Научная статья на тему 'Возможности развития малого предпринимательства в северных муниципальных образованиях Республики Карелия'

Возможности развития малого предпринимательства в северных муниципальных образованиях Республики Карелия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
711
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / SMALL BUSINESS / REGIONAL ECONOMY / TERRITORIAL DEVELOP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курило Анна Евгеньевна

В статье обозначены проблемы социально-экономического положения северных территорий Республики Карелия. В настоящее время на этих территориях наблюдается уменьшение численности населения, закрытие промышленных предприятий, высокая безработица. На основе программно-целевого метода управления территориальным развитием предложены направления выхода из сложившейся ситуации. Сектор малого предпринимательства рассматривается как важный фактор территориального развития, который даёт возможность повышения самозанятости, дальнейшего сохранения и совершенствования социально-экономической системы региона. Статья подготовлена на основе материалов исследований, выполненных по поручению Правительства Республики Карелия, и данных муниципальных районов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Opportunities for the development of small business in the Northern municipalities of the Karelian Republic

The article indicates socio-economic problems of the northern territories of the Karelian Republic. Now in the north of the area one can observe population reduction, closure of the industrial enterprises and high unemployment. On the basis of program-target method to manage territorial development the author proposes some ways of overcoming the situation. The sector of small business is considered as an important factor of territorial development, which gives us the opportunity to increase self-employment, to preserve and to improve the social and economic system of the region. The article has been prepared on the basis of researches conducted by the order of the Republic's government and according to the data of municipal districts.

Текст научной работы на тему «Возможности развития малого предпринимательства в северных муниципальных образованиях Республики Карелия»

УДК 338.24:332.1(470.22) © Курило А.Е.

Возможности развития малого предпринимательства в северных муниципальных образованиях Республики Карелия

В статье обозначены проблемы социально-экономического положения северных территорий Республики Карелия. В настоящее время на этих территориях наблюдается уменьшение численности населения, закрытие промышленных предприятий, высокая безработица.

На основе программно-целевого метода управления территориальным развитием предложены направления выхода из сложившейся ситуации. Сектор малого предпринимательства рассматривается как важный фактор территориального развития, который даёт возможность повышения самозанятости, дальнейшего сохранения и совершенствования социально-экономической системы региона. Статья подготовлена на основе материалов исследований, выполненных по поручению Правительства Республики Карелия, и данных муниципальных районов.

Малое предпринимательство, региональная экономика, территориальное развитие.

Анна Евгеньевна КУРИЛО

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института экономики Карельского научного центра РАН akurilo@mail.ru

В настоящее время наблюдается асимметричность социально-экономического развития регионов России. Республика Карелия является северным ресурсоориентированным приграничным регионом. Около трети её территории расположено в северной агроклиматической зоне и за полярным кругом. Северные территории Карелии расположены выше 64°30' северной широты и включают территории шести муниципальных образований, таких как: Костомукшский городской округ, Лоухский, Калевальский, Кемский муниципальные районы, северная часть Беломорского и очень незначительная часть Сегежского муниципального районов. Общая площадь север-

ных территорий республики составляет

60.7 тыс. кв. км, общее число населённых пунктов — 111, в том числе 3 города, 4 посёлка городского типа и 104 сельских населённых пункта.

Здесь проживает 96,3 тыс. чел. (14% населения Республики Карелия), из них

53.8 тыс. чел. — экономически активное население. В Едином государственном регистре на территории Северной Карелии зарегистрировано 2034 предприятия и организации и 2515 индивидуальных предпринимателей, работает 29 предприятий с иностранными инвестициями.

Кризисные процессы болезненно отразились на социально-экономической ситуации в рассматриваемых районах.

Исследование проблем Севера республики позволило выделить основные из них:

1. Постоянное уменьшение численности населения.

2. Уменьшение числа предприятий, в том числе успешно работающих.

3. Высокий уровень безработицы.

Северные территории республики обделены инфраструктурой, и их жизнедеятельность ограничивается транспортными, инфраструктурными, социальными и другими факторами. В целом развитие экономики данных территорий связано с энергетикой, горнодобывающей, лесной и деревообрабатывающей промышленностью. При условии осуществления глубокой переработки всех местных ресурсов северные территории республики могут развиваться на основе кластерного подхода к организации производства. С позиций кластерного подхода к развитию территорий в Карелии появляются возможности формирования производственных кластеров с участием субъектов малого предпринимательства.

Под кластером понимается сконцентрированная по географическому признаку группа взаимосвязанных компаний и организаций, действующих в определённой сфере, и при этом они характеризуются общностью деятельности и взаимно дополняют друг друга [5].

Кластеризация — важнейший и наиболее перспективный инструмент комплексной интеграции малого и среднего бизнеса, во многих случаях определяющий результативность мероприятий межфирменной, межотраслевой, межрегиональной и международной интеграции [7].

В результате взаимодействия организаций, входящих в кластер, за счёт возникающей региональной связи создаётся синергетический эффект. Кластер действует как самоорганизующаяся система. Предприятия региона, взаимодействуя друг с другом, стремятся к достижению общей цели,

выражающейся в развитии региона в целом как кластера. При этом все субъекты хозяйствования находятся в равных условиях при осуществлении своей деятельности — они действуют на одной территории, подчиняясь одному законодательству.

Участие в кластере и получение комплексной поддержки позволяет субъектам малого и среднего предпринимательства повысить конкурентоспособность более существенно, чем при самостоятельном развитии. Многие элементы поддержки кластерных проектов успешно апробированы в отношении отдельных субъектов малого и среднего предпринимательства, а в некоторых случаях — и в интересах групп, взаимодополняющих сектор малого предпринимательства. В то же время мероприятия по кластеризации малого и среднего предпринимательства должны носить комплексный характер и предполагать скоординированные действия по широкому спектру направлений.

Такой подход открывает большие возможности для развития малого и индивидуального предпринимательства. Но для этого необходимо сделать акцент на малых инновационных предприятиях, как наиболее гибких и малозатратных механизмах формирования кластеров [2]. В связи с этим встаёт вопрос о перспективах развития самозанятости населения, особенно в сельской местности, где социальноэкономические проблемы ещё более обострены на фоне инфраструктурной деградации территории.

Обстановка, сложившаяся в северных районах, долговременные интересы населения, характер проблем этих территорий требуют активного воздействия Правительства Республики Карелия на протекающие на них процессы. Важно остановить снижение реальных доходов населения, спад производства в базовых отраслях и на градообразующих предприятиях северных муниципальных районов республики, а в перспективе — обеспечить их динамичное развитие.

На территории северных муниципальных образований зарегистрировано 3105 субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе 454 микропредприятия, 122 малых предприятия, 14 средних предприятий (табл. 1). На этих территориях осуществляют свою деятельность 2515 зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Сумма налоговых поступлений от деятельности субъектов малого предпринимательства составляет около 117,6 млн. руб. в год. Но предпринимательство развито не равномерно.

Лидером является Костомукшский городской округ, в котором зарегистрировано 1555 субъектов малого предпринимательства. Наименее оно развито в Кале-вальском национальном районе, где свою деятельность осуществляют только 235 субъектов малого предпринимательства.

В отраслевой структуре малого и среднего предпринимательства северных территорий преобладают такие виды деятельности, как торгово-закупочная (31%), заготовка и реализация древесины (16%), пассажирские и грузовые перевозки (16%), сельское хозяйство (5%), туризм (3%).

На всех северных территориях республики разработаны и реализуются муниципальные программы развития малого предпринимательства на период до 2014 года.

В рамках реализации Федерального закона «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 22.07.2008 г. № 159-ФЗ во всех районах осуществляется реализация преимущественного права выкупа нежилых помещений, арендуемых субъектами малого и среднего предпринимательства. Утверждены перечни муниципального имущества, предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.

Администрации муниципальных районов пытаются по мере возможности создавать благоприятные условия для развития малого и среднего предпринимательства, создают инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, осуществляют консультационную деятельность.

В 2009 году во всех северных муниципальных образованиях было организовано обучение субъектов малого и среднего предпринимательства. Предприниматели, успешно сдавшие экзамен, получили удостоверение о повышении квалификации Петрозаводского государственного уни-

Таблица 1. Показатели развития малого на Севере Карелии в I полугод предпринимательства ии 2010 г.*

Территория Кол-во субъектов МБ Микро- предприятия Малые предприятия Средние предприятия Индивидуальные предприниматели Сумма поступлений в бюджет, млн. руб.

Костомукшский городской округ 1555 233 54 4 1264 34,1

Лоухский муниципальный район 387 72 21 2 292 3,9

Калевальский национальный район 235 55 9 1 170 4,5

Кемский муниципальный район 401 45 15 3 338 11,1

Беломорский муниципальный район 527 49 23 4 451 5,3

Всего 3105 454 122 14 2515 58,8

* Построено на основании источника [4].

верситета. Учитывая положительный опыт сотрудничества с ПетрГУ по обучению предпринимателей, необходимо продолжать совершенствование механизма участия малых и средних предприятий в мероприятиях, проводимых научными организациями и вузами республики.

Кроме того, можно расширить информационное обслуживание населения посредством создания информационноконсультационного пункта — стационарного или мобильного. Организация такого кабинета позволит проводить консультации для местного населения по вопросам, связанным с организацией предпринимательской деятельности, решением спорных вопросов с администрациями муниципальных районов и поселений, что, в свою очередь, положительно отразится на активизации предпринимательской инициативы жителей Севера и поможет выявить и реализовать на практике альтернативные источники доходов местного населения, такие как побочное лесопользование, туризм и т.д.

Процесс развития предпринимательской активности постепенно, под действием реальных организационно-экономических факторов, начинает перемещаться от средних и малых предприятий к микробизнесу и индивидуальному предпринимательству. Численность микропредприятий в 3,7 раза больше, чем малых предприятий, а численность зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в 5,5 раза превышает число микропредприятий. Это явление объясняется тем, что всё большее развитие набирает процесс самозанятости населения с использованием наиболее эффективных и простых по регистрации, организации и осуществлению деятельности форм предпринимательства.

Сектору малого предпринимательства на Севере республики присуща узкая специализация. В конкретных условиях она складывается для каждого из предпринимателей исходя из уровня его квалификации,

образования и географического местоположения, исторических предпосылок, местных возможностей и ресурсов. Накладывают свой отпечаток и специфические особенности северных территорий Карелии (особый уклад жизни, риски ведения сельского хозяйства, уникальность природных ресурсов, старинные промыслы, ремёсла, самобытность территории и т.д.). Всё это влияет на развитие разнообразных форм самозанятости в периферийных населённых пунктах северных территорий.

Сложные климатические условия требуют особых подходов при селекции и районировании растений и животных. На этих территориях существует возможность развития малого предпринимательства в данной сфере. Оно может быть связано с возрождением мидиевых хозяйств на побережье и заготовкой морских водорослей в Белом море; разведением ценных пород рыб; возрождением рыбных промыслов на внешних и внутренних водоёмах; долгосрочной арендой лесных массивов, рек, озёр местным сообществом. Эти направления набирают силу.

Например, в Республике Карелия достаточно динамично развивается форелеводство, в основном представленное малыми предприятиями. В Карелии научные разработки технологии выращивания форели проводились ещё в 1970-х годах учёными Северного научно-исследовательского института рыбного хозяйства, а товарное производство началось через 20 лет. Форелеводство имеет самую высокую в продовольственном секторе экономики рентабельность — до 30-50% [1]. И сегодня Карелия является российским лидером в этом виде деятельности, поскольку производит около 70% всей российской форели.

Сельское хозяйство северных районов представлено в основном малыми формами хозяйствования. Направление их развития определено повышенной финансовой устойчивостью этих форм хозяйствования на селе, повышением доступности

кредитных ресурсов для личных подсобных, фермерских хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

В рамках муниципальных программ поддержки и развития малого предпринимательства в районах и в округе на 2006 — 2010 годы осуществлялись следующие мероприятия:

- мониторинг законодательства, касающегося предпринимательской деятельности;

- деятельность советов по вопросам поддержки и развития малого и среднего предпринимательства при главах администраций районов;

- сформирован информационный банк неиспользуемых площадей муниципального имущества и размещён на сайтах администрации районов;

- проводились ярмарки с участием субъектов малого предпринимательства;

- предоставлялись льготы по арендной плате по социально значимым видам деятельности;

- утверждён перечень муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также определён порядок предоставления субъектам малого предпринимательства имущества, включённого в перечень;

- администрации районов и округа заключали контракты с малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными и осуществляющими свою деятельность на их территориях для выполнения муниципальных заказов (в соответствии с Федеральным законом № 94-ФЗ);

- в документы территориального планирования включались положения о предоставлении земельных участков в целях создания объектов недвижимости для субъектов малого предпринимательства в соот-

ветствии с Перечнем поручений по итогам заседания президиума Государственного совета РФ от 27.03.2008 г. и от 08.04.2008 г

Однако тот набор мер, который был воплощён в реальной практике, включая решения в рамках программы антикризисных мер Правительства РК, пока не создал стимулов для развития малого инновационного предпринимательства.

Хотя все муниципальные образования Севера вкладывают средства в поддержку малого и среднего предпринимательства, но этих мер для изменения ситуации в лучшую сторону недостаточно. Происходит просто выборочное финансирование одного сектора экономики. Программы поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, реализуемые в районах, разрознены и не могут заменить общей комплексной программы развития предпринимательства всех северных территорий.

В связи с этим необходима межрайонная программа по развитию малого и среднего бизнеса на Севере республики. Она должна координироваться и реализовываться комплексно, с увязкой действий и работы всех муниципальных администраций, министерств и ведомств республики. Без такого подхода мы не сможем изменить негативные тенденции, сформировавшиеся на северных территориях республики.

На наш взгляд, эффективная модернизация российской экономики невозможна, если одной из опорных конструкций модернизации не станет малый и средний бизнес. Потенциал малого и среднего предпринимательства слабо используется в процессе модернизации экономики северных территорий республики. И в связи с этим тренд на сокращение административных барьеров, тормозящих развитие малого предпринимательства, на недопущение появления новых барьеров должен быть первоочередным в административной деятельности [8].

Для снижения административного бремени в каждом муниципальном образова-

нии совместными усилиями власти и предпринимательской общественности должна быть выработана муниципальная программа развития малого и среднего бизнеса на ближайшие 5, 10 и 20 лет, предусматривающая наличие системы мер административной поддержки этого сектора экономики. Безусловное первенство в программе должно принадлежать мерам, нацеленным на ускоренное развитие промышленного и инновационно-ориентированного предпринимательства.

Динамично развивающиеся микропредприятия нуждаются в краткосрочных и незначительных по объёмам кредитных ресурсах (100 — 400 тыс. руб.). Большинство банков не предоставляют подобных кредитов этой категории заёмщиков. Необходимо уделить особое внимание развитию института микрофинансирования. В этом плане уже имеется опыт по созданию кредитных кооперативов в Калеваль-ском районе.

Практически все города, посёлки и деревни северных районов и округа являются монопрофильными населёнными пунктами. Их жизнедеятельность зависит от одного предприятия или его филиала. Экономические проблемы мононасе-лённых пунктов — тема не новая. Однако в связи с кризисной ситуацией в северных районах эта проблема усилилась. «С точки зрения экономической целесообразности единого комплекса мер по поддержке каждого мононаселённого пункта нет и не может быть, и всё же одна необходимая и обязательная мера существует — это поддержка малого и среднего бизнеса в этих населённых пунктах» [3].

Правительство Республики Карелия проводит работу по формированию комфортных условий для ведения бизнеса, содействию развитию конкуренции, устранению излишних административных барьеров. В дополнение к этим мерам Правительство РК в соответствии с новой «Концепцией социально-экономического

развития на 2011 — 2015 годы» будет проводить политику создания максимально благоприятных условий для ведения малого и среднего бизнеса через осуществление мероприятий республиканской программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Карелия на период до 2014 года».

В целях обеспечения условий интенсивного роста малого и среднего предпринимательства будут решаться следующие задачи [6]:

1. Формирование благоприятной внешней среды развития предпринимательства:

- через совершенствование механизмов экономико-правового регулирования предпринимательской деятельности, ориентированного на обеспечение благоприятных условий развития малого и среднего предпринимательства с учётом мнений предпринимателей;

- обеспечение деятельности целостной системы информационно-консультационных услуг для субъектов малого и среднего предпринимательства и развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;

- содействие субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, в переподготовке и повышении квалификации кадров.

2. Усиление рыночных позиций малого и среднего предпринимательства Республики Карелия, в том числе осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, деятельность в инновационной сфере и ремесленническую деятельность:

- через снижение затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, возникающих в связи с привлечением финансовых ресурсов, и содействие развитию системы кредитования;

- оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и реализацию субъектами

малого и среднего предпринимательства преимущественного права арендаторов на приобретение арендуемого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Карелия;

- развитие предпринимательства в ремесленной деятельности;

- содействие в продвижении продукции, товаров и услуг, выпускаемых субъектами малого и среднего предпринимательства, на российский и международный рынки;

- создание условий для реализации инновационных проектов.

Выполнение задач по развитию малого и среднего предпринимательства будет осуществляться по следующим направлениям:

- деятельность Гарантийного фонда Республики Карелия (Фонд поручительств) по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства;

- предоставление грантов субъектам малого и среднего предпринимательства на начало собственного дела, в том числе на создание инновационной компании;

- субсидирование части процентной ставки по инвестиционным кредитам субъектов малого и среднего предпринимательства;

- предоставление субсидий уже действующим инновационным компаниям на компенсацию затрат по разработке новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов; по приобретению машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями; приобретению новых технологий (в т.ч. прав на патенты, лицензии на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей) и т.п.;

- функционирование Бизнес-инкубатора Республики Карелия;

- реализация мер по обеспечению доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к государственным и

муниципальным имущественным ресурсам, в том числе по реализации преимущественного права выкупа арендуемых помещений;

- проведение информационно-консультационных мероприятий, а также мероприятий по переподготовке и повышению квалификации лиц, занятых в малом и среднем бизнесе;

- обеспечение максимальной информационной открытости в отношении реализуемых мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства посредством размещения указанной информации на Интернет-портале «Малый и средний бизнес Республики Карелия».

Будут реализованы мероприятия по таким новым направлениям, как: предоставление финансовой поддержки муниципальным программам развития малого и среднего предпринимательства; расширение поддержки экспортно-ориентированных малых и средних предприятий, так как именно такие компании производят конкурентоспособную продукцию.

Кроме того, Правительство Республики Карелия будет ежегодно готовить заявки для участия в конкурсе, проводимом Министерством экономического развития РФ, на предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках государственной поддержки малого предпринимательства.

Рассматриваемые предложения и мероприятия по повышению эффективности функционирования сектора малого предпринимательства позволят в перспективе снизить безработицу и привлечь к работе в сфере малого и среднего бизнеса 60-70% трудоспособного населения северных территорий [7].

Необходимым условием планомерного движения Севера республики по пути развития является осознание на уровне администраций муниципальных образований и населения, проживающего на этих тер-

риториях, необходимости развития малого предпринимательства. Развитие некоторых территорий Республики Карелия связано с деятельностью крупных промышленных предприятий и наличием туристско-рекреационного потенциала. Но в большинстве муниципальных образова-

ний Севера республики отсутствуют крупные предприятия, а их создание в настоящее время невозможно из-за нехватки инвестиционных ресурсов. В этих условиях способствовать развитию северных территорий может только сектор малого предпринимательства.

Литература

1. Владимирская, Н. Ловись рыбка, большая и маленькая / Н. Владимирская // Эксперт Северо-Запад. - 2007. - № 13. - 2 апреля.

2. Курило, А.Е. Региональный кластер инновационного предпринимательства / А.Е. Курило // Учёные записки Российской академии предпринимательства. — Вып. 21. — М: Изд-во РАП, 2009. — С. 189-205.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Малый бизнес спасёт моногорода, если устранить административные барьеры // Портал для мало-

го и среднего бизнеса Республики Карелия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://msb.karelia.ru/ snews/malii_biznes_spaset_monogoroda___esli_ustranit_administrativnie_bareri.html

4. Материалы Совета Республики Карелия «Экономическое положение и перспективы развития северных территорий Республики Карелия». — Костомукша, 10.09.2010.

5. Портер, М. Конкуренция / М. Портер. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. — 608 с.

6. Проект Концепции социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2015 года // Карелия официальная. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gov.karelia.ru/gov/Power/Ministry/Development/ economy.html

7. Резолюция X Всероссийской конференции представителей малых и средних предприятий «Роль малого и среднего бизнеса в модернизации экономики России», г. Москва, 25 — 26 мая 2010 г. // Портал Международного агентства содействия сотрудничеству предприятий малого и среднего бизнеса [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.opora-druzhba.ru/news/?id=36

8. Тезисы выступления министра Э.С. Набиуллиной на X Всероссийской конференции представителей малых и средних предприятий «Роль малого и среднего бизнеса в модернизации экономики России», г. Москва, 26 мая 2010 г. // Портал Министерства экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/press/news/doc20100526_06

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.