan T.M. Defining the 'Social' in 'Social Entrepreneurship': Altruism and Entrepreneurship // International Entrepreneurship and Management Journal. 2005. Vol. 1. № 3. P 353-365.

Комплекс мероприятий в Южной Корее по оказанию поддержки социальному предпринимательству в настоящее время регулируются следующими правовыми документами26: Закон о развитии социального предпринимательства, принятый в 2007 году, и разрабатываемый Министерством труда пятилетний план развития социального предпринимательства. Согласно Закону, социальные предприятия занимаются деятельностью, связанной с производством и реализацией товаров или услуг, стремясь при этом к достижению исключительно социальных целей, а именно: повышению уровня и качества жизни местного населения путём предоставления социального продукта (товара или услуги), созданию новых рабочих мест для социально-уязвимых категорий граждан. Обязательным условием работы социального предприятия является наличие у него специального сертификата соответствия27. Процедура сертификации предполагает ряд требований. Во-первых, предприятие может иметь статус как коммерческой, так и некоммерческой организации и должно быть зарегистрировано в одной из представленных организационно-правовых форм (предприятие на общественных началах; некоммерческая частная организация; фонд социальной поддержки; кооператив).

Во-вторых, основная цель деятельности предприятия должна быть строго социальной. И последнее, но немаловажное условие — не менее 2/3 прибыли предприятия должно быть реинвестировано на социальную миссию.

Таким образом, социальные предприятия проходят процесс сертификации на предмет соответствия критериям, установленным нормативными актами, после чего Министерство труда принимает решение о предоставлении предприятию статуса «социального», который позволит в дальнейшем пользоваться льготами и привилегиями, разработанными государством для поддержки и развития социального предпринимательства в стране28.

На основании Закона о развитии социального предпринимательства также учреждаются или наделяются полномочиями дополнительные подведомственные

26 Опыт поддержки и развития социального предпринимательства в Республике Корея // Портал «Банк социальных идей» [Электронный ресурс]. URL: http://www.social-idea.ru/montlvNews/Kratkii-obzor-opvht-podderzhki-i-razvitiva-social-nogo-predprinimatel-stva-v-respublike-Koreva-EZHEMESYACHNYHJ-OBZOR-2-14 (дата обращения: 30.11.2018).

27 Swanson L.A, Zhang D. The Social Entrepreneurship Zone // Journal of Nonprofit & Public. Sector Marketing. 2010. Vol. 22. № 2. P. 71-88

28 Bidet E., Eum H., Ryu J. A tvpologv of social enterprise models in South Korea // International Society for Third-Sector Research [Электронный ресурс]. -URL: https://cdn.vmaws.com/www.istr.org/resource/resmgr/WP Stockholm/10172016/TYP0L0GY OF SEs i n SK revise.pdf (дата обращения: 30.11.2018).

структуры, которые впоследствии будут нести ответственность за поддержку социального предпринимательства в стране.

Представляют также интерес правительственные программы поддержки и развития социального предпринимательства. Так, в Южной Корее действует ряд программ, ориентированных на поддержку социальных предпринимателей, в рамках которых предоставляются субсидии, покрывается часть расходов на выплату заработной платы, а также проводится бесплатное консультирование относительно деятельности, связанной с трудоустройством людей, относящихся к категории незащищенных29. Такого рода программы способствуют увеличению количества предприятий в стране, а также расширению ряда предоставляемых вакансий для социально незащищенных слоев населения.

Кроме того, необходимо отметить поддержку инициатив среди молодежи в сфере социального предпринимательства. Так, в 2000 г. принцем Чарльзом Уэльским была основана международная сеть программ «Международный Молодежный Бизнес» (Youth Business International, YBI), которая в настоящее время успешно реализуется в 40 странах мира30.

Данная программа ориентирована на оказание разносторонней поддержки, в том числе: частичное финансирование, которое включает покрытие первостепенных затрат, связанных с запуском проекта, и обучение сотрудников; менторство над командами; предоставление консультационных услуг по вопросам, связанным с успешной реализацией поставленных целей в рамках проекта; а также оказание помощи в поиске необходимого помещения для перспективных молодых предпринимателей, предлагающих инновационные механизмы для решения актуальных проблем общества. В рамках программы также проводится конкурс проектов в сфере социального предпринимательства, целью которого является повышение интереса молодежи к социальному предпринимательству.

Для большинства стран характерно наличие развитой институциональной структуры поддержки и содействия развитию социального предпринимательства в виде специализированных государственных и правительственных органов, союзов и

29 Опыт поддержки и развития социального предпринимательства в Республике Корея // Портал «Банк социальных идей» [Электронный ресурс]. URL: http://www.social-idea.ru/montlvNews/Kratkii-obzor-opvht-podderzhki-i-razvitiva-social-nogo-predprinimatel-stva-v-respublike-Koreva-EZHEMESYACHNYHJ-OBZOR-2-14 (дата обращения: 30.11.2018).

30 Карпутина М.А., Савинова С.Ю., Шубнякова Н.Г. Формирование молодежного предпринимательского сообщества как инструмент повышения предпринимательской активности в России // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. URL: https://science-education.ru/pdf/2014/2/126.pdf (дата обращения: 30.11.2018).

ассоциаций социальных предпринимателей, общественных организаций и фондов, а также региональных и местных агентств развития.

Наиболее структурированную поддержку социальное предпринимательство получает в Южной Корее, где этот вид предпринимательской деятельности выбран в качестве приоритетного направления, а также долгосрочного решения социальных проблем.

Действующая институциональная структура поддержки включает в себя:

1) Прямую государственную поддержку, которая предполагает комплекс мероприятий поддержки предпринимателей, занятых в сфере социального предпринимательства, предоставление льгот;

2) Разработку и принятие Министерством труда «Основного плана развития социального предпринимательства», который включает в себя приоритетные направления, а также ключевые стратегии развития данного вида деятельности на последующие пять лет.

3) Комитет по поддержке социального предпринимательства, который решает: 1) вопросы, относящиеся к созданию основ для поддержки социальных предприятий; 2) вопросы, связанные с воспитанием управляющих кадров и обучением рядовых сотрудников социальных предприятий; 3) вопросы, связанные с финансированием, необходимым для достижения целей основного плана; 4) прочие вопросы, касающиеся политики в сфере социального предпринимательства31.

4) Агентство по поддержке социального предпринимательства KoSEA основано с целью поддержать запуск и реализацию проектов в сфере социального предпринимательства и способствовать росту активности частного сектора. Среди основных задач Агентства можно выделить: 1) помощь в прохождении сертификации; 2) исследование существующих моделей социального предпринимательства с последующей адаптацией; 3) поддержка проектов32.

31 WoolcockM. Microenterprise and Social Capital: A Framework for Theory, Research and Policy // Journal of Socio-economics. 2001. № 30. P. 11-17.

32 Опыт поддержки и развития социального предпринимательства в Республике Корея // Портал «Банк социальных идей» [Электронный ресурс]. URL: http://www.social-idea.ru/montlyNews/Kratkii-obzor-opyht-podderzhki-i-razvitiya-social-nogo-predprinimatel-stva-v-respublike-Koreya-EZHEMESYACHNYHJ-OBZOR-2-14 (дата обращения: 30.11.2018).

5) Центры социального предпринимательства (бизнес-инкубаторы), которые преимущественно ориентированы на трудоустройство молодежи. Ежегодно Правительством предоставляется грант на сумму 30 тыс. долл., который идет на поддержку перспективных начинающих проектов.

6) Специализированные сервисные центры по оказанию консалтинговых услуг относительно поиска источников финансирования проекта, формирования целей и задач, продвижения, поиска целевой аудитории и др.

В Великобритании Министерство торговли и промышленности сформировало подразделение по социальному предпринимательству, в рамках которого в 2002 г. была разработана специальная стратегия «Социальные предприятия: стратегия успеха» (Social Enterprise: A strategy for Success), направленная на создание благоприятных условий развития данного вида деятельности в долгосрочной перспективе33. Позже, в 2006 г., появилась новая стратегия «Социальное предприятие. План действий: расширение масштабов новых высот» (Social enterprise action plan: Scaling newheights)34.

Вопросами развития социального предпринимательства в Словении занимается Министерство экономического развития и технологий, в Чехии — Министерство труда и социальных вопросов, в Германии — Федеральное министерство экономики и энергетики, которое взаимодействует с Федеральным министерством по делам семьи, пожилых граждан, женщин и молодёжи (нем. Bundesministerium für Familie, Senioren, Frauen und Jugend, BMFSFJ)35.

Эти государственные структуры контролируют соблюдение законодательства, обеспечивают защиту социальных предпринимателей, помогают в организации собственного дела и поиске производственных площадей, содействуют развитию производства и освоению новых технологий, стимулируют межфирменную кооперацию и совместную деятельность предприятий, предоставляют информационные

33 Grenier P. Social Entrepreneurship in the UK: from the Rhetoric to Reality? // An Introduction to Social Entrepreneur-ship: Voices, Preconditions, Contexts. Cheltenham. URL: https://www.researchgate.net/publication/289649815 Social entrepreneurship in the UK From rhetoric

to reality (дата обращения: 30.11.2018).

34 Keohane G.L. Social Entrepreneurship for the 21st Century: Innovation Across the Nonprofit, Private and Public Sectors. New York: McGraw-Hill, 2013.

35 Красникова А.С., Галкин Д.П., Элязян А.А. Поддержка малого и среднего предпринимательства в России и Европе (на примере Франции и Германии) // Молодой ученый. 2014. № 20. С. 310-313.

и юридические услуги, оказывают финансовую помощь, а также услуги по обучению и консультированию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме того, в западных странах действует большое количество различных ассоциаций и широко распространено создание сообществ социальных предпринимателей, которые образуются с целью объединения усилий для защиты собственных интересов36. Такая форма объединений позволяет создавать внутренние рынки, которые способны оказать значительную часть социальных услуг населению, а также предложить новые инновационные методы решения существующих проблем общества, способствующих социально-экономическому прогрессу.

Например, проблемами социального предпринимательства в США занимается Альянс социальных предприятий (Social Enterpise Alliance, SEA), фонд Ашока (Ashoka: Innovators for the Public) и Фонд Скола (Skoll Foundation), которые призваны оказывать финансовую помощь, содействовать в получении заказов и объединять социальных предпринимателей из разных стран, обеспечивая своим членам доступ к базам данных научных статей, бизнес-планов, шаблонов для создания и организации деятельности проектов37. Альянсом также организуются ежемесячные вебинары, образовательные курсы и семинары, проводится ежегодный Саммит социальных предпринимателей, на котором проводятся мастер-классы, круглые столы, презентации социальных проектов участников Саммита, выступают специалисты из разных стран, обмениваясь опытом и обсуждая актуальные проблемы в сфере социального предпринимательства, что, несомненно, является неотъемлемой частью качественного функционирования и развития социального предпринимательства. В 2010 году Форум собрал 730 представителей из 31 страны38.

Большую роль в развитии социального предпринимательства в Великобритании начиная с 1997-го года и по настоящий момент играет Правительство. Еще в 2001-м году в Департаменте торговли и промышленности было создано специальное подразделение по социальному предпринимательству (Social Enterprise Unit) и назначен младший министр, ответственный за социальное

36 Керлин Дж.А. Социальные предприятия в США и Европе: Понять различия и извлечь из них уроки // Информационно-аналитический портал «Наше будущее» [Электронный ресурс]. URL: http://www.nb-fomm.m/userfiles/ffle/Социальные предприятия в Европе и США.pdf (дата обращения: 30.11.2018).

37 Благов Ю.Е., Арай Ю.Н. Образовательные программы в области социального предпринимательства: мировой опыт и российские особенности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. Менеджмент. 2014. № 3. С. 177-197.

38 Martin R.L., Osberg S. Social Entrepreneurship: the Case for Définition // Stanford Social Innovation Review. Spring. 2007. P. 28-39.

предпринимательство39. В результате активного взаимодействия различных кооперативов и органов государственной власти в 1998 г. по инициативе Ассоциации Лондонского Правительства (Association of London Government, ALG) было создано первое стратегическое агентство по развитию социального предпринимательства в Лондоне (Social Enterprise London, SEL)40. Организация оказывала новым предприятиям финансовую поддержку, консультировала по правовым вопросам, а также способствовала началу подготовки специалистов в области социального предпринимательства в Университете Восточного Лондона (University of East London). Со временем организация вышла на международный уровень, и в 2012 г. появилась компания Social Enterprise UK (SEUK), которая объединяла социальных предпринимателей со всей страны и различные местные организации. Принятие нового закона «О регулировании деятельности компаний общественных интересов» (The Community Interest Company Regulations, 2005, N 1788) обеспечило агентство SEL юридическим статусом и рядом мер поддержки41. Деятельность агентства финансируется в основном из средств государственного и городского бюджета, а также за счет доходов от собственной деятельности42. К основным источникам финансирования деятельности агентства относятся: Лондонское агентство развития (The London Development Agency, LDA) — 35,2%, Совет Большого Лондона (The Greater London Council, GLC) — 16,2% и Представительство Центрального Правительства в Лондоне (The Government Office for London, GOL) — 20,9%43.

В качестве основных целей агентства SEL и приоритетных направлений его деятельности приводятся44:

39 Bornstein D. How to Change the World: Social Entrepreneurs and the Power of New Ideas. New York: Oxford University Press, 2007. P. 17-58.

40 Социальное предпринимательство в Лондоне // НП «Московский центр развития предпринимательства [Электронный ресурс]. URL: http://www.vneshmarket.ru/content/document r 29279FF5-7B6D-417F-A2E3-611C80C8EA79.html (дата обращения: 30.11.2018).

41 Leadbeater, С. The Rise of the Social Entrepreneur / Demos [Электронный ресурс]. -URL: https://www.demos.co.uk/files/theriseofthesocialentrepreneur.pdf (дата обращения: 30.11.2018).

42 Kickul J., Lyons T.S. Financing Social Enterprises // Entrepreneurship Research Journal. 2015. Vol. 5. № 2. P. 83-85.

43 Социализация предпринимательства на примере Великобритании и США [Электронный ресурс] // НП «Московский центр развития предпринимательства». -URL: http://www.vneshmarket.ru/content/document r ccb010ca-daec-40c2-9bb4-c0462737937d.html (дата обращения: 30.11.2018).

44 Социальное предпринимательство в Лондоне // Портал «Новый бизнес: социальное предпринимательство» [Электронный ресурс]. URL: http://www.nb-forum.ru/interesting/experts/sotsialnoe-predprinimatelstvo-v-londone.html (дата обращения: 30.11.2018).

- представление интересов социальных предпринимателей в различных структурах государственной власти, в том числе и на уровне городского самоуправления;

- информирование Правительства страны и городской администрации о видах и направлениях деятельности социальных предприятий, а также о результатах полученных социальных изменений в процессе реализации социальных проектов;

- обеспечение возможности взаимодействия социальных предпринимателей с органами государственной власти и представителями частного сектора в целях создания долгосрочной стратегии развития социального предпринимательства в стране;

- организация сообщества социальных предпринимателей в Лондоне, «Лондонская сеть социальных предприятий»;

- создание специализированной информационной базы в виде электронного справочника для сети действующих социальных предприятий (Global Social Entrepreneurship Network, GSEN), который содержит сведения об инструментах поддержки деятельности, а также освещает актуальные сведения и новости в сфере социального предпринимательства в стране45;

- оказание организационной и технической поддержки в проведении мероприятий, направленных на повышение благосостояния общества, а также предоставление консультационных услуг по организации схем социального обслуживания и бизнес-планированию;

- разработка специализированных программ и комплекса мер по созданию новых социальных предприятий в стране;

- реализация программ повышения квалификации и обучения людей, задействованных в области социального предпринимательства с предоставлением им лицензии на право оказания социальных услуг.

Благодаря постоянной государственной поддержке, в настоящее время состояние «третьего сектора» в Великобритании значительно улучшилось, и его вклад в социально-экономическое развитие страны существенно возрос. Так, например, на

45 Chella E., Nicolopouloua K., Karatas-Ozkan M. Social entrepreneurship and enterprise: International and innovation perspectives // Entrepreneurship & Regional Development. 2010. Vol. 22 (6). P. 485-493.

154

данный момент в стране насчитывается около 70 000 социальных предприятий, вклад в ВВП которых составляет 3 %, что делает его лидером по уровню деловой активности социального предпринимательства46.

Важным инструментом государственной поддержки социального предпринимательства во многих странах является практика получения государственных и городских заказов социальными предприятиями. Государство передает социальным предприятиям часть ответственности за реализацию социальной политики47. Так, например, в Швеции государство покрывает половину расходов на заработную плату сотрудников тех социальных предприятий, которые нанимают на работу людей с ограниченными возможностями, бездомных и других категорий социально незащищенных слоев населения, имеющих сложности с трудоустройством48.

Во многих развитых странах предусмотрено упрощение процедуры регистрации новых социальных предприятий, а также некоторые льготы и субсидии. В частности, в большинстве стран Европейского Союза предусмотрена упрощенная система налогообложения деятельности социальных предприятий49. В Польше социальные предприниматели могут получить субсидию в размере до 300 тыс. евро на создание собственной фирмы, а также на закупку оборудования, инструментов и т.д.50 Кроме того, государство предоставляет освобождение от налога на доходы юридических лиц. В Великобритании разработана упрощенная система отчетности для социальных предприятий. В Бельгии предусмотрена помощь социальных предприятиям путем выдачи дешевых микрокредитов, свободных оборотных средств51.

46 UK social enterprises contribute 3% of GDP, claims SEUK research // Pioneers Post. 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pioneerspost.com/news-views/20180920/uk-social-enterprises-contribute-3-of-gdp-claims-seuk-research (дата обращения: 30.11.2018).

47 Хетагурова Ю.И. Социальное предпринимательство как инструмент социально-экономического развития государства // Актуальные аспекты современной науки: Сборник материалов XVI-й международной научно-практической конференции. 2017. С. 69-74.

48 Social enterprise, social innovation and social entrepreneurship in Sweden: A National report / H. Thomas R. Persson, Niklas Hafen // University of Southern Denmark [Электронный ресурс]. URL: https://sofisam.se/download/18.72b312e7163120a87495d6d6/1525433671511/EFESEIIS%20National%2 0Report%20 Sweden.pdf (дата обращения: 30.11.2018).

49 Kickul J., Lyons T.S. Understanding Social Entrepreneurship: The Relentless Pursuit of Mission in an Ever Changing World. New York: Taylor & Francis, 2016.

50 Аларичева Ы.А. Социальное предпринимательство: опыт Польши // Информационно-аналитический портал «Когита.ру» [Электронный ресурс]. URL: http://www.cogita.ru/grazhdanskaya-aktivnost/konkurs-grazhdanskoe-obschestvo-i-reshenie-socialnyh-problem-v-evrope/marina-alaricheva.-socialnoe-predprinimatelstvo-opyt-polshi (дата обращения: 30.11.2018).

51 Керлин Дж.А. Социальные предприятия в США и Европе: понять различия и извлечь из них уроки // Портал «Новый бизнес: социальное предпринимательство» [Электронный ресурс]. URL: http://www.nb-forum.ru/social/laws/sotsialnye-predpriyatiya-v-ssha-i-evrope-ponyat-razlichiya-i-izvlech-iz-nih-uroki.html (дата обращения: 30.11.2018).

Одним из слабых мест в развитии социального предпринимательства является финансовое обеспечение деятельности, которое может быть выражено в недостатке собственных средств, трудностях получения банковских кредитов, нехватке инвестиционных ресурсов52. Соотношение между различными источниками дохода неодинаково в разных странах. В большинстве стран Европы главным источником финансовых ресурсов социальных предприятий являются бюджетные ассигнования, так как государство выступает основным заказчиком их услуг53. В Италии 45% продукции социальных предприятий закупается государством. В Великобритании 23% представителей социального бизнеса называют государство главным заказчиком, а 52% получают от него значительную часть своих средств. В основном это касается таких сфер деятельности, как здравоохранение, образование, отдых и так далее.

Таким образом, проведенный анализ различных подходов к регулированию социального предпринимательства и использованию программно-целевого подхода в поддержке проектов в сфере социального предпринимательства на примере стран Евросоюза, Азии, США и Великобритании позволил сделать ряд выводов:

1) В наиболее передовых в рассматриваемой сфере странах создана нормативно-правовая база для государственной поддержки социального предпринимательства. Существуют специальные организационно-правовые формы и системы сертификации социального предпринимательства. Одним из лидеров в этой сфере является Италия, примеру которой последовал ряд других стран Европы. Действуют также американская и азиатская модели, имеющие свою специфику.

2) Согласно принятым во многих странах определениям, социальное предпринимательство направлено на производство общественно-полезных благ, трудоустройство слабо защищенных групп населения, а также реинвестирование части прибыли предпринимателей в решение проблем общества.

3) Среди мер государственной поддержки социального предпринимательства в мире выделяют: облегчение доступа социальных предприятий к государственным контрактам, признание и поощрение

52 Kickul J., Lyons T.S. Financing Social Enterprises // Entrepreneurship Research Journal. 2015. No 5(2). P. 8385.

53 Карта социального предпринимательства Европы. Поддержка и риски // Портал «Новый бизнес: социальное предпринимательство». [Электронный ресурс]. URL: http://www.nb-forum.ru/interesting/experts/karta-socialnogo-businessa-evropy-3.html (дата обращения: 30.11.2018).

социально-значимых инициатив, распространение информации об успешных практиках, покрытие части затрат на реализацию проектов, предоставление консультационных услуг, проведение конкурсов, организационная и техническая поддержка деятельности, обучение и повышение квалификации кадров, упрощение регистрационных процедур, а также другие меры.

4) Институциональная система поддержки социального

предпринимательства в международной практике включает прямое участие государства в поддержке деятельности; разработку и реализацию специальных целевых программ, планов, стратегий; создание государственных и/или общественных организаций, привлекающих к решению вопросов представителей бизнес-сообщества.

По нашему мнению, данный анализ зарубежного опыта позволяет более полно и качественно оценить эффективность функционирования социального предпринимательства в России, определить проблемы, требующие решения, а также сформулировать пути дальнейшего развития, опираясь на опыт ведущих зарубежных стран.

Список литературы:

1. Аларичева M.А. Социальное предпринимательство: опыт Польши // Информационно-аналитический портал «Когита.ру» [Электронный ресурс]. URL: http://www.cogita.ru/grazhdanskaya-aktivnost/konkurs-grazhdanskoe-obschestvo-i-reshenie-socialnyh-problem-v-evrope/marina-alaricheva.-socialnoe-predprinimatelstvo-opyt-polshi (дата обращения: 30.11.2018).

2. Арай Ю.Н. Специфика бизнес-моделей в социальном предпринимательстве // Российский журнал менеджмента. 2014. T. 12. № 4. С. 55-78.

3. Баталина М.Л., Московская А.А., Тарадина Л.Д. Обзор опыта и концепций социального предпринимательства с учетом возможностей его применения в современной России. М.: ГУ ВШЭ, 2008.

4. Благов Ю.Е., Арай Ю.Н. Образовательные программы в области социального предпринимательства: мировой опыт и российские особенности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. Менеджмент. 2014. № 3. С. 177-197.

5. ГришинаЯ.С. Британская компания общественных интересов (community interest company) как оптимальная модель социального предприятия // Вестник Волгоградского государственного университета. 2015. № 3. С. 187-192.

6. Гришина Я.С. Сравнительно-правовое исследование социального предпринимательства в странах Америки и Европы // Вестник Пермского университета. 2012. № 2 (16). С. 111-122.

7. Гульбекян М., Вайнер В. Опыт развития социального предпринимательства в США: аналитический отчет. М.: Центр рекламных исследований Grand Prix, 2014.

8. Законодательство Великобритании // Портал «Новый бизнес: социальное предпринимательство». [Электронный ресурс]. URL: http://www.nb-forum.ru/social/low_world/ (дата обращения: 30.11.2018).

9. КарпутинаМ.А., Савинова С.Ю., Шубнякова Н.Г. Формирование молодежного предпринимательского сообщества как инструмент повышения предпринимательской активности в России // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. URL: https://science-education.ru/pdf/2014/2/126.pdf (дата обращения: 30.11.2018).

10. Карта социального предпринимательства Европы. Поддержка и риски // Портал «Новый бизнес: социальное предпринимательство» [Электронный ресурс]. URL: http://www.nb-forum.ru/interesting/experts/karta-socialnogo-businessa-evropy-3.html (дата обращения: 30.11.2018).

11. Керлин Дж.А. Социальные предприятия в США и Европе: Понять различия и извлечь из них уроки // Информационно-аналитический портал «Наше будущее» [Электронный ресурс]. URL: http://www.nb-forum.ru/userШes/Шe/Социальные предприятия в Европе и США^1 (дата обращения: 30.11.2018).

12. Красникова А.С., Галкин Д.П., Элязян А.А. Поддержка малого и среднего предпринимательства в России и Европе (на примере Франции и Германии) // Молодой ученый. 2014. № 20. С. 310-313.

13. Нестеренко Ю.Н., Плюхина А.А. Развитие социального предпринимательства в экономике России: монография. М.: Креативная экономика, 2017.

14. Опыт поддержки и развития социального предпринимательства в Республике Корея // Портал «Банк социальных идей» [Электронный ресурс]. URL: http://www.social-idea.ru/montlyNews/Kratkij-obzor-opyht-podderzhki-i-razvitiya-social-nogo-predprinimatel-stva-v-respublike-Koreya-EZHEMESYACHNYHJ-OBZOR-2-14 (дата обращения: 30.11.2018).

15. Опыт развития социального предпринимательства в Бельгии // Портал «Банк социальных идей» [Электронный ресурс]. URL: http://www.social-idea.ru/montlyNews/Opyht-razvitiya-social-nogo-predprinimatel-stva-v-Bel-gii-Ezhemesyachnyhi-obzor-dlya-Banka-social-nyhkh-idei-6 (дата обращения: 30.11.2018).

16. Опыт США по развитию и поддержки социального предпринимательства // Портал «Банк социальных идей» [Электронный ресурс]. URL: http://www.social-idea.ru/montlyNews/Opyht-SSHA-po-razvitiyu-i-podderzhki-social-nogo-predprinimatel-stva-Obzor-4 (дата обращения: 30.11.2018).

17. Социализация предпринимательства на примере Великобритании и США // НП «Московский центр развития предпринимательства» [Электронный ресурс]. URL: http://www.vneshmarket.ru/content/document_r_ccb010ca-daec-40c2-9bb4-c0462737937d.html (дата обращения: 30.11.2018).

18. Социальное предпринимательство в Лондоне // НП «Московский центр развития предпринимательства [Электронный ресурс]. URL: http://www.vneshmarket.ru/content/document r 29279FF5-7B6D-417F-A2E3-611C80C8EA79.html (дата обращения: 30.11.2018).

19. Социальное предпринимательство в Лондоне // Портал «Новый бизнес: социальное предпринимательство» [Электронный ресурс]. URL: http://www.nb-forum.ru/interesting/experts/sotsialnoe-predprinimatelstvo-v-londone.html (дата обращения: 30.11.2018).

20. Социальное предпринимательство-2020: прогноз Британского совета // Информационно-аналитический портал «Наше будущее» [Электронный ресурс]. URL: http://www.nb-forum.ru/interesting/experts/prognos-br-soviet.html (дата обращения: 30.11.2018).

21. Хетагурова Ю.И. Социальное предпринимательство как инструмент социально-экономического развития государства // Актуальные аспекты современной науки: Сборник материалов XVI-й международной научно-практической конференции. 2017. С. 69-74.

22. Якимец В.Н. Оценка развитости механизмов господдержки социальных предпринимателей в субъектах РФ // Время больших перемен: политика и политики материалы Всероссийской научной конференции РАПН. Российский университет дружбы народов / Под редакцией О.В. Гаман-Голутвиной, Л.В. Сморгунова, Л.Н. Тимофеевой. М., 2017. С. 437-438.

23. Alter K. Social Enterprise Typology. Virtue Ventures LLC. 2007. URL: https://www.globalcube.net/clients/philippson/content/medias/download/SE_typology.p df (дата обращения: 05.12.2018).

24. Bidet E., Eum H., Ryu J. A typology of social enterprise models in South Korea // International Society for Third-Sector Research [Электронный ресурс]. URL: https://cdn.ymaws.com/www.istr.org/resource/resmgr/WP_Stockholm/10172016/TYP OLOGY OF SEs in SK revise.pdf (дата обращения: 30.11.2018).

25. Bornstein D. How to Change the World: Social Entrepreneurs and the Power of New Ideas. New York: Oxford University Press, 2007.

26. Chella E., NicolopoulouaK., Karatas-OzkanM. Social entrepreneurship and enterprise: International and innovation perspectives // Entrepreneurship & Regional Development. 2010. Vol. 22 (6). P. 485-493.

27. Grenier P. Social Entrepreneurship in the UK: from the Rhetoric to Reality? // An Introduction to Social Entrepreneur-ship: Voices, Preconditions, Contexts. Cheltenham. URL: https://www.researchgate.net/publication/289649815_Social_entrepreneurship_in_the_ UK From rhetoric to reality (дата обращения: 30.11.2018).

28. Hemingway C.A. Corporate Social Entrepreneurship: Integrity Within. Cambridge: Cambridge University Press, 2013.

29. Keohane G.L. Social Entrepreneurship for the 21st Century: Innovation Across the Nonprofit, Private and Public Sectors. New York: McGraw-Hill, 2013.

30. Kickul J., Lyons T.S. Financing Social Enterprises // Entrepreneurship Research Journal. 2015. Vol. 5. № 2. P. 83-85.

31. Kickul J., Lyons T.S. Understanding Social Entrepreneurship: The Relentless Pursuit of Mission in an Ever Changing World. New York: Routledge; Édition 2, 2016.

32. Leadbeater С. The Rise of the Social Entrepreneur / Demos [Электронный ресурс]. -URL: https://www.demos.co.uk/files/theriseofthesocialentrepreneur.pdf (дата обращения: 30.11.2018).

33. Martin R.L., Osberg S. Social Entrepreneurship: the Case for Definition // Stanford Social Innovation Review. Spring. 2007.

34. Nicholls A. The Legitimacy of Social Entrepreneurship: Reflexive Isomorphism in a Pre-paradigmatic Field // Entrepreneurship Theory and Practice. Baylor University [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/228270007 The Legitimacy of Social Entr

epreneurship_Reflexive_Isomorphism_in_a_Pre-Paradigmatic_Field (дата обращения: 30.11.2018).

35. Nyssens M., Defourny J. Conceptions of Social Enterprise and Social Entrepreneurship in Europe and the United States: Convergences and Divergences // Journal of Social Entrepreneurship. 2010. Vol. 1. № 1. P. 32-53.

36. Perrini F.A. process-based view of social entrepreneurship: From opportunity identification to scaling-up social change in the case of San Patrignano // Entrepreneurship & Regional Development. 2010. Vol. 22. № 6. P. 515-534.

37. Smith B.R., Stevens Ch.E. Different types of social entrepreneurship: The role of geography and embeddedness on the measurement and scaling of social value // Entrepreneurship & Regional. Development. 2010. Vol. 22. № 6. P. 575-598.

38. Social enterprise, social innovation and social entrepreneurship in Sweden: A National report // University of Southern Denmark [Электронный ресурс]. URL: https://sofisam.se/download/18.72b312e7163120a87495d6d6/1525433671511/EFESEI IS%20National%20Report%20Sweden.pdf (дата обращения: 30.11.2018).

39. Swanson L.A, Zhang D. The Social Entrepreneurship Zone // Journal of Nonprofit & Public. Sector Marketing. 2010. Vol. 22. № 2. P. 71-88

40. Tan W.L., Williams J.N., Tan T.M. Defining the 'Social' in 'Social Entrepreneurship': Altruism and Entrepreneurship // International Entrepreneurship and Management Journal. 2005. Vol. 1. № 3. P 353-365.

41. Thompson J.L. The world of the social entrepreneur // International Journal of Public. Sector Management. 2002. Vol. 15. № 5. P. 412-431.

42. UK social enterprises contribute 3% of GDP, claims SEUK research // Pioneers Post. 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://www.pioneerspost.com/news-views/20180920/uk-social-enterprises-contribute-3-of-gdp-claims-seuk-research (дата обращения: 30.11.2018).

43. Vanek W.M. Italian Social Cooperatives // Grossroots Economic Organization [Электронный ресурс]. URL: http://www.geo.coop/archives/vanek.htm (дата обращения: 30.11.2018).

44. Woolcock M. Microenterprise and Social Capital: A Framework for Theory, Research and Policy // Journal of Socio-economics. 2001. № 30. P. 11-17.

Plyukhina A.A., Umnov V.A. State Support of Social Entrepreneurship: Foreign Experience Analysis

Anastasia A. Plyukhina — teacher, Russian State University for the Humanities, Moscow, the Russian Federation. E-mail: pluhinaa@yandex. ru

VitalyA. Umnov — DSc (Economics), professor, Russian State University for the Humanities, Moscow, the Russian Federation. E-mail: [email protected].

Abstract

The article is devoted to the other countries experience in the field of social entrepreneurship state support. This area of activity is very important due to the further development of the socially-oriented Russian economy and the need to attract additional resources to solve the problems of society with intensive economic development. The experience of economically developed countries in this area of activity is extensive and will significantly develop the domestic system of support for social entrepreneurship.

In a number of countries, legal norms defining social entrepreneurship and the status of the organizations implementing it have been developed. Special organizational and legal forms are applied. The legislation in the field of social entrepreneurship was mainly developed in the beginning of the 21st century. Among the leading countries are Italy, the UK, the USA, Belgium and other EU countries. The measures taken by states of economically developed countries are directed not only at developing the production of socially important goods and services, but also at involving as many socially vulnerable groups as possible in the production process (people with disabilities, the unemployed, etc.).

One of the most interesting example for the research in this area is the experience of Great Britain, where there has been created a large number of enterprises of various organizational and legal forms, carrying out activities aimed at improving public relations and improving the living conditions of the population. The legislation of UK provides significant opportunities for social entrepreneurs in the provision of public services.

In turn, the social entrepreneurship support model used in the United States implies to a lesser extent the merging of state programs aimed at solving social problems and supporting socially oriented businesses.

The social entrepreneurship support system used in South Korea implies mandatory certification of enterprises operating in this field. At the same time, the activities of these enterprises should be only in the social sphere and at least 2/3 of the profits should be reinvested in social missions.The state provides these entrepreneurs substantial benefits. In many countries, the institutional structure to support and promote the development of social entrepreneurship is also well developed. Among the leading countries is South Korea. The support system from various organizations includes both direct (financial) and indirect (organizational, informational, etc.) support.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

These measures can significantly increase the activity of entrepreneurs which is aimed at solving the problems of society and this experience can be successfully used in Russia.

Keywords

Social entrepreneurship, social programs, social projects, state support, foreign countries experience, problems of society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.