Коваленко А. И, канд. экон. наук, доцент кафедры теории и практики конкуренции МФПУ «Синергия»,
О ключевых задачах проектирования системы обучения предпринимательству: идеи и сюжеты III конференции РАОП
В статье раскрываются основные темы, обсуждавшиеся на Третьей ежегодной международной конференции Национальной ассоциации обучения предпринимательству (РАОП) и Центра предпринимательства «Компетентностный подход в обучении предпринимательству в организациях высшего и среднего профессионального образования».
Автор предварительно обозначает теоретические проблемы проектирования системы профессионального обучения предпринимательству; соотносит сформулированные проблемы с ключевыми вопросами, вынесенными на обсуждение организаторами конференции; на основании анализа докладов и дискуссий конференции последовательно описывает каждую из пяти ключевых задач реализации программ обучения предпринимательству в организациях высшего и среднего профессионального образования: сущность предпринимательства, содержание программ обучения предпринимательству, содержание компетентностной модели предпринимателя, стандартизация программ обучения предпринимательству, методология организации учебного процесса по предпринимательству.
Ключевые слова: обучение предпринимательству, компетентностная модель предпринимателя, система профессионального образования, предпринимательское мышление, предпринимательская экосистема.
Введение
12 ноября 2015 г. в Москве прошла Третья ежегодная международная конференция «Компетентностный подход в обучении предпринимательству в организациях высшего и среднего профессионального образования», организованная совместно Национальной ассоциацией обучения предпринимательству (РАОП) и Центром предпринимательства.
Два ключевых события конференции:
1. Подведение итогов «Всероссийского конкурса дипломных работ по предпринимательству», проводимого Национальной ассоциацией обучения предпринимательству (РАОП), с объявлением победителей и вручением им призов.
2. Воркшоп «Импровизация в обучении предпринимательству» д-ра Рэя Смайлора, эксперта с мировым именем в области пред-
принимательства, члена редсовета журнала «Современная конкуренция».
Участники мероприятия — представители ряда российских и зарубежных вузов, среди которых: МГУ, РАНХиГС, МФПУ «Синергия», МИРБИС, НИУ ВШЭ (Нижний Новгород), ИТМО и СПбПУ (Санкт-Петербург), УрФУ (Екатеринбург), ALMAU (Казахстан), Вроцлавский технологический университет (Польша) и др.
Целью настоящей статьи является попытка раскрыть все многообразие взаимосвязанных развивающихся проблемных «сюжетов», совокупность которых составляет содержание недавно прошедшей конференции и отражает ключевые задачи проектирования системы обучения предпринимательству.
Структура статьи
В первом разделе раскрываются три взаимосвязанные теоретические проблемы
(аспекты), которые предположительно известны и понятны всем членам ассоциации и для которых нет готового, стандартного решения, правила или принципа.
Во втором разделе идет предварительное перечисление совокупности вопросов, заявленных в качестве тематики организаторами конференции. Перечень вопросов размещен на официальном сайте РАОП: http://www.ruaee.ru. Эти вопросы и задают сюжеты, являющиеся предметом статьи.
Третий — седьмой разделы статьи последовательно раскрывают эти сюжеты. При описании каждого отдельного сюжета используются ранее известные материалы ассоциации и конференции, презентации докладчиков конференции — на сайте РАОП: http://www.ruaee.ru; материалы докладов, присланные в РАОП для публикации в сборнике конференции.
Третий раздел посвящен определению и пониманию сущности предпринимательства как феномена и как профессиональной деятельности и предпринимателя как его субъекта.
В четвертом разделе говорится о проблематике определения целевой функции профессионального обучения предпринимательству и проектировании содержания релевантных образовательных программ.
Пятый раздел описывает проблематику определения содержания компетентностной модели предпринимателя, что отражается на классификации ключевых и второстепенных компетенций.
В шестом разделе раскрываются проблемы стандартизации программ предпринимательского обучения и построения эффективной системы подготовки преподавателей по предпринимательству.
Седьмой раздел посвящен описанию методологии организации учебного процесса по предпринимательству, а точнее, методам, инструментам и средствам обучения предпринимательству. Большое внимание уделяется кейс-методу и импровизации в рамках концепции опытного обучения.
В заключении подчеркиваются основные теоретические выводы по каждому сюжету.
1. Основные теоретические проблемы развития системы профессионального обучения предпринимательству
Для начала рассмотрим теоретические проблемы развития системы профессионального обучения предпринимательству, которые предположительно известны и понятны всем членам ассоциации и для которых нет готового, стандартного решения, правила или принципа.
1. Прежде всего основной является проблема встраивания обучения предпринимательству в систему профессионального образования. Система профессионального образования изначально спроектирована так, чтобы подтверждать квалификацию выпускника образовательной программы перед работодателем, который осознал недостаток компетентностей в границах фирмы и создал специально новое рабочее место. В этой диспозиции выпускник является соискателем нового рабочего места, а работодателю нужно ознакомиться с документами выпускника о профессиональном образовании.
Но когда мы говорим о предпринимателе, подобная диспозиция не складывается. Не существует некоего абстрактного работодателя, которой осознал недостаток предпринимательских компетентностей в своей фирме, и которому по этой причине понадобился в штате предприниматель. Предприниматель не занимает какое-либо рабочее место, а создает новые рабочие места, он обеспечивает самозанятость и занятость некоторого круга лиц по профессиям, необходимым ему когда он создает бизнес. Предпринимателю не нужен документ о предпринимательском образовании, потому что квалификация предпринимателя не требует своего подтверждения перед
третьими лицами. И документ о профессиональном образовании предпринимателя не дает его обладателю профессиональных трудовых прав и полномочий на занятие определенной штатной позиции предпринимателя в организации.
Более того, если выпускник профессиональной образовательной программы обучения предпринимательству просит выдать ему документ о его профессиональном предпринимательском образовании и с этим документом идет трудоустраиваться в уже существующее и функционирующее предприятие, предоставляет работодателю документ о своем профессиональном предпринимательском образовании в знак подтверждения своих предпринимательских компетентностей, то все это парадоксальным образом свидетельствует о низком качестве обучения выпускника по профессиональной образовательной программе предпринимательского обучения. Он настолько плохой предприниматель, что не смог сам что-то предпринять.
Отсюда следует спор о том, является ли предпринимательство — профессиональной деятельностью, а предприниматель — профессией. Отсюда же вытекают все аргументы против того, чтобы сделать предпринимательство отдельным направлением подготовки / квалификацией в системе профессионального образования.
2. Вторая проблема прямо вытекает из первой. В силу того, что направления подготовки «Предпринимательство» сегодня в системе российского профессионального образования не существует, фактически программы обучения предпринимательству реализуются в разных высших и средних учебных заведения в качестве дополнительных курсов (minor course) к какой-либо основной профессиональной образовательной программе, например по квалификации «Менеджмент», «Экономика», «Юриспруденция», а также по техническим специальностям.
Поэтому специфика учебного заведения, его основные направления подготовки
сильно влияют на содержание программы обучения предпринимательству. В техническом вузе больше пользы от программ инновационного, технологического предпринимательства, в финансовом вузе обучают инструментам инвестиционного предпринимательства, в ином гуманитарном вузе раскрывают личностные качества предпринимателя, вырабатывают навык самопрезентации, тайм-менеджмента и др.
Данная ситуация может показаться нормальной, если мы принимаем,что предпринимательство — это межостраслевое, междисциплинарное, универсальное явление, которому есть место в любой профессиональной деятельности, которое может органично проявляться на отраслевой специфике любого квалифицированного труда. Тогда предпринимательское мышление становится некоторым дополнением к ком-петентностной модели менеджера, финансиста, программиста, инженера, дизайнера и др. При таком подходе курсы по предпринимательству по праву занимают дополнительное место в учебных планах университетов и колледжей.
Но такой подход лишает нас видения самостоятельной сущности предпринимательства, которая обеспечивает цельность и содержательность этой деятельности независимо от отрасли применения предпринимательских компетентностей. Сегодня очевидно, что предпринимательство — это отдельная отрасль хозяйствования.
По аналогичному пути развивался менеджмент как профессиональная деятельности и наука: Известно, что долгое время менеджмент не претендовал на звание самостоятельной профессиональной деятельности и науки, оставаясь множеством необобщенных и малосвязанных инструментов управления в разных отраслях хозяйствования. Но уже в начале XX в. стало приходить понимание, что управление — это отдельная и особая деятельность, не зависящая от сферы хозяйствования и отраслевой специфики профессионального труда. С пред-
принимательством происходит очень похожая история. И тот факт, что предпринимательство легко проявляется в разных специфических профессиональных контекстах, для системы профессионального обучения предпринимательства является второй основной проблемой.
3. Отсюда вытекает и третья проблема — отсутствие консенсуса по поводу методов и инструментов обучения предпринимательству, а также оценки его качества.
Очевидно, что в техническом и гуманитарном вузах неодинаковое содержание программ обучения предпринимательству реализуется с помощью разных методов обучения.
В системе российского профессионального образования методология обучения сильно различается, если учесть, что в эту систему входят не только программы СПО, бакалавриата, но и программы дополнительного образования «Мастер делового администрирования», и программы «Экономика предпринимательства» для аспирантов.
Более того, высшие и средние учебные заведения при реализации программ профессионального образования используют узкий набор традиционных методов обучения (лекции и тесты), направленных на передачу теоретических знаний, а не на формирование у учащихся профессиональных умений и навыков.
И общая «зарегулировнность» образовательного процесса вузов и сузов государственными образовательными стандартами, иными отраслевыми нормативами и юридическими правилами осуществления образовательной деятельности не может служить приемлемым объяснением методологической «ригидности» колледжей и университетов. Ее ключевая причина кроется в недостаточной компетентности преподавательского состава, реализующего консервативные методы обучения. Это сильно контрастирует с широким спектром методов обучения, используемых тренинговы-ми организациями, бизнес-школами, орга-
низациями дополнительного образования, общественными центрами, иными лицами, реализующими занятия по развитию креативности, уверенности в себе, самопрезентации, самодисциплине, тайм-менеджменту, решительности, командообразованию, проводящими мотивационные, психологические и бизнес-тренинги, курсы для руководителей малых предприятий и молодых предпринимателей по генерированию бизнес-идей, конструированию инноваций, бизнес-моделированию, стратегическому бизнес-планированию, управлению человеческими ресурсами, инвестированию, налогообложению малого бизнеса и т. д.
Именно для преодоления различий в подходах к реализации программ обучения предпринимательству и для формирования единой системы предпринимательского образования в России в 2008 г. была учреждена Национальная ассоциация обучения предпринимательству (РАОП). Сегодня РАОП является профильной российской организацией, сфокусированной на вопросах обучения предпринимательству и проведении исследований в области предпринимательства. Она призвана сделать лучший зарубежный и отечественный опыт достоянием всех, кто хотел бы его освоить, стимулировать развитие отечественных научных и педагогических школ в области предпринимательства. Миссия Ассоциации — разработка консолидированных предложений по развитию и упорядочению системы предпринимательского образования в России в соответствии с мировыми стандартами, потребностями общества и рынка.
2. Совокупность вопросов, обсуждаемых на конференции
Как отмечалось выше, на сайте РАОП размещены ключевые вопросы конференции, а также презентации выступлений основных докладчиков конференции.
Ключевые вопросы конференции:
— Компетентностный подход в обучении предпринимательству;
— Как определять идеальную, ключевую и вспомогательную компетенции учащихся по программам предпринимательства?
— Разработка образовательных программ бакалавриата по предпринимательству;
— Разработка образовательных программ по предпринимательству в системе среднего профессионального образования;
— Разработка образовательных программ по предпринимательству в системе среднего общего образования;
— На каких уровнях образования, формах обучения и специальностях можно обучать предпринимательству?
— Что включать в программы обучения предпринимательству в университетах и колледжах?
— Программу обучения предпринимательству лучше делать minor или major?
— Подготовка и повышение квалификации педагогов по разработке и внедрению блоков предпринимательской направленности в гуманитарные дисциплины;
— Подготовка и повышение квалификации преподавателей предпринимательских дисциплин;
— Требования к абитуриентам и студентам образовательных программ и курсов по предпринимательству;
— Как эффективно применять кейс-метод в обучении предпринимательству?
— Стандартизация образовательных программ по предпринимательству;
— Эффективность предпринимательского образования и ее оценка;
— Концепции и методы обучения предпринимательству;
— Сетевая форма обучения предпринимательству;
— Предпринимательское образование в контексте образовательной политики России;
— Развитие предпринимательского мышления студентов, школьников, исследователей, преподавателей;
— Предпринимательская экосистема образовательной организации;
— Как создать предпринимательскую экосистему в университете?
— Является ли инфраструктура для обучения предпринимательству и исследований в этой сфере достаточной?
— Результаты исследований в области предпринимательства и обучения предпринимательству: социальное, инновационное и семейное предпринимательство, государственная и региональная политика поддержки и развития предпринимательства, малый, микробизнес, индивидуальное предпринимательство, финансовые и экономические аспекты предпринимательства, международное предпринимательство, внутрифирменное предпринимательство.
Эти и многие другие вопросы поднимались участниками конференции в рамках дискуссионных площадок.
Важно подчеркнуть, что некоторые из этих вопросов настолько взаимосвязаны, что их раздельное обсуждение не является продуктивным. Так, например, вопросы разработки образовательных программ по предпринимательству при бакалавриате, в системе среднего общего и среднего профессионального образования сильно связаны с вопросом предпринимательского образования в контексте образовательной политики России, с вопросом стандартизации образовательных программ по предпринимательству и с вопросом реализации ком-петентностного подхода в обучении предпринимательству.
Также необходимо отметить, что не все заявленные организаторами вопросы были одинаково глубоко и продуктивно раскрыты и обсуждены на конференции.
Поэтому дальнейшее раскрытие содержания конференции пойдет не по заявленным организаторами вопросам, а по «сквозным сюжетам», постоянно спонтанно возникающим в докладах и дискуссиях на конференции.
Приведем вытекающие из заявленных организаторами ключевых вопросов конференции сюжеты.
I. Сущность предпринимательства.
II. Функция обучения предпринимательству и содержание релевантных образовательных программ — вопросы разработки образовательных программ и учебных курсов по предпринимательству в системе российского образования.
III. Удержание компетентностной модели предпринимателя — ключевые и второстепенные компетенции предпринимателя; Как и кого учить предпринимательству? Необходимы ли вступительные испытания перед программой предпринимательского обучения и какой сложности?
IV. Проблемы стандартизации и оценки качества программ обучения предпринимательству.
V. Методика организации учебного процесса по предпринимательству: методы, инструменты и средства обучения предпринимательству — кейс-метод, опытное обучение.
3. Сущность предпринимательства
Несмотря на то что вопрос о сущности предпринимательства не был заявлен для обсуждения на конференции, этот сюжет неоднократно возникал в докладах и дискуссиях. Так, просьба из зала к участникам первой секции (среди которых были представители России, США и Польши) дать свое определение предпринимательства, вызвала живую дискуссию и дополнительный доклад Президента РАОП — Ю. Б. Рубина.
Прежде всего все участники дискуссии согласились с тем, что сегодня нет одного, строгого определения предпринимательства, которое бы отвечало всем случаям применения этого термина.
Рей Смайлор определил предпринимательство как подрывную деятельность, которая нарушает существующее положение вещей, мешает использованию общепри-
нятых методов, меняет традиционные модели поведения; как процесс изменений, которые подрывают существующие условия на рынке путем представления чего-то нового, отличного от уже существующего. Предпринимателя Рей Смайлор определил «Dreamer, who does» — мечтатель, который действует.
Очевидно, такие определения способствуют распространению предпринимательского мышления, но они не могут использоваться для того, чтобы определить содержание программ обучения предпринимательству.
Ю. Б. Рубин определил предпринимательство как деятельность по созданию собственного бизнеса и управлению им в конкурентной среде, организованную на началах самозанятости и направленную на обеспечение создания новых благ и ценностей — производство и продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, на формирование и поддержание рабочих мест, несение социальных обязательств перед гражданами, обществом и государством, а также на получение доходов и/или иных выгод.
При этом Ю. Б. Рубин упомянул и законодательное определение предпринимательской деятельности, зафиксированное в Гражданском кодексе Российской Федерации Сам по себе факт наличия законодательного определения предпринимательской деятельности подчеркивает российскую специфику предпринимательского обучения, выраженную в необходимости стандартизировать, фиксировать в документах и утверждать любые содержательные элементы такого обучения1.
В ходе общей дискуссии стало понятно, что для того чтобы органично вписать обучение предпринимательству в российскую систему образования, следует принять тот факт, что предпринимательство являет-
1 См. презентацию Ю. Б. Рубина «Предпринимательское образование: становление системы» на сайте РАОП: URL: http://www.ruaee.ru/press-center/news/ mezhdunarodnaya-konferentsiya-kompetentnostnyy-podkhod-v-obuchenii-predprinimatelstvu-v-organizatsiya/
ся специфичной, профессиональной деятельностью, отличающейся от менеджмента и от любой иной профессиональной деятельности.
4. Содержание программ обучения предпринимательству
Данный вопрос частично рассматривался в следующих докладах:
Ю. Рубин — «Предпринимательское образование: становление системы»;
Ray Smilor — «Обучение на практическом опыте: как стимулировать студентов на занятиях и вне аудитории»;
А. Клюев — «Возможности и вызовы в системе предпринимательского образования в вузе»;
Adam Sulich — «Предпринимательство среди студентов Вроцлавского Технологического университета»;
П. Лебедев — «Когда креатив, творчество и инновации вредны или что мы недоговариваем участникам образовательных программ по обучению предпринимательству».
Как отмечалось выше, содержание программы обучения предпринимательству сильно зависит от специальности обучения. Специфика учебного заведения, его основные направления подготовки сильно влияют на содержание программы обучения предпринимательству, реализуемой в таком вузе. Поэтому обмен опытом реализации программ обучения предпринимательству между вузами имеет очень ограниченную полезность.
Содержание программ обучения предпринимательству сильно зависит от того, как понимают суть предпринимательства: является ли оно лишь набором личностных навыков использования конкретных инструментов (например, построения бизнес-модели А. Остервальдера) или предпринимательским мышлением (Entrepreneurial Mindset).
Как отмечалось выше, предпринимательское мышление может иметь место в любой
профессиональной деятельности, но оно также является ключевым содержанием особой и отдельной профессиональной деятельности по доведению идеи до стабильно работающего бизнеса.
В рамках дискуссии все участники конференции согласились с тем, что в общем виде предпринимательское обучение, как правило, состоит из ряда упражнений по развитию креативности, тренингу поиска новых рыночных возможностей и двух базовых концепций профессионального предпринимательства в стартап-менеджмен-те: бизнес-модели Александра Остервальдера и развития потребителей (Customer Discovery & Validation) Стива Бланка и Боба Дорфа. Данные концепции в сочетании со способностями находить рыночные возможности и создавать ценность составляют инструментарий профессионального предпринимательства.
Учащийся проходит путь от выявления нереализованной ранее рыночной возможности и формирования бизнес-идеи до разработки бизнес-модели, определения бизнес-стратегии, утверждения бизнес-плана, запуска, реализации и администрирования бизнес-проекта до стадии его устойчивого и безубыточного функционирования, тиражирования и масштабирования.
5. Содержание компетентностной модели предпринимателя
Данный сюжет частично рассматривался в следующих докладах:
Г. Чижов — «Анализ компетенций предпринимателя на различных этапах его деятельности»;
Л. Мургулец — «Подходы к обучению предпринимателей на стыке науки, технологии и искусства»;
П. Лебедев — «Когда креатив, творчество и инновации вредны или что мы недоговариваем участникам образовательных программ по обучению предпринимательству»;
А. Лукичева — «Проблема формирования управленческих навыков у студентов экономических вузов России и пути ее решения»;
Г. Лаптев — «От идеи до продукта — целая пропасть. Стало ли легче ее преодолеть технологическому предпринимателю?»
Несмотря на то что результатом обучения предпринимательству является формирование у обучающегося предпринимательского мышления (Entrepreneurial Mindset), такая формулировка результата обучения предпринимательству в силу своей обобщенной формы не может быть положена в основание компетентностной модели предпринимателя. Предпринимательское мышление может по-разному формироваться и выражаться в разных видах деятельности.
Судя по докладам и дискуссиям участников конференции, никто еще не подошел к осознанию необходимости разработки образовательного стандарта предпринимательского обучения и компетентностной модели предпринимателя как основанию для такого образовательного стандарта.
Именно поэтому работа, осуществляемая в рамках РАОП, по разработке компетентност-ной модели предпринимателя не имеет аналогов в системе российского образования.
При этом, как показали доклады и дискуссии, не все участники конференции и даже не все докладчики разбирались в существе вопроса.
Так, например, во время одного доклада прозвучали следующие тезисы, явно противоречащие общепринятому разделению на компетенции и компетентности: «Компетенция подразумевает способность применять свои умения, знания и навыки в конкретной деятельности; а компетентность — осознание своих компетенций и их направленность»2 [Король, Чижов, 2015].
2 См. презентацию Георгия Чижова «Анализ компетенций предпринимателя на различных этапах его деятельности» на сайте РАОП. URL: http:// www.ruaee.ru/press-center/news/mezhdunarodnaya-konferentsiya-kompetentnostnyy-podkhod-v-obuchenii-predprinimatelstvu-v-organizatsiya/
Не претендуя на истину, отметим, что применяемый в РАОП компетентностный подход базируется на принципиально ином определении компетенций и компетентно-стей. Компетенциями называются основные группы (кластеры) профессиональных задач, составляющие содержание профессиональной предпринимательской деятельности. Компетентностью называются личностные качества, способности и умения, позволяющие успешно существовать в профессии предпринимателя и реализо-вывать ключевые задачи деятельности. Еще в 2010 году коллективом авторов были разработаны: модель ключевых компетенций предпринимателя, компетентностная модель предпринимателя и профиль компетентно-стей предпринимателя [Лаптев и др., 2010].
Так, модель ключевых компетенций предпринимателя включала 13 задач предпринимательской деятельности, ранжированных по их важности и специфичности, и объединенных в две группы задач: 1 — наиболее важные и специфичные задачи деятельности предпринимателя, 2 — важные, но менее специфичные задачи задачи деятельности предпринимателя.
1-я группа (наиболее важные/специфичные):
1. Видение благоприятной рыночной возможности.
2. Принятие решений в ситуации неопределенности и высокого риска.
3. Инициация инновационного проекта.
4. Установление и поддержание социальных связей, контактов.
5. Формирование и управление кросс-функциональной командой.
6. Мобилизация материальных, финансовых, временных ресурсов.
7. Реализация самостоятельной деятельности (независимо, под свою полную ответственность).
8. Осуществление деятельности в критической ситуации, а именно — в ситуации цейтнота, постоянных изменений, неудач, внешнего давления.
2-я группа (менее важные/специфичные):
9. Разработка стратегии развития проекта.
10. Достижение поставленных целей проекта, несмотря на сложности и препоны.
11. Инновационное развитие для повышения капитализации бизнеса.
12. Ведение переговоров.
13. Ситуационное планирование ресурсов.
(Здесь и далее цитируется по: [Лаптев, 2015; Лаптев и. др., 2010].
Далее исследователи построили два балльных профиля предпринимателя (рис. 1):
• профиль «потенциального предпринимателя», отражающий требуемый «на входе» уровень выраженности компетентно-стей для того, чтобы ожидать успешность в освоении профессии предпринимателя и дальнейшей деятельности;
• профиль «готового предпринимателя», отражающий уровень выраженности ком-петентностей в идеале для максимально успешного функционирования в качестве предпринимателя «на выходе»
По этим результатам работы можно легко выделить «soft skills» и «hard skills» предпринимателя: первые — являются целью обучения предпринимательству, вторые — составляют основание для определения минимальных требований к обучающимся «на входе», при вступительных испытаниях. Так, согласно упомянутой здесь работе Лаптева «жесткими навыками», не вырабатываемыми в результате обучения предпринимательству и, следовательно, требуемыми от обучающегося «на входе», являются: инновативность, решительность в ситуации неопределенности, целеустремленность, инициативность [Лаптев и др., 2010].
Так можно получить ответ на вопрос, необходимы ли вступительные испытания перед программой предпринимательского обучения и какой сложности они должны быть.
Рис. 1. Графическое изображение профилей
предпринимателя Fig. 1. Graphical représentation of entrepreneur profiles
В итоге был представлен конечный вариант модели компетентностей предпринимателя с обоими профилями (табл. 1) Значения чисел в профилях: 7!! - компетентности критической значимости, практически не поддающиеся развитию (т.е. должны быть изначально развиты на высоком уровне).
6! - компетентности высокой значимости, практически не поддающиеся развитию
6++ - компетентности высокой значимости, средне поддающиеся развитию, т.е. изначально уровень развития должен быть приближен к желаемому на выходе
7+ - компетентности разной значимости, хорошо поддающиеся развитию, недостаточный уровень выраженности которых
Таблица 1. Итоговый профиль компетентностей предпринимателя и их расшифровка Table 1. Final profile of entrepreneurs competencies and their meanings
Веду- Компетен- Ее состав- Расшифровка Идеальный профиль
щим блок тность ные Готовый Потенциаль-
предприниматель ный предприниматель
Инноватив- 1) Креатив- — Способность находить кардинально но- 7!! 7!!
ность ность, 2) Интуиция, 3) Аналитичность 4) Гибкость мышления вые, нестандартные пути решения задач за счет: 1) стремления к высокой вариативности решений, генерирования большого количества идей (Креативность), 2) мгновенного улавливания перспективной возможности (Интуиция), 3) умения структурировать информацию, выделять ключевые несоответствия, проблемные места или ошибки, выявления причинно-следственных взаимосвязей и тенденций (Аналитичность), 4) способности быстро перестраиваться, интегрируя вновь поступающую информацию в собственные предложения, способности предлагать различные варианты решения одной задачи, восприимчивости и толерантности к различным идеям (Гибкость мышления)
>s 3 Проектное 1) Проекти- — Способность выделять и описывать по- 6++ 5++
i j воображе- рование, следовательность шагов, необходимых
л <D ние 2) Стратегич- для достижения определенного результа-
л ность, та за счет:
О 3) Предусмо- 1) склонности определять перспектив-
Ш трительность ность идей и принимать решения с точки
зрения будущего и долгосрочных прогнозов (Стратегичность), 2) способности предвидеть возможные варианты развития ситуации и возникающие проблемы, оценивать вероятность и риски наступления прогнозируемых событий и продумывать конкретные способы действия в них (Предусмотрительность).
Решитель- 1) Толеран- — Готовность действовать и умение при- 7!! 7!!
ность в си- тность и не- нимать решения в ситуации неопреде-
туации не- определен- ленности, смелость в принятии решений
определен- ность, за счет:
ности 2) Риско-вость, авантюрность, 3) Принятие решений 1) толерантности к ситуации хаоса, неупорядоченности и неопределенности(Толерантность и неопределенность), 2) авантюрного склада характера (жажды приключений и острых ощущений) (Авантюрность), 3) умения быстро принимать решения (Принятие решений)
Продолжение табл. 1
Веду- Компетен- Ее состав- Расшифровка Идеальный профиль
щим блок тность ные Готовый предприниматель Потенциальный предприниматель
Ведение переговоров — Умение четко излагать мысли, аргументировать, убеждать, отстаивать свою точку зрения. Умение и готовность слышать собеседника и говорить на его языке, договариваться о едином понимании 7+ 5+
>5 X 00 и н и X у 1 1 о -к о- X .0 л Контактность 1) Коммуникабельность, 2) Клиентоо-риентирован-ность — Умение устанавливать и поддерживать социальные связи, а также высокая активность в этом процессе за счет: 1) способности и желания быстро налаживать и поддерживать непосредственный контакт «здесь и сейчас», умения легко и хорошо говорить, навыков самопрезентации, публичного выступления, приветливости и обаяния (Коммуникабельность), 2) способности ориентироваться во взаимодействии на другого, проявлять внимание к его потребностям и состояниям (Клиентоориентированность) 6! 6!
л X и ^ о 1 О Саморегуляция 1) Стрессоу-стойчивость, 2) Работоспособность — Умение сохранять эффективность собственной деятельности в трудных условиях, а именно: 1) в ситуации сильного стресса (критической ситуации, ситуации неудач и внешнего давления), за счет способности управлять своими эмоциональным состоянием (Стрессоустойчивость), 2) в ситуации длительного напряжения и необходимости работать без отдыха (в ситуации аврала и т.п.), за счет воли и выносливости (Работоспособность) 7++ 6++
Ситуационное планирование — Способность рассчитывать и распределять ресурсы (материальные, человеческие) и действия проекта во времени с учетом вероятности изменения ситуации, а также умение гибко и быстро перестраивать план и схему использования ресурсов 6+ 4+
Организационный Лидерство (работа с командой) 1) Эмоциональное лидерство (влиятельность и проницательность), 2) Организационное лидерство — Умение формировать вокруг себя команду и управлять ею за счет: 1) умения видеть и чувствовать сильные стороны других людей, их потребности и мотивы (Проницательность), а также способности вовлекать в работу, мотивировать, энергетизировать других, умения влиять, харизматичности (Влиятельность), 2) умения видеть оптимальные роли участников, организовать и сценировать процесс работы, ставить задачи. Способности заполнять пустующие роли (полироле-вость) и применять разные стили руководства (Организационное. лидерство) 6++ 5++
Продолжение табл. 1
Веду- Компетен- Ее состав- Расшифровка Идеальный профиль
щим блок тность ные Готовый предприниматель Потенциальный предприниматель
>5 Автономность 1) Самостоятельность, независи- — Стремление и способность к реализации деятельности автономно и независимо за счет: 6++ 5++
X о и ^ л м и X л ^ а О мость, 2) Самоорганизация 3) Ответственность 1) умения эффективно распределить, рассчитать свое время, расставить приоритеты, не тратить его на «пустое», умения быть собранным (Самоорганизация), 2) готовности брать на себя и нести полную ответственность за принятие решений (Ответственность)
>5 Ориентация на изменение и развитие 1) Ориентация на развитие, 2) Обучаемость, 3) Адаптивность, 4) Рефлексивность — Способность и стремление к постоянному развитию и изменению за счет: 1) стремления к самосовершенствованию, наличия широкого спектра интересов, открытости новому, любознательности (Ориентация на развитие), 2) способности быстро осваивать большие объемы новой информации, учиться (Обучаемость), 3) способности быстро перестраивать стратегию поведения в зависимости от изменяющихся условий, интегрировать в свою стратегию модели поведения других (Адаптивность), 4) склонность и способность к анализу своих действий, ошибок и проявлений, адекватная самооценка (Рефлексивность) 6! 6!
Личностны Целеустремленность 1) Настойчивость, 2) Уверенность в себе, 3) Ориентация на результат, 4) Оптимизм, 5) Перфекци-онизм — Склонность и способность выстраивать свою деятельность, отталкиваясь от поставленной цели, для достижения желаемого результата вопреки возникающим препятствиям и трудностям за счет: 1) умения не отступать, повторять попытки достичь результата, пока он не будет достигнут, идти до конца, отстаивать свои интересы (Настойчивость), 2) уверенности в себе и своих сипах, высокой самооценки (Уверенность в себе), 3) умения выстраивать систематичную последовательность действий по достижению результата, контролировать его и проявлять терпение в ожидании «плодов» (Ориентация на результат), 4) склонности верить в положительный исход дела (Оптимизм), 5) стремление делать все максимально качественно, наилучшим образом (Перфек-ционизм) 7!! 7!!
Окончание табл. 1
Ведущий блок Компетентность Ее составные Расшифровка Идеальный профиль
Готовый предприниматель Потенциальный предприниматель
Личностный Инициативность 1) Проективность 2) Амбициозность 3) Мотивация достижения, 4) Конкурентность — Склонность и стремление проявлять активность в инициации новой деятельности с амбициозными задачами за счет: 1) желания изменить мир, склонности ставить труднодостижимые цели (Амбициозность), 2) способности быстро переводить идеи и слова в действия, проактивному поведению (Активность, проактивность), 3) склонности к конкурентному, соревновательному поведению (Конкурентность) 7!! 7!!
можно компенсировать при обучении, используя специальную программу
Профиль компетентностей строится по 7-балльной шкале, где:
0 — качество не проявлено
1 — крайне малая выраженность качества
2 — низкая выраженность
3 — недостаточная выраженность для успешной профессиональной деятельности
4 — соответствие уровня развития качества требованиям актуальной деятельности
5 — качество представлено хорошо
6 — качество представлено очень хорошо
7 — самый высокий уровень выраженности
Каждый следующий уровень имплицитно содержит в себе предыдущие, исключая нулевой уровень.
Следует отметить, что мы не разделяем общую пессимистичность коллег по поводу отдельных предпринимательских компетентностей, «практически не поддающихся развитию». Развить можно любой навык, но при этом происходит не просто обучение, а существенная трансформация личности учащегося. Поэтому, как отмечалось выше, что бы избежать интенсивных психологических тренингов, высокий уровень развития значимых навыков можно тестировать и обучающихся «на входе» в программу обучения.
6. Стандартизация и оценка качества программ обучения предпринимательству
Данному вопросу были частично посвящены доклады
Ю. Б. Рубина — «Предпринимательское образование: становление системы»;
А. Баркина «Рейтинг вузов по их влиянию на развитие предпринимательства — первый не только в России, но и в мире»;
А. Клюева — «Возможности и вызовы в системе предпринимательского образования в вузе»;
П. Лебедева — «Когда креатив, творчество и инновации вредны или что мы недоговариваем участникам образовательных программ по обучению предпринимательству».
Сегодня нет адекватных инструментов для оценки качества российских программ обучения предпринимательству, но по «вторичным признаками» и косвенным показателям можно предположить, что качество низкое, неудовлетворительное для российского бизнеса. Так, А. Клюев, напомнил о данных Всемирного банка, исследующего деловую среду и производительности предприятий разных стран, через осуществление прямого интервьюирования топ-менеджеров (Business Environment and Enterprise Performance Survey, BEEPS). По опросам ру-
ководителей российского бизнеса, одной из ключевых проблем, ограничивающих рост российского предпринимательства, являются недостаточные профессиональные навыки и уровень образования работников (табл. 2).
Качество образования принято рассматривать в формальном и реальном аспектах. В реальном аспекте качество образовательной услуги определяется как степень удовлетворенности потребителей услуги. В формальном аспекте качество образования определяется как степень соответствия образовательному стандарту. Отсюда и вытекает необходимость стандартизации программ обучения предпринимательству. Другими словами, необходимо разработать стандарт обучения нестандартному мышлению.
К вопросу стандартизации программ предпринимательского обучения участники конференции подошли с разных позиций:
— с точки зрения серийного инновационного предпринимателя, участвующего в реализации программ обучения технологическому предпринимательству, стандартизация — процесс противоположный предпринимательству, подменяющий креативность и поиск новых возможностей конкретным нормативом, правилом или принципом;
— с точки зрения заслуженного работника высшей школы Российской Федерации, стандартизация — процесс, обеспечивающий подтверждение надлежащего качества обучения предпринимательству, без чего невозможно гарантировать запланированные результаты обучения.
Стандартизация образовательных программ — фундаментальный элемент российской образовательной системы, непосредственно связанный с подсистемой оценки качества образовательных услуг.
Но как разработать такой стандарт обучения предпринимательству, который был бы рамочным для всех реализуемых сегодня в российской системе профессионального образования программ обучения предпринимательству? Как разработать образовательный стандарт, который учел бы все разнообразие методологии и дидактики программ обучения предпринимательству? Как в одном стандарте увязать специфику технологического, инвестиционного, внутрифирменного и социального предпринимательства?
В настоящее время работа по стандартизации программ обучения предпринимательству ведется в рамках деятельности РА-ОП, одной из стратегических целей которой является законодательное признание предпринимательства особой профессией и утверждение предпринимательства в качестве отдельной квалификации бакалавра или магистра. Сегодня же обучение предпринимательству занимает дополнительное и второстепенное место в учебных планах по менеджменту, маркетингу, финансам, экономике и по иным специальностям.
Дополнительной сигнальной системой качества обучения предпринимательству может служить рейтингование и ранжирование организаций профессионального образования. Так, например, Московская школа
Таблица 2. Значимость для развития предпринимательства образования и навыков работников Table 2. The importance of employees education and skills for the development of entrepreneurship
Что ограничивает развитие предпринимательства? 2005 г. 2008 г. 2012 г.
Налоговые ставки 2 2 1
Коррупция 3 3 2
Навыки и уровень образования работников 4 1 3
Примечание. BEEPS At-A-Glance 2008, 2012, Russia, The World Bank Group
управления СКОЛКОВО и Международное агентство «Интерфакс» составили, вместе с крупным отечественным бизнесом, консорциум для пилотной разработки рейтинга университетов по тому позитивному вкладу, который они своим функционированием вносят в стимулирование предпринимательства: внутри себя, т. е. в студенческих массах, в своих инкубаторах, среди научного и педагогического состава; вовне, в инфраструктурах и экосистемах предпринимательства в регионах своего присутствия и влияния, т. е. комплексного вклада университетов в развитие предпринимательства.
По результатам пилотного проекта был создан механизм рейтингования, и было произведено апробирование механизма на данных топ-25 вузов России, с разделением их по «лигам».
Как отмечает директор Центра образовательных разработок СКОЛКОВО А. В. Бар-кин, продукт разработки выявил целый ряд интересных закономерностей в развитии образовательных учреждений, а главное, позволил на практике доказать, что возможна и желательна разработка рейтингов вузов, нацеленная на прикладные нужды пользователей.
7. Методы обучения предпринимательству
Данный вопрос был частично раскрыт в следующих докладах:
R. Smilor — «Обучение на практическом опыте: как стимулировать студентов на занятиях и вне аудитории»;
М. Плотников — «Кейс-метод в обучении предпринимательству: классика HBS и современный российский опыт»;
B. Шоптенко — «Технологии массового развития бизнес-компетенций»;
C. Салкуцан — «Построение предпринимательской экосистемы: Опыт СпбПУ»;
А. Коротков — «Феномен стартап-сту-дий и их потенциальное влияние на развитие предпринимательского образования».
Очевидно, что предпринимательству невозможно обучить, используя исключительно традиционные методы профессионального образования. Развитие креативности, решительности, мастерства управления предпринимательскими ресурсами обеспечивается особыми методами прямой передачи опыта. Российская система профессионального образования еще не окончательно методологически переориентировалась от унаследованного от го-сударсвтенной заучивания фактического материала, на выработку и закрепление проефссиональных (когнитивных и социальных) навыков.
Именно в вопросе методологии обучения предпринимательству российским коллегам понадобился зарубежный (США) опыт разработки и реализации программ обучения, несмотря на отличающиеся кардинальным образом политический, идеологический и социокультурный контексты образовательных процессов в России и США.
Опыт американских коллег, развитие и накопление которого не сдерживались ведомственными нормативами и правилами, для представителей российской образовательной системы кажется одновременно и интересным, и необычными.
Из всех западных методов обучения самый распространенный сегодня в российской системе обучения предпринимательству — кейс-стади.
Кейс — это не просто описание конкретной ситуации из какой-либо сферы деятельности, для которой либо уже имеется готовое решение (лучшая практика), либо есть понимание того, каким решение может быть, либо же это решение еще нужно найти. К кейсу предусматривается несколько заданий, выполняемых последовательными операциями. Здесь важным является развитие способности применения теоретических знаний к практическим задачам.
Данный метод апробирован в системе дополнительного образования — бизнес-образования (MBA). В системе профессиональ-
ного образования кейс-стади используется и на уровне среднего профессионального образования, и в бакалавриате, и в магистратуре. Кейс-стади все чаще используют и как метод научного исследования.
Часто в обучении предпринимательству метод кейс-стади реализуется на принципах проблемно ориентированного обучения, когда обучающиеся осуществляют самостоятельную работу, потом закрепляют ее семинаром и в заверешение получают лекцию по рассматриваемой теме. Можно сказать, что с методологической точки зрения, проблемно-ориентированное изучение кейса — это продолжение и развитие «перевернутого» урока в средней школе.
В рамках проблемно-ориентированного обучения на учащихся в части их самостоятельной работы ложится ответственность за информационное обеспечение решения кейса, проще говоря, дополнение и детализация данных кейса. В такой ситуации изначальная полнота и достоверность данных кейса уже не имеют значения. При отлаженной методике проблемно-ориентированного кейс-стади, кейсом может служить запись в блоге, статья в газете, новость в СМИ. Любая информация, связанная с бизнесом, которая повествует о проблемности и привлекает внимание учащихся, становится отправным пунктом для сбора данных, достраивания кейса и его решения.
Однако практика реализации кейс-метода при обучении предпринимательству выявила его — неадекватность и несоответствие целевым предпринимательским компетенциям: то, что было эффективно для обучения менеджеров и специалистов отдела, не подходит для обучения предпринимателей. Так, М. Плотников в своем докладе отметил ряд характеристик кейс-метода, которые в контексте обучения предпринимательству можно признать недостатками:
— кейс- метод развивает аналитические навыки вместо креативных;
— обеспечивает обсуждение вместо действия;
— у кейс-метода отсутствуют результаты внедрения решений.
Можно также добавить, что кейс-метод развивает конвергентное мышление, но не дивиргентное: когда проблема кейса четко описана, задан понятный контекст и границы рассмотрения, существует алгоритм решения, тогда креативность и решительность подменяются планомерностью и исполнительностью.
Доклад и воркшоп Рея Смайлора были посвящены концепции «обучения на опыте» (Experiential Learning) — системе смешанных методов очного и самостоятельного обучения, которая позволяет обучающимся пережить опыт предпринимательства (предпринимательский experience): погрузиться в практику предпринимательства, взаимодействовать с ролевыми моделями, развивать навыки и укреплять веру в себя и доверие окружающих. В качестве очных методов «опытного обучения» используются кейс-стади, мастер-классы предпринимателей, деловые игры, практические упражнения, виртуальные симуляции бизнес-проекта. К заочным методам опытного обучения относят конкурсы на лучший бизнес-проект и лучшую бизнес-модель, экспресс-презентации (Pitches), стажировки, клубы предпринимательства, посещение компаний, ужин/ завтрак с предпринимателем и др.
Здесь обучение предпринимательству реализуется с помощью особых методов передачи опыта предпринимательского мышления. Как отмечает Р. Смайлор, идея опытного обучения является самым мощным аспектом всего обучения предпринимательству: мы можем смотреть и слушать — это полезно, но если мы пережили что-то — это может быть очень мощным способом вдохновения студентов, потому что в обучении предпринимательству важно не только учить, но и вдохновлять студентов. По сути «опытное обучение» — это обучение действием.
Одним из элементов такой передачи является непосредственный контакт препода-
вателя с обучающимся. Докладчиков конференции, использующих такие методы, можно было легко распознать: они выходили из-за кафедры, спускались с микрофоном в зал и, свободно по нему перемещаясь, делали свои заявления.
Заключение
На основании анализа докладов и дискуссий конференции можно сделать несколько выводов.
Проектирование системы и последующая реализация программ обучения предпринимательству невозможны без решения (как минимум) пяти ключевых задач.
1. Определение сущности предпринимательства как профессиональной деятельности в сочетании и соотношении понятий: конструктивное/деструктивное/ криминальное предпринимательство; инновационное, технологическое предпринимательство; социальное (коммерческое и некоммерческое) предпринимательство; внутрифирменное предпринимательство и др.
2. Формирование и содержательное наполнение компетентностной модели предпринимателя (от сущности предпринимательства к набору предпринимательских компетенций и компетентностей), что позволяет определить уровень вступительных требований к обучающимся.
3. Стандартизация программ обучения предпринимательству как основание для интеграции программ обучения предпринимательству в российскую систему профессионального образования и формальное обеспечение деятельности по оценке качества услуг обучения предпринимательству.
4. Определение содержания программ обучения предпринимательству: от компетентностной модели предпринимателя к набору дидактических единиц.
5. Апробация широкого спектра инструментов, средств и методов организации и реализации процессов обучения предпри-
нимательству в российской практике реализации образовательных услуг.
В настоящее время вся совокупность процессов обучения предпринимательству, реализуемых сегодня на разных уровнях российского образования, не систематизирована. Не выработан единый подход к пониманию способов решения ключевых задач создания российской системы обучения предпринимательству, который бы позволял учесть разнообразный российский опыт реализации процессов обучения предпринимательству.
Российская система обучения предпринимательству, находящаяся на стадии становления, не разработала (и не имела) собственную методологию обучения предпринимательству, отражающую национальную специфику образовательных отношений и особенности российского предпринимательства. Используются образовательные методы, заимствованные из подсистемы бизнес-образования, разработанные и доказавшие свою эффективность в условиях, свойственных образовательной системе англо-саксонского типа. Однако российское предпринимательское и (отдельно) педагогическое сообщества функционируют в ином социокультурном, циви-лизационном контексте, чем наши западные коллеги.
Но как подсистема образования собственная российская методология оценки качества профессионального обучения предпринимательству — разрабатывается сегодня под эгидой РАОП.
Список литературы
1. Коваленко А. И., Зарецких С. А. Дискуссия о профессионально-ориентированном подходе к предпринимательству // Современная конкуренция. 2012. № 3 (33).
2. Лаптев Г. Д. Предпринимательское управление: формулируем и развиваем компетентности // Проблемы теории и практики управления. 2015. № 9.
3. Лаптев Г. Д., Ладионенко М. А., Полежаева Е. А., Храмкова Е. Л., Шайтан Д. К. Компетентностный подход и роль дизайн-мышления в обучении инновационному предпринимательству. М.: Innovation Studio, 2010.
4. Рубин Ю. Б. Российское предпринимательство как направление российского образования // Современная конкуренция. 2012. № 6 (36).
5. Чижов Г. А., Король Н. А. Анализ компетенций предпринимателя на различных этапах его деятельности // Сборник тезисов докладов Международной конференции «Компетентностный подход в обучении предпринимательству в организациях высшего и среднего профессионального образования». М.: РАОП, 2015.
References
1. Chizhov G. A., Koval N. A. Analiz kompetentsiipredprini-matelya na razlichnykh etapakh ego deyatel'nosti [Analysis of competencies entrepreneurs at various stages of his activity]. Theses of reports from Annual International Conference «Competency Based Entrepreneurship Education at Universities and Colleges». Moscow, RUAEE Publ., 2015.
2. Kovalenko A. I., Zaretskyh S. A. Diskussiya o profes-sional'no-orientirovannom podkhode k predprinimatel'stvu [Discussion of professional-oriented approach to entrepre-neurship]. Journal of Modern Competition, 2012, vol. 6, no. 3 (33).
3. Laptev G. D., Ladionenko M. A., Polezhaeva E. A., Khra-mkova E. L., Shaitan D. K. Kompetentnostnyi podkhod i roi dizain-myshleniya v obuchenii innovatsionnomu predprinimatel'stvu [Competence approach and the role of design-thinking in innovative entrepreneurship education]. Moscow, Innovation Studio Publ., 2010.
4. Laptev G. Predprinimatel'skoe upravlenie: formuliruem i razvivaem kompetentnosti [Entrepreneurial management: creation and development of competencies]. Theoretical and Practical Aspects of Management, 2015, no 9 (in Russian, abstr. in English).
5. Rubin Yu. B. Rossiiskoe predprinimatel'stvo kak napravle-nie rossiiskogo obrazovaniya [Russian entrepreneurship as area of russian education]. Journal of Modern Competition, 2012, vol. 6, no. 6 (36).
A. Kovalenko, МFPA «Synergy», Moscow, Russia, [email protected]
The design challenges for Russian entrepreneurship education system
The article describes the main topics and narratives, discussed at the Third Annual International Conference «Competency Based Entrepreneurship Education at Universities and Colleges» organized jointly by the National Association for Entrepreneurship Education (RUAEE) and the Center for Entrepreneurship.
The purpose of this article is an attempt to reveal diversity of emerging objectives for Russian entrepreneurship education system and related narratives, which constitutes the recent conference, and reflects as key design challenges.
Preliminarily author reveals set of theoretical problems of designing a system of professional entrepreneurship education — problems which, presumably, are known by members of the association, and for which there is no standard solution or rule.
The author relates the main issues, discussed at the Third Annual International Conference with the key design challenges for Russian entrepreneurial education system.
Based on the analysis of reports and discussions at the conference author consistently describes each of the key objectives in design of entrepreneurship education system:
— to determine and understand the essence of entrepreneurship, as a social phenomenon and as a professional activity;
— to determine the main function and the content of educational programs;
— to determine the content of competence model of the entrepreneur, and the classification of all competences as major and minor;
— to standardize the system of entrepreneurship education in order to evaluate the quality of en-trepreneurship education programs in Russia;
— to develop special methodology of entrepreneurship education, able to reflect national specifics of educational relations and peculiarities of russian business.
The system of entrepreneurship education in Russia has not developed special methodology of entrepreneurship education. But, as an educational subsystem, russian methodology for assessing the quality of entrepreneurship education is developing today by RUAEE.
Keywords: entrepreneurship education, competence model of the entrepreneur, the system of vocational education, entrepreneurial mindset.
About author: A. Kovalenko, PhD in Economy, Аssistant Professor
For citation: Kovalenko A. The key design challenges for Russian entrepreneurship education system. Journal of Modern Competition, 2015, vol. 9, no. 6 (54), pp. 63-81 (in Russian).