Научная статья на тему 'Зарождение социального предпринимательства в республике Карелия'

Зарождение социального предпринимательства в республике Карелия Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
809
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / САМОЗАНЯТОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Курило А. Е., Немкович Е. Г.

В статье рассмотрены теоретические аспекты формирования института социального предпринимательства, описаны его функции. Приводятся критерии социального предпринимательства. Рассматривается природа его возникновения. Приведен фактологический материал, подтверждающий зарождение этого явления в Республике Карелия. Обозначена его значимость для развития экономической активности на территории региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зарождение социального предпринимательства в республике Карелия»

УДК 330.012.32.1470.221

ЗАРОЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ

Институт экономики Карельского научного центра РАН, г. Петрозаводск

А.Е. КУРИЛО Е.Г. НЕМКОВИЧ

e-mail: [email protected] e-mail: [email protected]

В статье рассмотрены теоретические аспекты формирования института социального предпринимательства, описаны его функции. Приводятся критерии социального предпринимательства. Рассматривается природа его возникновения. Приведен фактологический материал, подтверждающий зарождение этого явления в Республике Карелия. Обозначена его значимость для развития экономической активности на территории региона.

Ключевые слова: региональная экономика, социальное

предпринимательство, самозанятость, экономическая активность.

За последние два десятилетия социально-экономическая система нашей страны подверглась серьезной трансформации, сформировав рыночную экономическую систему, успешность которой во многом определяется активностью предпринимательских структур. Но в стране существует ряд серьезных социальных проблем. К ним можно отнести безработицу, социальное расслоение с элементами социальной эксклюзии, снижение благосостояния ряда сельских и лесных посёлков и пришедших в упадок монотерриторий, различные проблемы в здравоохранении и образовании, низкое качество жизни пенсионеров, проблемы устойчивого роста и др. Эти проблемы сегодня ещё не находят решения ни в частном, ни в государственном секторе.

В последние десятилетия экономисты стали признавать зависимость процветания общества от качества действующих в нем институтов и накопленного человеческого капитала. В данном контексте связующим звеном между рыночными требованиями и социальной составляющей развития является институт социальной ответственности, который позволяет совместить рыночные принципы получения дохода и аспекты социальной защиты населения. В российской практике тема социальной ответственности бизнеса является достаточно новой.

С позиций разумного эгоизма социальная ответственность бизнеса предполагает развитие корпорации в трех взаимосвязанных аспектах - получение устойчивой прибыли, забота об окружающей среде и реализация социальных программ [11]. В этой плоскости возникает такое довольно новое явление для мировой и российской практики, как социальное предпринимательство, которое формируется на стыке экономической и социальной парадигм развития.

Под термином социальное предпринимательство понимается деятельность, направленная на создание социальной ценности, произведенной в результате экономической активности и с применением социальных инноваций в процессе сотрудничества людей и организаций гражданского общества [12].

По определению Б. Дрейтона, социальное предпринимательство представляет собой деятельность, направленную на уменьшение социальных проблем инновационным методом, изобретая и комбинируя социальные и экономические ресурсы с целью создания самовоспроизводящегося, способного к расширению механизма производства и предоставления целевого социального блага [2, стр. 4]. Иными словами - это социальноэкономическая деятельность, соединяющая социальную миссию с достижением экономической эффективности [7]. Предприятия, работающие в сфере социального предпринимательства, принято называть социальными предприятиями.

Явление социального предпринимательства возникает на стыке традиционного предпринимательства и благотворительной деятельности, аккумулируя их черты. От традиционного предпринимательства оно вбирает характер деятельности, нацеленный на

извлечение прибыли, а от благотворительности - направленность на решение социальных проблем общества и благоприятные социальные изменения. Социальные предприятия - это коммерческие предприятия, которые, удовлетворяя общественные потребности, методически решают проблемы социально незащищенных категорий граждан, получая при этом оптимальную прибыль. В то время, как некоммерческие организации и благотворительные фонды для решения проблем слабо защищённых категорий граждан используют привлеченные финансовые средства в виде грантов, пожертвований и государственной помощи.

В мировой практике постепенно формируется правовое поле социального предпринимательства, но в разных странах существуют различные подходы к этому сектору, поскольку ему присущи черты как коммерческих, так и некоммерческих организаций. В Соединенных штатах Америки его рассматривают как разновидность коммерческого сектора. В Европе постепенно закрепляется другая практика, где социальное предпринима-

Т» о о

тельство определяется как часть некоммерческого сектора. В европейской практике первое юридическое закрепление предприятий такого рода произошло в Италии, где в 1991 году был принят закон о социальных кооперативах. В Бельгии в 1996 году сформировалась Европейская сеть исследователей социального предпринимательства под названием EMES European Research Network, в состав которой входят институты, центры изучения социального предпринимательства и индивидуальные исследователи.

п о о

С позиций этой организации предпринимательство можно отнести к социальному, если этот вид деятельности удовлетворяет следующим критериям [1] и у компании есть:

1. Явная цель, направленная на помощь местному сообществу;

2. Инициатива, реализуемая группой граждан;

3. Власть принятия решений, основанная не на владении капиталом;

4. «Принцип привлечения сторон», вовлечение различных групп, затронутых деятельностью;

5. Ограничение распределения прибыли.

В России такое явление как социально предпринимательство находится на начальной стадии развития и только начинает формироваться. В 2007 году была создана некоммерческая организация Фонд региональных социальных программ «Наше будущее». Целью Фонда является развитие социального предпринимательства на территории России через содействие качественным социальным изменениям. Фонд определяет социальное предпринимательство как деятельность, смыслом которой является решение или смягчение социальных проблем общества на условиях самоокупаемости, инновационности и устойчивости. По определению фонда социальное предпринимательство характеризуется следующими критериями [8]:

• социальное воздействие - направленность на решение или смягчение конкретной осязаемой социальной проблемы;

• инновационность - применение новых подходов к решению социальной проблемы;

• самоокупаемость и финансовая устойчивость - независимость от внешнего финансирования за счет доходов, получаемых от собственной деятельности;

• тиражируемость - воспроизводимость модели социального предприятия в иных географических и социальных условиях и распространение опыта с целью увеличения социального воздействия;

• предпринимательский подход - способность предпринимателя видеть провалы рынка, находить возможности и ресурсы, разрабатывать новые решения, оказывающие долгосрочное позитивное влияние на общество.

Таким образом, под социальным предпринимательством понимается предпринимательская деятельность, закрепленная юридически, целью которой является решение социальной проблемы. Общая схема формирования социального предпринимательства приведена на рисунке 1.

Для решения социальных проблем, возникающих в обществе, необходимы финансовые ресурсы, которые можно заработать, осуществляя предпринимательскую деятельность, таким образом, возникает необходимость соединить эти составляющие. Конечно, часть затрат можно компенсировать за счет инновационного подхода в организации и

технологии, но это явление временное, так как все инновации устаревают, а новые требуют затрат на их освоение. Здесь необходима внутренняя потребность в решении социальных задач и ответ на этот вопрос лежит в мотивационном поле.

Традиционное предпринимательство

Благотворительная деятельность

Одна из функций — извлечение прибыли

Внутренняя мотивация предпринимателя

Основная функция — решение социальной проблемы

Социальное

предпринимательство

Предпринимательская деятельность, удовлетворяющая общественные потребности, решающая проблемы людей с особыми потребностями и социально-незащищённых категорий граждан, приносящая оптимальную прибыль

~тт

Коммерческое предприятие с юридически закреплённой социальной целью, удовлетворяющее общественные потребности, решающее проблемы социально-незащищённых категорий граждан и людей с особыми потребностями, получающее оптимальную прибыль

Основные признаки социального предприятия

Социальное воздействие - направленность на решение или смягчение конкретной осязаемой социальной проблемы

Инновационность - применение новых подходов к решению социальной проблемы Тиражируемость - воспроизводимость модели социального предприятия в иных географических и социальных условиях и распространение опыта с целью увеличения социального воздействия

Предпринимательский подход - способность предпринимателя видеть провалы рынка, находить возможности и ресурсы, разрабатывать новые решения, оказывающие долгосрочное позитивное влияние на общество

Рис. 1. Социальное предпринимательство

Для организации и развития социального предпринимательства «важна только внутренняя мотивация предпринимателя, его базовые ценности» [6].

Социальная мотивация является не врождённой, а, как правило, приобретённой потребностью. Она формируется под воздействием воспитания, обучения, среды обитания и воздействия на него других лиц и событий даже случайного, единичного воздействия. Преобладающим является влияние социальных и культурных факторов среды обитания. Социальные мотивы на практике являются достаточно мощными силами, управляющими поведением человека. У социальных предпринимателей возникают следующие мотивы профессиональной деятельности: 1) значимость выполняемой работы; 2) поддержка со стороны семьи; з) чувство долга за выполняемую работу, 4) доверие, оказываемое личности как работнику, самоуважение; 5) возможность принести пользу обществу; 6) ответственность перед собой и людьми, удовлетворение от профессионально выполненной работы [5, с.78].

Это свидетельствует о том, что наряду с деградацией моральных устоев, наблюдающихся в нашем обществе, у социальных предпринимателей сохраняется милосердное отношение к слабо защищенным людям, и мотивы выбора социальной деятельности основываются на стремлении служения обществу, желании профессионально выполнять свою работу и ответственности перед людьми и собой. Важное место в структуре мотивационной сферы социального предпринимателя занимают и материальные мотивы, а именно, неплохое материальное вознаграждение за труд, стабильная заработная плата, наличие прибыли.

Социальный предприниматель - это особый тип предпринимателя со своей структурой мотивации, своеобразной реакцией на разные типы внешней мотивации (стимулирования).

Автор книги «Как изменить мир: социальное предпринимательство и сила новых

о тт тч о о

идей» Д. Борстайн высказывает ряд суждений о социальном предпринимательстве, на основе которых можно сделать некоторые выводы о мотивах, сложностях, с которыми сталкивается социальное предпринимательство [10]. Его суждения можно свести к следующему:

- в основе социального предпринимательства лежит этический мотив, который предприниматель стремится максимизировать, оно слабо мотивировано на зарабатывание больших денег, оно больше мотивировано на счастье, положительные эмоции, уважение, восхищение;

- социальные предприниматели, добиваясь успеха, не становятся богатыми, они меняют мир, их результат оценивается нематериальными ценностями, не существует единого эталона, в каждом виде деятельности находятся свои показатели;

- самые важные качества социального предпринимательства - это эмпатия (сочувствие, сопереживание), способность к совместной работе и упрямая вера в то, что можно многое изменить - это и побуждает, стимулирует людей к действию;

- в социальном предпринимательстве в основном работают люди, которые ищут счастье, удовлетворенность и глубокую значимость совершаемого. Им, как правило, занимаются успешные предприниматели, накопившие богатства и почувствовавшие неудовлетворённость и пустоту;

- социальное предпринимательство обладает позитивной энергией «делания добра», жертвенности и порождает этические компоненты активных действий овладения чистыми технологиями для решения проблем человечества (природоохранные цели, здравоохранение, образование и т.д.);

- социальное предпринимательство открыто для массовой аудитории, для большого выбора и самоопределения, но это явление в мире довольно редкое, оно не всех привлекает, это воплощение мечты в жизнь. Социальное предпринимательство - это лишь один из ингредиентов в сложном процессе перемен;

- основными препятствиями развития социального предпринимательства является недостаток финансирования на цели роста, трудности найма и удержания талантливых людей, отсутствие взаимосвязи между социальными предпринимателями с коммерческими предпринимателями и органами власти;

- социальный предприниматель достигает успеха, если он способен создать команду разных людей с талантами и способностями и получить от них продукт коллективного разума. Социальный предприниматель - это эпицентр организующей силы.

Из этого можно сделать вывод, что социальное предпринимательство - это деятельность, построенная не на материальной, а на духовной мотивации. Это зарождающийся элемент новейшей экономики будущего, направленной на гармоничное социальное совершенствование мира.

В последнее время в нашей стране наблюдается расширение социальных потребностей общества - как по величине, так и по разнообразию, а объем и формы финансирования в связи с кризисными явлениями уменьшились. Важной предпосылкой возникновения социального предпринимательства является институт кредитной кооперации, который предполагает использование микрофинансовых технологий, позволяющих использовать экономически оправданные финансовые услуги для целей развития.

В Республике Карелия сформирована системы кредитной кооперации, в которую входят около 50 различных кооперативов кредитной направленности. Кредитные кооперативы республики являются самоокупаемыми и самоподдерживающимися структурами.

Самый крупный кредитный кооператив «Алтея», работающий с 1992 года, включает около 4000 пайщиков и имеет активов на 65 млн. рублей. Кооператив первоначально был образован для микрокредитования медицинских работников. Сейчас он расширил свою географию и созданы отделения в Сегежском, Кемском, Олонецком и Пряжинском районах.

Карельский кредитный потребительский кооператив граждан «Карелкредит» работает на рынке потребительского кредитования физических лиц с 2002 года. Он оказывает финансовую взаимопомощь гражданам путём предоставления услуг по выдаче экспресс-займов для населения и индивидуальных предпринимателей и помогает гражданам эффективно разместить свободные денежные средства с высоким уровнем доходности и с выплатой процентов ежемесячно.

С 2002 года в республике работает «Ассоциация кредитных союзов Карелии», состоящая из 15 кредитных кооперативов, объединяющих около 14,5 тысяч пайщиков в столице Карелии и разных районах республики. Большинство пайщиков кооперативов Ассоциации - физические лица, среди которых есть предприниматели и собственники личных и фермерских хозяйств.

Кредитные Союзы, входящие в Ассоциацию, в год выдают займов на 250-260 тыс. рублей. Из них 30% - на поддержку малого бизнеса. Индивидуальным предпринимателям выдается ежегодно займов на 70-80 тыс. рублей. Средняя сумма займа 60 тыс. рублей. Процентные ставки тоже очень разнятся в зависимости от того, насколько устойчив бизнес у каждого конкретного гражданина. Организацией кооперативов занимаются инициативные люди, энтузиасты и поначалу они работают на волонтерских началах. Только когда кооператив встает на ноги, появляется возможность создать рабочее место. Ассоциация ставит задачу по открытию кредитных кооперативов в каждом поселке республики и для этого приступила к подготовке кадров для будущих кредитных кооперативов.

Деятельность в сфере социального предпринимательства осуществляется в двух направлениях: во-первых - производство товаров и услуг для определенной социальной группы и их распространение по нерыночным ценам и, во-вторых - привлечение на работу представителей социально незащищенных групп населения, имеющих трудности в трудоуствойсте - инвалидов, длительно безработных, лиц без определенного места жительства, т.е. граждан, подвергнувшихся социальной эксклюзии.

Социальные предприятия - это коммерческие предприятия, которые удовлетворяют общественные потребности и методически решают проблемы социально незащищенных категорий граждан, получая при этом оптимальную прибыль. В то же время некоммерческие организации и благотворительные фонды для решения проблем слабо защищённых категорий граждан используют привлеченные финансовые ресурсы посредством грантов, пожертвований и государственной помощи.

В Республике Карелия сектор социального предпринимательства находится ещё в зачаточном состоянии, юридически закрепленных предприятий пока нет, но положительные примеры в этой области есть и их количество растет. Ряд компаний выполняют функции социального предпринимательства: производство товаров и услуг и предоставление работы гражданам. Одной из сфер деятельности социального предпринимателя

может быть приобщение социальных групп с ограниченными возможностями к самозанятости и самопомощи.

Опыт Республики Карелия по развитию самозанятости населения показал, что в регионе имеются инициативные люди, обладающие реалистичными бизнес-идеями с целевой направленностью на смягчение социальной проблемы - безработицы. У этих людей отсутствовал опыт ведения предпринимательской деятельности и финансовые ресурсы. При оказании им через службу занятости материальной помощи и обучения, они открыли собственное дело и даже стали создавать рабочие места для других членов сообщества. Только за 2009 и 2010 годы было зарегистрировано около 1500 вновь созданных субъектов предпринимательской деятельности. [4, стр.65].

Для социального предпринимательства следует определить, насколько тесно предпринимательская деятельность, т.е. приносящая доход и осуществляемая регулярно, должна быть связана с уставными целями организации. Кроме того, было бы целесообразным определить приоритетные направления деятельности социального предпринимательства и установить особый режим налогообложения для организаций, которые осуществляют только эти приоритетные виды деятельности. Социальный предприниматель имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность исключительно для обеспечения социальных видов деятельности, прописанных в уставе.

Специфика социального предпринимательства заключается в том, что этот сектор функционирует на границе различных институциональных сред. В итоге в современных условиях жизни в работе этого сектора пересекаются различные институциональные условия и ограничения, и своей деятельностью социальные предприятия сами создают прецеденты таких встреч, комбинаций и столкновений [9, стр.210].

Социальный предприниматель, выполняя социальную работу, которую по каким-то причинам не делает государство, выступает посредником (исполнителем) между заказчиком (государством) и потребителем (социально незащищённые слои населения). В этом случае стоимость выполнения работ (социальных) должна оговариваться заранее, социальный предприниматель сам распоряжается ресурсами и несет ответственность за убытки от реализации заключенного с государством контракта. В этом случае наряду с функциями организации экономической деятельности по выполнению государственного заказа и руководства предприятием социальный предприниматель осуществляет свою деятельность в условиях риска и берет ответственность за результаты своей деятельности.

Социальная ответственность бизнеса подразумевает определенный уровень развития предприятия и добровольный отклик на социальные проблемы общества [3]. Это отражает формальный подход, который означает соблюдение законодательно установленных норм, правил и региональных договорённостей и соглашений при осуществлении предпринимательской деятельности. В нашей стране должна сформироваться общая среда восприятия социального предпринимательства, которая впоследствии станет источником множества социальных идей и проектов. На начальном этапе понятие социального предпринимательства может иметь широкое толкование. В него может быть включена всякая экономическая и организационная деятельность, направленная на снижение уровня бедности и расслоение населения. По мере преодоления социальных последствий политико-экономических преобразований в нашей стране понятие социального предпринимательства будет уточняться и конкретизироваться. В конечном итоге оно придет к четкому перечню социальных ниш, в которых необходима предпринимательская деятельность.

Литература

1. Аларичева М. Социальное предпринимательство: опыт Польши / Общественные новости Северо-Запада. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www.cogita.ru/ analitka.

2. Баталина М., Московская А., Тарадина Л., Обзор опыта и концепций социального предпринимательства с учетом возможностей его применения в современной России: препринт WH1/2008/02. - М.: ГУ ВШЭ, 2008. - 84с.

3. Братющенко С.В. Социальная ответственность предпринимательства (обзор кон- цепций) // Актуальные проблемы социально-экономического развития: взгляд молодых ученых. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2005. с.166-178. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://nesch.ieie.nsc.ru/wrk/Soc_otvets.htm.

4. Курило А.Е. Самозанятость населения как фактор снижения напряженности на рынке труда в регионе // Народонаселение. - 2011, №3. - С.59-68.

5. Максимова С.Г. Особенности мотивации профессиональной деятельности соци- альных работников в сфере социального обслуживания (социальнопсихологический ас- пект) // Известия Алтайского государственного университета. -

2003, №2. - С.75-80.

6. Московская А. Социальное предпринимательство: благотворительность или бизнес / Материалы семинара серии «Институциональные проблемы российской эконо- мики» - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.hse.ru/news/recent/2971002.html.

7. Московская А., Мамута М. Предпосылки развития социального предпринимательства в России: возможности микрофинансирования / официальный сайт

Националь- ного института системных исследований проблем предпринимательства -[Электронный

ресурс] - Режим доступа: http://www.nisse.ru/business/article/article_1010.html.

8. Социальное предпринимательство / Официальный сайт Фонда «Наше

будущее». - [Электронный ресурс] - Режим

доступа:

http://www.nb-fund.ru/UserFiles/File/broshura_small.pdf

9. Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования

/ Отв. Редактор А.А.Московская. - М.: ГУ ВШЭ, 2011. - 286с.

10. Социальное предпринимательство: 10 вопросов Дэвиду Борстайну -[Электрон- ный ресурс] - Режим доступа: http://howtosell.ru/2007/09/26/socialnoe-predprinimatelstvo-10-voprosov-devidu-borstajnu/.

11. Туркин С.. Зачем бизнесу социальная ответственность // Управление компанией

2004, №7. - стр.89-102.

12. Hulgard L. Discourses of social entrepreneurship - variations of the same theme? / EMES European Research Network - [Электронный ресурс] - Режим доступа:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

http: / / www. emes .net/fileadmin / emes /PDF_files /Working_Papers /WP_10-01_Hulg_rd____web_.pdf.

EMERGENCE OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP IN THE REPUBLIC OF KARELIA

A.E. KURILO E.G. NEMKOVICH

Institute of Economics

Karelian Research Centre ofRAS, Petrozavodsk

e-mail: [email protected] e-mail: [email protected]

Functions and theoretical aspects of formation the social en- trepreneurship institute are describes in this article. There are given criteria of social entrepreneurship. In this article we discusses the nature of social entrepreneurship occurrence. There we result a factual material what can confirm the fact of origin this phenomenon in the Republic of Karelia. We designated the impotence of so- cial entrepreneurship for economic activity progress in territory of the region.

Key words: regional economy, social entrepreneurship, self- employment, economic activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.