Научная статья на тему 'Практика развития надпрофессиональных компетенций студентов в современном университете'

Практика развития надпрофессиональных компетенций студентов в современном университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2833
405
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СТУДЕНТЫ / СОЦИАЛЬНО ПРЕОБРАЗУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATION / ADDITIONAL INTERDISCIPLINARY COMPETENCIES / STUDENTS / SOCIALLY TRANSFORMING ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сырямкина Екатерина Гавриловна, Румянцева Татьяна Борисовна, Ливенцова Евгения Юрьевна

Цель публикации показать возможности формирования новых подходов к развитию надпрофессиональных компетенций студенческой молодежи в современных условиях. Методы. В работе использовались такие теоретические методы, как анализ научной литературы, анализ документов, касающихся темы исследования, обобщение эмпирических данных. Результаты и научная новизна. В статье обобщен многолетний опыт развития надпрофессиональных компетенций у студентов Томского государственного университета. Представлены кейсы двух структурных подразделений вуза: Центра социально-профессионального волонтерства и Парка социогуманитарных технологий. Проанализированы авторские эффективные образовательные технологии. Показана реальная, основанная на усилении роли внеучебной практической работы возможность переключения деятельности вуза с теоретической (знаниевой) подготовки студентов на практикоориентированные обучение и воспитание, формирующие у выпускника широкий кругозор, развитые навыки коммуникации, стремление к сотрудничеству, саморазвитию, творческому применению полученных знаний и продолжительному обучению т. е. надпрофессиональные компетенции. Описано организационное и образовательное сопровождение данного процесса. Практическая значимость. Материалы исследования могут быть экстраполированы на деятельность других высших учебных заведений России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сырямкина Екатерина Гавриловна, Румянцева Татьяна Борисовна, Ливенцова Евгения Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE OF DEVELOPMENT OF STUDENTS’ ADDITIONAL INTERDISCIPLINARY COMPETENCIES IN A MODERN UNIVERSITY

The aim of the article is to show the possibilities of formation of new approaches to the development of additional interdisciplinary competencies of university youth in modern conditions. Methods. The methods involve such theoretical methods as analysis of scientific literature and documents, generalization of empirical data. Results and scientific novelty. The article includes experience of many years in the sphere of development of studentsadditional interdisciplinary competencies of the National Research Tomsk State University (TSU). The authors present cases of two TSU structural subdivisions: Center for Social and Professional Volunteering and Park of Social and Humanitarian Technologies. The effective educational technologies proposed by the authors are analysed. Transition from the theoretical (knowledge) training of students to practically-oriented training is an actual trend today. A graduate of a modern university should have a broad vision, communication skills, desire for cooperation, self-development, creative application of gained knowledge and lifelong learning, in other words -the development of studentsadditional interdisciplinary competencies. In this regard, the role of students’ extracurricular practical work in a university is increasing. This work requires organizational and educational support. The article gives description and analysis of effective educational forms of technologies for development of studentsadditional interdisciplinary competencies within their extracurricular activities in the mentioned above structural units of the university. Practical significance. Higher educational establishments can use presented materials for improvement of an educational process.

Текст научной работы на тему «Практика развития надпрофессиональных компетенций студентов в современном университете»

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

УДК 378.184

Сырямкина Екатерина Гавриловна

кандидат философских наук, доцент кафедры общей и педагогической психологии факультета психологии Национального исследовательского томского государственного университета, директор Парка социогуманитарных технологий НИ ТГУ, Томск (РФ). E-mail: syryamkinaeg@mail.ru

Румянцева Татьяна Борисовна

ассистент кафедры управления качеством факультета инновационных технологий Национального исследовательского томского государственного университета, Томск (РФ). E-mail: rtb98@mail.ru

Ливенцова Евгения Юрьевна

ассистент кафедры общей и педагогической психологии факультета психологии Национального исследовательского томского государственного университета, Томск (РФ) E-mail: evg.Uv@mailru

ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В СОВРЕМЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ1

Аннотация. Цель публикации - показать возможности формирования новых подходов к развитию надпрофессиональных компетенций студенческой молодежи в современных условиях.

Методы. В работе использовались такие теоретические методы, как анализ научной литературы, анализ документов, касающихся темы исследования, обобщение эмпирических данных.

Результаты и научная новизна. В статье обобщен многолетний опыт развития надпрофессиональных компетенций у студентов Томского государственного университета. Представлены кейсы двух структурных подразделений вуза: Центра социально-профессионального волонтерства и Парка социо-гуманитарных технологий. Проанализированы авторские эффективные образовательные технологии.

1 Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-13-70006.

Показана реальная, основанная на усилении роли внеучебной практической работы возможность переключения деятельности вуза с теоретической (знаниевой) подготовки студентов на практикоориентированные обучение и воспитание, формирующие у выпускника широкий кругозор, развитые навыки коммуникации, стремление к сотрудничеству, саморазвитию, творческому применению полученных знаний и продолжительному обучению - т. е. надпрофессиональные компетенции. Описано организационное и образовательное сопровождение данного процесса.

Практическая значимость. Материалы исследования могут быть экстраполированы на деятельность других высших учебных заведений России.

Ключевые слова: образование, надпрофессиональные компетенции, студенты, социально преобразующая деятельность. DOI: 10.17853/1994-5639-2016-7-117-135 Статья поступила в редакцию 28.03.2016. Принята в печать 11.08.2016.

Ekaterina G. Syryamkina

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Department of General and Pedagogical Psychology, Faculty of Psychology; Director of Park of Socio-Humanistic Technologies, National Research Tomsk State University, Tomsk (RF). E-mail: syryamkinaeg@mail.ru

Tatiana B. Rumyantseva

Teaching Assistant, Department of Quality Management, Faculty of Innovative Technologies, National Research Tomsk State University, Tomsk (RF). E-mail: rtb98@)mailru

Evgeniya Yu. Liventsova

Teaching Assistant, Department of General and Pedagogical Psychology, Faculty of Psychology, National Research Tomsk State University, Tomsk (RF). E-mail: evg.liv@mail.ru

PRACTICE OF DEVELOPMENT OF STUDENTS' ADDITIONAL INTERDISCIPLINARY COMPETENCIES IN A MODERN

UNIVERSITY

Abstract. The aim of the article is to show the possibilities of formation of new approaches to the development of additional interdisciplinary competencies of university youth in modern conditions.

Methods. The methods involve such theoretical methods as analysis of scientific literature and documents, generalization of empirical data.

Results and scientific novelty. The article includes experience of many years in the sphere of development of students' additional interdisciplinary competencies of the National Research Tomsk State University (TSU). The authors present cases of two TSU structural subdivisions: Center for Social and Professional Volunteering and Park of Social and Humanitarian Technologies. The effective educational technologies proposed by the authors are analysed.

Transition from the theoretical (knowledge) training of students to practically-oriented training is an actual trend today. A graduate of a modern university should have a broad vision, communication skills, desire for cooperation, self-development, creative application of gained knowledge and lifelong learning, in other words -the development of students' additional interdisciplinary competencies. In this regard, the role of students' extracurricular practical work in a university is increasing. This work requires organizational and educational support.

The article gives description and analysis of effective educational forms of technologies for development of students' additional interdisciplinary competencies within their extracurricular activities in the mentioned above structural units of the university.

Practical significance. Higher educational establishments can use presented materials for improvement of an educational process.

Keywords: education, additional interdisciplinary competencies, students, socially transforming activity.

DOI: 10.17853/ 1994-5639-2016-7-117-135

The article was submitted on 28.03.2016.

The article was accepted for publication on 11.08.2016.

Введение

В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечается важность формирования у граждан, начиная с детства, востребованных в инновационном обществе и инновационной экономике знаний, компетенций, навыков и моделей поведения, а также необходимость развития системы непрерывного образования [8]. В число ключевых субъектов системы образования входят университеты, перед которыми современное общество ставит такие задачи, как адекватная реакция на изменения, происходящие на рынке образовательных услуг и рынке труда, адаптация к быстро меняющимся условиям, а также освоение новых, более эффективных информационно-коммуникационных технологий. Эти особенности проявляются в установке университетского образования на «опережающую непрерывную подготовку», в переходе от ориентации на получение «готового знания» к развитию самостоятельной активности студентов. Для становления конкурентоспособного будущего специалиста должен быть специально организован образова-

тельный процесс, формирующий надпрофессиональные компетенции. Это позволит выпускнику не только получить базовое образование, но и сформировать дополнительные общекультурные и профессиональные компетенции, включая навыки проектной работы, способность к творчеству, инновациям и др. [5, с. 20].

Тот факт, что уровень образования, знания и компетенции, получаемые в образовательных учреждениях, оказывают сильное влияние на жизненную мотивацию обучающихся, подтверждается мировым опытом. В конце ХХ века при разработке национальных стандартов научного образования американские специалисты отмечали, что образование дает людям возможность применять научные принципы и знания при принятии личных решений и участвовать в обсуждении проблем, стоящих перед обществом. Экономическая продуктивность общества тесно связана с научными и технологическими навыками рабочей силы, причем профессиональное образование способствует и развитию используемых в повседневной жизни важных навыков, таких как творческий подход к решению проблем, креативное мышление, способность работать в команде, стремление к продолжительному обучению [23]. Кроме того, уровень образования влияет и на стремление людей участвовать в решении проблем местного сообщества. Так, в США было установлено, что число вовлеченных в добровольную гуманитарную деятельность взрослых американцев тем больше, чем выше их образовательный статус и уровень доходов, и наоборот: например, в 1995 г. доля волонтеров из семей с начальным образованием составляла 18,7%, а из семей, в которых супруги закончили колледж, - 70,7% [15].

Система образования, в особенности профессионального, оказывает огромное воздействие и на желание человека стать предпринимателем. Результаты исследования, проведенного в Канаде, показали, что лица с низким уровнем образования, как правило, имеют низкий доход и не стремятся к созданию собственного бизнеса, в то время как высокообразованные люди склонны к открытию своих предприятий как для получения достаточного дохода, так и для достижения самореализации и независимости. Лица же со средним уровнем образования не считают собственный бизнес оптимальным вариантом заработка и предпочитают быть наемными работниками. В результате исследования было также выяснено, что университетское образование повышает желание людей к самозанятости в среднем на 8,6%, в том числе у мужчин - на 12,9%, у женщин -на 6,1% [22].

В Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2016 г. одним из приоритетов является вовлечение моло-

дежи в многообразные социальные практики и развитие навыков самостоятельной жизнедеятельности. «Важнейшим инструментом вовлечения должно стать полноценное информирование всех молодых людей о возможностях их развития в России и в мировом сообществе, продвижение культуры применения созданных в стране возможностей личностного и общественного развития. Для этого предлагается создать условия и возможности по вовлечению молодежи. С целью реализации данного приоритетного направления предложены проекты "Доброволец России", цель которого - вовлечение молодежи в многообразную социальную практику и деятельность институтов гражданского общества; проект "Успех в твоих руках", направленный на выявление и продвижение талантливой молодежи и продуктов ее инновационной деятельности. Для достижения этой цели должна осуществляться поддержка способной, инициативной молодежи, развитие молодежного предпринимательства и деловой активности молодежи» [16].

В изданном Московской школой управления Сколково и Агентством стратегических инициатив «Атласе новых профессий - 2020» - проекте, который призван помочь понять, в каких отраслях экономики будут появляться новые технологии и какие специалисты потребуются для работы с этими технологиями в будущем, отмечается, что «современный мир меняется так быстро, что мы больше не сможем позволить себе пять лет изучать теоретические дисциплины, а потом еще какое-то время осваивать профессию за счет работодателя. Поэтому образование, особенно для учащихся вузов, становится все более предметным и практико-ориенти-рованным. А это значит, что акцент смещается с теории на реальные проекты учащихся. В том числе их стартапы» [1].

Поиск путей совершенствования адаптации студентов к новым вызовам профессионального сообщества - одна из актуальных проблем современного образования. Развитие образовательной среды требует устранения барьера между профессиональной подготовкой студентов и развитием надпрофессиональных компетенций. Данные компетенции - набор личностных качеств, предрасположенностей, мотивов и ценностей личности, формирующих ее внутреннюю структуру самоорганизации действий. Они создают те условия, которые позволяют личности действовать самостоятельно и адаптироваться под изменяющиеся требования [3].

В «Атласе новых профессий» также подчеркивается, что новые тенденции в организации трудовой деятельности требуют от представителей различных профессий освоения таких надпрофессиональных навыков, как системное мышление, межотраслевая коммуникация, знание нескольких языков и разных типов культур, управление проектами и людь-

ми (от локальных групп до сообществ), умение программировать и работать в режиме многозадачности в постоянно меняющихся условиях [1].

Таким образом, надпрофессиональные компетенции включают личные или деловые качества, помогающие эффективно справляться с различными задачами. Данные компетенции развиваются у студентов постепенно и включают, по мнению авторов, как минимум три этапа: вовлечение студента во время обучения в волонтерство, в социально-преобразующую внеучебную деятельность, а также в процесс осмысления дальнейшего применения на практике полученных на первых этапах знаний и умений.

Спрос на формирование надпрофессиональных компетенций у студентов существует. В 2013 г. сотрудниками Парка социогуманитарных технологий Томского государственного университета (СГТ ТГУ) было проведено социологическое исследование «Социально активный университет», в рамках которого было опрошено 300 студентов с 1-го по 3-й курс на 21 факультете ТГУ. Согласно результатам опроса, наиболее распространенной формой социальной деятельности активной студенческой молодежи является реализация социальных проектов (34%), вторая по популярности - организация мероприятий (26%), третье место заняли волонтерская деятельность и «другое» (по 17% респондентов). Для 28% студентов работа общественных организаций дает возможность самореализоваться. 23%, принимая участие в проектах и занимаясь организацией общественных мероприятий, приобретают социально-полезные связи. 20% студенческой молодежи ТГУ имеют альтруистические мотивы для такой деятельности, отмечая, что молодежные организации позволяют им внести собственный вклад в развитие социума. Для 13% важно получение профессионально опыта, и лишь для 11% общественные организации являются источником материальных привилегий. Статистика говорит о том, что безвозмездно решать социальные проблемы и реализовывать социальные проекты свойственно тем, у кого есть желание быть включенным в преобразование социальной сферы региона [18].

Готовность студенческой молодежи инициировать и осуществлять проекты для решения существующих в регионе проблем подтверждается созданием двух инфраструктурных площадок в ТГУ: Центра социально-профессионального волонтерства (ЦСПВ - UNIVOL) и Парка СГТ.

Направления деятельности основанного в 2014 г. в Национальном исследовательском томском государственном университете ЦСПВ ТГУ составляют:

• организация волонтерской деятельности с учетом специфики направления профессиональной подготовки студентов;

• специальная подготовка студентов к волонтерской деятельности с профильными целевыми группами (детьми, инвалидами, пожилыми людьми и др.);

• профессиональное кураторство волонтерских проектов студентов преподавателями ТГУ;

• профессионально и конструктивно выстроенное взаимодействие с местным сообществом в рамках социального заказа по приоритетным направлениям развития региона [17].

Таким образом, Центр способствует вовлечению в волонтерское движение студентов и преподавателей, которые, выполняя социальный заказ местного сообщества, совместно с органами власти, бизнесом и НКО вносят позитивные изменения в социально-культурную сферу региона [4, с. 591].

Сопровождение процесса развития и коммерциализации студенческих социальных и социально-предпринимательских проектов возложено на Парк СГТ. В соответствии с положением о Парке целью его деятельности является привлечение молодежи (студентов, аспирантов и сотрудников ТГУ) к разработке и реализации социогуманитарных инициатив, инновационных гуманитарных проектов; приобщение к предпринимательской деятельности. Организация взаимодействует с органами власти и бизнес-структурами [13].

Студенты, только начинающие учиться в вузе, вовлекаются в социально-профессиональную волонтерскую деятельность в ЦСПВ ТГУ, а затем в качестве руководителей собственных проектов переходят для сопровождения в Парк СГТ ТГУ.

Социально-профессиональное волонтерство в вузе (опыт Центра социально-профессионального волонтерства НИ ТГУ «UNГVOL»)

В Центре социально-профессионального волонтерства ТГУ осуществляются три основных направления: организационное, образовательное и международное.

Организационное направление подразумевает активную деятельность студентов на благо университета и города. Учащимся предлагается участие в качестве организаторов в общественно-полезных мероприятиях и проектах. На данном этапе учрежден и проводится ежегодный Конкурс волонтерских проектов «UNIVOL TSU»1, в рамках проведения которого каждый студент имеет возможность инициировать свой собственный проект и попробовать реализовать его на практике. Победители Конкурса

1 Конкурс проводится по нескольким номинациям: «На волне здоровья», «Развивающий досуг», «Среда обитания» и «Ты не один» [11].

не получают материального вознаграждения, но имеют возможность получить образовательное и организационное сопровождение реализации проектов. Так, например, они могут освоить основы фандрайзинга и привлекать средства на реализацию своих проектов [11].

В соответствии с образовательным направлением проводится работа по обучению студентов непосредственно профессиональному волонтерству (применительно к будущей профессии). Используются такие образовательные формы, как кампусный курс «Волонтерские уроки», социальные (волонтерские) практики в организациях города, образовательный Форум.

Кампусный курс «Волонтерские уроки» позволяет студентам разных специальностей получить на основе волонтерской деятельности первоначальные знания о социальных проблемах, которые решаются в мире, стране и регионе, о методах социального проектирования, технологиях эффективной работы в команде и т. д. Посещать курс может любой желающий. Ежегодно из выпускников повторяющегося образовательного курса формируется группа студентов для осуществления дальнейшей социально-полезной деятельности.

В Центре разработана система социальных практик в некоммерческих организациях города Томска. Студенты выбирают место прохождения практики в соответствии со своими профессиональными и/или личными интересами. Так, учащиеся гуманитарных факультетов могут пройти практику в организациях, работающих с социально незащищенными категориями населения, в детских домах, где они непосредственно знакомятся со своей будущей целевой аудиторией. Студенты естественнонаучного направления могут включиться в деятельность тех организаций, где требуется помощь в обустройстве и облагораживании территорий, улучшении экологической обстановки и т. п. Учащиеся технических специальностей могут применить свои навыки в работе с информационными ресурсами НКО, а также в разработке сайтов для организаций и т. д. [4, с. 593].

В 2015 г. при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, департамента по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области и управления по делам молодежи администрации города Томска на базе ТГУ состоялся образовательный форум волонтеров «About my experience», который стал уникальной площадкой обмена опытом инициативной молодежи города и экспертов в области волонтерской деятельности. На пленарном заседании важность этого движения отметил проректор по социальной работе ТГУ С. П. Кулижский: «Современный университет невозможно представить без социальной направленности. Вуз несет ответственность за развитие региона в целом. Волонтерство - капитализация личных успехов. Работа волонтером становится серьезным преимуществом на рынке труда» [2].

На экспертном круглом столе «Интеграция в образовательный процесс форм развития социально-профессионального волонтерства» обсуждались внедрение в план внеучебной работы вуза системы социальных (волонтерских) практик на всех факультетах и возможность включения в диплом бакалавра специального вкладыша, в котором будет учтена социально-активная деятельность студента на момент выпуска. Экспертами Форума, специалистами Национального фонда подготовки кадров (Москва), Центра социального проектирования и предпринимательства Университета информационных технологий, механики и оптики (Санкт-Петербург) было особенно отмечено, что вузом должен оцениваться не только тот факт, что проект студента реализован, а то, готов ли студент дальше работать над проектом, выводить его на новый уровень, сформировались ли у него для этого мотивация и компетенции.

Опыт работы ЦСПВ и Парка СГТ показал, что, во-первых, студенты, организуясь по интересам или для решения общей проблемы, создают творческую инновационную среду. Во-вторых, риски, возникающие в процессе решения проблемы (в процессе проектной деятельности), кажутся не такими серьезными, поскольку преодолеть их можно в команде или обратившись за помощью: с одной стороны, трудности не отталкивают сразу, а с другой - студенты учатся их преодолевать. В-третьих, получая волонтерский опыт решения социальных проблем, студенты более мотивированы на дальнейшую социально преобразующую деятельность.

Социально преобразующая деятельность студентов в вузе (опыт Парка социогуманитарных технологий

НИ ТГУ)

Не только в Томской области, но и в России в целом в молодежной среде наметилась тенденция выстраивания будущей карьеры с прицелом на трудоустройство на государственную службу или в государственные корпорации. Это связано с видимой стабильностью данной сферы экономики России в отличие, скажем, от предпринимательской деятельности с заложенными в ней рисками [12]. В связи с этим перед местным сообществом и в первую очередь перед университетами встает задача пропаганды среди молодежи идеи самозанятости, положительного восприятия предпринимательской деятельности, формирования социально-профессиональных навыков студентов разных специальностей, обеспечения доступности информационной и консультационной поддержки в области предпринимательства. Проведение мероприятий в области инновационного, технологического и социального предпринимательства; формирование его духа и интенсификация инновационной активности в молодежной среде

входят в число основных мероприятий, предусмотренных стратегическим направлением НИ ТГУ по реализации моделей и практик успешных международных исследовательских университетов эффективного развития исследовательской деятельности [10].

Основываясь на огромном опыте подготовки специалистов в социально-гуманитарной сфере и учитывая общемировые тенденции, коллектив НИ ТГУ стал уделять большое внимание проблеме развития деловой активности студентов разных направлений подготовки именно в социальной сфере, что, безусловно, способствует развитию у учащихся коммуникабельности, системного мышления; формированию их активной жизненной и профессиональной позиции; умению эффективно взаимодействовать в команде; обучению основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда.

Созданный в 2010 г. в целях научного управления университетом Парк СГТ выработал три основных направления деятельности: «от идеи -к проекту», «от проекта - к технологии», «от технологии - к социальному предпринимательству». Студенческие команды, активно занимающиеся волонтерской деятельностью на первых курсах обучения, включаются в программы Парка СГТ, обладая уже личной и профессиональной заинтересованностью, поскольку многие из них рассматривают свои проекты как собственное дело и в период обучения, и даже после выпуска из университета.

Согласно первому направлению «от идеи - к проекту» Парк СГТ ТГУ «подхватывает» идеи студенческой молодежи и помогает пройти первые успешные шаги, а именно - оформить идею в проект и реализовать его при содействии социальных тьюторов и использовании технологии «дорожная карта проекта».

Тьюторы вместе со студенческой командой отслеживают эффективность проекта и либо, если обнаруживаются недочеты в реализации, совершенствуют его с привлечением иных/дополнительных ресурсов; либо, в случае успешности проекта, оформляют его в технологию (переход на этап «от проекта - к технологии»), которую в дальнейшем можно тиражировать и масштабировать. Так, например, была выявлена и оформлена технология тьюторского сопровождения, включая дистанционное сопровождение, по типу старшего товарища в процессе проектной деятельности студентов международного факультета управления и факультета психологии с воспитанниками детских домов. Данная технология в настоящий момент находится в процессе масштабирования и тиражирования на все интернатные учреждения области.

В рамках третьего направления «от технологии - к социальному предпринимательству» к развитию студенческих проектов подключаются пред-

ставители бизнеса в роли социальных инвесторов проектов1, которые помогают организационно, предоставляя различные ресурсы для реализации проекта (если он не имеет механизмов выхода на самоокупаемость), либо в роли менторов - людей, которые имеют успешный опыт ведения собственного бизнеса и на безвозмездной основе передают его «новичку».

При такой поддержке социальное предпринимательство в студенческой среде становится более реальным. Кроме прочего, оно привлекательно своей безусловной социальной одобряемостью, что важно для самоутверждения в молодом возрасте.

В чем специфика феномена социального предпринимательства? В зарубежных источниках оно понимается как инновационная, социально значимая деятельность, которая осуществляется внутри некоммерческого, государственного секторов и бизнес-сектора [21]. В Российской Федерации социально значимые виды деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства включают:

а) создание и (или) обеспечение деятельности центров молодежного инновационного творчества, ориентированных на создание благоприятных условий для детей, молодежи и субъектов малого и среднего предпринимательства с целью их развития в научно-технической, инновационной и производственной сферах;

б) создание и (или) развитие центров времяпрепровождения детей -групп дневного времяпрепровождения дошкольников и иных подобных видов деятельности по уходу и присмотру за детьми;

в) создание и (или) развитие дошкольных образовательных центров, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, а также присмотру и уходу за детьми в соответствии с законодательством РФ;

г) осуществление социально ориентированной деятельности, направленной на достижение общественно-полезных целей, улучшение условий жизнедеятельности гражданина и (или) расширение его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности, а также на обеспечение занятости, оказание поддержки инвалидам, гражданам пожилого возраста и лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации [7].

Для России социальное предпринимательство - новое явление, в то время как, например, в Великобритании оно существует практически во всех секторах. Насчитывается примерно 62 000 социальных предпри-

1 Парк СГТ ТГУ организует и проводит ежегодные образовательные мероприятия: социальные инвестиционные конкурс и выставку для молодежи «Важное дело» и интенсивную программу по развитию социально-предпринимательских компетенций молодежи «StaгupSocial» с участием действующих молодых предпринимателей [13].

ятий, что составляет вклад более 24 млрд долларов в экономику страны, причем на таких предприятиях заняты около миллиона человек [19].

Социальное предпринимательство отличается от других видов бизнеса тем, что, во-первых, предприятие создается специально для решения какой-либо социальной проблемы; во-вторых, это предприятие экономически устойчиво. Устойчивость обеспечивается продажей товаров и услуг на рынке, доходы от которой являются основным источником ресурсов социального предпринимательства. Хотя это не исключает и дополнительных ресурсов, например, в виде средств благотворительности.

Предпринимателя в социальной сфере характеризует одна особенность. Выбирая не классическое, а социальное предпринимательство, человек имеет для этого внутренние причины: он нацелен, прежде всего, на социальную проблему, которую хочет решить; лучше других знает специфику области, в которой существует данная проблема, и стремится к достижению успеха, даже встречаясь с препятствиями.

Международным фондом «Ашока» - первой организацией, системно занявшейся поддержкой предпринимательских социальных инициатив, популяризацией феномена и понятия «социальное предпринимательство», - было проведено исследование характеристик социального предпринимателя. Были выделены пять основных черт данного типа предпринимателя: он действительно «видит» новые идеи, креативен в решении социальной проблемы, обладает предпринимательскими качествами (практическими навыками ведения самостоятельной деятельности), представляет социальный эффект от своей деятельности (думает о пользе целевой группы и о том, какие выгоды получат люди, задействованные в его бизнесе), честен и располагает к себе. Результаты исследования еще раз подтвердили важность позитивных качеств человека в социальном предпринимательстве [20].

Потенциал субъекта социального предпринимательства возможно развить в определенных условиях, тем более у студенческой молодежи, которая креативна, способна генерировать новые идеи, творчески подходить к их реализации, самостоятельна и нацелена на социально одобряемую эффективную деятельность.

В настоящее время в Парке СГТ ТГУ успешно реализуется совокупность образовательных форм и технологий, направленных на развитие надпрофессиональных (в особенности предпринимательских) компетенций студентов разных направлений подготовки:

• просветительские формы (мастер-классы, образовательные курсы, школы, акселераторы) способствуют успешному формированию предпринимательских компетенций у будущих специалистов, поскольку в процес-

се обучения в корне меняются характер и структура познавательной деятельности студентов, происходит развитие творческого потенциала личности;

• конкурсные формы (социальные и бизнес-конкурсы в вузе и за его пределами) стимулируют проявление предприимчивости студентов, развивают такие качества, как склонность к риску, самоорганизация, последовательность, коммуникабельность и др., а также позволяют осуществлять предпринимательские пробы;

• проектные технологии (инициация и реализация собственных социальных и бизнес-проектов) способствуют развитию у студентов навыков проектирования, командной работы и иных важных навыков, поддерживают и стимулируют интерес активных студентов к генерации новых идей и доведению их до стадии проектной деятельности;

• формы сопровождения (тьюторство, экспертная оценка, менто-ринг) позволяют студентам пройти все этапы социального и бизнес-проектирования более успешно.

Использование совокупности вышеуказанных образовательных форм и технологий позволяет преодолеть «разрыв» между теоретической подготовкой студента по основной образовательной программе вуза и практической, актуальной в данный момент времени, так как любая деятельность утрачивает смысл, если не отвечает потребностям современного общества.

Приобретая комплексное понимание таких видов деятельности, как проектирование и предпринимательство, вне зависимости от выбранной специальности и наличия стартового капитала студенты образовательных учреждений высшего образования вполне могут стать потенциальными социальными предпринимателями, являясь носителями идеологии данного направления [6].

Практический опыт НИ ТГУ показывает, что создание в университетах структур, подобных Центру социально-профессионального волон-терства и Парку социогуманитарных технологий, способствует решению целого ряда важных задач, стоящих перед высшими учебными заведениями в современных условиях. Во-первых, это поиск лиц, способных к активной социальной, общественной и предпринимательской деятельности с целью последующей помощи им в совершенствовании соответствующих склонностей через внедрение различных форм сопровождения. Решение данной задачи требует вдумчивой индивидуальной работы со студентами. Во-вторых, создание в учебных заведениях творческой атмосферы, в которой реализуются возможности пробуждения предприимчивости и самостоятельности, инициативы и активности; стремления вы-

явить проблемы, имеющие практическое общественное значение, а также интенсифицировать деловое общение студентов с профессионалами. В-третьих, широкая демонстрация учащимся различных форм и видов социальной деятельности с предоставлением возможности принимать в ней активное личное участие.

Статья рекомендована к публикации д-ром техн. наук, проф. В. А. Копновым

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Атлас новых профессий [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://atlas100.ru (дата обращения 09.03.2016).

2. В ТГУ состоялся Молодежный образовательный форум волонтеров «About my experience» / / Центр социально-профессионального волонтерства ТГУ Univol [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://univol.tsu.ru/news/636/ (дата обращения 12.02.2016).

3. Каххаров Ш. Надпрофессиональные компетенции и управление ими [Электрон. ресурс] // Организационная психология. 2014. Т. 4, № 4. С. 103120. Режим доступа: https://orgpsyjoumaI.hse.ru/data/2014/12/31/1103712506/ OrgPsy_2014_4_6(Kachcharov) 103-120.pdf (дата обращения 12.02.2016).

4. Ливенцова Е. Ю., Омарова А. М., Сырямкина Е. Г. Инновации в образовании: внедрение системы социальных практик в учебный процесс вуза [Электрон. ресурс] // Инноватика-2015: сборник материалов XI Международной школы-конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (2123 мая 2015 г.) / под ред. А. Н. Солдатова, С. Л. Минькова. Томск: Томский государственный университет, 2015. 708 с. Режим доступа: www.inno-fit.ru/attachments/article/ 118/Сборник%20Инноватика-2015%20.pdf (дата обращения 12.02.2016).

5. Майер Г. В., Маковеева В. В. О роли вузов в подготовке конкурентоспособных кадров для новой экономики / / Проблемы управления в социальных системах [Электрон. ресурс]. 2009. № 1. Т. 1. Режим доступа: http:// http: / / cyberleninka. ru/article /n/o-roli-vuzov-v-podgotovke-konkurentospo-sobnyh-kadrov-dlya-novoy-ekonomiki (дата обращения 12.02.2016).

6. Мухорьянова О. А., Недвижай С. В. Роль образовательных учреждений в развитии идеи социального предпринимательства среди молодежи [Электрон. ресурс] / / Вестник Северо-кавказского гуманитарного института. 2015. № 3 (15). Режим доступа: http://www.skgi.ru/userffles/ffle/%e2%84% 96%203(15).pdf (дата обращения 18.02.2016).

7. О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в 2015 году (с изменениями и дополнениями) (в ред. Постановления Правительства РФ от 26 декабря 2015 года № 1452 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»). Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2014 г. № 1605 [Электрон.

ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420244200 (дата обращения 17.02.2016).

8. Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электрон. ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 г. № 2227-р. Режим доступа: http://www.minsvyaz.ru/ ru/documents/3622/ (дата обращения 05.03.2016).

9. Об утверждении условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» [Электрон. ресурс]: приказ Минэкономразвития России от 25.03.2015 № 167. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/420264661 (дата обращения 17.02.2016).

10. План мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности («дорожной карты») федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский томский государственный университет» на 2013-2020. (Этап 2 - 2015-2016) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://viu.tsu.ru/ upload/ рейтинги/Дорожная%20карта_2%2 0этап%20(2015-2 016).pdf (Дата обращения 07.03.2016).

11. Положение о Конкурсе волонтерских проектов [Электрон. ресурс] // Центр социально-профессионального волонтерства ТГУ Univol. Режим доступа: http://univol.tsu.ru (Дата обращения 1.03.2016).

12. Постановление Администрации Томской области от 12.12.2014 № 492а «Об утверждении государственной программы "Развитие предпринимательства в Томской области"» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http: / / duma. tomsk. ru/files2/29501_13.pdf (дата обращения 19.02.2016).

13. Парк социогуманитарных технологий ТГУ [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://parksgt.tsu.ru (Дата обращения 11.03.2016).

14. Регламент реализации кампусных курсов в НИ ТГУ в 2015-2016 учебном году/ Центр развития качества образования [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.cdeq.tsu.ru/node/813 (Дата обращения 19.02.2016).

15. Социально-экономическая эффективность: опыт США. Система саморазвития. Москва: Наука, 2000. С. 132.

16. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2016 года [Электрон. ресурс]: распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р. Режим доступа: http:// pstu.ru/files/file/UVR/strat_mp.doc (Дата обращения 02.03.2016).

17. Сырямкина Е. Г. Социально-активный университет: формирование субъекта гражданского общества / / Классический университет в неклассическое время: Труды Томского государственного университета. Томск: Томский государственный университет, 2008. Т. 269. С. 71-74.

18. Сырямкина Е. Г., Сухачева Ю. А. Включенность студенческой молодежи Национального исследовательского томского государственного универ-

ситета в деятельность общественных объединений / / Девятые Ковалевские чтения: материалы научно-практической конференции 14-15 ноября 2014 года / отв. ред. Ю. В. Асочаков. С.-Петербург, 2014. 1691 с.

19. An enterprising future. A guide to social enterprise for voluntary sector organisations providing children and young people's services / / Published by Social Enterprise. Available at: http://www.socialenterprise.org.uk/uploads/editor/ files/ Publications/An_Enterprising_Future.pdf (Accessed 09.03.2016).

20. Defining characteristics of a leading social entrepreneur // Ashoka innovators for the public. Available at: https://www.ashoka.org/sites/ashoka/ files/Criteria%20and%20selection%20guide.pdf (Accessed 08.03.2016).

21. Dorozhkin E. M., Zaitseva E. V. & Tatarskikh B. Y. Impact of Student Government Bodies on Students' Professional Development. IEJME-Mathematics Education. 2016. № 11 (7). 2666-2677. (Translated from English)

22. Mair J., Robinson J., Hockerts K. Social Entrepreneurship, 2006, 256 p. (Translated from English)

23. Masakure O. Education and entrepreneurship in Canada: evidence from (repeated) cross-sectional data. Education Economics. Available at: http://dx.doi.org/10.1080/09645292.2014.891003. (Translated from English)

24. National Science Education Standards. National Academy Press. Washington, DC, 1996. Available at: http://nap.edu/4962. (Translated from English)

25. Simonova M. V., Ilyukhina L. A., Romantsev G. M., Zeer E. F. & Kha-matnurov F. T. (2016). Approaches to Monitoring of Competences and Qualifications. IEJME-Mathematics Education. № 11 (7). Р. 2745-2760. (Translated from English)

References

1. Atlas novyh professij. [New professions atlas]. Available at: http:// at-las100.ru. (In Russian)

2. V TGU sostojalsja Molodezhnyj obrazovatel'nyj forum volonterov «About my experience». [Youth educational volunteer forum «About my experience» held in TSU]. Centr social'no-professional'nogo volonterstva TGU Univol. [Center of social and professional volunteering of TGU Univol]. Available at: http:// univol.tsu.ru/news/636/. (In Russian)

3. Kakhkharov Sh. Additional interdisciplinary competencies and their management. Organizacionnaja psihologija. [Organizational Psychology]. 2014. Vol. 4. № 4. P. 103-120. Available at: https://orgpsyjournal.hse.ru/data/2014/ 12/31/1103712506 / 0rgPsy_2014_4_6 (Kachcharov) 103-120.pdf. (In Russian)

4. Liventsova E., Omarova A., Syryamkina E. Innovations in education: introduction of the system of social practice into the university's educational process. Trudy Mezhdunarodnoy shkoly-konferentsii studentov, aspirantov, molodyh uchenyh «Inovatika 2015». [Innovatics-2015: Collection of Materials of the 11th International School-Conference of Students, Graduate Students and Young Scientists (21-23 May, 2015)]. Tomsk, 2015. P. 589-594. Available at: www.inno-fit.ru/ attachments/article/ 118/Сборник%20Инноватика-2015%20.pdf. (In Russian)

5. Maier G., Makoveeva V. About the higher institution's role in training specialists for the new economy. Problemy upravlenija v social'nyh sistemah.. [Problems of Social Systems Management]. 2009. Vol. 1. № 1. Available at: http:// cy-berleninka. ru / article /n/o-roli-vuzov-v-podgotovke-konkurentosposobnyh-kadrov-dlya-novoy-ekonomiki. (In Russian)

6. Mukhorianova O., Nedvizhay S. The role of educational institutions in development of social entrepreneurial idea among youth. Vestnik severo-kav-kazskogo gumanitarnogo instituta. [Herald of the North-Caucasian Humanitarian Institute]. 2015. № 3 (15). Available at: http://www.skgi.ru/userfiles/file/ %e2%84%96%203(15). pdf. (In Russian)

7. O predostavlenii i raspredelenii subsidij iz federal'nogo bjudzheta bjudz-hetam sub'ektov Rossijskoj Federacii na gosudarstvennuju podderzhku malogo i srednego predprinimatel'stva, vkljuchaja krest'janskie (fermerskie) hozjajstva v 2015 godu (s izmenenijami i dopolnenijami) (v red. Postanovlenija Pravitel'stva RF ot 26 dekabrja 2015. № 1452 «O vnesenii izmenenij v nekotorye akty Pravitel'stva Rossijskoj Federacii»). [About provision and distribution of subsidies from the federal budget to budgets of members of the Russian Federation on the state support of a small and average entrepreneurship, including peasant farms in 2015 (with changes and additions) (in an edition Orders of the Government of the Russian Federation, d.d. 26, December 2015. No. 1452 «About introduction of amendments to some acts of the Government of the Russian Federation»)]. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30 dekabrja 2014 g. № 1605. [The order of the Government of the Russian Federation of 30 December, 2014 № 1605]. Available at: http:// www.minsvyaz.ru/ru/documents/3622/. (In Russian)

8. Ob utverzhdenii Strategii innovacionnogo razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda. [About approval of Strategy of innovative development of the Russian Federation for the period till 2020]. Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 08.12.2011 № 2227-r. Regulation on the contest of volunteer practices.[Order of the Government of the Russian Federation of 08.12.2011 No. 2227-r]. Available at: http://univol.tsu.ru/ upload/iblock/f2d/f2d9be1a4c10a1db99ef0455a117b81c.pdf. (In Russian)

9. Ob utverzhdenii uslovij konkursnogo otbora sub'ektov Rossijskoj Federa-cii, bjudzhetam kotoryh predostavljajutsja subsidii iz federal'nogo bjudzheta na gosudarstvennuju podderzhku malogo i srednego predprinimatel'stva, vkljuchaja krest'janskie (fermerskie) hozjajstva, i trebovanij k organizacijam, obrazujushhim infrastrukturu podderzhki sub'ektov malogo i srednego predprinimatel'stva. [About approval of conditions of competitive selection of subjects of the Russian Federation to which budgets subsidies from the Federal budget for the state support of a small and average entrepreneurship, including peasant farms, and requirements to the organizations forming infrastructure of support of subjects of a small and average entrepreneurship]. Prikaz Minjekonomrazvitija Rossii ot 25.03.2015 № 167. [Order of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation of 25.03.2015 No. 167]. Available at: http://parksgt.tsu.ru/upload/ iblock/44a/44a2b4bc8e8b373f7a933ad1e90ab5b0.doc. (In Russian)

10. Plan meroprijatij po realizacii programmy povyshenija konkurentospo-sobnosti («dorozhnoj karty») federal'nogo gosudarstvennogo avtonomnogo obra-zovatel'nogo uchrezhdenija vysshego obrazovanija «Nacional'nyj issledovatel'skij

Tomskij gosudarstvennyj universitet» na 2013-2020. (Jetap 2 - 2015-2016). [Plan of measures on realization of improving the competitiveness of the program («Roadmap»), the Federal State Autonomous Institution of Higher Education «National Research Tomsk State University» for 2013-2020. (Phase 2 - 2015-2016)]. Available at: http: //viu.tsu.m/upload/peHTHHra/,Qopo:raHaH0/o20KapTa_20/o20:3Tan0/o20 (2015-2016).pdf. (In Russian)

11. Polozhenie o Konkurse volonterskih proektov. [Provision on the Competition of volunteer projects]. Centr social'no-professional'nogo volonterstva TGU Univol. [Center of social and professional volunteering of TGU Univol]. Available at: http://univol.tsu.ru. (In Russian)

12. Postanovlenie Administracii Tomskoj oblasti ot 12.12.2014 № 492a «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy "Razvitie predprinimatel'stva v Tomskoj oblasti"». [Tomsk oblast Administration Decree «On Approval of the State Program "Development of Entrepreneurship in Tomsk Oblast"», d.d. 12 December, 2014 № 492a]. Available at: http://duma.tomsk.ru/files2/29501_13.pdf. (In Russian)

13. Park sociogumanitarnyh tehnologij TGU. [Park of the TGU Socio-Huma-nistic Technologies]. Available at: http://parksgt.tsu.ru. (In Russian)

14. Reglament realizacii kampusnyh kursov v NI TGU v 2015-2016 ucheb-nom godu. [Regulations on campus courses in NR TSU in 2015-2016]. Centr raz-vitija kachestva obrazovanija. [Center of development of quality of education]. Available at: http://www.cdeq.tsu.ru/node/813. (In Russian)

15. Sotsialno-economocheskaya effektivnost': opyt SShA. [Social and economic effectiveness: USA experience]. Sistema samorazvitija. [Self-development system]. Moscow, 2000. 132 p. (In Russian)

16. Strategija gosudarstvennoj molodezhnoj politiki v Rossijskoj Federacii do 2016 goda. Rasporjazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 18 dekabrja 2006 g. № 1760-r. [RF Government Regulation «On strategy of the state youth policy in the Russian Federation», d.d. 18 December, 2006, № 1760-r]. Available at: http://pstu.ru/files/file/UVR/strat_mp.doc. (In Russian)

17. Syryamkina E. Socially active university: forming of a civil society object. Trudy Tomskogo Gosudarstvennogo Universiteta. Seria kulturologicheskaya. [Classical University in Nonclassical Time: Works of the Tomsk State University]. Tomsk: Tomskij gosudarstvennyj universitet. [Tomsk State University]. 2008. Vol. 269. P. 71-74. (In Russian)

18. Syryamkina E., Sukhacheva Yu. Inclusion of students of Tomsk State University in activity of public associations. Devjatye Kovalevskie chtenija: materi-aly nauchno-prakticheskoj konferencii 14—15 nojabrja 2014 goda. Kovalev Ninth Readings: Proceedings of the Scientific and Practical Conference, 14-15 November, 2014]. Ed. by Asochakov Y. St.-Petersburg, 2014. 1691 p. (In Russian)

19. An enterprising future. A guide to social enterprise for voluntary sector organisations providing children and young people's services. Published by Social Enterprise. Available at: http://www.socialenterprise.org.uk/uploads/editor/files/ Publications/An_Enterprising_Future.pdf. (Translated from English)

20. Defining characteristics of a leading social entrepreneur. Ashoka innovators for the public. Available at: https://www.ashoka.org/sites/ashoka/files/ Criteria%20and%20selection%20guide.pdf. (Translated from English)

21. Dorozhkin E. M., Zaitseva E. V. & Tatarskikh B. Y. Impact of Student Government Bodies on Students' Professional Development. IEJME-Mathematics Education. 2016. № 11 (7). 2666-2677. (Translated from English)

22. Mair J., Robinson J., Hockerts K. Social Entrepreneurship, 2006, 256 p. (Translated from English)

23. Masakure O. Education and entrepreneurship in Canada: evidence from (repeated) cross-sectional data. Education Economics. Available at: http: / / dx.doi.org/ 10.1080/09645292.2014.891003. (Translated from English)

24. National Science Education Standards. National Academy Press. Washington, DC, 1996. Available at: http://nap.edu/4962. (Translated from English)

25. Simonova M. V., Ilyukhina L. A., Romantsev G. M., Zeer E. F. & Kha-matnurov F. T. (2016). Approaches to Monitoring of Competences and Qualifications. IEJME-Mathematics Education. № 11 (7). P. 2745-2760. (Translated from English)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.