УДК 351.72
АКТУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ПОДДЕРЖКИ СФЕРЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И КОРПОРАТИВНЫМИ СТРУКТУРАМИ
SMALL BUSINESS BACKED BY GOVERNMENTAL AND CORPORATE COMMUNITIES
Е.А. Догадова E.A. Dogadova
Омский государственный университет путей сообщения
Развитие малого предпринимательства в России имеет большое экономическое и социальное значение, но его деятельность сдерживается из-за недостатка собственных финансовых ресурсов. Использование различных форм поддержки сферы малого предпринимательства государственными и корпоративными структурами позволит увеличить налоговые поступления в бюджет, обеспечит дополнительные рабочие места, самозанятость населения и его благосостояние.
The article deals with small business in Russia as being of prime social-economical importance but restrained due to their own financial shortage. Various ways of governmental and corporate support will enable small business to increase tax payments into budget, to provide extra jobs, self-employment and well-being of people.
Ключевые слова: малое предпринимательство, государственная поддержка, институты поддержки предпринимательства.
Key words: small business, governmental support, entrepreneurship back agencies.
Крупные предприятия определяют уровень научно-технического и производственного потенциала страны, малые и средние предприятия, являясь наиболее массовой формой деловой жизни, обеспечивают социально-экономическую стабильность развития государства. Сектор малого предпринимательства отличается повышенной динамичностью, гибкостью, инновационной активностью, способностью к быстрому созданию новых производств и к генерации новых рабочих мест. Например, в США за последнее десятилетие примерно 55 % всех инноваций и около 75 % новых рабочих мест были созданы в секторе малого и среднего предпринимательства. При этом эффективность капиталовложений примерно в 9 раз выше, чем в сфере крупного бизнеса [1]. К преимуществам малого бизнеса можно отнести гибкость в освоении новых видов деятельности, технологий, производства новых видов товаров, высокую оборачиваемость активов, мобильную управляемость предприятием. При этом существенными недостатками будут низкая финансовая устойчивость вследствие небольшой доли основного капитала, недостаток оборотных средств и невысокий уровень квалификации персонала. Малые предприятия, как наиболее неустойчивая предпринимательская структура, зависимая от колебаний рын-
© Е.А. Догадова, 2010
ка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке, которая обеспечит недостающую финансовую устойчивость и возможность конкурировать и взаимодействовать с крупным и средним бизнесом [2].
Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в целях реализации государственной политики в данной области предусматривает специальные налоговые режимы; упрощенные правила ведения налогового учета; упрощенные налоговые декларации по отдельным видам налогов; упрощенную систему ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий; льготный порядок расчетов за приватизированное государственное и муниципальное имущество субъектами малого и среднего предпринимательства; особенности участия малого предпринимательства при размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; иные направления.
Государственная поддержка также необходима для обеспечения условий интенсивного роста малого бизнеса и выравнивания потенциала его развития в разных регионах страны на основе создания современной рыночной среды. При этом необходимо решение следующих задач:
- развитие кредитно-финансовых механизмов и внедрение финансовых технологий,
направленных на развитие сектора малого бизнеса;
- расширение круга субъектов малого бизнеса и лиц, стремящихся заниматься предпринимательской деятельностью;
- подготовка высококвалифицированных кадров для сферы малого бизнеса;
- развитие малого бизнеса в инновационной и производственной сферах;
- продвижение продукции малых предприятий на региональный и межрегиональный рынок;
- расширение внешнеэкономической деятельности субъектов малого бизнеса;
- проведение информационно-аналитического мониторинга состояния малого бизнеса в России и на этой основе разработку мер государственной политики развития бизнеса;
- создание условий для реализации в России зарубежных программ развития бизнеса и активизации международного сотрудничества в области поддержки малого бизнеса;
- распространение опыта применения организационных, финансовых и других технологий, направленных на обеспечение условий для развития малого бизнеса.
Решение данного круга задач позволит активизировать предпринимательскую деятельность. Создаст новые рабочие места, вовлечет в предпринимательскую среду широкие слои населения и повысит их благосостояние.
Государственное регулирование поддержки малого предпринимательства заключается в выработке и реализации мер законодательного и исполнительного характера. Такие меры включают в себя выработку нормативных актов, действий, регулирования и контроль за исполнением уполномоченными государственными институтами мероприятий по поддержке субъектов малого предпринимательства на федеральном и региональных уровнях. Система развития малого предпринимательства в субъектах федерации представлена на рисунке.
Система развития субъектов малого бизнеса на региональном уровне
В настоящее время потребность малых граммы финансирования малого предприни-
предприятий в финансовых средствах удовле- мательства показывают свою жизненность и
творяется слабо. Поэтому действующие про- полезность. К основным механизмам финан-
сирования малых предприятий относят следующие:
- субсидирование процентной ставки,
- микрофинансирование,
- предоставление льготных займов для малого предпринимательства через систему фондов поддержки малого предпринимательства,
- венчурное финансирование,
- гарантийные механизмы,
- лизинг,
- внебюджетные финансовые ресурсы,
- страхование предпринимательских рисков [3].
Российские банки выдают малым предприятиям небольшие кредиты под более высокие проценты, чем по крупным кредитам большим предприятиям. Так, в КМБ-банке проценты под кредиты на сумму до 1 тыс. долл. составляют 24 % годовых, до 30 тыс. руб. 32 %. Если кредит больше, то проценты составляют уже 15 и 28 %. Одна из причин высоких процентов по кредитам для предприятий малого бизнеса - большой риск их кредитования. Финансовое состояние этих предприятий нестабильное и неопределенное, а низкая капитализация существенно увеличивает риск невозврата кредитов. Поэтому решением проблемы доступа предпринимателей к кредитным ресурсам может стать субсидирование процентной ставки по банковским кредитам. В соответствии с федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» кредитование субъектов малого предпринимательства необходимо осуществлять на льготных условиях с компенсацией разницы части процентных ставок за счет бюджетных средств через систему фондов поддержки малого предпринимательства. Пока этот механизм используется только в финансировании фермерских хозяйств через Фонд развития сельскохозяйственной кредитной кооперации. При этом возмещается до 2/3 процентной ставки банка, если ставка по кредиту 24 %, то фермерам должно возмещаться из бюджета 16 %. Данная схема требует большого объема бюджетных средств, поэтому необходимо разработать четкие критерии отбора поддержки определенных проектов по малому бизнесу, которые до настоящего времени законодательно не определены.
Заслуживает внимания опыт финансовокредитной поддержки малого бизнеса со стороны государства через прямые и гарантированные займы. Прямые займы выдаются небольшим фирмам на определенный срок под более низкие процентные ставки, чем те, что действуют на частном рынке ссудных капиталов.
Гарантированные займы дают кредиторам государственные гарантии, составляющие до 90 % заемного капитала. Таким образом, государство старается заинтересовать частные банки, торговые и промышленные корпорации, страховые компании, пенсионные фонды в предоставлении капиталов малым предприятиям [4].
Одним из наиболее эффективных механизмов финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства является развитие системы микрофинансирования. Его цель -создание высокодинамичной и эффективной системы финансирования малых предприятий для оказания помощи начинающим предпринимателям и для дополнительного стимулирования производства. Данный механизм финансирования позволяет решить как минимум три задачи:
- увеличение количества субъектов малого бизнеса для развития экономики страны;
- рост налоговых поступлений в бюджет государства;
- увеличение рабочих мест, самозанятости и рост благосостояния населения.
Недостаток собственных средств, высокие налоговые ставки, неприемлемые условия кредитования - это только некоторые проблемы, с которыми сталкивается инновационное малое и среднее предпринимательство. В этом случае венчурное финансирование - одно из направлений, которое сможет обеспечить конкурентоспособность производимой продукции. Для реализации этого направления предназначены венчурные фонды, которые привлекают инвестиции и кредиты, обеспечивают экспериментальной базой и оборудованием на основе лизинга. В настоящее время в России насчитывается 10 венчурных фондов, работающих в области инновационного предпринимательства.
Использование лизингового механизма обеспечивает эффективный и экономически выгодный способ привлечения инвестиций в реальный сектор экономики, часто являющийся альтернативой кредитованию. Для малых и средних предприятий лизинговые операции иногда представляются единственной возможностью для приобретения оборудования или модернизации производства.
Еще одна из перспективных форм поддержки малого бизнеса - это кредитные кооперативы. Для привлечения и аккумулирования внебюджетных финансовых ресурсов необходимо инициировать создание кредитных кооперативов, обществ и союзов взаимного кредитования и страхования инвестиций в малый бизнес [5].
В 2009 г. принят Федеральный закон «О кредитной кооперации», который определяет правовые, экономические и организационные основы создания и деятельности кредитных потребительских кооперативов различных видов и уровней, союзов (ассоциаций) и иных объединений кредитных потребительских кооперативов.
Кредитные кооперативы России развиваются по трем основным направлениям, а именно:
- кредитные кооперативы, объединяющие только граждан, предоставляют в основе своей займы на приобретение потребительских товаров и носят характер ссудно-сберегающих финансовых организаций;
- кредитные кооперативы, объединяющие только юридических лиц и выдающие займы на предпринимательские цели;
- кредитные кооперативы, объединяющие и граждан, и юридических лиц, и выдающие займы как на предпринимательские, так и на потребительские нужды [4].
Такая группа ресурсов, как информационные, сейчас почти не используется, что приводит к информационному вакууму, предприниматели просто не представляют, чего ждать от государства и каким образом развивать собственное производство в случае изменения законодательства в области налогообложения, лицензирования, сертификации, технологического контроля. Необходимо на базе общественных объединений предпринимателей создавать консалтинговые компании. Их основной функцией будет консультационная помощь представителям малого бизнеса по вопросам изменений в законодательстве страны, оказание помощи в области учета и отчетности, налогообложения, также возможных сценариев развития новых видов деятельности, расширения производства. В этом случае можно организовать «горячую линию» для предпринимателей, по которой они смогут получить консультацию по тем или иным вопросам хозяйственной деятельности в разрезе изменений действующего законодательства, структуры внутреннего рынка России и внешней торговли страны.
Для решения данного круга задач поддержки малого бизнеса необходимо развитие инфраструктуры. Ключевой элемент инфраструктуры - центры развития предпринимательства в каждом регионе страны, идеология которых заключается в объединении всех организаций, оказывающих необходимые малому бизнесу услуги, в одном месте. В этом случае инструментом государства, стимулирующим
инновационные процессы и развитие инфраструктуры с использованием механизмов государственно-частного партнерства, являются институты развития. Они занимают специфическую нишу в экономике между собственно коммерческим сектором и прямым бюджетным финансированием. Вместе с тем они должны тщательно отбирать предприятия в приоритетных секторах и отраслях экономики для государственной поддержки и субсидирования [1].
В России существуют различные организационные формы государственной поддержки и защиты интересов предприятий сферы малого и среднего предпринимательства. Созданы ассоциации предприятий малого бизнеса, федерация развития и поддержки малого предпринимательства, различные фонды развития и поддержки предприятий малого бизнеса. Проблемами малого бизнеса в России сегодня занимаются 10 различных учреждений, в том числе Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства и 74 таких фонда в регионах, Фонд содействия предприятиям малых форм в научно-технической сфере плюс 58 региональных отделений, Российская ассоциация развития малого предпринимательства плюс 58 региональных отделений. Также создана федеральная сеть торгово-промышленных палат, включающая в себя 81 палату субъектов федерации и 70 палат административно-территориальных образований, осуществляется инициативное формирование объединений предпринимателей и ремесленных палат. Развиваются негосударственные научноисследовательские, учебные, консультационные и другие организации, работающие в области поддержки бизнеса [1].
Основными институтами развития для малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:
- бизнес-инкубаторы,
- венчурные фонды,
- фонды прямых инвестиций,
- гарантийные фонды,
- технопарки.
Центром государственной поддержки создаваемых субъектов малого предпринимательства могут стать бизнес-инкубаторы - специализированные структуры, которые предоставляют отобранным по конкурсу начинающим малым предприятиям (стаж работы не более 1 года) на льготных условиях помещения, средства связи, оргтехнику, необходимое оборудование. Они также оказывают консалтинговые, образовательные и офисные услуги на срок 3 года с последующим освобождением арендо-
ванных площадей для других начинающих компаний. Законодательное регулирование и организация работы бизнес-инкубаторов создаются на уровне регионов страны. Например, Омский региональный бизнес-инкубатор создан по инициативе Правительства Омской области при поддержке Министерства экономического развития Российской Федерации и начал свою работу в 2006 г. с целью обеспечения комплексной поддержки малого и среднего предпринимательства в регионе. Организация его работы основывается на законодательных актах, принятых правительством Омской области. Основными из них являются: постановление об утверждении долгосрочной программы развития малого и среднего предпринимательства на 2009-2013 гг., постановление о мерах государственной поддержки субъектов ма-
Программа поддержки малых предприятий Омским бизнес-инкубатором предусматривает комплекс мероприятий по субсидированию части расходов предмета лизинга, банковских гарантий, аренды помещений, процентов по банковским кредитам. Для получения финансовой поддержки субъекты малого предпринимательства должны выполнить ряд условий:
- инновационная деятельность предприятия,
лого предпринимательства, приказ об организации конкурса между субъектами малого предпринимательства для заключения договоров аренды нежилых помещений и др.
Как организация, входящая в инфраструктуру поддержки предпринимательства, бизнес-инкубатор специализируется на создании благоприятных условий для эффективной деятельности малых и средних предприятий. Отбор начинающих предпринимателей, желающих воспользоваться возможностями бизнес-инкубатора, осуществляется на конкурсной основе. Особую поддержку учреждение оказывает инновационным фирмам, реализующим оригинальные научно-технические идеи. Формы поддержки малого бизнеса, организованные Омским бизнес-инкубатором, представлены в таблице 1.
- расходы фактически осуществлены,
- документы на возмещение надлежащим образом оформлены,
- соблюдены сроки обращения за получением финансовой поддержки предприятием [5].
Для получения финансовой поддержки малое предприятие должно в бизнес-инкубатор подать заявление и приложить пакет документов, подтверждающих юридическую законность деятельности, целесообразность расходов, сведения о производственно-финансовой
Таблица 1
Формы поддержки малого бизнеса, организованные бизнес-инкубатором по Омской области
№ п/п Виды финансовой поддержки Показатели поддержки
1 Компенсация части суммы процентов, уплаченных банкам по кредитам, полученным для реализации проектов 1/2 ставки рефинансирования на дату подачи заявления, но не более 500 тыс. руб.
2 Возмещение части расходов, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях 50 % понесенных расходов (аренда выставочной площади, регистрационный взнос, оплата дополнительных услуг)
3 Компенсация части расходов, связанных с выплатой вознаграждения по договорам поручительства, банковской гарантии при заключении кредитного договора 90 % стоимости банковской гарантии либо оплаты вознаграждения по договору поручительства
4 Компенсация части расходов, связанных с выплатой вознаграждения по договорам поручительства, банковской гарантии при заключении договора лизинга 90 % стоимости банковской гарантии либо оплаты вознаграждения по договору поручительства
5 Компенсация страховой премии по договорам добровольного имущественного страхования 50 % от размера страховой премии, но не более 100 тыс. руб.
6 Компенсация части лизинговых платежей по договорам лизинга 2/3 ставки рефинансирования на дату подачи заявления, но не более 200 тыс. руб. по одному договору лизинга, но не более 400 тыс. руб. в год
7 Компенсация части затрат, связанных с оплатой услуг по выполнению обязательных требований законодательства 50 % от оплаты услуг, но не более 250 тыс. руб. одному заявителю в год
деятельности справку из налоговых органов об отсутствии налоговых задолженностей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды.
Венчурные фонды создаются в целях финансирования малых предприятий в научнотехнической сфере. Формирование венчурных фондов для малых компаний обеспечивается из трех источников:
- средства региональных бюджетов - до 25 %;
- средства федерального бюджета - до 25 % (в объеме, равном расходам региональных бюджетов);
- средства частных инвесторов - не менее 50 %.
Для получения финансовых средств из венчурного малое предприятие должно представить бизнес-план развития своего бизнеса в перспективе на 3-5 лет, причем к концу внедрения инноваций рентабельность должна быть не менее 15 %.
Целью создания гарантийных фондов является расширение объема кредитования малых и средних компаний (общая потребность в кредитовании оценивается в 1 трлн руб. и удовлетворяется сейчас лишь на 20 %). Реализация гарантийно-залоговых механизмов осуществляется за счет предоставления субъектам Российской Федерации субвенций из федерального бюджета (31 субъекту на общую сумму 297 млн руб.) для предоставления субсидий субъектам малого предпринимательства на оплату стоимости договоров гарантии (поручительства) по банковским кредитам (договорам лизинга) в случае отсутствия у них достаточного собственного обеспечения. Порядок предоставления и контроль обоснованности гарантий осуществляется бизнес-инкубаторами по регионам страны. Организация механизма предоставления поручительств по кредитным и лизинговым договорам субъектам малого предпринимательства в Омской области осуществляется через гарантийный фонд, созданный при содействии органов исполнительной власти. Поручительство гарантийного фонда предоставляется в размере 50 % от суммы кредита или лизинга, остальную часть предприятие должно обеспечить из собственных источников.
Технопарки создаются в соответствии с государственной программой «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», одобренной Правительством Российской Федерации. Предусмотрено создание в период с 2006 по 2010 г. технопарков в сфере высоких технологий в Московской, Но-
восибирской, Нижегородской, Калужской, Тюменской областях, Республике Татарстан и в Санкт-Петербурге (пилотные регионы) [6].
Среди эффективно действующих организаций инфраструктуры поддержки малых предприятий можно назвать Межрегиональный маркетинговый центр «Москва», который позволил продвинуть в регионы России тысячи наименований продукции московских предприятий, а также Межрегиональный центр субконтрактации и промышленного партнерства, в базах данных которого только за прошлый год было размещено более 1600 заказов для малых предприятий, что содействовало налаживанию связей малого и крупного бизнеса.
Современные условия развития бизнеса таковы, что необходимо не только грамотно решать коммерческие задачи, но и профессионально управлять возникающими рисками в производственной и финансовой деятельности предприятий. Невыполнение договорных обязательств контрагентами, ответственность перед третьими лицами, возникновение чрезвычайных ситуаций ставит под угрозу не только прибыль компании, но и зачастую само ее существование. По статистике в среднем раз в пять лет предприятия сталкиваются с крупными убытками, и более половины из них из-за недостатка средств неспособны восстановить деятельность после возникновения таких ситуаций. Однако возникающие риски можно предотвратить или минимизировать. Для этого и существует институт страхования бизнеса.
Страхование бизнеса представляет собой отношения по защите имущественных и других интересов субъектов предпринимательской деятельности при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий) в специализированные страховые компании. Отношения между предприятием и страховой компанией оформляются договором страхования с указанием вида, условий, ставки, страховой суммы и периода страхования.
Сегодня страховые компании включают в пакет страхования малого и среднего бизнеса следующие основные виды страхования:
- имущественное страхование,
- страхование ответственности,
- страхование от перерывов в производстве (потери арендной платы).
Имущественное страхование дает возможность застраховать оборудование, офис, товары на складе и т. д. В случае их кражи, порчи или другом страховом случае, страховая ком-
пания должна будет выплатить пострадавшему предприятию (страхователю) страховую сумму, определенную договором. При этом стоимость страхования имущества относительно небольшая. В большинстве случаев расходы на страхование не превышают 0,5 % от стоимости застрахованного имущества в год.
При страховании ответственности страховщик берет на себя обязательство возместить страхователю суммы, подлежащие уплате им третьим лицам за причиненный ущерб. Другими словами, страховая компания будет должна возместить убытки третьим лицам (например, клиентам) при предъявлении ими претензий к предприятию. Допустим, в результате неблагоприятных метеоусловий груз покупателю был доставлен с опозданием. Здесь-то и выручит договор страхования ответственности. Но страховая компания исполнит требование о возмещении ущерба покупателю только в пределах страховой суммы. Стоимость страхования ответственности для компаний с позитивной репутацией на рынке не превышает 0,3-0,8 % от страховой суммы в год.
Страхование от перерывов в производстве (потери арендных платежей) представляет собой инструмент дополнительной страховой защиты бизнеса, предназначенный обычно для компенсации возможных потерь в связи с возникновением страхового случая по имущественному страхованию. Достаточно часто бизнес малого и среднего предприятия сосредоточен территориально в одном месте. Это могут быть арендованные или собственные производственные и офисные помещения, находящиеся на одной территории. В случае возникновения, например, пожара деятельность компании на какое-то время окажется факти-
чески парализованной. От вынужденного перерыва компания понесет убытки в виде:
- неполученной прибыли;
- дополнительных затрат в целях сокращения ущерба;
- необходимости осуществлять текущие расходы в период вынужденного простоя (зарплата персонала, аренда, налоги, амортизация и др.) [7].
Каждая из представленных структур оказывает определенные виды поддержки. Основными из них являются поручительства по кредитам, микро-займы, информационная и консультационная поддержка, страхование бизнеса, а также предоставление офисов в аренду по льготным ценам.
Масштабы развития малого бизнеса в России и его вклад в оздоровление экономики сегодня явно недостаточны. В развитых странах малый бизнес составляет основу национальной экономики. Если в странах Евросоюза и Японии число малых предприятий на 1000 жителей достигает 45-50, то в России на 1000 жителей приходится лишь 6 предприятий. Для того чтобы приблизиться к стандартам Евросоюза, малых предприятий в нашей стране должно быть не менее 5 млн, фактически, по данным 2008 г., этот показатель составляет 1,1 млн субъектов малого предпринимательства. В европейских странах на малых предприятиях занято около 70 % общей численности работающих, а доля малого бизнеса в ВВП составляет более 50 %. В России каждый из этих показателей не превышает 10 % [8].
Сравнительный анализ показателей государственного регулирования и поддержки малого бизнеса в разных странах мира представлен в таблице 2.
Таблица 2
Государственное регулирование и поддержка малого бизнеса в различных странах мира
Меры поддержки и развития малого и среднего бизнеса Страны
Россия Велико- британия ия н а £ Голландия Франция и Испания США Япония
Предоставление предпринимателям комплекса услуг +
Льготные кредиты + + + + + + + +
Лизинг + + + + + + + +
Франчайзинг + + + + + + +
Субподряды + + + + + + + +
Налоговые льготы + + + + + + + +
Консалтинг +
Помощь в организации бизнеса + + +
Центры развития МП + +
Практически во всех странах мира предусмотрены льготные кредиты, лизинговые операции, налоговые льготы, заключение субподрядных договоров с государственными предприятиями на конкурсной основе. Во всех странах, кроме России, существует законодательное регулирование и поддержка малого бизнеса на основе франчайзинга. Оказывается помощь в организации бизнеса в Великобритании и Германии. Имеют государственную поддержку центры развития малых предприятий в России и США. Кроме того, в Евросоюзе для малого бизнеса предусмотрено предоставление комплекса услуг и помощь в организации бизнеса [9].
Имеющийся в нашей стране опыт создания федеральных органов поддержки малого и среднего предпринимательства показал, что отсутствие достаточных полномочий, финансовых средств и механизмов взаимодействия с другими ведомствами и региональными администрациями не позволяет проводить эффективную государственную политику в отношении малого и среднего бизнеса.
При правительстве РФ создан Совет по предпринимательству, который должен обеспечить взаимодействие исполнительной власти с малым, средним и крупным бизнесом. А проблем у малого бизнеса в нашей стране немало. Основными из них являются:
• несовершенная система налогообложения;
• отсутствие надежных правовых гарантий, явная противоречивость отдельных нормативно-правовых актов;
• финансовые трудности с получением банковского кредита для открытия предприятий, их функционирования, неравноправность в доступе к различным материальным ресурсам, их дороговизна;
• сложности с арендой и приобретением помещений, их высокая, нередко недоступная, цена;
• продолжающиеся криминальные угрозы
[1].
Органы всех уровней власти выражают готовность поддержки малого предпринимательства и декларируют о снятии всех препятствий, мешающих их развитию. Одним из главных направлений программы поддержки малых предприятий является решение проблем налогообложения. В соответствии с главами 26.2 и 26.3 Налогового кодекса РФ (НК РФ) к субъектам малого предпринимательства могут применяться специальные налоговые режимы. Глава 26.2 позволяет предприятиям при вы-
полнении соответствующих критериев на добровольной основе использовать упрощенную систему налогообложения. Критериями в данном случае являются: доходы до 60 млн руб., амортизируемые активы до 100 млн руб., среднесписочная численность работников по всем основаниям до 100 человек, а также доля юридических лиц в уставном капитале до 25 % [10]. Преимущество упрощенной системы налогообложения состоит в том, что предприятие освобождается от уплаты налога на добавленную стоимость, налога на имущество и понижена ставка социальных взносов на 12 %, а также малое предприятие может выбрать объект налогообложения: выручка или доходы, уменьшенные на величину расходов. Однако в 2011 г. ставка социальных взносов будет увеличена и составит, как при общем режиме налогообложения 34 %.
Это значительно сократит прибыль малых предприятий, так как расходы на социальные отчисления возрастут на 20 % и предприниматели будут вынуждены либо сократить численность работников, либо увести в тень заработную плату и за счет этого сохранить затраты на уровне предыдущих лет. Многие экономисты сходятся во мнении, что в 2011 г. значительная часть малых предприятий прекратит свое существование из-за резкого увеличения налогового бремени.
Малые предприятия, по которым сложно государственным органам осуществлять контроль за доходами, согласно гл. 26.3 НК РФ, обязаны уплачивать единый налог на вмененный доход. Данные виды деятельности определены законодательно, в основном это микропредприятия и индивидуальные предприниматели в сфере торговли, общественного питания и бытовом обслуживании. Единый налог заменяет налоги общего режима налогообложения [10].
Введение в действие единого налога на вмененный доход ликвидировало возможность применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для широкого круга субъектов малого предпринимательства. Данная система налогообложения выгодна только фискальным целям и упрощению налогового администрирования со стороны налоговых органов, а не целям снижения налоговой нагрузки малым предприятиям. Действующая в настоящее время система налогообложения существенно препятствует развитию малого бизнеса в России. Автор предлагает использовать только добровольный порядок выбора системы налогообложения малыми предприятиями,
увеличить критерии использования упрощенной системы налогообложения по численности и выручке, а также освободить от уплаты социальных взносов.
Для субъектов малого предпринимательства, имеющих ограниченный доступ к кредитным ресурсам и постоянные проблемы с пополнением оборотного капитала, целесообразна если не полная отмена авансовой системы уплаты налогов, то ее смягчение. Оптимально, чтобы расчеты с бюджетом происходили по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период, ибо риски ведения предпринимательской деятельности не должны увеличиваться еще и тем, что часть неполученных доходов заранее перечисляется государству. Данная проблема решена для специальных режимов налогообложения, но не предусматривает такой льготы для малого бизнеса, уплачивающего налоги по общему режиму налогообложения. Если малое предприятие работает на договорной основе с крупным бизнесом, оно вынуждено использовать в своей деятельности общий режим налогообложения, что влечет за собой дополнительную налоговую нагрузку по уплате НДС и налога на имущество и более высокую ставку на прибыль. Получая аванс для выполнения заказа, малое предприятие уже вынуждено 18 % от полученных средств перечислить в бюджет, далее возникает дефицит оборотного капитала для выполнения работ и необходимость поиска заемных средств.
Мобилизация финансовых ресурсов для малых предприятий может быть произведена за счет крупных инвесторов, к которым относятся банки и крупные финансово-промышленные группы. Одним из источников привлечения финансовых ресурсов, необходимых для создания конкурентоспособных малых предприятий, может стать поддержка таких механизмов взаимодействия крупного и малого бизнеса, как франчайзинговые соглашения и субподрядные договоры, кредитование крупными частными инвесторами малого и среднего бизнеса. Это позволит снизить риски вхождения в рынок для малых предприятий с одновременной минимизацией издержек крупных производителей.
Правовые механизмы поддержки малого предпринимательства, существующие сегодня, не представляют собой четко продуманного плана действий. В настоящее время в России нет стратегии развития малого бизнеса, хотя
на государственном уровне постоянно декларируется большая значимость малого предпринимательства для экономического и социального развития страны. У нас отсутствуют такие направления законодательного регулирования малого бизнеса, как закон о кредитных союзах или о гарантийных фондах малого предпринимательства. Нет должной правовой базы у венчурного кредитования, франчайзинга, бизнес-инкубаторов на федеральном уровне.
Основная причина сдерживания развития малых предприятий состоит в том, что им недостаточно финансовых ресурсов для приобретения основного, оборотного капитала и организации производства. Причины подобного положения известны: это сложность получения банковского кредита и его высокая учетная ставка, неподъемная арендная плата, сложная и долгая процедура регистрации малых предприятий, трудности в получении юридического адреса, неразвитость структуры сбыта и непосильное налоговое бремя. Преодоление этих проблем раскроет возможности дальнейшего развития малого бизнеса в России.
1. Центр информационной поддержки малого бизнеса. - URL: http://smallbusinesses. ru/content/17/.
2. Бурмистрова Л.М. Финансы организаций (предприятий). - М.: ИНФРА-М, 2007. -С. 240.
3. Космачева Н.М. Актуальные проблемы финансов и банковского дела // Финансовые механизмы поддержки малого бизнеса. - СПб., 2005.- С. 301-306.
4. Малый бизнес Москвы. - URL: http:// www.mbm.ru/content/document.
5. [email protected], www.rbi-omsk.ru.
6. Общественное объединение предпринимателей. - URL: http://www.vdcr.ru/content/ view.
7. Чернявский В. Страховая поддержка предпринимательства // Бизнес-аналитика. -2007. - № 2. - С. 48-55.
8. Федеральный портал малого и среднего предпринимательства. - URL: http://federal. pmp.gkr.su/content/statistic/m,f,5l4/.
9. Аналитика. - URL: http://www.mega-cities.ru/analitika/index.
10. Налоговый кодекс РФ. - Ч. 2. - М.: ИНФРА-М, 2001. - С. 160.