ПРОГРАММЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
КЛЮЕВ Алексей Константинович - канд. филос. наук, доцент, директор Института государственного управления и предпринимательства, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. E-mail: [email protected] ЯШИН Александр Александрович - канд. экон. наук, доцент, заместитель директора по образованию Института государственного управления и предпринимательства, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. E-mail: [email protected]
АннотацияВ статье обсуждаются вопросы формирования, внедрения и дальнейшего развития предпринимательского образования в современном университете. На основании анализа эмпирических данных делается вывод о сравнительно низкой степени вовлеченности молодёжи в предпринимательскую активность в стране. Не в последнюю очередь такое положение связано с недостаточно эффективными программами предпринимательского образования, которые реализуются в системах среднего и высшего профессионального образования. Продемонстрированы возможности создания непрерывной, многоуровневой системы образования в области предпринимательства, которая формирует необходимые общекультурные и профессиональные компетенции. Сделан вывод о том,, что важнейшим условием становления новой генерации предпринимателей в России является преимущественное формирование «мягких» навыков, причем с обеспечением преемственности на всех уровнях образования. Утверждается, что эффективное формирование достаточных предпринимательских компетенций возможно в рамках применения новых образовательных политик и инновационных образовательных технологий, в частности системы мейджоров и майно-ров. Статья адресована руководителям вузов и организаторам обучения предпринимательству.
Ключевые слова: предпринимательское образование, концепция развития предпринимательского образования, образовательная программа, «мягкие навыки» (soft skills), «жесткие навыки » (hard skills), предпринимательские компетенции, многоуровневая система непрерывного образования
Для цитированияКлюев А.К., Яшин А.А. Программы предпринимательского образования в современном университете // Высшее образование в России. 2016. № 1 (197). С. 22-33.
Эффективность экономики, особенно в странах, развивающихся на основе инновационно-ориентированных и эффективност-но-ориентированных моделей, непосредственно связана с динамикой предпринимательского сектора. В свою очередь, вклад и задачи последнего в разных странах довольно сильно различаются в зависимости от уровня их экономического развития. В странах с низкими темпами роста, а также там, где наблюдается рост безработицы, сектор предпринимательства в первую очередь работает на создание новых рабочих
мест. В развитых странах предпринимательство обеспечивает как независимость в принятии бизнес-решений, так и более высокий, по сравнению с наёмным трудом, уровень доходов. Особое значение для многих государств имеет сегмент технологического предпринимательства, составляющий костяк инновационной экосистемы. Среди основных факторов, оказывающих влияние на предпринимательский сектор в экономике, выделяют: отношение к предпринимательству в обществе, уровень предпринимательской активности, структуру пред-
принимательских устремлений в обществе [1; 2].
Что касается первого фактора, то, по данным Национального отчета «Глобальный мониторинг предпринимательства.
Россия 2013», созданного в рамках проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства» (Global Entrepreneurship Monitor, GEM), наша страна находится в конце списка по уровню "предпринимательских намерений" в обществе (рис. 1). В первую очередь это объясняется высокой обеспокоенностью (страхом провала), а также определенным скептицизмом людей в отношении имеющихся у них предпринимательских знаний и опыта, низкой оценкой созданных в национальной экономике условий для организации и ведения бизнеса [2].
Конечно, каждая страна обладает уникальным набором социально-экономических условий, влияющих на уровень предпринимательской активности. В нашей стране предпринимательство демонстрирует следующие показатели, характерные для группы стран с эффективностно-ориенти-
80 70 60 50 40 30 20 10
0
■ Ресурсно-ориентированные экономики Эффективностно-ориентированные
■ Инновационно-ориентированные экономики экономики
Рис. 1. Предпринимательские намерения в странах-участницах проекта GEM, % [2]
10,09,08,07,0' 6,0" 5,0' 4,0' 3,0' 2,0' 1,0' 0,0
9,1
6,6 7,4
5,6 6,0 6,3
5,8
4,9 4,3 4,4 3,9 3,9 4,6 3,9 4,3
\ 2,7 3,5 2,8 2,8 • • 3, 4
2,3 • • •
1,2 ' • • . 1,1.* • . • 2,1
т
2006 2007 2008 Ранняя предпринимательская активность
Общая предпринимательская активность
"Г
~Г
2009 2010 2011 2012 2013 .......Активность устоявшихся предпринимателей
Рис. 2. Динамика предпринимательской активности в России, 2006-2013 гг., % [2]
рованными экономиками, включая, например, Аргентину, Бразилию, Китай, Польшу, Южную Африку и др.: низкий уровень активности владельцев нового бизнеса; высокий уровень вынужденного предпринимательства (предприниматели пытаются начать свое дело в силу того, что у них нет иных возможностей для получения дохода); низкий уровень долгосрочного, устоявшегося предпринимательства.
В 2013 г. показатель предпринимательской активности у нас составил 9,1%, т.е. можно говорить о том, что 9,1% россиян трудоспособного возраста являются либо нарождающимися предпринимателями, либо владельцами нового бизнеса, либо владельцами устоявшегося бизнеса (рис. 2). В настоящее время Россия занимает 60-е место в рейтинге стран по уровню предпринимательской активности, и это самое высокое значение показателя за все время наблюдений начиная с 2006 г. [2].
Что касается структуры предпринимательских устремлений, то, по данным упомянутого выше отчета, лишь более четвер-
ти (28,2%) потенциальных предпринимателей считают, что обладают достаточными знаниями и опытом для открытия собственного дела. Этот показатель является одним из самых низких среди всех стран, принимающих участие в проекте. В США 55,7% населения уверены в своих предпринимательских способностях, в странах БРИКС значение этого показателя составляет 46,8%, а в Восточной Европе - 45,9%. Хуже россиян свои способности в 2013 г. оценили лишь респонденты в Японии (12,8%), Сингапуре (24,8%), Тайване (27,2%), Малайзии (27,9%), Корее (28,1%) [2].
Для понимания динамики развития предпринимательства в России интерес представляет также секторальное распределение предпринимателей. Предпринимательские фирмы вносят вклад в развитие разных отраслей экономики. Активность предпринимателей в каждой из них различается в зависимости от ее типа, однако можно выявить общие тенденции. Для стран с развитой и развивающейся моделями экономики характерно преобладание
предпринимателей в секторе потребительских услуг, особенно в сфере общественного питания и развлечений. Отличительной особенностью развитых стран является высокая доля занятости предпринимателей в секторе оказания услуг бизнесу, где конкуренция основывается на инновациях. Для секторального распределения предпринимательских фирм в России характерно преобладание сектора потребительских услуг - 54% заняты именно в этой сфере. Начиная с 2013 г. в России произошло некоторое снижение количества предпринимательских фирм, занятых в добывающем секторе и строительстве, но увеличение количества фирм, вовлеченных в оказание услуг бизнесу (12% по сравнению с 8,9% в 2012 г.) [2]. Однако доля предпринимателей, действующих в секторе услуг бизнесу, существенно ниже, чем в инновационно-ориентированных странах.
Интересен социологический портрет типичного российского предпринимателя:
• практически равная доля мужчин и женщин;
• средний возраст - около 40 лет (доля молодежи в возрасте до 24 лет составляла в 2013 г. 22%, по сравнению с 15,6% в 2012 г.);
• незаконченное высшее, профессионально-техническое или высшее образование (на долю предпринимателей с высшим образованием приходится около 50%);
• основным источником доходов остаётся заработная плата по основному месту работы;
• большая часть сосредоточена в горо-дах-миллионниках.
Состояние предпринимательства в стране существенно ограничивает возможности её социально-экономического развития, т.е. трансформации в экономику знаний и
ухода от «сырьевого проклятия». Ответ на вызовы современной ситуации в области развития предпринимательского сектора экономики связан, на наш взгляд, с поиском системных решений в области создания предпринимательских экосистем, с преодолением барьеров «антипредпринимательских» выборов жизненных стратегий молодежи [3]. Поэтому сегодня необходимо радикально изменить степень участия предпринимательского образования в развитии предпринимательства: перейти от парадигмы передачи знаний в этой области к формированию предпринимательства как устойчивой жизненной стратегии обучаемых и студентов.
К числу ключевых проблем предпринимательского образования в стране необходимо отнести следующие.
1. Отсутствие целостной концепции формирования предпринимательских компетенций на всех уровнях системы профессионального образования. В образовательных центрах страны предпринимательское образование реализуется в форме краткосрочных программ, программ профессиональной переподготовки, в ряде «околопредпринимательских» направлений в СПО и ВПО (например: «коммерция», «менеджмент », «инноватика» и др.), однако отсутствуют собственно бакалаврские и магистерские программы по предпринимательству, давно ставшие практикой национальных образовательных систем ряда развитых стран. Согласно данным исследования GUESS 1, порядка 60% из опрошенных студентов российских вузов признали, что во время обучения у них не было ни одного курса по предпринимательству вообще, а остальным 40% предлагался лишь один курс по выбору. Между тем более 30% респондентов выразили готовность посвя-
1 Глобальное исследование предпринимательского духа студентов (Global University Entrepreneurial Spirit Students' Survey, GUESSS); проводится Швейцарским институтом малых предприятий и предпринимательства Университета Сент-Галлена, российский партнер -Высшая школа менеджмента СПбГУ.
тить свое учебное время курсам и/или программам по предпринимательству. Этот показатель выше, чем аналогичный показатель в среднем в странах с длительным развитием рыночной экономики (25%) [4].
2. Высшее образование в сфере развития предпринимательских навыков в основном сосредоточено в укрупненной группе направлений 38.00.00 «Экономика и управление ». При этом, если проанализировать ФГОС ВО бакалавриата и магистратуры по направлениям «Экономика», «Менеджмент » и «Торговое дело », можно заметить одну характерную особенность. Оказывается, они нацелены на выработку только прикладных профессиональных компетенций («жестких навыков», или hard skills 2) в области экономики, менеджмента или торгового дела, что не удовлетворяет сфор-
мировавшейся в обществе в целом и в бизнес-сообществе в частности потребности в развитии у студента универсальных «мягких» навыков, или soft skills 3, особенно значимых в области предпринимательской деятельности. Система предпринимательского образования в целом функционирует в условиях усиливающегося разрыва с запросом современной экономики на"не рутинные" навыки (рис. 3). Таким образом, образовательный сектор находится в значимом отрыве от предпринимательства как деятельности, построенной на творческих и аналитических началах и в наибольшей степени востребующей именно эти компетенции [5].
3. Слабая вовлеченность молодежи в предпринимательскую активность объясняется отсутствием установки на формиро-
65
60
55
50
45
40
Не рутинные когнитивные (аналитические)
Не рутинные когнитивные (управленческие)
Не рутинные ручн ые (механические)
Рутинные когнитивные
Рутинные ручные (механические)
1960
1970
1980
1990
2000
Рис. 3. Спрос на навыки в современной экономике [5]
2 «Жесткие навыки» (Hard skills) - профессиональные, технические навыки, которые легко поддаются наблюдению, измерению и наглядной демонстрации. В предпринимательской деятельности понятие hard skills соответствует техническим или административным процедурам, которые присутствуют в бизнес-процессах (работа с оборудованием, управление процессами и т.п.).
3 «Мягкие навыки» (Soft skills) - навыки, проявление которых сложно отследить, проверить и наглядно продемонстрировать. Их формирование предполагает обучение мотивации, лидерству, менеджменту, работе в команде, управлению временем, проведению презентаций, продажам, личностному развитию, предпринимательским навыкам.
Таблица 1
Матрица предпринимательских компетенций
Компетенция Личность
Знать, зачем? Готовность к самоотдаче, риску, выдержка, вера в себя
Знать, как? Профессиональные знания и умения
Знать, кто? Навык сетевого общения
Знать, когда? Навыки и интуиция
Знать, что? Общие знания, технологические знания, специальные знания
вание предпринимательских компетенций на всех уровнях профессионального образования - начальном, среднем и высшем. В значительной степени система профессионального образования традиционно ориентируется на «производство » будущих на-емныхработников, а не на самозанятость и способность выпускников создавать собственные бизнесы. Это - ключевая проблема, ограничивающая рост предпринимательства в нашей стране. Заниженная самооценка способностей в этой области, боязнь неудачи напрямую связаны с недостаточной подготовкой молодежи к предпринимательской деятельности.
Один из ведущих теоретиков в области предпринимательского образования Б. Йоханниссон выделяет пять базовых компетенций, которые важны для предпринимателя (табл. 1) [6]. Компетенции «Знать, зачем? » и «Знать, когда? » являются в значительной степени врожденными, хотя и могут быть усилены в процессе образования. Компетенции «Знать, как?», «Знать, кто?» и «Знать, что?» могут быть развиты только в контексте специального предпринимательского образования.
Поскольку предпринимательская активность реализуется в современной экономике на разных уровнях (от ремесленной самозанятости через малые и средние предприятия к крупным высокоэффективным технологическим и венчурным компаниям), то и образование в области предпринимательства должно осуществляться на разных уровнях - от начального профессионального через средне-профессиональное к высшему профессиональному образованию (табл. 2).
Как отмечалось выше, предпринимательские навыки и компетенции относятся к виду человеческой деятельности, для которого формирование компетенций в области такназываемых «мягкихнавыков» является более значимым, чем формирование узких прикладных профессиональных компетенций («жесткихнавыков»).
В этой связи представляется целесообразной реализация следующихподходов к системе предпринимательского образования.
1. Создание ФГОС по предпринимательству для всех уровней системы профессионального образования. Заделом в этой сфере может выступать проект стандарта бакалавриата по предпринимательству, разработанный рядом ведущих университетов (авторы участвовали в этой работе) и Национальной ассоциацией обучения предпринимательству (РАОП). Принципиальными особенностями данного стандарта являются:
• практикоориентированность (фокусируется на формировании прикладных предпринимательских компетенций);
• самодостаточность (не является дополнением или дальнейшим развитием образовательных стандартов в области экономики и менеджмента, а выделяется именно как отдельный образовательный стандарт в уникальной области деятельности). Естественно, он предполагает использование необходимых в области предпринимательства экономических инструментов и управленческих технологий, а также других компетенций, включая инженерные;
• комплексность (учитывает необходимость формирования всех требующихся
Таблица 2
Связь уровня предпринимательского образования с видами и форматами предпринимательской деятельности
Уровень образования Вид предпринимательской деятельности Формат ведения предпринимательской деятельности
Начальное профессиональное Производственное предпринимательство Например, производство товаров (ремесленная деятельность), сельскохозяйственное предпринимательство (фермерство), строительное предпринимательство (услуги по ремонту)
Коммерческое предпринимательство Например, розничная торговля, услуги общественного питания, бытовые услуги
Производственное предпринимательство Например, производство товаров народного потребления, сельскохозяйственное предпринимательство, строительство, сервисные и ремонтные работы
Среднее профессиональное Коммерческое предпринимательство Например, розничная торговля, услуги общественного питания, бытовые услуги, услуги в сфере спорта, отдыха и гостеприимства
Посредническое предпринимательство Например, оптовая торговля, риэлтерские услуги
Производственное предпринимательство Практически все виды производства товаров народного потребления и услуг в сфере личного и общественного потребления
Высшее Инновационное предпринимательство Коммерческое предпринимательство Деятельность в сфере инноваций продукции, инновационного развития технологий, социальных инноваций, венчурного бизнеса
профессиональное Финансово-кредитное предпринимательство Банковская и кредитно-финансовая деятельность
Посредническое предпринимательство Все виды посреднической деятельности
Страховое предпринимательство Все виды страховых услуг
предпринимателю профессиональных навыков и компетенций).
Данными признаками характеризуется внутренний образовательный стандарт УрФУ «Предпринимательство», разработанный Институтом государственного управления и предпринимательства. В него также заложена возможность обеспечения преемственности предпринимательского образования: от уровня среднего профессионального образования через высшее профессиональное образование к дополнительному профессиональному образованию, переподготовке и повышению квалификации.
2. Обучение предпринимательским компетенциям в системе высшего образования в рамках прикладного бакалавриата. С одной стороны, программы прикладного бакалавриата должны быть ориентированы на практико-ориентированные результаты, соответствующие требованиям профессиональных стандартов, потребностям отраслевых рынков труда и конкретных организаций и предприятий работодателей, являющихся заказчиками специалистов данного профиля [7]. С другой стороны, прикладной бакалавр - это выпускник, закончивший основную образовательную программу высшего образования уровня
бакалавриата, обладающий компетенциями по решению технологических задач в различных сферах социально-экономической деятельности, готового приступить к профессиональной деятельности сразу после окончания вуза [8].
Особенности программ прикладного бакалавриата связаны с ориентацией на конкретного работодателя, который принимает непосредственное участие в проектировании и реализации образовательных программ, организует производственные практики, объем которых увеличен в полтора-два раза по сравнению с программами академического бакалавриата. В программы прикладного бакалавриата может также встраиваться дуальное обучение, кроме того, предусмотрено присвоение квалификаций рабочего или должности служащего по профилю подготовки (то есть заложена непрерывность профессионального образования от начального до высшего), в структуре программ имеются элементы сопряжения с профессиональными программами соответствующего профиля (программы СПО) [9].
3. Ориентация на «мягкие навыки» как основу предпринимательской деятельности и базу для формирования ключевых компетенций студента, осваивающего образовательные программы, имеющие выходы на различные форматы предпринимательства. Эффективным инструментом формирования базовых предпринимательских компетенций выступает система мейджоров 4 и майноров 5, положительный опыт в организации которой демонстрирует НИУ ВШЭ (рис. 4).
При этом возникают две возможности реализации предпринимательского образо-
вания в современном вузе. Первая - для студентов предпринимательских специальностей. Здесь в качестве мейджоров выступают модули, формирующие как общекультурные, таки общие предпринимательские компетенции (soft skills). При организации индивидуальной образовательной траектории студент самостоятельно выбирает те моду-ли-майноры, которые формируют его узкопрофессиональные технологические компетенции в избранной области предпринимательства, например, торговое дело, инновационный бизнес, сельское хозяйство (фермерство) и т.п.
Вторая возможность - для студентов, обучающихся на специальностях, не имеющих отношения к предпринимательству. В этом случае в качестве мейджоров выступают модули, формирующие общекультурные компетенции, и модули, формирующие узкопрофессиональные компетенции (hard skills) в избранной специальности. Включение в состав образовательных программ майноров в области предпринимательства в данном случае расширяет образовательные возможности для студентов, так как приобретение soft skills в сфере предпринимательства и менеджмента позволяет не только получить универсальные навыки, но и значительно увеличить востребованность специалиста на рынке труда (ведь возможности для открытия предпринимательского дела существуют практически на всех направлениях современного высшего образования).
Практика реализации таких подходов к развитию предпринимательского образования накапливается в ряде университетов. В частности, образовательная политика Уральского федерального универси-
4 Мэйджор (major) - модуль дисциплин в образовательной программе, который обеспечивает реализацию основной образовательной траектории студента в рамках выбранного направления и специализации.
5 Майнор (minor) - модуль дисциплин, представляющий дополнительную индивидуальную образовательную траекторию для обучающихся вне подготовки по основному образовательному направлению в рамках образовательной программы; относится к вариативной части программы.
л а о
Обязательные унифицированные модули
Обязательные профессиональные модули
Модули по выбору, определяющие нап равленность обучения (индивидуальные образовательные траектории)
Майноры
Рис. 4. Структура образовательной программы с использованием мейджоров и майноров
тета определяет, что в качестве майноров студентам могут быть предложены модули, реализуемые различными подразделениями университета, обеспечивающими формирование универсальных компетенций, soft skills. Каталог майноров для выбора в образовательной программе является общеуниверситетским. Как правило, майнор доступен для выбора в любой образовательной программе соответствующего уровня либо в образовательных программах в рамках определенной области образования. Это предоставляет широкие возможности для формирования «мягких
навыков» в области предпринимательства в университете. Это тем более важно, что в современном высшем образовании в бакалавриате ярко выражен тренд в сторону образования liberal arts 6, и это говорит о том, что рынок труда в перспективе будет более диверсифицированным и междисциплинарным. В рамках реализации новых подходов к предпринимательскому образованию разработаны и готовы к реализации майноры «Торговое дело», «Коммерция » и «Предпринимательство » для внедрения в образовательные программы естественнонаучных и инженерных институ-
6 Задача программ Liberal Arts - предоставление широких возможностей для развития личности студента, обучение критическому мышлению и умению выражать свои мысли. Студенты приобретают не специализацию в узкой области, а обширные знания (в том числе междисциплинарного характера) в рамках выбранной концентрации курсов. В рамках этой модели образования много внимания уделяется гуманитарным и социальным наукам. Образование по модели Liberal Arts готовит к возможности постоянного изменения своего профессионального выбора и профессиональной идентичности в современном мире.
тов университета, сформирован и утвержден образовательный стандарт УрФУ по направлению «Предпринимательство ».
4. Непрерывность предпринимательского образования, которая должна быть сохранена и далее - в дополнительном профессиональном образовании. Здесь возможно создание профессиональных образовательных программ ME (Master of Entrepreneurship), по своей структуре и подходам к реализации (но не содержанию) сходных с программами Master of Business Administration. Такой подход, как представляется, способен обеспечить формирование базовых универсальных предпринимательских компетенций и непрерывность предпринимательского образования.
Резюмируя вышесказанное, можно сделать следующие выводы.
□ Высшая школа страны и профессиональные сообщества должны существенно пересмотреть традиционные подходы к предпринимательскому образованию и признать его «самодовлеющей областью образования, равноценной, например, менеджменту и экономике » [4]. В целом модель перехода к комплексному непрерывному предпринимательскому образованию может выглядеть следующим образом. На первом этапе - формирование и реализация базовых образовательных программ сначала на уровне среднего профессионального (СПО), затем и на уровне высшего профессионального образования (ВПО) как в бакалавриате, так и в магистратуре, с обеспечением их полной преемственности, в том числе и при переходе с уровня СПО на уровень ВПО [7].
□ Обучение предпринимательству в значительной степени должно опираться на формирование «мягких» компетенций, спрос на которые в современной динамичной экономике постоянно растет. Решение этой задачи является важнейшим условием для формирования новой генерации предпринимателей в нашей стране.
□ Стратегической целью изменения системы предпринимательского образования в России является существенный пересмотр молодежью выборов профессиональных карьер в пользу предпринимательства. Предпринимательское образование должно устранить существующий разрыв, ставший ограничением роста предпринимательского сектора в экономике, реализовав новые подходы в образовательных программах предпринимательского профиля на всех уровнях профессионального образования.
□ Эффективное формирование достаточных предпринимательских компетенций должно быть доступным обучающимся по образовательным программам любого типа и вида. Осуществление такого подхода возможно в рамках применения новых образовательных политик и инновационных образовательных технологий, базирующихся на индивидуализации образовательных траекторий, включая систему мейджоров и майноров. Такая образовательная политика, позволяющая всем заинтересованным студентам любого направления и специальности получить базовые компетенции в области предпринимательства, внедряется в Уральском федеральном университете. Интерес все большего числа вузов к проблемам обучения предпринимательству позволяет надеяться на радикальную модернизацию предпринимательского образования, соответствующую требованиям социально-экономического развития страны.
Литература
1. Земцов А.А, Макашева Н.П, Макашева
Ю.С. Инновационно-ориентированная экономика: проблемы развития и поддержки научно-образовательного комплекса // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 3(7). С. 71-80.
2. Верховская О.Р, Дорохина М.В, Сергеева
А.В. Национальный отчет «Глобальный мониторинг предпринимательства. Рос-
сия 2013». СПб.: Изд-во ВШМ СПбГУ,
2014. 64 с.
3. Williams D, Kluev A. The Entrepreneurial
University: Evidence of the Changing Role of Universities in Modern Russia / / Industry & Higher Education. 2014. Vol. 28. No. 4, pp. 1-10.
4. Рубин Ю.Б. Высшее предпринимательское
образование в России: диагностика и проблемы // Высшее образование в России.
2015. № 11. C. 5-17.
5. Autor D, Levy F, Murnane R. The Skill
Content of Recent Technological Change: An Empirical Exploration // Harvard College and the Massachusetts Institute of Technology: The Quarterly Journal of Economics. 2003, November. P. 1279-1333.
6. Johannisson B. University Training for Entre-
preneurship / / Swedish Approaches Entre-preneurship & Regional Development: An
International Journal. 1991. №3. P. 67-82.
7. Чучалин А.И., Петровская Т.С, Чернова
О.С. Сетевое взаимодействие образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования при реализации программ прикладного бакалавриата // Высшее образование в России. 2013. № 11. C. 3-10.
8. Методические рекомендации по разработ-
ке и реализации образовательных программ высшего образования уровня бакалавриата. Тип образовательной программы «Прикладной бакалавриат». URL: http:// www.rsuh.ru/upload/ main/ umo/ novosti/ ak2916.pdf
9. Сенашенко В.С. О соотношении профес-
сиональных стандартов и ФГОС высшего образования // Высшее образование в России. 2015. № 6. С. 31-36.
Статья поступила в редакцию 30.11.15.
ENTREPRENEURSHIP EDUCATIONAL PROGRAMS IN THE MODERN UNIVERSITY
KLYUEV Alexey K. - Cand. Sci. (Philosophy), Assoc. Prof., Director of the Institute of Public Administration and Entrepreneurship, Ural Federal University named the First President of Russia B.N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia. E-mail: [email protected]
YASHIN Alexandr A. - Cand. Sci. (Economics), Assoc. Prof., Deputy Director for Education at the Institute of Public Administration and Entrepreneurship, Ural Federal University named the First President of Russia B.N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia. E-mail: [email protected]
Abstract. The presented paper covers the issues connected with entrepreneurial education formation, implementation and further development in modern university. Based on entrepreneurial activity in Russia data analysis the j udgement about the low level of youth involvement into entrepreneurial activities was produced. Such situation is governed by inadequate educational programs in the sphere of entrepreneurial education, which are being implemented on the all levels of professional education. This paper shows possibilities of creation of multilevel and sustained system of entrepreneurial education, which forms all necessary basic and professional competencies. The authors drew to a conclusion about the importance and the role of soft skills in the process of entrepreneurial education. The effective creation of all necessary entrepreneurial competencies is possible only in the framework of modern innovative educational policies and techniques implementation, namely, the system of majors and minors. Such educational policy is being implemented in Ural Federal University and in the Institute of Public Administration and Entrepreneurship of UrFU nowadays.
Keywords: entrepreneurial education, concept of entrepreneurial education implementation, educational program, soft skills, hard skills, entrepreneurial competencies, multilevel system of sustained education
Site as: Kl'uev, A.K. Yashin, A.A. (2016). [Entrepreneurship Educational Programs in the Modern University]. Vysshee obrazovanie vRossii [Higher Education in Russia]. No. 1 (197), pp. 22-33. (In Russ., abstract in Eng.)
References
1. Zemtsov, A.A., Makasheva, N.P., Makasheva, Yu.S. (2009). [Innovative-Oriented Economics:
Problems of Development and Scientific and Educational Complex Support]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Tomsk State University Journal]. No. 3(7), pp. 71-80. (In Russ., abstract in Eng.)
2. Verkhovskaya, O.R., Dorokhina, M.V., Sergeeva, A.V. (2014). Natsional'nyiotchet «Global'nyi
monitoringpredprinimatel'stva. Rossiya 2013 » [National Report «Global Entrepreneurship Monitor]. Saint Petersburg: Graduate School of Management Publ., 64 p. (In Russ.)
3. Williams, D., Kl'uev, A. (2014). The Entrepreneurial University: Evidence of the Changing Role of
Universities in Modern Russia. Industry & Higher Education. Vol. 28, no. 4, pp. 1-10.
4. Rubin, Yu.B. (2015). [Entrepreneurship Education in Russia: Diagnosis of the Problem]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 11, pp. 5-17. (In Russ., abstract in Eng.)
5. Autor, D., Levy, F., Murnane, R. (2003). The Skill Content of Recent Technological Change: an
Empirical Exploration. Harvard College and the Massachusetts Institute of Technology: The Quarterly Journal of Economics, November, pp. 1279-1333.
6. Johannisson, B. (1991). University Training for Entrepreneurship. Swedish Approaches Entre-
preneurship & Regional Development: an International Journal. No. 3, pp. 67-82.
7. Chuchalin, A.I., Petrovskaya, T.S., Chernova, O.S. (2013). [Net Interaction of Institutions of Higher Education and Vocational Education While Implementing of «Applied baccalaureat»]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 11, pp. 3-10. (In Russ., abstract in Eng.)
8. Metodicheskie rekomendatsii po razrabotke i realizatsii obrazovatel'nykh programm vysshego
obrazovaniya urovnya bakalavriata. Tip obrazovatel'noiprogrammy «Prikladnoi bakalavriat» [Guidelines for the Development and Implementation of Educational Programs of Bachelor's Degree of Higher Education Level. Type of Educational Program «Applied Bachelor»]. Available at: http:// www.rsuh.ru/ upload/ main/ umo/ novosti/ ak2916.pdf (In Russ.)
9. Senashenko, V.S. (2015). [On the Correlation between Professional Standards and Federal Educational Standards of Higher Education]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 6, pp. 31-36. (In Russ., abstract in Eng.)
The paper was submitted 30.11.15.
g