Научная статья на тему 'Особенности развития предпринимательских компетенций студенческой молодежи для реализации инноваций в социальной сфере'

Особенности развития предпринимательских компетенций студенческой молодежи для реализации инноваций в социальной сфере Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
674
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИННОВАЦИИ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ / СТУДЕНТЫ / НАДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ВУЗЫ / ТОМСКИЙ ГОСУНИВЕРСИТЕТ / SOCIAL ENTREPRENEURSHIP / INNOVATION IN SOCIAL SPHERE / STUDENTS / INTER FACULTY TRAINING / PROJECT-ORIENTED APPROACH / HIGH SCHOOLS / TOMSK STATE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ливенцова Е.Ю., Румянцева Т.Б., Сырямкина Е.Г.

В статье рассмотрены предпосылки развития инфраструктуры поддержки предпринимательства в социальной сфере. Анализ источников, статистические и эмпирические данные свидетельствуют с одной стороны, о дефиците молодежных предпринимательских проектов в социальной сфере, с другой стороны, об ориентации существующей инфраструктуры поддержки предпринимательства на деятельность в научно-технической сфере. Обосновывается необходимость создания условий для формирования предпринимательских компетенций молодых людей и подготовке их к созданию и ведению собственного бизнеса в социальной сфере. На основе опыта Национального исследовательского Томского государственного университета анализируется деятельность структурного подразделения классического университета как нового элемента вузовской инфраструктуры подготовки предпринимателей в социальной сфере. Предлагаются технологии развития социально-предпринимательских компетенций студенческой молодежи, готовые к тиражированию в вузы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ливенцова Е.Ю., Румянцева Т.Б., Сырямкина Е.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specifics of development of students' entrepreneurial skills for realization of innovations in the social sphere

The article describes the prerequisites for creation of infrastructure aimed to support development of business in the social sphere. The analysis of sources, statistical and empirical data shows the lack of youth entrepreneurship projects in the social sphere, as well as orientation of t existing business support infrastructure for activities in science and technology. The article substantiates the necessity to create conditions for formation of entrepreneurial competence of young people and preparing them for running their own businesses in the social sphere. Based on the experience of the National Research Tomsk State University, the article describes the activity of the structural unit of the classical university as a new element of university infrastructure, aimed at training entrepreneurs in the social sphere. The proposed technologies for development of students' social and entrepreneurial competencies are ready for replication in high schools

Текст научной работы на тему «Особенности развития предпринимательских компетенций студенческой молодежи для реализации инноваций в социальной сфере»

Особенности развития предпринимательских компетенций студенческой молодежи для реализации

V V I

инноваций в социальной сфере

Е. Ю. Ливенцова,

ассистент, кафедра общей и педагогической психологии, факультет психологии

evg.liv@mail.ru

Т. Б. Румянцева,

ассистент, кафедра управления качеством, факультет инновационных технологий

rtb98@mail.ru

Е. Г. Сырямкина,

к. филос. н., доцент, кафедра общей и педагогической психологии, факультет психологии,

syryamkinaeg@mail.ru

Национальный исследовательский Томский государственный университет

В статье рассмотрены предпосылки развития инфраструктуры поддержки предпринимательства в социальной сфере. Анализ источников, статистические и эмпирические данные свидетельствуют с одной стороны, о дефиците молодежных предпринимательских проектов в социальной сфере, с другой стороны, об ориентации существующей инфраструктуры поддержки предпринимательства на деятельность в научно-технической сфере. Обосновывается необходимость создания условий для формирования предпринимательских компетенций молодых людей и подготовке их к созданию и ведению собственного бизнеса в социальной сфере. На основе опыта

турного подразделения классического университета как нового элемента вузовской инфраструктуры подготовки предпринимателей в социальной сфере. Предлагаются технологии развития социально-предпринимательских компетенций студенческой молодежи, готовые к тиражированию в вузы.

Ключевые слова: социальное предпринимательство, инновации в социальной сфере, студенты, надпро-фильная подготовка, проектно-ориентированный подход, вузы, Томский госуниверситет.

со

о сч

со N

<

со о

Отличительные особенности процесса подготовки предпринимателей для генерации инноваций в социальной сфере

Создание благоприятного предпринимательского климата и условий для ведения бизнеса является одной из основных целей государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» [1].

В Томской области задача по стимулированию предпринимательской активности населения для развития сферы малого и среднего предпринимательства — важного источника доходов населения — сформулирована как одна из приоритетных в государственной программе «Развитие предпринимательства в Томской области», при этом одним из ключевых направлений определено развитие молодежного предпринимательства [2]. Программа предусматривает выделение значительного объема

бюджетных финансовых ресурсов на поддержку и развитие молодежного предпринимательства и включает в себя 14 мероприятий, направленных на вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность1.

Серьезное внимание органов государственной власти к развитию молодежного предпринимательства обусловлено результатами исследований последних лет, которые свидетельствуют о наметившихся трудностях привлечения кадров для сферы малого предпринимательства. Эти трудности связаны с

Мероприятия включают развитие навыков и знаний в сфере предпринимательства, повышение предпринимательских компетенций, формирование положительного имиджа предпринимательской деятельности среди молодежи, тестирование и мотивацию к занятию предпринимательской деятельностью, создание новых субъектов предпринимательской деятельности, обеспечение доступности финансовой, информационной и консультационной поддержки, развитие и поддержку молодежных предпринимательских объединений, и других мероприятий.

1

изменением предпочтений большой части молодежи. Не только в Томской области, но и в России в целом в молодежной среде наметилась тенденция выстраивания будущей карьеры с прицелом на трудоустройство на государственную службу либо в государственные корпорации. Это связано с видимой стабильностью данной сферы экономики России, и в то же время заложенными в природе предпринимательской деятельности рисками [2].

Подобная тенденция подтверждается также результатами, полученными в ходе исследования «Инвестиционная активность студентов университета г. Томска», проведенного специалистами кафедр социологии и социальной работы философского факультета Томского государственного университета в 2013 г. Согласно полученным данным, доля студентов, которые уже имеют собственный бизнес, невысока (2%), в ближайшее время собирается открыть собственное дело лишь каждый десятый студент (12%). Менее десятой части заявили о нежелании развивать свое дело (9%). Подавляющее большинство не планируют, но допускают для себя такую возможность в будущем (68%). Интерес вызывает распределение ответа «собираюсь открыть собственное дело в ближайшем будущем». Здесь значительно выделяются студенты Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) (позиционирующего себя, кстати, предпринимательским вузом) — среди них этот вариант ответа выбрало 20%. На втором месте студенты Томского государственного архитектурно-строительного университета (ТГАСУ) — 17%. По мнению исследователей, скорее всего, это связано с тем, что упомянутые вузы готовят специалистов, ориентированных на работу на малых и средних предприятиях. Это объясняется профилем выпускаемых специальностей. Самый низкий показатель готовности открыть собственное дело в ближайшем будущем у студентов Сибирского государственного медицинского университета (СибГМУ) — только 4%, что говорит о понимании студентами сложности открытия собственного дела в медицинской отрасли. Среди тех, кто планирует организацию собственного дела, большинство (60%) ориентированы на традиционные сферы экономики — сферы торговли, услуг и пр. Оставшиеся готовы рассматривать возможности бизнеса в инновационной сфере (40%). Остальные студенты понимают, что они будут наемными работниками в государственных или частных учреждениях [3].

Таким образом, перед местным сообществом встает задача пропаганды среди молодежи идеи самозанятости, положительного имиджа предпринимательской деятельности, формирования навыков и знаний в сфере предпринимательства, обеспечение доступности информационной и консультационной поддержки.

В качестве основного инструмента развития сферы предпринимательства, формирования предпринимательских компетенций молодежи органы государственной власти и местного самоуправления выдвигают формирование и развитие системы инфраструктуры поддержки предпринимательства и работу с сообществом предпринимателей.

Законодательство Российской Федерации относит к инфраструктуре поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства организации двух типов. К организациям первого типа относятся коммерческие и некоммерческие организации, которые выступают в качестве исполнителей работ (услуг) при реализации федеральных, региональных и муниципальных программ развития предпринимательства. К организациям второго типа относятся центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), технопарки, научные парки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, палаты и центры ремесел, центры поддержки субподряда, маркетинговые и учебно-деловые центры, агентства по поддержке экспорта товаров, лизинговые компании, консультационные центры и иные организации [4].

В качестве меры по стимулированию начала предпринимательской деятельности в Российской Федерации выступает создание и развитие деятельности организаций второго типа. Для этого по всей стране на федеральном, региональном и муниципальном уровнях действуют сотни бизнес-инкубаторов, десятки венчурных фондов, специальные программы, призванные кредитовать малые и средние предприятия на начальных этапах работы [5].

При этом характерной российской особенностью создания и развития инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства является ориентация на поддержку предприятий в научно-технической и инвестиционной сферах, «сдвиг в сторону инновационного малого предпринимательства» [6].

Этот факт подтверждается также анализом структуры организаций, формирующих инфраструктуру поддержки предпринимательства в регионах. Так, например, в Томской области работает более пятидесяти элементов инфраструктуры, в том числе особая экономическая зона технико-внедренческого типа, инжиниринговый центр, центр кластерного развития, нанотехнологический центр, центр стимулирования спроса на инновационную продукцию, студенческие и технологические бизнес-инкубаторы, офисы коммерциализации разработок вузов и академических институтов, центры молодежного инновационного творчества, центры трансфера технологий, Томский венчурный фонд, консорциум томских университетов и научных организаций, сеть рискового финансирования, консалтинговые компании и другие организации [7].

Некоторые эксперты считают, что сложившаяся российская система поддержки предпринимательства неадекватна отраслевой структуре национальной экономики, социальной сферы страны [5]. Примеры отдельных зарубежных стран, например, Великобритании, по формированию политики поддержки предпринимательства свидетельствуют о том, что со временем политика, направленная исключительно на поддержку отдельных индустрий, способных в будущем благотворно повлиять на развитие региона, меняется в сторону создания благоприятных условий

со о

со сч

со о

со

<

со

для развития предпринимательской деятельности в целом [8].

Перечень первоочередных мероприятий Российской Федерации по поддержке малого и среднего предпринимательства включает в себя оказание финансовой помощи начинающим предпринимателям путем предоставления субсидий на возмещение расходов по государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности, выплат по передаче прав на франшизу (паушальный взнос) и приобретение основных средств. В приоритетную целевую группу получателей поддержки наряду с безработными лицами и иными категориями граждан, находящимися в трудной жизненной ситуации, входят физические лица в возрасте до 30 лет (включительно), а также субъекты малого и среднего предпринимательства, относящиеся к субъектам социального предпринимательства [9].

На территории муниципального образования «Город Томск» данная мера государственной поддержки реализуется путем проведения конкурса начинающих предпринимателей «Томск. Первый шаг». В соответствии с условиями проведения конкурса получить финансовую поддержку могут предприниматели, осуществляющие деятельность в разных сферах. Перечень видов экономической деятельности включает сельское хозяйство, обрабатывающие производства, строительство, гостиницы и рестораны, транспорт и связь, операции с недвижимым имуществом, образование, здравоохранение, предоставление социальных услуг и другие [10].

Анализ предприятий, подавших заявки для участия в конкурсах, а также итогов конкурсов начинающих предпринимателей «Томск. Первый шаг» в 2013 и 2014 гг. показывает, что подавляющее большинство начинающих субъектов малого предпринимательства созданы молодежью в возрасте до 30 лет и ориентированы на деятельность в социальной сфере и сфере услуг: оздоровление и поддержка физической культуры и спорта, организация такси для маломобильных групп населения, а также проекты в производственной, пищевой и других сферах — производство мебели, дизайн и отделка помещений, сервисное обслуживание, ремонт автомобилей, организация кафе; организация центров детского развития, оздоровление, поддержка физической культуры и спорта, организация предприятий в пищевой и производственной сфере, развитие сферы услуг и другие социально значимые виды бизнеса [11, 12].

Исследование документов, относящихся к процедурам проведения мероприятий, направленных на поддержку стартующего бизнеса, реализуемых на уровне администрации города Томска и Томской области свидетельствует о дефиците идей и проектов, генерируемых в молодежной среде. Это подтверждается информационными сообщениями о продлении конкурсов, размещаемыми на официальных порталах местных и региональных органов власти, а также анализом и сопоставлением перечней заявителей и победителей соответствующих мероприятий, а также перечней победителей различных мероприятий. Кроме того,

прослеживается тенденция к ежегодному сокращению числа начинающих предпринимателей, подающих заявки на участие в конкурсных мероприятиях.

Отмечается дефицит предпринимательских проектов в социальной сфере, что, в свою очередь, указывает на необходимость создания условий для формирования предпринимательских навыков молодых людей и подготовке их к созданию собственного нового бизнеса в социальной сфере. Базовой площадкой для генерации социальных инноваций и подготовки предпринимателей социальной сферы могут и должны выступать высшие учебные заведения.

Тенденция по ориентации в сторону инновационного малого предпринимательства прослеживается и в высших учебных заведениях, в том числе в классических университетах. В вузах создаются студенческие и технологические бизнес-инкубаторы, офисы коммерциализации разработок, центры трансфера технологий, создаются малые предприятия, формирующие инновационный пояс университетов. В Национальном исследовательском Томском государственном университете, имеющем статус классического университета, общее число предприятий, входящих в «инновационный пояс» в 2014 г. составило 51, в том числе создано в 2014 г. — 14 [13]. В 2010 г. Томский государственный университет стал победителем конкурса по отбору программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория «Национальный исследовательский университет». Программа стратегического развития ТГУ на 2010-2019 гг. как национально-исследовательского университета в качестве одного из основных направлений выделяет социально-гуманитарные знания и технологии в модернизации экономики и социальной сферы. При этом среди провинциальных университетов с таким статусом только ТГУ в качестве одного из приоритетных научных направлений выдвинул гуманитарные исследования [14].

Современное общество все больше требует от университетов активного участия в социально-экономическом развитии — это тренд, который необходимо учитывать в процессе реформирования системы образования. Третья роль университетов — один из ключевых показателей развития сферы высшего образования и его места в обществе в странах - членах и странах - партнерах организации экономического содружества и развития (ОЭСР) [15].

В работе, подготовленной на основе результатов проекта «Университет и сообщество», реализованного фондом «Новая Евразия», описана концептуальная модель социально-предпринимательского университета и выделены основные его характеристики. Речь идет о том, что университет зарабатывает не только на традиционных образовательных программах для традиционной целевой группы, но и инициирует и реализует инновационные социальные и предпринимательские проекты совместно с представителями местного сообщества [16]. Вуз, прежде всего, должен быть открытым сообществу. Открытость здесь предполагает как привлечение представителей неакадемической среды в образовательный процесс, так и включение в образовательный процесс непосредственного опыта

работы в сообществе, например в бизнесе под руководством преподавателя и в рамках учебного курса. Такого рода программы широко распространены в США и Европе, пользуются значительной популярностью среди преподавателей и студентов и позволяют в рамках учебного процесса находить и предлагать решения различных проблем местного сообщества.

Основываясь на огромном опыте подготовки специалистов в социально-гуманитарной сфере и учитывая деятельность ведущих мировых университетов, Томский государственный университет стал уделять большое внимание проблеме подготовки предпринимателей в социально-гуманитарной сфере. Речь идет о деловой активности в социально-культурной сфере, а не только о гражданском участии на безвозмездной основе в решении социально-культурных проблем. Социальные предприятия могут действовать в различных областях: производство продуктов питания, сбыт, кредитование, страхование, транспортные перевозки и др., открывая возможности трудоустройства для тех категорий людей, которые сравнительно менее конкурентоспособны на рынке труда. Социальным такое предпринимательство называют потому, что это инициативная деятельность с преимущественно социальными целями, когда прибыль в основном реинвестируется в бизнес и в решение социальных проблем населения либо какой-то его части, а не остается прибылью владельцев [17].

Надпрофильная направленность процесса подготовки студентов к предпринимательской деятельности в социальной сфере

Обучение основам предпринимательской деятельности и культуре предпринимательства в настоящее время не входит в базовый перечень дисциплин социально-гуманитарного профиля. Между тем предпринимателем может стать любой, имеющий соответствующие склонности человек. Следовательно, это занятие подвержено сильному воздействию случайностей, отличается разнообразием источников пополнения и стыкуется со многими другими занятиями, что предполагает интенсивный обмен опытом, навыками, методами, знаниями, инструментарием. Все это способствует жизнестойкости предпринимательства. В предпринимательской среде есть место для раскрытия творческого потенциала личности, ее волевых, интеллектуальных, энергетических свойств [18].

Огромное воздействие на желание стать предпринимателем оказывает система образования, в особенности профессионального. Результаты исследования, проведенного в Канаде, показали, что лица с низким уровнем образования, как правило, имеют низкий доход и не стремятся к созданию собственного бизнеса, в то время как высокообразованные люди склонны к открытию своих предприятий, как для получения достаточного дохода, так и для достижения самореализации и независимости. Лица же со средним уровнем образования, наоборот, не считают собственный бизнес оптимальным для себя вариантом, и предпочитают быть наемными работниками. В результате исследования было также установлено, что университетское об-

разование повышает желание людей к самозанятости на 8,6% в среднем, в том числе у мужчин — на 12,9%, у женщин — на 6,1%. В целом, по полученным результатам исследователями была установлена четкая зависимость стремления к самозанятости от уровня образования человека: чем ниже уровень образования, тем ниже стремление к самозанятости [19].

Для генерации новой волны предпринимателей перед высшими учебными заведениями возникает ряд задач. Во-первых, это распознание лиц, способных к предпринимательской деятельности с целью последующей помощи им в совершенствовании соответствующих склонностей. Ведь талант или способность к предпринимательству могут быть не обнаружены и просто пропадут. Решение данной задачи требует вдумчивой индивидуальной работы со студентами. Во-вторых, создание в учебных заведениях творческой атмосферы, в которой не упускаются, а реализуются возможности пробуждения производственной самостоятельности, инициативы, активности; стремление выявить проблемы, имеющие большое практическое значение и способные всерьез увлечь студентов, а также интенсифицировать деловое общение последних с лучшими специалистами [18]. В-третьих, широкая демонстрация различных форм и видов предпринимательства, судеб и практик действующих успешных предпринимателей. Важно знакомить студентов с творчеством и опытом предпринимателей, проявленным в различных сферах.

Представители стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития, уверены, что рост предпринимательской активности может быть достигнут как за счет повышения общего уровня образования населения, так и за счет внедрения образования предпринимательского. В Европе отмечается рост влияния предпринимательского образования на стремление людей к самозанятости. Однако отдельные зарубежные исследователи утверждают, что обучение предпринимательству не влияет на намерение человека создавать собственный бизнес. Разные точки зрения на данную проблему свидетельствуют о том, что эффект от обучения предпринимательству зависит от содержания учебных программ, форм подачи информации и индивидуальных способностей обучающегося [19].

Проектно-ориентированный подход к организации среды развития предпринимательских компетенций студентов

Понимая, что ресурс предпринимательства во многом связан с творческим потенциалом личности, для внедрения новых форм работы со студентами социально-гуманитарных специальностей с целью вовлечения их в предпринимательскую деятельность, а также с целью привлечения в университет профессионального опыта представителей местного сообщества (в том числе бизнес региона), в ТГУ создано структурное подразделение «Парк социогуманитарных технологий» (далее — Парк СГТ ТГУ).

Целью деятельности Парка СГТ ТГУ является организация среды развития инновационной деятельности университетской молодежи, направленной на

со о

со сч

со о

со

<

со

разработку и внедрение социальных и гуманитарных технологий, развитие социального предпринимательства. Для достижения поставленной цели Парк СГТ ТГУ решает такие задачи, как формирование и развитие условий для коммерциализации инновационных проектов, основанных на результатах социогуманитар-ных научных исследований; привлечение студентов, аспирантов и сотрудников ТГУ к процессу создания, разработки и реализации инновационных гуманитарных проектов; вовлечение в предпринимательскую деятельность студентов, аспирантов и сотрудников ТГУ; содействие формированию территориальной инновационной системы, направленной на эффективное использование научно-исследовательского потенциала ТГУ; координация усилий в укреплении взаимодействия общества, органов власти и бизнес-структур в разработке и реализации социогуманитарных технологий [20]. Сотрудниками Парка СГТ ТГУ была выбрана и успешно реализуется на протяжении трех лет стратегия развития предпринимательских компетенций студентов различных курсов и направлений подготовки ТГУ. На данный момент отлажены и успешно реализуются технологии генерации инноваций в социальной сфере.

Парк социогуманитарных технологий ТГУ выстраивает свою работу со студенческой молодежью в трех структурно и содержательно связанных направлениях:

• «От идеи к проекту» (выявление креативных студенческих идей и выращивание их до проектной деятельности);

• «От проекта к технологии» (экспертирование студенческих проектов и оформление их в социальные технологии);

• «От технологии к коммерциализации» (экспорт технологий на рынок местного сообщества, развитие социального предпринимательства).

В данной логике очень важно первое направление, в рамках которого организуется инициация и инкубация идей студенческой молодежи [21].

В качестве организованной среды инициации проектных идей студенческой молодежи в Парке СГТ ТГУ выступает ежегодный интернет-конкурс креативных идей «Томск студенческий», цель которого — выявление креативных студенческих идей, направленных на решение социально значимых проблем студенческого Томска.

Проектные идеи условно можно разделить на две группы: социально-волонтерские и потенциально социально-предпринимательские, которые в перспективе возможно коммерциализировать.

С победителями конкурса начинает работу социальный тьютор2 с совместного составления дорожной карты на развитие проектной идеи с обозначением образовательных, компетентностных и ресурсных дефицитов в продвижении идеи.

2 Термин «социальный тьютор» употребляется в связи с социализацией выпускников интернатных учреждений. В области сопровождения социальных инициатив данный термин в Парке СГТ ТГУ используется в смысле «социализации» — продвижении в социум проектных идей и проектов студенческой молодежи.

Создание дорожной карты — это визуальный образ ресурсов и факторов, которые задействованы в развитии проекта, а временная переменная помогает руководителям не отходить от намеченного плана.

Таким образом, сопровождение проектной идеи социальным тьютором позволяет ей стать полноценным и долгосрочным проектом.

На этапе «от проекта к технологии» осуществляется экспертное сопровождение устойчивых проектов, суть которого заключается в анализе проектной деятельности на предмет ее возможной технологизации. В качестве экспертов выступают представители профильных ведомств и учреждений местного сообщества с целью их масштабирования и тиражирования, а также возможного вывода технологий в режим социального предпринимательства.

Направление деятельности Парка СГТ ТГУ «от технологии к коммерциализации» является главным. Знакомство студентов томских вузов с феноменом социального предпринимательства произошло на всероссийской конференции «Социально-гуманитарные молодежные проекты — местному сообществу», организованной Парком СГТ ТГУ в 2012 г. в рамках секции «Социальное предпринимательство университетской молодежи». В ее работе приняли участие эксперты из Москвы, Иркутска, Новосибирска и Томска, которые помогали участникам взглянуть на свои социальные проекты под другим углом: рассмотреть не только социальный эффект, но и коммерческую составляющую проектов.

Эксперты высказали свое мнение о том, что «часть проектов являются хорошей формой социальной практической деятельности, а также имеют множество точек соприкосновения с интеллектуальной благотворительностью.

Другая часть проектов — социально-творческие проекты, которые вполне могут вырасти в социальное предпринимательство, и секция, как возможность обмена опытом, послужила актуализации альтернативных поисков развития проектной деятельности студенческих объединений [22].

Таким образом, было принято решение апробировать технологии развития именно социально-предпринимательских идей и проектов студенческих команд. Так, например, сотрудниками Парка посредством анкетирования, интервьюирования, а также анализа СМИ была составлена электронная Региональная социальная инвестиционная карта. В первый раздел карты вошли предложения студенческих объединений и команд для социальных инвесторов в форме описания проектной деятельности и социальных услуг, а во втором разделе были представлены приоритетные направления деятельности самих инвесторов — социально ответственных предпринимателей местного сообщества. Тем самым, возникла первая форма взаимодействия, которая привлекает внимание бизнеса к потенциалу студенческих объединений социальной направленности. Второй формой взаимодействия бизнеса со студенческими командами стала организация и проведение ежегодных социальных инвестиционных конкурса и выставки.

Социальный инвестиционный конкурс направлен на отбор и финансирование инвесторами социальных инновационных технологий, услуг студенческих объединений-победителей. Приветствуется взаимодействие в любых приемлемых для предпринимателей формах: индивидуальное консультирование студенческих проектов социальными инвесторами; сопровождение бизнес-наставником студенческого объединения; индивидуальное инвестирование отдельных мероприятий студенческих объединений социальной направленности. Таким образом, посредством вышеуказанных форм работают инновационные долгосрочные механизмы: механизмы взаимодействия инвесторов — представителей бизнес-сообщества с субъектами инвестирования — студенческими проектными группами и объединениями социальной направленности; механизмы внебюджетного финансирования молодежных социальных проектов; механизмы продвижения инновационных социальных услуг университетской молодежи на региональный рынок [20].

Конкурсные механизмы способствуют появлению предпринимательских компетенций у студентов, а социальное инвестирование даже в таком нетрадиционном виде позволяет удерживать интерес студентов к дальнейшему развитию и реализации своего проекта. Это происходит по нескольким причинам. Во-первых, проектные команды получают от экспертов адресную профессиональную оценку. Во-вторых, данные конкурсы не столько предполагают финансовое вознаграждение, сколько направлены на развитие деловых и коммуникативных навыков студентов (умение договориться со спонсором или экспертом о совместной деятельности). В-третьих, успешное проведение Конкурсов обусловлено обучающей составляющей студенческих команд. Обязательным условием участия в Конкурсах является прохождение командами проектных семинаров.

Последние три года (2012-2015 гг.) совместно с экспертами местного сообщества в стенах Парка СГТ ТГУ проводится отдельная образовательная программа, в рамках которой студенты ТГУ знакомятся с феноменом социального предпринимательства.

Круглый стол по вопросам поддержки предпринимательских проектов университетской молодежи, проведенный в мае 2015 г. и приуроченный к празднованию Дня российского предпринимательства дал старт для разработки и реализации двух новых для ТГУ образовательных технологий вовлечения студенческой молодежи в социальное предпринимательство. Организаторами круглого стола выступили Парк со-циогуманитарных технологий ТГУ и Управление экономического развития администрации Города Томска. Данный круглый стол — это первое из пяти мероприятий, предложенных Парком СГТ в дорожную карту взаимодействия ТГУ с Администрацией г. Томска по реализации соглашения о стратегическом партнерстве. В ходе круглого стола резидентам Парка СГТ ТГУ и студентам были даны полезные советы по открытию бизнеса «с нуля», а также представлена программа городского конкурса начинающих предпринимателей «Томск. Первый шаг». Кроме того, студенческие ко-

манды познакомились с историями успеха действующих молодых предпринимателей — выпускников ТГУ, ведущих бизнес в социальной сфере.

Все молодые предприниматели выразили готовность помогать резидентам Парка в развитии их социально предпринимательских проектов, с желанием отнеслись к предложению создать сообщество менторов при Парке СГТ ТГУ и участвовать в работе проекта StartupSocial TSU, который будет запущен в 2015-2016 уч. г.

Проект StartupSocial TSU будет реализован Парком СГТ ТГУ в партнерстве с Центром молодежного предпринимательства в социальной сфере НИУ Высшей школы экономики (HSE Startup, программа Social Accelerator). Центр ведет свою деятельность на базе Бизнес-инкубатора НИУ ВШЭ HSE INC, вовлекающего молодежь в предпринимательство с 2006 г.

StartupSocial TSU — это программа акселерации бизнес-проектов в социальной сфере. Акселератор представляет собой системную образовательную программу с элементами менторинга. Данная программа направлена на молодежные команды, которые имеют проработанную идею социального стартапа, а также на молодежные команды, реализующие социальный стартап.

Программа социальной акселерации позволит молодым людям получить базовые теоретические, практические знания и навыки. Базовой целевой группой проекта являются студенты ТГУ. В качестве экспертов и менторов будут привлекаться представители социального бизнеса и социально ответственного бизнеса Томска, готовых поделиться своим успешным опытом, а также представителей власти и социально-образовательных учреждений, которые являются специалистами в различных социальных областях.

В процессе реализации образовательной программы планируется создать менторское сообщество из молодых и успешных социальных предпринимателей, в том числе выпускников ТГУ. Такая договоренность достигнута и зафиксирована в решении конгресса выпускников ТГУ 2015 г. Программа социального акселератора может стать ежегодной и выпускать новые молодые команды, готовые вести бизнес в социальной сфере.

Для студентов, которые пока не являются участниками мероприятий Парка СГТ ТГУ, сотрудниками и экспертами Парка СГТ ТГУ разработан образовательный курс по социальному предпринимательству «Три шага в социальное предпринимательство». Ранее данный практико-ориентированный курс проводился сотрудниками Парка СГТ ТГУ с участием представителей бизнеса на базе МБОУ СОШ № 49 г. Томска. Программа курса была представлена на Всероссийском заочном конкурсе молодежных инициатив, начинаний и опыта «Мир молодости» (г. Новосибирск) и отмечена серебряной медалью.

Образовательная программа курса состоит из трех основных шагов. Первый шаг — «погружение» в предпринимательскую среду. Основная задача на данном этапе — сформировать у обучающихся интерес к предпринимательству. Для этого применялись различные формы: встречи с успешными предпринимателями,

со о

CN

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

со сч h-

со

о с^

со N

<

со

деловые игры. Второй шаг — «изучение» основ предпринимательской деятельности, включающих теорию и практику. Это наиболее длительный по времени этап, в рамках которого реализуется отдельный блок, посвященный предпринимательской деятельности, который должен включать три аспекта: знаниевый — формирующий у учащегося целостную систему знаний об экономических процессах; этический — направленный на изучение «нравственного кодекса предпринимателя», развитие деловой культуры; деятельност-ный — направленный на формирование ключевых и специальных компетенций посредством применения к процессу обучения дифференцированных форм. Третий шаг — «проба», то есть предоставление возможности обучающимся попробовать себя в реальной деятельности. Например, на данном этапе может широко применяться такая образовательная форма, как стажировка участника программы у действующего предпринимателя.

Данный курс универсален, и успешно адаптирован для студентов различных направлений подготовки ТГУ и в рамках конкурса образовательных программ в области социального предпринимательства, организованного Фондом региональных социальных программ «Наше будущее», получил хорошую экспертную оценку.

Образовательный курс «Три шага в социальное предпринимательство» будет реализован в ТГУ в новом учебном году как «кампусный» (дополнительный к основной образовательной программе) и предназначен для студентов-бакалавров и магистров. Посещать курс имеют право студенты различных направлений подготовки ТГУ. Образовательная программа построена с использованием различных форм практического обучения: семинары, тренинги, мастер-классы, анализ бизнес-проектов социальной сферы, организация и проведение деловых игр с использованием кейс-метода и т. д. По завершению обучения запланировано тьютор-ское сопровождение проектов до начала реализации.

Таким образом, программа по основам социального предпринимательства направлена не только на резидентов и участников мероприятий Парка СГТ ТГУ (программа 81агШр8оаа1 ТБИ), но и на широкую группу студентов путем включения курса «Три шага в социальное предпринимательство» в образовательный процесс в виде выборного кампусного курса.

Студенческий Томск имеет солидный ресурс социального предпринимательства. Происходит важный взаимообмен: для студентов социальное предпринимательство — профессиональная деятельность, самозанятость, для целевых групп — доступные и качественные услуги.

Развитию компетенций социального предпринимателя у студентов вузов способствует образовательная подготовка, но практико-ориентированная, в обязательном порядке предполагающая предпринимательскую пробу. Это обеспечивают образовательные технологии, имеющие инновационное содержание или инновационный потенциал.

Конкурсные механизмы стимулируют проявление предприимчивости студентов, развивают такие качества предпринимателя как склонность к риску, само-

организация, последовательность, коммуникабельность и другие; вовлекают в социально-инициативную деятельность широкий круг учащейся молодежи, позволяют осуществлять предпринимательские пробы, создавать социальный капитал местного сообщества. Сопровождение на разных этапах в разных видах: социальное тьюторство, экспертное сопровождение, менторинг.

Социальное инвестирование студенческих со-циогуманитарных проектов представителями местного сообщества запускает механизмы внебюджетного финансирования молодежных проектов, механизмы стандартизации инновационных услуг в социальной сфере, механизмы продвижения инновационных социальных услуг университетской молодежи на региональный рынок.

Акселерация социальных стартапов как их интенсивная инкубация в течение двух месяцев с последующим менторским сопровождением практически гарантирует результат становления успешного социально предпринимательского дела, потому что предпринимательские умения эффективнее передаются из рук в руки. Убедительным примером может служить широко применяемая технология сопровождения начинающих новое дело во всем мире бизнес-ангелами.

Таким образом, на сегодняшний день в Парке СГТ ТГУ успешно реализуются активные образовательные формы развития социально-предпринимательских компетенций студентов, которые условно можно разделить на следующие группы: проектные, конкурсные, просветительские, а также формы сопровождения. Использование их в совокупности ведет к необходимым результатам: у студентов формируются положительная мотивация на участие в предпринимательстве и целостное представление о социально-предпринимательской деятельности, формируются ключевые и специфические компетенции в области предпринимательской деятельности.

* * *

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-13-70006.

Список использованных источников

1. Постановление Правительства РФ № 316 от 15.04.2014 г. «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика». http://www.rg.ru/2014/04/24/ekonomika-site-dok.htm1.

2. Постановление Администрации Томской области № 492а от 12.12.2014 г. «Об утверждении государственной программы «Развитие предпринимательства в Томской области». http://duma.tomsk.ru/fi1es2/29501_13.pdf.

3. В. Михайлов Инвестор на шесть лет//Эксперт-on1ine. 19.08.2013.

http://expert.ru/siberia/2013/33/investor-na-shest-1et.

4. Федеральный закон № 209-ФЗ от 24.07.2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». http://www.rg.ru/2007/07/31/biznes-doc.htm1.

5. А. Виленский. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в современной России на второй волне грюндерства//Вопросы экономики, № 11, 2014.

6. Л. В. Костикова. Модели взаимодействия вузов, корпораций, институтов развития в сфере высокотехнологичного предпринимательства («Интерра-2013»)//ЭКО. Всероссийский экономический журнал. № 11. 2013.

7. Постановление Администрации Томской области № 414а от 30.10. 2014 г. «Об утверждении государственной программы

«Развитие инновационной деятельности и науки в Томской области». http://docs.cntd.ru/document/467917369.

8. N. Williams, T. Vorley. Economic resilience and entrepreneurship: lessons from the Sheffield City Region//Entrepreneurship & Regional Development, Vol. 26, № 3-4, 2014. http://dx.doi.org/1 0.1080/08985626.2014.894129.

9. Приказ Минэкономразвития России № 167 от 25.03.2015 г. «Об утверждении условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства». http://docs.cntd.ru/ document/420264661.

10. Постановление Администрации города Томска № 1184 от 25.10.2011 г. «О проведении конкурса начинающих предпринимателей «Томск. Первый шаг» (в ред. № 1163 от 11.11.2014 г.). http://docs.cntd.ru/document/951846248.

11. Названы победители конкурса начинающих предпринимателей «Томск. Первый шаг», 21.12.2013. Официальный сайт Администрации города Томска. http://admin.tomsk.ru/db3/ docs/2014121909.

12. Подведены итоги конкурса начинающих предпринимателей «Томск. Первый шаг», 21.12.2013. Официальный сайт Администрации города Томска. http://admin.tomsk.ru/db3/ docs/201312216

13. Основные результаты деятельности системы высшего и профессионального образования Томской области в 2014 г./Под ред. А. Б. Пушкаренко, И. А. Шпаченко. Томск: изд-во Томского государственного педагогического университета, 2015.

14. А. Ю. Рыкун, К. М. Южанинов, М. О. Абрамова, Е. В. Суху-шина. Томская область: потенциал и реалии инновационного развития//Вестник Томского государственного университета. «Философия. Социология. Политология». № 1 (21). 2013.

15. Э. В. Галажинский. Третья роль университетов, или роль вузов в региональном развитии/Под ред. Е. Г. Сырямкиной// Социально-гуманитарные молодежные проекты университетов — местному сообществу. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (25-26 октября 2012 г.). Томск: изд-во Том. ун-та, 2013.

16. J. Boshee. Eight Basic Principles for Nonprofit Entrepreneurs// Nonprofit World. Vol. 19, № 4, 2001.

17. А. Нещадин, В. Кашин, Г. Тульчинский. К вопросу о формах социального предпринимательства//Общество и экономика, № 9, 2014.

18. В. Х. Беленький, В. Ф. Паульман. Предпринимательство: развитие, природа, проблемы//Социологические исследования, № 10, 2012.

19. O. Masakure. Education and entrepreneurship in Canada: evidence from (repeated) cross-sectional data//Education Economics. Published online 24.02.2014. http://dx.doi.org/10.1080/0964529 2.2014.891003.

20. К. И. Угольникова, Е. Ю. Ливенцова, Е. Г. Сырямкина. Развитие инновационной деятельности молодежи на примере деятельности «Парка социогуманитарных технологий ТГУ»//Теория и практика организации работы с молодежью. Сб. материалов по итогам II межрегиональной отраслевой конференции. Красноярск, 2013.

21. А. С. Гилев, У. И. Суховерхова, Е. Г. Сырямкина. Система инфраструктурного сопровождения молодежных инициатив в Томске/Под ред. Е. Г. Сырямкиной//Социально-гуманитарные молодежные проекты университетов — местному сообществу. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (25-26 октября 2012 г.). Томск: изд-во Том. ун-та, 2013.

22. Е. Ю. Ливенцова, К. И. Угольникова. Социальное предпринимательство университетской молодежи/Под ред. Е. Г. Сырям-киной//Социально-гуманитарные молодежные проекты университетов — местному сообществу. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (25-26 октября 2012 г.). Томск: изд-во Том. ун-та, 2013.

Specifics of development of students' entrepreneurial skills for realization of innovations in the social sphere E. Yu. Liventsova, teaching assistant, Department of general and pedagogical psychology, Faculty of Psychology.

T. B. Rumyantseva, teaching assistant, Department «Quality management», Faculty of Innovative Technologies.

E. G. Syryamkina, PhD, associate professor, Department of general and pedagogical psychology, Faculty of Psychology.

(National Research Tomsk State University) The article describes the prerequisites for creation of infrastructure aimed to support development of business in the social sphere. The analysis of sources, statistical and empirical data shows the lack of youth entrepreneurship projects in the social sphere, as well as orientation of t existing business support infrastructure for activities in science and technology. The article substantiates the necessity to create conditions for formation of entrepreneurial competence of young people and preparing them for running their own businesses in the social sphere. Based on the experience of the National Research Tomsk State University, the article describes the activity of the structural unit of the classical university as a new element of university infrastructure, aimed at training entrepreneurs in the social sphere. The proposed technologies for development of students' social and entrepreneurial competencies are ready for replication in high schools.

Keywords: social entrepreneurship, innovation in social sphere, students, inter faculty training, project-oriented approach, high schools, Tomsk State University.

J <

CQ О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.