Научная статья на тему 'Бюджетное регулирование деятельности предпринимательства на региональном уровне'

Бюджетное регулирование деятельности предпринимательства на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
474
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ФИНАНСИРОВАНИЕ / БЮДЖЕТНАЯ ПОДДЕРЖКА / БЮДЖЕТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ / ИНФРАСТРУКТУРА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / SMALL-SIZE ENTERPRISE / FINANCING / BUDGETARY SUPPORT / BUDGET REGULATION / TARGET PROGRAM / SMALLAND MEDIUM-SIZE ENTERPRISE SUPPORT INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дьякова Е. Б.

Исследуются тенденции развития сектора малого предпринимательства в Волгоградской области в условиях кризиса. Выделены негативные факторы, влияющие на деятельность малых предприятий в условиях кризиса. Рассмотрены целевые программы по развитию и поддержке малого предпринимательства в регионе за счет средств бюджета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бюджетное регулирование деятельности предпринимательства на региональном уровне»

© Дьякова Е.Б., 2010

УДК 336.143 ББК 65.261.3-18

БЮДЖЕТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Е.Б. Дьякова

Исследуются тенденции развития сектора малого предпринимательства в Волгоградской области в условиях кризиса. Выделены негативные факторы, влияющие на деятельность малых предприятий в условиях кризиса. Рассмотрены целевые программы по развитию и поддержке малого предпринимательства в регионе за счет средств бюджета.

Ключевые слова: малое предпринимательство, финансирование, бюджетная поддержка, бюджетное регулирование, целевые программы, инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства.

Для обеспечения процесса устойчивого экономического развития и успешного преодоления кризисных явлений правительство каждой страны использует множество методов в соответствии с принятой теоретической концепцией регулирования экономики и выбранной моделью экономического развития. Методы государственного регулирования подразделяются на прямые, которые основываются на властно-распорядительных отношениях, и косвенные методы (к ним относятся в том числе и методы бюджетного регулирования), предполагающие создание экономической заинтересованности или незаинтересованности в определенных действиях. Под бюджетным регулированием понимают различные формы регулирующей деятельности государства в бюджетной сфере: распределение доходных и расходных полномочий между бюджетами различных уровней, налоговое регулирование во всех его проявлениях, регулирование экономики и социальной сферы через систему государственных расходов (заказов, программ и т. п.).

В условиях нестабильности финансовых систем, обострения социальных проблем и замедления экономического роста в мировой и российской экономике ключевым направлением мер

бюджетного регулирования является поддержка малого и среднего предпринимательства, которое занимает важное место в экономике. В Волгоградской области развитие малого и среднего предпринимательства также во многом определяет устойчивое развитие региональной экономики. Предпринимательство наиболее оперативно реагирует на изменение рыночной конъюнктуры и приобретает в современных условиях особую значимость в силу быстрой индивидуализации и дифференциации потребительского спроса, ускорения научно-технического прогресса, расширения номенклатуры производимых товаров и услуг.

В условиях кризиса бюджетное регулирование деятельности предпринимательства в Волгоградской области наиболее ярко проявляется в двух формах: налогового регулирования, заключающегося в налоговых преференциях для предпринимательства; регулирования через систему государственных расходов, а именно государственной поддержки посредством целевых программ.

Рассмотрим эти формы регионального бюджетного регулирования подробно. Принятый в 2009 г. региональный закон «О ставке налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения» [6] распространяется на предприятия малого бизнеса, у которых не менее 70 % дохода за отчетный (налоговый) период составляет доход от деятельности, связанной со строительством и обрабатывающими производствами. Для них ставка налога (в случае, если объек-

том налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов) снижена с 15 до 5 %. Доля малых предприятий, которых касается новый закон, составляет около 30 % в общей сумме поступлений налога по упрощенной системе налогообложения.

Эта мера направлена на сохранение сектора малого предпринимательства и рабочих мест в условиях неблагоприятной финансовой ситуации. Источником компенсации выпадающих в результате этого бюджетных доходов являются дополнительные поступления в областной бюджет за счет увеличения отчислений на

0,5 % налога на прибыль организаций [5].

Кроме того, Волгоградская область осуществляет меры бюджетного регулирования, направленные на поддержку малого и среднего предпринимательства в кризисных условиях через разработку и реализацию целевых программ. До 2009 г. Управлением развития предпринимательства Администрации Волгоградской области выполнялась областная целевая программа «Развитие и поддержка малого предпринимательства в Волгоградской области» на 2007-2010 гг. [9], на реализацию которой было предусмотрено 121,8 млн руб., в том числе из областного бюджета: в

2007 г. - 12,9 млн руб. (реализовано 100 %), в

2008 г. - 34,2 млн руб. (реализовано 96 %). В 2008 г. дополнительно было израсходовано 29,6 млн руб. федеральных средств, привлеченных по конкурсу Минэкономразвития России [4].

В 2008 г. Программа осуществлялась по следующим основным направлениям:

1. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства: создание регионального бизнес-инкубатора в городе Волжском на 150 рабочих мест, информационного портала ЕвроИнфоЦентр, некоммерческого партнерства «Региональный гарантийный фонд». Некоммерческое партнерство предоставляет поручительства по кредитам, получаемым малым предпринимательством Волгоградской области в коммерческих банках при неполном залоговом обеспечении.

2. Финансовая поддержка малого предпринимательства: субсидирование части затрат по банковским кредитам, лизинговым договорам, аренде недвижимого имущества, на землеустроительные работы, по выплате вознаграждения по договорам поручительства, по участию в выставочно-ярмарочных мероприятиях, на оплату консультационных и образовательных услуг, а также экспортно-ориентированным субъектам малого предпринимательства (см. табл. 1; рис. 1).

Таблица 1

Показатели, характеризующие предоставление финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства (СМП) в Волгоградской области в 2008 г. *

Показатели За 2008 г. Рост (снижение) относительно предыдущего года, %

Количество СМП, получивших финансовую поддержку, ед. 164 222

Количество кредитных потребительских кооперативов граждан, сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов и потребительских обществ, получивших финансовую поддержку при условии предоставления льготных займов СМП для осуществления предпринимательской деятельности, ед. 17 121

Сумма средств финансовой поддержки, выделенная СМП, млн руб. 27,8 206

Сумма средств финансовой поддержки, выделенная кредитным потребительским кооперативам граждан, сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам и потребительским обществам для предоставления льготных займов СМП для осуществления предпринимательской деятельности, млн руб. 2,9 151

Количество СМП, получивших поручительства некоммерческого партнерства «Региональный гарантийный фонд» по банковским кредитам, ед. 6 —

Сумма полученных банковских кредитов СМП под поручительства некоммерческого партнерства «Региональный гарантийный фонд», млн руб. 23,1 —

* Источник: [4].

, Я 14,0

^12 0 ю ’

^10,0 к § 8,0

6,0

4.0

2.0 0,0

12,6

и субсидирование процентной ставки по кредитам С МП

псубсидирование лизинговых платежей

)«субсидирование экспортноориентированных

СМП 1 < иные виды

субсидирования

2005 2006 2007 2008

Рис. 1. Суммы выплаченных субсидий в 2005-2008 гг. (млн руб.) *

3. Развитие инновационных технологий: разработка механизма методической, консалтинговой, информационной поддержки в сфере международного трансферта технологий и научно-технического сотрудничества для малых инновационных предприятий области.

4. Поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров [8].

В результате в Волгоградской области в последние годы малый бизнес наглядно демонстрировал стабильный рост, увеличивались количество малых предприятий, численность работников малых предприятий, оборот организаций, количество индивидуальных предпринимателей, налоговые поступления. К концу 2008 г. функционировали 14,6 тыс. малых предприятий (см. рис. 2), на которых работало более 262,8

тыс. чел. (см. рис. 3); 73,4 тыс. чел. индивидуальных предпринимателей; 1 739 крестьянских (фермерских) хозяйств; 258 средних предприятий. Сложились целые отрасли экономики (строительство, сельское хозяйство, торговля), в которых большая часть компаний являются представителями малого и среднего бизнеса и выпускают основную часть продукции.

В 2008 г. среднемесячная заработная плата работников малых предприятий выросла до 8,7 тыс. руб. Оборот малых предприятий к концу 2008 г. превысил 200 млрд руб. (см. рис. 4), или 127,6 % роста относительно

2007 г., что составило 22 % общего оборота организаций Волгоградской области. В среднем, в расчете на 1 малое предприятие, оборот составил 13,7 млн руб.

Рис. 2. Динамика развития малых предприятий 5

* Источник: [3].

С 2008 г. - малые предприятия без учета микропредприятий, то есть со средней численностью работающих до 15 чел. ** Источник: [2].

Рис. 3. Средняя численность работников малых предприятий в Волгоградской области *

Рис. 4. Оборот малых предприятий в Волгоградской области :

В 2008 г. инвестиции в основной капитал составили 7404,4 млн руб. (см. рис. 5), что в 2 с лишним раза больше, чем в 2007 году.

Часть малых и средних предприятий платит налоги по специальным налоговым режимам - упрощенной системе налогообложения (УСН), единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД), единому сельскохозяйственному налогу (ЕСХН), по которым в

2008 г. наблюдался рост поступлений в консолидированный бюджет Волгоградской области (см. рис. 6; 7).

Однако положительные тенденции развития сектора малого предпринимательства замедлились вследствие воздействия вне-

шних факторов, обусловленных кризисными явлениями в экономике зарубежных стран и России, начиная со второго полугодия

2008 года. В частности, наблюдалось сокращение численности работающих на малых предприятиях: в третьем квартале 2008 г. средняя численность работников малых предприятий сократилась на 2 тыс. чел., в четвертом квартале отрицательная динамика сохранялась. Также это наглядно демонстрируют поступления налогов по УСН и ЕСХН: в IV квартале 2008 г. динамика роста поступлений по этим налогам ухудшилась, в

2009 г. снижение темпов роста продолжилось. По ЕНВД положительная динамика поступлений сохраняется.

* Источник: [2].

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 Г°ДЫ

Рис. 5. Инвестиции в основной капитал малых предприятий *

□ - в консолидированный бюджет Волгоградской области Ц — во внебюджетные фонды

Рис. 6. Единый налог, взимаемый по упрощенной системе налогообложения :

Рис. 7. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности :

* Источник: [2].

По данным автономной некоммерческой организации «Национальный институт системных исследований предпринимательства», к негативным факторам, влияющим на деятельность малых предприятий в условиях кризиса, относятся: снижение ликвидности, неплатежи, низкая инвестиционная активность, а также резкое сокращение доступа к финансовым средствам; высокая зависимость малого бизнеса от внутреннего спроса; риск приостановки деятельности и даже распад инфраструктуры поддержки малых предприятий; уход малых предприятий в теневой сектор [1]. Указанные факторы в условиях кризиса влияют и на деятельность средних предприятий. Кроме того, для предпринимателей Волгоградской области остаются актуальными следующие проблемы: высокая арендная плата за помещения; рост цен на энергоносители, сырье, тарифы; трудности при сертификации, лицензировании, получении других разрешительных документов.

В 2009 г. с учетом условий финансового кризиса была принята долгосрочная областная целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области» на 2009-2011 годы [1]. Основными задачами Программы являются: развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства; снижение издержек малого предпринимательства на ведение бизнеса; обеспечение малого и среднего предпринимательства квалифицированными

кадрами. Показатели и индикаторы, характеризующие степень достижения результатов Программы, представлены в таблице 2.

Как видно из таблицы, индикаторы количественных показателей отражают общее социально-экономическое состояние региона -влияние кризисных явлений в 2009 г. и ожидаемое улучшение внутренней и внешней среды развития малого и среднего предпринимательства в последующие годы.

Меры поддержки, предусмотренные Программой, распространяются на субъектов малого и среднего предпринимательства, зарегистрированных и осуществляющих деятельность на территории Волгоградской области, и организации, образующие инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства в регионе. Это коммерческие и некоммерческие организации, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд при реализации Программы.

Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства включает в себя также центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), акционерные инвес-

Таблица 2

Показатели и индикаторы, характеризующие степень достижения результатов Программы *

Показатели Отчетный период Плановый период

2007 г. (факт) 2008 г. (оценка) 2009 г. 2010 г. 2011 г.

Количество малых предприятий на 100 тыс. жителей Волгоградской области, ед. ** 574,0 561,5 561,0 561,4 561,9

Объем оборота малых предприятий на одного жителя Волгоградской области, тыс. руб. 60,00 71,00 86,0 104,0 127,0

Объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет Волгоградской области по УСН в расчете на одного жителя Волгоградской области, тыс. руб. 0,26 0,52 0,7 1,0 1,4

* Источник: [8].

** С 2008 г. представлены данные по малым предприятиям без учета микропредприятий.

тиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для малого и среднего предпринимательства, технопарки, научные парки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, палаты и центры ремесел, центры поддержки субподряда, маркетинговые и учебно-деловые центры, агентства по поддержке экспорта товаров, лизинговые компании, консультационные центры и иные организации.

Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета с привлечением средств федерального бюджета по итогам участия в конкурсах, проводимых Минэкономразвития России. Общий объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета - 168,2 млн руб., в том числе: 2009 г. - 92,7 млн руб.; 2010 г. -36,3 млн руб.; 2011 г. - 39,2 млн руб. [8]. Средства областного бюджета направлены на реализацию Программы по трем основным мероприятиям в следующих объемах:

1. Создание и развитие организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого предпринимательства, -

95,0 млн руб. (см. табл. 3). Организацию муниципальных бизнес-инкубаторов планируется осуществлять за счет средств областного бюджета с привлечением средств федерального бюджета. За счет бюджетных средств будут осуществляться работы по ремонту зданий, закупка оборудования и оргтехники для организации рабочих мест. Гарантийный резерв формируется за счет средств областного и местных бюджетов, а также федерального бюджета.

2. Мероприятия по финансовой поддержке предпринимательства в объеме 70,6 млн руб. направлены на снижение издержек малых предприятий и организаций, образующих инфраструктуру их поддержки. Реализация указанных мероприятий предполагает привлечение средств федерального бюджета, что позволит увеличить количество субъектов малого предпринимательства, получающих государственную поддержку.

3. Повышение уровня профессионального образования и просвещения субъектов малого и среднего предпринимательства -2,7 млн руб.

Таблица 3

Мероприятия по созданию и развитию организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого предпринимательства (СМП) в Волгоградской области на 2009—2011 гг. *

Наименование мероприятия Цель мероприятия Объем бюджетных ассигнований, млн руб. Ожидаемые результаты

Организация бизнес-инкубаторо в Организация регионального и муниципальных бизнес-инкубаторов в Волгоградской области 25,0 Создание в региональном бизнес-инкубаторе более 150 новых рабочих мест, в муниципальных - около 70; предоставление льготы по аренде резидентам: первый год - 60 %, 2-й год - 40 %; обеспечение льготного доступа к информационным базам данных и консалтинговым услугам

Увеличение гарантийного резерва некоммерческого партнерства «Региональный гарантийный фонд» Повышение доступности заемных средств для СМП, направляемых ими на расширение производства, приобретение и модернизацию основных средств, внедрение новых технологий, инновационной деятельности, привлечение коммерческих банков к кредитованию СМП 70,0 Предоставление до 20 поручительств ежегодно

* Источник: [8].

Однако помимо перечисленных направлений в Волгоградской области необходимо развитие за счет бюджетных средств субкон-трактинга как формы производственного аутсорсинга, применяемой промышленными предприятиями для оптимизации производственных процессов и повышения конкурентоспособности. Применение механизма суб-контрактинга позволяет головному предприятию (контрактору) избавиться от непроизводительных издержек на содержание недозаг-руженных производственных мощностей и сконцентрировать усилия на технологическом перевооружении, обновлении модельного ряда выпускаемой продукции. Субконтракторы (как правило, малые и средние предприятия), выполняя работы по субконтрактам, достигают высокого уровня загрузки оборудования и высокой производительности.

Субконтрактинг уже доказал свою эффективность в международной практике. В России этот механизм часто применяют малые и средние предприятия для организации собственного производства. В этом случае малые и средние предприятия самостоятельно производят только узлы, несущие в себе ключевые ноу-хау и осуществляют финишную сборку. Все остальные узлы и детали производятся на крупных предприятиях по субконтракту. Такой подход позволяет малым и средним предприятиям производить качественную продукцию и не тратить средства на приобретение оборудования, аренду производственных площадей [7].

Для развития субконтрактинга необходимо исследование (с участием бюджетных средств) ситуации на промышленном рынке Волгоградской области в аспекте создания и ежегодной актуализации региональной базы данных о малых и средних предприятиях, содержащей контактную информацию, характеристику видов деятельности. Для успешной реализации субконтрактинга в регионе также необходимо проведение на постоянной основе (несколько раз в год) биржи субконтрактов, предназначенной для развития кооперационных отношений между промышленными предприятиями. Заказчики на примерах конкретных заказов будут проводить предварительные переговоры с поставщиками - производственными предприятиями - на поставку узлов, агрегатов, комплектующих, технологической оснастки,

оборудования на долговременной основе по техническому заданию заказчика. Поставщики могут продемонстрировать заказчикам возможности своего производства. В ходе работы бирж субконтрактов в России в 2009 г. успешно размещены заказы 90 российских и зарубежных предприятий - заказчиков на сумму свыше 2,2 млрд руб. [7].

Успешное бюджетное регулирование в кризисных условиях позволит сохранить все действующее малые и средние предприятия, обеспечить им экономическую устойчивость, расширить внутренние и внешние рынки сбыта продукции, в том числе за счет субконтрактинга.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В социальной сфере в условиях финансовой и экономической нестабильности, изменения структуры и уровня занятости населения положительные последствия будут выражаться в предотвращении снижения социальной напряженности, сокращения численности наемных работников, создании новых рабочих мест для высвобождаемых граждан с крупных предприятий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Влияние кризисных явлений в экономике Российской Федерации на малый бизнес : аналит. зап. / Е. Г. Литвак, С. В. Мигин, А. А. Нехаев, А. М. Шестоперов. - М. : Нац. ин-т систем. исслед. проблем предпринимательства, 2008. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http: //www.old. nisse.ru/analitics.html?id=crisis-SME-SM.

2. Информация о состоянии и развитии малого предпринимательства в 2008 году / Упр. развития предпринимательства Администрации Волгогр. обл. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.volganet.ru/irj/avo.html.

3. Информация официального сайта Управления развития предпринимательства Администрации Волгоградской области. - Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://www.volganet.ru/irj/avo.html.

4. Мониторинг деятельности субъектов малого предпринимательства в Волгоградской области в 2008 году / Упр. развития предпринимательства Администрации Волгогр. обл. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http: //www. volganet.ru/irj/avo.html.

5. Новый механизм поддержки малого бизнеса // Официальный сайт Администрации Волгоградской области. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.volganet.ru/irj/avo.

html?NavigationTarget=ROLES://portal_content/ News/Search/search_result&guid= /gшd/10232e26-1979-2c10-048d-e87164a2ac7b.

6. О ставке налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения : закон Волгогр. обл. от 10.02 2009 г. N° 1845-ОД // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». -Электрон. текстовые дан.

7. Портал информационной поддержки малого и среднего производственного бизнеса. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: Ы1р:// www.subcontract.ru/Docum/DocumShow_Docum Code_ABOUT.html.

8. Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области» на 2009-2011 : долгосрочная обл. целевая прогр. : (утв. Постановлением Администрации Волгогр. обл. от 30 марта 2009 г. N° 85-п) // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». - Электрон. текстовые дан.

9. Развитие и поддержка малого предпринимательства в Волгоградской области на 2007-

2010 годы» : обл. целевая прогр. : (утв. законом Волгогр. обл. от 27 дек. 2006 г. № 1393-ОД) // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». - Электрон. текстовые дан.

BUDGETARY REGULATION OF ENTREPRENEUR ACTIVITY ON THE REGIONAL LEVEL

E.B. Dyakova

The attempt to consider trends in the small-size enterprise development of Volgograd oblast’ under the crisis is undertaken. The author points out the negative factors influencing the small-size enterprise activity in the current situation and suggests venture programs on developing and supporting small-size enterprises at the cost of the budgetary funds.

Key words: small-size enterprise, financing, budgetary support, budget regulation, target program, small- and medium-size enterprise support infrastructure.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.