Научная статья на тему 'Высшее предпринимательское образование в России: диагностика проблемы'

Высшее предпринимательское образование в России: диагностика проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2322
324
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ / ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОМ ОБРАЗОВАНИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ ФУНКЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ / ENTREPRENEURSHIP EDUCATION / ENTREPRENEURSHIP LEARNING AND TRAINING / EDUCATIONAL NEEDS OF POTENTIAL ENTREPRENEURS / TEACHING TARGETS IN ENTREPRENEURSHIP EDUCATION / ENTREPRENEURSHIP AS A PROFESSIONAL ACTIVITY / ENTREPRENEURIAL FUNCTIONS / EDUCATIONAL PROGRAMS IN ENTREPRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рубин Юрий Борисович

В статье рассматриваются предмет предпринимательского образования в системе российского высшего образования и его составные части, анализируются вызовы и проблемы, с которыми сталкиваются российские вузы, заинтересованные в реализации образовательных программ по предпринимательству, дается характеристика подходов в обучении предпринимательству, используемых европейскими, американскими университетами, а также вузами стран «третьего мира» и пока не применяемых в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рубин Юрий Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENTREPRENEURSHIP EDUCATION IN RUSSIA: DIAGNOSIS OF THE PROBLEM

The article describes the state of Entrepreneurship education in Russian educational system and its elements. The author analyzes the challenges and problems, encountered by Russian universities on the way to implement educational programs in Entrepreneurship. Also the author explains approaches used by European, American universities and educational institutions of developing countries, which are not yet in use by Russian universities.

Текст научной работы на тему «Высшее предпринимательское образование в России: диагностика проблемы»

г

ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

j

ВЫСШЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: ДИАГНОСТИКА ПРОБЛЕМЫ

РУБИН Юрий Борисович - д-р экон. наук, профессор, член-корр. РАО, ректор, Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Президент Национальной ассоциации обучения предпринимательству. E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются предмет предпринимательского образования в системе российского высшего образования и его составные части, анализируются вызовы и проблемы, с которыми сталкиваются российские вузы, заинтересованные в реализации образовательных программ по предпринимательству, дается характеристика подходов в обучении предпринимательству, используемых европейскими, американскими университетами, а также вузами стран «третьего мира» и пока не применяемых в России.

Ключевые слова: предпринимательское образование, обучение предпринимательству, образовательные потребности потенциальных предпринимателей, цели обучения в предпринимательском образовании, профессиональное предпринимательство, предпринимательские функции, образовательные программы по предприним-ательству

Предпринимательское образование как социальный заказ

На протяжении последних 30 лет предпринимательство является неотъемлемой составной частью российской экономики. Роль предпринимательства как естественного драйвера социально-экономических отношений в российском обществе возрастает в условиях кризисных состояний национальной экономики, а сегодня - на фоне ориентации экономики на импортозамещение.

Формирование в нашей стране системы предпринимательского образования, нацеленной на подготовку и воспитание конкурентоспособных предпринимателей, могло бы стать важным элементом государственной политики, ведь постоянное воспроизводство предпринимательского сословия является цементирующей основой любой эффективной национальной системы предпринимательства.

В настоящее время обучение предпринимательству в России носит преимущественно неформальный характер. Оно включает краткосрочные бизнес-тренинги,

разного рода занятия по конструированию инноваций и генерированию бизнес-идей, курсы для молодых предпринимателей по бизнес-планированию, бизнес-моделированию и инвестированию, курсы по учету и налогообложению малого бизнеса, а также более длительные обучающие программы, в том числе с государственным финансированием, ориентированные на стартапе-ров и участников немногочисленных бизнес-инкубаторов.

Формальное образование представлено в настоящее время программами дополнительного образования «Мастер делового администрирования», а также программой «Экономика предпринимательства» для аспирантов. Кроме того, в небольшом числе университетов и колледжей преподаются разрозненные курсы по предпринимательству или его основам. Проблема, однако, состоит в том, что сама тема обучения предпринимательству пока не получила целостного представления на образовательных пространствах среднего профессионального образования, бакалавриата, магистратуры, т.е. в ключевых звеньях подго-

6

Высшее образование в России • № 11, 2015

товки людей к профессиональной деятельности. Российские вузы и колледжи, по существу, не участвуют в должной мере в обучении молодежи предпринимательству, хотя порядка полутора десятков российских колледжей имеют «предпринимательское » наименование. В Москве, например, функционируют «Колледж предпринимательства», «Колледж малого бизнеса», подведомственные Департаменту образования города.

Главная причина такого положения состоит в том, что в организации СПО, бакалавриата и магистратуры отсутствуют как базовая концепция, так и стандарты обучения предпринимательству. В результате университеты и колледжи не располагают основными образовательными программами, которые были бы нацелены преимущественно на получение студентами предпринимательского образования и системно ориентированы на формирование у выпускников соответствующих компетенций. Попытки компенсировать это введением «предпринимательской составляющей» в образовательные программы по другим направлениям («предпринимательский профиль » в ФГОС бакалавриата по направлению «Менеджмент», программа по продю-сированию в магистратуре) приводят лишь к искусственному вкраплению предпринимательской тематики в направления подготовки людей к другому типу профессиональной деятельности. Такие полумеры не могут обеспечить эффективного приобретения выпускниками профессиональных компетенций, необходимых для занятия предпринимательством на конкурентоспособном уровне. К примеру, упомянутый бакалаврский стандарт по менеджменту предусматривает формирование у студентов компетенций лишь в сфере бизнес-планирования, нахождения и оценки новых рыночных возможностей и формулирования бизнес-идеи, а также оценки экономических и социальных условий осуществления предпринимательской деятельности,

как будто этим исчерпывается совокупность знаний, умений, пониманий и владений, необходимых людям для успешного занятия предпринимательством! В условиях искусственных ограничений на изучение предпринимательства в университетах и колледжах тем более сложно ожидать от законопослушныхобразовательных организаций появления таких актуальных во всем мире профилированных программ обучения, как «Социальное предпринимательство», «Инновационное предпринимательство», «Технологическое предпринимательство», «Государственное предпринимательство » и др., хотя «проблемы профилирования подготовки специалистов возникли не сегодня» [1, с. 11].

На этом фоне вполне естественным является неутоленный спрос российских студентов на приобретение недостающих им компетенций в сфере занятия предпринимательством на профессиональном уровне. Ведь жизнь обязательно потребует от выпускников знания и понимания смысла предпринимательства, этики предпринимательства, предпринимательского права, навыков квалифицированного выполнения предпринимательских функций, принципов успешного ведения бизнес-процессов, развития бизнес-коммуникаций и т.п. Согласно данным недавнего исследования GUESS, порядка 60% опрошенных студентов российских вузов признали, что во время обучения у них не было ни одного курса по предпринимательству вообще, а остальным 40% предлагался лишь один курс по выбору. Между тем более 30% опрошенных выразили готовность посвятить свое учебное время курсам и/ или программам по предпринимательству. Этот показатель выше, чем аналогичный показатель в среднем в странах с длительным развитием рыночной экономики (25%) [2]. Образовательные потребности таких студентов вполне вписываются в общемировой тренд. Результаты специального исследования, проведенного в 38 странахмира, свидетель-

Практика модернизации образования

7

ствуют о том, что люди, как правило, предпочитают получать образование в области предпринимательства в рамках обычного формального образования в университете или колледже [3, p. 43]. Весьма актуальна и тема предпринимательских университетов [4].

По данным опроса, который проводился в 2013 г. в рамках проекта Global Competitiveness Report, 79% действующих предпринимателей сочли необходимым рекомендовать разработку и внедрение специальных программ по предпринимательству в образовательную деятельность российских организаций высшего и среднего профессионального образования. При этом 23% респондентов выказали уверенность в том, что образование в области предпринимательства и обучение бизнес-навыкам являются весьма важными факторами развития предпринимательской деятельности в России [5]. На это следует обратить внимание потому, что, согласно данным ВЦИОМ, 23% россиян обнаруживают устойчивое желание открытия собственного бизнеса. Такое желание свойственно прежде всего жителям средних городов (32%) и молодым людям от 18 до 24 лет (46%) [6]. Однако это желание наталкивается на низкий уровень компетентности предпринимателей именно в сфере ведения собственного бизнеса, что обусловливает низкий уровень выживаемости российских компаний. Согласно данным Глобального мониторинга предпринимательства (GEM -Global Entrepreneurship Monitoring), лишь 33% способны пережить рубеж 3,5 года активной деятельности (для сравнения: в странах Западной Европы и США такой показатель не бывает ниже 50%) [7].

Для превращения предпринимательства в упорядоченное и добросовестное занятие для сотен тысяч российских граждан следует выработать адекватную вызовам времени платформу предпринимательского образования, которая способствовала бы глубокому укоренению предприниматель-

ской деятельности и предпринимательского образа мышления в жизнь страны. Это позволило бы перейти от преподавания разрозненных курсов к стройной системе современного предпринимательского образования.

Дискуссии о предмете обучения

Ключевым в построении такой системы является вопрос о предмете обучения. В Гражданском кодексе (ГК) РФ (статья 2) содержится, например, такое определение предпринимательства: «Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке». Современное российское законодательство также регламентирует сделки и типы хозяйствующих субъектов, дает правовые оценки таким негативным явлениям, как мошенничество предпринимателей, уклонение от уплаты налогов, незаконное предпринимательство, ничтожность и недействительность сделок и др.

Заметим, однако, что в национальном законодательстве стран с устойчивой рыночной экономикой нормативные определения предпринимательства встречаются крайне редко. Явление существует, а соответствующей законодательной нормы как бы нет. Так происходит потому, что предпринимательство обладает множественностью функций, которую сложно облечь в непротиворечивую юридическую форму. Действительно, если главный мотив предпринимательства - это «систематическое получение прибыли», то корректно ли формулировать «получение прибыли» в качестве главного предмета обучения? Надо ли вообще обучать тому, как делать деньги посредством извлечения прибыли из карманов добросовестных приобретателей? Вряд ли удастся обнаружить специфичес-

8

Высшее образование в России • № 11, 2015

кий предмет обучения и в «пользовании имуществом, продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг » - ведь каждое из перечисленных действий изучается в большом числе иных областей образования. Риски же или самостоятельность деятельности присущи не только предпринимателям.

Следует поэтому признать, что процитированное выше определение не содержит указаний на предмет повседневной деятельности, который можно было бы отнести к исключительной компетенции предпринимателей и который составил бы основу предмета обучения предпринимательству. В условиях такой смысловой неопределенности остается загадкой, чем же все-таки занимаются предприниматели, проявляя у всех на виду недюжинную активность.

Полной противоположностью соотнесения предпринимательства с «систематическим получением прибыли » 1 являются различные теоретические и обывательские представления о предпринимательстве как о божественном или природном даре, о совокупности уникальных человеческих качеств, якобы присущих особым людям. В настоящее время имеет место немало «психологических» теорий предпринимательства, в той или иной мере развивающих концепцию «предпринимательского духа» (термин, получивший широкую известность благодаря классическому труду Вернера Зомбарта «Буржуа» [10, с. 4549]). В них предприниматели поголовно объявляются носителями необычайных личностных черт, которые не наблюдаются у остального человечества. Такое понимание распространено и в среде состоявшихся предпринимателей. Не получившим

в прошлом систематического предпринимательского образования, им лестно рассматривать себя как уникумов, ставших таковыми по воле судьбы.

Подобные представления высказывались в прошлом и в отношении обучения другим профессиям, например, профессии менеджера, писательской профессии, актерской профессии и др. Говорили, например, о том, что менеджером надо родиться, что обучение менеджменту должно быть неким небольшим дополнением к инженерному или иному «нормальному» образованию. К счастью, сегодня мало кто сомневается в том, что менеджмент - это самостоятельное профессиональное занятие, предполагающее наличие специальной компетентности в области менеджмента персонала, менеджмента финансов, менеджмента качества, менеджмента инноваций, стратегического менеджмента, операционного менеджмента и т.д.

В современных теориях предпринимательства представлены различные подходы к определению предмета предпринимательской деятельности [11, с. 9-33]. Вместе с тем мировая практика обучения людей предпринимательству в университетах и колледжах десятилетиями формировалась на основе всеобщего согласия в том, что предметом обучения предпринимательству - в противоположность, например, обучению менеджменту или любой другой профессии - является уникальный предмет, а именно, собственное предпринимательское дело.

Предпринимательство является одним из важнейших направлений профессиональной деятельности людей. Оно представляет собой деятельность по учрежде-

1 Трактовка предпринимательства как деятельности людей, направленной исключительно на получение прибыли, восходит к широко известному теоретическому положению, сформулированному К. Марксом в третьем томе «Капитала». Речь идет о прибыли как о превращенной форме прибавочной стоимости [8, с. 43]. В свою очередь, прибавочная стоимость в теории К. Маркса, как известно, является количественным мерилом капиталистической эксплуатации - присвоения владельцами предприятий результатов неоплаченного труда нанятых работников (трудящихся) [9, с. 229].

Практика модернизации образования

9

нию собственного бизнеса и управлению им,организованную на законных основаниях, в конкурентной среде, на началах самозанятости и направленную на обеспечение создания новых благ и ценностей -производство и продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, а также на формирование и поддержание рабочих мест и несение социальных обязательств перед обществом и государством. Эта деятельность осуществляется владельцами бизнеса постоянно (регулярно) по мере ведения ими своего дела и проявляется в виде бизнес-процессов. Она охватывает учредительскую, креативную, созидательную, производственную, коммерческую, маркетинговую, инновационную, финансовую, управленческую и другие сферы профессиональной активности. Примером предпринимательских действий являются сделки, в которых материализуются отношения предпринимателей со своим окружением.

Таким образом, смысл предпринимательства состоит в том, чтобы самостоятельно, инициативно, на свой риск, под свою ответственность, с опережением конкурентов и обеспечением превосходства над ними управлять созданием своего бизнеса, владением им, удержанием его, по мере необходимости - своевременно осуществлять выход из бизнеса или его ликвидацию. Самостоятельность предпринимателей состоит, прежде всего, в обеспечении собственной занятости посредством создания для себя рабочего места и поддержании его в период занятия предпринимательством. Самозанятость предпринимателя является ключевым звеном в выборе, создании, ведении и развитии им подходящего предпринимательского дела.

Объектами бизнеса выступают результаты и ресурсы предпринимательского дела, а также совокупность бизнес-процессов и бизнес-коммуникаций. Они являются составными частями любого собственного бизнеса. Владение результатами и ре-

сурсами оформляется документально как права собственности на них, а управление бизнес-процессами и бизнес-коммуникациями, в которых используются ресурсы и достигаются результаты, обеспечивается исключительными полномочиями (командными высотами) в бизнесе, которые предприниматель закрепляет за собой в учредительных документах бизнес-единиц и внутрифирменных регламентах. Таковыми являются, к примеру, исключительные полномочия общего собрания акционеров, или участников обществ с ограниченной ответственностью, или единственных собственников - юридических лиц.

В сфере занятия собственным бизнесом все предприниматели выполняют пять обобщенных профессиональных функций. Четыре из них, а именно: создание собственного дела, ведение собственного дела, развитие собственного дела и прекращение участия в собственном деле - соотносятся с четырьмя стадиями жизненного цикла любого бизнес-проекта. Пятая функция состоит в обязательном участии всех предпринимателей в конкуренции между собой и с другим окружением (поставщики, потребители, др.) ради наиболее успешной реализации интересов собственного дела. Конкурируют между собой, конечно, не только предприниматели, но и любые акторы и экономические агенты. Однако лишь предприниматели конкурируют ради создания, ведения, развития либо успешного прекращения собственного дела. Именно собственный бизнес становится для них основным объектом, вокруг которого они разворачивают конкурентные действия, стремясь сделать его конкурентоспособным и конкурентно устойчивым. Выполнение данной функции столь значимо для предпринимателей, что даже закрепление самого термина «предпринимательство» (совершение действий в опережение других) в повседневной хозяйственной практике состоялось благодаря реалиям конкуренции.

10

Высшее образование в России • № 11, 2015

Все перечисленные профессиональные функции выполняют только предприниматели, подобно тому, как за дирижерским пультом стоит только дирижер и никто другой, а штурвал самолета держит в руках лишь пилот - больше некому. Благодаря тому, что специфическим объектом деятельности всех предпринимателей является собственное дело, предпринимательство отличается от других избираемых людьми занятий. Эта деятельность может выполняться профессионально либо непрофессионально. Профессиональное предпринимательство - это тип профессиональной деятельности людей, предпочитающих профессию предпринимателя любой другой. Обеспечивая свою занятость в своем собственном бизнесе, предприниматель получает возможность регулярно либо на систематической основе:

> результативно выполнять профессиональные функции и получать доход;

> приобретать, удерживать, усиливать конкурентные преимущества и избавляться от конкурентных недостатков;

> отстаивать свои законные профессиональные интересы и преодолевать конфликты интересов;

> самостоятельно, без указаний извне, реализовывать профессиональные знания, умения и навыки;

> полноценно организовывать свою собственную жизнь.

Эффективному выполнению этой деятельности, как и любой иной, следует учиться. Ведь нужно обладать не только юридическими предпосылками участия в предпринимательстве - иметь официальную регистрацию для занятия предпринимательством, необходимые лицензии на ведение определенных видов бизнеса, - но и профессиональными предпосылками. Профессиональная пригодность в сфере предпринимательства определяется прежде всего наличием профессиональной компетентности в этой сфере.

Обучение предпринимательству за рубежом

Впервые учебная дисциплина по предпринимательству появилась в 1947 г. в образовательной программе Гарвардского университета. Выделение предпринимательства как собой области университетского образования, обособленной от образовательной области «менеджмент», было произведено Карлом Веспером в результате исследования, которое он предпринял с целью каталогизации университетских программ по обучению предпринимательству [12].

В некоторых странах предпринимательство является весьма популярной специальностью/ направлением среднего профессионального и высшего образования. Так, в США - это третье по популярности направление высшего образования в бакалавриате (после юриспруденции и информационно-коммуникационных технологий и программирования). На европейском пространстве высшего образования предпринимательство входит в пятерку наиболее востребованных направлений обучения в бакалавриате.

За рубежом наблюдаются разные подходы к обучению предпринимательству в вузах и колледжах, обучение ведется с помощью не похожихдруг на друга программ, что отражает различия в эволюции национальных систем образования. Так, в американской традиции предпринимательского образования предмет обучения обычно связывается с деятельностью венчурных компаний, ориентированных на быстрый рост; оно нацелено на выработку навыков в области распознавания возможностей и распределения ресурсов в условиях высокорискового бизнеса, ориентированного на быстрый рост. В западноевропейской традиции обучение предпринимательству, как правило, фокусируется на развитии навыков, необходимых для ведения малого бизнеса, не всегда ориентированного на рост или расширение деятельности; главным

Практика модернизации образования

11

объектом изучения становятся малые предприятия [13].

Однако общим для многочисленных подходов, применяемых в зарубежных университетахи колледжах, является признание предпринимательства самодовлеющей областью образования, равноценной, например, менеджменту и экономике. Выпускники таких программ получают по окончании программ академические степени бакалавров или магистров предпринимательства.

Предпринимательское образование, предоставляемое университетами и колледжами, определяется как набор формализованного обучения, которое предназначено для информирования, тренировки и подготовки людей, заинтересованных в создании и развитии бизнес-структур. Цель такого образования - обучение предпринимательству как особому направлению деятельности и привитие учащимся навыков, полезных для того, чтобы стать успешным предпринимателем.

В большинстве зарубежных университетов, проявляющих в этом заинтересованность, студенты имеют возможность обучаться предпринимательству на специализированных факультетах (в школах бизнеса) по самостоятельным образовательным программам. В их числе - «Предпринимательство », «Предпринимательство и инновации», «Введение в предпринимательство», «Международный бизнес», «Бизнесэкономика», «Ведение бизнеса», «Предпринимательство и новые бизнесы» и др.

Поскольку в большинстве национальных образовательных систем и в международном образовательном пространстве высшего образования степень унификации образовательных программ не предусматривает создание государственных образо-вательныхстандартов и наличие головных вузов, являющихся «держателями» таких программ, структуры и содержание образовательных программ в разных университетах различаются между собой. Эти раз-

личия охватывают названия образовательных программ, перечни учебных модулей и дисциплин, количество обязательных дисциплин и дисциплин по выбору, объемы программ в часах и зачетных единицах, формы итогового контроля знаний/компе-тенций, формы прохождения практик/ стажировок.

Предлагаемые университетами образовательные программы ориентируют студен-тов-бакалавров на приобретение профессиональных компетенций, как правило, либо в области создания и развития инновационных бизнес-процессов, либо в области управления бизнес-процессами в любом традиционном или инновационном предпринимательстве, в том числе в таких его особенных формах, как семейное предпринимательство, женское предпринимательство, малое предпринимательство, среднее предпринимательство, либо в области ведения и развития предпринимательства в сфере высоких технологий. На уровень обучения в магистратуре выносятся более продвинутые образовательные программы по традиционному предпринимательству, инновационному предпринимательству, технологическому предпринимательству, социальному предпринимательству, а также специальные исследовательские программы по предпринимательству. Качество обучения и качество образовательных программ по предпринимательству во многих зарубежных университетах обеспечиваются многолетней практикой подготовки и воспроизводства квалифицированных педагогических кадров, а также учебно-методической базой, позволяющей университетам гарантировать успешное освоение студентами большинства необходимых компетенций для профессионального занятия предпринимательской деятельностью.

В настоящее время более 200 университетов США реализуют программы бакалавриата и магистратуры по предпринимательству. Многие из них предлагают не одну-единственную программу по предпринима-

12

Высшее образование в России • № 11, 2015

тельству, а комплекс программ основного и дополнительного образования в области предпринимательства: программы бакалавриата (основная и дополнительная специализации) и магистратуры, программы для учеников средней школы (13-14 лет), программы для старших школьников, аспирантов, выпускников, действующих предпринимателей. Студентам предлагается многообразие отдельных спецкурсов, стажировок, практик, проектных работ, программ наставничества (менторства). Кроме того, функционируют клубы предпринимательства, проводятся различные внеаудиторные образовательные мероприятия. В системе американского образования выделились университеты, объявившие обучение предпринимательству в качестве основного профиля своей образовательной деятельности (например, Babson College в Массачусетсе).

Система высшего образования США позволяет студентам, наряду с получением основной специальности (major), также получать дополнительную специальность (minor). Предпринимательская специальность может рассматриваться и как major, и как minor. Например, «Технологическое предпринимательство » часто выбирается в качестве дополнительной к основной инженерной специальности. Так, в Мэриленд-ском университете minor «Технологическое предпринимательство» предусматривает освоение студентами не менее пяти дисциплин на выбор из представленного ниже перечня: «Создание новых бизнесов - основы предпринимательства », «Анализ предпринимательских возможностей и принятие решений в технологических компаниях», «Основы технологических стартапов », «Анализ перспективных предпринимательских возможностей для технологических компаний », «Маркетинг высокотехнологичных продуктов и инноваций», «Стратегии управления инновациями», «Предпринимательское дизайн-мышление », «Основы предпринимательства и инноваций»,

«Исследование международного предпринимательства и инноваций», «Практикумпо социальномупредпринимательству». Приобретение студентами предпринимательской специальности в качестве major или minor является следствием освоения ими программ, которые отличаются высокой практической направленностью и предусматривают как аудиторные занятия, так и работу студентов над созданием и развитием собственных стартап-компаний, участие в программах наставников (менторов) из реального бизнеса, проведение лагерей (тренировочных сборов), стажировки в компаниях.

Важно отметить, что многостороннее развитие университетского предпринимательского образования характерно не только для Европы и США, но и для многих государств, которых традиционно относят к «странам третьего мира». Так, в образовательном кластере Дубая «Knowledge Village » программы бакалавриата и магистратуры по предпринимательству, предлагаемые представленными в нем американскими, европейскими и азиатскими университетами, входят в число топовых программ обучения. К примеру, из каталога образовательных программ Canadian University Dubai абитуриент может выбрать программы ВВА в маркетинге, управлении человеческими ресурсами, международном бизнесе, электронном бизнесе.

Студенты имеют возможность изучать предпринимательство в таких африканских университетах,как Университет Лагоса, Федеральный университет технологии (отделение технологии предпринимательского менеджмента), Университет Уйо, Университет Бэбкок, Государственный университет Бенуэ, Государственный университет Имо (Нигерия), Университет 6 октября (Египет), Школа бизнеса Университета Ке-ньятта (Кения), департамент делового администрирования в Колледже управления бизнесом У ниверситета Умм аль-Кура (Марокко), Технологический университет

Практика модернизации образования

13

Кейп-Пенинсула, Стелленбошский и другие университеты ЮАР, суданский Хартумский университет (Школа изучения менеджмента), и во многих других 2.

Конечно, зарубежный опыт не может служить эталоном для российских университетов и нуждается в аналитическом рассмотрении. Однако становится очевидным: университетские программы по предпринимательству реализуются во всем мире, но не в России, которая остро нуждается в них для укоренения национальной системы предпринимательства и обеспечения ее конкурентоспособности.

Почему российское образование бесчувственно к предпринимательству?

Чтобы не отстать навсегда от стран, идущих по пути внедрения в университетское образование программ по обучению предпринимательству и расширения диапазона таких программ, следует, прежде всего, выяснить, насколько глубоко укоренена в современной российской образовательной практике бесчувственность к предпринимательству. Существует несколько причин неудовлетворительного положения дел с обучением предпринимательству в российских университетах и колледжах.

Предпринимательство не признано пока самостоятельным направлением профессиональной деятельности людей и способом обеспечения ими своей профессиональной занятости. Такого признания нет ни на официальном уровне (профессия «предприниматель » не представлена ни в одном нормативном документе страны), ни в повседневном отношении к предпринимательству со стороны органов власти и управления, а также со стороны рядовых граждан. Раз предпринимательство не является профессией, к занятию предпринимательством не-

применимы такие определения, как «профессионализм», «профессиональное мастерство», «профессиональные компетенции». Отсутствуют профессиональные стандарты предпринимательской деятельности. Задача их разработки не ставится Министерством труда РФ и иными уполномоченными ведомствами, хотя Комитет по образованию «Опоры России» - самого крупного общественного объединения российских предпринимателей - дважды (в 2014 и 2015 гг.) направлял соответствующие предложения в Правительство РФ.

Порой складывается впечатление, что над молчаливым отказом предпринимательству называться профессией по-прежнему висит дамоклов меч советской идеологии, рассматривавшей предпринимательство как занятие, не соответствующее задачам построения социализма и коммунизма, а интерес к занятию предпринимательством - как проявление “пережитков капитализма” в сознании людей. Последовательно в сознание миллионов советских людей внедрялось представление о предпринимательстве как о малопочтенном и сомнительном занятии. Популярный советский кинофильм о злоключениях предприимчивого человека не случайно назывался «Прохиндиада, или Бег на месте». Предприимчивые люди обзывались не иначе как дельцами, ловкачами, проходимцами и ловчилами. На уроках литературы советские школьники раскрывали положительные образы классических персонажей, которым были решительно чужды предпринимательские амбиции. Эти ментальные образы подкреплялись УК РСФСР, предусматривавшим по статьям 153 («частнопредпринимательская деятельность ») и 154 («спекуляция») суровые сроки наказания вплоть до тюремного заключения на 15 лет с конфискацией имущества.

2 Более подробную информацию заинтересованные читатели смогут почерпнуть из результатов специального анализа результатов деятельности зарубежных образовательных организаций, реализующих бакалаврские и магистерские программы по предпринимательству, проведенного в 2014 г. [14].

14

Высшее образование в России • № 11, 2015

В общественном сознании была глубоко укоренена мысль о том, что в СССР предпринимательства нет. Однако в действительности предпринимательство существовало, и в самых разных формах. На внешнем рынке работали «советские фирмачи» - специмпортеры и спецэкспортеры продукции. Легально действовали предприятия потребительской кооперации и «цеховики », работали магазины, в том числе магазины комиссионной торговли, на так называемых колхозных рынках трудящиеся торговали продукцией личных подсобных хозяйств. Важное место в жизни рядовых людей занимала и обширная теневая экономика, которую называли также «экономикой дефицита».

Все попытки искусственного упразднения предпринимательства ни к чему не привели. Зато их отголоски ощущаются до сих пор. Ведь отсутствие профессиональных стандартов предпринимательской деятельности или хотя бы профессиональных требований к занятию предпринимательством и предпринимательским компетенциям существенно осложняет российским образовательным организациям работупо созданию собственных образовательных программ по предпринимательству.

Трудности в области профессиональной стандартизации предпринимательской деятельности состоят, помимо прочего, в том, что, как принято считать, профессиональные стандарты необходимы, прежде всего для упорядочения отношений между работодателями и нанимаемыми работниками, для оптимизации разделов о правах и обязанностях сторон трудовых договоров и контрактов. Поскольку предприниматели не нанимаются для ведения профессиональной деятельности к каким-либо внешним работодателям, а являются таковыми по отношению к самим себе (сами себе организуют и оборудуют рабочие места), а также к другим работникам, необходимость стандартизации их деятельности не выглядит актуальной. Будучи владельцами

своего дела, предприниматели не заключают трудовых контрактов сами с собой. Как правило, они документально не регламентируют собственную деятельность в качестве владельцев бизнеса, прибегая к нормативным актам сферы трудовых отношений. Они платят себе ту зарплату, какую считают приемлемой, не прибегают квнеш-нему мониторингу собственной трудовой и производственной дисциплины, не объявляют сами себе выговоров, не применяют по отношению к самим себе иных мер ответственности, не увольняют самих себя с должности владельцев бизнеса. Приняв решение о выходе из бизнеса, они находят способ сделать это посредством продажи или безвозмездной передачи бизнеса в новые руки либо посредством ликвидации компании.

Указанные трудности осложняются тем, что предпринимательство так и не признано в России в качестве самостоятельной области среднего профессионального и высшего образования. В условиях, когда главной особенностью развития российского образования является наличие ФГОС, такое признание может быть зафиксировано посредством наличия либо отдельных ФГОС по предпринимательству для СПО, бакалавриата, магистратуры, аспирантуры, либо ФГОС по укрупненным направлениям подготовки, содержание и структура которых давали бы образовательным организациям возможность максимально свободно формировать образовательные программы, искусственно не привязывая предпринимательство к другим типам или видам профессиональной деятельности людей (например, к менеджменту). Т аких возможностей российским образовательным организациям среднего профессионального и высшего образования российская система образования в настоящее время не предоставляет.

Тема государственных образовательных стандартов не раз поднималась нами на страницах журнала «Высшее образование в

Практика модернизации образования

15

России» [15]. Заметим, что широкое распространение за рубежом программ обучения предпринимательству в университетах и колледжах обусловливается как раз отсутствием подобных ФГОС. У университетов и колледжей полностью развязаны руки в создании собственных образовательных программ по тем направлениям подготовки, в которых ощущается спрос со стороны благополучателей и для реализации которых образовательные организации обладают ресурсами и могут гарантировать приемлемое качество образования.

Положение усугубляется тем, что для появления подобных документов необходима добрая воля и заинтересованность так называемых «держателей УМО», а также солидарная поддержка так называемых «ведущих вузов». Между тем в них отсутствует единство мнений о сущности и роли предпринимательства как самостоятельного предмета обучения, напротив, наблюдается приверженность разным направлениям современной теории предпринимательства.

Поэтому практика обучения предпринимательству в российских образовательных организациях пока представлена наработками отдельных колледжей и университетов, проявивших устойчивый интерес к обучению студентов предпринимательству. В числе таких вузов укажем Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, МГТУ им. Н.Э. Баумана, Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Казанский национальный исследовательский технологический университет, НИУ «Высшая школа экономики», МГУ им. М.В. Ломоносова, СПбГУ, МИРБИС.

Для разработки и внедрения проекта по преобразованию отдельных ярких штрихов имеющихся в стране практик обучения предпринимательству в целостную модель предпринимательского образования в России в 2008 г. была создана Национальная

ассоциация обучения предпринимательству (РАОП). В настоящее время она объединяет российских преподавателей и исследователей предпринимательства, а также университеты и колледжи, заинтересованные в развитии соответствующих образовательных программ. Главной задачей ассоциации является поиск выхода из положения, при котором предпринимательство не является отдельной областью образования, а имеющиеся в университетах и колледжах страны возможности обучения предпринимательству не удовлетворяют объективной потребности интересантов в получении системных профессиональных компетенций в области предпринимательства. Именно в РАОП в 2012 г. началась работа по созданию, конструированию базовых материалов по обучению предпринимательству на уровне программ СПО, бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, которые были бы связаны преемственностью. Для этого были синтезированы наработки МГТУ им.

H. Э. Баумана в области технологического и инновационного предпринимательства, Фонда «Наше будущее » в области социального предпринимательства, УРФУ и МФПУ «Синергия» в области стандартизации образовательных программ по предпринимательству в университетах, других российских вузов и колледжей, являющихся членами ассоциации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О содержании этихразработок читатели журнала узнают из следующей статьи автора.

Литература

I. Коршунов С.В., Караваева Е.В., Попова Е.П. Профилирование и специализация подготовки кадров для инновационной экономики // Высшее образование в России. 2011. № 5. С. 8-15.

2. Глобальное исследование предпринимательского духа студентов. Национальный отчет. Россия 2013/2014. URL: http:// www.gsom.spbu.ru/ files/ guesss_2013_ rus.pdf

3. A Global Perspective on Entrepreneurship

16

Высшее образование в России • № 11, 2015

Education and Training. Global Entrepreneurship Monitor Special Report. 2010. 123 p.

4. См.: Рубин Ю.Б. Высшее образование в России: качество и конкурентоспособность. М.: Московская финансово-промышленная академия. 2011. С. 189-201; Грудзинский А.О., Бедный А.Б. Концепция конкурентоспособного университета: модель тетраэдра // Высшее образование в России. 2012. № 12. С. 26-35; Паш-ковская М.В. Новые провайдеры на рынке высшего образования // Высшее образование в России. 2014. № 6. С. 21-27.

5. Amway Global Entrepreneurship Report 2013.

URL: https:// assets1.bywebtrain.com/

501522 / 2013_amway_global_ entrepreneurship_report_1.pdf?r=1920

6. Пресс-выпуск №2314 «Свой бизнес: за и

против», 2013. URL: http://old2.wciom.ru/ index.php?id=268&uid=114180

7. Национальный отчет «Глобальный мони-

торинг предпринимательства. Россия -2013». URL: http://www.gsom.spbu.ru/ images/ cms/ data/ faculty/gem_2013_ final20_all.pdf

8. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т. 25.

Ч. I. 576 c.

9. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т. 23.

860 c.

10. Зомбарт В. Буржуа. М.: Наука, 1994. 450 c.

11. Подробнее об этом см.: Рубин Ю.Б. Эволюция взглядов на феномен предпринимателя в западных экономических концепциях: от Р. Кантильона до Й. Шумпетера // Система бизнеса. Вып. 1. Ученые записки

Московской финансово-промышленной академии. М.: Маркет ДС. 2005. 525 c.

12. Aldrich Howard E. The Emergence of Entrepreneurship as an Academic Field: a Personal Essay on Institutional Entrepreneurship // Research Policy. 2012. № 41. P. 12301243.

13. Kuttima Merle, Kallastea Marianne, Venesaara Urve, Kiisb Aino. Entrepreneurship Education at University Level and Students’ Entrepreneurial Intentions // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. № 110. P. 658-664; Rasmussen Einar A., Sorheimb Roger. Action-based Entrepreneurship Education // Technovation. 2006. № 26. P. 186-190.

14. Предпринимательское образование в России и за рубежом / Под ред. Ю.Б. Рубина М.: Синергия пресс, 2015. 386 с.

15. Рубин Ю.Б, Емельянов А.А. Стандартизация образовательной деятельности как фактор конкурентоспособности российского высшего образования // Высшее образование в России. 2005. № 11. С. 2841; Рубин Ю.Б. Теория конкуренции и задачи повышения конкурентоспособности российского высшего образования // Высшее образование в России. 2007. № 1. С. 26-43; Рубин Ю.Б. Рынок образовательных услуг: от качества к конкурентоспособным бизнес-моделям // Высшее образование в России. 2011. № 3. С. 23-39; №4. С. 33-46; №5. С. 50-64.

Статья поступила в редакцию 21.08.15.

ENTREPRENEURSHIP EDUCATION IN RUSSIA: DIAGNOSIS OF THE PROBLEM

RUBIN Yuriy B. - Dr. Sci. (Economics), Prof., Rector, Corr.-member of RAE, Moscow University for Industry and Finance “Synergy”, President of Russian National Association for Entrepreneurship Education, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]

Abstract. The article describes the state of Entrepreneurship education in Russian educational system and its elements. The author analyzes the challenges and problems, encountered by Russian universities on the way to implement educational programs in Entrepreneurship. Also the author explains approaches used by European, American universities and educational institutions of developing countries, which are not yet in use by Russian universities.

Keywords: entrepreneurship education, entrepreneurship learning and training, educational needs of potential entrepreneurs, teaching targets in entrepreneurship education, entrepreneurship as a professional activity, entrepreneurial functions, educational programs in entrepreneurship

Практика модернизации образования

17

References

1. Korshunov, S.V., Karavaeva, E.V., Popova, E.P. (2011). [Profile Identification and Specializing in

Learning Programs for Economy of Innovation]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 5, pp. 8-15. (In Russ., abstract in Eng.)

2. Global’noe issledovaniepredprinimatel’skogo dukha studentov. Natsional’nyi otchet. Rossiya

2013/2014 [Global Research of Students Entrepreneurial Spirit. National Report. Russia (2013/ 2014)]. Available at: http://www.gsom.spbu.ru/files/ guesss_2013_rus.pdf (accessed 11.08.2015) (In Russ.)

3. A Global Perspective on Entrepreneurship Education and Training. Global Entrepreneurship

Monitor Special Report. 2010. 123 p.

4. Rubin, Yu.B. (2011). Vysshee obrazovanie v Rossii: kachestvo i konkurentosposobnost’ [Higher

Education in Russia: Quality and Competitiveness]. Moscow: MFPA University Publ., 476 p.; Grudzinskiy, A.O., Bednyi, A.B. (2012). [The Competitive University Concept: Tetrahedron Model]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 12, pp. 26-35. (In Russ., abstract in Eng.); Pashkovskaya, M.V. (2014). [New Providers on the Higher Education Market]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 6, pp. 21-27. (In Russ., abstract in Eng.)

5. Amway Global Entrepreneurship Report 2013. Available at: https://assets1.bywebtrain.com/

501522/ 2013_amway_global_entrepreneurship_report_1.pdf?r=1920 (accessed 11/08.2015)

6. Press-vypusk №2314 «Svoi biznes: za iprotiv» [Press Release No. 2314 “Your Own Business: Pro

and Contra”]. 2013. Available at: http://old2.wciom.ru/index.php?id=268&uid=114180 (accessed

11.08.2015). (In Russ.)

7. Natsional’nyi otchet «Global’nyi monitoringpredprinimatel’stva. Rossiya 2013» [National

Report “Global Monitoring of Entrepreneurship. Russia”]. 2013. Available at: http:// www.gsom.spbu.ru/images/ cms/ data/faculty/gem_2013_final20_all.pdf (accessed 11.08.2015). (In Russ.)

8. Marx, K., Engels, F. (1962). Sochineniya [Works]. 2 ed. Moscow: Politizdat Publ., vol. 25, part 1,

576 p. (In Russ.)

9. Marx, K., Engels, F. (1961). Sochineniya [Works]. 2 ed. Moscow: Politizdat Publ., vol. 23, 860 p. (In

Russ.)

10. Zombart, W. (1994). Burzhua [Bourgeois]. Moscow: Nauka Publ., 450 p.

11. Rubin, Yu.B. (2005). [The Evolution of Entrepreneurship Concept in Western Economic Theories: from Cantillion to Shumpeter]. Systema biznesa. Vyp.1. Uchenye zapiski Moskovskoi finansovo-promyshlennoi akademii [System of Business. MFPA Papers. Vol. 1]. Moscow: Market DS Publ., 525 p. (In Russ.)

12. Aldrich, Howard. E. (2012). The Emergence of Entrepreneurship as an Academic Field: a Personal Essay on Institutional Entrepreneurship. Research Policy. No. 41, pp. 1230-1243.

13. Kuttima, Merle, Kallastea, Marianne, Venesaara, Urve, Kiisb, Aino. (2014). Entrepreneurship Education at University Level and Students’ Entrepreneurial Intentions. Procedia - Social and Behavioral Sciences. No. 110, pp. 65 8-664; Rasmussen, Einar A., Sorheimb, Roger (2006). Action-based Entrepreneurship Education. Technovation. No. 26, pp. 186-190.

14. Rubin, Yu.B. (ed.) (2015). Predprinimatel’skoe obrazovanie v Rossii i za rubezhom [Entrepreneurship Education in Russia and Abroad]. Moscow: Synergy Publ., 386 p. (In Russ.)

15. Rubin, Yu.B., Emelyanov, A.A. (2005). [Standards in Education as a Condition of Russian Higher Education Competitiveness]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 11, pp. 28-41. (In Russ., abstract in Eng.); Rubin, Yu.B. (2007). [Theory of Competition and the Main Tasks of Russian Higher Education Competitiveness Arising]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 1, pp. 26-43. (In Russ., abstract in Eng.); Rubin, Yu.B. (2011). [Educational Market: Quality of Education and Competitive Business Models]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 3, pp. 23-39. (In Russ., abstract in Eng.); No. 4, pp. 33-46. (In Russ., abstract in Eng.); No. 5, pp. 50-64. (In Russ., abstract in Eng.)

The paper was submitted 21.08.15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.