ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
© Бондаренко Е.Б.
Хабаровская государственная академия экономики и права, г. Хабаровск
В данной статье рассмотрено понятие социального предпринимательства, выделены его критерии, определены сильные и слабые стороны социального предпринимательства в России, выявлены факторы, тормозящие развитие социальных предприятий в нашей стране. В результате проведенного анализа были сформулированы предложения, способствующие развитию социального предпринимательства в российской бизнес-среде, что, в свою очередь, позволит решить многие социальные и экономические проблемы, существующие в настоящий момент.
Ключевые слова социальное предпринимательство, социальный предприниматель, инновационность, социальное благо, закон о социальном предпринимательстве, массовая государственная поддержка, конкурс, гражданское общество, государственно-частное партнёрство, информированность общества.
Социальное предпринимательство является новым явлением, однако темпы распространения практик и теоретических исследований высоки. В России также активно обсуждается вопрос развития социального предпринимательства в научных кругах, появляются предприятия, которые можно отнести к социальным.
Термин «социальное предпринимательство» является относительно новым для российской практики и допускает широкую трактовку. До сих пор не сложилось единого подхода к определению социального предпринимательства. С одной стороны, речь идет о деятельности, принадлежащей к социальной сфере, а с другой стороны, - о получении прибыли как основной цели предпринимательства. Социальное предпринимательство является промежуточным звеном между традиционным бизнесом и благотворительностью: от первого оно отличается своими целями - направленностью на разрешение социальных проблем; а от второй - коммерческим характером деятельности. Социальный предприниматель стремится создать социальные блага, затрагивающие все общество или значительный его сегмент, через прибыльную деятельность. При этом ограничений в использовании и распределении прибыли не существует (в отличие от некоммерческих организаций).
Следовательно, социальный предприниматель - это субъект, деятельность которого направлена на решение актуальной (для общества и для предпринимателя лично) социальной проблемы путем использования методов, принципов ведения деятельности, характерных для коммерческого предпринимательства. Согласно наблюдениям, в использовании данных прин-
ципов и методов присутствует более тщательная проработка, для принятия управленческих решений характерно наличие ценностного фундамента.
Научной средой сделано много попыток к выработке критериев социального предпринимательства с целью более четкого определения данной категории. Грегори Диз, Директор Центра развития социального предпринимательства Университета Дюка США, выделяет пять факторов, определяющих социальное предпринимательство [4]:
1. принятие на себя миссии создания и поддержания социальной ценности (блага);
2. выявление и использование новых возможностей для реализации избранной миссии;
3. осуществление непрерывного процесса инноваций, адаптации и обучения;
4. решительность действий, не ограничиваемая располагаемыми ресурсами;
5. высокая ответственность предпринимателя за результаты своей деятельности как перед клиентами, так и перед обществом.
Считается, что данная совокупность в российских условиях сложно достижима и является своего рода утопией, т.к. не сопряжена с устоями, этическими нормами и ценностями российского общества.
По моему мнению, для определения социальных предприятий в России уместны следующие критерии, которые можно внести в закон о социальном предпринимательстве:
1. Направленность бизнеса на решение социальных проблем;
2. Инновационность бизнес-деятельности (применение уникальных подходов, позволяющих увеличить воздействие на общество);
3. Предпринимательский подход (использование таких инструментов, как инновации, стратегический менеджмент, маркетинг, дисциплина);
4. Социальный результат, представляющий собой изменение общества путем решения конкретной социальной проблемы или устранения «провалов» рынка.
Социальное предпринимательство является новым явлением в отечественной бизнес-практике. Сильными сторонами российского социального предпринимательства являются, по моему мнению, эмоциональная вовлеченность социальных предпринимателей и удовлетворение посредством этого их потребности в самореализации. Спектр деятельности таких предприятий разнообразен и включает в себя производство социально значимых товаров и товаров общего пользования и предоставление социально значимых работ и услуг. Социальное предпринимательство распространено в самых разнообразных сферах: в социально-психологическом и юридическом консультировании, развитии сельскохозяйственной деятельности и экологического туризма, трудоустройстве безработных, оказании медико-социаль-
ной помощи, бытовых услуг и услуг в сфере культуры [2]. Для общества преимущество состоит в том, что подобные предприятия решают ряд социальных проблем, что ведет к благополучию общества. Опыт же зарубежных стран и широкая международная сеть сотрудничества для российских предпринимателей является безусловным плюсом.
Следует отметить, что в России уже проводятся мероприятия, поощряющие разные аспекты социального предпринимательства - прежде всего, это премия «Импульс добра» [5]. Эта премия не столько финансовая поддержка, сколько знак уважения общества к такой деятельности и признания ее важности.
В России социальное предпринимательство находится на стадии становления. Доля социальных предприятий в стране незначительна. Одной из причин запоздалого по сравнению с другими странами развития данного сектора является общая неразвитость культуры предпринимательства в стране. Люди не владеют информацией о данном виде деятельности в полной мере и боятся вести бизнес-активность. Большинство людей в России до сих пор не могут расстаться с психологией советской системы, что говорит о слабом развитии гражданского общества в нашей стране.
Исследование показало, что основными факторами, тормозящими развитие социального предпринимательства в России, являются:
1. практически полное отсутствие культуры корпоративной социальной ответственности;
2. слабое развитие гражданского сознания у россиян [3];
3. высокий уровень коррупции;
4. экономическая и политическая нестабильность,
5. высокие налоги;
6. отсутствие программ поддержки данной деятельности (в т.ч. программ развития малого и среднего бизнеса), являющихся важнейшим фактором развития социального предпринимательства;
7. слепое копирование западных моделей без оглядки на российские реалии бизнеса.
Отсутствие поощрения и субсидирования со стороны государства, массовой государственной поддержки негативно влияет на развитие социального предпринимательства. Недостаточно развита система конкурсов в этой области. Изучение имеющихся конкурсов показало, что все они организовываются частными фондами, либо регионами РФ, либо иностранными инвесторами, но на федеральном уровне социальное предпринимательство не поддерживается в необходимом объеме.
Решение вышеуказанных проблем позволит не только стимулировать развитие социального предпринимательства, но также стимулировать становление гражданского общества с более высоким уровнем зрелости и качеством жизни.
Исключительно важно ввести понятие «социальное предпринимательство» в правовое поле России. Единственный государственный документ, который даёт определение социальному предпринимательству, - это приказ № 223 Минэкономразвития России, где социальное предпринимательство понимается только как «предпринимательская деятельность, направленная на решение той или иной социальной проблемы». Она может идти как путём предоставления услуг категории лиц с ограниченными возможностями, так и путём обеспечения их занятости на предприятии. В эту категорию попадают предприятия, которые поддерживают деятельность лиц с ограниченными возможностями, количество которых составляет не менее 50 % от штата, а доля их доходов - не менее 20 % от фонда оплаты труда [1]. В настоящее время обсуждается внесенный в Государственную Думу президентом РФ законопроект о введении института социально значимых некоммерческих объединений, «которые будут получать всестороннюю поддержку государства: и финансовую, и имущественную, и консультационную, в том числе в форме льгот по уплате налогов и сборов, в форме размещения государственных и муниципальных заказов, передаче имущества для использования в их деятельности» [6]. Однако социальное предприятие не является частью некоммерческого сектора. Данные предприятия являются гибридной формой между организациями, занимающимися благотворительностью и предприятиями, преследующих цель получения прибыли.
Необходимо упрощение процедур регистрации социальных предприятий, внедрение современных механизмов финансирования, а также развитие институтов государственно-частного партнёрства в социальной сфере.
Важное место занимает вопрос об информированности общества относительно места и практик социального предпринимательства. Без преодоления информационного вакуума, проведения круглых столов и лекций на данную тему невозможно сформировать положительное восприятие гражданами концепции социального предпринимательства. Проведение всевозможных конкурсов, конференций, форумов, освещение в СМИ событий, посвященных тематике социального предпринимательства, будут способствовать укоренению и распространению данного явления в российской бизнес-среде.
Всесторонняя государственная поддержка, использование зарубежного опыта с учетом особенностей российской деловой среды, обучение специалистов в области корпоративной социальной ответственности необходимо для прогрессивного развития социального предпринимательства в нашей стране.
Социальное предпринимательство не должно оставаться новомодным явлением, ему необходимо придать нормативно-правовую основу функционирования, а также предоставить инструменты для успешного развития. Стимулирование его развития позволит сформировать гражданское общество, повысить качество жизни и уровень благосостояния.
Список литературы:
1. Приказ Минэкономразвития России от 23.04.2012 N 223 «Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2012 году предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации», п. 5.19.1.
2. Андрианов А.Ю., Грехова Д.А. Социальное предпринимательство как эффективный инструмент управления // Креативная экономика. - 2013. -№ 11. - С. 83-87.
3. Тумилевич Е.Н. Построение системы корпоративной социальной ответственности в компании // Российское предпринимательство. - 2012. -№ 23 (221).
4. The Meaning of Social Entrepreneurship / J. Gregori Dees.
5. Социальное предпринимательство [Электронный ресурс] // Портал «Новый бизнес: социальное предпринимательство». - Режим доступа: http://www.nb-fund.ru (дата обращения: 05.06.2014).
6. http://www.nb-forum.ru (дата обращения: 21.03.2014).