Научная статья на тему 'Социальное проектирование в вузе как инструмент предпринимательского образования'

Социальное проектирование в вузе как инструмент предпринимательского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
562
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВУЗЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИННОВАЦИИ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ / MANAGEMENT IN HIGHER EDUCATION / PROJECT MANAGEMENT IN UNIVERSITIES / SOCIAL PROJECTS / SOCIAL ENTREPRENEURSHIP / INNOVATIONS IN HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казин Ф.А., Зленко А.Н.

Современная подготовка инженерных кадров предполагает активное развитие у студентов предпринимательских ценностей и компетенций. Одним из эффективных способов их формирования является социальное проектирование и предпринимательство. Подобная деятельность формирует необходимый набор качеств для последующей профессиональной карьеры. Социальная составляющая является одной из важнейших составляющих коммерческого успеха различных компаний. Наконец, социальные проекты являются одним из немногих способов вовлечения студентов в практическую проектную деятельность на младших курсах, когда доступ к работе научных лабораторий еще затруднен. Настоящая статья рассматривает трехлетний опыт использования в Университете ИТМО социального проектирования в качестве инструмента предпринимательского образования. Опыт нашего вуза в этой сфере является примером эффективной интеграции образовательной, воспитательной и инновационной деятельности университета, что в результате позволяет активно развивать проектно-ориентированное образование, дающее в итоге студентам дополнительные конкурентные преимущества на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казин Ф.А., Зленко А.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social engineering in high school as a tool for entrepreneurial education

Modern engineering education must provide effective development of entrepreneurial values and capacities. One of the best instruments of development of these featuresare social project management and entrepreneurship. On one hand, socially oriented activities help students to form a necessary set of capabilities and skills for business career, and, on the other social dimension of entrepreneurship currently constitute a substantial factor of business success. Finally, social project management is one of the few means of student’s involvement into practical entrepreneurship at early stages of career, when access to research labs is still limited. This article reviews the three-year long experience of integration of social project management and entrepreneurship and means of entrepreneurial education at ITMO University in Saint-Petersburg. This experience is a clear case of integration of teaching and innovation activities of the university, that allows to raise the practical dimension of quality education. As a result, graduating students receive good competitive advantages at the labor market.

Текст научной работы на тему «Социальное проектирование в вузе как инструмент предпринимательского образования»

Социальное проектирование в вузе как инструмент

предпринимательского образования

t

ёШ

Ф. А. Казин,

к. ист. н., декан факультета технологического менеджмента и инноваций

kazin@corp.ifmo.ru

А. Н. Зленко,

директор Центра социального проектирования и предпринимательства

zlenko@corp.ifmo.ru

Университет ИТМО

Современная подготовка инженерных кадров предполагает активное развитие у студентов предпринимательских ценностей и компетенций. Одним из эффективных способов их формирования является социальное проектирование и предпринимательство. Подобная деятельность формирует необходимый набор качеств для последующей профессиональной карьеры. Социальная составляющая является одной из важнейших составляющих коммерческого успеха различных компаний. Наконец, социальные проекты являются одним из немногих способов вовлечения студентов в практическую проектную деятельность на младших курсах, когда доступ к работе научных лабораторий еще затруднен. Настоящая статья рассматривает трехлетний опыт использования в Университете ИТМО социального проектирования в качестве инструмента предпринимательского образования. Опыт нашего вуза в этой сфере является примером эффективной интеграции образовательной, воспитательной и инновационной деятельности университета, что в результате позволяет активно развивать проектно-ориентированное образование, дающее в итоге студентам дополнительные конкурентные преимущества на рынке труда.

Ключевые слова: управление высшим образованием, проектная деятельность в вузе, социальное проектирование, социальное предпринимательство, инновации в высшем образовании.

Введение

Один их ведущих экспертов в области предпринимательского образования, автор концепции «тройной спирали» (англ. — Triple Helix), профессор Стенфордского университета Генри Ицковиц, в одной из своих последних статей обратил внимание на роль «четвертого элемента спирали», участвующего в генерации инноваций не в меньшей роли, чем бизнес, наука или власть — гражданского общества. Смысл его аргументации состоит в том, что инновации рождаются как результат общественного запроса, как «ответ» на социальный «вызов», и успех инноваций на рынке в немалой степени зависит именно от правильности реакции первых трех элементов тройной спирали на запрос четвертого [4]. Экстраполируя эту ситуацию на формирование бизнес-стратегий современных компаний, следует признать, что успех на рынке сегодня во многом зависит от правдивости социальной стратегии, т. е. в конечном итоге от того, насколько покупатели

верят социальной миссии компании. Таким образом, социальная составляющая становится необходимым элементом бизнес стратегии. Хрестоматийным примером здесь является успех компании «TOMS Shoes» на американском обувном рынке ^м. подробнее [5]).

Что это означает в контексте подготовки кадров в сфере инновационного предпринимательства? Это означает, что в процессе подготовки студентов к карьере инновационных менеджеров или технологических предпринимателей, современный университет не может не обращать внимание на осознание студентами как минимум социального контекста своего будущего бизнеса, а как максимум (и желательно) социального запроса на продукт или услугу, которую будущий менеджер планирует разрабатывать и продавать. Для этого студент должен приобретать предпринимательские компетенции с учетом ситуации в обществе и государстве, в котором он живет. Таким способом формируются гражданское сознание и социальная ответственность [1]. Лучшим способом яв-

со о

CN

со о

CN

cvj

J

<

DO О

со о

CN

оо о сч

cn

J <

со О

ляется погружение проектной деятельности студента в окружающий социальный контекст. Так называемое, гражданское предпринимательство формирует все необходимые компетенции для последующей успешной карьеры в бизнесе, но в дополнение к тому воспитывает гражданское сознание и дает необходимый кругозор, способствующий личностному становлению будущего предпринимателя.

Настоящая статья рассматривает трехлетний опыт внедрения социального проектирования в качестве инструмента предпринимательского образования у студентов Университета ИТМО. Данная педагогическая технология начала использоваться в вузе еще в 2012 г. — до появления указанной выше статьи Генри Ицковица. Выход статьи поместил указанные практические наработки в концептуальные рамки развития предпринимательского университета. Опыт Университета ИТМО в этой сфере является интересным примером интеграции образовательной, воспитательной и инновационной деятельности университета, что позволяет повышать качество профессиональной подготовки студентов, получающих в итоге дополнительные конкурентные преимущества на рынке труда [2, 3].

Принципы внедрения социального проектирования в образовательный процесс

Центральной фигурой в вузе является студент, который получает профессиональную подготовку по определенной специальности. Осваивая компетенции, студенты предпочитают неформальный стиль в обучении. Молодое поколение стремится изменить жизнь к лучшему, оно готово активно участвовать в жизни общества, поэтому современная вузовская среда является источником многих социальных инициатив. В студенческой среде создаются команды единомышленников, которые берутся за решение проблем социальной сферы и здравоохранения, образования и воспитания, экологии и эффективного природопользования, пропаганды здорового образа жизни и т. д. Но для того, чтобы развивать за счет таких проектов именно предпринимательские компетенции молодым людям требуется определенный формат и профессиональное сопровождение.

Одним из самых эффективных подходов к работе с молодыми людьми в этой сфере является обучение через служение (англ. — service learning). Этот метод основан на формировании проектных и предпринимательских компетенций за счет общественно-полезной деятельности. Обучение через служение — это мощное средство гражданского воспитания, учащее молодых людей работать в команде, быть терпимее, принимать активное участие в изменении окружающей действительности, на практике применять полученные знания и навыки.

Преподаватели, вовлекаясь в процесс поддержки молодежных социальных инициатив, делают обучение более значимым для своих студентов. Руководство вуза — формирует положительный интерес к вузу со стороны общественности, бизнеса и власти. Университет, в целом, улучшает свой имидж, повышает

инвестиционную привлекательность. Разумеется, речь идет не о временных акциях или популярных «мерах», а о долгосрочной стратегии. Социальная деятельность вуза становится, действительно, перспективной тогда, когда осуществляется регулярно.

Проведение конкурса студенческих социальных проектов «Ты нужен людям!»

С целью вовлечения в проектную деятельность значительного числа студентов, сопровождения полного цикла реализации проектов, апробации механизмов интеграции проектной деятельности в учебную, и реализации социальной функции вуза в Университете ИТМО в 2013 г. было принято решение о проведении при поддержке фонда «Новая Евразия» командного студенческого конкурса социальных проектов «Ты нужен людям!» [6]. Данный конкурс был направлен на формирование системы инициирования и реализации молодежных проектов, являющихся одновременно элементами воспитательной, образовательной и инновационной деятельности.

Конкурс состоял из 4 этапов:

1. Регистрация участников и сбор проектных предложений.

2. Обучение участников конкурса основам ведения проектной деятельности и социального проектирования.

3. Сопровождение и поддержка реализации проектов.

4. Презентации и оценка результатов реализованных проектов.

На первом этапе студенты подавали заявки на участие в конкурсе, формировали проектные предложения и налаживали взаимодействие с партнерскими некоммерческими организациями (далее — НКО), которые становились площадками для реализации проектов. Второй этап включал в себя серию обучающих семинаров и мастер классов в области проектной деятельности и социального проектирования, в рамках которых со студентами работали представители НКО и вузов Санкт-Петербурга и других городов России, участвовавших в сетевой программе «Университет и сообщество» (см. подробнее [7]). В рамках обучения была проведена деловая игра, в рамках которой студенты дорабатывали свои проекты для представления экспертам. Третий этап конкурса состоял в практической реализации проектов на базе партнерских НКО. На данном этапе была очень важна именно менторская функция партнерских организаций. Данный этап длился от 1 до 5 месяцев в зависимости от содержания проектов. В ходе финального, четвертого этапа конкурса, проводилась подготовка отчетов по реализованным проектам и их презентация жюри.

В 2013 г. в конкурсе приняли участие более 60 студентов, которые реализовали 18 социальных проектов. По итогам конкурса было принято решение о проведении в 2014 г. межвузовского конкурса в области социального проектирования среди учебных заведений Санкт-Петербурга. Такая инициатива нашла поддержку в комитетах по науке и высшей школе, социальной политике, молодежной политике и взаимо-

действию с общественными организациями, а также в благотворительном фонде Елены и Геннадия Тимченко. Запуск межвузовского конкурса способствовал резкому росту количества студенческих проектов в Санкт-Петербурге. К участию в конкурсе было привлечено 200 студентов из 10 вузов Санкт-Петербурга, реализовано 48 социальных проектов. В рамках конкурса была проведена серия обучающих семинаров по проектной деятельности и социальному проектированию, после чего все участники получили персональные консультации от экспертов конкурса. В финальной части команды-участники вновь представили свои проекты жюри и рассказали о достигнутых результатах. В состав конкурсной комиссии вошли ректор Университета ИТМО Владимир Васильев, председатель Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга Андрей Максимов, президент Санкт-Петербургской региональной благотворительной организации «Благотворительное общество «Невский Ангел» Владимир Лукьянов и директор благотворительного фонда «Добрый город Петербург» Дарья Кузнецова.

Международный фестиваль социального предпринимательства (IFSE 2015)

В 2015 г. Межвузовский конкурс социальных проектов «Ты нужен людям!-2015» проводился уже совместно с Университетом Калифорнии, Лос-Анджелес (UCLA). Это стало возможным в результате победы тандема ИТМО-UCLA в конкурсе проектов в рамках программы «Российско-американский партнерский диалог». Выигрыш гранта дал возможность лучшим российским студентам - участникам конкурса «Ты нужен людям!» и сотрудникам Университета ИТМО в апреле 2015 г. отправиться в UCLA для обмена опытом в области социального проектирования и предпринимательства. Взаимодействие с UCLA продемонстрировало взаимную заинтересованность в организации общего мероприятия, которое бы позволило внедрить и распространить в России лучший мировой опыт в области социального предпринимательства, а также развить у обучающихся разных стран универсальные предпринимательские навыки («soft skills»). В итоге было принято решение о проведении в июне 2015 г. в Санкт-Петербурге первого международного фестиваля социального предпринимательства IFSE-2015 [8].

Международный студенческий фестиваль по социальному предпринимательству прошел в Санкт-Петербурге в период с 22 по 26 июня 2015 г. в рамках Международного дня социального бизнеса. Фестиваль проводился совместно с двумя вузами-партнерами — UCLA и Чжэцзянским национальным университетом из Китая. Фестиваль представлял собой краткосрочную акселерационную программу для студентов партнерских вузов, которая знакомила студентов разных стран с основными мировыми тенденциями в области социального предпринимательства за счет обмена опытом и работы с экспертами и менторами из разных стран. В течение первого месяца проекта участники конкурса на базе своих университетов в Китае, США или России реализовали заявленные проекты на основе единого подхода и общей методологии.

Далее в июне 2015 г. они принимали участие в очной программе акселерации в Санкт-Петербурге, в ходе которой на базе уже реализованных проектов разрабатывали бизнес-планы, экономические обоснования и презентации по дальнейшей коммерциализации своих разработок. Обучающая программа фестиваля включала в себя лекции экспертов из Китая, России, США, Финляндии, Кении и других стран по созданию и управлению собственной организацией, развитию и продвижению некоммерческой организации, мастерству бизнес-презентации. По завершении обучения участники представляли бизнес-модель будущего проекта — социально ориентированного стартапа.

Сертификат профессионального опыта студента

С целью институционализации и систематизации поддержки развития студенческой проектной деятельности в Университете ИТМО в 2014 г. был создан отдел поддержки проектной деятельности студентов, который взял на себя функцию реализации программ, направленных на вовлечение студентов в проектную и инновационную деятельность. Данный отдел стал базой для создания в 2015 г. Центра социального проектирования и предпринимательства в структуре факультета технологического менеджмента и инноваций Университета ИТМО. Центр взял на себя функции оператора конкурса «Ты нужен людям!» и фестиваля но помимо этого стал активно заниматься разработкой инструментов сертификации проектного опыта студентов, имеющих прямое отношение к перспективам трудоустройства последних.

С принятием в Российской Федерации государственной программы «Развитие образования» на 20132020 гг. (в частности, подпрограммы 4 «Вовлечение молодежи в социальную практику») особо значимой стала профессиональная сертификация внеучебной деятельности студентов. Учет данной деятельности должен был теперь войти составной частью в индивидуальное портфолио студента1.Основная цель формирования портфолио — накопление документальных подтверждений достижений студента в процессе обучения в университете. Портфолио является современной эффективной формой самооценки результатов образовательной, научной, профессиональной и социальной деятельности студента, но также способствует мотивации к социальным достижениям, стимулирует самообразование; дает возможность приобрести опыт в конкуренции, выработать умения объективно оценивать уровень своих профессиональных компетентностей, научиться работать в команде и с командой.

В Университете ИТМО сотрудниками Центра социального проектирования и предпринимательства ФТМИ совместно с Центром личностного развития ФТМИ была разработана методика учета проектно-

1 Портфолио — это комплект документов, подтверждающих индивидуальные достижения студента по различным направлениям деятельности. Создание портфолио — творческий процесс, позволяющий учитывать результаты, достигнутые студентом в разнообразных видах деятельности за время обучения в вузе. Функции по формированию «портфолио» возлагаются на самого студента.

со о

СМ

оо о сч

см

J <

со О

со о

СМ

оо о сч

см

J <

со О

го опыта студента с последующей выдачей студенту специального сертификата профессионального опыта студента, являющегося составной частью портфолио студента в части учета проектной, инновационной и внеучебной деятельности. Сертификат профессионального опыта в конечном итоге нацелен на эффективное трудоустройство студента. Комплект из диплома о высшем образовании, и сертификата профессионального опыта дает развернутую картину, отражающую конкурентные преимущества выпускника на рынке труда по сравнению с другими претендентами. Фиксируя свои достижения, регулярно обновляя портфолио с параллельной работой по оформлению сертификата, студент учится формировать свое публичное лицо, отражая в нем знания, умения и навыки для дальнейшего карьерного роста.

За время обучения студент имеет возможность реализовать, и, как следствие, защитить несколько проектов, в том числе в различных областях. За успешно защищенный социальный проект студент получает баллы. Таким образом, студент в процессе обучения формирует себе портфолио достижений. Важная составляющая данного мероприятия — признание сертификатов и портфолио на международном уровне.

Заключение

Современное высшее техническое образование в России вступило в период кардинальной трансформации, связанной с тем, что судьба выпускника на рынке труда теперь зависит не только от качества освоения им основной специальности, но и от его общей культуры, мотивированности, креативности мышления, способности адаптироваться к новым условиям и т. д. Все эти качества и раньше были нужны выпускнику, но в нынешней экономике в условиях информационного общества, они приобретают особое значение. Высшее техническое образование должно быть ориентировано не только на формирование профессиональных компетенций, но и социальных навыков, необходимых для самореализации молодого специалиста в общественной и экономической жизни. Оно должно не только готовить студентов к профессиональной деятельности, сопряженной с использованием современных технологий, но и способствовать их выходу на новый уровень культуры, соответствующий этим технологиям.

С учетом это понимания, в Университете ИТМО сформирован общий цикл проектного и проблемно-ориентированного обучения включающий в себя следующие последовательно реализуемые этапы:

Этап 1. В рамках общего блока социально-гуманитарных дисциплин (на 1-2 курсе) студенты приобретают знания, умения и навыки организационно-управленческой деятельности, формирующие практические компетенции для будущей эффективной проектной и, далее, профессиональной деятельности (так называемый «soft skills»). В рамках указанных дисциплин или в процессе внеучебной работы у студентов (у одного, или у команды) появляется идея социального проекта (проектная идея).

Этап 2. Студенты со своей проектной идеей участвуют в различных студенческих конкурсах, напри-

мер (представленном выше) конкурсе социальных студенческих проектов «Ты нужен людям!». Реализуя свои проекты в рамках конкурса, студенты закрепляют приобретенные компетенции. Проекты фиксируются в портфолио для последующей выдачи сертификата практического опыта.

Этап 3. Студенческие проекты проходят процедуру экспертизы на предмет перспектив коммерциализации. Наиболее успешные проекты попадают в бизнес-инкубатор Университета ИТМО и/или программу стартап-акселерации проектов, в рамках которых создаются стартапы, нацеленные на вывод продукта (товара, услуги) проекта на рынок.

Таким образом, генерация и развитие социальных проектов в вузе превращается в непрерывный и устойчивый процесс, обеспечивающий:

• обучение и воспитание студентов;

• достижение общественного блага;

• содействие развитию системы проектной и инновационной деятельности в вузе;

• системную трансформацию студенческих проектов в стартап-проекты и малые инновационные предприятия.

В результате описанной в настоящей статье деятельности авторского коллектива разработана системная модель формирования центров поддержки студенческих добровольческих инициатив и погружения их в совокупность инновационной, учебной и воспитательной деятельности университет. Эта модель объективна и тиражируема. Результаты работы авторского коллектива успешно апробируются в 2015 г. в разных вузах России, Министерством образования и науки РФ поддержана инициатива проведения в 2016 г. федерального конкурса социальных проектов «Ты нужен людям!» [6], также ведется работа по организации аналогичного конкурса среди школ Санкт-Петербурга и России. Опыт Университета ИТМО свидетельствует о высокой востребованности данной формы проектного обучения, так как она на практике формирует предпринимательские ценности и компетенции. Особенно это важно на младших курсах, когда предметные знания студентов еще не столь широки для серьезного вовлечения в деятельность ведущих научных коллективов, но энтузиазм и юношеский задор студентов уже можно и нужно трансформировать в профессиональные компетенции, необходимые для будущей профессиональной карьеры.

Список использованных источников

1. Ф. А. Казин, А. Е. Луценко, М. А. Макарченко, А. Н. Зленко. Опыт управления изменениями в социально-гуманитарном блоке технического вуза (на примере Университета ИТМО)// Университетское управление: практика и анализ, № 4, 2015.

2. В. Н. Васильев, Н. Р. Тойвонен, Ф. А. Казин, Н. О. Яныкина. Инновационная экосистема Университета ИТМО. Итоги перспективы программ развития//Инновации, № 8, 2014. C. 27-34.

3. Ф. А. Казин, А. Н. Биккулов, А. Н. Зленко, Н. Р. Тойвонен, И. А. Попова, М. Д. Шлей, Д. А. Варенников. Система поддержки проектной деятельности в Университете ИТМО// Инновации, № 8, 2014. С. 77-84.

4. H. Etzkowitz. Can a teaching university be an entrepreneurial university? Civic Entrepreneurship and the Formation

of A Cultural Cluster in Ashland, Oregon//CIMR Research Working Paper Series Working Paper No 11, 2013.

5. http://www.toms-russia.ru/about.html.

6. Сайт конкурса «Ты нужен людям!». http://socialprojectspb.ru.

7. О программе «Университет и сообщество». http://www.neweurasia.ru/directions/arch_detail.php?ID=361.

8. Сайт международного фестиваля социального предпринимательства IFSE. 2015. http://ifse.ifmo.ru.

Social engineering in high school as a tool for entrepreneurial education Ph. A. Kazin, Dean of the Faculty of Technology Management and Innovation.

A. N. Zlenko, Director of Center for Community Projects and Social Entrepreneurship. (ITMO University)

Modern engineering education must provide effective development of entrepreneurial values and capacities. One of the best instruments of development of these features

are social project management and entrepreneurship. On one hand, socially oriented activities help students to form a necessary set of capabilities and skills for business career, and, on the other — social dimension of entrepreneurship currently constitute a substantial factor of business success. Finally, social project management is one of the few means of student's involvement into practical entrepreneurship at early stages of career, when access to research labs is still limited. This article reviews the three-year long experience of integration of social project management and entrepreneurship and means of entrepreneurial education at ITMO University in Saint-Petersburg. This experience is a clear case of integration of teaching and innovation activities of the university, that allows to raise the practical dimension of quality education. As a result, graduating students receive good competitive advantages at the labor market.

Keywords: management in higher education, project management in universities, social projects, social entrepreneurship, innovations in higher education.

МВК «Новосибирск Экспоцентр» 9-10 июня 2016

Выставка международного форума технологического развития «Технопром» — крупнейшая в Сибири площадка для эффективного взаимодействия бизнеса, науки и органов государственной власти по вопросам технологического развития.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Форум «Технопром» — международная деловая площадка по вопросам формирования шестого технологического уклада на основе активного развития науки, технологий и инжиниринга, международной и межрегиональной интеграции.

Выставочная экспозиция форума представит новейшее оборудование, технологии и инновации — от идеи и прототипа до серийного производства — способные стать основой перехода российской экономики к шестому технологическому укладу.

Тематика выставки в 2016 году — технологии в условиях Арктики, аэрокосмические технологии, энергоэффективные технологии, биотехнологии, нанотехнологии, СМАРТ технологии, машиностроение, оптические технологии, ГЛОНАСС, наука, инновационная инфраструктура, институты развития. Итоги 2015 года:

• более 6500 участников и посетителей, среди которых крупнейшие промышленники, ведущие ученые, руководители органов власти;

• более 20 стран мира и 60 российских городов;

• более 160 компаний-экспонентов;

• площадь выставочной экспозиции более 5000 кв.м;

• более 10 компаний презентовали инновации и разработки на профессиональной площадке зоны Technoview. Разделы выставки: Технологии в условиях Арктики. Аэрокосмические технологии. Ядерные технологии. Смарт технологии ГЛОНАСС.

Оптические технологии Машиностроение.

Био-и нанотехнологии. о

Энергоэффективные технологии. Достижения науки.

Институты развития и инновационная инфраструктура.

см

Контактная информация: Анастасия Бортан, +7 (383) 209-00-50, bortan@exposib.com;

Лариса Сураева, +7 (383) 209-00-50, suraeva@novosibexpo.ru. j

<

со О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.