Научная статья на тему 'Функции социального предпринимательства в условиях глобализации: теория и практика. С. 77-86'

Функции социального предпринимательства в условиях глобализации: теория и практика. С. 77-86 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1426
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИННОВАЦИЯ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА / SOCIAL ENTREPRENEURSHIP / INNOVATION / SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT / INNOVATION PROJECTS / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / GLOBALIZATION / SOCIAL AND ECONOMIC SYSTEM OF SOCIETY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бугрова Валентина Романовна, Макарова Александра Игоревна, Максимова Елена Валерьевна, Лыкасова Лолита Германовна

В статье рассматриваются становление и развитие социального предпринимательства. Статистические показатели представляют возможность проследить динамику развития социального предпринимательства и критерии возможностей субъектов социального предпринимательства участвовать в жизни общества. Традиционно социальное предпринимательство уходит исторически своими корнями в благотворительность. Обоснованные явления социума свидетельствуют о том, что развитие социального бизнеса не случайное явление, а положительная динамика хозяйствующих субъектов, целенаправленная на раскрытие предпринимательского потенциала для активного участия в социальной сфере. Функции и механизмы социального предпринимательства способствуют созданию новых инновационных продуктов, снижают барьеры и обеспечивают доступность среды. На основе изучения зарубежного и российского опыта социальной предпринимательской деятельности обосновываются научно-практические аспекты в целях совершенствования социальной и экономической сферы общества. Этот опыт может быть полезен для усовершенствования российской социо-экономической системы. В последние десятилетия наработанная практика развития социального предпринимательства в разных странах многообразна, и выделить какую-то одну в качестве единственно лучшего образца невозможно. Этим обусловлены культурные и исторические особенности государств. Можно только предполагать, в каком направлении будет развиваться социальный бизнес в России. Четко определяется тенденция социальное предпринимательство имеет все предпосылки обеспечить достойный уровень качества жизни всем без исключения субъектам российского социума. Существующая потребность модернизации социальной сферы (создание моделей новых услуг и сервисов) способствует развитию здоровой конкуренции в социальной сфере. Но на публичном уровне необходимы государственная поддержка бизнеса, имеющего статус социального предпринимательства, и контроль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Бугрова Валентина Романовна, Макарова Александра Игоревна, Максимова Елена Валерьевна, Лыкасова Лолита Германовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONS OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION: THEORY AND PRACTICE

This article discusses the formation and development of social entrepreneurship. Statistics are able to trace the dynamics of social entrepreneurship and social entrepreneurship entities capabilities criteria to participate in the life of society. Traditionally, social entrepreneurship leaves historically rooted in charity. Well-founded phenomena of society indicate that the development of social business is not a random phenomenon, and positive dynamics of businesses focused on expansion entrepreneurship for active participation in the social sphere. Functions and mechanisms of social entrepreneurship contribute to the creation of new innovative products, reduce barriers and provide accessibility environment. Based on studies of foreign and Russian experience of social entrepreneurship be justified scientifically practical aspects in order to improve the social and economic spheres of society. This experience may be useful for the improvement of the Russian socio-economic system. In recent decades, gained practice in the development of social entrepreneurship in different countries varied and select one as the only best sample is impossible. Moreover, in these cultural and historical characteristics attributable to States you can only guess what direction will develop a social business in Russia. Nevertheless, clearly defined trend-social enterprise has all the prerequisites to ensure decent standards of living for all subjects of the Russian society. The current demand for social modernization (creation of new models and services) promotes the development of healthy competition in the social sphere. However, at a public level required-State support for business, a social entrepreneurship and control.

Текст научной работы на тему «Функции социального предпринимательства в условиях глобализации: теория и практика. С. 77-86»

УДК 316.334.23; 334.021.1 РО!: 10.22412/1993-7768-11-2-10

I ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА I В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Бугрова Валентина Романовна*, кандидат философских наук, доцент, bugrovav@maii.ru,

Макарова Александра Игоревна*, кандидат филологических наук, aiexia90@rambier.ru,

Максимова Елена Валерьевна*, аспирант, fex0702@maii.ru,

Лыкасова Лолита Германовна*, студент, iykasova_ioiita@maii.ru, *ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация

В статье рассматриваются становление и развитие социального предпринимательства. Статистические показатели представляют возможность проследить динамику развития социального предпринимательства и критерии возможностей субъектов социального предпринимательства участвовать в жизни общества. Традиционно социальное предпринимательство уходит исторически своими корнями в благотворительность. Обоснованные явления социума свидетельствуют о том, что развитие социального бизнеса не случайное явление, а положительная динамика хозяйствующих субъектов, целенаправленная на раскрытие предпринимательского потенциала для активного участия в социальной сфере. Функции и механизмы социального предпринимательства способствуют созданию новых инновационных продуктов, снижают барьеры и обеспечивают доступность среды. На основе изучения зарубежного и российского опыта социальной предпринимательской деятельности обосновываются научно-практические аспекты в целях совершенствования социальной и экономической сферы общества. Этот опыт может быть полезен для усовершенствования российской социо-экономической системы. В последние десятилетия наработанная практика развития социального предпринимательства в разных странах многообразна, и выделить какую-то одну в качестве единственно лучшего образца невозможно. Этим обусловлены культурные и исторические особенности государств. Можно только предполагать, в каком направлении будет развиваться социальный бизнес в России. Четко определяется тенденция — социальное предпринимательство имеет все предпосылки обеспечить достойный уровень качества жизни всем без исключения субъектам российского социума. Существующая потребность модернизации социальной сферы (создание моделей новых услуг и сервисов) способствует развитию здоровой конкуренции в социальной сфере. Но на публичном уровне необходимы государственная поддержка бизнеса, имеющего статус социального предпринимательства, и контроль.

Ключевые слова: социальное предпринимательство, инновация, научно-техническое развитие, инновационные проекты, устойчивое развитие, глобализация, социально-экономическая система общества

На этапе развития современного мира намечены два основных вектора. Первый — процесс глобализации, второй — признание инновационного типа экономики, базирующегося на научно-техническом развитии. Двигателями прогресса являются субъекты, выявляющие и реализующие новации с целью превращения их в инновации. К таким субъектам относятся предприни-

матели. Термин «предприниматель» происходит от английского «basinesa» («businessman») (деловой человек) или enterprise (предприниматель), и в научный оборот был введен французским экономистом Ричардом Кантильоном («Очерк о природе торговли вообще», 1775) [1, с. 198].

В соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательская деятельность — это «...

самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке»1.

В настоящее время становится очевидным, что выстроенные ранее модели ведения «busines as usual» (обычного бизнеса), нуждаются в видоизменениях. На сегодняшний день достаточно актуальной темой является социальная предпринимательская деятельность (англ. — social enterprise) — деятельность, результатом которой является положительный общественный эффект. Один из основоположников социального предпринимательства — лауреат Нобелевской премии, профессор, доктор экономических наук Мухаммад Юнус — в книге «Создавая мир без бедности: социальный бизнес и будущее капитализма» предложил использовать принципы обычного бизнеса для решения социальных проблем. Он содержательно описал принципы социального бизнеса.

1. Цель бизнеса не максимизация прибыли, а решение одной или нескольких социальных проблем в таких сферах, как образование, здравоохранение, доступ к технологиям и охрана окружающей среды, преодоление бедности.

2. Финансовая и экономическая устойчивость.

3. Инвесторам возвращают только вложенную сумму. Помимо вложенной суммы, никакие дивиденды не выплачиваются.

4. После возврата инвестору вложенной суммы прибыль остается в компании и направлена на расширение и развитие.

5. Экологически ответственный бизнес.

6. Работники получают зарплату рыночного уровня плюс улучшенные условия труда.

7. Работаем с радостью [2].

Концепция социального бизнеса М. Юнуса заключается в том, чтобы решение определенных социальных проблем осуществлялось путем создания компаний, которые реализуют свои услуги, выполняют работы и производят товары на возмездной основе, но с целью решения социальных проблем.

Когда речь заходит о поисках новых путей решения проблемных вопросов в экономике и со-

1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая),

принят Федеральным законом от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 07.02.2017).

циальной сфере, требующих серьезных финансовых затрат и использования интеллектуальных ресурсов, на помощь приходят социальные предприниматели со своим уникальным практическим опытом. Им не нужны политические рычаги, потому что они, реализуя свои идеи, видят проблему «изнутри», используют человеческий капитал и не поощряют социальную зависимость, процесс внедрения инноваций осуществляется ненавязчиво и естественно.

Таким образом, социальное предпринимательство должно основываться на самоокупаемости, использовать бизнес-инструменты без личной финансовой заинтересованности инвесторов и стремиться к достижению целей, направленных на устранение социальных катаклизмов. Потребителями работ, товаров, услуг являются социально незащищенные слои общества. Такое предприятие не будет зависеть, как некоммерческие организации, от финансирования со стороны и приносить прибыль, которая не распределяется в виде дивидендов между владельцами, а используется для дальнейшего развития деятельности. Инвестиции со временем возвратятся своим инвесторам. Используя такой метод, благотворительность приобретает новый смысл. Он заключается в смене системы — безвозмездных пожертвований в благотворительные организации на инвестирование социального бизнеса.

Профессор Мухаммад Юнус уверен, что система современного предпринимательства будет видоизменяться в соответствии с условиями развития социального бизнеса. Большое количество инвесторов и потребителей начнут содействовать целям социального предпринимательства.

В основе инновационных проектов лежит классическое обучение теории законодательства, бухгалтерского учета, освоение навыков работы с компьютером. Многие проекты относятся к сфере социального предпринимательства. Приведем несколько примеров: «Центры цифровых технологий», в которых люди, не имеющие представления о современных коммуникационных процессах, получают необходимые навыки работы с компьютером (существуют в 13 странах, обучено более 2,5 млн людей). Изначально проект стартовал в Бразилии. Обучение в таких центрах бесплатное. Получение прибыли осуществляется за счет предоставления таких платных услуг, как копирование и распечатка документов, Интернет-кафе. Другой вариант проекта — как начать свой бизнес. Несколько месяцев обучаемый тре-

нируется креативным навыкам в целях создания идеи, развивает аналитические навыки, чтобы превратить идею в проект, приобретает навыки маркетинга — реализации создаваемого продукта, услуги, работы. Например, в той же Бразилии нет государственной системы подготовки поваров. Программы повышения квалификации, направленные на подготовку шеф-поваров, очень дорогие. Их стоимость составляет от €25 тыс. и выше. Но один из известных шеф-поваров решил заняться социальным предпринимательством, создав компанию по обучению молодых людей профессии повара, а домохозяек — предпринимательству. По результатам обучения молодые люди трудоустраиваются в кафе и рестораны, домохозяйки получают микро-кредиты на открытие собственного дела в сфере общепита. Окупаемость проекта достигается за счет оказания кейтеринговых услуг2.

Многие ученые, представители бизнеса и политического сектора разных стран утверждают, что, помимо финансовых результатов, в деятельности социально ориентированных компаний также важны для общества экологические последствия, влияние на человеческий капитал, улучшение социальных условий.

Таким образом, социальное предпринимательство имеет шансы на успех. Опросы во многих странах показывают, что большинство предпринимателей предпочитают делать мир лучше и называть себя социальными предпринимателями. Например, в Великобритании 70% предпринимателей подпадают под категорию социальных предпринимателей.

В России социальное предпринимательство — новое понятие. Многие предполагают, что основная цель социального бизнеса — оказание помощи слоям общества, на которые распространены льготы. Но определением социального бизнеса является предпринимательская деятельность, направленная на смягчение или разрешение социальных проблем в обществе. В прошлом году Министерство экономического развития РФ совместно с представителями предпринимательского и экспертного сообщества подготовило законопроект, определяющий понятие «социальное предпринимательство». С вступлением в силу этого документа существенно изменится блок законодательства о социальной ответственности предпринимателей.

Текст законопроекта также определяет еди-

2 http://www.rmcenter.ru/projects/sotsbiz/(дата обращения: 01.02.2016).

ные принципы оказания поддержки субъектам социального бизнеса на разных уровнях государственного управления:

• помощь в организации банками франшиз;

• создание центров социальной сферы;

• оказание помощи в реализации образовательных мероприятий;

• предоставление льгот по аренде и приобретению помещений (в том числе возможность заключения договоров аренды без государственного или муниципального проведения торгов).

В нашей стране социальное предпринимательство занимает нишу между благотворительной деятельностью и классическим бизнесом. Существует ряд отличительных черт социального предпринимательства от благотворительности и бизнеса в его привычном понимании. В соотношении с благотворительностью, в социальном предпринимательстве прослеживается системность и характер деятельности, направленной на создание устойчивых бизнес-моделей. От бизнеса социальное предпринимательство отличается своей ориентированностью на решение социально-значимых проблемных вопросов общества3.

Анализируя практико составляющую инвесторов — европейских, западных и российских крупных корпораций, в качестве альтернативы социального бизнеса выступает деятельность венчурных фондов, инвестирующих в перспективные наукоемкие и инновационные проекты и стартапы. Такой вид предпринимательства также называют социальным.

В последние десятилетия в Европе и США наблюдается тенденция роста социально-ответственного инвестирования в социальные проекты. По итогам статистического исследования Global Sustainable Investment Review (2012), под управлением фондов, осуществляющих свою деятельность исходя из принципов социальной ответственности, находится $13,6 трлн. Это 21,8% активов, находящихся в профессиональном управлении.

Исследования в области инвестирования устанавливают такой факт: при социально-ориентированном инвестиционном процессе учитываются не только финансовые показатели, но также экологические, социальные последствия, возможности человеческого капитала в условиях устойчивого развития.

Социально ответственное инвестирование — это принятие инвестиционных решений, в ос-

3 http://www.mbrk.ru/announce/486/ (дата обращения: 20. 01.2016).

нове которых лежат аналитика определенных критериев и статистические данные, характеризующие отдельные компании корпоративно-ответственными. К принципам корпоративной ответственности можно отнести следующие:

1) открытая и прозрачная деловая практика;

2) базирование на культурных и этических ценностях;

3) забота об окружающей среде;

4) повышение качества жизни сотрудников и других участников, задействованных в правоотношениях.

Финансовыми целями социально-ответственных инвестиций являются человеческие ценности и человеческий капитал. На практике и в теории существуют различия между понятиями социально ответственное инвестирование и социальное инвестирование. Но по общему смыслу одно вытекает из другого и в целом подразумевается проведение целенаправленной долгосрочной политики, направленной на решение общественно значимых социальных задач.

В России социальное инвестирование с недавнего времени приобрело определенный вектор своего развития. Каждая уважающая себя компания ищет свой путь в этой сфере.

В 2007 году в Москве был создан Фонд региональных социальных программ Вагита Алекперова «Наше будущее» для реализации долгосрочных социально значимых программ и проектов. Фонд выступает в качестве социального предпринимателя и развивает институт социального бизнеса. Фонд региональных социальных программ адаптирует западные технологии социального предпринимательства к российским условиям. В своей работе Фонд ведет поиск наиболее перспективных инновационных проектов и идей с целью эффективной их реализации на практике.

Фондом региональных социальных программ «Наше будущее» в 2008 г. был проведен первый пилотный конкурс проектов в сфере социального предпринимательства. Четыре организации из тридцати двух подавших заявки получили финансирование на реализацию своих проектов в сфере социального бизнеса. Всероссийский конкурс проектов «Социальный предприниматель» ежегодно расширяет свои границы проведения. В 2010 году конкурс проходил уже в 14 регионах и получил 130 заявок, 8 проектов приобрели финансовую поддержку Фонда. В 2011 году проведение конкурса охватило все регионы России. В течение девяти лет работы Фонда было поддержано 172 проекта из 49 регионов.

Ежегодно Фондом проводится конкурс «Прямые инвестиции в социальное предпринимательство», а также вручается премия «Импульс добра» за вклад в развитие социального предпринимательства в России. Очередную премию предполагается вручить 17 мая 2017 г. Премия присуждается социальным предпринимателям, руководителям государственных структур и профильных ведомств, представителям общественных организаций, журналистам, высшим учебным заведениям России. За последние пять лет Премия была вручена 58 лауреатам из 17 регионов4.

В целях достижения большего эффекта Фонд старается развивать взаимоотношения с разными секторами общественной «арены». Партнерские отношения налаживаются и с государством, и с бизнесом, и с некоммерческими организациями, а также иными заинтересованными сторонами.

Фонд «Наше будущее» выявляет социальных предпринимателей России, привлекает внимание общественности, органов законодательной и исполнительной власти в регионах, предпринимателей малого и среднего бизнеса, некоммерческие организации к деятельности социального бизнеса с целью решения социально значимых проблем и достижения долгосрочных положительных изменений в обществе. Проекты, вышедшие в финал конкурса, направлены преимущественно на решение социально значимых задач в таких сферах, как образование, здравоохранение, культура, а также на создание новых рабочих мест для социально незащищенных слоев населения5.

Идеи новой экономической модели — «социальный бизнес» — распространяются по всему миру, и Российская Федерация не стала исключением.

В декабре 2016 г. в России прошел Ежегодный форум «Экосистема инноваций». Руководители компаний, деятельность которых ориентирована на решение социальных и экономических проблем, обсудили способы и инструменты перезагрузки наиболее успешного функционирования всех систем социально направленного бизнеса6. Целью форума стало развитие различных инновационных хабов в рамках государственной программы «Национальная технологическая ини-

4 http://impulsdobra.ru/ (дата обращения: 27.02.2016).

5 http://www.nb-fund.ru/ (дата обращения 12.12.2016).

6 http://innovation360.ru/ (дата обращения: 15.02.2016)

циатива» (НТИ). Наиболее интересные направления на условиях активного взаимодействия участников региональной экосистемы — наука и образование, региональная инвестиционная деятельность, выявление эффективных форм вовлечения субъектов РФ в реализацию НТИ7.

Финансирование социально направленных предприятий также осуществляется путем освоения денежных средств венчурных фондов. Существует 29 основных фондов, из них 7 общероссийских и 22 региональных. Одним из самых популярных можно назвать АО «Российская венчурная компания» (РВК). За 10 лет компания создала широкий набор инструментов, нацеленных на развитие венчурного инвестирования в нашей стране, создание различных сервисов для участников рынка, повышение конкурентоспособности российских технологических компаний. Инвестиционная деятельность РВК направлена на привлечение частных российских и зарубежных инвесторов в инновационные сегменты экономики России. Особое внимание РВК уделяет наукоемким областям с низким присутствием частного капитала, которые имеют значение для сбалансированного инновационного развития страны. С участием РВК был создан 21 инвестиционный фонд и 194 проекта получили одобрение на инвестирование8.

На основе добросовестной деловой практики сформировались основные направления — охрана здоровья; отдых и оздоровление; организация спортивных и культурных мероприятий; всеобщая доступность городской инфраструктуры; развитие местных сообществ в рамках межрегионального и межмуниципального сотрудничества; развитие персонала и образование на разных уровнях.

Реализация плана мероприятий «дорожной карты» «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере» (далее — «дорожная карта») призвана способствовать увеличению количества негосударственных участников рынка в социальной сфере в целях повышения доступности и качества оказываемых услуг и оптимизации бюджетных расходов 9. В рамках «дорожной карты» по

7 http://innovation360.ru/ (дата обращения: 17.02.2016).

8 http://www.rvc.ru (дата обращения: 27.02.2016).

9 Распоряжение Правительства РФ от 08.06.2016 N 1144-р <Об

утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере»> // «Собрание законодатель-

ства РФ», 27.06.2016, N 26 (Часть II), ст. 4074.

развитию негосударственного сектора в социальной сфере частным компаниям открыт «зеленый свет».

Количество субъектов Российской Федерации, в которых реализуются региональные программы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, в 2016 г. составило 76, к концу 2017 г. достигнет 78, к концу 2018 г. - 80.

Некоммерческие организации получили право управлять вновь созданными детскими садами, школами, больницами, объектами культуры, домами инвалидов и престарелых, получая финансирование из бюджета или выиграв грант. В условиях глобализации доступность человеческого капитала становится критическим и важным моментом инвестиционного процесса. В основе качества человеческого капитала лежит все образование в целом, в том числе дошкольное и школьное.

Например, по статистике Минэкономразвития, предполагается, что к 2018 г. число детей, которые посещают частные дошкольные учреждения, увеличится до 15%, а число регионов, внедряющих социально направленные практики, возрастет до 70%. Также предполагается допустить в социальную сферу и социально ориентированный предпринимательский сектор10.

В современной России практики социального инвестирования только набирают обороты. На сегодняшний день еще не сложилась четко выработанная система в этой сфере, но уже имеются значительные показатели того, что механизмы социального предпринимательства работают. В новых реалиях российского общества уже обозначились основные направления базовых инвестиций. На представленном на с. 82 рисунке они отражены в процентном соотношении.

Например, частная некоммерческая организация «Бизнес-Ангелы России» позволяет получить финансирование на ранней стадии развития проекта при помощи частных инвесторов. Она начала свою работу 30 марта 2015 г. Интересным фактом является то, что инвесторы могут непосредственно на данном web-ресурсе ознакомиться с понравившимся проектом и связаться с автором. То есть для привлечения внимания достаточно качественной презентации продукта либо услуги11.

10 http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/investmentPolicy/ (дата обращения: 27.02.2016).

11 http://www.business-angels.su (дата обращения: 27.02.2016).

область социальных инвестиций в России

21%

■ развитие персонала ■ ресурсосбережение

■ охрана здоровья ■ развитие местных сообществ

■ добросовестная деловая практика

Рис. Показатели работы социального предпринимательства в России Fig. Indicators of the work of social entrepreneurship in Russia

Сегодня в России можно выделить несколько видов моделей социального бизнеса. Например, в сельском хозяйстве социальный предприниматель приобретает земли сельскохозяйственного назначения, необходимую технику, технологии и создает инфраструктуру. В процессе реализации социального проекта необходимо:

• привлечь незащищенные группы населения, в том числе: лица с ограничениями жизнедеятельности, молодые люди, входящие во взрослую жизнь из детских домов, и некоторые другие категории. Им предоставляется все необходимое, чтобы начать новую жизнь на базе своего собственного дела;

• разработать такие технологии, чтобы молодежь не стремилась в города, а оставалась в своих деревнях и селах (актуально в депрессивных регионах).

Другим примером в сфере социального предпринимательства является открытый врачом-офтальмологом в Москве необычный ресторан «В темноте». Весь обслуживающий персонал — слабовидящие люди. Это очень популярный ресторан, который осуществляет деятельность с соблюдением всех основных принципов социального бизнеса. Используя инновацию, решается социальная проблема: рабочие места для инвалидов по зрению с хорошей оплатой труда. Предприятие приносит доход и подходит для тиражирования.

Примером может послужить и готовая продукция ООО «Новые реабилитационные технологии "Доспехи"» (Москва). Компания благодаря разработанным технологиям производит специальные индивидуальные корсеты для ин-

валидов с повреждением спинного мозга. У людей с ограничениями жизнедеятельности появляются возможности вести полноценный образ жизни: самостоятельно передвигаться, работать, водить автомобиль, путешествовать, что способствует улучшению качества жизни.

Следующим примером может выступить развитие и организация туристскими компаниями социального туризма, включающего в себя различные виды туризма, в том числе и создание маршрутов для свободного передвижения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Туристическая фирма ООО «Либерти» — первая в России туристическая компания, занимающаяся продвижением туров для людей с ограниченными возможностями. Поскольку развитие туризма для инвалидов связано с многочисленными трудностями, некоторые компании не могут справиться самостоятельно. Подбор тура обуславливается равными правами пользования всеми услугами, независимо от состояния здоровья человека, таким образом, необходимо учитывать все: наличие в гостиницах пандусов, специально оборудованных номеров, лифтов и др.

Фонд региональных социальных программ «Наше будущее» оказал содействие в материальной поддержке проектов ООО «Либерти». В 2010 году турфирма «Либерти» стала победителем в конкурсе проектов «Социальный предприниматель» и получила беспроцентный займ. Уже было проведено несколько туров по России и за её пределами12.

12 http://www.nb-fund.ru/about-us/media-about-us/turizm-dlya-

invalidov-biznes-kotoryy-ne-kormit.html (дата обращения 17.01.2016).

В ноябре 2016 г. прошел Всероссийский слет социальных предпринимателей, в рамках которого рассматривался вопрос успешного развития социального бизнеса на территории Российской Федерации. Более 1000 человек из разных регионов России зарегистрировались для участия в нем. Также присоединились 32 организации, в том числе ведущие российские вузы и промышленные компании, министерства и ведомства, а также средства массовой информации.

В конце февраля 2017 г. состоялся Российский инвестиционный форум. В рамках форума прошли различные сессии, направленные на реализацию жизненно важных проектов, используя новую региональную политику. К наиболее интересным видам социально-направленного бизнеса были отнесены:

- бизнес для людей с инвалидностью (как пример, массажные кабинеты, где работают незрячие, слабовидящие люди или кабинеты психологической поддержки, где в качестве психолога оказывают помощь инвалиды-колясочники, получившие специальное образование);

- социальный туризм (на сегодняшний день в госструктурах идет обсуждение о финансировании туристского бизнеса для малообеспеченных семей, студентов, людей с ограниченными возможностями, пенсионеров). Конечно, в первую очередь вопрос стоит о внутреннем социальном туризме, который позволит развивать инфраструктуру городов и регионов, будет способствовать межмуниципальному и межрегиональному сотрудничеству);

- бизнес, направленный на благо общества -благоустройство территорий, переработка мусора, организация детского и молодежного досуга (в качестве примера - развлекательные центры и кафе с различными развивающими программами и мастер-классами).

Обратившись к разным источникам в области права, социологии, политологии, социальную ответственность можно охарактеризовать как систему норм, в соответствии с которыми организации берут на себя обязательства, учитывая интересы общества. Такие обязательства вытекают за рамки, установленные законом, и предполагают дополнительные действия по улучшению и повышению качества жизни не только своих работников, но и их семей, местного сообщества и общества в целом [3].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В современной России развитие социального бизнеса возможно при условии законодательно выверенной политики государственными

структурами и активного участия самих граждан. Целесообразность принятия государственных и муниципальных целевых программ и проектов определяется соответствующими нуждами органов государственной власти и органов местного самоуправления в решении конкретных социальных задач [4].

На современном этапе социальные проекты оказывают все большее влияние на инновационные сферы экономики, социальной и политической жизнедеятельности нашего государства.

В рамках перспективного развития социального предпринимательства необходимо создание школ социального бизнеса. Например, в Швеции в городе Лександ регулярно проходят глобальные саммиты с участием Международной организации труда, направленные на создание рабочих мест, способствующих созданию и развитию предпринимательства среди молодежи. В мире много молодых людей, которые способны и готовы к предпринимательской деятельности, но не все обладают знаниями для организации бизнеса. Специально разработанные программы, в которых будет предусмотрено обучение теоретическим основам бизнеса и налогообложения, маркетинга и фандрайзинга, ведению и созданию бухгалтерской отчетности, с приоритетной практической составляющей помогут освоить азы предпринимательства. По завершении образовательных курсов слушателям представится возможность презентовать свои бизнес-планы представителям экспертного и предпринимательского сообщества, а специалистам — выбрать перспективные с последующей поддержкой, в том числе финансированием.

В развитии предпринимательской культуры и оказании помощи тем, кто хотел бы начать свое собственное дело, огромное значение имеет применение принципов и механизмов социального партнерства. Подобным предприятиям и фирмам необходимо взаимодействовать в рамках партнерства, помогать и поддерживать друг друга.

В европейских странах статус социального бизнесмена престижен. Такие предприниматели убеждены, что главное — предоставить возможность людям работать, зарабатывать и жить достойно. Современные условия в России способствуют рождению нового класса предприимчивых новаторов, целью которых станет не извлечение прибыли, а социальная направленность на решение существующих в обществе проблем. В завершение хочется процитировать

профессора, доктора экономических наук Му-хаммад Юнуса, автора книги «Создавая мир без бедности»: «...делать деньги — счастье, но делать других счастливыми — это счастье втройне» [2]. Люди, которые могут решать социальные проблемы, — это не только политики и промышленники, но и врачи, учителя, журналисты, социальные работники, инженеры, юристы и многие другие представители различных профессий. Они живут среди нас по всему миру, их объединяют концепции социальных нова-торств, и им не безразлично будущее [5]. Реализуемые ими идеи направлены на улучшение качества жизни людей не только в разных городах и странах, но и в мировом масштабе в условиях устойчивого развития. Гармоничный процесс изменений, в котором направление инвестиций, ориентация на научно-технический прогресс, личностное развитие, усовершенствование институтов общества, эксплуатация природных ресурсов происходит целенаправленно и согласованно в целях укрепления настоящего и развития будущего потенциала для удовлетво-

рения благоприятных человеческих потребностей и стремлений.

Анализ феномена социального предпринимательства показал, что наметилась тенденция — реализовывать инновационные идеи в целях сохранения мира, и не важно, на каком уровне (муниципальном, региональном, федеральном, национальном). Это могут не только герои и необыкновенные личности, а любой желающий, способный приобретать знания, наблюдать, получать ответы, взаимодействуя с окружающим миром.

Активное развитие социального предпринимательства можно рассматривать как средство совершенствования гражданского общества, которое происходит на протяжении последних десятилетий во всем мире. Оно характеризуется появлением большого количества новых общественных организаций, которые в своем стремлении готовы решать проблемы, изобретая новые формы продуктивного взаимодействия с более свободными и эффективными методами. И это тактически верный и важный принцип в условиях глобализации.

Литература

1. Трошихин В.В., Нестерова Л. И. Предпринимательство как институт социального развития // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. Т. 1. 2015. № 2 (199). С. 198-204.

2. Юнус М., Жоли А. Создавая мир без бедности: социальный бизнес и будущее капитализма / Пер. Савельева И.В. М.: Альпина Паблишер, 2010.

3. Фехтел Е.В. Корпоративная ответственность бизнеса — инновационный подход в решении социальных проблем // Сервис в России и за рубежом (электронный журнал). Т. 9. 2015. Т. 9. № 1 (57). http://cyberleninka.ru/article/n/korporativnaya-otvetstvennost-biznesa-innovatsionnyy-podhod-v-reshenii-sotsialnyh-problem (дата обращения: 20.04.2017).

4. Фехтел Е.В. Социальные проекты для социального туризма: цели и возможности // Вестник социальной работы. 2013. № 3. С. 93—101.

5. Джилл Кикал, Томас Лайонс. Социальное предпринимательство: миссия — сделать мир лучше / Understanding Enterpreneurship. The Relentless Pursuit of Mission in an Ever Changing World. М.: Аль-пина Паблишер, 2014. 304 с.

6. Alter S.K. Social enterprise models and their mission and money relationships. In A. Nicholls (Ed.). Oxford, UK: Oxford University Press. Social entrepreneurship: New models of sustainable social change, 2006, pp. 205—232.

7. Атнашев Т., Вашакмадзе Т. От социально ответственного инвестирования к социально ответственному бизнесу: исторические аналогии и финансовые модели для России // Финансовая жизнь. Периодическое научно-практическое издание. 2014. № 4. С. 41—54.

8. Austin J., Stevenson H., Wei-Skillern J. Social or commercial entrepreneurship: Same, different, or both? // Entrepreneurship: Theory and Practice, 2006, vol. 30(1), pp. 1—22.

9. ДевидБорнштейн Как изменить мир. Социальное предпринимательство и сила новых идей // How to Change the World: Social Entrepreneurs and the Power of New Ideas. М.: Альпина Паблишер, 2012. 504 с.

10. Кицай Ю.А. От корпоративной социальной ответственности к социальному предпринимательству: к вопросу о тенденциях развития корпоративного законодательства // Проблемы экономики и юридической практики. 2016. № 1. С. 170—174.

11. Кулькова В.Ю. Социальное предпринимательство, некоммерческие организации и корпоративная социальная ответственность в построении межсекторного партнерства: обзор теоретических разработок // Научное обозрение. 2016. № 7. С. 183—187.

12. Макарченко М.А. АнтоновА.А. Понятие социального предпринимательства и отличительные особенности социальных предпринимателей // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и Экологический Менеджмент. 2015. № 2. С. 35—42.

13. Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования [Текст] / Отв. ред. А.А. Московская; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. 284 с.

14. Simcha B. Werner. The Movement for Reforming American Business Ethics: A Twenty-Year Perspective // Journal of Business Ethics. 1992. January. С.61—70.

15. Durkheim E. Les forms elementaires de la vie religieuse. P., 1912. P. 610—611.

16. Talavera O., XiongL., XiongX. Social capital and access to bank financing: the case of Chinese entrepreneurs // EMERGING MARKETS, FINANCE & TRADE / Изд-во: Proquest ABI/INFORM/ Т. 48, № 1, 2012, С. 55-69. DOI: 10.2753/REE1540-496X480103.

FUNCTIONS OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION: THEORY AND PRACTICE

Valentina R. Bugrova*, Cand. Sci. (Philosophy), Associate Prof., bugrovav@mail.ru, Aleksandra I. Makarova*, Cand. Sci. (Philology), alexia90@rambler.ru, Elena V. Maksimova*, fex0702@mail.ru, Lolita G. Lykasova*, lykasova_lolita@mail.ru

*Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation

Abstract: this article discusses the formation and development of social entrepreneurship. Statistics are able to trace the dynamics of social entrepreneurship and social entrepreneurship entities capabilities criteria to participate in the life of society. Traditionally, social entrepreneurship leaves historically rooted in charity. Well-founded phenomena of society indicate that the development of social business is not a random phenomenon, and positive dynamics of businesses focused on expansion entrepreneurship for active participation in the social sphere. Functions and mechanisms of social entrepreneurship contribute to the creation of new innovative products, reduce barriers and provide accessibility environment. Based on studies of foreign and Russian experience of social entrepreneurship be justified scientifically practical aspects in order to improve the social and economic spheres of society. This experience may be useful for the improvement of the Russian socio-economic system. In recent decades, gained practice in the development of social entrepreneurship in different countries varied and select one as the only best sample is impossible. Moreover, in these cultural and historical characteristics attributable to States you can only guess what direction will develop a social business in Russia. Nevertheless, clearly defined trend-social enterprise has all the prerequisites to ensure decent standards of living for all subjects of the Russian society. The current demand for social modernization (creation of new models and services) promotes the development of healthy competition in the social sphere. However, at a public level required-State support for business, a social entrepreneurship and control.

Keywords: social entrepreneurship, innovation, scientific and technological development, innovation projects, sustainable development, globalization, social and economic system of society

References:

1. Troshikhin V.V., NesterovaL.I., Entrepreneurship as the Institution of social development. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filosofiya. Sotsiologiya. Pravo, vol. 1, no. 2 (199), 2015, pp. 198-204. (In Russ.).

2. Yunus M., Jolis A., Creating a world without poverty: social business and the future of capitalism. Moscow: Al'pina Pablisher, 2010. (In Russ.).

3. FekhtelE.V., Corporate responsibility as an innovative approach to solving social problems. Servis v Rossii i za rubezhom [Electronic journal], vol. 9, no. 1 (57), 2015. (In Russ.) Available at: http://cyberleninka.ru/ article/n/korporativnaya-otvetstvennost-biznesa-innovatsionnyy-podhod-v-reshenii-sotsialnyh-problem (Accessed on April 20, 2017).

4. Fekhtel E.V., Social projects for social tourism: objectives and opportunities. Vestnik sotsial'noi raboty, no.3, 2013, pp. 93-101. (In Russ.).

5. Jill Kikul, Thomas Lyons, Understanding Enterpreneurship. The Relentless Pursuit of Mission in an Ever Changing World. Moscow: Al'pina Pablisher, 2014, 304 p. (In Russ.).

6. Alter S.K. Social enterprise models and their mission and money relationships. In A. Nicholls (Ed.). Oxford, UK: Oxford University Press. Social entrepreneurship: New models of sustainable social change, 2006, pp. 205-232.

7. Atnashev T., Vashakmadze T., Of socially responsible investing in socially responsible business: historical analogies and financial model for Russia. Finansovaya zhizn'. Periodicheskoe nauchno-prakticheskoe izdanie, no. 4, 2014, pp. 41-54. (In Russ.).

8. Austin J., Stevenson H., Wei-Skillern J., Social or commercial entrepreneurship: Same, different, or both? Entrepreneurship: Theory and Practice, vol. 30(1), 2006, pp. 1-22.

9. David Bornstein, How to Change the World: Social Entrepreneurs and the Power of New Ideas. Moscow: Al'pina Pablisher, 2012, 504 p. (In Russ.).

10. Kitsai Yu.A., From corporate social responsibility to social business: to a question about tendencies of development of the corporate legislation. Problemy ekonomiki i yuridicheskoi praktiki, no. 1, 2016, pp. 170-174. (In Russ.).

11. Kul'kova V. Yu., Social entrepreneurship, non-profit organizations and corporate social responsibility in intersectoral partnership formation: overview of theoretic developments. Nauchnoe obozrenie, no. 7, 2016, pp. 183-187. (In Russ.).

12. Makarchenko M.A., Antonov A.A., The concept of social entrepreneurship and the distinctive features of social entrepreneurs. Nauchnyi zhurnal NIU ITMO. Seriya: Ekonomika i Ekologicheskii Menedzhmen, no. 2, 2015, pp. 35-42. (In Russ.).

13. Social entrepreneurship in Russia and worldwide: practice and research [Text] / Ed. edited by A.A. Moskovskaya; Nats. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki». Moscow: Izd. dom Vysshei shkoly ekonomikit, 2011, 284 p. (In Russ.).

14. Simcha B. Werner., The Movement for Reforming American Business Ethics: A Twenty-Year Perspective. Journal of Business Ethics, 1992, pp. 61-70.

15. Durkheim E., Les forms elementaires de la vie religieuse. Paris: 1912, pp. 610-611.

16. Talavera O., XiongL., Xiong X. Social capital and access to bank financing: the case of Chinese entrepreneurs. EMERGING MARKETS, FINANCE & TRADE, vol 48, no. 1, 2012, p. 55-69. DOI: 10.2753/REE1540-496X480103.

Для цитирования: For citations:

Бугрова В.Р., Макарова А.И., Максимова Е.В., Bugrova V.R., Makarova A.I.,

Лыкасова Л.Г. Maksimova E. V., Lykasova L.G.,

Функции социального предпринимательства в ус- Functions of social entrepreneurship in the

ловиях глобализации: теория и практика context of globalization: theory and practice.

// Сервис plus. Т. 11. 2017. № 2. С. 77-86. Servis plus, vol. 11, no. 2, 2017, pp. 77-86.

DOI: 10.22412/1993-7768-11-2-10. DOI: 10.22412/1993-7768-11-2-10.

Дата поступления статьи: 07.02.2017. Received on February 7th, 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.