УДК: 336
ББК: 65
Омарова Г. Т.
ПРЕДПОСЫЛКИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Omarova G. T.
BACKGROUND AND DEVELOPMENT TRENDS OF ENTREPRENEURIAL UNIVERSITIES IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
Ключевые слова: экосистема университета, предпринимательство, университет, образование, бизнес-инкубатор, экономический рост, деловая активность, государственная поддержка предпринимательства.
Keywords: university ecosystem, entrepreneurship, university, education, business-business incubator, the economic growth, business engagement, state support for entrepreneurship.
Аннотация: университеты в настоящее время трансформируются фундаментально как во внешней и внутренней среде, так и в целях повышения эффективности их деятельности.
Характер современных изменений требует совершенно нового взгляда на модель функционирования университета.
Современный этап в развитии и трансформации университетского образования в Казахстане характеризуется активным поиском оптимальной модели современного инновационно-предпринимательского университета.
Актуальным вызовом являются пути трансформации университетов в организации нового типа (предпринимательский университет), нацеленные на развитие инновационных технологий, удовлетворение потребностей рынка труда, наукоемких исследовательских проектов и управление ими.
Обучение предпринимательству предполагает мероприятия, направленные на формирование поведения, навыков и компетенций, которые могут иметь значительное влияние на студентов с точки зрения успешной карьеры, что, в свою очередь, добавляет экономическую, социальную и культурную ценность.
Предпринимательский характер университета из-за его отношений с заинтересованными участниками и заботы о развитии окружающей среды (как внутренней, так и внешней) также способствует созданию хорошего имиджа университета, который играет очень важную роль в развитии университета. Хороший имидж приносит больше студентов, большее количество проектов и, следовательно, более высокий доход, необходимый для нормального функционирования и развития университета.
Целью данной работы является выявление и рассмотрение казахстанских университетов с позиции исследовательско-предпринимательского, выявить сдерживающие элементы трансформации казахстанских вузов.
Abstract: universities are currently transforming fundamentally, both in the external and internal environment in order to improve the efficiency of their activities.
The nature of modern changes requires a completely new look at the model of the functioning of the university.
The current stage in the development and transformation of university education in Kazakhstan is characterized by an active search for the optimal model of a modern innovative and entrepreneurial university.
A pressing challenge is the way universities are transformed into a new type of organization (entrepreneurial university), aimed at developing innovative technologies, meeting the needs of the labor market, science-intensive research projects and managing them.
Entrepreneurship education involves activities aimed at shaping behavior, skills and competencies that can have a significant impact on students in terms of a successful career, which, in turn, adds economic, social and cultural value.
The entrepreneurial nature of the university due to its relations with interested participants and concern for the development of the environment (both internal and external) also contributes to the creation of a good image of the university, which plays a very important role in the development of the university. A good image brings more students, more projects and, therefore, a higher income, necessary for the normal functioning and development of the university.
The purpose of this work is to identify and consider Kazakhstan universities from the perspective of research and entrepreneurship, to identify the constraining elements of the transformation of Kazakhstan universities.
В новой экономической политике Казахстана «Н^рлы Жол» Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым отмечено, что прогнозы развития мировой экономики пересмотрены Международным валютным фондом и Всемирным банком в сторону понижения. Мировая экономика так и не оправилась от последствий глобального финансово-экономического кризиса. Перед Казахстаном стоит важная задача войти в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Успех реализации данной задачи напрямую зависит от повышения конкурентоспособности отечественных предприятий, полного раскрытия экспортного потенциала и максимально эффективного использования географического расположения страны [1].
В условиях кризиса, как показывает мировой опыт, развитие и государственная поддержка малого и среднего бизнеса является одним из важных направлений антикризисной программы государства.
Кроме того, значимость эффективного сотрудничества бизнеса и государства в развитии приоритетных секторов экономики подчеркивается и в принятой Государственной программе индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015 - 2019 годы [2].
Несмотря на увеличение программ поддержки предпринимательства государством в рамках антикризисных программ, новые посткризисные условия требуют расширения и совершенствования ее инструментария и механизмов. На сегодняшний день предпринимательство сталкивается с коренными проблемами неразвитости инфраструктуры, низким уровнем кредитно-финансовой поддержки, отсутствием взаи-
модействия субъектов бизнеса с банками, лизинговыми компаниями, венчурными фондами и кредитными товариществами.
Таким образом, несмотря на значительные положительные сдвиги в развитии бизнес-предпринимательства в РК, формирование комплексной и разносторонней системы государственной поддержки малого и среднего бизнеса остается все еще актуальной проблемой. Ряд противоречий, накопленных по вопросам совершенствования организационно-экономических механизмов регулирования и поддержки малого и среднего бизнеса, делают данную тематику особо актуальной.
Чтобы эффективно управлять развитием и продвижением национальной экономики, экономики региона, регулировать разнообразные процессы, необходимо правильно и точно намечать на всех уровнях управления цели, которые они преследуют, а также планировать научно-обоснованные мероприятия, обеспечивающие достижение этих целей.
Актуальность разработки концепции предпринимательского университета в Республике Казахстан обусловлена:
1) необходимостью перехода казахстанской экономики к инновационной модели развития;
2) сокращение государственного финансирования в сфере образования;
3) усилением конкурентной борьбы на внутреннем и международном рынках научных и образовательных услуг;
4) требованиями со стороны бизнес-сообщества к подготовке специалистов, способных конкурировать на мировом рынке труда;
5) необходимостью переосмысления
природы знаний, которые должен генерировать и коммерциализировать современный университет;
6) необходимостью повышения конкурентоспособности вузов и их международных рейтингов;
7) потребностью в развитии предпринимательского мышления и предпринимательского духа.
Зарубежная практика свидетельствует, что сегодня нет ни одной высокоразвитой страны, где государство не осуществляло бы в той или иной мере регулирование ключевых социально-экономических процессов, одним из которых является развитие предпринимательских форм хозяйствования. Государственное регулирование в сфере предпринимательства является необходимым атрибутом экономической политики в странах с рыночной системой хозяйствования, в основе которого лежит сочетание механизма рыночного саморегулирования и государственного управления. В отношении бизнеса проводится государственная политика, которая основывается на теоретических положениях представителей различных экономических школ.
Основная задача - сделать центральным звеном новой модели экономического роста именно образование. Учебные программы необходимо разработать и нацелить на развитие навыков самостоятельного поиска информации и способностей критического мышления.
Для целей развития предпринимательства в Республике Казахстан сформирована инновационная инфраструктура, состоящая из 10 технопарков, 20 бизнес-инкубаторов, 4 конструкторских бюро, 21 офиса коммерциализации и 5 региональных офисов коммерциализации, 2 международных центров трансфера технологий. В основном инновационную инфраструктуру Республики Казахстан представляют существующие субъекты, которые были созданы при участии средств государственного бюджета (республиканский, местные бюджеты, средства организаций с государственным участием), а также образованные государством сервисные институты развития.
Центральным исполнительным органом, осуществляющим общее руководство в
сфере индустрии и индустриально-инновационного, научно-технического развития государства, является Министерство индустрии и новых технологий Республики Казахстан. Для целей содействия и мотивации в обеспечении координации и регулирования процессов и механизмов инновационного развития и предоставления мер и осуществления мероприятий государственной поддержки создано АО «Национальное агентство по технологическому развитию» (АО НАТР).
В инновационную инфраструктуру экономики Республики Казахстан входят:
- конструкторские бюро по обслуживанию потребностей предприятий по различным сегментам: сельскохозяйственное, горнорудное, электротехническое, нефтегазовое и транспортное машиностроение;
- институты развития: АО «Фонд науки», АО «Национальный инновационный фонд», АО «Центр инжиниринга и трансферта технологий», АО «КазАгроИн-новация», АО «Казахстанский центр модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства»;
- технопарки, обеспечивающие создание благоприятных условий для сотрудничества между заинтересованными в инновационном процессе сторонами и поддерживаемые технической инфраструктурой и сервисными услугами («Alatau IT City Management»; «Технопарк «UniScienTech»; ТОО «Алматинский региональный технопарк», г. Алматы; ТОО Технопарк «Алатау»; ТОО «Региональный Технопарк г. Астаны»; ТОО «Технопарк «Алгоритм», г. Уральск; ТОО «ВК региональный технопарк «Алтай», г. Усть-Каменогорск; ТОО «Технопарк «Сары-Арка», г. Караганда; ТОО «Региональный технопарк в ЮКО», г. Шымкент; АО «Технопарк КазНТУ им. К.И.Сатпаева», г. Алматы; «Северо-Казахстанский региональный технопарк «Кызылжар»);
- специальная экономическая зона «Парк инновационных технологий», которая функционирует на территории парка ТОО Технопарк «Алатау» и является одним из 8 технопарков АО НАТР;
- бизнес-инкубаторы (Атырауский бизнес-инкубатор, Бизнес-инкубатор «Сод-
Би», г. Шымкент, ТОО «Инкубатор малого бизнеса - КРТП», ТОО «Карагандинский бизнес-инкубатор», Бизнес-инкубатор ТОО "Восточно-инновационный центр
"Жардем", Семипалатинский городской бизнес-инкубатор, ОФ "Хромтауский Бизнес Инкубатор" и др.) и Центры поддержки предпринимателей осуществляют деятельность для развития предпринимательства местной или региональной экономики, поддержки инновации и трансфера технологий с помощью создания новых стартапов и развития МСП. Было создано шестнадцать Центров поддержки предпринимательства АО «ФРП «Даму» в рамках Программы «Дорожная карта бизнеса 2020».
Существующая экосистема не является комплексом организаций, предоставляющих перечень всех сервисов, которые необходимы в процессе деятельности и взаимодействия участников научно-исследовательских центров.
Современный этап в развитии и трансформации университетского образования в Казахстане характеризуется активным поиском оптимальной модели современного инновационно-предпринимательского университета. Актуальным вызовом являются пути трансформации университетов в организации нового типа (предпринимательский университет), нацеленные на развитие инновационных технологий, удовлетворение потребностей рынка труда, наукоемких исследовательских проектов и управление ими.
Обучение предпринимательству предполагают мероприятия, направленные на формирование поведения, навыков и компетенций, которые могут иметь значительное влияние на студентов с точки зрения успешной карьеры, что, в свою очередь, добавляет экономическую, социальную и культурную ценность.
Предпринимательское образование является отличным инструментом для подготовки студентов к изменяющимся условиям. Это обеспечивает активное взаимодействие и создает связи между академическими учреждениями и внешними организациями.
Знания в области предпринимательства и развитие предпринимательского по-
тенциала не просто связаны с занятостью, а это дает возможность вести плодотворную, самостоятельную профессиональную жизнь. Студенты предпринимательских университетов будут иметь все возможности, чтобы осуществлять значительную социальную, культурную и экономическую важность для общества посредством предпринимательской деятельности на протяжении всей своей карьеры.
Переход к предпринимательскому университету не означает, что университет становится менее ориентированным на исследования, но исследовательская и образовательная деятельность рассматриваются в качестве капитала, и университет рассчитывает получать прибыль от своей деятельности, в основном за счет проектов с бизнесом.
Существует серьезная необходимость в развитии предпринимательского потенциала среди широкого спектра студентов/выпускников и тех, кто работает в небольших и инновационных фирмах (компаниях), если мы стремимся к развитию инноваций. Тогда здесь существует четкая роль в образовании и обучении и формировании образовательных приоритетов для университетов в разработке обучения и предоставления возможностей для обучения, которые стимулируют предпринимательское мышление, сознание и действия [8].
В Казахстане процесс создания и развития предпринимательских университетов находится на первоначальной стадии развития. В большинстве случаев казахстанские вузы вовлечены в основном в образовательную деятельность. Разработкой и внедрением основных механизмов и приемов, методов к трансформации университетов в Казахстане в предпринимательские активно занимаются следующие университеты: Назарбаев университет, Павлодарский государственный университет имени С. То-райгырова, Алматы Менеджмент Университет, Таразский инновационный гуманитарный университет, Южно-казахстанс-кий государственный университет, Карагандинский государственный университет им. Бу-кетова и др.
К сожалению, существует ряд проблем, сдерживающих процессы трансфор-
мации казахстанских вузов в предпринимательские университеты:
- вузы недостаточно обладают необходимой инновационной и предпринимательской экосистемой;
- дефицит квалифицированных менеджеров и специалистов по трансферу технологий [3];
- отсутствие достаточной автономии и самостоятельности вуза;
- недостаточные знания сотрудников в области коммерциализации научных разработок;
- не развито предпринимательское мышление, ориентированное на создание экономической ценности в обществе;
- недостаточно разработана законодательная база, регламентирующая функционирование предпринимательских университетов и их структур;
- отсутствие методологического и теоретического обоснования предпринимательского обучения и университета, а также инновационной роли его в развитии исследо-вательско - предпринимательских компетенций;
- недостаточное количество квалифицированных сотрудников и преподавателей, имеющих наряду с отличной теоретической подготовкой, опыт предпринимательской деятельности;
- неготовность управленческого ядра, профессорско-преподавательского состава, сотрудников и обучающихся вузов к трансформации классического образования в предпринимательское;
- низкая эффективность инновационных и предпринимательских экосистем, входящих в состав университетов, и ограниченная прозрачность результатов их функционирования;
- отсутствие мотивационного механизма формирования предпринимательского университета;
- несоответствие содержания образования запросам рынка труда: значительная часть выпускников вузов не востребована по специальности.
Мировой опыт показывает, что предпринимательские университеты наиболее эффективно отражают инновационные потребности бизнеса и экономики в области
образования, являясь научно-исследовательскими, образовательными и производственными «генераторами». Активную роль в процессе их функционирования играют государство и бизнес, что позволяет реализовать новую концепцию инновационного развития - концепцию «тройной спирали» (Г. Ицковиц, Л. Лейдесдорф), в которой ведущая роль отводится предпринимательским университетам [9].
В середине прошлого века в некоторых развитых странах начался процесс трансформации классических вузов в предпринимательские. Первым кто предпринял попытку системного научного осмысления данного процесса и ввел в научный оборот термин «ЕП;егргепеипа1 Ш^егаЪ» (предпринимательский или антрепренерский университет) был Б.Р. Кларк, который сформировал и определил концепцию «предпринимательского университета», основным признаком которого является отсутствие боязни коммерциализовать научные знания. Он выделил пять общих признаков (усиленное направляющее ядро, расширенную сферу развития, диверсифицированные источники финансирования, мотивированный академический персонал и интегрированную предпринимательскую культуру), которые дают возможность преодолеть определенный дисбаланс между предъявляемыми обществом требованиями к университетам и их способностями соответствовать этим требованиям. Традиционные для университета функции, такие как подготовка специалистов и проведение фундаментальных исследований, дополняются его деятельностью по передаче новых технологических разработок в промышленность и предпринимательский сектор. Немало университетов, которые привлекают в орбиту своей деятельности промышленные, исследовательские, торговые и другие фирмы. Взаимодействие с бизнесом позволило многим университетам стать крупнейшими учебно-научно-инновационными центрами. Примером может служить Оксфордский университет, который взаимодействует с более чем 300 наукоемких фирм.
Профессором Стенфордского университета Г. Ицковицем совместно с Л. Лейде-сдорфом разработана новая модель органи-
зации инновационного процесса, названной ими «тройной спиралью».
В дополнение к исследованиям Б.Р. Кларк Дж. Ропке сформулировал определенные требования к предпринимательскому университету: университет должен как организация демонстрировать свое предпринимательское поведение; состав университета - преподаватели, сотрудники, студенты - должны обладать компетенциями предпринимателей и взаимодействовать между окружающей средой и университетом, а также уметь приводить к «структурному сопряжению» университета и региона, где находится учебное заведение [14].
Одним из трендов развития, к примеру ПГУ им. С. Торайгырова, ученым советом университета принято обучение студентов и магистрантов через предпринимательство.
Для реализации данного направления развития университета необходимо было решение комплекса задач, а именно:
- создание инфраструктуры инновационной экосистемы университета (филиал Start-up Болашак, фронт-офис ДАМУ, бизнес-инкубатор (коворкинг 1), акселератор (коворкинг 2);
- учебно-методическое обеспечение (элективные дисциплины «Основы предпринимательской деятельности», «Основы предпринимательского права», «Социология, брендинг» и т.д.)
- формирование пула менторов (теоретики-ученые, действующие бизнесмены, студенты, создавшие стартап-компании), консультантов, экспертов.
Начиная со 2-го семестра 2015-2016 учебного года были организованы on-line курсы для более чем тысячи студентов ПГУ имени С. Торайгырова под эгидой «От идеи до действующего бизнеса». Результирующим выходом данных курсов стали более 50 реализованных студенческих Start-up проектов.
Реализация данных проектов позволила создать более 100 рабочих мест, выплатить более 20 млн тенге налогов, изменить ментальные установки выпускников университета, которые теперь не ищут работу, а сами создают рабочие места.
Павлодарская область традиционно имеет ярко выраженную промышленную
специализацию, также значительное число производителей ведут предпринимательскую деятельность в сопряженных отраслях горнодобывающей и обрабатывающей промышленности.
Вовлечение университета в инновационную деятельность региона предполагает решение двух задач:
- во-первых, это развитие интеллектуального потенциала вуза на основе обучения специалистов на современных технологиях и вовлечении наиболее способных в научную деятельность;
- во-вторых, генерация и трансфер знаний с целью скорейшего внедрения инновационных технологий в самых разных областях деятельности.
С целью изучения формирования деятельности мировой инновационной экосистемы осуществляются различные деловые поездки преподавателей и сотрудников университета в различные предпринимательские университеты мира, в ходе которых изучаются опыт формирования университетов предпринимательского типа (в частности, Стенфорд и Беркли), а также происходит участие в ряде семинаров по формированию архитектуры мировой инновационной экосистемы, по созданию предпринимательской экосистемы университета, по грантовому и венчурному финансированию Start-up проектов, по коммерциализации научных и технологических разработок.
По результатам поездок перерабатываются модульные образовательные программы ряда специальностей бакалавриата и магистратуры, в частности, в каталоги вводится ряд дисциплин модулей, формирующих предпринимательские компетенции.
Также результатом таких поездок можно назвать создание в предпринимательской инфраструктуре университета международной Start up академии, позволяющей реализовать процесс создания воронки вовлечения и развития в предпринимательство более 1000 студентов и магистрантов университета.
В концепции обучения предпринимательству дается возможность:
- положительного влияния на творческий потенциал студентов, гибкость и раз-
витие инновационного процесса;
- увеличения и улучшения успеваемости;
- трудоустройства и карьерного роста и развитие духа предпринимательства;
- положительного влияния на позиции увеличения влияния в сфере занятости;
- значительно увеличить процесс запуска новых проектов.
Во время посещения университета первым Президентом Казахстана Н.А. Назарбаевым рекомендовано опыт создания предпринимательского университета в ПГУ имени
С. Торайгырова транслировать на другие вузы Республики Казахстан.
Элементы предпринимательских компетенций могут в какой-то степени принадлежать определенному человеку (которые даны от природы), но и возможно их формирование и развитие в процессе получения образования. Навыки и компетенции, связанные с ведением и образованием бизнеса (маркетинг, управление ресурсами, управление финансами), могут быть развиты или заимствованы в процессе обучения в университете. Другими словами, высшее профессиональное образование не является обязательным для того, чтобы придумать хороший бизнес-проект, бизнес-идею, но образование в высшем учебном заведении поможет созданию и развитию бизнеса на перспективу (как и развитие любого другого занятия) [7].
Предпринимательский характер университета из-за его отношений с заинтересованными участниками и заботы о развитии окружающей среды (как внутренней, так и внешней) также способствует созданию хорошего имиджа университета, который играет очень важную роль в развитии университета. Хороший имидж приносит больше студентов, большее количество проектов и, следовательно, более высокий доход, необходимый для нормального функционирования и развития университета.
Целью создания предпринимательского университета является создание достижений, направленных на организацию устойчивого университета, являющегося эффективным партнером для бизнеса и государственного сектора в рамках стимули-
рующей спирали развития тройной спирали Кларка. Это может быть возможно только при условии, что университет является интегрированным, но также вспомогательным и автономным, и ответственным в той среде, в которой он работает
Современные предпринимательские университеты с помощью своих партнеров из государственного и частного секторов являются ключевыми инструментами в области технологий, инноваций и экономического развития, крайне важно понимать их роль в качестве агентов изменений для нашего сегодняшнего конкурентного общества. Большой исследовательский интерес представляет то, как они действуют стратегически в качестве создателей и распространителей новых знаний, организаторов междисциплинарной деятельности, а также содействуют новым партнерским договоренностям. Способствуя взаимодействию с более широким сообществом, университет с предпринимательскими направлениями способен действовать и создавать изменения, которые принесут пользу как самим себе, так и обществу в целом [11].
В рамках обучения предпринимательству провал может быть катастрофическим, если средства были потеряны или репутация университета поставлена под угрозу, поэтому преобладают посредничество и ограничение риска. Больше внимания уделяется бизнесу, что, в свою очередь, может потребовать знаний, связанных с юридическими аспектами и стратегиями маркетинга. Эти компоненты более удобны для использования основанных на методах оценки, таких как тесты и экзамены.
Собственные карьерные цели и стремления студентов повлияют на то, насколько далеко они хотят продвинуться в зону предпринимательства. Для некоторых это может просто предложить более глубокое понимание, которое может сделать их более пригодными для работы, а для других это может быть целью стать владельцем / менеджером. Оценивая университет через призму бизнеса, необходимо отметить, что материальная составляющая (оборудования, здания и т.д.) важны для вуза, как основного драйвера роста и развития, как интеллектуальный капитал. Концепция развития пред-
принимательских университетов как центров или объектов инновационно-ориентированных кластеров позволит не только вернуть в целом науку в реальную производственную структуру, но и в значительной мере повысить качество высшего профессионального образования и ускорить процесс стабильного экономического роста национальной экономики.
Значимостью создания предпринима-
тельских университетов являются результаты, которые формируют конкурентоспособность и достижение устойчивости университетов, дают возможность стать партнерами бизнеса и государственного сектора. Университет становится интегрированным, автономным и появляется возможность рационального взаимодействия с внешней средой.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Стратегический план развития Республики Казахстан до 2025 года, утвержденный Указом Президента Республики Казахстан от 15 февраля 2018 года № 636.
2. Государственная программа инфраструктурного развития «Нурлы жол» на 2015 -2019 годы, утвержденный Указом Президента Республики Казахстан от 6 апреля 2015 года № 1030.
3. Кодекс Республики Казахстан от 29 октября 2015 года № 375-V «Предпринимательский кодекс Республики Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.2019 г.) - ст. 2.
4. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее».
5. Государство и бизнес: Союз за национальную модернизацию /http://www. ctrategeia.ru/articles_501.html
6. Кошанов, А., Жатканбаев, Е., Болатханова, З. Формирование государственного предпринимательства в Республике Казахстан в условиях смешанной экономики. - Алматы: Казак университет, 2000. - С. 31-33, 35.
7. Меркулина, И.А. Интеграция экономических и информационных специальностей в инновационной экономике // Российское предпринимательство. - 2009. - № 2-1. - С. 131-135.
8. Омарова, Г.Т. Предпринимательский университет: развитие и перспективы // Научно-практический журнал «Экономика и управление: проблемы, решения». - 2019. - №3. Том 11(87).
9. Финк, Т.А. Малый и средний бизнес: зарубежный опыт развития [Текст] / Т А. Финк // Молодой ученый. - 2012. - №4. - С. 177-181.
10. Ginkel, van H. (2002), What does Globalisation mean for Higher Education, Conference on Globalisation: What Issues are at Stake for Universities, Université Laval, Quebec City, Canada:, September.
11. Etzkowitz, H., (2004), The evolution of the entrepreneurial university, International Journal of Technology and Globalisation, Vol. 1, No. 1/2006, 64-77.
12. Hagen, R. (2002), Globalization, university transformation and economic regeneration, A UK case study of public/private sector partnership, The International Journal of Public Sector Management, Vol.15, No.3.
13. Gibb, A. (2012), Exploring the synergistic potential in entrepreneurial university development: towards the building of a strategic framework, Annals of Innovation & Entrepreneur-ship, 2012, 3.
14. Memorandum Opinion and Order Granting 9 Motion to Dismiss filed by Mckaylie Campbell, Santos Guerrero. (Ordered by Senior Judge Mary Lou Robinson on 1/18/2017) (vls).