© Коробов С.А., Фомина С.И., 2011
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
УДК 658.114 ББК 65.292
ФОРМИРОВАНИЕ ВЕКТОРОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (НА ПРИМЕРЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ)
С.А. Коробов, С.И. Фомина
Рассмотрена система мер и выделены основные направления государственной политики в сфере малого и среднего предпринимательства. Авторы классифицируют составляющие механизма государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, исследуют процесс их становления и перспективы развития на примере Волгоградской области.
Ключевые слова: развитие предпринимательства, государственная политика, малое и среднее предпринимательство, Волгоградская область.
Основным способом достижения значимого целевого ориентира Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года -«доля среднего класса составит более половины населения» [3, с. 8] - является увеличение доли занятого населения в сфере малого и среднего бизнеса. Поэтому правомерно отнести проблемы развития малого и среднего предпринимательства (МСП) к числу приоритетных для государства на ближайшие годы [5].
В ежегодном послании Федеральному собранию Российской Федерации Президент РФ Д.А. Медведев подчеркнул, что одной из приоритетных задач в рамках модернизации экономики выступает развитие предпринима-
тельского сектора. Как отмечается в послании, «ресурсы нужно использовать не для латания дыр, а для создания новых конкурентоспособных товаров и услуг, миллионов новых рабочих мест, формирования спроса на инновации, развития малого и среднего предпринимательства» [1].
Использование потенциала МСП как дополнительного ресурса экономики позволяет решать стратегические государственные задачи при условии соблюдения баланса интересов бизнеса и власти. Для этого необходимы не только изменения основных макроэкономических параметров, но и применение специальных мер государственной поддержки МСП, создание специфических условий инфраструктурных механизмов, ускоряющих его развитие, стимулирующих увеличение числа средних и малых предприятий, рост их деловой активности. Таким образом, будут обеспечены экономический
рост, региональное экономическое развитие, социальная стабильность населения, следовательно, обеспечена реализация национальных интересов.
Государственная поддержка должна охватывать все фазы жизненного цикла субъектов МСП: помощь в приобретении ресурсов, содействие эффективной организации производственной деятельности, стимулирование реализации произведенного товара, работы или услуги. Данные направления определяют базовые элементы системы государственной поддержки МСП и механизмы взаимодействия между ними.
Для создания благоприятных условий функционирования и развития субъектов МСП необходимо решение комплекса задач путем сочетания прямых и косвенных мер поддержки МСП, обеспеченных, в том
числе, финансированием из бюджетных и внебюджетных источников. Особенно актуален вопрос создания на региональном уровне финансово-кредитных инструментов поддержки для субъектов МСП, работающих в приоритетных сферах экономики региона.
Особую значимость в системе государственной поддержки МСП приобретает программно-целевой подход, условия применения которого полностью соответствуют предпринимательской специфике.
В предлагаемой статье выделены стратегические приоритеты, определившие основные направления поддержки малого бизнеса (МБ). Эти направления обозначены как шесть «И»: Информация - Интеграция - Инновации -Импортозамещение - Инфраструктура - Инвестиции (рис. 1).
Рис. 1. Основные направления поддержки малого предпринимательства
С учетом обозначенных приоритетных направлений в механизме государственной поддержки МСП можно условно выделить финансовую, кредитную, инвестиционную и имущественную составляющие (рис. 2).
Одним из основных факторов, ограничивающих развитие МСП, является отсутствие реальной возможности найти источники финансирования. Внутренние источники развития (прибыль, амортизационные, различные резервные и страховые фонды) не могут рассматриваться в качестве се-
рьезной финансовой основы, позволяющей бизнесу развиваться. Поэтому особую значимость с позиции стимулирования развития малого предпринимательства приобретают вопросы государственной финансовой поддержки.
Механизм финансовой поддержки должен постоянно совершенствоваться, при этом особое внимание уделяется основным аспектам предпринимательской деятельности, интересам самих предпринимателей, а также доходной части областного бюджета.
Составляющие механизма государственной поддержки малого и среднего предпринимательства
▼
Финансовая
Инвестиционная
• Субсидирование:
- процентной ставки по кредитам банков;
- сертификации;
- лизинга;
- аренды земли;
- аренды помещений;
- поручительства;
- образовательных услуг;
- участия в выставочно-ярмарочных мероприятиях;
- энергосбережения;
- начинающих СМП;
- действующих инновационных компаний;
- технологического присоединения;
- экспортноориентированных СМП;
- создания малых инновационных компаний.
• Налоговые льготы
Кредитная
• Некоммерческое партнерство «Региональный гарантийный фонд».
• Государственный фонд «Региональный микрофинан-совый центр».
• Банки
• Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научнотехнической сфере.
• Венчурные фонды.
• Инвестиционные фонды
Имущественная
• Государственное автономное учреждение «Волгоградский областной Бизнес-Инкубатор».
• Реализация Федерального закона от 22 июля 2008 г.
№ 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства»
Рис. 2. Механизм государственной поддержки малого и среднего предпринимательства
Анализ распределения предпринимателей по формам поддержки показал, что наиболее востребованным является субсидирование части затрат на плату по договорам финансовой аренды (лизинга) (рис. 3) [7; 8]. Это соответствует стратегии развития экономики страны и региона в части модернизации производства. Такая форма поддержки особенно востребована сельхозпроизводителями.
Объем финансирования каждого мероприятия определяется исходя из результатов анализа спроса за предыдущие периоды, однако в течение финансового года возможны корректировки с целью повышения эффективности использования бюджетных средств.
В последние годы дополнительным критерием для определения объемов финансового обеспечения отдельных составляющих механизма государственной поддержки МСП служат определяемые Минэкономразвития России приоритеты, в соответствии с которыми выделяются средства из федерального бюджета. Такая практика имеет как положительную, так и отрицательную сторону. С одной стороны, императивные тоебования сЬедеоальных ооганов вла-
сти вынуждают регионы учитывать стратегические приоритеты развития экономики страны, в том числе развитие инновационной деятельности, модернизацию производства, и выделять финансирование на данные цели. С другой стороны, такая практика значительно сокращает возможности региона, который при ограниченных ресурсах областного бюджета вынужден выбирать: либо концентрация на приоритетах федерального уровня с целью привлечения максимально возможного объема финансовых средств в регион на поддержку МСП, либо финансирование приоритетных и специфичных для региона мероприятий только за счет регионального бюджета в меньших объемах.
Одним из основных направлений финансовой поддержки системы МСП является совершенствование системы налогообложения. Налоговым законодательством необходимо предоставлять малым предприятиям особые льготы по налогам, наряду с общими для всех предприятий. Тем самым формируются дополнительные источники использования государственных ресурсов и собственных средств предприятий для их оазвития.
Инновационные
компании,
13 %
Объекты
электросетевого
хозяйства,
5 %
Энергос бер ежение, 6 %
Выставки, 5 %
Лизинг. 34 %
Начинающие СМП, 27 %
Аренда недвижимости, 10 %
Рис. 3. Распределение финансирования по формам финансовой поддержки в 2010 г.
в Волгоградской области
Одной из антикризисных мер в сфере малого и среднего бизнеса России стало внесение в конце 2008 г. изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации по предоставлению регионам возможности снижения налоговой ставки в рамках упрощенной системы налогообложения (УСН). Был принят закон, дающий региональным властям право сократить применяемую при УСН ставку единого налога с 15 % до 5 % для тех налогоплательщиков, которые уплачивают единый налог с разницы между доходами и расходами («доходы минус расходы»).
Законом Волгоградской области от 10 февраля 2009 г. № 1845-ОД «О ставке налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения» была установлена пониженная ставка в размере 5 % для налогоплательщиков, применяющих УСН, у которых за соответствующий отчетный период не менее 70 % дохода составил доход от осуществления деятельности по таким видам экономической деятельности, как строительство и обрабатывающие производства.
В 2011 г. у предприятий малого и среднего бизнеса, получающих государственные дотации, появились новые льготы. Теперь они могут на два года «растянуть» уплату налога на прибыль с полученных государственных дотаций - субсидий, грантов, другой финансовой помощи по федеральным и региональным программам поддержки. Для них вводится особый порядок учета этих средств [6].
Анализ факторов, сдерживающих развитие МСП в Волгоградской области, позволил выделить в качестве основного фактор ограниченности доступа субъектов малого предпринимательства к кредитным ресурсам. Кредитная поддержка подразумевает создание комбинированных схем кредитования, совмещающих преимущества различных источников ресурсов.
С целью обеспечения доступа к кредитным ресурсам банковской системы в 2007 г. в Волгоградской области было создано некоммерческое партнерство «Региональный гарантийный фонд». Поскольку банки предъявляют жесткие требования к заемщикам, нехватка залогового обеспечения при получении кредита является одним из основных препятствий для предпринимателей. Созданный Фонд как
раз дает возможность предпринимателям, не имеющим полного залогового обеспечения, получить кредит в банке, а также принимает на себя часть рисков кредитора.
Для этого предприниматель сначала обращается в банк, который сотрудничает с Фондом по соглашению. Банки Фондом отбираются на конкурсной основе, причем основным критерием являются наиболее благоприятные и оптимальные условия кредитования субъектов СМП. Число таких банков-партне-ров, работающих на территории Волгоградской области, увеличилось с 5 в 2008 г. до 21 -в 2010 году. После рассмотрения заявки, при ее положительной оценке, но нехватке залога у предпринимателя, банк направляет в Фонд заявку на получение поручительства. Если Фонд ее удовлетворяет, то между банком, фондом и предпринимателем заключается трехсторонний договор. Фонд может предоставить поручительство в размере до 70 % (до
2010 г. - 50 %) от запрашиваемого объема кредита при условии, что он не превышает 15 млн руб. (до 2010 г. - 10 млн руб.) [8].
Фонд осуществляет свою деятельность на основе самоокупаемости. Установлена плата за пользование поручительством. В 2009 г. плата была снижена с 3,5 % до 2 % от обеспечиваемой суммы. Компенсацию этих затрат в размере 90 % предприниматель может получить из регионального бюджета. Таким образом, за поручительство предприниматель платит всего 0,18 % от стоимости кредита. Для сравнения приведем пример размера оплаты в зарубежных гарантийных фондах. Так, в Румынии плата за выдачу гарантии составляет 1 % от стоимости выданной гарантии, в Венгрии, в зависимости от срока предоставления гарантии, - от 0,8 % до 5 %, в Финляндии - от 0,4 % до 2 %, в Польше - от 0,5 % до 2 % [2, с. 11].
В 2009 г. гарантийный резерв Фонда увеличился до 280 млн руб., что позволяет обеспечить более миллиарда рублей кредитных ресурсов для малого и среднего бизнеса. С момента образования Фондом предоставлено поручительств субъектам малого предпринимательства по 114 договорам на общую сумму 289 млн руб., при этом общая сумма выданных кредитов банками составила 713 млн руб.
В конце 2010 г. в Волгоградской области создан еще один элемент инфраструктуры кредитной поддержки предпринимательства -государственный фонд «Региональный микро-финансовый центр». Целью создания данного фонда стало предоставление займов микро-финансовым организациям для дальнейшего финансирования субъектов МСП Волгоградской области. Микрофинансовые организации в качестве промежуточных посредников смогут предоставлять займы в отдаленных малонаселенных местностях, где открытие банковских филиалов экономически нецелесообразно. Займы предоставляются до 1 млн руб. по процентной ставке не выше 15 %. Размер фонда составил 140 млн руб.
Инвестиционная поддержка МСП предполагает определение и целевое финансирование высокоэффективных и особо значимых для региона проектов. Такая поддержка оказывается венчурными, инвестиционными и иными фондами.
Волгоградская область является одним первых регионов России, где последовательно разрабатывается и реализуется комплекс мероприятий, направленных на создание региональной инновационной системы. Администрацией Волгоградской области проводится активная работа по созданию инновационной инфраструктуры, развитию принципиально новых механизмов финансирования инновационных проектов, созданию рынка инноваций и благоприятной среды для инновационной деятельности.
В 2010 г. в области было открыто представительство Фонда содействия развитию инвестиций малых форм предприятий в научно-технической сфере, которое по результатам работы в рейтинге представительств регионов России заняло 12-е место из 84.
Например, представительство Фонда в Волгоградской области в 2010 г. провело конкурс «У.М.Н.И.К.», целью которого являлось выявление молодых ученых, стремящихся самореализоваться через инновационную деятельность. На конкурс было подано 84 заявки, 24 проекта от Волгоградской области стали победителями. Каждый победитель программы получает по 200 тыс. руб. в год, которые должны пойти на выполнение проектов, направленных на проведение исследований в области НИОКР.
Стратегически важный объект инфраструктуры поддержки малого и среднего экспортного предпринимательства - ЕвроИнфо-Центр - был запущен в начале 2011 года. Основные задачи Центра - это содействие в установлении деловых связей между российскими и европейскими субъектами МСП, продвижение российских компаний на европейский рынок; предоставление информации о требованиях и возможностях рынков ЕС и России; облегчение доступа российских предприятий к необходимой информации о программах и проектах поддержки предпринимательства, финансируемых Евросоюзом.
Учитывая важность имущественной поддержки, Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ для субъектов малого бизнеса с 1 января 2009 г. по 1 июля 2013 г. установлены преференции на участие в приватизации: выкуп арендуемого ими в течение не менее 2 лет государственного и/или муниципального имущества, площадь которого не может превышать 1 тыс. кв. м, а срок рассрочки оплаты не может превышать 6 лет. С начала реализации Федерального закона в Волгоградской области с субъектами МСП заключено 784 договора купли-продажи недвижимого имущества, из которых 724 договора заключено с оплатой выкупаемого имущества в рассрочку. Это позволило субъектам МСП выкупить 738 объектов, общей площадью 142,1 тыс. кв. м стоимостью 2,1 млрд руб.
Кроме того, существенную поддержку инновационному бизнесу оказывает Волгоградский региональный бизнес-инкубатор. Это организация, созданная для поддержки предпринимателей на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду помещений и оказания бесплатных консультационных, бухгалтерских и юридических услуг [7].
Формирующиеся фирмы обычно терпят банкротство из-за ошибочного определения потенциального рынка предлагаемых товаров и услуг, недостаточной управленческой квалификации сотрудников, нехватки первоначального капитала. Эти негативные причины во многом устраняют бизнес-инкубаторы. Деятельность бизнес-инкубаторов свидетельствует об их высокой эффективности. Если около 25 % всех созданных в США компаний прекращают существование в течение двух
лет, а более 50 % - в течение четырех лет, то среди фирм, начавших деятельность в инкубаторе, выживает 80 % [10].
На площади Волгоградского регионального бизнес-инкубатора создано более 150 рабочих мест. В настоящий момент в здании Волгоградского регионального бизнес-инкубатора размещено 30 малых инновационных компаний.
Учитывая современные вызовы глобальной экономики, необходимо четко расставить приоритеты, сосредоточиться на ключевых проектах социального, экономического, научно-технического развития нашего региона, обеспечить неукоснительное выполнение региональных целевых программ. Базой для государственных программ должны стать проекты, включенные в «Основные направления деятельности Правительства РФ», причем особое внимание необходимо уделить их финансовой сбалансированности.
На примере Волгоградской области видно, что система мер государственной поддержки достаточно развита, обладает организационными и материальными ресурсами для устойчивого развития МСП. Однако проблем у бизнеса остается по-прежнему много, а значит, региональным властям необходимо мобилизовать все ресурсы по созданию благоприятных условий для развития предпринимательства, включая разработку дополнительных мер поддержки бизнеса и совершенствование действующих механизмов.
С целью объективной оценки эффективности реализуемых мер поддержки распоряжением Управления развития предпринимательства Администрации Волгоградской области от 28 декабря 2010 г. № 95-д утверждена Методика оценки эффективности долгосрочной областной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области» на 2009-
2011 годы. Оценка эффективности проводится путем установления степени достижения ожидаемых результатов реализации Программы, сравнения с макроэкономическими показателями Волгоградской области и сопоставления их с уровнем бюджетного финансирования. Это является актуальной мерой, поскольку в рамках долгосрочных государственных программ необходимо обеспечить ско-
ординированное использование механизмов правового регулирования, налогового управления и налоговых льгот, управления государственным имуществом. Должно быть повышено качество управления бюджетными средствами и другими инструментами государственной политики, в том числе в отношении малого и среднего предпринимательства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бюджетное послание // Официальный сайт Президента Российской Федерации. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://kremlin.ru/ acts. - Загл. с экрана.
2. Истомина, Л. А. Международный опыт создания и деятельности гарантийных фондов / Л. А. Истомина, М. Н. Калмыкова, С. В. Овсейко. - Минск : Те-сей, 2003. - 52 с.
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года : утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf. -Загл. с экрана.
4. Малое предпринимательство в регионах России в 2009 году: Индекс развития малого предпринимательства // Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства : информ.-аналит. доклад. - Электрон. текстовые дан. - М., 2009. - Режим доступа: http:// www.nisse.ru/business/article/article_1560.html? effort= 1. - Загл. с экрана.
5. Материалы Всероссийского форума малого и среднего предпринимательства. 2009 год // Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ». - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.opora.ru/. - Загл. с экрана.
6. О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации о порядке учета доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства при оказании им финансовой поддержки : федер. закон РФ от 7 марта 2011 г. № 23-Ф3 // Правовая система «Гарант».
7. О субсидировании малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства : постановление Администрации Волгоградской области от 13.07 2009 г. 246-п // Правовая система «Гарант».
8. Официальный сайт Администрации Волгоградской области. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.urp.volganet.ru/. - Загл. с экрана.
9. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ. - Электрон. дан. - Режим досту-
па: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/ smallbusiness/doc200000014_1. - Загл. с экрана.
10. Рисин, И. Е. Государство и бизнес в регионе / И. Е. Рисин, Ю. И. Трещевский ; ВМИОН; ВГУ -Воронеж : Изд-во Воронеж. ун-та, 2003. - 156 с.
FORMATION OF STATE SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP VECTORS IN VOLGOGRAD REGION
S.А. Korobov, S.I. Fomina
The system of measures and the basic directions of the state policy in the sphere of small and medium- sized businesses are considered. The authors classify components of state support to small and medium-sized businesses’ mechanism and investigate the process of formation and prospects of their development in Volgograd region.
Key words: entrepreneurship development, state policy, small and medium-sized businesses, Volgograd region.