Научная статья на тему 'Российский опыт реализации образовательных программ в сфере социального предпринимательства'

Российский опыт реализации образовательных программ в сфере социального предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
665
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ БИЗНЕС / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шубенкова Евгения Валериевна, Войкина Екатерина Андреевна, Куксова Ольга Дмитриевна

В статье выявлен ряд проблем развития системы социального предпринимательства в Российской Федерации, среди которых отмечены несовершенство законодательной базы в сфере социального предпринимательства и кадровые проблемы. Рассмотрены вопросы развития образовательных программ в области социального предпринимательства в Российской Федерации. Проведен сравнительный анализ образовательных программ высшего и дополнительного образования, позволяющих приобрести компетенции в области социального предпринимательства и реализуемых различными российскими учебными заведениями и организациями. Установлено, что российские вузы и колледжи не участвуют в должной мере в обучении предпринимательству, в том числе социальному, в учебных заведениях недостаточно развита предпринимательская среда. Для формирования компетенций социальных предпринимателей необходима активизация формирования и развития программ высшего, а также дополнительного и бизнес-образования в области социально ориентированного бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шубенкова Евгения Валериевна, Войкина Екатерина Андреевна, Куксова Ольга Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российский опыт реализации образовательных программ в сфере социального предпринимательства»

♦

Yevgenia Valerievna Shubenkova,

Doctor in Economics, professor, director of Research Institute for the Development of Education of Plekhanov Russian University of Economics

Yekaterina Andreevna Voikina,

PhD in Economics,

senior researcher at Research Institute

for the Development of Education

of Plekhanov Russian University of Economics

Olga Dmitrievna Kuksova,

junior researcher at Research Institute

for the Development of Education

of Plekhanov Russian University of Economics

УДК 316.334.2

Евгения Валериевна Шубенкова,

доктор экономических наук, профессор, директор НИИ развития образования РЭУ им. Г.В. Плеханова

eugeni7@list.ru

Екатерина Андреевна Войкина,

кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник НИИ развития образования

РЭУ им. Г.В. Плеханова

vokatemoscow@mail.ru

Ольга Дмитриевна Куксова,

младший научный сотрудник НИИ развития образования

РЭУ им. Г.В. Плеханова

Фа» kuksova_od@mail.ru

РОССИЙСКИЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В статье выявлен ряд проблем развития системы социального предпринимательства в Российской Федерации, среди которых отмечены несовершенство законодательной базы в сфере социального предпринимательства и кадровые проблемы. Рассмотрены вопросы развития образовательных программ в области социального предпринимательства в Российской Федерации. Проведен сравнительный анализ образовательных программ высшего и дополнительного образования, позволяющих приобрести компетенции в области социального предпринимательства и реализуемых различными российскими учебными заведениями и организациями. Установлено, что российские вузы и колледжи не участвуют в должной мере в обучении предпринимательству, в том числе социальному, в учебных заведениях недостаточно развита предпринимательская среда. Для формирования компетенций социальных предпринимателей необходима активизация формирования и развития программ высшего, а также дополнительного и бизнес-образования в области социально ориентированного бизнеса.

Ключевые слова: социальное предпринимательство, образовательные программы, социально ориентированный бизнес, высшее образование, дополнительное образование.

INTRODUCTION OF EDUCATIONAL PROGRAMS IN THE SPHERE OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP

IN RUSSIA

The article identifies a number of problems in the development of the system of social entrepreneurship in the Russian Federation including imperfections of the legislative framework in the area of social entrepreneurship and personnel shortage. The authors consider major challenges of introducing educational programs in the field of social entrepreneurship in the Russian Federation, present a comparative analysis of educational programs of higher and further education that help acquire skillset necessary in the field of social entrepreneurship and that are taught in various Russian educational institutions and organizations. It is argued that Russian universities and colleges do not teach entrepreneurship skills to the proper extent including social entrepreneurship; business environment is not sufficiently developed in educational institutions. In order to form expertise relevant for social entrepreneurs, it is necessary to create and introduce programs of higher as well as further and business education aimed at promoting socially-oriented business.

Keywords: social entrepreneurship, educational programs, socially oriented business, higher education, further education.

Вопросы развития социального предпринимательства ^оаа1еп^ергепеигеМр) все больше привлекают внимание не только государства, но и бизнеса и научного сообщества. Социальное предпринимательство является особым типом поведения на рынке. Термин «социальное предпринимательство» начал использо-

ваться в специализированной литературе в 60-70-е гг. прошлого века, а широкое распространение получил в 1980-90-х гг. [1].

Самые первые курсы предпринимательства открылись в 1947 г. в США, и уже в начале 90-х гг. выделили в отдельное направление подготовки «соци-

альное предпринимательство». Со временем курсы по социальному предпринимательству стали превращаться в полноценные программы обучения, открылись специализированные кафедры, организовывались сессии, семинары, конференции(табл. 1).

В Российской Федерации данное явление пришло с запозданием. Начиная с советских времен, именно государство отвечало за развитие социальной сферы и соблюдение единых высоких социальных стандартов для всех слоев населения. При переходе к рыночной экономике, государство стало выступать гарантом выполнения исключительно минимально необходимых социальных обязательств, что привело к увеличению числа граждан, оказавшихся в непростых жизненных ситуациях, которым требуется помощь и поддержка.

В связи с этим одним из механизмов решения проблем указанных категорий граждан должно стать развитие гражданской инициативы, рост сознательности общества в целом. Осознание ответственности предпринимателей за свою деятельность, желание помогать своим сотрудникам, улучшать условия труда, повышать качество и уровень подчиненных - все это уже становится более распространенной практикой. Следует отметить, что за последние 10-15 лет существенно выросла заинтересованность бизнес-среды в участии в социальных проектах, направленных на помощь малообеспеченным, оказавшимся в трудной ситуации граждан. Основными механизмами данной помощи являются благотворительность и меценатство. Очевидно, что развитие данных форм поддержки не является достаточным и всеобъемлющим: их сложно распространить на всех нуждающихся в помощи граждан.

Необходимость поиска дополнительных способов улучшения жизнедеятельности граждан со стороны бизнеса привело к развитию новой формы - «социального предпринимательства». Неслучайно, выступая на Межрегиональной конференции региональных отделений партии «Единая Россия» Уральского федерального округа уже в 2011 г. В.В. Путин, говоря о социальном предпринимательстве, отметил: «Мы

сразу же выделили эту сферу деятельности в виде приоритета... но... прямой поддержки, которая должна исходить от законодателя, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, - этого, думаю, недостаточно» [2]. За прошедшие годы данная форма предпринимательства так и не получила достаточного распространения в нашей стране, что может быть объяснено и объективными причинами.

Одной из самых важных проблем, осложняющих развитие социального предпринимательства в нашей стране, по мнению авторов, является отсутствие законодательно закрепленного статуса социального предпринимательства. В августе 2016 г. был представлен проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части закрепления понятия «социальное предпринимательство»)», который, однако, подвергся серьезной критике и обсуждению, как со стороны органов государственной власти, так и со стороны широкой общественности. Разрабатываемый и согласуемый в настоящее время обновленный законопроект призван законодательно разграничить такие близкие, но в то же время разные понятия как «социальное предпринимательство» и «социальная услуга», «социально ориентированная деятельность». Кроме того, будет составлен план мероприятий (дорожная карта) по поддержке социального предпринимательства в Российской Федерации. Существенным и важным дополнением данного законопроекта станут критерии отнесения предприятий к организациям, занимающимся социальным предпринимательством.

Первый критерий - это предприятия, привлекающие к работе инвалидов, многодетных родителей, неполные семьи, воспитывающих детей до семи лет, пенсионеров, выпускников детских домов до 21 года, лиц, освобожденных из пенитенциарных учреждений. При этом среднесписочная численность вышеуказанных работников в совокупности должна составлять от 30%, доля в фонде оплаты труда - от 25%;

Второй критерий - предприятия, оказывающие помощь людям в сложных жизненных ситуациях, улучшая

Таблица 1

Эволюция обучения социальному предпринимательству в мире

№ Период Этапы

1 1947 Первые курсы по предпринимательству

2 1993 Первая формальная академическая программа и первый учебный курс «Предприниматель в социальном секторе»

3 1997 Первая школа для социальных предпринимателей

4 1998 Первая дополнительная специализация по предпринимательству в бакалавриате в Sterlingcollege

5 1999 Первый студенческий конкурс социальных бизнес-планов Global social venture competition(GSVC)

6 2001 Первая кафедра социального предпринимательства в Open University в Великобритании

7 2003 Сессия по социальному предпринимательству на ежегодной конференции Academy of Management

8 2003 Первый курс по социальному предпринимательству в Европе в Университете Женевы

9 2005 Первая международная конференция в области исследований социального предпринимательства

10 2011 Первая основная специализация по предпринимательству в бакалавриате

11 2012 - наст. вр. Тренд сегментации образовательных программ по предпринимательству, обучение социальному предпринимательству как растущий сегмент

Источник: составлено авторами на основе [3].

тем самым условия жизнедеятельности людей во взаимодействии преимущественно в социальной сфере: здравоохранении, спорте, дошкольном образовании, социальном туризме (например, туризме для лиц с ограниченными возможностями), культурно-просветительской деятельности. Доля доходов предприятий от этих видов деятельности должна составлять от 70% в общем объеме.

Среди основных принципов оказания поддержки со стороны государства предпринимателям, решившим заняться социальным видом деятельности, планируемый законопроект выделяет: создание льготной инфраструктуры путем предоставления помещений на льготных условиях, в том числе аренду имущества, находящегося в собственности государства или муниципалитета без конкурса, доступ к различным образовательным программам.

Кроме законодательных инициатив в сфере социального предпринимательства, стоит упомянуть и о «Комплексном плане действий Правительства на 2017-2025 гг.», который был представлен для широкого обсуждения Торгово-промышленной палате РФ и ведущим общественным объединениям предпринимателей. Среди прочих пунктов, посвященных социально-экономической ситуации, решению региональных проблем, совершенствованию налоговой системы, содержался отдельный раздел о социальном предпринимательстве, что подтверждает высокую заинтересованность власти в решении данного вопроса.

Также со стороны федеральных органов власти Министерством финансов Российской Федерации планируется принятие законопроекта №830457-6 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части предоставления льгот по налогу на доходы физических лиц и налогу на прибыль организаций лицам, оказавшим финансовую поддержку государственным и муниципальным учреждениям культуры)», что позволит увеличить долю участия граждан и юридических лиц в меценатской деятельности, которая хоть и не является составной частью социального предпринимательства, но служит одной из важных форм поддержки определенных групп граждан.

Все это придает уверенность, что законодательное закрепление определения «социальное предпринимательство» позволит в дальнейшем разрабатывать различные меры поддержки социальных предпринимателей как на федеральном, так и региональном уровне.

Тем не менее, кроме вопроса о неотрегулированной законодательной базе, в сфере социального предпринимательства требуется решать и кадровые проблемы. При этом вынуждены констатировать, что в настоящее время как таковая целостная система образования в сфере социального предпринимательства в России еще не сформирована. Фундаментом для ее развития должна стать разработанная система образовательных программ, призванная удовлетворить потребности обучающихся в приобретении компетенций, способствующих успеху в этой специфической деятельности. Как отмечают многие эксперты, в этой области необходимо выстроить сотрудничество между представителями различных организаций для выработки перечня ключевых компетенций и общих

подходов к обучению социальному предпринимательству. Кроме того, должны быть предприняты различные меры по открытию образовательных программ в сфере социального бизнеса, формированию предпринимательских навыков у студентов вузов, привлечению бизнеса для решения социальных проблем в обществе. Обучение социальному предпринимательству должно стать новым трендом развития российского рынка образовательных услуг.

Говоря о преподавании социального предпринимательства в вузах, также стоит отметить, что партнерство с социальными предпринимателями улучшает имидж вузов, повышает стоимость выпускников на рынке труда и способствует привлечению средств в учебные заведения. Кроме того, преподаватели таких образовательных организаций могут участвовать в научной работе, представлять на международном уровне свои проекты, поскольку новые подходы к повышению уровня жизни населения являются чрезвычайно востребованными. Социальное предпринимательство формирует у студентов и так называемые softskШs, а также способствует развитию эмоционального интеллекта, поскольку подразумевает очень тесный и эмоциональный контакт с разнообразными людьми, повышенный уровень ответственности, необходимость постоянного обучения и самосовершенствования. Таким образом, данная образовательная траектория является полезной и необходимой как для образовательного учреждения, так и для студентов.

Согласно проведенному анализу образовательных программ, в целях приобретения компетенций в области социального предпринимательства возможно пройти обучение как по программам высшего, так и по программам дополнительного образования, которые реализуются различными учебными заведениями. Кроме того, становятся популярными краткосрочные курсы повышения квалификации по социальному предпринимательству, которые проводятся университетами, некоммерческими организациями, тренинговыми компаниями, органами государственной власти и управления.

Результаты исследования показывают, что образовательные программы бакалавриата и магистратуры в области социально ориентированного предпринимательства представлены в ограниченном числе вузов Российской Федерации.

Так, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова является первым вузом в стране, создавшим и утвердившим программу высшего образования подготовки социальных предпринимателей бакалавров (направление «Менеджмент», профиль «Менеджмент в инновационном и социальном предпринимательстве») и магистров (магистерская программа «Инновационное и социальное предпринимательство») [4].

Дополнительное образование в области социального предпринимательства представлено программами профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Анализ выявил, что подобные программы реализуются в Казанском федеральном университете совместно с Фондом поддержки предпринимательства Республики Татарстан и Центром инноваций социальной сферы Республики Татарстан. К указанным программам можно отнести следующие:

Таблица 2

Краткосрочные курсы по подготовке социальных предпринимателей в государственных и негосударственных учреждениях

Образовательная организация, учреждение Название программы Год реализации

Высшая школа управления и инноваций МГУ в сотрудничестве с Фондом региональных социальных программ «Наше будущее» Управление в сфере социального предпринимательства с 2012 г.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Акселератор социальных инициативКа1эе с 2012 г.

Центр инноваций социальной сферы (г. Омск) Социальное предпринимательство с 2012 г.

Институт международных социально-гуманитарных связей 1. Социальное предпринимательство: от идеи к бизнес-идее; 2. Социальное предпринимательство в образовательной сфере; 3. Социальное молодежное предпринимательство; 4. Социальное предпринимательство: от бизнес-идеи к бизнес-проекту; 5. Социальное предпринимательство: правовое обеспечение и управление финансами. с 2013 г.

Центр развития молодежного предпринимательства в социальной сфере Бизнес-инкубатор НИУ ВШЭ Социальный бизнес с 2017 г.

Источник: составлено авторами по материалам официальных интернет-сайтов организаций.

программа профессиональной переподготовки « Предпринимательская деятельность. Социальное предпринимательство» и «Социальное проектирование и управление социальными проектами», программа повышения квалификации «Социальное предпринимательство» [5].

Большинство образовательных программ по социальному предпринимательству реализуются при финансовой и консультационной поддержке коммерческих организаций, частных фондов. Так, одним из крупнейших является фонд региональных социальных программ «Наше будущее», который активно поддерживает развитие социального предпринимательства в регионах. С 2014 г. «Лаборатория социального предпринимательства» при поддержке фонда «Наше будущее» проводит онлайн-обучение как начинающих, так и действующих социальных предпринимателей. Среди дистанционных программ обучения Лаборатории, пользующихся успехом, - «ОпНпе школа социального предпринимательства», «Управление социальным предприятием: повышение эффективности» [6]. В соответствии с государственной программой г. Москвы «Стимулирование экономической активности на 20122018 годы» запланировано обучение 10 тысяч слушателей по программам социального предпринимательства при поддержке фонда «Наше будущее».

Достаточно разнообразны программы краткосрочных курсов по социальному предпринимательству, которые направлены на широкий круг слушателей, где каждый может найти в соответствии со своими целями и возможностями обучающую программу. Следует отметить, что обучают социальному предпринимательству как в государственных, так и в негосударственных учреждениях (табл. 2).

В настоящее время возможно пройти обучение по управлению социально ориентированным бизнесом и на бесплатной основе. Так, во многих субъектах Российской Федерации при региональных органах государственной власти, а также при ведущих универ-

ситетах созданы «Школы социального предпринимательства», предлагающие изучить основы социального предпринимательства и разработать свой бизнес-проект.

Как итог, можно сделать вывод, что тема социального предпринимательства очень актуальна на современном этапе развития Российской Федерации. Необходимо решать вопросы создания нормативно-правового регулирования социального предпринимательства, совершенствования экономических механизмов поддержки социальных предпринимателей. Формирование у граждан профессиональных компетенций в области предпринимательства в целом, а также обучение их основам социального предпринимательства позволит вовлечь представителей бизнеса в решение социально значимых проблем общества, которые оказывают значительное влияние на тенденции и темпы развития экономики России.

1. Лебедева И.С. Концепция социального предпринимательства в контексте современной российской действительности // Вестник Тюменского государственного университета. 2011. № 344 (март). С. 62.

2. Новый бизнес. Социальное предпринимательство. Социальное предпринимательство - приоритетная сфера деятельности. URL:http://www.nb-forum.ru/interesting/experts/ sotsialnoe-predprinimatelstvo-prioritetnaya-sfera-deyatelnosti-vvputin.html.

3. Рубин Ю.Б. Профессиональные компетенции социальных предпринимателей как основа обучения социальному предпринимательству. URL: http://www.myshared.ru/slide/ 1010223/

4. РЭУ им. Г.В. Плеханова. Институт управления социально-экономического проектирования. Образовательные программы. URL: http://www.rea.ru/ru/org/faculties/11bf052e3f dc11e49ac03cd92b04e0f8/Pages/forapplicants.aspx

5. Центр инноваций в социальной сфере (республика Татарстан). Образовательные программы.URL: http://ciss-rt. ru/obrazovanie/obrazovatelnye_programmy/

6. Фонд региональных программ « Наше будущее». Лаборатория социального предпринимательства. Курсы. URL: http://lab-sp.ru/courses/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.