ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
УДК 378.4
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ: СУЩНОСТЬ И ПРИЗНАКИ
© Андрей Васильевич ПРОХОРОВ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат филологических наук, доцент, директор центра мониторинга и анализа образовательной деятельности, e-mail: [email protected]
Рассмотрена модель предпринимательского университета как одна из ведущих моделей современного университета. Формирование новых моделей университетов - это реакция на изменения, происходящие во внутренней и внешней среде, на вызовы глобального общества. Сущность модели предпринимательского университета заключается в том, что предпринимательский университет сам демонстрирует признаки предпринимательской структуры, реализует программы по предпринимательству, развивает предпринимательский дух в студентах различных специальностей. Основной чертой предпринимательского университета является его финансовая независимость от государства. Приведены трактовки понятия «предпринимательский университет», критерии данной модели, демонстрируется разница между предпринимательской деятельностью университета и коммерческой структуры. Пионерами в сфере становления модели предпринимательского университета являются западные вузы. В качестве иллюстрации реализации модели предпринимательского университета приводится опыт университетов США, Германии, Швеции, Нидерландов.
Ключевые слова: модель университета; университет; предпринимательский университет; критерии предпринимательского университета.
DOI: 10.20310/1810-0201 -2016-21 -2( 154)-5-10
Глобализация сферы высшего образования дала основание специалистам говорить о формировании новых моделей университета. А.С. Запесоцкий отмечает, что «формирование различных моделей университетского образования - это исторически обусловленный процесс, имеющий циклический характер» [1, с. 155]. По его мнению, содержание каждого цикла определяется, с одной стороны, реальными противоречиями, возникающими вследствие инертности образовательных систем, а с другой - динамичным развитием реальной жизни, изменениями конкретной социокультурной ситуации. В результате изменяется не только содержание образования, но и доминирующая модель университета [1, с. 155]. Плотность современных тенденций, определяющих ценностные контуры высшего образования, такова, что сложился целый ряд моделей университета, каждая из которых базируется на определенной конфигурации ценностей.
Одной из ведущих моделей современного университета является модель предпринимательского университета. Данная модель была предложена исследователями Гарвардского университета Дж. Энджелл и Э. Дэнджерфилд для обозначения учебного заведения, главным приоритетом для которого выступает добывание денег.
Принято выделять следующие задачи предпринимательского университета. Предпринимательский университет должен:
- предлагать программы предпринимательства и готовить людей, которые в будущем организуют собственный бизнес;
- развивать предпринимательское мышление у студентов других специальностей;
- выступать предпринимательским учреждением, создавая бизнес-инкубаторы, технопарки, вовлекая в их деятельность студентов и выпускников, помогая им тем самым основать собственные компании [2, с. 251; 3, p. 188].
Главное в идее предпринимательского университета - смена модели организации и управления университетом: переход от финансирования за счет средств государственного бюджета к многоканальному финансированию на основе самостоятельного поиска источников дополнительных средств [4-8].
Особое значение для развития университетского предпринимательства имела Гель-зенкирхенская декларация институционального предпринимательского управления и изучения предпринимательства в системах высшего образования Европы, принятая в декабре 2003 г. [9]. Согласно декларации, идея «предпринимательского университета» подразумевает корректировку управленческих структур и деятельности университета, что способствует институали-зации университетского менеджмента, которому свойственны:
- профессионализация в сочетании с сильным исполнительным руководством;
- диверсификация источников дохода;
- изучение и интеграция новых рыночных методов менеджмента при условии бережного отношения к ключевым академическим ценностям;
- тесные связи с деловыми кругами и обществом;
- развитие инициативной и инновационной предпринимательской культуры: передача знаний, основание новых производственных компаний, продолжение образования и налаживание контактов с выпускниками, в т. ч. и для привлечения финансовых средств в университет;
- интеграция академических и исследовательских подразделений посредством размывания традиционных дисциплинарных границ и учреждения проектных начинаний, соответствующих новым методам производства знаний [9].
Исследователи отмечают, что некоторые университеты, называя себя предпринимательскими, на самом деле таковыми не являются. Г.Н. Константинов и С.Р. Филонович со ссылкой на Дж. Ропке приводят следующие критерии предпринимательского университета:
- университет должен демонстрировать предпринимательское поведение как организация;
- члены университета - преподаватели, студенты, сотрудники - должны быть предпринимателями;
- взаимодействие между университетом и окружающей средой должно приводить к «структурному сопряжению» университета и региона [10, с. 53].
Выделяют ряд других черт предпринимательского университета:
- капитализация знаний, что становится основой экономического и социального развития, а следовательно, и базой для расширения роли университета в обществе. Процесс трансферта технологий, который раньше требовал значительно больше времени, сейчас происходит в течение нескольких лет, что позволяет изобретателю как участвовать в разработке, так и в его коммерциализации;
- независимость. Предпринимательский университет является относительно независимым учреждением, не является созданием других институциональных сфер;
- взаимозависимость. Предпринимательский университет тесно взаимодействует с бизнесом и государством, не отделим от общества. Эффективная инновационная политика предпринимательского университета, по мнению специалистов, должна быть ориентирована на преодоление конфликта между промышленностью и научными исследованиями;
- смешение форм. Разрешение противоречия между принципами независимости и взаимозависимости приводит к появлению гибридных организационных форм, способных реализовывать эти принципы одновременно;
- рефлексивность. При непрерывном обновлении внутренних структур университета и взаимосвязи с процессами, протекающими в бизнесе и государстве, происходит пересмотр их взаимоотношений с университетом (рис. 1) [11, с. 150-151].
Основной же чертой предпринимательского университета специалисты называют сокращение его финансовой зависимости от государства и рост его материальной самостоятельности (Д. Бок, М. Мирча, Б. Кларк, В. Визек-Видович, А. Бьелиш и др.). Другой задачей предпринимательского университета является формирование предпринимательского духа в выпускниках (П. Шульте).
Рис. 1. Черты предпринимательского университета [11, с. 151]
Обозначенные признаки предпринимательского университета позволяют трактовать его как высшее учебное заведение, которое систематически прилагает усилия по преодолению ограничений в трех сферах -генерации знаний, преподавании и преобразовании знаний в практику - путем инициирования новых видов деятельности, трансформации внутренней среды и модификации взаимодействия с внешней средой [10, с. 55].
Сущность предпринимательского университета наилучшим образом характеризуют его цели, сформулированные П. Шульте следующим образом:
- в результате обучения и образования выпускники университетов должны стать не только соискателями, но и создателями рабочих мест;
- поддержка маркетинговой деятельности;
- выработка предпринимательского мышления, развитие коллективных видов бизнеса;
- предоставление офисных помещений и земли в наем по демпинговым ценам;
- консультации по вопросам учреждения новых компаний;
- финансовая поддержка в виде как учредительного капитала, так и внешнего финансирования [3].
В целом, характер деятельности вузов в современных условиях определяется стратегией диверсификации, под которой подразумевается изменение перечня предлагаемых услуг, изменение сфер и направлений деятельности вуза, расширение сети филиалов, предоставление дистанционных образовательных услуг и т. д. [12; 13].
Пионерами академического предпринимательства считаются американские университеты. Первые предпринимательские образовательные программы появились в университетах США в 40-50-х гг. XX в. Всплеск предложения предпринимательского образования в США пришелся на 80-90-е гг. XX в. [14]. К 2005 г. число предпринимательских программ в учебных планах школ бизнеса и университетов в США превысило 1000. Немного позже академическое предпринимательство получило развитие в Великобритании, Нидерландах, Бельгии, Германии и т. д.
Появление первых предпринимательских университетов сопровождалось значительным исследовательским интересом к новой модели высшего учебного заведения. Первым теоретиком академического предпринимательства в Европе стал Б. Кларк. Первоначально он рассмотрел примеры развития идеи предпринимательского университета, основываясь на опыте 5 европейских университетов: университета Уорвика (Великобритания), университета Твенте (Нидерланды), университета Скрэтчклайда (Великобритания), университета Халмерса (Швеция) и университета Йоэнсуу (Финляндия) [14; 15].
Показателен опыт перехода к университету предпринимательского типа технологического университета Халмерса (Швеция). Данный переход, по замечанию Б. Кларка, связан с академическим ядром (academic heartland) - сотрудниками университета, которые демонстрировали на личном примере предпринимательский подход и задавали тон в преобразованиях вуза. Они были поддержаны административным ядром - ректора и
административного директора. Деятельность академического ядра также поддерживается «периферией развития», междисциплинарные элементы которой ориентированы на конкретные проекты [16].
Б. Кларк, анализируя деятельность одного из шведских университетов - университета Халмерса, выделяет, как минимум пять условий, сделавших этот университет «предпринимательским»:
- сильное административное ядро;
- все более увеличивающаяся «развивающаяся» периферия;
- различные источники денежных поступлений;
- влиятельные, энергичные представители академического сообщества;
- интегрированная предпринимательская культура [16, с. 92].
К условиям построения предпринимательских университетов в Великобритании следует отнести изменения в политике высшего образования 1979 г., связанные с избранием М. Тэтчер главой правительства. Политика ее правительства определялась такими понятиями, как «рынок», «экономическая эффективность», «приватизация», «сокращение государственного бюджета» [17, с. 129]. Для университетов Великобритании это означало сокращение государственного финансирования, необходимость самостоятельного поиска дополнительных средств. Подобные изменения усугублялись общим недоверием администрации М. Тэтчер к высшему образованию, в т. ч. университетам.
Академическое предпринимательство в Германии получило развитие в 90-х гг. XX в. В 1997 г. в Германии была учреждена первая кафедра предпринимательства, к концу 2004 г. таких кафедр было уже 45. К факторам, отличающим характер развития академического предпринимательства в Германии, относят низкий уровень частного финансирования кафедр предпринимательства. Это становится особенно очевидным при обращении к опыту американских университетов [14].
Позиционирование университета как предпринимательского должно базироваться на понимании того, что предпринимательская деятельность университета все-таки отличается от подобной деятельности коммерческого предприятия [18; 19]. Ведение предпринимательской деятельности в настоящее
время для многих университетов рассматривается как способ выживания в конкурентной борьбе в условиях глобального рынка образовательных услуг. В общем смысле под предпринимательской деятельностью понимается реализация особых способностей индивида, выражающаяся в рациональном соединении факторов производства на основе инновационного рискового подхода. Предпринимательская деятельность вуза при этом отличается от предпринимательской деятельности коммерческого предприятия. Если цель коммерческой деятельности предприятия заключается в максимизации прибыли, то цель предпринимательской деятельности вуза - получение средств, которые в дальнейшем будут направлены на развитие самого вуза.
Список литературы
1. Запесоцкий А.С. Образование: Философия, культурология, политика. М., 2003.
2. Налетова И.В. Исследования высшего образования: концепт метафундаментализма: монография. Тамбов, 2005.
3. Schulte P. The Entrepreneurial University: a Strategy for Institutional Development // Higher Education in Europe. 2004. Vol. 29. № 2.
4. Атоян В., Казакова Н. Университеты в современном обществе // Высшее образование в России. 2005. № 4. С. 3-9.
5. Бок ^Университеты в условиях рынка. Коммерциализация высшего образования. М., 2012.
6. Грудзинский А.О. Университет как предпринимательская организация // Социологические исследования. 2003. № 4. С. 113-121.
7. Прохоров А.В. Влияние ценностей академического капитализма на функционирование современных университетов // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып. 5 (109). С. 271-277.
8. Прохоров А.В. Рыночная логика становления современных моделей образования // Философские традиции и современность. 2015. № 2 (8). С. 14-17.
9. The Gelsenkirchendeclaration on Institutional Entrepreneurial Management and Entrepreneurial Studies in Higher Education in Europe // Higher Education in Europe. 2004. Vol. 29. № 2. P. 241-243.
10. Константинов Г.Н., Филонович С.Р. Что такое предпринимательский университет // Вопросы образования. 2007. № 1. С. 49-62.
11. Приоритеты инновационного общества: зарубежный опыт. Аналитический обзор по
представлению высшей школы и университетской науки в качестве базовых составляющих инновационного общества: Финляндия, Ирландия, Канада, Южная Корея // Информационно-библиографический бюллетень. Тверь, 2012. Вып. 3.
12. Налетова И.В. Диверсификация высшего образования: вызов университетам // Высшее образование в России. 2005. № 5. С. 39-45.
13. Шафранов-Куцев Г.Ф. Университет в региональном сообществе: монография. М., 2003.
14. Volkmann Ch. Entrepreneurial Studies in Higher Education. An Ascending Academic discipline in the Twenty-First Century // Higher Education in Europe. 2004. Vol. 29. № 2.
15. Clark B.R. The Character of the Entrepreneurial University // International Higher Education. 2005. № 38. P. 2-3.
16. Сорокина И. Предпринимательский университет (Шведский опыт) // Высшее образование в России. 2002. № 3. С. 89-92.
17. Шпаковская Л. Политика высшего образования в Европе и России. СПб., 2007.
18. Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности / под общ. ред. Г.Л. Багиева. СПб., 2001.
19. Куцев Г.Ф. Вопросы собственности и налогообложения государственных вузов в условиях реформы // Классический университет и региональные приоритеты: мнимые и подлинные апории: материалы Всероссийского семинара. Тюмень, 2004. С. 3-62.
References
1. Zapesotskiy A.S. Obrazovanie: Filosofiya, kul'turologiya, politika. Moscow, 2003.
2. Naletova I.V. Issledovaniya vysshego obrazovaniya: kontsept metafundamentalizma: monografiya. Tambov, 2005.
3. Schulte P. The Entrepreneurial University: a Strategy for Institutional Development. Higher Education in Europe, 2004, vol. 29, no. 2.
4. Atoyan V., Kazakova N. Universitety v so-vremennom obshchestve. Vysshee obrazovanie v Rossii - Higher Education in Russia, 2005, no. 4, pp. 3-9.
5. Bok D. Universitety v usloviyakh rynka. Kom-mertsializatsiya vysshego obrazovaniya. Moscow, 2012.
6. Grudzinskiy A.O. Universitet kak predprinima-tel'skaya organizatsiya. Sotsiologicheskie issledovaniya - Sociological Studies, 2003, no 4, pp. 113-121.
7. Prokhorov A.V. Vliyanie tsennostey akademi-cheskogo kapitalizma na funktsionirovanie so-
vremennykh universitetov. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities. Tambov, 2012, vol. 5 (109), pp. 271-277.
8. Prokhorov A.V. Rynochnaya logika stanovleniya sovremennykh modeley obrazovaniya. Filosofs-kie traditsii i sovremennost', 2015, no. 2 (8), pp. 14-17.
9. The Gelsenkirchendeclaration on Institutional Entrepreneurial Management and Entrepreneurial Studies in Higher Education in Europe. Higher Education in Europe, 2004, vol. 29, no. 2, pp. 241-243.
10. Konstantinov G.N., Filonovich S.R. Chto takoe predprinimatel'skiy universitet. Voprosy obrazovaniya - Educational Studies, 2007, no. 1, pp. 49-62.
11. Prioritety innovatsionnogo obshchestva: za-rubezhnyy opyt. Analiticheskiy obzor po preds-tavleniyu vysshey shkoly i universitetskoy nauki v kachestve bazovykh sostavlyayushchikh inno-vatsionnogo obshchestva: Finlyandiya, Irlandiya, Kanada, Yuzhnaya Koreya. Informatsionno-bibliograficheskiy byulleten'. Tver, 2012, vol. 3.
12. Naletova I.V. Diversifikatsiya vysshego obrazovaniya: vyzov universitetam. Vysshee obrazova-nie v Rossii - Higher Education in Russia, 2005. no. 5, pp. 39-45.
13. Shafranov-Kutsev G.F. Universitet v region-al'nom soobshchestve. Moscow, 2003.
14. Volkmann Ch. Entrepreneurial Studies in Higher Education. An Ascending Academic discipline in the Twenty-First Century. Higher Education in Europe, 2004, vol. 29, no. 2.
15. Clark B.R. The Character of the Entre-preneurial University. International Higher Education, 2005, no. 38, pp. 2-3.
16. Sorokina I. Predprinimatel'skiy universitet (Shvedskiy opyt). Vysshee obrazovanie v Rossii - Higher Education in Russia, 2002, no. 3, pp. 89-92.
17. Shpakovskaya L. Politika vysshego obrazovaniya v Evrope i Rossii. St. Petersburg, 2007.
18. Bagiev G.L., Asaul A.N. Organizatsiya predpri-nimatel'skoy deyatel'nosti. St. Petersburg, 2001.
19. Kutsev G.F. Voprosy sobstvennosti i nalogoob-lozheniya gosudarstvennykh vuzov v usloviyakh reform. Klassicheskiy universitet i regional'nye prioritety: mnimye i podlinnye aporii. Tyumen, 2004, pp. 3-62.
Поступила в редакцию 01.02.2016 г. Received 1 February 2016
UDC 378.4
ENTREPRENEURIAL UNIVERSITY: MAIN POINTS AND FEATURES
Andrey Vasilevich PROKHOROV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Philology, Associate Professor, Head of Monitoring and Educational Activity Analysis Department, e-mail: [email protected]
The model of entrepreneurial university as one of the leading models of a modern university is considered. Formation of new models of universities is viewed as a reaction to changes in internal and external environment, the challenges of global society. The essence of the entrepreneurial university model is that an entrepreneurial university performs as a business structure, implements entrepreneurship programs, develops the entrepreneurial spirit towards students of different majors. The main feature of the entrepreneurial university is its financial independence from the state. The interpretation of the "entrepreneurial university" concept is presented, the criteria for this model demonstrates the difference between the business activities of university and commercial structures. Pioneers in the field of the entrepreneurial university model formation are the Western universities. As an illustration of the entrepreneurial university model implementation the experience of universities in the USA, Germany, Sweden, the Netherlands is shown.
Key words: university model; university; entrepreneurial university; entrepreneurial university criteria.
DOI: 10.20310/1810-0201 -2016-21 -2(154)-5-10