3.6. К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ
Буянова Анастасия Владимировна, канд. юрид. наук, доцент. Должность: доцент. Место работы: Финансовый Университет при Правительстве РФ. E-mail: mobuianova@mail.ru
Аннотация: Статья раскрывает понятие социального предпринимательства. Автор анализирует действующие в России программы поддержки социального предпринимательства. Дается оценка его экономической выгоды и полезности для общества.
На основе действующего законодательства делается вывод о необходимости определения критериев социального предпринимательств (в эту категорию сегодня включаются лишь предприятия, которые поддерживают деятельность лиц с ограниченными возможностями по здоровью с количеством не менее 50% от штата и долей доходов - не менее 20% от фонда оплаты труда).
Однако, по мнению автора, выделение только данного критерия явно недостаточно для полноценного определения этого вида предпринимательской деятельности.
Проводя анализ истории развития социального предпринимательства в зарубежных странах, вносится предложение о разработке отдельного закона, в котором должны быть прописаны субъекты социального предпринимательства (включая коммерческие и некоммерческие организации, индивидуальных предпринимателей), обозначены требования и ограничения для такого рода деятельности, а также установлены налоговые льготы, на которые могут рассчитывать предприниматели в этой сфере.
Ключевые слова: экономика, социальная деятельность, социальное предпринимательство, благотворительность, сотрудничество государственных и коммерческих структур, программы поддержки социального предпринимательства, бизнес, критерии социального предпринимательства, сфера деятельности социального предпринимательства.
ON SOCIAL ENTREPRENEURSHIP
Buyanova Anastasia Vladimirovna, candidate of juridical sciences, docent. Position: docent. Place of employment: Financial University under the Government of the Russian Federation. E-mail: mobuianova@mail.ru
Annotation: The article reveals the concept of social en-trepreneurship. The author analyzes existingprograms in Russia to support social entrepreneurship and estimates its economic benefits and value to the society.
The conclusion is that on the basis of current legislation there is a need todefine the criteria of social entrepreneurship (this category now includes only companies employing people with disabilities in the quantity of not less than 50% of staff and the share of revenues of not less than 20% of payroll).
However, in the opinion of the author, the selection of nothing else but this criteria is not enough for a complete definition of this type of business.
Based on the history of development of social entrepreneurship in foreign countries, it is recommended to develop a separate law, where social entrepreneurship entities (including commercial and non-commercial organizations, individual entrepreneurs) should be clearly defined, the requirements and limitations for this kind of activity
should be set, and also tax exemptions which social entrepreneurs can get should be established. Keywords: economy, social activities, social entrepreneurship, charity, cooperation between governmental agencies and commercial entities, programs to supportsocial entrepreneurship, business, social en-trepreneurshipcriteria, scope of social entrepreneur-ship.
Формирование в России рыночной экономики еще нельзя назвать завершенным, поэтому предпринимательство переживает этап становления и развития, в то время как в странах с исторически развитой рыночной системой предпринимательство уже развито достаточно хорошо. В середине 60-х в английской литературе появился термин «социальное предпринимательство», однако само явление присутствовало как на Западе, так и в нашей стране гораздо раньше.
Для понимания предмета настоящей статьи обратимся к определению социального предпринимательства. В Российской Федерации легального определения данного явления пока нет, однако 18 марта 2015 года на конференции «Партнерство бизнеса и власти в интересах социальной стабильности» директор Департамента малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития Наталья Ларионова предложила ввести в законодательство термин «социальное предпринимательство», что позволит вывести тему на новый качественный уровень для участников бизнеса и власти. На сегодняшний день существует лишь доктринальное понятие социального предпринимательства, которое определяет его как предпринимательскую деятельность, нацеленную на решение социальных задач. В соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - «ГК РФ»), предпринимательская деятельность - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Социальное предпринимательство находятся на стыке предпринимательской деятельности и благотворительной, общественно полезной деятельности. Обратимся к Федеральному закону от 11.08.1995 N 135-Ф3 (ред. от 05.05.2014) "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", в котором благотворительная деятельность определяется как добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Необходимо учитывать, что социальное предпринимательство содержит все черты предпринимательства и некоторые черты благотворительности, кроме главной - безвозмездности. Таким образом, социальное предпринимательство - это деятельность, направленная на извлечение прибыли, но вместе с тем полезная обществу.
Развитие социального предпринимательства является формой плодотворного сотрудничества государства и коммерческих структур, о чем также упоминалось на конференции «Партнерство бизнеса и власти в интересах социальной стабильности». На сегодняшний день существует ряд программ поддержки социального предпринимательства. Организаторами данных про-
грамм могут выступать как государство, так и частные организации.
Программы поддержки социального предпринимательства помогают достичь сразу нескольких важных целей. Во-первых, решение общественных проблем силами самого общества. Так строительство частных детских садов снижает очереди в государственные детские сады, частные школы повышают уровень образования, так как им приходится конкурировать с бесплатным образованием, следовательно, они предлагают лучшее обучение, более современное оборудование и т.д.
Во-вторых, программы поддержки социального предпринимательства поддерживают малый и средний бизнес, на котором зиждется рыночная экономика, а в России этот пласт предпринимателей еще не достаточно обширен и развит.
В-третьих, программы поддержки социального предпринимательства активно рекламируют такой вид деятельности, поощряя развития предпринимательства, в частности, социального.
Необходимо учитывать, что закон, как правило, предъявляет отдельные требования к бизнесу социальной направленности, такой как здравоохранение, воспитание, образование, уход за пожилыми людьми. Однако наиболее ощутимого поощрения со стороны государства в виде налоговых льгот пока нет.
Выгодно ли социальное предпринимательство? Если проанализировать несколько типовых бизнес-плана открытия частного детского сада, можно прийти к выводу, что окупается через год-два, что достаточно короткий срок для окупаемости нового дела. Оценить прибыльность социального предпринимательства довольно сложно, так как прибыль маленького детского сада при всех издержках и прибыль сети медицинских клиник класса люкс очень различаются.
Вопрос, насколько выгодно открывать бизнес социальной направленности остается на усмотрение каждого конкретного предпринимателя, однако польза для общества и экономики от такого вида деятельности неоспорима.
Социальное предпринимательство - это новое, но стабильно набирающее популярность направление в структуре российской экономики, несмотря на отсутствие точного законодательного определения и разработанного нормативно-правового регулирования этого вида предпринимательской деятельности. На настоящий момент существует базовый Приказ №223 от 23.04.2012 г. Министерства экономического развития Российской Федерации, который даёт определение социальному предпринимательству и Постановление Правительства № 1605 от 30.12.2014, в котором определены меры поддержки этому виду предпринимательской деятельности.
Согласно приказу №223 Министерства экономического развития Российской Федерации, социальное предпринимательство - это «предпринимательская деятельность, направленная на решение той или иной социальной проблемы».
Вышеуказанными документами определяется критерий социального предпринимательства - в эту категорию попадают предприятия, которые поддерживают деятельность лиц с ограниченными возможностями по здоровью, причём количество таких сотрудников должно составлять не менее 50% от штата, а доля их доходов - не менее 20% от фонда оплаты труда. Однако выделение данного критерия явно недостаточно
для полноценного определения этого вида предпринимательской деятельности.
Социальное предпринимательство, как показывает практическая реальность, очень многогранно и существует в разных форматах. В науке это понятие, в силу отсутствия, в том числе, законодательного определения, также показывает дискуссионную полемику.
В наиболее общем виде под социальным предпринимательством (войа^п^ергепеигвЫр) понимается такой вид предпринимательской деятельности, который решает актуальные социальные проблемы и находится на пересечении бизнеса и благотворительности. При этом, этот вид деятельности является коммерческой деятельностью: прибыль от этой деятельности реинвестируется, а не распределяется между акционерами предприятия и направляется на решение острых социальных вопросов.
Этот подход к решению социальных задач был заложен в основу деятельности компании «Ашока»: инновации для общества», основанной в 1980 годы Биллом Дрейтоном. С этого периода социальное предпринимательство за рубежом получило новый импульс и стало бурно развиваться. Был создан фонд «Ашока» в целях объединения социальных предпринимателей для лучшего взаимодействия и обмена практиками, содействия созданию инфраструктуры и финансовых инструментов, необходимых для распространения инноваций в области СП в общемировом масштабе. На сегодняшний день Ашока ведёт деятельность в 60 странах. В 2006 г. за социальное предпринимательство впервые была присуждена Нобелевская премия мира: её получил основатель микрофинансовой организации GrameenBank Мухаммад Юнус.
Важно отметить, что модель и идеология социального предпринимательства в нашей стране возникла намного раньше, ещё на рубеже Х1Х-ХХ вв. Примером такого предпринимательства можно назвать «Дом трудолюбия», основанный отцом Иоанном Кронштадтским. В основе его идеологии была заложена мысль, что часто простая благотворительность через милостыню развращает людей, лишает их стимула к труду. Поэтому «Дом трудолюбия» представлял собой центр, одновременно занимающийся благотворительностью, трудоустройством и учебно-воспитательной работой. Такие дома выполняли, по сути, функцию биржи труда, на которой каждый нуждающийся мог найти себе работу и стали впоследствии невероятно популярными.
Как уже отмечалось, социальное предпринимательство на современном этапе в России активно развивается и, по инновационному потенциалу и социальным ориентирам, переживает новый виток своего развития. Но, при этом, по данным Агентства стратегических инициатив (АСИ), сегодня в России социальным предпринимательством в России в том или ином виде занимается только около 1% компаний.
Совершенно очевидно (как с учетом мировой, так и отечественной практики), что необходимо создавать реальные возможности и условия для развития этого вида предпринимательской деятельности, направленной на решение острых социальных проблем. Такую работу необходимо провести, прежде всего, на законодательном уровне: разработать отдельный закон о социальном предпринимательстве, в котором прописать субъекты социального предпринимательства, включая коммерческие и некоммерческие организации, индивидуальных предпринимателей, обозначить требования и ограничения для такого рода деятельности, а также установить налоговые льготы, на которые
могут рассчитывать предприниматели в этой сфере. С данной инициативой выступают крупнейшие предпринимательские объединения, такие как «ОПОРА РОССИИ», «Деловая Россия» и Агентство стратегических инициатив. Также профильные комитеты этих организаций ведут системную работу по поддержке социального предпринимательства. В числе ключевых направлений - популяризация социального предпринимательства через проведение общественных кампаний, форумов, семинаров и других информационных мероприятий, совершенствование инфраструктуры поддержки социального предпринимательства (пилотирование различных инструментов поддержки - аксе-лерационные программы, менторство, корпоративное волонтерство, студенческие стажировки, помощь в создании сети реализации продукции социальных предпринимателей, разработка муниципальных программ поддержки социального предпринимательства и т.д.)
Помимо вышеуказанных организаций на сегодняшний день в России существует еще несколько крупных организаций, которые занимаются базовой поддержкой социального предпринимательства. Это фонд «Наше будущее» Вагита Алекперова, который ежегодно проводит Всероссийский конкурс социальных проектов. По результатам Конкурса фонд выдаёт долгосрочные беспроцентные займы, а также помогает начинающим предпринимателям в подготовке бизнес-плана. Большую работу в этом направлении ведет Межрегиональная общественная организация «Достижения молодых». Также социальным предпринимательством в последнее время занимаются и представители крупного бизнеса. Так, например, компания Ру-сал открыла в Красноярске первый в России Центр инноваций в социальной сфере, деятельность которого направлена на вовлечение людей, преимущественно руководителей малого и среднего бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций в решение социальных проблем регионов через реализацию социально-предпринимательских проектов.
Как уже отмечалось выше, социальное предпринимательство очень многогранно. Результаты конкурсов говорят о том, что социальным предпринимательством охвачены самые разнообразные отрасли, но наиболее востребованной является сфера здравоохранения и сфера бытовых услуг. Так, в 2012 г. победителем Всероссийского конкурса проектов «Социальный предприниматель - 2012», организованного фондом «Наше будущее», стала «Клиника восстановительного лечения ФТИ» из Астрахани (специализированная медицинская помощь населению с заболеваниями нервной системы, опорно-двигательного аппарата, и т.д.). Для 2% общей численности инвалидов, участников ВОВ с нарушением опорно-двигательного аппарата клиника будет оказывать услуги бесплатно. Другим победителем конкурса стал проект «Сельская аптека в Алеш-не», запущенный предпринимателем из Тульской области. Основной целевой аудиторией аптеки будут люди из 11 деревень, расположенных в радиусе 35 км. Благодаря проекту покупка медикаментов станет гораздо проще для 4,6 тыс. человек. Другой победитель - московский салон-парикмахерская, где работают в основном инвалиды по слуху. В рамках предприятия планируется организовать плотное сотрудничество с школами-интернатами для детей с нарушением слуха и бесплатное обучение мастерству учеников-инвалидов по слуху.
Социальное предпринимательство в последнее время стало очень востребованной и обсуждаемой темой на государственном уровне и в экспертном сообществе. В течение последних лет ежегодно проходят тематические форумы. В числе последних - III Социальный форум России «Социальная солидарность в действии. Человек в центре внимания» в Москве. Ключевой темой стало обсуждение мер поддержки социального предпринимательства на государственном уровне. Основные задачи государства на современном этапе -создание правового поля для поддержки деятельности социально-ориентированного бизнеса и общественных объединений, а также эффективное формирование бюджета для обеспечения социальных нужд. В этом ключе одним из наиболее эффективных механизмов реализации социальных проектов является государственно-частное партнерство (ГЧП). Но пока ГЧП не стало инструментом социальной политики, хотя в развитых странах именно он используется для решения актуальных проблем. Например, в Великобритании в течение 20 лет благодаря механизму ГЧП были отстроены детские сады, школы и больницы. Отдельные успешные проекты есть и в России - например, с использованием ГЧП построены школы в Астраханской области, физкультурно-оздоровительный комплекс в Нижегородской области. В то же время, системному применению этого инструмента препятствуют достаточное количество ограничений: отсутствие правового поля и защиты интересов инвесторов, короткий бюджетный цикл, не позволяющий инвестировать в долгосрочные инфраструктурные проекты и др. По мнению экспертов, необходимо в первую очередь принять на федеральном уровне закон о государственно-частном партнерстве, а также внести соответствующие поправки в отраслевое законодательство.
В завершение, следует отметить, что большая работа по разработке и систематизации мер поддержки ведется Департаментом развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Министерства экономического развития Российской Федерации. На настоящий момент определены виды деятельности, относящиеся к социальному предпринимательству. Так, к социальному предпринимательству относится предоставление услуг (производство товаров) в следующих сферах деятельности:
- содействие профессиональной ориентации и трудоустройству, включая содействие самозанятости;
- социальное обслуживание граждан, услуги здравоохранения, физической культуры и массового спорта, проведение занятий в детских и молодежных кружках, секциях, студиях;
- производство и (или) реализация медицинской техники,
- протезно-ортопедических изделий, а также технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;
- обеспечение культурно-просветительской деятельности (театры, школы-студии, музыкальные учреждения, творческие мастерские);
- предоставление образовательных услуг группам граждан, имеющим ограниченный доступ к образовательным услугам;
- содействие вовлечению в социально активную деятельность социально незащищенных групп граждан (инвалиды, сироты, выпускники детских домов, пожи-
лые люди, люди, страдающие наркоманией и алкоголизмом);
- выпуск периодических печатных изданий, а также книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой.
С 2012 года федеральной Программой поддержки малого и среднего предпринимательства, которую курирует указанный Департамент Минэкономразвития, предусмотрено предоставление специальной субсидий на софинансирование мероприятий, связанных с поддержкой социального предпринимательства. Максимальный размер федеральной субсидии составляет 0,6 млн рублей на одного субъекта социального предпринимательства - получателя поддержки. Однако необходимо софинансирование не менее 15% от суммы получаемой субсидии. При этом социальные предприниматели помимо получения указанной субсидии могут воспользоваться всем комплексом мер, предусмотренных Программой микрокредитования и поручительства гарантийных фондов, мероприятиями по содействию малым инновационным компаниям, поддержке лизинга, модернизации производства, поддержке экспортно - ориентированных компаний и др.
Подводя итог, важно отметить, что развитие социального предпринимательства, учитывая вызовы и направления в современной экономике, относится к приоритетной группе мероприятий, требующих еще более усиленного внимания со стороны государства, некоммерческого сектора, экспертного сообщества и общества в целом.
Список использованной литературы:
1. Ваховский В.В. О некоторых проблемах обеспечения конкурентоспособности трудовых ресурсов на региональном уровне. // ж. Бизнес в законе 2013г. №1 с. 241-243
2. Семенов И.В. Миграционная политика современной России в отношении иностранных работников. // ж. Бизнес в законе 2014г. №4 с 239-245
3. Митяев, Р. Законопроект о социальном предпринимательстве: за и против. [Электронный ресурс]. URL: https://www.miloserdie.ru/article/eto-ogromnyj-shag-vpered-glava-fonda-nashe-budushhee-nataliya-zvereva-privetstvuet-proekt-zakona-o-socialnom-predprinimatel-stve/ (дата обращения 19.06.2015).
4. Терзи Н.В. особенности социально-экономической политики в Преднестровской Молдавской республике. // ж. « Бизнес в Законе 2013г. с. 237-240
5. Чеканова Е.А. Опыт экономического развития в процессе формирования и развития рынка труда. //ж. « Бизнес в законе 2 2013г. №3 с. 200-202
6. РБК [Электронный ресурс]. URL: http://www.rbc.ru/rbcfree-news/20131227160638.shtml (дата обращения 19.06.2015).
7. Qute РосБизнесКонсалтинг [Электронный ресурс]. URL: http://quote.rbc.ru/macro/indicator/1/213.shtml (дата обращения 19.06.2015).
8. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) [Электронный ресурс]. URL: http://www.euro.who.int/ru (дата обращения 19.06.2015).
9. Ведомости [Электронный ресурс]. URL: http://www.vedomosti.ru/ (дата обращения 19.06.2015)
10. Фонд региональных социальных программ «Наше будущее» [Электронный ресурс]. URL: http://www.nb-fund.ru/about-us/ (дата обращения 19.06.2015).
11. Социальное предпринимательство: всё только начинается [Электронный ресурс]. URL:
http://businessofrussia.com/май/item/222-socialnoe-pred-рпгп1Г^е^уо.^т1(дата обращения 19.06.2015).
Рецензия
На статью Буяновой Анастасии Владимировны
На тему : «К вопросу о социальном предпринимательстве».
Представленная к рецензированию статья посвящена интересной и недостаточно разработанной в науке теме. Социальное предпринимательство - это явление, которое недавно появилось на небосклоне российской экономики. Сегодня решение государственных социальных программ невозможно без использования этого вида предпринимательства.
Между тем, отсутствие должной нормативной базы социального предпринимательства и необходимых социальных гарантий для его субъектов, тормозят развитие многих социальных проектов.
Именно поэтому, полагаю, что обращение к данной теме, является весьма своевременным.
На основе анализа законодательства о социальном предпринимательстве в России и в зарубежных странах, формулируются предложения, направленные на совершенствование данного вида предпринимательской деятельности , что свидетельствует о высокой практической значимости рецензируемой статьи.
Все вышеизложенное дает основания рекомендовать статью Буяновой А.В. к публикации в научном журнале издательского дома Юр-Вак.
Рецензент Кандидат юр. наук, доцент кафедры трудового права и права социального обеспечения НИУ ВШЭ О.Ю. Павловская.