Научная статья на тему 'Формирование системы непрерывного предпринимательского образования: проблемы и решения'

Формирование системы непрерывного предпринимательского образования: проблемы и решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
553
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫЬВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / CONTINUING EDUCATION / CONTINUING ENTREPRENEURIAL EDUCATION / BUSINESS EDUCATION / ENTREPRENEURIAL COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наумов Сергей Юрьевич, Константинова Лариса Владимировна

В статье рассматриваются вопросы формирования системы непрерывного предпринимательского образования в целях развития кадрового потенциала малого и среднего бизнеса. Выявляются основные проблемы, препятствующие выстраиванию и стандартизации такой системы в нашем обществе, определяются её основные цели и уровни. Представлен опыт и перспективные формы обучения предпринимательству школьников при участии вузов. Определяются и характеризуются основные модели предпринимательского образования в высшей школе. Отмечаются пути повышения эффективности бизнес-образования взрослых и формы обучения предпринимательству людей старшего поколения. Формулируются предложения, с учётом которых возможна институционализация целостной системы непрерывного предпринимательского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the System of Continuous Entrepreneurial Education: Problems and Solutions

The article addresses the issues concerning the formation of the continuous entrepreneurial education system taking into account the need to develop human resources of small and medium-sized businesses. The authors reveal the main problems that serve as the barriers to the formation and standardization of such a system in our society. The article defines its main goals and levels, highlights the experience and promising forms of teaching entrepreneurship to schoolchildren with the participation of universities. The basic models of entrepreneurial education in higher education are presented and characterized. The authors dwell on the ways of increasing the efficiency of business education of adults and forms of teaching entrepreneurship to older people, formulate the proposals, which will facilitate institutionalization of the integrated system of continuous entrepreneurial education.

Текст научной работы на тему «Формирование системы непрерывного предпринимательского образования: проблемы и решения»

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Формирование системы непрерывного предпринимательского образования: проблемы и решения

Наумов Сергей Юрьевич - д-р ист. наук, проф., директор. E-mail: director_econom@mail.ru Константинова Лариса Владимировна - д-р социол. наук, проф., учёный секретарь. E-mail: kostkas@yandex.ru

Саратовский социально-экономический институт (филиал) Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, Саратов, Россия Адрес: 410003, г. Саратов, ул. Радищева, 89

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования системы непрерывного предпринимательского образования в целях развития кадрового потенциала малого и среднего бизнеса. Выявляются основные проблемы, препятствующие выстраиванию и стандартизации такой системы в нашем обществе, определяются её основные цели и уровни. Представлен опыт и перспективные формы обучения предпринимательству школьников при участии вузов. Определяются и характеризуются основные модели предпринимательского образования в высшей школе. Отмечаются пути повышения эффективности бизнес-образования взрослых и формы обучения предпринимательству людей старшего поколения. Формулируются предложения, с учётом которых возможна институционализация целостной системы непрерывного предпринимательского образования.

Ключевые слова.: непрерывное образование, непрерывное предпринимательское образование, бизнес-образование, предпринимательские компетенции

Для цитирования: Наумов С.Ю, Константинова Л.В. Формирование системы непрерывного предпринимательского образования: проблемы и решения // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 3. С. 137-146.

DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-3- 137-146

Введение

В условиях динамично изменяющегося общества непрерывное образование становится неотъемлемым фактором его развития. Институционализация непрерывного образования осуществляется в разных формах и на разных уровнях [1]. Непрерывность образования формируется как в вертикальной (образование в течение всей жизни), так и в горизонтальной (параллельное обучение на программах разного уровня) плоскостях. В различных сферах профессиональной деятельности и сегментах рынка труда процессы выстраивания системы непрерывного образования, реализуемого в течение всей жизни, находятся на разных стадиях, имеют в большей или меньшей степени чёткие

очертания. Сфера предпринимательского образования, как ни парадоксально, пока в недостаточной степени подвержена данным тенденциям. Между тем сегодня весьма актуальны задачи существенного наращивания кадрового потенциала малого и среднего предпринимательства как одного из факторов развития экономики и обеспечения социальной стабильности.

В сложившей в России системе образования подготовка в области предпринимательства традиционно сконцентрирована в сфере бизнес-образования взрослых. Обучение предпринимательству носит преимущественно неформальный характер, реализуется в основном в системе дополнительного образования за рамками основ-

ных образовательных программ среднего и высшего образования [2, с. 5]. Такая система сформировалась в нашей стране в 1990-е годы и для своего времени, когда в условиях перехода к рыночной экономике надо было в короткие сроки научить взрослое население заниматься бизнесом, свою задачу решала. Но сегодня становится очевидным: чтобы доля работников малого и среднего бизнеса, индивидуальных предпринимателей в России существенно увеличивалась, а малый и средний бизнес эффективно развивался в условиях инновационной экономики, предпринимательству надо учить не только взрослых, уже действующих или начинающих предпринимателей, но в первую очередь молодёжь. Поэтому предпринимательское образование должно стать полноценной частью не только дополнительного, но и среднего и высшего образования. Формирование предпринимательского сознания, первичных предпринимательских компетенций целесообразно начинать со школьного уровня и закреплять на студенческой скамье. Иными словами, в современных условиях назрела необходимость формирования целостной системы непрерывного предпринимательского образования, которая могла бы включать в себя все уровни образования, ориентированные на различные возрастные и профессиональные группы.

Дискуссии и проблемы

Вопросы развития предпринимательского образования в настоящее время активно обсуждаются. Анализ ведущейся по данному вопросу дискуссии позволяет выделить спектр проблем, препятствующих полноценному выстраиванию системы непрерывного предпринимательского образования.

Одной из проблем является то обстоятельство, что в нашем обществе предпринимательство пока не признано самостоятельной сферой профессиональной деятельности как на официальном уровне, так и в повседневной практике. Профессия «предприниматель» не представлена ни в

одном нормативном документе. Отсутствуют профессиональные стандарты по предпринимательскому делу или профессиональные требования к предпринимателю, в результате чего предпринимательство рассматривается как надстройка над основной профессией, что в целом осложняет работу над образовательными программами основного образования [2, с. 13-14]. Более того, распространены представления о том, что предпринимательство не является в строгом смысле слова профессией, а скорее представляет собой деятельность, «подобную как ремеслу, так и искусству». Поэтому предпринимательство ближе к так называемым свободным профессиям, для которых опасна стандартизация, что, в свою очередь, осложняет процессы разработки и реализации основных образовательных программам в данной сфере [3, с. 254-255]. Кроме того, существует достаточно устойчивая позиция, что способности к предпринимательской деятельности являются врождёнными, не требующими специальной подготовки [4, с. 28]. Есть мнение, что в целом частнопредпринимательская деятельность в нашем обществе имеет недостаточную привлекательность в силу её недавней (менее 30 лет) легализации в России. Остатки просоветского менталитета, особенно среди молодёжи, проявляются в том числе в преобладающей ориентации на занятость в госсекторе, что обусловливает невысокий спрос на предпринимательское образование у молодых граждан [5].

Ещё одна из проблем, осложняющая процесс становления непрерывного предпринимательского образования, связана с его отождествлением с бизнес-образованием, которое, в свою очередь, в традициях, сложившихся в постсоветской России, определяется и функционирует как дополнительное к основному формальное и неформальное образование взрослых - начинающих и действующих предпринимателей [6].

Предпринимательская деятельность основана на индивидуальной активности граждан, обладающих определёнными ком-

петенциями. Однако в силу того, что предпринимательская деятельность как профессия и направление в образовании пока не стандартизирована как самостоятельная имеют место различные подходы к определению предпринимательских компетенций, их перечню, структуре, способам и технологиям формирования. Под предпринимательскими компетенциями, как правило, понимают личные деловые качества, навыки, модель поведения, владение которыми помогает успешно решать определённые бизнес-задачи и добиваться высоких результатов [7, с. 86]. Ряд исследователей заключают, что предпринимательские компетенции включают в себя прежде всего информационную, коммуникативную и проектную компетенции [8, с. 3]. Есть мнение, что способность к предпринимательству - это в первую очередь особые личностные качества, некоторый дар или талант, присущий конкретному человеку [9]. Другие исследователи относят к предпринимательским конкретные знани-евые компетенции, умения и навыки, специально-предметный компонент компетенций предпринимателя, который должен быть сформирован у граждан в образовательном процессе. Кроме того, совокупность предпринимательских компетенций рассматривается одновременно и как самостоятельная модель профессиональной деятельности, и в привязке к иным отраслевым профессиональным компетенциям. Отсутствие консолидированной позиции в интерпретации предпринимательских компетенций также является одной из проблем, осложняющих процесс формирования системы непрерывного предпринимательского образования.

Целостной, структурированной системы непрерывного предпринимательского образования в настоящее время в России пока не существует. Школы и вузы в должной мере не участвуют в полноценном обучении предпринимательству. В то же время есть богатый опыт, различные практики, технологии начального предпринимательского образования в школе, развития предпринимательских

компетенций у студенческой молодёжи, современного бизнес-образования взрослых, обучения предпринимательству пожилых граждан. Этот опыт позволяет представить в виде единой системы основные элементы-уровни непрерывного предпринимательского образования.

Если в качестве основной цели непрерывного предпринимательского образования рассматривать формирование и развитие у значительной части российских граждан предпринимательских компетенций, которые обеспечивали бы им успешную деятельность в сфере предпринимательства в течение всей жизни, то целесообразно выстраивать данную систему начиная со школьного уровня, продолжая на уровне высшего образования и завершая программами дополнительного профессионального образования взрослых, пролонгированными на всю профессиональную карьеру. Кроме того, целесообразно обучать предпринимательству и граждан старшего возраста, учитывая социальную активность многих из них и готовность заниматься бизнесом до и после выхода на пенсию.

Обучение предпринимательству школьников

Сегодня, когда стоят задачи популяризации предпринимательства среди молодёжи и ранней предпринимательской профориентации, следует рассматривать среднюю школу как необходимую начальную ступень в системе непрерывного предпринимательского образования. Представляется, что каждый ученик старших классов должен иметь возможность приблизиться к пониманию особенностей предпринимательской деятельности, пройти профессиональные пробы на соответствие данному направлению деятельности.

В настоящее время вопросы серьёзного внедрения предпринимательского образования и воспитания в школах только начинают обсуждаться [7; 8], с этой целью анализируется зарубежный опыт [10]. Проходят апро-

бацию инновационные формы обучения навыкам предпринимательской деятельности школьников. Один из федеральных форматов, созданных для этого, - всероссийская акция «Единый урок предпринимательства». Уже несколько лет в российских школах проходит такой урок по вовлечению школьников в предпринимательскую деятельность, приуроченный к проведению Всемирной недели предпринимательства. Систематичность организации таких мероприятий свидетельствует об осмыслении роли предпринимательского образования школьников в нашей стране. Подобные уроки не встроены в основную программу общего образования, поэтому формирование начальных предпринимательских компетенций у детей и старших школьников может проходить в системе дополнительного образования детей и довузовского образования школьников. И здесь вузы, реализующие программы бизнес-образования, могли бы сыграть серьёзную роль. Сотрудничество вузов с учреждениями среднего образования как в учебной, так и во внеурочной деятельности по поддержке профильного социально-экономического образования, развитию проектной деятельности, а также по содействию профессиональному самоопределению обучающихся может этому способствовать. Это могут быть адаптированные для школьников элективные курсы, читаемые преподавателями вузов по основам бизнеса и предпринимательства, совместные образовательные мероприятия с преподавателями и студентами вузов в разных форматах: мастер-классы, квесты, проектные сессии, воркшопы, бизнес-игры. Задача таких программ - объединить усилия школ и вузов в вопросе ознакомления учащихся с основами предпринимательской и проектной деятельности. Кроме того, формирование предпринимательских компетенций может осуществляться в рамках школ юного профессионала, традиционно работающих на базе вузов для старшеклассников. Здесь могут предлагаться различные интерактивные образовательные форматы,

где школьники, с одной стороны, получают первичные знания о предпринимательской деятельности, её особенностях, а с другой -благодаря игровой, интерактивной форме активно включаются в образовательный процесс, что может способствовать формированию у них начальных навыков предпринимательской активности, развитию соответствующих личностных качеств.

Наряду с практическими компетенциями важно формировать ментальные основы, ценностные ориентации школьников в сфере предпринимательства, повышать их информированность о традициях и лучшем опыте отечественного предпринимательства, его миссии в обществе. Эффективной формой работы со школьниками, направленной на развитие таких качеств, могут быть олимпиады и творческие конкурсы, проводимые при организационной поддержке вузов и заинтересованных работодателей. В качестве примера можно привести совместный проект общероссийской общественной организации «Деловая Россия» и Российского исторического общества по проведению ежегодных олимпиад школьников по истории российского предпринимательства, осуществляющийся на базе школ и вузов. Опыт его реализации свидетельствует о высоком интересе школьников к подобным формам работы.

Модели предпринимательского образования в высшей школе

Вопросы развития предпринимательского образования в высшей школе в последнее время активно обсуждаются. Однако, по данным российской части Глобального исследования предпринимательского духа студентов, проведённого в 2016 г., порядка 55% студентов признали, что во время обучения им не предлагалось ни одного курса по предпринимательству вообще, при этом 11% студентов планируют заняться предпринимательской деятельностью сразу после окончания вуза, а 51% рассматривают для себя перспективу предпринимательства

через пять лет [11, с. 5]. Не случайно поэтому данные Мониторинга трудоустройства выпускников 2016 г., который проводился Минобрнауки РФ, свидетельствуют о том, что доля индивидуальных предпринимателей среди выпускников российских вузов через год после окончания составляет в среднем всего 3%.

Думается, что формирование системы непрерывного предпринимательского образования возможно в том случае, когда все студенты, независимо от профиля их подготовки, будут иметь возможность овладевать предпринимательскими компетенциями во время обучения в вузе. Пока такая возможность у большинства студентов отсутствует. Анализ действующих ФГОС ВО показал, что предпринимательская компонента представлена лишь в нескольких образовательных стандартах, причём в разных формах. Так, по направлениям подготовки «Менеджмент», «Бизнес-информатика», «Строительство» предпринимательская деятельность входит в перечень видов деятельности, к которым готовится выпускник, и может быть выбрана при разработке образовательной программы, а по направлению «Инноватика» формирование и научно-техническое развитие малых и средних предприятий указано в качестве одного из объектов профессиональной деятельности.

Опыт предпринимательского образования, который имеется сегодня в высшей школе, позволяет выделить несколько моделей обучения предпринимательству студентов.

Во-первых, это модель, предполагающая реализацию полноценной образовательной программы бакалавриата или магистратуры в рамках тех направлений подготовки, где возможен профиль, непосредственно связанный с предпринимательством, что так или иначе сопряжено с соответствующим ФГОС ВО. В основу таких программ может быть положена матрица компетенций, или компетентностная модель выпускника, предполагающая максимально широкий и комплексный подход, а также обязательный

характер формирования предпринимательских навыков у обучающихся [12].

Во-вторых, это модель элективного или факультативного изучения дисциплин, касающихся предпринимательской деятельности. В данном случае элементы обучения предпринимательству (дисциплины, модули) включены в вариативную часть основной образовательной программы, поэтому они не являются обязательными для всех студентов и могут быть освоены ими по выбору. При этом речь идёт о формировании либо отдельных предпринимательских компетенций, либо о наполнении предпринимательской составляющей иными компетенциями, формируемыми в процессе обучения [3].

В-третьих, это модель параллельного с высшим дополнительного профессионального образования, которая предполагает реализацию дополнительных образовательных программ по предпринимательству для студентов при одновременном их освоении с основными образовательными программами различной направленности. В данном случае речь идёт о наличии возможностей у студентов во время обучения в вузе получить дополнительные профессиональные квалификации и сформировать предпринимательские навыки. Дополнительные образовательные программы, предлагаемые студентам, могут быть непосредственно ориентированы на формирование предпринимательских компетенций либо содержать встроенные образовательные модули данной направленности [13].

В-четвёртых, это модель проектного обучения, которая предполагает встраивание в основной образовательный процесс по различным направлениям подготовки тех или иных форм учебной проектной деятельности в привязке к отдельным дисциплинам, модулям, практикам, квалификационным работам. Данная модель имеет в большей степени не содержательный (дисциплинарный), а методический характер, но также направлена на формирование компетенций для предпринимательской деятельности че-

рез развитие у студентов, обучающихся по различным специальностям, способностей к бизнес-проектированию [14, с. 28-29].

И, в-пятых, это инфраструктурная модель, предполагающая функционирование в вузе различных организационных структур и форм деятельности, оказывающих поддержку развитию молодёжного предпринимательства: бизнес-инкубаторов, технопарков, малых инновационных предприятий, центров развития предпринимательства и т.п. В данной модели делается акцент на формировании предпринимательских компетенций во внеучебной деятельности через вовлечение студентов в реальную предпринимательскую активность за рамками основного образовательного процесса. Это способствует формированию в образовательном учреждении особой социально-воспитательной среды предпринимательской направленности и является необходимым условием для создания предпринимательского университета [15, с. 116-119].

Представленные модели реализуются в различных вузах, но в целом, по оценке Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета, та или иная практика обучения предпринимательству есть примерно в 17% российских высших учебных заведений [16, с. 34]. Представляется, что в условиях тех стратегических задач, которые предстоит решать в ближайшей перспективе, предпринимательское образование на уровне высшего образования, где формируются основные профессиональные компетенции будущего работника, должно становиться более массовым и более широко охватывать спектр различных направлений подготовки.

И здесь, на наш взгляд, помимо развития уже существующих моделей предпринимательского образования, могут быть две стратегии: либо введение отдельного ФГОС ВО по предпринимательскому делу, что неоднозначно, либо внесение дополнений в ФГОС по всем направлениям подготовки высшего образования в части универсальных компе-

тенций в области предпринимательства. В этой связи вопрос, который требует сегодня обсуждения, - это дополнение перечня универсальных компетенций по всем направлениям подготовки группой «Предпринимательство».

Предпринимательское

образование взрослых

Одной из приоритетных задач при формировании системы непрерывного предпринимательского образования является дальнейшее развитие и повышение результативности всей сложившейся за последние годы системы бизнес-образования взрослых. Традиционно она представлена образовательными программами, большая часть из которых реализуется на уровне дополнительного профессионального образования. Это программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации бизнес-направленности, программы МВА и DBA, обучающие семинары и тренинги, бизнес-консалтинг, корпоративные системы обучения. Анализ имеющегося опыта свидетельствует о том, что сегодня основными принципами, на которых целесообразно выстраивать их реализацию, являются гибкая реакция на потребности бизнеса и рынка труда, направленность на преодоление разрыва между основным высшим образованием и потребностями реального бизнеса, предоставление возможности использования новых управленческих и организационных технологий, проектный подход к обучению, предполагающий решение конкретной проблемы развития предприятия.

Основная перспективная задача развития бизнес-образования взрослых в настоящее время может быть определена как ориентация образовательных программ на формирование тех предпринимательских компетенций, которым в традиционных программах бизнес-образования уделяется недостаточно внимания, но которые сегодня наиболее востребованы в силу появления новых факторов развития малого и среднего предпринимательства в условиях динамично

изменяющейся социально-экономической ситуации. Для реализации данной задачи необходимо проводить мониторинг образовательных потребностей бизнеса. Ориентация на результаты такого мониторинга позволяет постоянно модернизировать, актуализировать образовательные программы и адаптировать их к потребностям бизнеса. Это обеспечивает повышение результативности и эффективности обучения. При этом опыт показывает, что оценку сформированности компетенций на программах бизнес-образования взрослых целесообразно проводить на основе изучения влияния на реальное развитие бизнеса знаний и навыков, полученных слушателями во время обучения, что возможно путём осуществления обратной связи с выпускниками программ.

Ориентируясь на современные социально-демографические тенденции и потенциал старших возрастных групп, нельзя сбрасывать со счетов возможности создания условий для обучения бизнесу людей предпенсионного и пенсионного возраста, особенно с учётом последних изменений пенсионного законодательства в нашей стране. Эта сфера является областью для социальных инициатив и социального предпринимательства. Примерами могут выступать действующие просветительские и образовательные центры для пожилых граждан, университеты старшего поколения, третьего возраста, где сегодня до и после выхода на пенсию граждане с удовольствием обучаются основам финансовой, правовой, компьютерной, психологической грамотности. В такие образовательные программы могут быть включены и модули по основам предпринимательства и самозанятости.

Выводы

Таким образом, можно говорить о том, что опыт формирования предпринимательских компетенций на различных уровнях образования у разных возрастных групп имеется, хотя и является пока разрозненным. Для институционализации целостной системы

непрерывного предпринимательского образования необходимо создание единого комплекса взаимосвязанных образовательных программ обучения предпринимательству на разных ступенях и уровнях непрерывного образования. Учитывая это, основные усилия органов управления образованием, образовательного и бизнес-сообщества сегодня должны быть направлены: во-первых, на разработку компетентностной модели предпринимателя с учётом её дифференциации по всем уровням образования; во-вторых, на включение в ФГОС среднего и высшего образования соответствующих предпринимательских компетенций в качестве универсальных; в-третьих, на стимулирование и содействие образовательным организациям всех уровней в плане включения дисциплин и модулей по предпринимательскому делу в основные образовательные программы; в-четвёртых, на разработку типовых учебных программ и методических материалов по предпринимательскому делу для всех уровней образования, включая методики проектного обучения, и, в-пятых, на подготовку преподавателей по предпринимательству для школ и вузов.

Литература

1. Бычкова С.Г., Нарбут В.В. Непрерывное образование в международной и российской практике: сущность и реалии в свете данных статистики // Высшее образование сегодня. 2018. № 3. С. 58-61.

2. Рубин Ю.Б. Высшее предпринимательское образование в России: диагностика проблемы // Высшее образование в России. 2015. № 11. С. 5-17.

3. Чепуренко А.Ю. Как и зачем обучать студентов предпринимательству: полемические заметки // Вопросы образования (Educational Studies Moscow). 2017. № 3. С. 250-276.

4. Колчина В.В. Формирование инновационно-предпринимательской компетентности будущих менеджеров в период вузовского обучения: Дис____канд. пед. наук. М., 2018. 168 с.

5. Мау В.А. Как избежать ловушек роста. URL: https://www.ranepa.ru/sobytiya/novosti/ vladimir-mau-kak-izbezhat-lovushek-rosta-forbes

6. Лукина А.В, Скоробогатых И.И, Карта-шева Л.В, Ивашкова Н.И. и др. Разработка стратегии продвижения дополнительных образовательных программ университета // Плехановский научный бюллетень. 2018. № 1 (13). С. 50-55.

7. Мирицкая Е.А. Развитие предпринимательской компетенции школьников как направление профориентационной работы // Вопросы образования и науки: теоретические и методологические аспекты: сб. науч. тр. по материалам Международной заочной научно-практической конференции 30 апреля 2012 г.: В 7 ч. Тамбов: Бизнес-Наука-Общество, 2012. Ч. 3. С. 86-87.

8. Матвеева Т.М. Педагогические условия формирования предпринимательской компетентности у учащихся старших классов на основе метода проектов: Автореферат дис. ... канд. пед. наук. М., 2001. 19 с.

9. Психологос. Энциклопедия практической психологии. URL: http://www.psychologos. ru/articles/view/predprinimatelskaya-kompetenciya

10. Грасс Т.П. Предпринимательское образование в средней школе Великобритании // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2014. № 4 (30). C. 112-116.

11. Shirokova G.V, Bogatyreva K.A, Beliaeva T.V, Tsukanova T.V, Laskovaia A.K. Global

University Entrepreneurial Spirit Students' Survey. National report Russia 2016. St. Petersburg, Russia 2016. URL: http://www. guesssurvey.org/resources/nat_2016/GUESSS_ Report_2016_Russia_e.pdf

12. Рубин Ю.Б, Леднев М.В, Можжухин Д.П. Матрица компетенций как инструмент обучения предпринимательству в бакалавриате // Высшее образование в России. 2017. № 6. С. 16-28.

13. Шагеева Ф.Т, Галиханова М.Ф, Стрекало-ва Г.Р. Развитие предпринимательских компетенций будущего инженера как фактор успешной профессиональной карьеры // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 2. С. 47-55.

14. Наумов С.Ю., Константинова Л.В. Привлечение представителей бизнеса к образовательной деятельности в вузе: проблемы и пути решений // Высшее образование в России. 2017. № 12. С. 26-33.

15. Грудзинский А.О. Университет как предпринимательская организация // Социологические исследования. 2003. № 4. С. 113-121.

16. Седов В., Широкова Г. Предпринимательское образование: миф или реальность // Финансовая жизнь. 2014. № 2. С. 33-34.

Статья поступила в редакцию 11.01.19 Принята к публикации 18.02.19

Development of the System of Continuous Entrepreneurial Education: Problems and Solutions

Sergey Yu. Naumov - Dr. Sci. (History), Prof., Director, e-mail: director_econom@mail.ru

Larisa V. Konstantinova - Dr. Sci. (Sociology), Prof., Scientific Secretary, e-mail: kostkas@ yandex.ru

Saratov Socio-Economic Institute of Plekhanov Russian University ofEconomics, Saratov, Russia

Address: 89, Radishcheva str., Saratov, 410003, Russian Federation

Abstract. The article addresses the issues concerning the formation of the continuous entrepreneurial education system taking into account the need to develop human resources of small and medium-sized businesses. The authors reveal the main problems that serve as the barriers to the formation and standardization of such a system in our society. The article defines its main goals and levels, highlights the experience and promising forms of teaching entrepreneurship to schoolchildren with the participation of universities. The basic models of entrepreneurial education in higher education are presented and characterized. The authors dwell on the ways of increasing the efficiency of business education of adults and forms of teaching entrepreneurship to older people, formulate the proposals, which will facilitate institutionalization ofthe integrated system ofcontinuous entrepreneurial education.

Keywords: continuing education, continuing entrepreneurial education, business education, entrepreneurial competencies

Cite as: Naumov, S.Yu., Konstantinova, L.V. (2019). [Development of the System of Continuous

Entrepreneurial Education: Problems and Solutions]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 3, pp. 137-146. (In Russ., abstract in Eng.)

DOI: https://doi.org/l0.31992/0869-3617-2019-28-3- 137-146

References

1. Bychkova, S.G., Narbut, V.V. (2018). [Continuing Education in International and Russian Practice: Essence and Realities in the Light of Statistical Data]. Vysshee obrazovanie segodnya = Higher Education Today. No. 3, pp. 58-61. (In Russ., abstract in Eng.)

2. Rubin, Yu.B. (2015). [Higher Entrepreneurial Education in Russia: Diagnosis of the Problem]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 11, pp. 5-17. (In Russ., abstract in Eng.)

3. Chepurenko, A.Yu. (2017). [How and Why to Teach Students Entrepreneurship: Polemical Notes]. Voprosy obrazovanija = Educational Studies. No. 3, pp. 250-276. (In Russ., abstract in Eng.)

4. Kolchina, V.V. (2018). Formirovanie innovatsionno-predprinimatel'skoi kompetentnosti bu-dushchikh menedzherov v period vuzovskogo obucheniya. Kand. Diss. [Formation of Innovative and Entrepreneurial Competence of Future Managers in the Period of Higher Education: Cand. Sci. Thesis]. Moscow, 168 p. (In Russ.)

5. Mau, V.A. Kak izbezhat' lovushek rosta [How to Avoid the Pitfalls of Growth]. Available at: https://www.ranepa.ru/sobytiya/novosti/vladimir-mau-kak-izbezhat-lovushek-rosta-forbes (In Russ.)

6. Lukina, A.V., Skorobogatykh, I.I., Kartasheva, L.V., Ivashkova, N.I. et al. (2018). [Development of a Strategy to Promote Additional Educational Programs of the University]. Plekhanovskiy nauchnyi byulleten' [Plekhanov Scientific Bulletin]. No. 1(13), pp. 50-55. (In Russ., abstract in Eng.)

7. Miritskaya, E.A. (2012). [The Development of Students' Entrepreneurial Competencies as a Direction of Career Guidance]. Mezhdunarodnaya zaochnaya nauchno-prakticheskaya konfer-entsiya «Voprosy obrazovaniya i nauki: teoreticheskie i metodologicheskie aspekty» [Education and Science: Theoretical and Methodological Aspects. Int. Correspondence Sci. and Pract. Conf.]. Tambov: Biznes-Nauka-Obshhestvo Publ. Part 3, pp. 86-87. (In Russ.)

8. Matveeva, T.M. (2001). Pedagogicheskie usloviya formirovaniya predprinimatel'skoi kompe-tentnosti u uchashchikhsya starshikh klassov na osnove metoda proektov [Pedagogical Conditions of Formation of Entrepreneurial Competence in High School Students on the Basis of the Method of Projects: Abstract of Cand. Sci. Thesis]. Moscow, 19 p. (In Russ.)

9. Psikhologos. Entsiklopediya prakticheskoi psikhologii [Psycho-Logos: Encyclopedia of Practical Psychology]. Available at: http://www.psychologos.ru/articles/view/predprinimatelska-ya-kompetenciya (In Russ.)

10. Grass, T.P. (2014). [Entrepreneurial Education in the UK Secondary School]. Vestnik Kras-noyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im.. V.P. Astafeva = The Bulletin of KSPUnamed after V.P. Astafiev. No. 4(30), pp. 112-116. (In Russ., abstract in Eng.)

11. Shirokova, G.V., Bogatyreva, K.A., Belyaeva, T.V., Tsukanova, T.V., Laskovaya, A.K. (2016). Global University Entrepreneurial Spirit Students' Survey. National Report Russia 2016. St. Petersburg Russia 2016. Available at: http://www.guesssurvey.org/resources/nat_2016/ GUESSS_Report_2016_Russia_e.pdf

12. Rubin, Yu.B., Lednev, M.V., Mozhzhukhin, D.P. (2017). [Matrix of Competencies as a Tool for Teaching Entrepreneurship in Bachelor's Degree]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 6, pp.16-28. (In Russ., abstract in Eng.).

13. Shageeva, F.T, Galikhanova, M.F., Strekalova, G.R. (2018). [Development of Entrepreneurial Competencies of the Future Engineer as a Factor of Successful Professional Career]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 2, pp. 47-55. (In Russ., abstract in Eng.)

14. Naumov, S.Yu., Konstantinova, L.V. (2017). [Involvement of Business Representatives in Educational Activities at the University: Problems and Solutions]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 12, pp. 26-33. (In Russ., abstract in Eng.)

15. Grudzinskiy, A.O. (2003). [University as an Entrepreneurial Organization]. Sotsiologicheskie issledovaniya = Sociological Studies. No. 4, pp. 113-121. (In Russ.)

16. Sedov, V., Shirokova, G. (2014). [Business Education: A Myth or Reality]. Finansovaya zhizn' [Financial Life]. No. 2, pp. 33-34. (In Russ.)

The paper was submitted 11.01.19 Accepted for publication 18.02.19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.