УДК 338.012
Камбердиева Светлана Султановна
профессор кафедры финансов и кредита
Северо-Кавказского горно-металлургического института
(государственный технологический университет)
gvkhetagurov@mail .ru
Хетагуров Георгий Валерьевич
доцент кафедры финансов и кредита
Северо-Кавказского горно-металлургического института
(государственный технологический университет)
gvkhetagurov@mail .ru
Стагниева Юлия Игоревна
ассистент кафедры организации
производства и экономии промышленности
Северо-Кавказского горно-металлургического института
(государственный технологический университет)
stagnieva [email protected]
Svetlana S. Kamberdiyeva
professor of chair of finance and credit
North Caucasian mining and metallurgical institute
(state technological university)
gvkhetagurov@mail .ru
Georgy V. Khetagurov
associate professor of finance and credit
North Caucasian mining and metallurgical institute
(state technological university)
gvkhetagurov@mail .ru
Yulia I. Stagniyeva
Assistant to chair of the organization of production and economy of the industry North Caucasian mining and metallurgical institute (state technological university) stagnieva_j ulia@mail .ru
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
DEVELOPMENT OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP IN THE RUSSIAN FEDERATION
Аннотация. В последние годы в РФ получило развитие такое качественно новое направление в предпринимательстве, как социальное предпринимательство, которое, будучи ранее широко известным только за рубежом, приобретает распространение и в нашей бизнес-практике. Накопленный опыт исследования реализации проектов в сфере социального предпринимательства
требует осмысления и оценки проблем и перспектив становления данного явления в современных условиях РФ.
Ключевые слова: социальное предпринимательство, предпринимательство, социальные проблемы, креативность, капитал, инновации.
Annotation. In recent years, social entrepreneurship - a qualitatively new trend in entrepreneurship, which was previously widely known only abroad - started developing in the Russian Federation spreading over our business practices. The experience accumulated with regard to the studies of social entrepreneurship projects requires reflection and assessment of the problems and prospects of the formation of this phenomenon in the current conditions in the Russian Federation.
Keywords: social entrepreneurship, entrepreneurship, social problems, creativity, capital, innovations.
В настоящее время в России активно развивается социальное предпринимательство. Это направление не только помогает привлекать в бизнес слабо за-щищённые общественные слои за счёт расширения границ реального спроса, но и создаёт предпосылки для развития экономической инфраструктуры. Но формирование данного сектора тормозится из-за отсутствия нормативно-правовых актов регулирования и недостаточности информации о деятельности социальных предпринимателей.
В настоящее время не выработан единый подход к определению термина «социальное предпринимательство». Рассматривать это определение можно с точки зрения экономики либо социологии. Более полное содержание социального предпринимательства, по нашему мнению, отображает следующее определение: социальное предпринимательство - это предпринимательская деятельность, направленная на облегчение либо решение социальных проблем, характеризующаяся последующими главными показателями: социальное действие, инновационность, самоокупаемость и экономическая целесообразность, социальный эффект, масштабируемость и тиражируемость. В современной мировой экономике остро ощущается объективная необходимость в проведении значительных социально-экономических преобразований, как в развитых, так и в развивающихся странах. Это вызвано целым рядом причин, среди которых стоит отметить расслоение доходов, экономические кризисы и политическую нестабильность. Одним из эффективных инструментов, направленных на решение данных проблем, является социальное предпринимательство — термин, включающий в себя особый вид инициатив, направленных на решение проблем, возникающих в социальной сфере и не решаемых в рамках деятельности общественного и государственного секторов экономики. Подобные инициативы могут осуществлять достаточно широкий круг лиц — социальных предпринимателей — в число которых могут входить как сотрудники общественных организаций и религиозных объединений, так и коммерческих корпораций, студенты высшей школы, а также потенциально многие другие.
В России существует широкий спектр проблем в социальной системе, такие как: значительный разрыв между доходами наиболее богатых и бедных слоев населения; безработица; низкий уровень минимальной заработной платы, пенсионного обеспечения и стипендий; сокращение бюджетных расходов на
здравоохранение, образование, культуру и спорт. Социальное предпринимательство, как теоретическая и практическая дисциплина, может выступать одним из инструментов, способствующих ликвидации провалов рынка в соответствующих сегментах экономики и снижению социальной напряженности в обществе.
Преимущество социального предпринимательства заключается, прежде всего, в обширном интересе исследователей, предпринимателей и менеджеров во всем мире к самой концепции его развития, а также в наличии потенциально полезного для России зарубежного опыта. Учитывая недостаточность развития социального предпринимательства в России, существует необходимость произвести оценку текущей ситуации и выработать предложения по ее улучшению посредством разработки путей совершенствования инфраструктуры и механизма его функционирования.
Деятельность социальных предпринимателей разнородна. Они могут производить продукты, предоставлять услуги в общественно важных сервисах и работы, в том числе и для отдельных категорий людей. Данную деятельность могут осуществлять как частные, так и юридические лица.
В основном, эксперты выделяют 4 показателя деятельности социального предпринимательства:
1. Социальное воздействие. Деятельность предприятий должна быть ориентирована на решение имеющихся социальных проблем.
2. Инновационость. В своей деятельности предприятие обязано использовать новшество, которое обеспечит качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованной рынком.
3. Экономическая устойчивость. Социальное предприятие должно решать социальные проблемы и в то же время приносить прибыль от собственной деятельности.
4. Масштабируемость. Возможность распространять полученный опыт другим компаниям, рынкам, а также государству [1].
Нами выделен пятый показатель - социальный эффект. Данный показатель должен характеризовать, какую роль играет социальное предприятие и какой социальный эффект от деятельности оно привносит в экономику государства. Данный показатель - это авторское видение эффекта.1
Благодаря таким показателям социальный бизнес отличается от классической благотворительности, так как, помимо социального результата, социальное предприятие ориентировано, прежде всего, на зарабатывание средств [2, с.23].
1 Составлено автором
Рис.1. Показатели деятельности социального предприятия (составлено автором)
Сильной стороной социального предпринимательства считаются и интегрированные механизмы контроля эффективности. Решение социально важных вопросов, включенных в бизнес-процесс фирмы, существенно снижает возможность нерационального расходования ресурсов. Конкретно социальное предпринимательство владеет более высоким уровнем эффективности в единицу приложенных средств.
В России социальное предпринимательство не получило пока такого развития, как в развитых странах. Социальное предпринимательство - недавно возникший сектор экономики, многое здесь дискуссионно: социальное предпринимательство пытаются отнести либо к коммерческой, либо к некоммерческой сфере.
Социальное предпринимательство - это механизм, который может и должен стать социальным измерением модернизации России. Тиражируемость опыта, изначально заложенная в его концепции, позволяет быстро и эффективно расширять число предприятий, передавая идеи и возможности их внедрения. Это способствует повышению компетентности социальных предпринимателей, их профессиональному росту и вносит вклад в развитие человеческого капитала страны [6].
Социальные предприниматели, которые открывают или развивают социальный бизнес, являются новаторами. Они способны сплотить вокруг себя единомышленников, изыскать необходимые ресурсы для решения социальных проблем, объединить собственные знания с самыми современными технологиями. Социальные предприниматели создают точки роста, вокруг которых формируются не только новые предприятия, но и особые общественные отноше-ния[5,с.15].
На практике формирование общественного предпринимательства в РФ оказывается не таким обычным. Во-первых, классические для общественного предпринимательства НКО, которым предлагалось помогать, никак не возымели в РФ развития. Во-вторых, в РФ практика корпоративной общественной ответственности очень часто обнаруживала корыстные интересы бизнеса или государственное влияние. В-третьих, долгое время не только бизнес, но и сами граждане никак не показывали большой приверженности к социальной солидарности [3, с.58].
Несмотря на экономические проблемы в РФ, социальное предпринимательство как новаторский потенциал и социальный ориентир не уступает западным аналогам.
Рассмотрим несколько примеров деятельности социальных предприятий в РФ. В настоящее время имеется небольшое количество систем, которые занимаются поддержкой социального предпринимательства. Так, длительное время главным фондом помощи социальному предпринимательству был фонд «Наше будущее» Вагита Алекперова. Данная организация раз в год проводит Общероссийский конкурс социальных проектов, дает долговременные беспроцентные займы и помогает начинающим бизнесменам, предлагая им сервисы по подготовке бизнес-плана. Фонд оказал поддержку 75 социальным бизнесменам на сумму более 150 миллионов руб. [5, с.33]. Фонд осуществляет финансовую, информационную, консультационную поддержку социальных предпринимателей. Проводит конкурсы проектов в сфере СП, ведёт обязательную оценку по конкретным показателям эффективности поддерживаемых организаций (анализ финансовых и организационных показателей: количества трудоустроенных, обученных человек, количество оказанных услуг и произведённой продукции).
Проекты в сфере здравоохранения и социального обслуживания населения: организация услуг сиделок с выполнением восстановительных, профилактических, санитарно-гигиенических, бытовых услуг по уходу за больными и пожилыми людьми, инвалидами; услуги по оказанию экстренной социально-медицинской помощи «Тревожная кнопка» и т.д.
Проекты, востребованные в сфере образования: открытие частных дошкольных образовательных учреждений (детских садов); открытие центров обучения теории и практике социального предпринимательства.
Проекты, востребованные в сфере физической культуры и спорта: обеспечение города следующими спортивными учреждениями: плоскостные спортивные сооружения; спортивные залы; бассейны; универсальные спортивные площадки; катки; услуги по прокату спортинвентаря.
Проекты, востребованные в сфере культуры: открытие частных коллекций, музеев (возможно на базе предприятий); организации по подготовке культурно-массовых мероприятий; обучение народным промыслам; строительство культурных объектов (способных к монетизации).
Проекты, востребованные в секторе торговли: .магазины для бедных слоев населения; создание путей поставок продукции в отдаленные и бедные регионы; организация ярмарок в сельских регионах.
С 2002 г. в РФ работает Российский микрофинансовый центр (РМЦ), который организует общие планы совместно с Творческой лабораторией «Гра-мин», Yunus Centre и Yunus Social Business [7, с.30]. В 2011 г. вступил в силу Закон о микрофинансовой деятельности: был сформирован государственный реестр микрофинансовых организаций. Данный сектор рынка непрерывно развивается. По оценкам НАУМИР и Некоммерческого партнёрства «Микрофинансирование и формирование» (НП «МиР»), в 2013 г. рынок микрофинансовых институтов (включая кредитные кооперативы) составил 40 миллиардов руб.
В 2013г. победителем Всероссийского конкурса планов «Социальный бизнесмен - 2013», организованного фондом «Наше будущее», стал проект «Социальный магазин «Благодарение» из Волгодонска Ростовской области. А в 2012 году победителем этого же конкурса стала «Клиника восстановительного лечения ФТИ» из Астрахани. Данная больница станет оказывать специализированную медицинскую помощь населению с болезнями нервной системы, опорно-двигательного аппарата, гинекологическими болезнями и послеоперационным больным. Для инвалидов, участников ВОВ с нарушением опорно-двигательного аппарата больница станет оказывать услуги безвозмездно. Таким образом, население получит качественную, безвозмездную консультативную, восстановительную и диагностическую медицинскую помощь.
Другой победитель - столичный салон-парикмахерская, где работают в основном инвалиды по слуху. В рамках компании планируется осуществить работу совместно со школами-интернатами для детей с нарушением слуха и безвозмездное обучение профессии воспитанников-инвалидов по слуху.
В Санкт-Петербурге действует благотворительный фонд «Надежда», выпускающий реабилитационное оборудование для пожилых, инвалидов, людей, перенесших серьёзную травму. Фирма также открыла платный пункт проката, обеспечивающий реабилитационным оборудованием на время сбора справок. В свою очередь, столичная фирма «Доспехи» занимается созданием ортопедической системы, позволяющей людям с травмой либо болезнями позвоночника, приведшими к параличу ног, перемещаться без помощи других.
Социально направленные планы имеются и в области телекоммуникаций. Фирма «Смарт Телевизором» совместно с Лабораторией социальных инноваций Cloudwatcher запустила туристическую сим-карту «ДоброSIM», которая дает абонентам мобильной взаимосвязи пакет сервисов и бонусов, а еще позволяет принять участие в благотворительных планах. Каждый раз, пополняя счет, абонент перечисляет 5% в помощь работе общественной биржи «Взаимопомощь». Наиболее интересна идея Лаборатории Cloudwatcher, которая помогает профессиональным переводчикам-инвалидам получить заявки от платных фирм [8, с.13].
Несмотря на вышеперечисленные положительные моменты, для дальнейшего развития социального предпринимательства, по нашему мнению, необходимо разработать отдельный закон о социальном предпринимательстве, а также доработать и расширить законодательные акты, в частности закон о НКО, и дополнить его более подробным описанием деятельности социально
ориентированных некоммерческих организаций [8, с.15]. Проект такого законопроекта уже есть, в частности, в нём предлагается прописать субъекты социального предпринимательства, включая коммерческие и некоммерческие организации, индивидуальных предпринимателей, обозначить требования и ограничения для такого рода деятельности, а также установить налоговые льготы, на которые могут рассчитывать социальные предприниматели [4, с.95].
Более того, следующим шагом могло бы стать создание отдельных корпоративных форм или типов компаний для субъектов социального предпринимательства.
Внедрение понятия «социальное предпринимательство» в правовое поле в России потребует законодательных инициатив и поэтапной политики, нацеленной на внедрение социального предпринимательства в стране.
Наконец, развитие социального предпринимательства находится в зависимости от того, какое внимание государство будет уделять привлечению инициативных и серьезных социальных предпринимателей, а также поддержке их проектов.
Литература:
1. wikipedia.org/wiki/Социальное_предпринимательство
2. Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования М., ИД, Высшая школа экономики. 2011.
3. Задорин И.В. Общественная поддержка и доверие населения как фактор развития социального предпринимательства [Электронный ресурс] / И.В.Задорин.
4. Камбердиева С.С., Кабисов К.А., В. Хетагуров. Проблемы малых и средних предприятий в современных условиях // Устойчивое развитие горных районов. 2012. № 3. С. 95-96.
5.Лейнкид О. Благотворительность в России. Социальные и исторические исследования [Текст] / О.Лейкинд.
6. http://www.nb-fund.ru/news/konkurs-sotsialnyy-predprinimatel-2013-16-luchshih.html
7. Дис, J.G.Смысл социального предпринимательства. Центр по улучшению социально // Предпринимательство Фукуа школа Университета Дьюка бизнеса, 2001 (вредакции верс.).
8.Смэйл Г., Тусон, Г. и Стэтхэм, D. (2000). Социальная работа и социальные проблемы. Нью-Йорк:Макмиллан.
Literature:
1. wikipedia. org/wiki/Social_entrepreneurship
2. Social Entrepreneurship in Russia and in the World: Practice and Studies. M., PH, Higher School of Economics. 2013.
3. Zadorin, I.V. Public Support and Confidence of the Population as a Factor of Social Entrepreneurship [electronic resource] /1. V.Zadorin.
4. Kamberdieva SS, Kabisov KA, GV Khetagurov Problems of small and medium enterprises in modern conditions // Sustainable development of mountain areas. 2012. Number 3. Р. 95-96.
5. Leynkid, O. Charity in Russia. Social and Historical Studies [Text] / O.Leykind.
6. http://www.nb-fund.ru/news/konkurs-sotsialnyy-predprinimatel-2013-16-luchshih.html
7. Dees, J.G. The meaning of social entrepreneurship. Center for the Advancement of Social Entrepreneurship, Duke University's Fuqua School of Business, 2001 (revised vers.). Р.16.
8. Smale, G., Tuson, G. and Statham, D. (2000). Social work and social problems. New York: MacMillan.pp/25