Научная статья на тему 'Повышение конкурентоспособности выпускников университета на рынке труда: возможность формирования твердых и мягких навыков в международной программе Enactus'

Повышение конкурентоспособности выпускников университета на рынке труда: возможность формирования твердых и мягких навыков в международной программе Enactus Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
767
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ENACTUS / ВЫПУСКНИКИ / РЫНОК ТРУДА / HARD SKILLS / SOFT SKILLS / STUDENT ENTREPRENEURSHIP / COMPETITIVENESS / GRADUATES / LABOR MARKET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Далибожко Анастасия Игоревна, Герман Мария Викторовна, Краковецкая Инна Валентиновна

В статье представлены теоретические и практические подходы формирования hard skills и soft skills, необходимых для повышения конкурентоспособности студентов высших учебных заведений. Показано, что сформированная в вузе молодежная предпринимательская среда дает дополнительную возможность развития у студентов профессиональных и социально-личностных компетенций, оказывает влияние на самоопределение студентов и их мотивационную готовность к профессиональной деятельности. На основе результатов анкетирования студентов, вовлеченных в инновационно-предпринимательский трек университета (в частности, в международную программу Enactus), обосновывается перспективность работы студентов в социально-предпри-нимательских проектах с позиций получения уникального практического опыта в условиях реальной жизни, развития сильных деловых и лидерских качеств, а также чувства ответственности и служения обществу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Далибожко Анастасия Игоревна, Герман Мария Викторовна, Краковецкая Инна Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Increasing the competitiveness of university graduates in the labor market: the possibility of forming hard and soft skills in the international program Enactus

Nowadays the cardinal modernization of the higher education system requires the training of competent and highly qualified specialists. Graduates should be competitive in the labor market, fluent in practical skills of their profession and ready to work at the level of world standards. To achieve this goal entering the labor market the graduate should develop necessary hard and soft skills, be capable to provide productive professional activity. The article presents theoretical and practical approaches to the formation of hard and soft skills among students of higher educational institutions. It is shown that the youth entrepreneurial environment in the university provides an additional opportunity for students to develop their professional and social-personal competencies and has an impact on students' self-determination and motivational readiness for professional activities. Based on the results of а survey of students involved in the innovative entrepreneurial track of the university (in particular, in the international program Enactus), the prospects of students' work in social and entrepreneurial projects are substantiated from the perspective of obtaining unique experience in real life conditions, developing strong business and leadership qualities, as well as getting sense of social. It allows increased the competitiveness of graduates at the global, national and regional labor markets.

Текст научной работы на тему «Повышение конкурентоспособности выпускников университета на рынке труда: возможность формирования твердых и мягких навыков в международной программе Enactus»

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Повышение конкурентоспособности выпускников университета на рынке труда: возможность формирования твердых и мягких навыков в международной программе Enactus1

Анастасия Далибожко*, Мария Герман, Инна Краковецкая

Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия

Аннотация

В статье представлены теоретические и практические подходы формирования hard skills и soft skills, необходимых для повышения конкурентоспособности студентов высших учебных заведений. Показано, что сформированная в вузе молодежная предпринимательская среда дает дополнительную возможность развития у студентов профессиональных и социально-личностных компетенций, оказывает влияние на самоопределение студентов и их мотивационную готовность к профессиональной деятельности. На основе результатов анкетирования студентов, вовлеченных в инновационно-предпринимательский трек университета (в частности, в международную программу Enactus), обосновывается перспективность работы студентов в социально-предпринимательских проектах с позиций получения уникального практического опыта в условиях реальной жизни, развития сильных деловых и лидерских качеств, а также чувства ответственности и служения обществу.

Increasing the competitiveness of university graduates in the labor market: the possibility of forming hard and soft skills in the international program Enactus

Anastasiia Dalibozhko, Mariya German, Inna Krakovetskaya

АЬв^ас!

Nowadays the cardinal modernization of the higher education system requires the training of competent and highly qualified specialists. Graduates should be competitive in the labor market, fluent in practical skills of their profession and ready to work at the level of world standards. To achieve this goal entering the labor market the graduate should develop necessary hard and

'Статья подготовлена при поддержке гранта РФФИ «Бизнес-модель компаний как основа формирования общих ценностей и социального капитала» № 18-010-00340

* Автор для связи: E-mail anastasia.dalibozhko@gmail.com. DOI: https://dx.doi.org/10.24866/2311-2271/2018-1/57-74

Информация о статье

Поступила в редакцию: 11.10.20 17 Принята к опубликованию: 25.01.20 18

УДК 331.5 ШЬ Ш

Ключевые слова:

студенческое предпринимательство, конкурентоспособность, Enactus, выпускники, рынок труда, hard skills, soft skills.

Keywords:

student entrepreneurship, competitiveness, Enactus, graduates, labor market, hard skills, soft skills.

soft skills, be capable to provide productive professional activity. The article presents theoretical and practical approaches to the formation of hard and soft skills among students of higher educational institutions. It is shown that the youth entrepreneurial environment in the university provides an additional opportunity for students to develop their professional and social-personal competencies and has an impact on students' self-determination and motivational readiness for professional activities. Based on the results of а survey of students involved in the innovative entrepreneurial track of the university (in particular, in the international program Enactus), the prospects of students' work in social and entrepreneurial projects are substantiated from the perspective of obtaining unique experience in real life conditions, developing strong business and leadership qualities, as well as getting sense of social. It allows increased the competitiveness of graduates at the global, national and regional labor markets.

Введение

Повышение конкурентоспособности страны, интеллектуального и творческого потенциала профессионально мобильных специалистов - одна из самых актуальных задач современного общества. В связи с этим перед системой высшего образования стоят вызовы, обусловленные новыми целями и задачами развития. Современным университетам отводится важная роль в обеспечении качества профессиональной подготовки будущих выпускников, готовых к многократной смене профессиональной деятельности в условиях острой конкурентной борьбы.

Модернизация системы российской высшей школы обусловлена общемировой ориентацией на обеспечение качества образования в рамках Болон-ского соглашения. В Министерстве образования и науки РФ (Минобрнауки РФ) идет непрерывный процесс совершенствования Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Перспективы внедрения компетентностного подхода в образовательный процесс российских вузов нового поколения очевидны.

Так, Е.А. Войлокова отмечает, что в новых стандартах высшего профессионального образования определены возможности вуза в формировании как профессиональных, так и социально-личностных компетенций выпускников, связанных с развитием социального взаимодействия, самоорганизации, самоуправления и других компетенций, необходимых для всестороннего развития личности [1]. Тем не менее возникают сложности, связанные с практической реализацией компетентностного подхода в образовательном процессе российских вузов. В работе А.М. Шехмирзовой исследуются проблемы, связанные с противоречиями методологического характера и с «...доминирующей в настоящее время предметной направленностью образовательного процесса в российских вузах, что приводит к реализации механизма сложения результатов оценивания по отдельным знаниям и умениям» [2, с. 87].

Отсутствие общепризнанного определения термина и методологии формирования компетенций в западных и российских университетах приводит к различному пониманию так называемых «универсальных компетенций», приобретающих особое значение в условиях общемировых тенденций ускоряющихся изменений на современном рынке труда в связи с их социальной направленностью.

Универсальные (социально-личностные) компетенции предполагают преемственное формирование системных образовательных результатов в ходе реализации компетентностной модели выпускника вуза [3].

В российской теории и практике понятия «soft skills» и «hard skills» появились относительно недавно. И если к твердым навыкам («hard skills») принято относить профессиональные компетенции, то к мягким навыкам («soft skills») в российской высшей школе относятся универсальные (ОК), т.е. социально-личностные, компетенции, ведущие к профессиональной успешности в условиях Болонского процесса и позволяющие на новом уровне овладеть общепрофессиональными (ОПК) и профессиональными (ПК) компетенциями.

Таким образом, для повышения конкурентоспособности на рынке труда студенты (будущие выпускники) в процессе обучения в университете должны сформировать как профессиональные, «твердые компетенции», так и «мягкие компетенции» - способность правильно определять и устанавливать приоритеты для будущего профессионального роста, управлять собой и своим временем, эффективно работать и взаимодействовать в команде, быть стрессоустойчивым и др.

Где же студенты во время обучения смогут сформировать эти необходимые компетенции?

Анализ зарубежных и российских исследований позволил выявить сложившиеся в университетской практике:

- новые тенденции и подходы в педагогическом процессе вуза (активное внедрение учебных курсов и модулей, нацеленных на развитие у будущих выпускников дополнительных профессиональных качеств на основе социально-личностных характеристик);

- формирование молодежной социокультурной и предпринимательской среды, необходимой для всестороннего развития личности, проектной культуры, прежде всего во внеучебной деятельности современных университетов;

- перспективные формы и методы предпринимательского обучения -«обучение через действие» со студенческой скамьи.

Цель данного исследования - обосновать возможность развития у студентов гармоничного сочетания «soft skills» и «hard skills» при наличии в вузе предпринимательской и социокультурной среды, обеспечивающей всестороннее развитие личности выпускников для повышения их конкурентоспособности на рынке труда. В работе представлен опыт формирования профессиональных и социально-личностных компетенций у студентов в процессе их участия в предпринимательских проектах международной программы Enactus.

Поднимается вопрос о необходимости развития предпринимательских навыков и активности у российского студенчества. Студенческое предпринимательство рассматривается как важный ресурс развития экономики регионов и стран, а также как один из инструментов возможного решения проблемы молодежной безработицы.

Теоретическая основа исследования базируется на концепциях entrepreneurial learning (обучение предприимчивости - концепция, основанная на способности человека воплощать идеи в жизнь, а также включающая такие элементы, как личностное развитие, бизнес-развитие и развитие навыков предприимчивости) и experiental learning (обучение через опыт - концепция, основанная на способности человека познавать окружающий мир через осмысление собственного опыта, предполагающая сначала получение практических навыков, а только затем их осмысление и подготовка выводов).

Проблемы повышения конкурентоспособности студентов университетов на рынке труда отражены в работах Л.В Волковой. [4], Х.Б. Дусаева [5],

Д.А. Коноплянского [6], С.Д. Резника (и др.) [7, 8], А.М. Шехмирзовой [2, 3], С.Н. Ярошенко [9] и др.

Анализ подходов российских и зарубежных исследователей, а также представителей бизнеса относительно необходимости формирования «soft skills» и «hard skills» у будущих выпускников вузов в контексте повышения их конкурентоспособности, отражены в трудах E. Айнгорн с соавторами [9], Е.А. Войлоковой [1], А.Р. Ивонина с соавторами [10], Balear [11], Р. Kaburise [12], А. Khasanzyanova [13], M.S. Rao [14], E. Hermán [15].

В ходе написания статьи был проведен анализ трудов российских и зарубежных ученых, посвященных вопросам формирования предпринимательской и социокультурной среды в современных университетах. Среди них можно выделить работы таких исследователей, как Н.Б. Панченко [16], О.А. Хайретди-нова [17], Н.О. Чистякова с соавторами [18], Г.В. Широкова с соавторами [19, 20], LA. Pittaway и др. [21], S. Riahi [22], Schoof U. [23].

Значительный вклад в разработку концептуальных аспектов предпринимательского обучения в университетах внесли Е.В. Куликова и др. [24], И.Л. Логвинова [25], И.А. Газиева и др. [26], D.J. Miller и др. [27], D.J. Taylor и др. [28], L. Padilla-Angulo [29].

Вопросы формирования особого рода компетенций для успешного выхода выпускников на молодежный рынок труда через участие в международных предпринимательских проектах и программах, а также влияния студенческих объединений на намерения и готовность студентов приступить к предпринимательской деятельности отражены в трудах Т.В. Беляевой и др. [30], Е.Ю. Бога-тенковой [31], К.А. Кузовенко [32], Р.Ф. Лопатиной [33], Ю.В. Саркисяна [34], И.А. Солдатовой и др. [35], O. Fatoki [36], N. Tshikovhi и др. [37].

В работе A. Sehmitz с соавторами отмечается растущее количество литературы по обозначенной проблематике, показывается её фрагментарность [38].

Актуальность и дискуссионность проблем повышения конкурентоспособности выпускников университетов через формирование профессиональных и социально-личностных компетенций, их недостаточная разработанность и высокая практическая значимость обусловили выбор темы исследования, его целевую направленность и содержание работы.

Методология исследования. В ходе работы использовались следующие методы исследования: теоретический анализ литературы, сравнение, обобщение, дедукция, контент-анализ. Кроме этого, анализировались эмпирические данные, полученные авторами в ходе анкетирования студентов российских команд Enactus и интервьюирования участников международной школы по социальному предпринимательству. Материалы обобщены с помощью табличного и графического методов. В совокупности использованные методы обеспечивают достоверность и обоснованность выводов.

Обсуждение полученных результатов. Особенности такой категории, как конкурентоспособность студентов - будущих выпускников, являются дискуссионными для исследователей и специалистов многих отраслей. Вопросы, освещаемые в научной литературе по данной тематике, позволяют назвать это понятие мультидисциплинарным, поскольку оно, по сути, существует на стыке многих наук [39, с. 308]. Так, Д.А. Коноплянский считает, что конкурентоспособность студента - интегративный показатель качества подготовки, диагностические методики оценивания которого представлены двумя группами: «...оценка профессиональной компетентности на основе квалификационного

стандарта, а также оценка профессиональной компетентности будущего специалиста как личности» [6, с. 45]. С.Д. Резник и А.А. Сочилова отмечают, что для достижения высокого уровня конкурентоспособности студент к моменту окончания вуза должен уметь не только обеспечить высокие показатели уровня знаний, умений и навыков, но и максимально использовать свои возможности и потенциал [7]. Аналогичной точки зрения придерживается С.Н. Ярошенко. Он утверждает, что «...конкурентоспособность студента - способность достижения успеха в профессиональной деятельности в условиях конкуренции на основе ключевых компетенций и мобилизации ресурса индивидуально-личностных качеств» [40, с. 120].

Анализ современных тенденций в высшем образовании показывает, что конкурентоспособность выпускников на рынке труда снижает ряд факторов: отсутствие жизненного опыта, неготовность проявлять инициативу, принимать самостоятельные решения, брать на себя ответственность, психологические проблемы в общении, неготовность к интенсивному труду [8].

Таким образом, большинство исследователей сходятся во мнении, что только баланс профессиональных и социально-личностных компетенций является необходимым условием для достижения высоких показателей конкурентоспособности современных выпускников вузов на рынке труда.

Вопросы поиска путей повышения конкурентоспособности студентов все чаще становятся предметом дискуссий преподавателей, специалистов, работодателей, а также поводом для непрерывного совершенствования образовательных программ, активного внедрения учебных курсов и модулей, нацеленных на развитие у будущих выпускников дополнительных профессиональных качеств на основе социально-личностных компетенций.

Обучение социальному предпринимательству

Сегодня миссия современных университетов - содействие экономическому и социальному развитию общества при сохранении собственной устойчивости.

В исследовании И.Л. Логвиновой [25] представлен глубокий, всесторонний анализ зарубежного опыта обучения социальному предпринимательству со студенческой скамьи. Социальное предпринимательство как экономическое явление и как предмет изучения оформилось в конце 20 в. Сегодня программы обучения социальному предпринимательству активно внедрены в образовательную деятельность университетов, колледжей и бизнес-школ многих стран мира и имеют различный формат: как профилирующие дисциплины (major), как дисциплины дополнительной специализации (minor), как дисциплины по выбору (track). Исследование передового зарубежного опыта в организации обучения социальному предпринимательству крайне актуально для отечественной высшей школы, так как в России предпринимательское образование в целом и обучение социальному предпринимательству в частности находятся на начальном этапе развития.

Обучение на основе предпринимательских действий влияет на предпринимательские знания и личные отношения, которые, в свою очередь, развивают намерения заняться предпринимательством. Так, в работе N. Tshikovhi отмечается нехватка исследований по вопросам внеучебной деятельности и раннего университетского опыта образования в области предпринимательства и его влияния на предпринимательские намерения. Там же доказывается, что «высокий

уровень знаний о предпринимательстве влияет на благоприятное отношение к предпринимательству» [37, с. 152].

В исследовании E. Herman поднимается вопрос о мотивации начала собственного бизнеса в зависимости от уровня предпринимательского образования, анализируются различия в намерениях студентов бизнес-специальностей и инженерных направлений. На этом основании делается вывод, что «влияние полученного в университете образования на предпринимательские намерения студентов гораздо выше у обучающихся на экономических направлениях, чем у инженеров» [15, с. 312].

Формирование молодежной предпринимательской

и социокультурной среды в современных университетах

В работе Н.О. Чистяковой, И.В. Краковецкой и Е.С. Воробьевой говорится, что именно в университетской среде у современной молодежи должен формироваться дух инновационного предпринимательства, поскольку современные университеты обладают значительным инновационным потенциалом и способны стать площадкой для реализации разного рода молодёжных предпринимательских проектов [18]. Именно поэтому развитие студенческого предпринимательства становится все более важным направлением деятельности вузов. Исследователи D.J. Miller, Z.J. Acs отмечают: «Современная предпринимательская экосистема университета должна обеспечивать студентам-предпринимателям доступные активы, свободу и разнообразие, создавая возможности для развития и стимулируя предпринимательство и инновации» [27, с. 75].

Авторами данной статьи был проведен анализ форм поддержки молодежной предпринимательской среды в Томском государственном университете и выявлены приоритетные направления:

1) инновационно-технологический бизнес-инкубатор ТГУ (создан для капитализации богатейшего научно-технического потенциала);

2) парк социогуманитарных технологий (площадка для развития инновационной деятельности, направленной на разработку и внедрение социальных и гуманитарных технологий);

3) центр социально-профессионального волонтерства (развитие социально-профессионального волонтерства в ТГУ и его включение в международные волонтерские программы);

4) программа «Лидерский университет», в рамках которой студент проходит путь от выбора своего направления, реализации собственного проекта до карьерного и общественного роста студента и выпускника в вузе и за его пределами. Представлены проекты «Университетский коллайдер» (форум - ускоритель студенческих инициатив, направленных на реализацию проектов); Школа активного действия (образовательный сервис, который помогает студентам превращать свои идеи в проекты); Ректорские гранты (поддержка инновационных и значимых проектов, имеющих большой общественный отклик) и др.;

5) команда ТГУ международной программы Enactus .

Каждое из представленных направлений позволяет студентам ТГУ найти эффективный путь развития, поработать над установками и картиной мира. Это позволит понять, в каком направлении следует двигаться и какие компетенции надо формировать и развивать. Soft skills в отличие от hard skills требуют последовательной проработки ситуаций, которые вынуждают человека прини-

мать самостоятельные решения. Именно на развитие таких «мягких» компетенций направлено большинство форм студенческого самоуправления и программ поддержки университета.

Enactus - обучение через действие

Одной из возможностей, способствующей включению молодежи в предпринимательскую среду, может стать участие в международной программе Enactus - крупнейшей некоммерческой организации, которая объединяет студентов, лидеров бизнеса, университеты. Команды Enactus разрабатывают и реализуют проекты, направленные на повышение качества и уровня жизни людей. 750 вузов со всего мира являются членами сети Enactus. Участие в такой программе позволяет организовывать международные студенческие обмены и повышать рейтинг учебного заведения.

Участниками команды Enactus могут быть студенты любого курса (в том числе аспиранты), любой специальности, всех форм обучения - дневной, вечерней, заочной.

Студенты Enactus получают разносторонний практический опыт реализации проектов в условиях реальной жизни. Они генерируют, развивают и осуществляют предпринимательские идеи, осваивая технологии и методы современного бизнеса. Достоинствами студентов Enactus являются: лидерские качества, умение работать в команде, навыки эффективной коммуникации, умение составлять бизнес-планы и вести финансовый учет, навыки публичной презентации. В целом большинство вырабатываемых умений - это те самые «soft skills», развитие которых особо важно для формирования талантливых и успешных бизнес-лидеров. Вот почему многие крупнейшие компании определили Enactus как ключевой источник социально-ответственных бизнес-талантов [41].

Зародившись в США в 1975 г. [42], программа Enactus успешно развивается и сегодня охватывает 36 стран мира (рис. 1).

Рис. 1. Количество команд Enactus по состоянию на 2016 г. (составлено авторами на основе анализа сайта Enactus Worldwide [42])

Тематика проектов Enactus включает 17 направлений принятой ООН «Повестки дня в области устойчивого развития до 2030 года»: 1 - ликвидация бедности; 2 - ликвидация голода; 3 - здоровье и благополучие; 4 - качествен-

ное образование; 5 - гендерное равенство; 6 - чистая вода и санитария; 7 - доступная и чистая энергия; 8 - достойная работа и экономический рост; 9 - индустриализация, инновации и инфраструктура; 10 - снижение неравенства; 11 - устойчивые города и сообщества; 12 - рациональное потребление и производство; 13 - срочные меры по борьбе с изменением климата; 14 - рациональное использование ресурсов океана; 15 - рациональное использование экосистем суши; 16 - мир, правосудие и сильные институты; 17 - глобальные партнерства в интересах развития [43].

На основе изучения официальных сайтов Enactus (Worldwide, России и ТГУ) и контент-анализа годовых отчетов команд Enactus составлена классификация проектов по целям ООН. В зависимости от того, на решение какой из глобальных проблем направлены проекты команд, показано соотношение пяти наиболее популярных проектов:

- ликвидация голода - 14 %;

- чистая вода и санитария - 12 %;

- достойная работа и экономический рост - 12 %;

- доступная и чистая энергия - 10 %;

- ликвидация бедности - 8 %;

- другое - 44 %.

Команды совместно с целевой аудиторией проводят глубокую оценку потребностей, определяют возможности для реального и измеримого улучшения жизни целевой аудитории. При разработке проектов команды Enactus сотрудничают с бизнесом, администрацией, учеными-инноваторами, людьми пенсионного возраста, студентами и сельскими жителями, помогая повысить качество их жизни. Главная цель проектов Enactus - «реальное и измеримое повышение качества и уровня жизни целевой аудитории» [41].

Увидеть возможность, предпринять действия, обеспечить прогресс -

перспективы международного взаимодействия

Ключевым положением программы Enactus является утверждение, которое можно описать фразой «Дай человеку рыбу - он будет сыт один день. Научи человека ловить рыбу - он будет сыт всю жизнь». По сути, данный подход представляет собой обучение через действие, когда студенты ищут не просто вариант решения проблемы, а рассматривают конкретные пути достижения результата, обучаясь сами и обучая при этом других.

Стоит отметить, что умения, выработанные студентами за время участия в программе Enactus, имеют значительную ценность не только для личностного развития, возможного построения собственного бизнеса, но и будущего трудоустройства.

Партнерами Enactus являются более 550 ведущих международных компаний, таких как KPMG, EY, Walmart, Metro, Dell, Microsoft, Henkel, Procter&Gamble, Unilever, HSBC, Danone, Nestle, PepsiCo, Coca-Cola, которые не только поддерживают развитие программы, но и привлекают студентов Enactus к решению конкретных задач бизнеса, выбору перспективных направлений взаимодействия между представителями компаний, входящими в Совет директоров программы, и студентами Enactus.

Председатель Совета директоров Enactus Россия, член Совета директоров Группы компаний «НМЖК», основатель центра кулинарных стартапов Mabiu Иван Сидорок объясняет мотивацию своего участия в программе:

«.. .ЕпаМш для НМЖК - это, в первую очередь, поиск наиболее талантливой молодежи. Во-вторых, это возможность решать проблемы компаний. В-третьих, ЕпаСи - это доступ к вузам, на базе которых мы можем делать региональные курсы для повышения квалификации персонала» [41]. Отсюда перспективные направления партнерства с Епа^ш формулируются следующим образом:

- специальные конкурсы с целью привлечь студентов к решению конкретных задач бизнеса (кейсов);

- международные студенческие форумы и конференции;

- международные летние студенческие лагеря;

- ярмарки ваканасий.

Работа в международной программе Епас1ш предоставляет немало возможностей для академической мобильности студентов. Это и участие в региональном и национальном кубках Епас1ш [44], в различного рода стажировках (например, изучение опыта команд Епас1ш в разных странах [34]), в международных школах по социальному предпринимательству.

Авторы данной статьи представляют результаты, полученные на основе опыта формирования совместных международных проектов в рамках программы ЕпаС;ш. В Томском государственном университете прошла Международная зимняя школа «Социальное предпринимательство», в которой приняли участие студенты Международной программы Епас1ш из 9 стран: России, Индии, Марокко, Франции, Канады, Великобритании, Бразилии, Казахстана и Кыргызстана. Зимняя международная школа предполагала проведение десятидневной серии мастер-классов, открытых столов, презентаций проектов команд-участниц и, конечно, обмен опытом в проектной деятельности по направлению социального предпринимательства [45].

В ходе работы на мероприятиях школы по социальному предпринимательству активно использовались эвристические методы, позволяющие преодолеть психологическую инерцию мышления и активизировать молодежь в поиске нестандартных идей и способов их реализации. Такой инструментарий позволил наиболее полно использовать креативность и творческое мышление участников проектных команд [46].

В рамках работы школы студентам команд Епас1ш было предложено создать проекты, направленные на решение 17 глобальных целей ООН по построению мира. Участники школы выбрали пять целей (устранение голода, доступ к чистой воде и канализации, здоровый образ жизни, качественное образование, достойные рабочие места, экономический рост) и разработали концепцию международного проекта для каждой из них (см. таблицу).

Зимняя школа стала площадкой для встречи единомышленников движения Епа^ш: студенты работали в интернациональных командах над проектами, которые актуальны для всего мирового сообщества. Главная цель мероприятий такого рода - дать старт, после которого студенты из разных стран могут продолжить работу над международными проектами в удобном для них формате [45].

В последнее время дисциплина «социальное предпринимательство» вошла в образовательные программы многих университетов. Так, вся учебная работа на школе по социальному предпринимательству осуществлялась в рамках разработанного в ТГУ кампусного курса «Социальное предпринимательство». Поэтому все участники школы, успешно справившиеся с программой, получили не только сертификаты, но и возможность включить в свой индиви-

дуальный план (трек) учебный курс «Enactus. Социальное предпринимательство», признаваемый всеми странами, где работает эта программа.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Возможные совместные международные социально-экономические проекты

Цели ООН Название проекта Краткое описание проекта

Качественное образование Engilabs Создание детских инженерных хабов и развивающих школ в деревнях и труднодоступных районах

Здоровый образ жизни AME - Available Medical Education Программа обучения медицинской помощи и принципам здорового образа жизни для жителей малых деревень

Устранение голода Zero Hunger Платформа для сотрудничества предпринимателей, экспертов в области биологии, агрономии, почвоведении и т.д., а также финансовых спонсоров, которая поможет жителям разных регионов обеспечить себя едой

Достойные рабочие места и экономический рост Discover Tomsk, the heart of Siberia Программа дополнительного заработка жителей сибирских городов и деревень в сфере внутреннего и внешнего туризма

Доступ к чистой воде и канализации Paani Project Создание и внедрение инновационного, экономичного устройства для опреснения воды

Возможности повышения конкурентоспособности выпускников: формирование компетенций для успеха выпускников вузов на молодежном рынке труда

Авторами данной статьи среди российских выпускников Enactus был проведен опрос, как программа помогла им в реализации карьерных намерений и получению каких навыков способствовало участие в деятельности команды (рисунки 2, 3).

Рис. 2. Результаты ответа на вопросы «Каковы ваши дальнейшие карьерные цели после выпуска из программы Enactus?» / «Каких целей вам помогла достигнуть программа Enactus?»

На рис. 2 обозначены карьерные и предпринимательские намерения студентов 1-2 курса бакалавриата, только пришедших в программу Enactus, в сравнении с реализацией этих намерений после выпуска из университета (и, соответственно, из программы). В 2016 г. опрос проведен по той же выборке студентов, что и на «входе» в 2013 г.

навыки самоменеджмента I

навыки проведения переговоров |

навыки разрешения конфликтных ситуаций I

умение работать в команде I

навыки анализа бизнес-среды I

умение принимать критику I

уверенность в себе I

навыки финансового анализа I

умение разрабатывать бизнес-планы I

навыки написания текстов I

знание иностранного языка I

навыки делопроизводства I

о

Рис. 3. Навыки, полученные студентами Enactus за время участия в программе

Всего в исследовании 2013 г. приняли участие 150 человек, в 2016 г. -144. Такая разница в количестве респондентов объясняется тем, что некоторые участники (на данной выборке - 6 человек) покинули команду, отработав в ней менее одного учебного года; в данном случае такие анкеты не учитывались.

Можно отметить, что на младших курсах намного большее количество студентов планировало начать собственный бизнес, чем найти работу по найму (52 и 22 человека соответственно); при этом были владельцами своего бизнеса или работали по найму в общей сложности 13 человек.

В 2016 г. из тех же студентов только 11 планируют начать собственный бизнес, однако его владельцами уже стали 27 человек. В целом 23 человека из 52 реализовали предпринимательские намерения, а 7 человек отказались от их реализации. В то же время найти работу по найму намеревается больше студентов (24 по сравнению с 18), а впервые нашли такую работу 22 человека. В рамках программы студенты получают разносторонний практический опыт реализации проектов в условиях реальной жизни. Они генерируют, развивают и осуществляют предпринимательские идеи, осваивая технологии и методы современного бизнеса (рис. 3). Но важно то, что студенты получают возможность приобретения первого профессионального опыта.

Ценность программы Enactus заключается в том, что студенты получают не только навыки «hard skills» (что отметили 34 человека), большинство опрошенных (68 человек) отмечают развитие навыков в области «soft skills».

Проектная деятельность студентов в рамках программы Enactus способствует формированию и развитию общекультурных и профессиональных компетенций, включенных в Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования:

- умение системно мыслить;

- способность к постановке цели и выбору пути ее достижения;

2 4 6 8 10 12 14 16 18 Количество ответов

- способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность;

- готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе;

- готовность проявить лидерские качества и т.д.

Программа Enactus предоставляет студентам возможность внести значимый вклад в общество, одновременно определяя их потенциал для еще больших достижений уже в качестве будущих бизнес-лидеров. Реализуя комплексные проекты, студенты Enactus развивают сильные деловые и лидерские качества, чувство ответственности и готовность служения обществу.

В перспективе планируется расширить исследования и провести опрос среди студентов, которые во время учебы не были участниками программы Enactus и других подобных студенческих объединений. На данный момент проводимые в университете мониторинги трудоустройства выпускников не позволяют получить достоверные данные по ряду причин: не все выпускники охвачены анкетированием, часть анкет не возвращается, студенты, переходящие на другую ступень образования (магистратура, бакалавриат), также входят в категорию «трудоустроенные». Поэтому авторами получено согласие от Отдела практик и трудоустройства ТГУ на включение исследовательского блока по предпринимательским намерениям, а также навыкам soft- и hard-skills в общеуниверситетскую анкету.

Далеко не каждый участник молодежных предпринимательских площадок, проектов, форумов станет владельцем собственного бизнеса. Однако опыт работы в реальных проектах, социальная ответственность способствуют формированию такого типа личности - молодого предпринимателя, который не боится вызовов окружающего мира и является ценным кадровым ресурсом для организаций любой сферы деятельности. Именно такой подход позволит сформировать лидера нового уровня, способного к самостоятельной творческой работе.

Выводы

Таким образом, в университетской среде используются различные подходы к формированию механизмов реализации предпринимательского обучения. В данной статье обосновываются перспективы нового формата международного обмена - проведение международных школ на базе российских и зарубежных университетов. Такие встречи позволяют осуществить обмен опытом между командами Enactus из разных стран мира, сформировать идеи для возможных совместных международных проектов, направленных на решение 17 глобальных целей ООН по построению устойчивого мира.

Развитие студенческого предпринимательства в России будет способствовать также решению проблемы молодежной безработицы, предоставляя широкие возможности для самозанятости и наиболее полной реализации потенциала выпускников университетов.

Направления дальнейших исследований. Студенческое предпринимательство в России только набирает обороты и требует дальнейшего всестороннего изучения, уточнения понятийно-описательного аппарата, исследования национальной специфики, поиска новых перспективных форм и инициатив предпринимательства в университетской среде. Задача повышения конкурентоспособности выпускников российских университетов через предпринимательское обучение требует развития как теоретических, так и методических подходов, позволяющих в дальнейшем разработать инструментарий для наибо-

лее эффективного формирования компетенций, востребованных на рынке труда. Современный мировой опыт поддержки студенческого предпринимательства, мотивации предпринимательских намерений студентов и новых форм повышения предпринимательской активности в целях адаптации в отечественной университетской среде является предметом дальнейших исследований авторов данной статьи.

Результаты данного исследования могут быть использованы органами власти и управления, руководящим составом российских вузов при разработке мероприятий по поддержке и развитию студенческих инициатив, представителями бизнеса для выявления и дальнейшего взаимодействия с талантливыми выпускниками.

Список источников / References

1. Войлокова Е.А. Проектирование социально-личностных компетенций будущих специалистов в образовательном процессе (на примере студентов Инжекона). Письма в Эмиссия. Оффлайн: электронный научный журнал, 2011, № 1, сс. 1503-1505. [Voуlokova E.A. Proektirovanie sotsial'nolich-nostnykh kompetentsiу budushchikh spetsialistov v obrazovatel'nom protsesse (na primere studentov Inzhekona) [Designing of social and personal competencies of future specialists in the educational process (by the example of Ingekon students)]. Pis'ma v Emissiya.Offlain: elektronnyу nauchny/у zhurnal = The Emissia. Offline Letters, 2011, no. 1, pp. 1503-1505.]

2. Шехмирзова А.М. Формирование универсальных компетенций как системный образовательный результат педагогического коллектива вуза. Paradigmata poznani, 2017, № 4, сс. 82-87. [Shekhmirzova A.M. Formirovanie uni-versal'nykh kompetent kak sistemnyу obrazovatel'nyу rezul'tat pedagog-icheskogo kollektiva vuza [Formation of universal competencies as a system educational result of the teaching staff of the university]. Paradigmata poznani. 2017, no.4, pp. 82-87.]

3. Шехмирзова А.М., Пшизова А.Р. Компетентностная модель выпускника вуза в контексте модернизации российской системы высшего образования. Paradigmata poznani, 2015, № 4, сс. 154-160. [Shekhmirzova A.M., Pshizova A.R. Kompetentnostnaya model' vypusknika vuza v kontekste modernizatsii ros-siiskoi sistemy vysshego obrazovaniya [The competence model of the graduate of the university in the context of the modernization of the Russian system of higher education]. Paradigmata poznani. 2015, no. 4, pp. 154-160.]

4. Волкова Л.В. Конкурентоспособность студента на рынке труда. Материалы VI международной научно-практической деятельности «Система менеджмента качества в вузе: здоровье, образованность, конкурентоспо-бность». Челябинск, 2017, сс. 97-102. [Volkova L.V. Konkurentosposobnost' studenta na rynke truda [Competitiveness of the student in the labor market]. Materialy VI Mezhdunarodnoу nauchno-prakticheskoу konferentsii «Sistema menedzhmenta kachestva v vuze: zdorov'e, obrazovannost', konkurentosposobnost'» [Materials of the VI International Scientific and Practical Conference "Quality Management System in the University: Health, Education, Competitiveness"]. Chelyabinsk, 2017, pp. 97-102.]

5. Дусаев Х.Б. Конкурентоспособность студента - залог успешной деловой карьеры. Материалы конференции «Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры». Оренбург, 2014, cc. 1710-1717. [Dusaev Kh.B. Konkurentosposobnost' studenta - zalog uspeshnoу delovoу kar'ery [Competitiveness of a student is the key to a successful business career]. Materialy

konferentsii « Universitetskiy kompleks kak regional'nyy tsentr ob-razovaniya, nauki i kul'tury» [Materials of the conference "University complex as a regional center of education, science and culture"]. Orenburg, 2014, pp. 1710-1717.]

6. Коноплянский Д. А. Формирование конкурентоспособности выпускника вуза. Успехи современного естествознания, 2007, № 11, cc. 42-43. [Konop-lyanskiy D.A. Formirovanie konkurentosposobnosti vypusknika vuza [Formation of competitiveness of the graduate of the university]. Uspekhi sovremen-nogo estestvoznaniya =Advances of current natural sciences, 2007, no. 11, pp. 42-43.]

7. Резник С.Д., Сочилова А.А. Личная конкурентоспособность студента. Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2011, № 24, cc. 408-416. [Reznik S.D., Sochilova A.A. Lichnaya konkurentosposobnost' studenta [The personal competitiveness of the student]. Izvestiya PGPU im. V.G. Belinskogo = News of PSPU them. V.G. Belinsky, 2011, no. 24, pp. 408-416.]

8. Резник С.Д., Черниковская М.В., Сочилова А.А. Конкурентоориентирован-ность и конкурентоспособность выпускника вуза: опыт, перспективы научного поиска. Проблемы современной экономики, 2013, № 3(47), cc. 399-402. [Reznik S.D., Chernikovskaya M.V., Sochilova A.A. Konkurentoorientirovan-nost' i konkurentosposobnost' vypusknika vuza: opyt, perspektivy nauchnogo poiska [Competitiveness of the graduate of the university: experience, prospects of scientific research]. Problemy sovremennoy ekonomiki [Problems of Modern Economics], 2013, no. 3(47), pp. 399-402.]

9. Айнгорн Е., Олексив Н. Совершенствование учебного процесса в Луцком национальном техническом университете в рамках реализации проекта TEMPUS «PROMENG». Компьютерно-интегрированные технологии: образование, наука, производство, 2013, № 11, сс. 172-176. [Aingorn E., Oleksiv N. Sovershenstvovanie uchebnogo protsessa v Lutskom natsional'nom tekhnicheskom universitete v ramkakh realizatsii proekta TEMPUS «PROMENG» [Improvement of the educational process at the Lutsk National Technical University within the framework of the TEMPUS project "PROMENG"]. Komp'yuterno-integrirovannye tekhnologii: obrazovanie, nauka, proizvodstvo = Computer-integrated technologies: education, science, production, 2013, no. 11, pp. 172-176.]

10. Ивонина А.И., Чуланова О.Л., Давлетшина Ю.М. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников. Интернет-журнал «Науковедение», 2017, т. 9, № 1. [Ivonina A.I., Chulanova O.L., Davletshina Yu.M. Sovremennye napravleniya teoreticheskikh i metodicheskikh razrabotok v oblasti upravleniya: rol' soft skills i hard skills v professional'nom i kar'ernom razvitii sotrudnikov [Modern directions of theoretical and methodological developments in the field of management: the role of soft skills and hard skills in the professional and career development of employees]. Internet-zhurnal «Naukovedenie»= Internet-journal "Naukovedenie"]. 2017, vol. 9, no.1]. Availabk at: http: naukovedenie.ru/PDF/90EVN117.pdf (free access)

11. Balcar J. Is it better to invest in hard or soft skills? Economic and Labour Relations Review, 2016, vol. 2, no. 4, pp. 453-470. The electronic version of the printing publication. Access from «Scopus».

12. Kaburise P. Improving soft skills and communication in response to youth unemployment. International Journal of African Renaissance Studies, 2016, vol. 11, no. 2, pp. 87-101. The electronic version of the printing publication. Access from «Scopus».

13. Khasanzyanova A. How volunteering helps students to develop soft skills. International Review of Education, 2017, vol. 63, no. 3, pp. 363-379. The electronic version of the printing publication. Access from «Scopus».

14. Rao M.S. Step by step to soft-skills training: How to enhance employability skills in students. Human Resource Management International Digest, 2015, vol. 23, no. 6, pp. 34-36. The electronic version of the printing publication. Access from «Scopus».

15. Herman E., Stefanescu D. Can higher education stimulate entrepreneurial intentions among engineering and business students? Educational Studies, 2017, vol.43, no. 3, pp. 312-327. The electronic version of the printing publication. Access from «Scopus».

16. Панченко Н.Б. Современные реалии студенческого предпринимательства. Экономика и предпринимательство, 2015, № 8-2(61-2), cc. 922-925. [Pan-chenko N.B. Sovremennye realii studencheskogo predprinimatel'stva [Modern realities of student entrepreneurship]. Ekonomika i predprinimatel'stvo [Journal of Economy and entrepreneurship], 2015, no. 8-2(61-2), pp. 922-925.]

17. Хайретдинова О.А. Перспективы развития студенческого предпринимательства как инструмента профессиональной адаптации выпускников вуза. Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса, 2013, № 2(25), сс. 78-84. [Khairetdi-nova O.A. Perspektivy razvitiya studencheskogo predprinimatel'stva kak instrumenta professional'noу adaptatsii vypusknikov vuza [Prospects for the development of student entrepreneurship as a tool for professional adaptation of university graduates]. Vestnik Assotsiatsii Vuzov turizma i servisa =The Bulletin of the Association of Universities for Tourism and Service, 2013, no. 2(25), pp. 78-84.]

18. Чистякова Н.О., Краковецкая И.В., Воробьева Е.С. Оценка потенциала университета как элемента инновационной среды региона. Креативная экономика, 2013, № 9(81), сс. 105-113. [Chistyakova N.O., Krakovetskaya I.V., Vo-rob'eva E.S. Otsenka potentsiala universiteta kak elementa innovatsionnoу sredy regiona [Assessment of the potential of the university as an element of the innovation environment of the region]. Kreativnaya ekonomika = Creative Economy, 2013, no. 9(81), pp. 105-113.]

19. Широкова Г.В., Цуканова Т.В., Богатырева К.А. Университетская среда и предпринимательская активность студентов: роль бизнес-опыта и предпринимательской самоэффективности. Вопросы образования, 2015, № 3, сс. 171207. [Shirokova G.V., Tsukanova T.V., Bogatyreva K.A. Universitetskaya sreda i predprinimatel'skaya aktivnost' studentov: rol' biznes-opyta i predprinimatel'skoу samoeffektivnosti [University environment and entrepreneurial activity of students: the role of business experience and entrepreneurial self-efficacy]. Voprosy obra-zovaniya = Educational Studies, 2015, no. 3, pp. 171-207.]

20. Широкова Г.В., Цуканова Т.В., Богатырева К.А. Факторы формирования предпринимательских намерений российских студентов. Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент, 2015, № 3, сс. 21-46. [Shirokova G.V., Tsukanova T.V., Bogatyreva K.A. Faktory formirovaniya predprini-matel'skikh namereniу rossiуskikh studentov [Factors of formation of entrepreneurial intentions of Russian students]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Menedzhment=Vestnik of Saint Petersburg University. Management, 2015, no. 3, pp. 21-46.]

21. Pittaway L.A., Gazzard J., Shore A., Williamson T. Student clubs: experiences in entrepreneurial learning. Entrepreneurship and regional development, 2016, vol. 27, no. 3-4, pp. 127-153. The electronic version of the printing publication. Access from «Scopus».

22. Riahi S. Youth Entrepreneurship: Ottawa's portfolio in talent development. Availabk at: https://timreview.ca/article/394 (accessed 03.07.2017).

23. Schoof U. Stimulating Youth Entrepreneurship: Barriers and incentives to enterprise start-ups by young people. International Labour Office, Geneva, 2006. 105 p.

24. Куликова Е.В., Касенко О.В. Исследование проблем развития молодежного предпринимательства в студенческой среде. Экономика и предпринима-

тельство, 2016, № 10(1), cc. 261-266. [Kulikova E.V., Kasenko O.V. Issledo-vanie problem razvitiya molodezhnogo predprinimatel'stva v studencheskoу srede [Research of problems of development of youth business in the student's environment]. Ekonomika i predprinimatel'stvo = Journal of Economy and en-trepreneurship, 2016, no.10(1), pp. 261-266.]

25. Логвинова И. Л. Обучение социальному предпринимательству: зарубежный опыт. Современная конкуренция, 2015, № 5(53), cc. 84-106. [Logvinova I.L. Obuchenie sotsial'nomu predprinimatel'stvu: zarubezhnyy opyt [Training in social entrepreneurship: foreign experience]. Sovremennaya konkurentsiya = Modern competition, 2015, no. 5(53), pp. 84-106.]

26. Социально ориентированная проектная деятельность: практики и кейсы. Под ред. И. А. Газиевой. Москва, Дело; РАНХИГС, 2016. [Sotsial'no orien-tirovannaya proektnaya deyatel'nost': praktiki i keisy [Socially-oriented project activities: practices and cases]. Ed. I.A. Gazieva. Moscow, Delo, RANEPA Publ., 2016.]

27. Miller D.J., Acs Z.J. The campus as entrepreneurial ecosystem: the University of Chicago. Small Business Economics, 2017, vol. 49, no.1, pp. 75-95. The electronic version of the printing publication. Access from «Scopus».

28. Taylor S., Spowart J. Creating future-fit leaders: towards formalizing service learning in university programmes. Edulearn: 6th International conference on education and new learning technologies, 2014, pp. 1813-1819. The electronic version of the printing publication. Access from «Web of Science».

29. Padilla-Angulo L. Student associations and entrepreneurial intentions. Studies in Higher Education, 2017, pp. 1-14. The electronic version of the printing publication. Access from «Scopus».

30. Беляева Т.В., Ласковая А.К., Широкова Г.В. Обучение предпринимательству и формирование предпринимательских намерений студентов: роль национальной культуры. Российский журнал менеджмента, 2016, т. 14, № 1, сс. 59-86. [Belyaeva T.V., Laskovaya A.K., Shirokova G.V. Obuchenie predprinimatel'stvu i formirovanie predprinimatel'skikh namereniу studentov: rol' natsional'noу kul'tury [Teaching entrepreneurship and forming entrepreneurial intentions of students: the role of national culture]. RossiisШу zhurnal menedzhmenta = Russian Management Journal, 2016, no. 1, vol.14, pp. 59-86.]

31. Богатенкова Е.Ю. Формирование инновационного отношения к труду в период обучения в вузе. Бизнес. Образование. Право, 2016, № 2(35), сс. 76-81. [Bogatenkova E.Yu. Formirovanie innovatsionnogo otnosheniya k trudu v period obucheniya v vuze [Formation of the innovative attitude to work in the period of study in the university]. Biznes. Obrazovanie. Pravo = Business. Education. Law, 2016, no. 2(35), pp. 76-81.]

32. Кузовенко О.Е. О региональном этапе конкурса «Студенты в свободном предпринимательстве-2013». Инновационное развитие профессионального образования, 2013, № 1, cc. 136-138. [Kuzovenko O.E. O regional'nom etape konkursa «Studenty v svobodnom predprinimatel'stve-2013» [On the regional stage of the competition "Students in free entreprise-2013"]. Innovatsionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya = Innovative development of vocational education, 2013, no. 1, pp. 136-138.]

33. Лопатина Р. Ф. Социально-культурные условия формирования мотивации студенческой молодежи к предпринимательской деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Кемерово, Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2013. 22 с. [Lopatina R.F. Sotsial'no-kul'turnye usloviya formirovaniya motivatsii studencheskoу molodezhi k predprini-matel'skoу deyatel'nosti [Socio-cultural conditions for the formation of youth motivation for entrepreneurial activity]. Kemerovo, Kemerovo State University of Culture and Arts, 2013. 22 p.]

34. Саркисян Ю.В. Социальное предпринимательство в России и Франции: материалы отчета международной стажировки в Париже проектной группы студентов НИУ РАНХИГС. Вестник Нижегородского института управления, 2016, № 4(41), cc. 3-7. [Sarkisyan Yu.V. Sotsial'noe predprinimatel'stvo v Rossii i Frantsii: materialy otcheta mezhdunarodnoy stazhirovki v Parizhe proektnoy gruppy studentov NIU RANKhIGS [Social Entrepreneurship in Russia and France: materials of the international internship report in Paris of the project group of students of the RANEPA]. Vestnik Nizhegorodskogo instituta up-ravleniya = Bulletin of the Nizhny Novgorod Institute of Management, 2016, no. 4(41), pp. 3-7.]

35. Солдатова И.А., Горшенина Ю.С. Партнерство вузов с бизнес-сообществом на примере реализации и развития международной программы Enactus в Ростовской области. Планирование и обеспечение подготовки кадров для промышленно-экономического комплекса региона, 2014, т. 1, cc. 76-81. [Soldatova I.A., Gorshenina Yu.S. Partnerstvo vuzov s biznes-soobshchestvom na primere realizatsii i razvitiya mezhdunarodnoy programmy Enactus v Ros-tovskoy oblasti [Partnership of universities with the business community on the example of the implementation and development of the international Enactus program in the Rostov region]. Planirovanie i obespechenie podgotovki kadrov dlya promyshlenno-ekonomicheskogo kompleksa regiona = Planning and provision of training for the industrial and economic complex of the region, 2014, vol.1, pp. 76-81.]

36. Fatoki O. The competencies and challenges of leading a student entrepreneurship organisation in South Africa. Mediterranean Journal of Social Sciences, 2014, vol. 5, no. 10, pp. 216-221. The electronic version of the printing publication. Access from «Scopus».

37. Tshikovhi N., Shambare N. Entrepreneurial knowledge, personal attitudes, and entrepreneurship intentions among South African Enactus students. Problems and Perspectives in Management, 2015, vol. 13, no. 1, pp. 152-158. The electronic version of the printing publication. Access from «Scopus».

38. Schmitz A., Urbano D, Dandolini G.A. et. al. Innovation and entrepreneurship in the academic setting: a systematic literature review. International Entrepreneur-ship and Management Journal, 2017, vol. 13, no. 2, pp. 369-395. The electronic version of the printing publication. Access from «Scopus».

39. Далибожко А.И. Понятие молодежного предпринимательства и его место в развитии экономики страны. Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права, 2017, № 3(64), сс. 307-315. [Dalibozhko A.I. Po-nyatie molodezhnogo predprinimatel'stva i ego mesto v razvitii ekonomiki strany [The concept of youth entrepreneurship and its place in the development of the country's economy]. Vestnik Belgorodskogo universiteta kooperatsii, ekonomiki i prava = Herald of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law, 2017, no. 3(64), pp. 307-315.]

40. Ярошенко С.Н. Учебно-профессиональная конкурентоспособность вуза как вид личной конкурентоспособности. Известия высших учебных заведений. Уральский регион, 2013, № 5, сс. 119-122. [Yaroshenko S.N. Uchebno-professional'naya konkurentosposobnost' vuza kak vid lichnoу konkuren-tosposobnosti [Educational and professional competitiveness of the university as a kind of personal competitiveness]. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniу. Ural'skiу region = News of higher educational institutions. The Ural region, 2013, no. 5, pp. 119-122.]

41. Официальный сайт Enactus Россия [Ofitsial'nyy sayt Enactus Rossiya [Official website of Enactus Russia]. Availabk at: http://www.enactus-rus.ru (accessed 29.05.2017).

42. Официальный сайт Enactus Worldwide. [Ofitsial'nyy sayt Enactus Worldwide [Official website of Enactus Worldwide]. Availabk at: http://www.enactus.org (accessed 29.05.2017).

43. Цели ООН в области устойчивого развития. Официальный сайт ООН. [Tseli OON v oblasti ustoуchivogo razvitiya. Ofitsial'nyу saуt OON. [UN goals for sustainable development. Official website of the UN]. Availabk at: http://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals/ (accessed 18.06.2017)].

44. Всероссийский конкурс студенческих предпринимательских проектов в рамках международной программы Enactus. Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса, 2016, т.10, № 3, сс. 105-106. ^eross^^ konkurs studench-eskikh predprinimatel'skikh proektov v ramkakh mezhdunarodnoу programmy Enactus [Russian competition of student entrepreneurial projects in the framework of the international program Enactus]. Vestnik Assotsiatsii Vuzov turizma i servisa = The Bulletin of the Association of Universities for Tourism and Service, 2016, vol. 3, no. 3, pp. 105-106.]

45. Официальный сайт Enactus НИ ТГУ. [Ofitsial'nyy sayt Enactus NI TGU [Official website of Enactus NR TSU]. Availabk at: http://www.enactustsu.ru (accessed 29.05.2017).

46. Николаенко В.С., Краковецкая И.В. Активизация творческого потенциала персонала с помощью эвристических методов при разработке сайта. Креативная экономика, 2013, № 10(82), cc. 37-43. [Nikolaenko V.S., Krako-vetskaya I.V. Aktivizatsiya tvorcheskogo potentsiala personala s pomoshch'yu evristicheskikh metodov pri razrabotke saуta [Activation of the creative potential of the staff through heuristic methods in the development of the site]. Kreativna-ya ekonomika=Creative Economy, 2013, no. 10(82), pp. 37-43.]

Сведения об авторах / About authors

Далибожко Анастасия Игоревна, аспирант, Национальный исследовательский Томский государственный университет. 634050 Россия, г. Томск, пр. Ленина, 36. E-mail: Anastasia.dali-bozhko@gmail. com.

Anastasiia I. Dalibozhko, PhD student, National Research Tomsk State University. 36 Lenin Ave., Tomsk, Russia 634050. E-mail: anastasia.dalibozhko@gmail.com.

Герман Мария Викторовна, кандидат экономических наук, доцент, Национальный исследовательский Томский государственный университет. 634050 Россия, г. Томск, пр. Ленина, 36. E-mail: german_maria@mail.ru.

Mariya V. German, Candidate of Economic Sciences, Associate professor, National Research Tomsk State University. 36 Lenin Ave., Tomsk, Russia 634050. E-mail: german_maria@mail.ru.

Краковецкая Инна Валентиновна, кандидат экономических наук, доцент, Национальный исследовательский Томский государственный университет. 634050 Россия, г. Томск, пр. Ленина, 36. E-mail: inna_krakov@mail.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Inna V. Krakovetskaya, Candidate of Economic Sciences, Associate professor, National Research Tomsk State University. 36 Lenin Ave., Tomsk, Russia 634050. E-mail: inna_krakov@mail.ru.

© Далибожко А.И., Герман М.В., Краковецкая И.В. © Dalibozhko A.I., German M.V., Krakovetskaya I.V. Адрес сайта в сети интернет: http://jem.dvfu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.