Научная статья на тему 'Становление предпринимательского университета: успешные практики формирования лидеров малого предпринимательства'

Становление предпринимательского университета: успешные практики формирования лидеров малого предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
544
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ПРОМЫШЛЕННО-РАЗВИТЫЙ РЕГИОН / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ЛИДЕР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОБУЧЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шишкин Дмитрий Геннадьевич

Термин «предпринимательский университет» впервые использованный Г. Ицковицем, отражает новую роль ведущих университетов в развитии мировой экономики. В мире накоплен значительный опыт создания и функционирования «предпринимательских университетов», который начинает успешно перениматься ведущими российскими вузами. В статье изложены основные подходы и результаты формирования предпринимательского компонента компетенций в процессе подготовки бакалавров и магистров технических специальностей в Пермском национальном исследовательском политехническом университете. Представлены механизмы развития предпринимательской активности на основе создания мотивации к предпринимательству, а также предпринимательского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING ENTREPRENEURIAL UNIVERSITY: SUCCESSFUL PRACTICES FOR SMALL BUSINESS LEADERS CREATION

H. Etzkowitz coined the term «entrepreneurial university» that reflects the new role of the leading universities in the world economy. The world has accumulated significant experience of «entrepreneurial universities» creation and functioning, which is being successfully adopted by the leading Russian universities. The paper provides the basic approaches and the results of the entrepreneurial competencies formation for bachelor and master students in technical majors at Perm National Research Polytechnic University. Mechanisms for the development of student entrepreneurial activity by creating entrepreneurial motivation and entrepreneurial education are presented.

Текст научной работы на тему «Становление предпринимательского университета: успешные практики формирования лидеров малого предпринимательства»

УДК 378

ДГ. Шишкин СТАНОВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО

УНИВЕРСИТЕТА: УСПЕШНЫЕ ПРАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Аннотация. Термин «предпринимательский университет» впервые использованный Г. Ицковицем, отражает новую роль ведущих университетов в развитии мировой экономики. В мире накоплен значительный опыт создания и функционирования «предпринимательских университетов», который начинает успешно перениматься ведущими российскими вузами. В статье изложены основные подходы и результаты формирования предпринимательского компонента компетенций в процессе подготовки бакалавров и магистров технических специальностей в Пермском национальном исследовательском политехническом университете. Представлены механизмы развития предпринимательской активности на основе создания мотивации к предпринимательству, а также предпринимательского образования.

Ключевые слова: предпринимательский университет, промышленно-развитый регион, компетентностный подход, лидер предпринимательской деятельности, обучение предпринимательству.

Dmttriy Shishkin FORMING ENTREPRENEURIAL UNIVERSITY:

SUCCESSFUL PRACTICES FOR SMALL BUSINESS LEADERS CREATION

Annotation. H. Etzkowitz coined the term «entrepreneurial university» that reflects the new role of the leading universities in the world economy. The world has accumulated significant experience of «entrepreneurial universities» creation and functioning, which is being successfully adopted by the leading Russian universities. The paper provides the basic approaches and the results of the entrepreneurial competencies formation for bachelor and master students in technical majors at Perm National Research Polytechnic University. Mechanisms for the development of student entrepreneurial activity by creating entrepreneurial motivation and entrepreneurial education are presented.

Keywords: entrepreneurial university, industrialized region, competence-based approach, entrepreneurial leader, entrepreneurial education.

Глобализация, возникновение новой «экономики знаний», а также возрастающее значение инновационных процессов для устойчивого развития промышленно -развитых регионов являются основными факторами в процессе преобразования университетов в большинстве стран. Результатами этих изменений стали новые требования, предъявляемые к системе высшего образования. В 1983 г. Г. Ицковиц ввел термин «предпринимательский университет» для описания новой роли университетов, которую они играют в общественном устройстве в качестве одного из ключевых акторов, влияющих на экономическое развитие региона [6].

Эта роль университетов, получившая название «третьей миссии», сложилась позже их образовательной («первая миссия») и исследовательской ролей («вторая миссия»). Переход от образовательного и исследовательского к предпринимательскому университету происходит в разных странах различным образом, в зависимости от существующих образовательных традиций и других обстоятельства. В то время как в США университетское предпринимательство в значительной степени зародилось из исследовательской миссии университета, в Европе и Бразилии, например, оно возникло из образовательной миссии. Принимая во внимание вышесказанное, можно сделать вывод, что существуют разные пути создания предпринимательских университетов, исходя из местных особенностей и традиций образования [3]. Б. Кларк уточнил понятие «предпринимательский университет», сфор-

© Шишкин Д.Г., 2014

мулировав в 1998 г. его основные характеристики и задачи: 1) «предпринимательский» способ управления самим университетом, диверсификация источников его финансирования, получение университетом предпринимательского дохода; 2) активное взаимодействие вуза с организациями за его пределами; 3) стимулирование предпринимательской активности подразделений и сотрудников университета; 4) формирование в вузе объектов инновационно-предпринимательской инфраструктуры; 5) развитие предпринимательской культуры и мотивации, в том числе через обучение предпринимательству и формирование предпринимательского мышления [5].

Изменения ролей и принципов взаимодействия власти, науки и образования, а также промышленности как относительно самостоятельных, но взаимозависимых институциональных сфер, описываются теорией «тройной спирали». Взаимодействие между университетами, промышленностью и властью является ключом к улучшению условий для создания инновационной, основанной на знаниях, экономики [2]. Российская действительность характеризуется тем, что государство за последние 10 лет предпринимает различные меры по стимулированию инноваций, но успехи пока скромны. Наука в основном находится в государственной собственности, университеты не входят в число основных игроков в сфере НИОКР, инновационная деятельность в сфере бизнеса низка, а влияние малых инновационных компаний на экономику не является достаточным в масштабах страны. Одна из важных проблем заключается в том, что правительство не в состоянии помочь объединению различных субъектов инновационной системы. В результате Россия сегодня представляет собой своего рода «четверную спираль» вместо «тройной спирали» - наука, университеты, бизнес и правительство, в которой связи в основном парные: наука-власть, университеты-власть и бизнес-власть [1].

Пермский край - один из промышленно развитых регионов страны, стремится к развитию экономики, основанной на знаниях, с фокусом на инновациях в промышленности. Следуя этой цели, региональная власть устанавливает «жесткие» инструменты поддержки возможностей для предпринимательской деятельности (финансирование, ресурсное обеспечение, технопарки, бизнес-инкубаторы, профессиональные услуги). Тем не менее предпринимательская активность в крае довольно низка. Одной из главных причин этого является отсутствие внутренней мотивации к предпринимательству и предпринимательской культуры. Предпринимательская деятельность в сознании людей не выглядит достаточно привлекательно, она не рассматривается как возможный способ зарабатывания денег и развития. Этот факт оказывает негативное влияние на конкурентоспособность региональной промышленности. Дефицит инноваций серьезно ограничивает возможности развития предприятий региональной промышленности. Однако, согласно взаимозависимости институциональных сфер в модели «тройной спирали», сегодня мы наблюдаем в регионе тенденцию к сотрудничеству университетов, промышленности и правительства на качественно новом уровне. При этом становится очевидным, что потенциал университетов используется не полностью. Развитие предпринимательской культуры можно рассматривать как важный механизм, реализуя который, университеты смогут гораздо более эффективно участвовать в обеспечении экономического роста и развития региона. Университеты могут стать платформой для формирования предпринимательской культуры, влияя на создание мотивации к предпринимательству у молодежи. Кроме того, они должны становиться центрами коммерциализации науки и генераторами инноваций. Только в этом случае мы получим синергетический эффект от тройственного сотрудничества.

Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ), в 2009 г. получивший статус национального исследовательского университета, является одним из старейших вузов Западного Урала, который внес основной вклад в формирование кадрового потенциала промышленных предприятий ведущих отраслей производства региона. Руководители и главные специалисты большинства предприятий являются его выпускниками, многие трудятся в региональных, муниципальных органах исполнительной и законодательной власти, возглавляют территориальные

подразделения федеральных министерств и ведомств. Сформировалось уникальное сообщество научно-образовательного учреждения, промышленного комплекса, законодательной и исполнительной власти, оказывающее значительное влияние на общественно-экономическое развитие Пермского края и имеющее потенциал для дальнейшего совершенствования. Стратегия университета направлена на развитие ПНИПУ в качестве предпринимательского университета, оказывающего значительное влияние на экономическую активность региона. ПНИПУ постоянно модернизирует свою научно -образовательную деятельность в интересах промышленности региона, участвует в реализации крупномасштабных региональных проектов.

В целом можно выделить две основные задачи, возлагаемые на ПНИПУ как на предпринимательский университет. Во-первых, предлагать и осуществлять обучающие программы для формирования навыков предпринимательской деятельности у будущих предпринимателей, а также для развития предпринимательского мышления у «технических» специалистов (технологов, конструкторов и пр.) в различных отраслях производства. Во-вторых, самому выступать в роли предпринимательского учреждения, занимаясь коммерциализацией научных разработок, выступая создателем инновационной продукции, а также учредителем совместных с вузом малых инновационных предприятий.

Проект по развитию молодежного предпринимательства реализуется в ПНИПУ с 2007 г. Главной целью проекта является выявление и «выращивание» лидеров малого предпринимательства, обладающих актуальными компетенциями для решения задач инновационного развития ведущих отраслей производства региона [4].

Основной исследовательской задачей на первом этапе являлось выяснение механизмов развития предпринимательской среды в университете. Для этого был изучен, обобщен и систематизирован опыт ведущих университетов, которые оказывают значительное влияние на региональное развитие экономики в России, в Израиле, Европейском союзе и США, собрана база данных типичных проблем и передовой практики для сравнительного анализа. Сбор данных на региональном уровне проводился путем экспертных опросов представителей основных акторов согласно модели «тройной спирали»: университетов, региональной власти и предприятий промышленности региона. На основании анализа собранных данных могут быть сформулированы следующие основные выводы, определяющие ход дальнейшего развития проекта. Так как основные усилия правительства направлены на создание «жестких» инструментов для поддержки возможностей создания и развития предпринимательской деятельности (финансирование, ресурсное обеспечение, профессиональные услуги, доступ на рынки), усилия университета должны быть направленны на создание «мягких» инструментов: развитие внутренней мотивации и компетенций людей, которые должны стать двигателем новых экономических процессов, связанных с предпринимательством и коммерциализацией науки. Студенты и выпускники должны рассматриваться как будущие основные агенты трансфера знаний, так как они имеют наибольшую мобильность и активность, а также наибольший инновационный потенциал.

Также были проведены исследования в фокус-группах студентов с целью выявления их карьерных ожиданий, отношения и мотивации к предпринимательской деятельности. Основные выводы были следующими: 1) студенты имеют низкий уровень мотивации и интереса к предпринимательской деятельности; 2) это связано с отсутствием веры в предпринимательство как практический способ построения карьеры; 3) основные страхи и барьеры применительно к предпринимательству вызваны недостатком знаний и примеров для подражания; 4) значительное количество студентов не понимают сути предпринимательской деятельности. Осознание проблем, с которыми сталкиваются студенты, позволило нам подойти к разработке практических механизмов создания предпринимательской активности и формирования («выращивания») новых лидеров предпринимательства в университете с использованием опыта и базы лучших практик, упомянутых выше. Эти механизмы, систематизированные в общую модель предпринимательской среды университета, представлены на рис.

Региональная предпринимательская среда

Университетская предпринимательская среда

Образовательные программы по предпринимательствУ

Университетские подразделения по коммерциализации

Бизнес-инкубатор

Развитие предпринимательской культуры и мотивации

Отбор проектов

Инкубирование стартапов

Экспертные сети

Венчурный капитал

Государственная поддержка

Промышленные предприятия

Рис. Модель предпринимательской среды университета

Развитие предпринимательской культуры студентов в университете начинается через образовательную деятельность (см. табл.). Наибольший охват студентов обеспечивают предпринимательские дисциплины по выбору, которые интегрированы в учебные планы бакалавров и магистров всех направлений подготовки. Это было сделано с переходом на новые образовательные стандарты третьего поколения в 2011 г. Кроме того, кафедра менеджмента и маркетинга выпускает магистров со специализацией «Инновационное предпринимательство», а также организует дополнительное образование по программе «Предприниматель - владелец бизнеса».

Таблица

Образовательные программы по предпринимательству

Программа Тип программы Аудитория Формы обучения Кол-во студентов в год, чел.

Основы предпринимательской деятельности Дисциплина по выбору Бакалавры всех направлений подготовки Семинары, тренинги, практика, разработка проекта 600-800 (очная форма обучения)

Основы инновационного предпринимательства Дисциплина по выбору Магистры всех направлений подготовки Семинары, исследовательская работа, разработка проекта 180

Инновационное предпринимательство Магистратура Магистры по направлению «Менеджмент» Лекции, семинары, исследовательская работа, защита магистерской диссертации 20

Предприниматель - владелец бизнеса Дополнительное образование Выпускники Лекции, семинары, тренинги, защита дипломного проекта 40

Центральную роль в повышении предпринимательской активности среди студентов играет университетский бизнес-инкубатор, который обеспечивает три основные группы активностей: 1) развитие предпринимательской культуры и внутренней мотивации, 2) отбор проектов, 3) инкубацию стартапов. Мероприятия, проводимые бизнес-инкубатором, финансируются администрацией университета и поддерживаются подразделениями по коммерциализации науки: центром трансфера технологий, отделом интеллектуальной собственности и патентования и другими. Предпринимательская среда университета в целом рассматривается как часть региональной предпринимательской среды. Реализуя конкретные механизмы, университет постоянно взаимодействует с другими элементами среды: экспертными сетями, частным венчурным капиталом, промышленностью и региональной властью.

Бизнес-инкубатор Пермского национального исследовательского политехнического университета реализует следующие проекты для развития предпринимательской культуры и мотивации студентов: студенческий бизнес-клуб «Предпринимательская среда», краевую научно-практическую конференцию «Вуз и реальный бизнес», а также публичные семинары по предпринимательству совместно с муниципальным бизнес-инкубатором. Студенческий бизнес-клуб «Предпринимательская среда» является первым шагом к вовлечению студентов в предпринимательство. Еженедельно по средам студенческий бизнес-клуб организует мероприятия в совершенно новом формате, который сочетает в себе образовательную и мотивационную составляющие. Принципиальное отличие данного подхода заключается в создании единой коммуникационной платформы для студентов, заинтересованных в бизнесе, и всех связанных с этим вопросов, стимулирующей их предпринимательские устремления. Члены клуба встречаются каждую неделю в разных форматах: встречи с экспертами, дискуссии, тренинги, разбор кейсов, а также просмотр и обсуждение фильмов - неизменно в неформальной обстановке за чашкой чая или кофе. Среди гостей клуба: предприниматели, бизнесмены, политики и эксперты в различных областях. Участие во встречах позволяет студентам обсуждать, развивать и воплощать собственные проекты, заводить полезные контакты и получать новые знания и навыки, а также приятно провести время с интересными людьми. Целями клуба являются: повышение предпринимательской культуры студентов, организация коммуникационной платформы для предпринимателей и студентов, которые намерены двигаться в этом направлении, и создание мотивов к предпринимательству у студентов. Клуб был создан в феврале 2011 г., за это время провел уже более 100 встреч. В каждой встрече в среднем принимает участие 30-40 чел., а сообщество клуба в настоящий момент составляет более 1700 чел. Ежегодная конференция «Вуз и реальный бизнес» проводится с 2009 г. Конференция является местом встречи и форумом для специалистов -практиков, исследователей и студентов, где предприниматели делятся своим опытом и мотивируют студентов, приглашая их к сотрудничеству для развития предпринимательского потенциала. Публичные семинары по предпринимательству проводятся ежемесячно в партнерстве с муниципальным бизнес -инкубатором для вовлечения студентов в предпринимательство. На этих семинарах студенты могут получить ответы на практические вопросы, касающиеся создания бизнеса.

При этом наш мониторинг показывает наличие проблемы нестабильности мотивации студентов. Интерес студентов к регулярно проводимым мероприятиям резко снижается, поэтому инициаторы вынуждены постоянно изобретать новые форматы работы со студенческой аудиторией, чтобы поддерживать их интерес.

Одним из механизмов для отбора проектов являются студенческие конкурсы бизнес-идей. В ПНИПУ студенческий конкурс бизнес-идей под названием «Большая охота» проводится ежегодно с 2008 г. Целями конкурса являются: стимулирование активного участия студентов в предпринимательской деятельности и приобретение студентами практических навыков предпринимательства. Участие в конкурсе могут принимать студенческие команды от двух до шести человек. Командное

участие в конкурсе является обязательным требованием, так как одним из ключевых факторов успеха бизнеса становится наличие команды, а умение формировать команды и работать в них - одной из важных предпринимательских компетенций. При этом приветствуется участие в конкурсе смешанных команд студентов разных вузов, факультетов и специальностей, т.к. именно они могут являться прообразом реальных предпринимательских команд, которые для успешного функционирования должны включать в себя специалистов из различных профессиональных областей.

В целях подготовки участников к выполнению заданий конкурса организаторы проводят для них обучение по бизнес-планированию, мастер-классы от ведущих предпринимателей, инвесторов и консультантов по развитию бизнеса, а также деловые игры и тренинги по развитию предпринимательских компетенций. Вся программа обучения носит не теоретическую, а исключительно практическую направленность, ее цель - подготовка к созданию и ведению реального бизнеса, развитие бизнес-мышления, развитие предпринимательских компетенций. Бизнес-идеи оцениваются по следующим критериям: новизна бизнес-идеи, рыночный потенциал, качество маркетинговых исследований, экономическая целесообразность.

Участие в таких конкурсах позволяет студентам «испытать себя», оценить собственную готовность к созданию бизнеса, применить полученные в вузе знания на практике, получить новые предпринимательские компетенции, проверить имеющиеся бизнес-идеи на соответствие рынку, получить экспертную оценку своих идей. Благодаря элементу соревновательности и наличию призового фонда конкурсы вызывают серьезный интерес и отклик среди студентов, привлекая значительное внимание. За четыре года в конкурсах приняли участие более 1200 студентов, которые представили почти 500 различных бизнес-идей. Конкурс «Большая охота» представляет серьезный интерес и для бизнес-сообщества. Более 30 компаний крупного, а также малого и среднего бизнеса стали партнерами и инвесторами. Университету проведение таких конкурсов позволяет повысить привлекательность, улучшить качество образования за счет получения выпускниками дополнительных предпринимательских компетенций, привлечь внимание бизнеса к выпускникам и создать условия для развития партнерских отношений между учебным заведением и реальным бизнесом.

Одной из основных трудностей, с которыми сталкиваются организаторы конкурса, является поиск компетентных экспертов. Часто возникает необходимость искать специалистов за пределами региона, привлекать международных экспертов, особенно для качественной оценки идей, основанных на инновационных технологиях.

Задачей инкубации является внедрение бизнес-идей в реальные сектора экономики. Бизнес-инкубатор на этом этапе предоставляет стартап-командам профессиональные услуги, такие как маркетинговые исследования, формирование бизнес-модели, разработка бизнес-плана, доступ к венчурным капиталам и поиск потенциальных партнеров. Благодаря наличию в штате инкубатора бизнес -консультантов и взаимодействию с профессиональными сообществами для команд подбираются менторы (наставники) и консультанты. Некоторые высокотехнологичные проекты инкубируются на базе инновационно-внедренческих центров в партнерстве с промышленными предприятиями.

Проблемным местом в инкубировании является поиск менторов для некоторых технологических проектов. Научные работники не всегда могут выступать в качестве наставников для коммерциализации, потому что сами не обладают необходимыми компетенциями и опытом предпринимательства. При этом трудно найти предпринимателей, которые знакомы с технической сферой и имеют соответствующий опыт.

Представленное научно-методическое осмысление успешного опыта развития молодежного предпринимательства в Пермском национальном исследовательском политехническом университете позволило определить механизмы для формирования предпринимательской среды университета, формирующей у студентов внутреннюю мотивацию к предпринимательской деятельности. Описан-

ные в статье подходы к «выращиванию» новых лидеров предпринимательства оказываются весьма эффективными на практике. Несмотря на то что модель базируется на пермском региональном контексте, она может быть успешно применена и тиражирована для других региональных исследовательских университетов в промышленно-развитых регионах РФ. Однако следует иметь в виду, что предлагаемые подходы влияют на внутреннюю мотивацию и культуру и вследствие этого имеют значительно отложенный эффект. Таким образом, возможность в полной мере оценить эффективность результатов появляется только после нескольких лет наблюдений и измерений.

Библиографический список

1. Дежина И.Г. Особенности российской «тройной спирали»: отношения между государством, наукой и бизнесом // Инновации. - 2011. - № 4. - С. 47-55.

2. Ицковиц Г. Тройная спираль. Университеты - предприятия - государство. Инновации в действии. -Томск: Изд-во Томск, гос. ун-та систем упр. и радиоэлектроники, 2010. - 238 с.

3. Предпринимательские университеты в инновационной экономике / под общ. ред. Ю.Б. Рубина. - М.: Маркет ДС, 2005. - 191 с.

4. Шишкин Д.Г. Развитие предпринимательской активности в университете // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики региона (посвящается 40-летию Пермского филиала Института экономики УрО РАН): сб. науч. тр. -Пермь: Полиграф Сити, 2011. - С. 104-116.

5. Clark B.R. Creating entrepreneurial universities: organizational pathways of transformation. Issues in Higher Education / B.R. Clark. - New York: IAU Press, 1998. - 180 p.

6. Etzkowitz H. Entrepreneurial scientists and entrepreneurial universities in American Academic Science // Minerva. - 1983. - Vol. 21. - № 2. - P. 198-233.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.