Научная статья на тему 'Обучение социальному предпринимательству: зарубежный опыт'

Обучение социальному предпринимательству: зарубежный опыт Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1543
303
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ / ENTREPRENEURSHIP / SOCIAL ENTREPRENEURSHIP / ENTREPRENEURSHIP COMPETENCES / COMPETENCE APPROACH / ENTREPRENEURSHIP EDUCATION / SOCIAL INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Логвинова И. Л.

Социальное предпринимательство было идентифицировано зарубежной наукой как отдельное экономическое явление и как предмет изучения относительно недавно в 80-х годах прошлого века. В настоящее время программы обучения социальному предпринимательству существуют в США, Европе, Азии. Их реализуют не только высшие учебные заведения, но и иные организации. Такие программы могут осуществляться в рамках высшего или дополнительного образования. Каждое учебное заведение самостоятельно определяет цель такой программы, разрабатывает ее содержание, методы обучения и другие параметры. Для кого предназначены эти программы? Чему и как обучаются студенты и слушатели в рамках этих программ? Где специалисты, прошедшие обучение по программам социального предпринимательства, могут найти применение своим знаниям? Ответу на эти вопросы посвящена данная статья. Представляется, что зарубежный опыт организации обучения социальному предпринимательству интересен российским читателям, поскольку в России предпринимательское образование в целом и обучение социальному предпринимательству в частности находятся на начальном этапе развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education social entrepreneurship: international experience

Social entrepreneurship was identified as a specific economic activity and a subject which is needed to be studied not long ago in the 80-th of the XX century. And now the study programs of social entrepreneurship exist in USA, Europe, Asia in the universities and in other organizations. These are programs of higher education and of other kinds. This article deals with the questions, what are the goals of such programs, what methods of studying are used in the frames of such programs, where the knowledge of social entrepreneurship can be used. All this data seemed to be interesting to the Russian readers as in Russia the entrepreneurship education in common and the social entrepreneurship education in particular are just at the beginning.

Текст научной работы на тему «Обучение социальному предпринимательству: зарубежный опыт»

Логвинова И. Л., докт. экон. наук, профессор, заведующая кафедрой страхования МФПУ «Синергия», г. Москва, [email protected]

Обучение социальному предпринимательству: зарубежный опыт

Социальное предпринимательство было идентифицировано зарубежной наукой как отдельное экономическое явление и как предмет изучения относительно недавно — в 80-х годах прошлого века. В настоящее время программы обучения социальному предпринимательству существуют в США, Европе, Азии. Их реализуют не только высшие учебные заведения, но и иные организации. Такие программы могут осуществляться в рамках высшего или дополнительного образования. Каждое учебное заведение самостоятельно определяет цель такой программы, разрабатывает ее содержание, методы обучения и другие параметры. Для кого предназначены эти программы? Чему и как обучаются студенты и слушатели в рамках этих программ? Где специалисты, прошедшие обучение по программам социального предпринимательства, могут найти применение своим знаниям? Ответу на эти вопросы посвящена данная статья. Представляется, что зарубежный опыт организации обучения социальному предпринимательству интересен российским читателям, поскольку в России предпринимательское образование в целом и обучение социальному предпринимательству в частности находятся на начальном этапе развития.

Ключевые слова: предпринимательство, социальное предпринимательство, предпринимательские компетенции, ком-петентностный подход, предпринимательское образование, практикоориентированное обучение, социальные инновации.

Введение

Социальное предпринимательство было выделено зарубежной наукой как особое экономическое явление и как предмет изучения относительно недавно — в последние десятилетия ХХ века. Считается, что сам термин «социальное предпринимательство» появился в 80-х годах прошлого века благодаря Биллу Дрейтону — основателю социальной филантропической организации «Ashoka». В конце 1990-х годов ученый Грегори Диз впервые представил социальное предпринимательство как профессию и область для изучения [Кикал, Лайонс, 2014]. В 1995 г. он первым прочитал курс по социальному предпринимательству в Гарварде.

В Европе первый курс по социальному предпринимательству был прочитан в Швейцарии в Университете Женевы (University of Geneva) в 2003 г. совместно Максимилианом Мартином и Памелой Хартиган (Maximilian Martin and Pamela Hartigan) [Debbi].

Первая программа PhD в социальном предпринимательстве была введена в Бельгии в рамках сотрудничества между Католическим университетом г. Левена (Catholic University of Louvain) и Университетом г. Льежа (University of Liege).

В Азии первым реализовал программу магистерской подготовки по социальному предпринимательству Tata Institute of Social Sciences (Индия).

Большую роль в развитии обучения социальному предпринимательству сыграл Майкл Янг (1915-2002). Будучи успешным социальным предпринимателем, он первым создал несколько школ социального предпринимательства в Великобритании.

В настоящее время за рубежом программы обучения социальному предпринимательству пользуются все более широким спросом. Их преподают в 35 странах мира более 250 профессоров [Debbi]. В США дисциплина «социальное предпринимательство» вошла в программы примерно 30 бизнес-школ [Юнус, 2010, с. 48] и ряда университетов.

В Российской Федерации предпринимательское образование вообще и обучение социальному предпринимательству в частности находятся на начальной стадии развития. Это объясняется тем, что в отечественной науке и практике в настоящее время идет процесс идентификации предпринимательства как области исследования, отдельной от областей «менеджмент» и «малый бизнес», в то время как в американской науке такая идентификация состоялась к 1975 г.

В современной России 66% населения не знакомы с понятием «социальное предпринимательство»1.

Представляется, что распространение знаний о социальном предпринимательстве в Российской Федерации, а также об опыте обучения данному виду деятельности будет способствовать развитию в нашей стране такой деятельности и, следовательно, решению социальных задач на ее основе.

Трактовка понятия «социальное предпринимательство»

Социальное предпринимательство — одна из разновидностей предпринимательской деятельности (одна из разновидностей бизнеса), обладающая определенными отличительными признаками. Различные авторы по-разному определяют эти признаки.

Так, по мнению Грегори Диза, впервые выделившего социальное предпринимательство как особую область изучения, социальное предпринимательство можно охарактеризовать как применение лучших практик традиционного предпринимательства для реализации социальной миссии и цели [Ки-кал, Лайонс, 2014].

По мнению лауреата Нобелевской премии мира, известного социального предпринимателя М. Юнуса, социальный бизнес — это бизнес в прямом смысле слова, который

1 http://www.nb-forum.ru/interesting/experts/sozialka-entre. html#ixzz3Ju1wx7xu

должен полностью окупать свои расходы, выполняя при этом свои социальные задачи [Юнус, 2010, с. 37]. М. Юнус также подчеркивает, что социальное предпринимательство — очень широкое понятие. Любая инновационная инициатива, ставящая перед собой цель помочь людям, может быть охарактеризована как социальное предпринимательство. Эта инициатива может носить экономический или иной характер, она может быть коммерческой и некоммерческой [Юнус, 2010, с. 48, 49].

В последние годы понятие «социальное предпринимательство» рассматривается в неразрывной связи с понятием «социальные инновации». Причем последний термин также имеет весьма широкую трактовку. Например, по мнению представителей Стен-фордского университета социальная инновация представляет собой новое решение социальной проблемы, которое является более эффективным и устойчивым, чем существующее, и которое создает социальное благо (добавленную социальную стоимость) в первую очередь обществу в целом, а не его отдельным членам. К понятию «социальная инновация» может быть отнесено правило, идея, законодательная норма, социальное движение, посредничество или же комбинация перечисленных явлений.

Социальное предпринимательство неразрывно связано с социальными инновациями, которые предопределяют успешность социальных предприятий. Термин «социальные инновации», в свою очередь, неразрывно связан с широким налаживанием связей и коммуникаций, а также с сотрудничеством различных социальных игроков.

Перечисленные выше трактовки понятия «социальное предпринимательство» предопределяют подходы к обучению социальному предпринимательству. В подавляющем числе зарубежных программ обучения социальному предпринимательству развитие коммуникативных навыков, умения общаться с широким кругом контрагентов и клиентов рассматривается как одна из ключе-

вых компетенций социального предпринимателя. В некоторых случаях реализуются специальные краткосрочные программы, посвященные именно коммуникативным аспектам деятельности социального предпринимателя.

Одним из направлений развития коммуникативных навыков является включение учащихся в сообщества социальных предпринимателей, действующих на различных уровнях: на уровне университета, региона, страны или на международном уровне.

Форматы обучения социальному предпринимательству и организации, осуществляющие такое обучение

Как было отмечено, обучение социальному предпринимательству развивается в разных странах. Успешный опыт такого обучения можно увидеть не только в Соединенных Штатах Америки, но и в европейских и азиатских странах (в частности, в Индии).

Следует отметить, что обучение социальному предпринимательству за рубежом осуществляют различные организации. Они реализуют различные программы обучения, предназначенные для разных целевых групп учащихся: для студентов университетов и колледжей, для действующих предпринимателей и для тех, кто только планирует начать свое дело и выбирает для этого сферу социального предпринимательства.

Во-первых, обучение социальному предпринимательству осуществляется в высших учебных заведениях, причем оно может иметь различный формат. Это могут быть программы обучения на степень бакалавра и на степень магистра со специализацией «социальное предпринимательство». Кроме того, курс по социальному предпринимательству включается в программы бакалавриата или магистратуры, имеющие другую специализацию.

В университетах США такие программы могут относиться к различным категориям:

«major», «minor», «track». «Major» можно в данном случае перевести как «профилирующая дисциплина». «Minor» — это дисциплина дополнительной специализации, т. е. дисциплина по неосновной специальности, обычно сопряженная с основной специальностью. Категория «track» означает, что это дисциплина по выбору — ее выбирают студенты, обучающиеся по другим специальностям, которым интересно получить знания по социальному предпринимательству.

Кроме преподавания социального предпринимательства в рамках программ высшего образования, университеты также могут реализовывать программы обучения социальному предпринимательству в рамках программ дополнительного образования. Такие программы могут иметь различную длительность обучения и предназначаться для слушателей с разным начальным уровнем подготовки.

Наряду с университетами, за рубежом обучение социальному предпринимательству могут инициировать другие структуры, например, ассоциации и общественные организации, объединяющие лиц, заинтересованных в подобном обучении. Программы обучения реализуют также организации, специализирующиеся на проведении платных курсов, посвященных отдельным аспектам социального предпринимательства, и общественные объединения в содружестве с учебными заведениями.

Программы, реализуемые и академическими, и неакадемическими организациями, различаются по срокам обучения. Подобные программы реализуются в очной и очно-заочной форме обучения; также обучение может полностью проходить в формате онлайн.

Чтобы дать представление о многообразии программ обучения социальному предпринимательству за рубежом, отметим, что эти программы различаются по следующим критериям:

— по уровню программы (бакалавриат, магистратура);

— по категории программы («major», «minor», «track»);

— по длительности;

— по начальному уровню подготовки обучающихся (студенты университетов; слушатели, имеющие степень бакалавра или магистра; слушатели, имеющие опыт работы в сфере социального предпринимательства; все желающие, независимо от уровня подготовки и возраста);

— по способу реализации (очная, очно-заочная или дистанционная форма обучения);

— по типу организации, осуществляющей обучение (высшее учебное заведение, некоммерческая организация, специализирующаяся на обучении социальному предпринимательству).

Для того чтобы составить более полное представление о содержании указанных выше критериев, расскажем о некоторых организациях и программах, реализуемых ими.

1. Belmont University (USA) — Университет Белмонт (США) — находится в г. Нэш-вилл, штат Теннеси. Это один из наиболее быстро развивающихся христианских университетов США. В 2014-2015 учебном году здесь обучается более 7200 студентов из всех штатов, а также из 25 зарубежных стран. О качестве образования, предоставляемого этим университетом в настоящее время, говорит тот факт, что с 2000 г. число его студентов увеличилось почти в 2,5 раза.

В университете социальное предпринимательство преподается как профилирующая дисциплина по программе бакалавриата (Social Entrepreneurship Major). Программа рассчитана на 45 часов при очной форме обучения.

Также преподается дисциплина по выбору «глобальное социальное предпринимательство» (Global Social Entrepreneurship Track). Этот курс рассчитан на 18 часов очного обучения.

2. Robert F. Wagner Graduate School of Public Service (NYU Wagner), США. Данное название можно перевести как «Шко-

ла Роберта Ф. Вагнера по подготовке магистров и аспирантов в области общественного управления». Школа была основана в 1938 г. Здесь готовят будущих лидеров общественных учреждений, некоммерческих организаций, организаций здравоохранения, а также частных организаций, обслуживающих публичный сектор. «NYU Wagner» готовит для работы в общественном секторе профессионалов, способных решать социальные задачи, постоянно возникающие в изменяющемся мире. Выпускники этого учебного заведения получают знания, умения и навыки на базе обучения менеджменту, политическим и финансовым наукам.

Данное учебное заведение реализует программу обучения социальному предпринимательству как дисциплине дополнительной специализации (Social Entrepreneurship Minor). Программа рассчитана на 14 часов очного обучения.

3. American University's School of International Service (SIS) (США) — Школа Международной службы Американского университета. Находится в г. Вашингтон — столице США. Данное учебное заведение котируется наравне с Колумбийским, Гарвардским и Принстонским университетами.

Здесь реализуется программа Master of Arts in Social Entеrprise, рассчитанная на 2-летнее очное обучение.

4. Goldsmith University of London [Официальный сайт Goldsmith University of London] (Великобритания) — Колледж Голдсмита Лондонского университета. Этот колледж имеет богатую академическую историю -основан в 1891 г., а с 1904 г. входит в состав Лондонского университета.

Колледж реализует программу Master of Arts in Social Entrepreneurship2, рассчитанную на 1 год очного обучении или 2 года очно-заочного обучения. Данная программа была открыта в связи с тем, что, по мнению руководства колледжа, все больше людей

2 http://www.gold.ac.uk/pg/ma-social-entrepreneurship/

в Великобритании и за рубежом начинают свой бизнес, имея желание решать социально важные задачи.

5. University of Essex Business School (Великобритания) — Бизнес-школа Эссекского университета.

Бизнес-школа основана в 1964 г. Согласно национальному студенческому обзору 2013 г. (National Student Survey (NSS) for 2013) она заняла второе место среди ведущих университетов Великобритании по степени удовлетворенности студентов своим обучением. Полное удовлетворение обучением выразили 93% студентов Школы, в то время как в среднем по стране эта цифра составила 85%.

Два выпускника бизнес-школы Эссекского университета являются лауреатами Нобелевской премии. В частности, Крис Пас-саридес (Chris Pissarides) получил в 2010 г. Нобелевскую премию по экономике3.

Данное учебное заведение было признано вторым в Великобритании по качеству исследований в области бухгалтерского учета и финансов. 95% таких исследований признаны имеющими качество международного уровня. Также считается, что Эссек-ская школа находится на переднем плане исследований в области бизнес-этики и корпоративной социальной ответственности, лидерства и стратегии, финансов и банкинга, риск-менеджмента и международного менеджмента. Многие академические сотрудники Школы имеют всемирную репутацию как исследователи. Этот опыт исследований инкорпорирован в процесс обучения в Школе.

Здесь реализуется программа MSc Social Entrepreneurship, рассчитанная на 1 год очного обучения.

6. Tata Institute for Social Sciences (TISS)4 (Индия) — Тата-Институт Социальных наук (Индия).

3 http://www.essex.ac.uk/about/facts_and_figures/

4 http://www.thealternative.in/business/17-ways-to-get-

educated-in-social-entrepreneurship/

Данное учебное заведение было открыто в 1936 г. и называлось тогда «Sir Dorabji Tata Graduate School of Social Work». В 1944 г. оно было переименовано и получило нынешнее название — «Tata Institute of Social Sciences». В 1964 г. TISS получил статус университета.

Tata Institute постоянно вносит вклад в формирование гражданского общества, развивая образование и научные исследования в социальной сфере. В настоящее время TISS получил признание различных министерств Индии и правительств различных государств, международных организаций (например, Объединенных Наций), а также неправительственных организаций — индийских и зарубежных.

При данном учебном заведении действуют Центр социального предпринимательства и Школа менеджмента и труда, которые создают возможности для вовлечения учащихся в бизнес-среду социального предпринимательства.

Реализует программу Master in Social Entrepreneurship (MASE), рассчитанную на 2 года очного обучения.

7. Deshpande Centre for Social Entrepreneurship5 (Hubli, Индия) — Дешпанде Центр социального предпринимательства.

Этот центр был открыт в 2010 г. Он является частью Дешпанде-фонда (Deshpande Foundation), основанного в 2007 г. частными лицами с целью помочь людям реализовы-вать инициативы, направленные на решение социальных проблем. Хотя его деятельность ограничена территорией района Северо-Западная Карнатака, он вносит значительный вклад в развитие социального предпринимательства, что позволяет решать существующие в данном регионе социальные проблемы.

Центр реализует программу Master of Social Entrepreneurship (MSE), рассчитанную на 2 года очного обучение. Магистер-

5 http://www.deshpandefoundation.org/programs/ deshpande-center-for-social-entrepreneurship/

ская программа социального предпринимательства реализуется в сотрудничестве с Карнатакским университетом (Karnatak University, Dharwad). Она одобрена правительством провинции Карнатака.

8. Stanford Graduate School of Business6 (Stanford GSB) (США) — Стэнфордская бизнес-школа последипломного образования.

Данное учебное заведение существует с 1925 г. Оно находится в центре Силиконовой долины. Одним из приоритетов в его деятельности является постоянное совершенствование учебных программ в целях соответствия их содержания самым актуальным потребностям поступающих на обучение.

Здесь реализуется программа Executive Program in Social Entrepreneurship (EPSE), что можно перевести как «Программа администрирования в социальном предпринимательстве». Программа рассчитана на 6 дней очного обучения.

9. United States Association of Small Business and Entrepreneurship (USASBE) — Американская ассоциация предпринимательства и малого бизнеса (США).

Ассоциация совместно с Университетом Джорджа Вашингтона (George Washington University GWU) с 2012 г. реализует программу «USASBE Certificate in Social Entrepreneurship». Программа предназначена для подготовки и повышения квалификации преподавателей, которые преподают социальное предпринимательство.

10. School for Social Entrepreneurs (SSE) (Великобритания) — Школа социальных предпринимателей.

Данная школа была создана в 1997 г. и приняла первых студентов в начале 1998 г. За время, прошедшее с тех пор, в школе прошли обучение более 1000 человек от 17 до 74 лет. В настоящее время (SSE) имеет отделения в нескольких городах Великобритании, а также в Австралии и Канаде.

Школа реализует разнообразные программы дополнительного образования:

6 http://www.gsb.stanford.edu/programs/mba

— Sustainable Leadership Program (Программа обучение устойчивому лидерству) — 1 неделя очного обучения;

— Social franchising (Социальный франчайзинг) — 2 месяца обучения;

— Kickstart Your Social Media Strategy (Быстрый старт социальной медиа-стратегии) — 1 день обучения;

Fellowchip Start-up Cours (Товарищеский курс старт-апа) — 9 месяцев обучения.

11. University of Oxford (Великобритания) — Оксфордский университет.

Оксфордский университет (University of Oxford) [Официальный сайт Оксфордского университета] — старейший англоязычный университет. Точная дата его основания неизвестна, но обучение в неких формах существовало в Оксфорде уже 1096 г., а с 1167 г. стало быстро развиваться, поскольку Генрих II запретил английским студентам обучаться в Парижском университете.

В настоящее время Оксфордский университет (University of Oxford) — это коллегиальный университет, состоящий из центрального университета и колледжей. Центральный университет состоит из академических подразделений и исследовательских центров, административных служб, библиотек и музеев. 38 колледжей — независимые в управленческом и финансовом отношении структуры, связанные с центральным университетом на основе федеративной системы.

В университете реализуется онлайн курс социального предпринимательства, который является курсом по выбору для студентов, обучающихся по экономическим специальностям.

12. Copenhagen Business School (Дания) — Копенгагенская бизнес-школа.

Реализует курс социального предпринимательства («Social Entrepreneurship» — S-ENT). Курс преподается дистанционно, длительность обучения 12 недель. По окончании обучения выдается подтвержденный сертификат об окончании курса.

Курс «Социальное предпринимательство» преподается онлайн на базе образовательной платформы ^ursera. Coursera — это образовательная платформа, предлагающая бесплатные онлайн-курсы для каждого. Ее партнерами являются ведущие университеты и организации мира.

Цели программ обучения предпринимательству. Целевые группы образовательных программ и требования к поступающим на обучение

Очевидно, что социальное предпринимательство является частным случаем более общего явления — предпринимательства. Поэтому обучение социальному предпринимательству предполагает наличие у обучающихся общих представлений о предпринимательской деятельности.

В ряде случаев на обучение социальному предпринимательству принимаются только лица, имеющие высшее образование. Как правило, такое требование выдвигается для поступающих на долгосрочные программы обучения социальному предпринимательству. Однако бывают и иные случаи. Подобное требование не предъявляется к поступающим на обучение по программам бакалавриата, а также поступающим на краткосрочные курсы, которые могут проводиться как университетами, так и школами социального предпринимательства (школами социальных предпринимателей).

Например, Школа социальных предпринимателей (School for Social Entrepreneurs — SSE) (Великобритания) приглашает на обучение всех желающих без ограничения возраста или уровня образования. Занятия проходят в учебных группах, которые состоят из 20 человек различного возраста и уровня образования.

Копенгагенская бизнес-школа (Copenhagen Business School) также не предъявляет требований к уровню образования поступающих на курс социального пред-

принимательства, который осуществляется заочно (онлайн). Чтобы учиться на этом курсе, не требуется специальных знаний, опыта работы в предпринимательстве вообще или конкретно в социальном предпринимательстве. На обучение приглашаются все желающие.

Очевидно, что в таких учебных организациях придерживаются того же мнения, что и М. Юнус, — социальное предпринимательство бывает двух видов. К первому виду относятся компании, ставящие своей целью не максимизацию прибыли владельцев, а создание благ для общества. Такими компаниями владеют инвесторы, стремящиеся к общественно-полезным результатам, таким как снижение уровня бедности, доступная медицинская помощь, социальная справедливость, глобальная экологическая устойчивость и т. д. Этих инвесторов интересует не финансовая выгода, а психологическое, эмоциональное и духовное удовлетворение, получаемое от такой деятельности. Ко второму виду относятся компании, созданные для получения прибыли. Их владельцами являются представители бедных или социально не защищенных групп населения. В таком случае общественная выгода основана на том, что дивиденды и прирост капитала бизнеса, максимизирующего прибыль, идут на пользу малоимущим, что позволяет им частично или полностью избавиться от бедности [Юнус, 2010, с. 44, 45].

Такой подход во многих случаях дополняется видением того, что для развития социального предпринимательства важно, чтобы о нем имели правильное представление сотрудники правительственных и неправительственных организаций.

Перечисленные выше подходы реализуются в определении целевых групп, которые приглашаются на обучение социальному предпринимательству в рамках различных программ. Кроме потенциальных или действующих социальных предпринимателей, на обучение нередко приглашаются также представители публичных органов власти,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

которые взаимодействуют с социальными предпринимателями.

Так, программа Стенфордской школы «Executive Program in Social Entrepreneur-ship» (EPSE) предназначена для социальных предпринимателей, работающих как в коммерческих, так и в неприбыльных (в российской терминологии — некоммерческих) организациях, а также для работников государственных учреждений, если в процессе своей деятельности они должны взаимодействовать с социальными предпринимателями. Потенциальные слушатели обязательно проходят собеседование перед началом учебы.

Программа «Master of Arts in Social Enterprise», которую реализует Школа международных услуг Американского университета (SIS), нацелена на то, чтобы помочь действующим социальным предпринимателям улучшить знания, умения, навыки и развить предпринимательское мышление. Все эти качества необходимы для создания нового социального предприятия или для того, чтобы играть ведущую роль в деятельности либо существующего автономного социального предприятия, либо входящего в состав более крупной организации.

В Школе социальных предпринимателей (SSE) реализуются программы как для начинающих социальных предпринимателей, так и для социальных предпринимателей, имеющих опыт работы и желающих расширить свои знания по вопросам, связанным с повышением финансовой устойчивости своих организаций и развитием лидерства.

Каждая организация, реализующая программы обучения социальному предпринимательству, формулирует цели, которые должны быть достигнуты в результате обучения.

Так, Университет Белмонт (США), реализуя программу обучения социальному предпринимательству как профилирующую дисциплину (Social Entrepreneurship Major), считает, что такая программа имеет пять основных целей, независимо от того, какие

дисциплины по выбору будут изучать студенты. Данные цели университет формулирует следующим образом:

1)этика и ценности. Студенты в процессе обучения должны осознать базовые этические ценности для бизнеса и для общества, продемонстрировать способность ориентироваться на такие ценности при работе в любом качестве. Они также должны осознать свои собственные ценности и запросы, соотнести их с целями социального предпринимательства;

2) набор умений и навыков в области социального предпринимательства. Студенты на базе письменных и устных коммуникативных навыков, полученных в рамках общего образования, должны сформировать компетенции в следующих направлениях, необходимых для предпринимательской деятельности: оценка возможностей; создание команды, лидерство; ведение переговоров; использование для достижения социальных целей базовых предпринимательских умений и навыков (обеспечение ресурсами, планирование, рост, менеджмент, экономика);

3) понимание культурных, политических и социальных процессов, происходящих в обществе. Студенты должны понять социальную, политическую и культурную структуры общества; продемонстрировать способность применить эти знания для формирования ответственных суждений о социальных проблемах, а также для выработки решений, направленных на преодоление таких проблем;

4) проектное планирование. Студенты должны в полной мере осознать, каким образом следует формировать и выполнять план проекта, включая формирование устойчивости проекта;

5) создание и поддержание предпринимательской инициативы. Студенты должны овладеть уникальным набором умений, необходимых для того, чтобы руководить проектом как в периоды роста, так и в периоды спада.

Школа Роберта Ф. Вагнера (NYU Wagner) реализует программу социального предпринимательства как дисциплину дополнительной специализации (Social Entrepreneurship Minor). Целью данной программы согласно уставу этого учебного заведения является воспитание у студентов стремления производить перемены в обществе. Такое воспитание основывается на изучении предпринимательских и менеджерских практик, общественной политики, социальных и экономических последствий развития социального предпринимательства как внутри страны, так и на международном уровне.

Курс, реализуемый в Оксфордском университете на основе онлайн-технологий, нацелен на то, чтобы познакомить студентов с концепцией социального предпринимательства, а также вовлечь студентов (под руководством преподавателей) в практическую деятельность данного вида.

Требования Колледжа Голдсмита Лондонского университета гласят, что потенциальными студентами магистерской программы по социальному предпринимательству (MA in Social Entrepreneurship) являются:

— действующие социальные предприниматели, желающие обеспечить дальнейшее развитие собственного бизнеса;

— выпускники высших учебных заведений, желающие стать социальными предпринимателями;

— внутренние предприниматели, интересующиеся организационными преобразованиями в рамках предприятия;

— создатели организационной или инфраструктурной поддержки и лица, формирующие политику и желающие расширить поле деятельности социального предпринимательства в своем городе, в своем регионе, в своей стране;

— те, кто хочет стать аналитиками или экспертами в сфере социального предпринимательства.

Ориентируясь на указанную аудиторию, Колледж Голдсмита выделяет следующие

цели обучения по магистерской программе социального предпринимательства (MA in Social Entrepreneurship):

— развитие критического взгляда на социальное предпринимательство на основе социологической информированности;

— обучение методам проведения экспертных оценок социальной отдачи от инвестиций в социальное предпринимательство и методик предпринимательского моделирования, применяемых в социальном предпринимательстве;

— включение студентов в лондонское сообщество специалистов, занимающееся социальными инновациями, которое является глобальным центром притяжения для тех, кто работает в данной сфере. Через это сообщество студенты могут устанавливать связи с аналогичными местными сообществами по всему миру;

— выявление для студентов возможных путей построения карьеры в сфере социальных инноваций;

— обучение студентов методам формирования своего публичного профиля путем публикации своих работ, участия в дебатах и т. п., что дает возможность некоторым студентам работать в качестве консультантов по социальным инновациям.

Часть студентов, обучающихся в Университете Голдсмита по магистерской программе социального предпринимательства, является действующими предпринимателями и совмещают учебу с работой. В связи с этим Университет предлагает очно-заочную форму обучения (part-time study) по данной программой, и такой возможностью пользуются порядка 25% студентов как из Великобритании, так и из других стран Европейского союза, обучающихся по этой программе.

Эссекский университет предназначает свою магистерскую программу по социальному предпринимательству (MSc Social Entrepreneurship) социально риентирован-ным предпринимателям, которые считают, что их миссия выходит за рамки простого

получения прибыли. Такие предприниматели не игнорируют давление социальных проблем (таких как бедность, болезни, перенаселенность, война и терроризм). Они хотят использовать свои предпринимательские способности для создания и применения инновационных решений, направленных на то, чтобы заставить общество совершать перемены к лучшему.

Дешпанде-центр социального предпринимательства реализует магистерскую программу по социальному предпринимательству (Master of Social Entrepreneurship — MSE). Главная цель его деятельности — совершение революционных преобразований в сфере образования, а также распространение строгой деловой этики среди студентов. Двухгодичная программа MSE предназначена для действующих и потенциальных социальных предпринимателей. Обучение по этой программе интересно для людей, которые хотят принимать участие в социальных изменениях. В рамках данной программы они научатся тому, как выявить потребности конкретных клиентов или общества в целом, как подготовить к открытию собственный социальный бизнес (т. е. пройти стадию стартапа), как составлять бизнес-план, как искать инвесторов и успешно взаимодействовать с ними.

Тата-Институт социальных наук, первым в Индии начавший осуществлять программу МВА в социальном предпринимательстве, предназначает эту программу людям, работающим в социальном секторе, а также в некоммерческих предприятиях. В процессе обучения предусмотрены тренировка и развитие у учащихся лидерских качеств, формирование у них компетенций в бизнес-менеджменте, обучение предпринимательским навыкам, использование которых позволит повысить выгодность социальных предприятий. Программа ориентирована на формирование у слушателей устойчивых инновационных подходов к решению старых и новых социальных проблем.

Контент программ обучения социальному предпринимательству

Контент программ обучения социальному предпринимательству в значительной степени предопределяется тем, какой начальный уровень подготовки имеют лица, поступающие на обучение по данной программе, а также тем, является ли эта программа академической или неакадемической.

Особую специфику имеет программа подготовки и повышения квалификации преподавателей социального предпринимательства. Такая программа — «Сертификат USASBE по социальному предпринимательству» («USASBE Certificate in Social Entrepreneurship») состоит из восьми модулей. Слушатели могут записаться на обучение по всем модулям либо выбрать только интересующие их модули.

Данная программа включает следующие модули:

1) введение в социальное предпринимательство;

2) выявление и оценка социальных возможностей;

3) вопросы законодательного регулирования;

4) динамические бизнес-модели;

5) открытие социальных предприятий;

6) планирование развития социального предприятия;

7) измерение воздействия социальных предприятий;

8) расписание при обучении социальному предпринимательству.

Занятия по каждому модулю проходят в течение одного дня и могут проводиться не только в очной форме. Для тех, кто не может присутствовать в аудитории, занятия проводятся онлайн.

Очевидно, что программа «Сертификат USASBE по социальному предпринимательству» («USASBE Certificate in Social Entrepreneurship») предполагает высокий уровень подготовки слушателей, нацелена не столько на освоение ими навыков веде-

ния занятий, сколько на знакомство с особенностями преподавания именно социального предпринимательства.

Программы, имеющие иные целевые аудитории, уделяют внимание изучению особенностей социального предпринимательства в целом, а также отдельных составляющих этой деятельности, в частности умению осуществлять коммуникации, презентовать свои идем, общаться с представителями бизнес-сообщества и государственными служащими, осуществлять фандрайзинг.

В Университете Белмонт программа социального предпринимательства как профилирующей дисциплины {Social Entrepreneur-ship Major) рассчитана на 45 часов очного обучения. Студенты должны изучить следующие темы:

— введение в социальное предпринимательство {3 часа);

— начальная стажировка по социальному предпринимательству {3 часа);

— ключевые понятия социального предпринимательства {3 часа);

— бухгалтерский учет {6 часов);

— основы предпринимательства {3 часа);

— предпринимательский финансовый менеджмент {3 часа);

— менеджмент венчурных предприятий {3 часа);

— бизнес-этика {3 часа).

Кроме этого, они должны в течение 18 часов изучать одну из следующих дисциплин: глобальное социальное предпринимательство; экономическое развитие; современные социальные проблемы; вера, культура и этика; наука об окружающей среде.

Программа социального предпринимательства как дисциплины по выбору в том же университете Белмонт включает прежде всего тему «введение в социальное предпринимательство». Кроме этого, студенты должны выполнить исследовательскую работу, посвященную практике социального предпринимательства в Доминиканской Республике или в Южной Америке. Также в рамках данной программы студенты должны изучить

два обычных предмета и выполнить короткую практическую работу (обычно она выполняется во время весенних каникул).

Программа обучения социальному предпринимательству как совокупность дисциплин дополнительной специализации в Школе Роберта Ф. Вагнера (NYU Wagner Social Entrepreneurship Minor) состоит из следующих компонентов.

Во-первых, студенты должны прослушать одну из следующих дисциплин:

• «Общее представление о социальном предпринимательстве: как изменяет мир одно венчурное предприятие» (3 часа);

• «Социальные предприниматели, ин-новаторы и люди, решающие проблемы» (4 часа);

• «Основы социального предпринимательства» (4 часа);

• «Социальное предприятие» (3 часа).

Также студенты должны пройти как минимум один из следующих курсов:

• «Расширенный курс социального предпринимательства» (4 часа);

• «Практикум по социальному предпринимательству (4 часа);

• «Практикум по социальным инновациям» (3 часа);

• «Семинар, посвященный стартапам в бизнесе» (3 часа).

Студентам также необходимо выбрать минимум один из следующих курсов:

• «Социальное предприятие и экономическое развитие: индийский контекст» (4 часа);

• «Менеджмент и организационный анализ» (4 часа);

• «Стратегический анализ» (3 часа);

• «Переговоры и достижение консенсуса» (3 часа);

• «Практика законодательного регулирования предпринимательской деятельности» (2 часа);

• «Предпринимательство для новой экономики» (3 часа);

• «Маркетинг социальных инноваций в развивающихся странах» (2 часа);

• «Консалтинг социального воздействия» (2 часа);

Нужно также выбрать один из следующих курсов:

• «Политики в публичной политике»;

• «Введение в курс «Социальное воздействие»»;

• «Устойчивое городское развитие».

Студенту засчитывается, что он изучил

социальное предпринимательство как дисциплину дополнительной специализации, если он прослушает в общей сложности 14 часов очных занятий из того перечня дисциплин, которые указаны выше, в указанной комбинации.

Программы магистерской подготовки по специальности «социальное предпринимательство» предусматривают знакомство студентов с теориями социального предпринимательства и его историей.

Так, студенты, обучающиеся по программе магистратуры по социальному предпринимательству в Университете Голдсмита (MA in Social Entrepreneurship, Goldsmith University of London), серьезно изучают фундаментальные теории предпринимательства и инноваций, социальных проблем и политики. Студенты знакомятся с ключевыми концепциями истории развития социального предпринимательства и инноваций, а также с трансформирующей ролью этих явлений в обществе и в экономике.

Наряду с теоретическими знаниями студенты получают практические навыки ведения предпринимательской деятельности. Они изучают инновационные подходы к развитию предприятия и приобретают твердые знания относительно того, каким образом обеспечивается формирование доходов социального предприятия и финансовое моделирование. При этом делается акцент на развитие у студентов креативных подходов к решению разнообразных вопросов. Это выражается в том, что студенты имеют широкие возможности в выборе тем, которыми они хотят заниматься, а также подходов к их изучению.

Программа магистратуры по социальному предпринимательству в Университете Голдсмита (MA in Social Entrepreneurship, Goldsmith University of London) состоит из четырех ключевых модулей:

— теории креативного, культурного и социального предпринимательства;

— предпринимательское моделирование;

— социальное предпринимательство — политика и рамочные условия;

— социальная отдача от инвестиций — принципы и практика.

На заключительном этапе обучения студенты должны написать магистерскую диссертацию. Данная работа может иметь чисто исследовательский характер или быть основана на результатах проекта, связанного с практическим ведением деятельности по социальному предпринимательству, который студент осуществлял во время обучения.

Программа магистерской подготовки по социальному предпринимательству другого учебного заведения — Школы международных услуг Американского университета (Master of Arts in Social Enterprise; American University's School of International Service — SIS) сфокусирована в основном на изучении вопросов, связанных с практическим осуществлением социального предпринимательства. В связи с таким подходом в рамках программы изучаются различные практики управления, а также динамика социальных инноваций. Поскольку программа реализуется Школой международных услуг, особое внимание уделяется деятельности социальных предприятий в условиях глобальных изменений, затрагивающих все страны мира.

Данная программа обладает определенной спецификой, обусловленной тем, что она реализуется учебным заведением, специализирующимся на подготовке специалистов в области международных отношений. В рамках программы «Master of Arts in Social Enterprise», также как в других программах SIS, изучаются самые современ-

ные идеи и опыт, существующие не только в США, но и в других регионах мира (в странах Азии, Европы, Латинской Америки и Африки).

Обучение социальному предпринимательству рассматривается в SIS как мульти-дисциплинарное; студенты изучают экономику, искусство коммуникаций, экологию, право, политические науки, социологию, менеджмент. По мнению специалистов Школы, соединение таких знаний способно стимулировать креативность слушателей в разработке перспективных направлений развития социального предпринимательства.

Ядром магистерской программы Школы международных услуг по социальному предпринимательству являются три дисциплины: социальное предпринимательство, развитие лидерства в социальном предпринимательстве, обзор лучших практик социального предпринимательства. Дополняющими являются один или два курса по экономике (базовые курсы по бухгалтерскому учету и финансовому анализу), а также курс, посвященный особенностям управления в социальном предпринимательстве на этапе стартапа или на этапе действующего предприятия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обучение социальному предпринимательству в SIS объединяет обучение менеджменту с изучением инноваций и социальных изменений, поскольку социальное предпринимательство рассматривается не только как создание нового бизнеса, имеющего социальные цели, но и как изменение в деятельности существующих организаций и в смежных секторах.

Оксфордский университет (University of Oxford) реализует онлайн-курс социального предпринимательства, который является курсом по выбору для студентов, обучающихся по экономическим специальностям. Цель курса — расширение знаний о социальном предпринимательстве и его роли в формировании социальных изменений, углубление понимания студентами окружающего мира. Во время обучения студенты

— знакомятся с концепциями социального предпринимательства и социальных предприятий, а также с тем, как социальные предприниматели трансформируют общество, создавая социальный посыл в своих локальных сообществах в Великобритании или за рубежом;

— учатся понимать роль, смысл и значение социального посыла; приобретают навыки того, как показать инвесторам и благотворителям, что их ресурсы были использованы правильно;

— вырабатывают понимание того, как они могут в будущем применить свои компетенции из области социального предпринимательства для решения социальных проблем.

Учебная программа по социальному предпринимательству, реализуемая в Оксфордском университете, состоит из 10 разделов:

1. Введение в социальное предпринимательство.

2. Осознание необходимости социальных перемен: утверждение социальных ценностей и идентификация возможностей социального бизнеса.

3. Осознание бедности: тысячелетние цели развития.

4. Концентрация на гуманитарных ценностях: партнерство с сообществом, нацеленным на решение социальных проблем.

5. Инициация социальных изменений.

6. Будущее инновационного общества: роль социальных инноваций.

7. Бизнес-модель: создавая социальную бизнес-модель.

8. Фондирование (финансирование) социальных предприятий: стратегии успеха.

9. Движущая сила социального предпринимательства: измерение социальной мотивации.

10. Будущее: влияние и обмен опытом.

В рамках данной программы студенты изучают, каким образом социальное предпринимательство способно вырабатывать креативные подходы к решению социальных

проблем. В результате у студентов должно сформироваться желание использовать умения и навыки, полученные в ходе обучения, в сфере социального предпринимательства.

Копенгагенская бизнес-школа (Copenhagen Business School) реализует курс социального предпринимательства онлайн. В отличие от Оксфордского университета, на обучение по данной программе приглашаются все желающие. Студенты учатся тому, как формировать социальные импульсы посредством социального предпринимательства. Данный курс нацелен на обучение тому, как обнаружить и устойчиво использовать возможности создания социальных перемен. Студенты знакомятся с примерами из практики и учатся выявлять возможности решения социальных проблем, а также учатся оформлять свои идеи такого рода в виде бизнес-планов.

Данный курс показывает, в частности, что социальное предпринимательство может реализовываться в создании социальных предприятий. Такие предприятия можно рассматривать как гибридные организации, в которых присутствуют характеристики как коммерческого, так и некоммерческого сектора. Люди, осуществляющие социальное предпринимательство (т. е. социальные предприниматели) ведут результативную работу по созданию социальных инноваций. Им приходится не только создавать возможности социальных изменений, но и изыскивать ресурсы, необходимые для превращения возможности в реальность.

Учебный план курса «Социальное предпринимательство», реализуемого Копенгагенской школой бизнеса, имеет следующую структуру:

Введение в курс

1-я неделя — Что такое социальное предпринимательство?

2-я неделя — Кто такой социальный предприниматель?

3-я неделя — Как выявить возможность?

4-я неделя — Создание бизнес-модели

5-я неделя — Канва бизнес-модели

6-я неделя — Написание бизнес-плана

7-я неделя — Выбор организационной формы предприятия

8-я неделя — Привлечение инвесторов

9-я неделя — Измерение социального воздействия

10-я неделя — Коммуникационные стратегии социальных предприятий

11-я неделя — Стратегия репликации

12-я неделя — Стратегии выхода из бизнеса.

Таким образом, в рамках данного курса нет специальных разделов, посвященных теоретическому осмыслению социального предпринимательства, — значительное внимание уделяется изучению организации практической деятельности по социальному предпринимательству.

Школа социальных предпринимателей (School for Social Entrepreneurs — SSE) реализует программы, рассчитанные на разные сроки обучения:

— Программа обучения устойчивому лидерству (1 неделя);

— Социальный франчайзинг (2 месяца);

— Быстрый старт социальной медиа-стратегии (1 день);

— Товарищеский курс стартапа (9 месяцев).

Отличительной особенностью всех курсов, реализуемых SSE, является ярко выраженная практическая направленность. Знания, полученные слушателями, могут быть применены ими непосредственно в практической деятельности. Ряд курсов нацелен на решение конкретных проблем, возникающих в ходе ведения социального предпринимательства (курс стартапа; курс, посвященный медиастратегиям).

Практикоориентированность программ обучения социальному предпринимательству

Все программы обучения социальному предпринимательству, как академические, так и неакадемические, имеют пра-

ктикоориентированную направленность. Учебные заведения стремятся к тому, чтобы студенты, обучающиеся по таким программам, не только знакомились с теорией вопроса, но и взаимодействовали с людьми, непосредственно осуществляющими социальное предпринимательство. Общение с представителями такого профессионального сообщества способствует формированию компетенций, востребованных в области социального предпринимательства, а также вырабатывает навыки их применения в условиях реальной бизнес-среды.

В целях создания условий для включения студентов в бизнес-среду университеты сотрудничают с различными предпринимательскими союзами, ассоциациями и организациями, взаимодействующими со сферой социального предпринимательства. Например, Университет Белмонт аффилирован с Нэшвиллским отделением Альянса социальных предприятий (Social Enterprise Alliance). Также в рамках программы обучения социальному предпринимательству этот университет взаимодействует с такими организациями, как Christian Community Development Association, Ashoka U, Center for Nonprofit Management.

Практикоориентированность программы по социальному предпринимательству может проявляться на самой ранней стадии обучения. Так, в Школе международных услуг Американского университета (American University's School of International Service — SIS) студенты, приезжающие на обучение по магистерской программе по социальному предпринимательству (Master of Arts in Social Enterprise), сразу должны включиться в практическую деятельность в данной сфере. Всех студентов разбивают на пары, и они должны такими парами в течение 12 недель помогать одному из неприбыльных (некоммерческих) или социальных предприятий, расположенных в Вашингтоне (округ Колумбия), решать существующие острые проблемы. Такое погружение в реальную обстановку формирует у слушателей особую заин-

тересованность в экспериментальном обучении, а также в персонифицированном коучинге, который им предоставляет университет. Кроме того, данный опыт помогает студентам понять, в каких знаниях и навыках они нуждаются для ведения успешной деятельности по социальному предпринимательству.

В Школе Роберта Ф. Вагнера при изучении курса социального предпринимательства как дисциплины дополнительной специализации студенты должны обязательно пройти практику, связанную с социальным предпринимательством.

Также практикоориентированнность проявляется в том, что в конце обучения по программе «Социальное предпринимательство» студенты многих учебных заведений должны представить составленный ими в процессе обучения бизнес-план и сделать его презентации перед потенциальными инвесторами, стремясь таким образом получить средства, необходимые для стартапа своего социального предприятия.

Методы обучения социальному предпринимательству

Практикоориентированность обучения социальному предпринимательству влияет на выбор методов обучения, применяемых в рамках таких программ.

Так, Школа международных услуг Американского университета {SIS) при обучении социальному предпринимательству широко применяет методику «обучение через действие» {learning-by-doing), что предполагает выполнение студентами в течение всего срока обучения командных проектов, связанных со стартапом социальных предприятий. Студенты также могут реализовать такой проект на практике, начав деятельность по созданию собственного социального предприятия единолично или вместе с другими студентами. Некоторые студенты доводят свой проект до этапа начала деятельности и таким образом создают себе рабочее место.

Магистерская программа по социальному предпринимательству (MA in Social Entrepreneurship), реализуемая в Университете Голдсмита, не только дает более широкое представление о теоретических и практических основах социальных инноваций, но и предоставляет широкие возможности знакомства с практикой социального предпринимательства и взаимодействия с различными специалистами в данной области (как исследователями, так и практиками).

Обучение по программе магистратуры по социальному предпринимательству в Университете Голдсмита (MA in Social Entrepreneurship, Goldsmith University of London) построено не на традиционной модели длинных лекций и научных дискуссий. Оно проходит в интерактивной форме. Занятия ведут действующие социальные предприниматели, а также ведущие специалисты из других сфер деятельности (например, специалисты в области публичных коммуникаций, рекламы и т. п.). Для проведения занятий со студентами регулярно приглашаются преподаватели из других учебных заведений (например, из Оксфордского университета) или известных организаций. Это способствует расширению кругозора студентов, их знакомству с самыми современными тенденциями в области социального предпринимательства. Одной из важнейших тем на лекциях приглашенных специалистов является тема социальных и альтернативных финансов. Также студенты знакомятся с развитием социального предпринимательства в зарубежных странах, подробно изучают примеры из практики различных стран, таких, например, как Южная Корея, Япония, Колумбия.

Занятия по дополнительным дисциплинам (например, по бухгалтерскому учету) могут проводиться в форме краткосрочных воркшопов, что способствует расширению круга знаний студентов по конкретной дисциплине и улучшает понимание практического применения полученных знаний.

Университет Голдсмита также уделяет большое внимание формированию у сту-

дентов коммуникативных навыков. Приветствуется членство студентов в различных предпринимательских объединениях, способствующее установлению связей в предпринимательской среде. Такое включение в профессиональное сообщество рассматривается как необходимое условие успеха в дальнейшей деятельности по социальному предпринимательству. Близость университета к Лондону позволяет студентам взаимодействовать со столичным сообществом социальных предпринимателей и инвесторов. Развитие таких коммуникаций можно рассматривать как формирование конкурентного преимущества выпускников данной программы, способствующего их быстрейшему вовлечению в различные сферы деятельности социального предпринимательства, а также широкому общению с потенциальными инвесторами их собственных будущих социальных предприятий.

В Университете Голдсмита в рамках обучения социальному предпринимательству поощряется формирование студентами своих профессиональных контактов путем публичных выступлений, участия в интерактивных исследовательских проектах, участия в блогах (например, блог The Golden Angle, созданный студентами в 2013-2014 гг.), а также развития своего собственного социального предприятия.

Для осуществления широких коммуникаций важно формирование навыков четкого и понятного изложения своих мыслей. Этому в Университете Голдсмита в рамках магистерской программы по социальному предпринимательству уделяется большое внимание. Значительную роль в формировании указанных навыков играет использование такого инструмента преподавания, как рецензирование студенческих работ (не только диссертаций, но и эссе). В результате многие работы выпускников данной программы бывают выполнены на таком высоком уровне, что могут быть опубликованы.

В Школе социальных предпринимателей (School for Social Entrepreneurs — SSE) зна-

чительная часть обучения проводится практиками и экспертами в области социального предпринимательства. Они делятся со слушателями своим опытом — не только положительным, но и отрицательным. Такие знания стимулируют слушателей на выработку идей, направленных на развитие их социальных предприятий или иных организаций, и формирование плана действий, направленных на реализацию этих идей.

По мнению сотрудников Школы, обучение состоит не в том, чтобы часами знакомить слушателей с «пауэр-пойнт презентациями», а в том, чтобы предоставить им возможность пообщаться со специалистами, хорошо знающими практику социального предпринимательства, услышать их ответы на возникающие вопросы. Школа видит преимущества реализуемого ею обучения в том, что здесь создается среда взаимодействия слушателей и представителей сообщества социальных предпринимателей. Это вдохновляет слушателей на дальнейшую деятельность в сфере социального предпринимательства, формирует уверенность в своих силах. Сотрудники Школы считают, что обучение в ней можно охарактеризовать как корректное сочетание практических советов с примерами реальной жизненной мудрости, которое вдохновляет слушателей на ведение деятельности в сфере социального предпринимательства.

Методы обучения социальному предпринимательству, используемые в Оксфордском университете, обусловлены тем, что курс преподается с использованием онлайн технологий. Учащиеся общаются с преподавателями на форуме, а также могут беседовать с преподавателем непосредственно в режиме онлайн.

Для обучения социальному предпринимательству в Оксфордском университете используются следующие методы преподавания:

— индивидуальные и групповые беседы студентов с преподавателем по теме социального предпринимательства;

— еженедельные дискуссии и ответы на вопросы по прочитанному материалу;

— короткие разъяснения прочитанного материала;

— онлайн опросы студентов;

— разбор кейсов по социальному предпринимательству;

— еженедельные упражнения по написанию студентами их собственных предложений по воплощению в жизнь теории социальных инноваций;

— еженедельное обсуждение студентами вопросов социального предпринимательства в блогах или с использованием других онлайн инструментов.

Обучение проводится на основе базового учебника: Bornstein D. and Davis S. Social Entrepreneurship: What Everyone Needs to Know (Oxford, Oxford University Press, 2010).

Курс социального предпринимательства аккредитован, и студенты Оксфордского университета могут получить кредиты за его изучение. Оценка за данный курс складывается из оценок за две письменные работы — короткую, которая выполняется после прохождения половины курса, и длинную, которая выполняется после окончания курса. Для получения кредитов необходимо выполнить письменные работы с удовлетворительными оценками. Для выполнения каждой работы дается две недели. Общая продолжительность курса 100 учебных часов (10 недель по 10 учебных часов в неделю).

Студенты, обучающиеся в Эссекском университете по магистерской программе по социальному предпринимательству (MSc Social Entrepreneurship), взаимодействуют с Академией социального предпринимательства (Social Venture Academy — SVA) и получают экспертные оценки своих идей по развитию социального предпринимательства от сотрудников этой академии.

Студенты Эссекского университета используют крепкие связи, установленные этим учебным заведением с публичным и частным секторами, развивая и деловые

контакты с представителями различных организаций, связанных с социальным предпринимательством. Также студенты участвуют в исследованиях, посвященных различным сторонам социального предпринимательства и его влияния на развитие общества. Во время участия в исследованиях студенты углубляют свои знания о различных социальных теориях и концепциях, отражающих важнейшие проблемы современности, с которыми сталкиваются коммерческие организации, органы публичной власти и некоммерческие организации. Результаты исследований становятся базой диссертационной работы, которую каждый студент обязан представить к окончанию курса.

В процессе обучения студенты

• улучшают понимание того, как они могут развиваться и делать карьеру, связанную с социальным предпринимательством;

• вырабатывают инновационные подходы к решению постоянно существующих в обществе социальных проблем;

• приобретают с помощью выдающихся академических ученых и практиков устойчивые знания о теории и практике социального страхования;

• тесно сотрудничают с социальными предпринимателями, действующими как в Великобритании, так и в других странах.

Обучение социальному предпринимательству по курсу, предлагаемому Копенгагенской школой бизнеса, проходит онлайн с использованием таких традиционных методов, как видеолекции, кейс-стади, дискуссии на форуме.

Часть занятий проходит в группах. Студенты изучают теорию социальных инноваций, учатся выявлять возможности, предоставляемые социальными инновациями, и теоретические вопросы, относящиеся к процессу создания социальных предприятий. В процессе обучения студенты должны разработать идею, которую они хотели бы воплотить в сфере социального предпринимательства; составить бизнес-план и выбрать бизнес-модель, позволяющую реали-

зовать эту идею. В конце обучения бизнес-планы оцениваются специалистами, и лучшие получают финансовую поддержку.

Обучение в Тата-Институте социальных наук (Tata Institute of Social Sciences — India) построено таким образом, что 50% времени занимают классные занятия и 50% времени — обучение в процессе практической деятельности по социальному предпринимательству.

Профессиональные компетенции студентов, обучающихся по магистерской программе по социальному предпринимательству в Дешпанде-центре социального предпринимательства, формируются в результате изучения 25 дисциплин и выполнения 2 основных проектных работ. Выпускники данной программы обладают базовыми знаниями и умениями, необходимыми для открытия и ведения собственного социального бизнеса. Во время обучения студенты активно контактируют с различными профессиональными сообществами: предпринимателями, преподавателями университета, социальными инноваторами, работают с ними рука об руку, чтобы получить представление о практической деятельности. В процессе обучения делается упор не на изучение теории, а на практические занятия.

Обучение по программе Дешпанде-цен-тра социального предпринимательства построено исходя из того, что социальными предпринимателями не рождаются, ими становятся.

Результаты обучения социальному предпринимательству

Учебные заведения, осуществляющие обучение социальному предпринимательству, стремятся к тому, чтобы студенты, закончившие обучение по курсу «социальное предпринимательство», приобрели профессиональные компетенции, позволяющие им строить свою карьеру в этой области. Опросы студентов, закончивших такие курсы, позволяют учебному заведению понять, на-

сколько полученные знания удовлетворяют выпускников и помогают им работать в выбранной сфере.

Так, специалисты Школы международных услуг Американского университета (American University's School of International Service — SIS) полагают, что студенты, поступившие на обучение по программе «Социальное предпринимательство», независимо от того, есть ли у них опыт работы в бизнесе, в социальной сфере или нет, после прохождения обучения будут обладать более широким взглядом на окружающий мир, оценивать социальные выгоды и с точки зрения частных лиц, и с точки зрения стейкхолдеров, и с точки зрения акционеров компаний. Очевидно, что программа данного учебного заведения отвечает запросам абитуриентов, поскольку 100% студентов, обучающихся на данном курсе, планируют осуществить свою карьеру в сфере социального предпринимательства.

Специалисты Стенфордского университета считают, что в результате обучения социальному предпринимательству слушатели должны расширить свое понимание различных сторон деятельности предприятий данной сферы. Выпускники программы должны уметь вырабатывать стратегию социального предприятия, которая бы наилучшим образом соответствовала его миссии; понимать механизмы и возможности социального предпринимательства; осознавать вызовы, с которыми сталкивается социальное предпринимательство и конкретное предприятие в современных условиях. В процессе обучения студенты должны усовершенствовать свои навыки по расширению организации без ущерба для корпоративной культуры; овладеть методиками по стимулированию инноваций и решению сложных проблем, возникающих в практической деятельности.

Знакомство слушателей с лучшими примерами из мировой практики социальных инноваций не только в неприбыльных, но и в коммерческих организациях, а также и публичных учреждениях позволяет им лучше осознать возможности построения сво-

ей карьеры в области социального предпринимательства.

Школа социальных предпринимателей (SSE) стремится дать своим слушателями именно практические навыки ведения социального предпринимательства. Закончившие различные курсы, реализуемые школой, высоко оценивают качество обучения в SSE. Так, 93% тех, кто прошел Товарищеский курс стартапа, считают, что данный курс помог им стать более эффективными социальными предпринимателями. 100% слушателей, прошедших 1-дневнй курс обучения в 2013 г., оценили этот курс как хороший или чрезвычайно хороший.

Университет Голдсмита (Goldsmith University of London) исходит из того, что в результате обучения по магистерской программе по социальному предпринимательству (MA in Social Entrepreneurship) у студентов развивается критическое понимание реальных условий, в которых осуществляется социальное предпринимательство. В ходе обучения люди, мотивированные к развитию альтернативных экономических практик, получают знания и умения, позволяющие осуществлять такое развитие в реальных обстоятельствах.

Высокое качество программы обучения социальному предпринимательству подтверждается тем, что выпускники этой программы, как правило, либо создают собственные социальные предприятия, либо находят работу в престижных организациях, осуществляющих социальное предпринимательство. Часть выпускников специализируется на проведении исследований в области социального предпринимательства. Кроме того, обучение студентов методам формирования своего публичного профиля путем публикации своих работ, участия в дебатах и т. п. дает возможность выпускникам работать в качестве консультантов по социальным инновациям.

В ходе изучения социального предпринимательства в Оксфордском университете студенты приобретают знания о том, что такие социальные предприниматели, как они,

находят решение социальных проблем. Они учатся вырабатывать креативные решения социальных проблем, начинают воспринимать социальное предпринимательство как силу, способную осуществлять социальные преобразования.

Специалисты Оксфордского университета {University of Oxford) четко формулируют свои ожидания, связанные с результатами обучения социальному предпринимательству. По их мнению, выпускники программы должны:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— понимать сложность социальных преобразований и иметь общее представление о социальном предпринимательстве и его значении в обществе;

— знать, как принципы социального предпринимательства применяются для решения социальных проблем, и понимать, с какими вызовами сталкиваются те, кто хочет использовать методы социального предпринимательства;

— знать возможности развития устойчивой бизнес-модели, использование которой направлено на решение социальных проблем;

— давать количественные оценки социальных инициатив и того, как социальные предприниматели используют дефицитные ресурсы для создания предпосылок социальных перемен;

— изучить, как социальные предприниматели применяют принципы социального предпринимательства для решения социальных проблем, овладеть навыками по стимулированию малоимущих слоев населения проводить социальные преобразования.

Обучающиеся по магистерской программе «Социальное предпринимательство» в Дешпанде-центре социального предпринимательства, знакомясь с опытом ведения предпринимательской деятельности вообще и социального предпринимательства в частности, приобретают знания о том, что такое инновации и предпринимательство, умение работать с финансами, знание медиа-технологий, которые можно использовать в соци-

альном предпринимательстве, умение вести деятельность по фандрайзингу.

Обучающиеся по данной программе имеют доступ к среде ученых и предпринимателей, действующих в разных странах. В университете работают специалисты из Бельгии, США, Канады, Индии. Данная программа вдохновляет студентов на открытие своего социального предприятия, что предполагает правильное составление своего бизнес-плана и быстрое нахождение инвесторов для воплощения своей бизнес-идеи.

Выпускники данной программы могут создать свое социальное предприятие или работать в социальном предприятии, а также в подразделении большой корпорации, которое реализует социальные проекты.

Специалисты Школы Роберта Ф. Вагнера (NYU Wagner) считают, что их выпускники, прошедшие обучение социальному предпринимательству как дисциплине дополнительной специализации (Social Entrepreneurship Minor), могут найти работу в следующих сферах:

— некоммерческие и правительственные организации, направляющие рыночные силы для решения общественных целей;

— интрапренерские организации, создающие инфраструктуру, необходимую для более эффективной филантропической или инвестиционной деятельности, нацеленной на решение социальных задач.

Выпускники Университета Белмонт, прошедшие обучение социальному предпринимательству, работают в таких структурах, связанных со сферой социального предпринимательства, как Autism Society of Middle Tennessee, Center for Nonprofit Management, Goodwill Industries of Middle Tennessee, Junior Achievement of Greater Chicago Area, Tennessee Tennis Association, Wannado.

Выводы

Зарубежный опыт обучения социальному предпринимательству весьма разно-

образен. Такое обучение осуществляют высшие учебные заведения (университеты и колледжи), а также специальные негосударственные некоммерческие организации (например, Школа социальных предпринимателей (SSE) в Великобритании). Высшие учебные заведения реализуют программы бакалавриата и магистерской подготовки по социальному предпринимательству. Кроме этого, социальное предпринимательство преподается в университетах как профилирующая дисциплина (major), как дисциплина дополнительной специализации (minor), как дисциплина по выбору (track).

Также социальное предпринимательство преподают в университетах и других организациях (например, в школах социального предпринимательства) по краткосрочным программам, предназначенным для людей, уже работающих в сфере социального предпринимательства или желающих создать свой бизнес в этой сфере.

Итак, в систему формирования предпринимательских компетенций по социальному предпринимательству в зарубежных высших учебных заведениях входит следующее:

1) изучение научной проблематики, связанной с социальным предпринимательством и социальными инновациями, их ролью в развитии общества;

2) изучение специфики предпринимательской деятельности в сфере социального предпринимательства;

3) обеспечение возможности знакомства с практикой социального предпринимательства и участия в этой деятельности;

4) обучение навыкам, необходимым для успешного ведения деятельности по социальному предпринимательству (фандрай-зинг, умение устанавливать коммуникации с организациями и частными лицами, взаимодействующими с социальным предприятием, умение публично выступать в прессе и интернет-сообществе, при очном общении с аудиторией делать презентацию своих идей);

5) умение вести исследовательскую работу в области социального предпринимательства;

6) включение студентов в сообщество, заинтересованное в развитии социального предпринимательства, членами которого являются действующие социальные предприниматели, сотрудники коммерческих и некоммерческих организаций, ведущих отдельные проекты по социальному предпринимательству, работники государственных структур, взаимодействующие со сферой социального предпринимательства;

7) обучение генерации идей, которые могут стать основой развития социального предприятия, а также действий, направленных на практическое поэтапное воплощение этой идеи от этапа бизнес-плана до этапа начала устойчивой деятельности такого предприятия;

8) обеспечение финансирования для осуществления наиболее интересных идей, выработанных студентами во время обучения.

Преподавание нередко ведут специалисты, работающие или работавшие ранее в сфере социального предпринимательства и знающие данную сферу не только по книгам, но и по своей личной практике.

Формирование компетенций в области социального предпринимательства поддерживается возможностью их реализации в рамках специализированных инфраструктурных элементов (бизнес-инкубаторов, центров социального предпринимательства, исследовательских центров). Такие инфраструктурные элементы, а также академические подразделения (кафедры, лаборатории) выступают связующими звеньями между студентами и действующей сферой социального предпринимательства.

В целом обучение социальному предпринимательству в зарубежных вузах включает, с одной стороны, изучение студентами теоретических взглядов на социальное предпринимательство и его роль в развитии современного общества, а с другой сторо-

ны, отличается высоким уровнем практико-ориенированности. Последний компонент проявляется в том, что обучение обязательно включает в себя выполнение студентами практических работ, связанных с изучаемой сферой, а также практическую деятельность в данной сфере.

Обучение социальному предпринимательству, осуществляемое неакадемическими организациями (например, школами социального предпринимательства), нацелено на повышение уровня предпринимательских знаний у широких слоев населения, нередко не имеющего базовых знаний о предпринимательстве. Поэтому программы обучения в таких школах обязательно включают блок, направленный на ознакомление аудитории с той ролью, которую играет в обществе предпринимательство вообще и социальное предпринимательство в частности. Также здесь преподавание особенностей практической деятельности в сфере социального предпринимательства производится на основе знакомства учащихся с базовыми знаниями о ведении предпринимательской деятельности.

Как в академических, так и в неакадемических учебных заведениях важным фактором обучения является систематическое проведение различных мероприятий, обеспечивающих непосредственное общение учащихся с представителями бизнес-среды в формате тренингов, кейс-стади, деловых игр, встреч с представителями профессионального сообщества, конференций и т. п. В инфраструктуру обучения социальному предпринимательству вписаны различные мероприятия по налаживанию сетевых навыков и контактов, площадки для встреч с инвесторами и программы коучинга.

Представляется, что основным фактором успеха при формировании предпринимательских компетенций в зарубежных учебных заведениях является наличие полного замкнутого цикла обучения и поддержки социального предпринимательства от передачи базовых знаний до реальной поддержки

начинающего социального предпринимателя и последующего консалтингового сопровождения его действующего бизнеса.

Список литературы

1. Кикал Д., Лайонс Т. Социальное предпринимательство: миссия — сделать мир лучше: пер. с. англ. М.: Альпина Паблишер, 2014.

2. Рубин Ю. Б. Рынок образовательных услуг: от качества к конкурентоспособным бизнес-моделям // Высшее образование в России. 2011. № 3.

3. Рубин Ю. Б. Российское предпринимательство как направление российского образования // Современная конкуренция. 2012. № 6 {36).

4. Рубин Ю. Б. Предпринимательство. Учебник. 13-е издание. М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2014.

5. Юнус М. Создавая мир без бедности: Социальный бизнес и будущее капитализма. М.: Альпина Паблишер, 2010.

6. Debbi D. Brock & Ashoka's Global Academy for Social Entrepreneurship. Social entrepreneurship. Teaching resources handbook. URL: http://www.berea.edu/epg/ files/2012/06/SocialEntrepreneurshipHandbook. pdf

7. Dees J. G. The meaning of «social entrepreneurship». Palo Alto, CA: Graduate School of Business, Stanford University, 1998

8. Официальный сайт Belmont University {USA). URL: http://www.belmont.edu/catalog/undergrad2011jun/ interdiscipline/soc-entrep/soc-entrep-major. html

9. Официальный сайт Robert F. Wagner Graduate School of Public Service {NYU Wagner) {USA). URL: http://wagner. nyu.edu/undergrad/minors/entrepreneur

10. Официальный сайт Stanford Graduate School of Business {Stanford GSB) {USA). URL: http://www.gsb.stanford.edu/ prog-rams/social-innovation/executive-program-social-entrepreneurship

11. Официальный сайт United States Association of Small Business and Entrepreneurship {USASBE). URL: http:// www.usasbe.org/

12. Официальный сайт American University's School of International Service {SIS). URL: http://www.american.edu/ sis/so-cialenterprise/degree/index. cfm

13. Официальный сайт School for social entrepreneurs {SSE) {Великобритания). URL: http://www.the-sse.org/

14. Официальный сайт Goldsmith University of London. URL: http://www.gold.ac.uk/about/

15. Официальный сайт University of Oxford. URL: https: // www.conted.ox.ac.uk/L100-9

16. Официальный сайт University of Essex. URL: http:// www.essex.ac.uk/cour-sefinder/course_details. aspx? course=MSC+N10512

17. Официальный сайт Copenhagen Business School. URL: https: //www.coursera.org/course/socialentrepeneur

References

1. Kickul J., Lyons S. Understanding entrepreneurship. The Relentless Persuitt of Mission in an Ever Changing World, transl. from English. Мoscow, Alpina Publ., 2014.

2. Rubin Y. Rynok obrazovatelnirh uslug: ot kachestva k konkurentosposobnim bizness-modeljam [Market of

education services: from the quality to the competetiv business-models]. Vishee obrasovanije v Rossii, 2011, vol. 3.

3. Rubin Y. Rossijskoje predprinimatelstvo kak napravlenije rossijskogo obrazovanija [Russian entrepreneurship as the direction of Russian education]. Journal of Modern Competition, 2012, vol. 6 (36).

4. Rubin Y. Predprinimatelstvo [Entrepreneurship]. Text-book. Edition 13. Moscow: Moscow University for Industry and Finance «Synergy». 2014.

5. Uunus M. Sozdavaja mir bez bednosty. Sozialny biznes I buduschee kapitalizma [Creating the world without poverty/ Social business and the future of capitalism]. Moscow, Alpina Publisher, 2010.

6. Debbi D. Brock & Ashoka's Global Academy for Social Entrepreneurship. Social entrepreneurship. Teaching resources handbook. Available: http://www.berea.edu/epg/ files/2012/06/SocialEntrepreneurshipHandbook.pdf

7. Dees J. G. The meaning of «social entrepreneurship». Palo Alto, CA: Graduate School of Business, Stanford University, 1998.

8. Official site of Belmont University (USA). Available: http://www.belmont.edu/catalog/undergrad2011jun/inter-discipline/soc-entrep/soc-entrep-major.html

9. Official site of Robert F. Wagner Graduate School of Public Service (NYU Wagner) (USA). Available: http://wagner.nyu. edu/undergrad/minors/entrepreneur

10. Official site of Stanford Graduate School of Business (Stanford GSB) (USA). Available: http://www.gsb.stanford.edu/ prog-rams/social-innovation/executive-program-social-en-trepreneurship

11. Official site of United States Association of Small Business and Entrepreneurship (USASBE). Available: http://www.us-asbe.org/

12. Official site of American University's School of International Service (SIS). Available: http://www.american.edu/sis/so-cialenterprise/degree/index. cfm

13. Official site of School for social entrepreneurs (SSE) (Великобритания). Available: http://www.the-sse.org/

14. Official site of Goldsmith University of London. Available: http://www.gold.ac.uk/about/

15. Official site of University of Oxford. Available: https: //www. conted.ox.ac.uk/L100-9

16. Official site of University of Essex. Available: http:// www.essex.ac.uk/cour-sefinder/course_details.aspx? course=MSC+N10512

17. Official site of Copenhagen Business School. Available: https: //www.coursera.org/course/socialentrepeneur

I. Logvinova, Moscow University of Finance and Industry «Synergy», Moscow, Russia, [email protected]

Education social entrepreneurship: international experience

Social entrepreneurship was identified as a specific economic activity and a subject which is needed to be studied not long ago — in the 80-th of the XX century. And now the study programs of social entrepreneurship exist in USA, Europe, Asia in the universities and in other organizations. These are programs of higher education and of other kinds. This article deals with the questions, what are the goals of such programs, what methods of studying are used in the frames of such programs, where the knowledge of social entrepreneurship can be used. All this data seemed to be interesting to the Russian readers as in Russia the entrepreneurship education in common and the social entrepreneurship education in particular are just at the beginning.

Keywords: entrepreneurship, social entrepreneurship, entrepreneurship competences, competence approach, entrepreneurship education, social innovations.

About author:

I. Logvinova, Dr of Economics, Professor For citation:

Logvinova I. Education social entrepreneurship: international experience. Journal of Modern Competition, 2015, vol. 9, no. 5 (53), pp. 84-106 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.