Региональная экономика
УДК 330.341 ЛЮБАНЕНКО АНДРЕИ ВЛАДИМИРОВИЧ
к.э.н., доцент кафедры, ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет»,
e-mail: [email protected]
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА
Аннотация. Целью работы является анализ и разработка рекомендаций по повышению эффективности предпринимательского образования на региональном уровне с целью улучшения устойчивости предпринимательского сообщества от воздействия внешних факторов. Методология работы основывается на общенаучных принципах объективности, комплексности, использованы такие методы, как анализ, систематизация, описательный, логический, функциональные методы. Результаты работы. Проведен анализ системы государственного и частного предпринимательского образования, определены факторы его влияния на повышение устойчивости региональной предпринимательской среды к внешним факторам воздействия, разработаны основные предложения по улучшению эффективности образовательной системы. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут быть использованы органами исполнительной власти региона при разработке программ развития предпринимательских навыков и компетенций на уровне среднего, средне-специального и высшего образования, а также учебными заведениями при подготовке ими специализированных курсов для предпринимателей. Выводы: в ходе исследования выявлены основные проблемы в обучении предпринимательским компетенциям, такие как нацеленность системы образования на создание работников наемного труда, отсутствие дисциплин по предпринимательству в технических и естественно-научных образовательных программах, отсутствие единых траекторий предпринимательского образования. Автором сформулированы предложения по повышению эффективности региональной образовательной системы: формирование государственной образовательной траектории обучения предпринимательским навыкам и компетенциями начиная со среднего образования, заканчивая магистратурой; привлечение предпринимательского сообщества (объединения предпринимателей) к наполнению образовательных программ в соответствии с потребностями регионального рынка; разработка и предложение образовательными институтами бизнес-сообществу краткосрочных предпринимательских курсов с целью комплексного освоения «жестких» и «мягких» навыков и компетенций.
Ключевые слова: предпринимательство, предпринимательское образование, малый и средний бизнес, предпринимательские компетенции.
LYUBANENKO ANDREY VLADIMIROVICH
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of a Department,
FSBEI of HE "Tyumen State University", e-mail: [email protected]
ENTREPRENEURIAL EDUCATION AS A FACTOR OF DEVELOPMENT OF THE ECONOMY OF THE REGION
Abstract. The goal of the study is an analysis and development of recommendations on improving the effectiveness of entrepreneurial education on the regional level in order to improve the stability of the entrepreneurial community from the impact of external factors. The methodology of the study is based on the general scientific principles of objectiveness, integrity, using such methods as analysis, systematization, descriptive, logical, functional methods. The results of the
study: We have completed an analysis of the system of state and private entrepreneurial education, determined the factors of its impact on the improvement of stability of the regional entrepreneurial environment for the outside factors of impact, developed the main suggestions on improving the effectiveness of the educational system. The area of application of the results: the results of the study completed may be used by the regional executive power authorities when developing programs of development of entrepreneurial skills and competencies at the level of secondary education, secondary professional education and higher education, as well as by educational establishments when they prepare specialized courses for entrepreneurs. The conclusions: in the process of the study we have found the main problems in teaching entrepreneurial competencies, such as the orientation of the system of education towards creating employees, the absence of en-trepreneurship-related disciplines in technical and scientific educational programs, the absence of uniform trajectories for entrepreneurial education. The author has formulated suggestions on increasing the effectiveness of the regional educational system: forming a state educational trajectory of teaching entrepreneurial skills and competencies starting from the secondary education and con-eluding with the Master's programs; engaging the entrepreneurial community (entrepreneurial groups) in creating educational program content in accordance with the needs of the regional market; developing and suggesting short-term entrepreneurial courses by educational institutes for the business community in order to learn "the soft" and "the hard" skills and competencies in an integrated way.
Keywords: entrepreneurship, an entrepreneurial establishment, small and medium-sized business, entrepreneurial competencies
По данным Федеральной службы государственной статистики России, доля малого и среднего бизнеса в российской экономике не превышает 20 %. При этом данный показатель в экономике США превышает 50 %, Китае - 60 %, а в ведущих странах Евросоюза достигает 80 %. Как показывают исследования, такое положение определяется не только показателями макро-и микросреды, но и социокультурными, психологическими факторами, сложившейся системой образования.
Согласно утвержденной Стратегии развития малого и среднего бизнеса, его доля в ВВП России должна увеличится до 40 %, что невозможно без формирования нового поколения молодых предпринимателей [13].
По результатам социальных опросов, более 50 % респондентов в возрасте от 18 до 24 лет имеют желание организовать свой собственный бизнес. Согласно Глобальному мониторингу предпринимательства (Global Entrepreneurship Monitor), открытие собственного дела поддерживают 67,1 % россиян, при этом 65,9 % связывают ведение бизнеса с высоким общественным статусом и успехом. В то же время при таком положительном отношении организовывать собственный бизнес россияне не спешат. Доля предпринимателей, открывших его менее 3 лет назад в России, составляет всего 4,7 % от трудоспособного населения. Россиян, работающих в своем бизнесе свыше 3 лет, и того меньше - всего 3,9 % [11].
Еще более тревожная статистика фиксируется по показателям выживаемости бизнеса. Так, всего несколько процентов из открывшихся бизнес-единиц доживает до трехлетнего срока деятельности. В то время как аналогичные показатели в развитых странах в десятки раз выше.
Рассмотрим основные факторы, оказывающие негативное влияние на функционирование бизнеса, представленные в докладе уполномоченного по правам предпринимателей при Президенте России. Таковыми в докладе за 2017 год были зафиксированы следующие:
- неопределенность экономической ситуации;
- высокий уровень налогообложения;
- снижающийся спрос на внутреннем рынке;
- высокие цены на энергоресурсы;
- качество законодательного регулирования экономики [4].
Анализ данных факторов показывает некоторую спорность их критического влияния на «выживаемость» бизнеса, в большей степени демонстрируя субъективную оценку. Так, например, ставки налогов для предпринимателей, находящихся на упрощенной системе налогообложения, в России даже несколько ниже, чем в США и странах Европейского союза.
В то же время вызывает вопросы отсутствие в докладе анализа внутренних факторов конкурентоспособности бизнес-единицы, главным из которых является уровень компетентности принимаемых руководством решений. По сути, именно грамотные и эффективные решения имеют решающее значение в устойчивости бизнеса.
Поэтому наделение необходимыми компетенциями в области предпринимательства как действующих, так и начинающих предпринимателей становится, по сути, ключевой задачей органов региональной власти и системы регионального образования, причем от школы до университета [7].
По результатам опроса ведущих российских предпринимателей, представляющих различные сферы бизнеса, ими были выделены следующие ключевые компетенции в области предпринимательства:
- умение выдвигать и утверждать бизнес-идеи;
- умение разрабатывать бизнес-модель и бизнес-план нового бизнеса;
- умение учреждать бизнес-единицы и выступать ее участником;
- умение обеспечивать разработку и выведение на рынок продукта/услуги;
- умение создавать команду бизнеса;
- умение осуществлять ресурсное обеспечение бизнеса;
- умение обеспечивать безопасность бизнеса;
- умение обеспечивать конкурентоспособность и конкурентную устойчивость бизнеса;
- умение обеспечивать бесперебойное ведение и развитие совокупности внутрифирменных и межфирменных бизнес-процессов и бизнес-коммуникаций;
- умение осуществлять выход из бизнеса [10].
На сегодняшний день обучение предпринимательским компетенциям в России имеет несколько фрагментарный характер. Так, например, дисциплина «Основы предпринимательской деятельности» присутствует в учебных планах во многих учебных организациях СПО и ВО, однако носит в основном характер факультатива. При этом даже на уровне университета отсутствуют программы бакалавриата и даже магистратуры по предпринимательству, ставшие стандартной практикой в системе высшего образования развитых стран [6, 9].
Например, предусмотренное образовательным стандартом направление бакалавриата «Менеджмент» по профилю «Управление малым и средним бизнесом» ограничено несколькими дополнительными дисциплинами, не позволяющими сформировать у студентов достаточные компетенции в области предпринимательской деятельности [8].
Не менее важным фактором является и глубокая нацеленность российской системы образования на создание работников наемного труда. Игнорируя развитие у обучающихся предпринимательских компетенций, образовательная система не ориентирована на увеличение количества самозанятых или желающих создать свой бизнес.
Исследования в области предпринимательского образования ведутся довольно активно как в российской, так и международной научной среде. Основными объектами исследования в целом являются:
- специфика предпринимательского образования относительно социокультурной среды конкретного государства [17, 19];
- развитие студенческого предпринимательства в рамках экосистемы так называемого «предпринимательского» университета [20];
- важность развития и соблюдение баланса в обучении «мягких» навыков [18];
По-прежнему дискуссионными остаются вопросы, связанные с разработками единых моделей (траекторий) предпринимательского образования, со степенью удовлетворенности и взаимодействия реального сектора экономики к содержанию и обучению образовательных программ и т. д.
Особенно спорным является запрос о потребителях предпринимательского образования в рамках СПО и ВПО. Так, обучающиеся при поступлении выбрали и осваивают необходимую им специальность (профессию), так и не получив базовые предпринимательские навыки и компетенции, в то время как выпускники, а в дальнейшем - действующие предприниматели, не могут себе позволить получать дополнительное предпринимательское образование исходя из существенных временных затрат [15, 16].
В целом взаимодействие бизнес-среды и образовательных институтов на современном этапе развития можно назвать сложным. С одной стороны, руководители организаций направляют на получение дополнительного образования и повышения квалификации своих сотрудников в образовательные учреждения, однако само высшее руководство (директор, владельцы бизнеса) подобные курсы посещают мало. Основными отговорками (претензиями) становятся, по их мнению, «излишняя теоретизация» предоставляемой информации.
В то же время на образовательном рынке появились новые частные бизнес-школы и тренеры, в огромном количестве проводящие различные тренинги и мастер-классы и широко использующие эффективные маркетинговые инструменты привлечения слушателей. Такая ситуация, безусловно, носит положительный характер, однако предоставленные знания в целом имеют фрагментарный и часто узконаправленный характер, не позволяя сформировать у предпринимателя общую картину видения проблем и перспектив развития его бизнеса [3, 12].
В итоге действующую систему предпринимательского образования на региональном уровне можно представить в следующем виде:
Этап Цели деятельности Инструменты и методики Участники процесса
Начальное образование и среднее профессиональное образование Выявление групп обучающихся с предпринимательским потенциалом Развитие навыков через деловые игры, конкурсы Школы, СПО, вузы, департаменты по образованию
Высшее образование Подготовка молодых предпринимателей к открытию бизнеса Практические деловые игры, менторство, бизнес-ярмарки Вузы, департаменты по образованию и экономике, объединения предпринимателей
Технопарки, бизнес-инкубаторы, Формирование условий и инфраструктурная поддержка для ведения бизнеса Венчурное финансирование, деятельность бизнес-ангелов, ярмарки инвестиций Вузы, бизнес-инкубаторы, венчурные компании
Дополнительное профессиональное образование Развитие навыков и компетенций по запросам бизнес-сообщества Курсы повышения и переподготовки квалификации, мастер-классы и бизнес-тренинги Вузы, служба занятости, департамент экономики, предпринимательские структуры
В заключение можно сделать следующие выводы:
- целостного представления о структуре образовательной программы и компетенциях предпринимателя ни в науке, ни в государственных образовательных стандартах не сформировано;
- действующие образовательные траектории обучения сконцентрированы в экономических образовательных программах подготовки и практически отсутствуют в технических, естественно-научных направлениях [5, 14];
- государственная система образования настроена на обучение дисциплинам, формирующим в большей степени «жесткие» навыки, оставляя «мягкие» либо на самостоятельное обучение, либо на рынок частных образовательных услуг.
В этой связи естественными выглядят проблемы начинающих предпринимателей и соответствующе короткий цикл жизни их бизнес-проектов.
С целью нивелирования указанных проблем основными решениями в образовательной системе на региональном уровне могли бы стать:
- формирование государственной образовательной траектории обучения предпринимательским навыкам и компетенциями начиная со среднего образования, заканчивая магистратурой;
- привлечение предпринимательского сообщества (объединения предпринимателей) к наполнению образовательных программ в соответствии с потребностями регионального рынка [2];
- разработка и предложение образовательными институтами бизнес-сообществу краткосрочных предпринимательских курсов с целью комплексного освоения «жестких» и «мягких» навыков и компетенций.
Реализация таких предложений способствовала бы развитию предпринимательской инициативы как на региональном, так и на федеральном уровнях, повышению компетентности и устойчивости предпринимательского сообщества к воздействию внешних факторов на начальном этапе развития бизнеса.
Литература
1. Березина Е. Вызываем уважение. Россияне поддерживают предпринимательство // РГ-Бизнес. -№ 984, от 10 февраля 2015 г.
2. Геращенко М. М., Семеркова Л. Н., Шерстобитова Т. И. Инновационные модели российского предпринимательства (на примере малого инновационного бизнеса). - Креативная экономика. - № 3. - С. 50-57.
3. Глухих П. Л. Предпринимательские компетенции: ответ на новые запросы //Международная конференция «Формирование профессиональных предпринимательских компетенций молодежи в процессе обучения предпринимательству». - Сборник тезисов докладов. М.: МФПУ «Синергия», 2014. - С. 220233.
4. Доклад уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://doklad.ombudsmanbiz.ru/doklad_2017.html (дата обращения: 20.04.2018), свободный. - Загл. с экрана.
5. Земцов А. А., Макашева Н. П., Макашева Ю. С. Инновационно ориентированная экономика: проблемы развития и поддержки научно-образовательного комплекса // Вестник Томского государственного университета. - 2009. - № 3 (7). - С. 71-80.
6. Клюев А. К., Багирова А. П., Яшин А. А., Забокрицкая Л. Д. Предпринимательское образование в университетах страны: масштабы, виды программ, баланс компетенций //Журнал «Современная конкуренция». - №11. - 2017. - С. 6-20.
7. Любаненко А. В. Профессиональное образование в сфере предпринимательства: Проблемы и перспективы // Развитие малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: правовые аспекты [Электронный" ресурс]: сборник научных статей /отв. ред. О. А. Абакумова, Л. В. Зайцева, А. А. Чукреев - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2016. - 268 с.
8. Рубин Ю. Б. Высшее предпринимательское образование в России: диагностика и проблемы //Высшее образование в России. - 2015. - № 11. - С. 5-17.
9. Рубин Ю. Б. Предпринимательское образование в России и за рубежом: история, содержание, стандарты, качество: монография / под общей редакцией Ю. Б. Рубина. М.: МФПУ «Синергия», 2015. - 416 с.
10. Рубин Ю. Б. Компетентностный подход в обучении российской молодежи предпринимательству [Текст] //Ю. Б. Рубин. Международная конференция «Формирование профессиональных предпринимательских компетенций молодежи в процессе обучения предпринимательству» // Сборник тезисов докладов. - М.: Московский" финансово-промышленный университет «Синергия», 2014. - 282 с.
11. Ручин В. А., Ручин А. В. Высшее образование как ключевой фактор инновационной предпринимательской среды //Вестник Поволжского института управления. - 2015. - № 6 (51). - С. 128-136.
12. Савзиханова С. Э., Гасанова З. А. Зависимость между уровнем предпринимательской активности и предпринимательским образованием //Креативная экономика. - 2015. - Т. 9. - № 12. - С. 1591-1600.
13. Сегодняшнее число [Текст] //Газета «Коммерсантъ». - № 220 от 27.11.2017. - С. 2.
14. Шестаков В. А. Особенности и барьеры развития российских малых инновационных предприятий // Креативная экономика. - № 11. - 2014. - С. 155-161.
15. Широкова Г. В. Обучение предпринимательству в России: факторы развития предпринимательского духа студентов //Бизнес-образование. - № 1. - 2012. С. 35-40.
16. Ющенко А. Л. Система образования как фактор развития предпринимательской сферы региона // Известия СПБГЭУ. - № 4. - 2016.
17. Morris M., Shirokova G., Tsukanova T. Student entrepreneurship and the university ecosystem: A multi -country empirical exploration //European Journal of International Management. 2015. P. 65-85.
18. Pedrazzini S. Emphasizing soft skill learning and training as part of an engineering curriculum revision. Proceedings of the 40th SEFI Annual Conference 2012 - Engineering Education 2020: Meet the Future. 2012. P. 128-139.
19. Rezaei Zadeh M., Hogan M., O'Reilly J., Cunningham J., Murphy E. Core entrepreneurial competencies and their interdependencies: insights from a study of Irish and Iranian entrepreneurs, university students and academics //International Entrepreneurship and Management Journal. 2016. No. 13. P. 35-73.
20. Williams D., Kluev А. The entrepreneurial university: evidence of the changing role of universities in modern Russia //Industry & higher education. 2014. Vol. 28. No. 4. P. 1-10.
References:
1. Berezina E. We call respect. Russians support entrepreneurshiP. RG-business. No. 984. 10feb. 2015.
2. Gerashenko M. M., Semerkova L. N., Sherstobitova T. I. Innovative models of Russian entrepreneurshiP. Kreativnaya Economica. No. 3. P. 50-57.
3. Glikhih P. L. Entrepreneurial competencies: the response to new requests. М.: Synergy University, 2014. P. 220-233.
4. Kluev A. K., Bagirova A. P., Zshin A. A., Zabokrickaya L. D. Entrepreneurial education in the country's universities: scales, types of programs, balance of competences. Sovremennaya Konkurencia Journal. No. 11. 2017. P. 6-20.
5. Lyubanenko A. V. Professional education in the field of entrepreneurship: Problems and prospects. University of Tyumen. 2016. 268 P.
6. Morris M., Shirokova G., Tsukanova T. Student entrepreneurship and the university ecosystem: A multi -country empirical exploration //European Journal of International Management. 2015. P. 65-85.
7. Pedrazzini S. Emphasizing soft skill learning and training as part of an engineering curriculum revision.
Proceedings of the 40th SEFI Annual Conference 2012. Engineering Education 2020: Meet the Future. 2012. P. 128-139.
8. Report of the Presidential Envoy for the Rights Entrepreneurs Protection. [An electronic resource]. Access mode: http://doklad.ombudsmanbiz.ru/doklad_2017.html (accessed 20.04.2018), free. Heading from the screen.
9. Rezaei Zadeh M., Hogan M., O'Reilly J., Cunningham J., Murphy E. Core entrepreneurial competencies and their interdependencies: insights from a study of Irish and Iranian entrepreneurs, university students and academics //International Entrepreneurship and Management Journal. 2016. No. 13. P. 35-73.
10. Rubin Y. B. Competence approach in the training of Russian youth entrepreneurshiP. M.: Synergy University, 2014. 282 p.
11. Rubin Y. B. Entrepreneurship education in Russia and abroad: history, content, standards, quality. M.: Synergy University. 2015. 416 p.
12. Rubin Y. B. Higher Entrepreneurial Education in Russia: Diagnosis and Problems. Vyshee obrazobvanie v Rossii. 2015. No. 11. P. 5-17.
13. Ruchin V. A., Ruchin A. V. Higher education as a key factor in the innovative entrepreneurial environment. Bulletin of the Volga Management Institute. 2015. No. 6 (51). P. 128-136.
14. Savzikhanova S. E., Gasanova Z. A. Dependence between the level of entrepreneurial activity and entrepreneurial education. Kreativnaya Economica. 2015. Vol. 9. No. 12. P. 1591-1600.
15. Shestakov V. A. Features and barriers to the development of Russian small innovative enterprises. Kreativnaya Economica. No. 11. 2014. P. 155-161.
16. Shirokova G. V. Training of entrepreneurship in Russia: factors of development of the entrepreneurial spirit of students. Business-obrazovanie. No. 1. 2012. P. 35-40.
17. Today's number. Kommersant Newspaper. No. 220. 27.11.2017. P. 2.
18. Williams D., Kluev A. The entrepreneurial university: evidence of the changing role of universities in modern Russia //Industry & higher education. 2014. Vol. 28. No. 4. P. 1-10.
19. Yushenko A. L. The education system as a factor in the development of the entrepreneurial sphere of the region. SPBGEU News. No. 4. 2016.
20. Zemcov A. A., Makasheva N. P., Makasheva Y. S. Innovation-oriented economy: problems of development and support of the scientific and educational complex. Tomsk State University Bulletin. 2009. No. 3 (7). P. 7180.