Научная статья на тему 'Проблемы развития социального предпринимательства в Калининградской области'

Проблемы развития социального предпринимательства в Калининградской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
864
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СУБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ENTREPRENEURSHIP / SOCIAL ENTREPRENEURSHIP / ENTREPRENEURS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Серебрякова Алла Аркадьевна

Рассматриваются проблемы понимания социального предпринимательства в российском законодательстве, а также внедрения различных форм социального предпринимательства в Калининградской области. Приведены примеры развития социального предпринимательства в Калининградской области, обозначаются проблемы понимания термина «социальное предпринимательство» в российском предпринимательском законодательстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of introducing various forms of social entrepreneurship in the Kaliningrad region

This article addresses the interpretation of social entrepreneurship in the Russian legislation, as well as the introduction of various forms of social entrepreneurship in the Kaliningrad region. The author analyses the cases of social entrepreneurship development in the Kaliningrad region and identifies the problems of interpreting the term “social entrepreneurship” in the Russian commercial law.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития социального предпринимательства в Калининградской области»

УДК 346.1

А. А. Серебрякова

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Рассматриваются проблемы понимания социального предпринимательства в российском законодательстве, а также внедрения различных форм социального предпринимательства в Калининградской области. Приведены примеры развития социального предпринимательства в Калининградской области, обозначаются проблемы понимания термина «социальное предпринимательство» в российском предпринимательском законодательстве.

This article addresses the interpretation of social entrepreneurship in the Russian legislation, as well as the introduction of various forms of social en-trepreneurship in the Kaliningrad region. The author analyses the cases of social entrepreneurship development in the Kaliningrad region and identifies the problems of interpreting the term "social entrepreneurship" in the Russian commercial law.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, социальное предпринимательство, субъекты предпринимательской деятельности.

Key words: entrepreneurship, social entrepreneurship, entrepreneurs.

Ввиду неполной юридической ясности термина «социальное предпринимательство», его многозначности, разного понимания представителями различных сфер деятельности [1, с. 9; 2], мы не вступаем в рамках настоящей статьи в спор о терминологии.

Мы предлагаем рассмотреть проблему внедрения различных форм социального предпринимательства в Калининградской области с точки зрения отнесения к нему предпринимательской деятельности, которую сами люди, ее осуществляющие или финансирующие, считают социальным предпринимательством.

Идея социального предпринимательства получила популярность в России в последние годы. Судя по официальным источникам, в 2007 г. Вагитом Алекперовым, президентом и совладельцем крупнейшей нефтяной компании России «ЛУКОЙЛ», был основан фонд региональных социальных программ «Наше будущее», который занимается выявлением действующих социальных предприятий и социальных предпринимателей, будучи открытым и для новых предпринимательских инициатив в области социального предпринимательства (социальных бизнес-идей), оказывает поддержку создаваемым и действующим социальным предприятиям в форме финансовой поддержки, обучения и консультирования, информационного обеспечения и продвижения, а также решает такие задачи, как распространение идеи социального предпринимательства и формирование позитивного отношения к последнему в обществе. При этом самим фондом социальное предпринима-

49

© Серебрякова А. А., 2014

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2014. Вып. 9. С. 49 - 55.

50

тельство понимается как новаторская деятельность, изначально направленная на решение или смягчение социальных проблем общества на условиях самоокупаемости и устойчивости [3].

Фонд «Наше будущее» является учредителем Всероссийского конкурса проектов в области социального предпринимательства, ориентированного на людей, готовых развивать и продвигать социальный бизнес. За семь лет своей деятельности Фонд оказал поддержку 108 социальным предприятиям, а общая сумма выданной им помощи составила более 231 млн рублей [3]. По своей организационно-правовой форме это некоммерческая организация, преследующая конкретную, сформулированную в уставе цель — развитие социального предпринимательства на территории России.

На территории Калининградской области идеи социального предпринимательства получают развитие в числе прочего через контакты калининградских предпринимателей, которые относят себя к социальным предпринимателям, с фондом «Наше будущее», о чем еще будет сказано.

Кроме того, в Калининградской области работает общество с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть» — дочернее предприятие российской нефтяной компании «ЛУКОЙЛ», ведущее добычу нефти и газа на территории Калининградской области и шельфе Балтийского моря. Эта коммерческая организация — учредитель ежегодного конкурса социальных и культурных проектов, одной из задач которого стали развитие и поддержка в решении актуальных социальных проблем в номинациях «Экология», «Культура», «Спорт», «Милосердие» и др.

Сумма финансирования одного проекта варьируется от 50 до 350 тыс. рублей. Формируется и фонд гран-при, который составляет 500 тыс. рублей. Обязательным условием финансирования является вклад собственных (привлеченных) средств организации-заявителя в размере не менее 30 % от запрашиваемой суммы. Это условие конкурса может быть оценено как подтверждение серьезности намерений заявителя.

В 2014 г. в различных номинациях был определен следующий ряд исполнителей: в номинации «Экология» — некоммерческий фонд «Исток» (Калининград), в номинации «Культура» — автономная некоммерческая организация «Студия творчества "Берегиня"» (Советск) и Калининградская областная общественная организация фотохудожников, в номинации «Спорт» — некоммерческое партнерство «Центр коммуникационных технологий ИНТЭЛ» (Калининград), в номинации «Милосердие» — Калининградская региональная общественная организация инвалидов «Ковчег» и МБУК «Нестеровская районная межпоселенческая библиотека» и др. [4].

Согласно Положению о конкурсе социальных и культурных проектов в конкурсе могут принимать участие некоммерческие негосударственные организации, государственные, муниципальные учреждения, органы муниципального и территориального самоуправления, автономные учреждения и не могут — политические партии, профсоюзные организации, физические лица, коммерческие организации, что подтверждает перечень исполнителей проектов 2014 г.

Конкурс социальных и культурных проектов ООО «ЛУКОЙЛ-Кали-нинградморнефть» является благотворительным по своей юридической природе, поскольку победители заключают с организатором конкурса договоры пожертвования.

В качестве примера социального предпринимательства в действии в Калининградской области можно привести следующие проекты, реализованные в сотрудничестве с фондом «Наше будущее». ООО «Плюс трейд» — это одна из десяти организаций, поддержанных фондом «Наше будущее» в рамках Первого регионального конкурса проектов в сфере социального предпринимательства в 2009 г. Проект ООО «Плюс трейд» предполагал разработку и введение в действие системы круглосуточной дистанционной поддержки пожилых людей. Объем финансирования, который выделялся в виде беспроцентного займа, составил 2 млн 200 тыс. рублей на два года десять месяцев [5].

Другой пример — мастерская по ремонту инвалидных колясок и центр дистрибьюции запчастей «Обсервер» (Observer). Реализация проекта предусматривала создание дистрибьюторской сети запчастей к инвалидным коляскам на территории России. Во всех крупных городах России планируется открыть профильные сервисные центры, которые также будут выполнять функции дилеров по запчастям для ремонта инвалидных колясок в своих регионах. Объем финансирования проекта, чьим заявителем являлась Калининградская региональная общественная организация «Ковчег» под руководством Романа Аранина, составил 5 млн рублей с возвратом беспроцентного займа в 2018 г.

В настоящее время сеть социального предприятия «Обсервер», поддерживаемого фондом «Наше будущее», насчитывает несколько десятков сервисных центров, расположенных в 22 регионах России, ближнего и дальнего зарубежья. Кроме того, 22 октября 2013 г. в Калининграде состоялось официальное открытие представительства фонда «Наше будущее» на базе Центра консалтинга и аутсорсинга (ЦКА). Центры консалтинга и аутсорсинга — это собственный проект социального предпринимательства фонда «Наше будущее», сегодня они функционируют в шести городах — Астрахани, Архангельске, Перми, Волгограде, Нижнем Новгороде и Калининграде.

C 2012 г. и государство проявило интерес к развитию социального предпринимательства как социально ответственной деятельности субъектов малого предпринимательства, направленной на решение социальных проблем. В 2012 г. в России был сформирован Координационный совет по вопросам развития социального бизнеса и предпринимательства, а следом — Экспертный совет по развитию социального предпринимательства при Комитете по политике, инновационному развитию и предпринимательству Государственной думы РФ, где активно обсуждалась легализация термина «социальное предпринимательство» в российском законодательстве.

В 2013 г. Минэкономразвития России издало приказ № 220 от 24 апреля 2013 г. «Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2013 г. предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Россий-

51

52

ской Федерации» [6]. Появилась новая организационная форма поддержки малого и среднего предпринимательства — Центр инноваций социальной сферы — структурное подразделение юридического лица или самостоятельное юридическое лицо, которые относятся к инфраструктуре поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, одним из учредителей которых является субъект Российской Федерации или муниципальное образование. Максимальный размер субсидии федерального бюджета составлял 5 млн рублей на создание и (или) обеспечение деятельности одного Центра инноваций социальной сферы. В приказе № 220 понятие социального предпринимательства, ранее предложенное в приказе № 223 Минэкономразвития России, упоминается неоднократно, наряду с понятием социально ориентированных предпринимателей. Центры инноваций социальной сферы (ЦИСС) существуют в ряде регионов России. Первая такая структура появилась в Омске в июле 2012 г., сегодня насчитывается 16 таких центров. Региональные ЦИССы — это открытые площадки для взаимодействия социальных предпринимателей, представителей крупного бизнеса и местных государственных органов. ЦИССы — это новый уровень поддержки социальных проектов и инициатив, открытый доступ к единой базе проектов, готовых к масштабному тиражированию.

Большую роль в возникновении ЦИСС сыграла компания «РУСАЛ» — крупнейший в мире производитель алюминия. ЦИССы, создаваемые концерном «РУСАЛ» в партнерстве с Агентством стратегических инициатив (АСИ), ориентированы на содействие социально активным гражданам. Инновационные центры предоставляют образовательные услуги и консультации по различным вопросам, а также оказывают практическую помощь начинающим предпринимателям. В школах социальных предпринимателей, открываемых на базе центров, можно выбрать определенную бизнес-модель и получить знания по ведению экономической деятельности на ее основе. Если у слушателя есть собственный уникальный проект, он также может получить поддержку.

В марте 2013 г. РУСАЛ совместно с АСИ открыл центры инноваций социальной сферы в Красноярском крае (г. Красноярск), в Свердловской (г. Краснотурьинск) и Иркутской (г. Братск) областях. Металлургический концерн создает инфраструктуру для развития социального предпринимательства на территориях своего регионального присутствия. Подобная деятельность, по заявлению представителей концерна «РУСАЛ», кардинальным образом отличается от благотворительных проектов или традиционных корпоративных программ поддержки социальной сферы. Партнерами РУСАЛа и АСИ в развитии социальной инфраструктуры выступают городские и региональные власти, фонд «Центр социальных программ», представители крупного и среднего бизнеса, региональные отделения Сбербанка России. Также ЦИССы поддерживаются центрами занятости населения, фондами малого и среднего предпринимательства, региональными торгово-промышленными палатами, союзами промышленников и предпринимателей и другими профильными бизнес-сообществами.

Оперативное управление социальной деятельностью компании «РУСАЛ» осуществляет фонд «Центр социальных программ» (ЦСП),

созданный в 2004 г. Головной офис Центра расположен в Красноярске, представительства есть в Республике Хакасия, в Иркутской и Свердловской областях.

Проекты социального инвестирования, реализуемые ЦСП в городах присутствия компании, весьма разнообразны. Их целевыми группами являются молодежь, представители старшего поколения, многодетные родители, а также социально незащищенные люди. Инициативы, запускаемые Центром, содействуют решению экологических проблем и организации волонтерского движения на Байкале, способствуют реализации разнообразных образовательных и инженерно-технических проектов.

Рассказывая о деятельности ЦИССов, директор департамента коммуникационных и социальных проектов РУСАЛ Рустам Закиев сообщил, что в ближайшее время на территориях присутствия компании будут открыты еще четыре центра инноваций социальной сферы: в Ачинске, Саяногорске и еще двух городах Свердловской области.

Сегодня ЦИССы считаются одной из наиболее успешных инициатив в области развития социальной сферы. В частности, на заседании наблюдательного совета АСИ, прошедшем 14 ноября 2013 г. под председательством президента России Владимира Путина, опыт создания межрегиональной сети ЦИСС одобрен как лучшая региональная практика. Проекты Центра социальных программ РУСАЛ также неоднократно признавались лучшими в области корпоративной социальной ответственности на региональном и федеральном уровнях [7].

Калининградская область пока не принимает участия в проектах создания центров инноваций социальной сферы. Вместе с тем нельзя не отметить, что происходит движение в направлении понимания социального предпринимательства. С позиций участия в социально-предпринимательских проектах свою нишу в Калининградской области настойчиво стремится занять фонд «Наше будущее», проводя активную политику пропаганды своей деятельности на территории региона и вовлечения в свои проекты предпринимателей региона.

В Калининграде 20 мая 2014 г. состоялось подписание трехстороннего соглашения о сотрудничестве между Сбербанком России (Калининград), фондом «Наше будущее» и центром консалтинга и аутсорсинга «Наше будущее». В рамках сотрудничества предполагается запуск совместных образовательных программ, повышающих уровень финансовой грамотности представителей малого и среднего бизнеса. Партнеры также будут способствовать развитию социального предпринимательства в регионе, разрабатывая различные формы поддержки организаций и физических лиц, деятельность которых направлена на решение социальных проблем.

Подводя итог рассмотрению вопроса о различных формах социального предпринимательства на территории Калининградской области, можно отметить, что такое явление, как социальное предпринимательство, в нашем регионе существует, прежде всего по мнению самих представителей социально-предпринимательской сферы.

При этом со стороны государства мы пока не наблюдаем активности в развитии идей социального предпринимательства на территории

53

54

региона. Здесь будет уместно вспомнить о методах правового регулирования предпринимательских отношений. На конституционном уровне закреплено тесное переплетение частных и публичных начал в правовом регулировании предпринимательской деятельности [8, с. 21]. Вероятно, настало время смелее использовать предоставляемые самой Конституцией РФ возможности.

Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В соответствии с Конституцией РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Как справедливо отмечал профессор А. Г. Быков, государство, провозглашенное в Конституции РФ как социальное, «имеет право и обязано возложить на предпринимательскую деятельность (базовую и единственную пока выработанную современной цивилизацией общественную форму организации экономической деятельности по производству и реализации товарного продукта) социальные функции и решение социальных задач. По существу, это означает, что наряду с экономической составляющей предпринимательской деятельности имеет место и социальная составляющая» [9, с. 61]. Но здесь же необходимо, по нашему мнению, заметить, что требуется ясность в понимании дефиниции «социальное предпринимательство». Без четкого понимания содержания самого термина, с перспективой для однозначности понимания легального его закрепления, невозможно будет продвигаться вперед по пути развития социально-предпринимательской деятельности.

Список литературы

1. Барков А. В. Творческое развитие идеи А. Г. Быкова о социальном предназначении предпринимательства в концепции правового регулирования рынка социальных услуг // Предпринимательское право. 2013. № 3. С. 9 — 13.

2. Лескова Ю. Г. Саморегулируемая организация как правовая модель внедрения и развития социального предпринимательства // Юрист. 2013. № 11. С. 13 — 17.

3. Социальное предпринимательство // Новый бизнес. Социальное предпринимательство. URL: http://www.nb-forum.ru/social/ (цата обращения: 15.06.2014).

4. Конкурс социальных проектов 2014 // Общество с ограниченной ответственностью «ЛуКОЙЛ-Калининградморнефть» : [сайт]. URL: http://www. lukoil-kmn.com/sockonkurs (дата обращения: 16.06.2014).

5. Ежегодная премия за вклад в развитие социального предпринимательства «Импульс добра» // ООО «ПЛЮС-ТРЕЙД» : [сайт]. URL: http://www.nb-fund. ru/social-entrepreneurship/supported-projects/ooo-plyus-treyd.html (дата обращения: 16.06.2014).

6. Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2013 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации [Электронный ресурс] : приказ Минэкономразвития России от 24 апр. 2013 г. № 220 : ред. от 16 мая 2013 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7. Золотарев А. РУСАЛ: Инфраструктурный подход // Новый бизнес. Социальное предпринимательство. URL: http://www.nb-forum.ru/social/social _investing/ rusal-infrastukturnii-podhod.html#ixzz32FtJMyf0 (дата обращения: 16.06.2014).

8. Андреев В. К. О сочетании частных и публичных начал в правовом регулировании предпринимательской деятельности // Журнал российского права. 2013. № 1. С. 21-25.

9. Быков А. Г. О содержании курса предпринимательского права и принципах его построения. М., 2004. С. 61.

Об авторе

Алла Аркадьевна Серебрякова — канд. юр. наук, доц., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград. E-mail [email protected]

About the author

55

Alla Serebryakova, Ass. Prof., Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad.

E-mail [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.