УДК 330.1 JEL
Ш 10.25513/1812-3988.2019.17(2).99-111
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ИСТОЧНИК СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ: СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
С.В. Дегтярева, Т.О. Дегтярёва
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского (Омск, Россия)
Информация о статье
Дата поступления 1 марта 2019 г.
Дата принятия в печать 30 мая 2019 г.
Тип статьи
Обзорная статья
Ключевые слова
Системный подход (системно-структурный анализ), предпринимательство, социальное предпринимательство, социальный предприниматель, социально незащищенные слои населения, социальная ценность, источник социальных изменений, инновации, социально ориентированная экономика, инновационная рыночная экономика, концепция устойчивого развития
Аннотация. Сформулированы общие положения системного подхода к исследованию социального предпринимательства как источника социально-экономических изменений в современной экономике стран, обобщен опыт социального предпринимательства в различных странах. Социальное предпринимательство рассматривается как формирующаяся система взаимодействия экономических субъектов: государства, социальных предпринимателей и социально незащищенных слоев населения (как потребителей и участников), - вовлеченных в социально направленную предпринимательскую деятельность по поводу создания и потребления экономической и социальной ценности. Использование алгоритма системного подхода позволило проанализировать в общем виде эволюцию собственно предпринимательства в социальное предпринимательство через исследование отношений между субъектами предпринимательства на условиях конкурентности / кооперации (внутренняя среда предпринимательства). Усложнение отношений во внутренней среде предпринимательства привело к развитию отношений во внешней среде предпринимательства, между предпринимателями и государством, а также с новыми субъектами - незащищенными слоями населения. Таким образом, трансформация содержания предпринимательства в социальное предпринимательство связывается, во-первых, с изменением функций как предпринимательства, так и предпринимателя, во-вторых, с вовлечением (инклюзивностью) в эту сферу новых субъектов деятельности -социально незащищенных слоев населения, в-третьих, с тем, что социальный предприниматель создает в процессе своей деятельности ценность, экономическую и социальную. В этом смысле, по мнению авторов, социальное предпринимательство выступает как источник социальных изменений экономики любой страны. Полученные результаты исследования могут быть рекомендованы к использованию при разработке программ развития социального предпринимательства в российской экономике.
SOCIAL ENTREPRENEURSHIP AS THE SOURCE OF THE SOCIAL CHANGES IN MODERN ECONOMY: SYSTEM APPROACH
S.V. Degtyareva, T.O. Degtyareva
Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)
Article info
Received March 1, 2019
Accepted May 30, 2019
Type paper
Review
Keywords
System approach (system structure analysis), entrepreneurship, social entrepreneurship, social entrepreneur, socially vulnerable layers of population, social value, source of social changes, innovations, socially oriented economy, innovation market economy, the concept of sustainable development
Abstract. The article formulates the general provisions of system approach to the study of social entrepreneurship as a source of socio-economic changes in the modern economy, it summarizes the experience of social entrepreneurship in different countries. Social entrepreneurship is considered as an emerging system of interaction of the following economic entities: the state, social entrepreneurs and socially vulnerable population (the participants and consumers) involved into socially oriented entrepreneurship aimed at creating and consuming economic and social value. The use of the system approach algorithm made it possible to generally analyze the evolution of entrepreneurship into social entrepreneurship through the study of relations between business entities on the basis of competition / cooperation (the internal environment of entrepreneurship). The complexity of relations within the internal environment of entrepreneurship resulted in the development of relations in the external environment of entrepreneurship, i.e. between entrepreneurs and the state, as well as with new entities - vulnerable layers of the population. Thus, the transformation of entrepreneurship into social entrepreneurship is associated, firstly, with a change in the functions of both entrepreneurship and entrepreneur; secondly, with the involvement of new entities, which are socially vulnerable layers of population, into this sphere, and thirdly, with the fact that the social entrepreneur creates economic and social value in the process of their entrepreneurial activities. In this sense, according to the authors, social entrepreneurship acts as a source of social changes in the economy of any country. The findings of the study can be used for developing the programs to promote social entrepreneurship in the Russian economy.
© С.В. Дегтярева, Т.О. Дегтярёва, 2019
1. Введение. Формирование социально ориентированной инновационной рыночной экономики есть насущная необходимость в любой стране, в том числе в современной России. Предпринимательство во все времена являлось локомотивом инновационного развития рыночной экономики, а предприниматель - создателем и носителем инноваций.
Во второй половине XX в. в зарубежных странах деятельность предпринимателей получает всё большую социальную направленность в связи с усилением социальной ответственности предпринимательства в процессе развития государственно-частного партнерства, появляются социальные предприятия.
Социальное предпринимательство, как представлено в современных зарубежных исследованиях, несет в себе огромный потенциал социальных изменений: ускорение социально-экономического и инновационного развития экономики любой страны, преобразование социально-экономической структуры как национальной экономики, так и мировой экономики в целом. Исследование социального предпринимательства в этом аспекте началось относительно недавно.
В настоящее время накоплен значительный эмпирический материал, опубликовано большое число работ по проблеме социального предпринимательства. Однако, пока еще не выработано общего мнения о природе и границах социального предпринимательства, об оценке эффективности той или иной модели социального предпринимательства, а также о том, как социальное предпринимательство может влиять на ускорение социальных изменений в различных социокультурных условиях.
Объектом исследования в статье является социальное предпринимательство. Предмет исследования - социальное предпринимательство как источник социальных изменений в современной экономике.
Цель настоящей статьи - на уровне постановки проблемы сформулировать общие теоретические положения системного подхода к социальному предпринимательству для осмысления его роли как источника социальных изменений в современной экономике страны.
Реализация цели исследования обусловила постановку следующих задач:
1) раскрыть авторское понимание природы социального предпринимательства на основе теоретического обобщения опыта его ис-
следования как зарубежными, так и российскими учеными;
2) сформулировать общие теоретические положения системного подхода к исследованию социального предпринимательства как источника социально-экономических изменений в современной экономике страны.
2. Обзор литературы. Социальное предпринимательство - явление, одновременно, современное и достаточно «возрастное» в мировой хозяйственной жизни. Социальное предпринимательство как практическая деятельность, интегрирующая процесс получения экономической и социальной выгоды, стало активно себя проявлять во второй половине XX в. Примерами социальной предпринимательской деятельности могут служить Гильдия манчестерских ремесленников (http://www.manches-terguild.org), основанная Биллом Стриклэндом в 1968 г. для использования возможностей изобразительного и исполнительского искусства для развития городских сообществ, а также банк «Грамин» (http://www.grameen-info.org), основанный в 1976 г. профессором Мухамма-дом Юнусом для искоренения бедности и поддержки бедных женщин в Бангладеш, основанный Б. Драйтоном в 1981 г. фонд «Ашока» (http://www.ashoka.org), поддерживающий социально-предпринимательские инициативы по всему миру.
Теоретические основы современного социального предпринимательства заложили такие зарубежные авторы, как К. Альтер [1], Г. Диз [2], С. Захра [3], Дж. Мэир, И. Марти [4], Р.Л. Мартин, С. Осберг [5], Дж. Томпсон [6] и др.
В 1996 г., в одной из ранних зарубежных публикаций, природа социального предпринимательства связывается с особенностями деятельности социального предприятия: представители Фонда экономического развития для бездомных Джорджа Р. Робертса под социальным понимали венчурное предприятие, генерирующее доход и основанное для создания экономических возможностей физическим лицам с низким уровнем дохода с одновременной целью получения прибыли (http://redf.org/what-we-do/). При этом такое предприятие, с их точки зрения, реинвестирует свои доходы для того, чтобы нанимать и поддерживать большее количество людей, которые в противном случае были бы исключены из рынка труда.
Коалиция социальных предприятий Великобритании дает определение, в котором социальное предпринимательство - это бизнес-торговля социального назначения, отличающаяся такими признаками, как участие в производстве товаров и оказании услуг на открытом рынке, наличие социальных и/или экологических целей и структуры управления, основанной на участии групп стейкхолдеров (общественная собственность). Однако указанные ранние трактовки не давали полного понимания содержания социального предпринимательства (https://www.socialenterprise. org.uk/).
Значительная часть ранней зарубежной литературы, определяя границы социального предпринимательства, рассматривала его как часть некоммерческого сектора, где руководители стремятся к балансу между моральными императивами и мотивами прибыли. Например, Дж. Томпсон указывает, что социальное предпринимательство - это феномен применения навыков ведения бизнеса в некоммерческом секторе, когда, например, некоммерческие организации разрабатывают инновационные способы получения дохода [6, p. 415].
На данный момент в рамках социального предпринимательства изучаются и коммерческие предприятия, у которых доминирует именно социальная цель (как в самых первых определениях). Например, это положение отражено у Дж. Мэир и И. Марти [4, p. 37-39]. Ими отмечается, что такого рода предприятия позволяют удовлетворить потребности, которые не удовлетворяются существующими экономическими и социальными институтами. Ян Мак-Миллан, директор Научно-исследовательского центра предпринимательства Пенсильвании, определяет социальное предпринимательство как процесс, при котором создание нового бизнеса приводит к повышению социального благосостояния, что выгодно как для общества, так и для предпринимателя1.
Классическое определение социального предпринимателя, как представляется, дал Грегори Диз, который под таковым понимает агента перемен в социальном секторе [2]. Близкое понимание роли и миссии социального предпринимателя дается Р.Л. Мартином и С. Ос-берг. Они отмечают, что «социальный предприниматель стремится к ценностям в форме крупномасштабных, трансформирующих выгод, которые приносят пользу либо значи-
тельной части общества, либо обществу в целом» [5].
Детальной и систематической типологии социальных предприятий посвящены работы Ким Альтер, основателя и директора небольшой компании по продвижению исследований и практики социального предпринимательства из Вашингтона [1].
В начале XXI в. одним из первых исследований теоретических основ социального предпринимательства была работа российских ученых М. Баталиной, А. Московской, Л. Таради-ной. Социальное предпринимательство ими было представлено в системе научного знания, проанализирован зарубежный опыт развития этого феномена, исследованы его границы, рассмотрена типология предприятий, бизнес-модели социального предпринимательства [7].
Изучению этого феномена также посвятили свои работы Ю.Е. Благов и Ю.Н. Арай [8], Я.С. Гришина [9], В.В. Жохова [10], Е.Л. Зуева, С.Ю. Ховаев [11], А.П. Ситников [12] и др. Необходимо отметить, что исследования российских авторов основаны, в большей степени, на обобщении теории и практического опыта, представленных в зарубежных работах. Это связано с тем, что социальное предпринимательство как практическая деятельность в России начало развиваться совсем недавно. В настоящее время важны как сбор эмпирического материала о деятельности социальных предприятий, так и теоретические обобщения на его основе, поскольку теория социального предпринимательства находится еще в процессе своего становления, есть насущная необходимость в углубленном и системном анализе социального предпринимательства: выявлении места и роли, специфических черт и границ этого феномена как в современном глобализирующемся мире, так и в национальной экономике страны.
3. Гипотезы исследования. Основная гипотеза исследования заключается в том, что социальное предпринимательство есть формирующаяся система экономических отношений между экономическими субъектами: государством, социальными предпринимателями и социально незащищенными субъектами, вовлекаемыми социальными предпринимателями в экономическую деятельность, отличающуюся предпринимательским подходом и социальным содействием в решении их социальных про-
блем, в процессе которой создается смешанная ценность, социальная и экономическая.
Частные гипотезы заключаются в следующем:
- эволюция предпринимательства в социальное предпринимательство происходит в результате, во-первых, трансформации функций, миссии и целей самого социального предпринимателя, во-вторых, вовлечения им социально незащищенных слоев населения в социально ориентированную предпринимательскую деятельность;
- изменения структуры и характера отношений между государством, социальными предпринимателями и социально незащищенными слоями населения, вовлеченными в социально ориентированную предпринимательскую деятельность, приводят к формированию устойчивых социальных изменений в современном обществе. В этом аспекте социальное предпринимательство может рассматриваться как источник социальных изменений.
4. Базовые положения методологии системного подхода в исследовании социального предпринимательства. В настоящей статье авторы формулируют общие теоретические положения в исследовании социального предпринимательства как источника социальных изменений на основе методологии системного подхода (системно-структурного анализа), представленного С.В. Дегтяревой в ряде статей [13], ее разработок по теории инноваций, инновационной деятельности [14], а также подходов обоих авторов к исследованию управленческих инноваций [15] и социального предпринимательства [16].
Раскроем прежде всего наше понимание системного подхода (анализа).
Системный подход (в нашем случае -системно-структурный анализ) основывается на принципах всеобщей методологии (материалистической диалектики), а именно восхождения от единичного к общему и обратно; единства индукции и дедукции; взаимосвязи качественных и количественных характеристик; детерминизма; диалектического отрицания; восхождения от абстрактного к конкретному; единства исторического и логического; единства анализа и синтеза и др. [13, с. 89-95].
На наш взгляд, принципы всеобщей методологии являются универсальными и могут успешно применяться представителями различных экономических направлений. Блестя-
щим примером применения принципов всеобщей методологии, конкретизации их на уровне общенаучной методологии является системно-структурный анализ экономической системы капитализма в «Капитале» К. Маркса.
Обозначенные принципы всеобщей методологии позволили С.В. Дегтяревой в ранее опубликованных работах подробно описать алгоритм (порядок и/или последовательность) исследования объекта - экономической системы2 и показать его применение в исследовании, например, таких явлений, как сетевые отношения, менталитет. В кратком виде этот алгоритм (как один из множества вариантов) можно представить следующим образом.
На уровне всеобщей методологии экономическая система как объект исследования представляет собой нечто целое, состоящее из совокупности элементов, каждый из которых выполняет свою особую функциональную роль и в процессе взаимодействия элементов обеспечивает движение и развитие всего целого.
На уровне общенаучной методологии экономическая система - это система, состоящая из экономических субъектов, взаимодействующих между собой на основе прямых, обратных, исторических, генетических и иных связей.
Предметом исследования могут выступать определенные экономические отношения между субъектами в этой системе.
Алгоритм далее предполагает выделение аспектов анализа системы: структурного (субстратного), аспекта функционирования и аспекта развития. Отметим, что в рамках структурного (субстратного) аспекта на основе всеобщих принципов выявляются элементы (субъекты), отношения, связи между этими элементами (субъектами) экономической системы. Функциональный аспект анализа экономической системы предполагает определение места, роли, функций каждого элемента (субъекта), анализ качества связей в экономической системе. Этот аспект позволяет рассмотреть соотношение таких понятий, как «структура» и «функция», «устойчивость», «равновесие» и «гомеостаз», «самоорганизация системы» и т. д. Анализ экономической системы (как объекта и предмета) в аспекте развития - это исследование таких ее состояний, как генезис, эволюция, рост, развитие, противоречия.
Теоретический анализ экономической системы (ее теоретическое выстраивание) на ос-
нове диалектической методологии К. Маркса с необходимостью требует вычленения исходного (генетического) начала исследуемой системы. Одновременно с этим анализируются свойства системности объекта: целостность, синергия, иерархичность (уровни отношений), коммуникативность и др.
В ходе анализа необходимо ответить на вопрос, насколько исследуемый объект соответствует представленным требованиям теоретического (системного) анализа. Необходимо отметить, что этот алгоритм исследования экономической системы может успешно применяться различными теоретическими направлениями экономической теории. Применим этот алгоритм системного анализа (или общие теоретические положения системного анализа) к исследованию социального предпринимательства.
5. Результаты исследования. Проанализируем сначала предпринимательство вообще как подсистему национальной экономики страны для выявления специфических черт социального предпринимательства как явления определенного периода развития этой экономики.
Исходный уровень теоретического анализа предпринимательства в целом и социального предпринимательства в частности - это микроуровень, уровень фирмы. Основной субъект предпринимательской деятельности - предприниматель (социальный предприниматель). Главная внутренняя причина экономического развития национальной экономики, по Й. Шум-петеру, связана с творчеством человека, предпринимателем-новатором, способным преобразовать новые идеи в эффективные экономические решения, инновации. В теории Р. Нельсона и С. Уинтера также делается акцент на зарождении технических инноваций на уровне отдельных фирм (см.: [14]). При этом инновации на этом уровне продуцируют инновационный процесс в межфирменном взаимодействии (внутренняя среда предпринимательства). И со временем инновационный процесс распространяется во внешнюю среду предпринимательства - взаимодействия между предпринимателями и потребителями, предпринимателями и государством. В рамках теории экономического развития Й. Шумпетера, предпринимательство по своей природе нацелено на продуцирование инноваций в процессе деятельности предпринимателя как субъекта этой системы. Деятельность предпринимателя-ими-
татора (по определению Й. Шумпетера) не является предметом нашего анализа.
Основополагающий мотив деятельности предпринимателя - максимизация прибыли за счет снижения издержек производства и иных факторов. Внедрение инноваций в конечном счете является средством снижения издержек, а также средством повышения конкурентоспособности предпринимательской фирмы.
Инновация - это новая идея, воплощенная в каком-либо новом благе (новшестве), а инновационная деятельность, в нашем случае, -предпринимательская деятельность, направленная на осуществление новых комбинаций ресурсов в различных сферах экономики, связанных с реализацией новых идей. Й. Шумпе-тер выделяет ряд инноваций, в том числе изменение отраслевой структуры (управленческие инновации) [17, с. 132-133].
Инновации, продуцируемые предпринимателями на уровне фирмы, со временем начинают использоваться другими предпринимателями (внутренняя среда предпринимательства). Однако решающее значение для распространения инноваций во всей экономической системе имеет деятельность государственных институтов, создающих инфраструктуру предпринимательства: законодательную базу, систему налогообложения, государственной поддержки и др. Постепенно формируется система взаимодействия предпринимателей и этих государственных институтов (внешняя среда предпринимательства).
Другими словами, экономические отношения в предпринимательстве как системе складываются прежде всего между предпринимателями на условиях конкурентности / кооперации (внутренняя среда предпринимательства). Усложнение отношений во внутренней среде предпринимательства приводит к развитию отношений во внешней среде предпринимательства: между предпринимателями и государством. Последними создаются условия для эффективного функционирования этого коммерческого сектора: через дифференцированную систему налогообложения, систему грантов и субсидий и др. (структурный и функциональный аспект анализа предпринимательства как подсистемы национальной экономики).
Появление новых элементов (новых субъектов и новых экономических отношений) в предпринимательстве как системе связано с появлением новых факторов экономического раз-
вития во второй половине XX в. прежде всего в экономиках зарубежных стран. В определенных сферах постепенно произошла эволюция предпринимательства в социальное предпринимательство под влиянием изменения условий жизни во всем мире:
- усиление социальной напряженности и неравенства между социальными группами и странами;
- развитие либеральных социальных теорий на фоне критики кейнсианства и государства благосостояния в 1970-е гг.;
- расширение разнообразия социальных потребностей населения;
- коммерциализация сферы общественных услуг и связанный с этим рост конкуренции между бизнесом и некоммерческими организациями;
- изменение традиционных методов решения социальных проблем уязвимых категорий населения в рамках социальной политики стран [18, с. 19];
- преодоление ряда препятствий для поддержки незащищенных групп населения;
- появление новых коммуникационных технологий, информирующих население о глобальных общественных проблемах и их последствиях.
Социальное предпринимательство призвано было в процессе своей деятельности сглаживать социальную напряженность между различными социальными группами, возникшую вследствие обозначенных выше изменений условий жизни как в отдельной стране, так и в мире в целом. В связи с этим произошло изменение роли, функций как самого предпринимательства, так и предпринимателя, границы предпринимательства раздвинулись, во-первых, через расширение сферы социально ориентированной деятельности предпринимателя, а во-вторых, через вовлечение в эту сферу новых субъектов деятельности - социально незащищенных слоев населения. Эта вовлеченность, или инклюзивное развитие, в данный период стала первоочередной задачей многих стран мира в преодолении социального неравенства в экономическом развитии. Например, К.И. Краенкова и Е.В. Ванкевич рассматривают инклюзивное развитие в качестве важной предпосылки «появления отдельного сектора экономики, который реализует концепцию
устранения неравенства разных социальных групп населения через повышение благосостояния и значимости в обществе» [19, с. 165]. Второй предпосылкой появления социального предпринимательства, по их мнению, является необходимость продуцирования социальных инноваций как инструмента преодоления проблем социального неравенства. Социальное предпринимательство рассматривается ими как форма реализации социальных инноваций [19, с. 166]. Мы солидарны с К.И. Краенковой и Е.В. Ванкевич в том, что значимыми предпосылками распространения социального предпринимательства в настоящее время является «социально-ориентированное развитие государств и регионов: необходимость формирования культуры и нравственности, духовности», а также экологические риски современной цивилизации [19, с. 167].
Социальное предпринимательство отличается от собственно предпринимательства, во-первых, по структуре (по видам отношений и самих субъектов): между предпринимателями и социально незащищенными слоями населения возникают отношения вовлеченности (ин-клюзивности) последних в эту предпринимательскую деятельность (это структурный аспект нашего системного анализа); во-вторых, по миссии, целям и функциям (это функциональный аспект нашего системного анализа). Эти отличия представлены в таблице.
С возникновением социального предпринимательства происходит размывание функциональных границ между коммерческим и некоммерческим секторами. Так, частному бизнесу неприбыльно заниматься социальным обслуживанием населения, и государственный сектор ликвидирует «провалы» рынка с помощью производства общественных благ. Однако стоит заметить, что государству недостает гибкости в производстве этих благ, вследствие чего наблюдается ограниченность их выбора для потребителя. Данные недостатки пытается устранить некоммерческий сектор, но часто он имеет слабую финансовую устойчивость. Социальное предпринимательство в данном случае устраняет эти недостатки и является проявлением межсекторного (трехстороннего) сотрудничества, и в Западном мире его уже выделяют в четвертый сектор экономики.
Отличия социального предпринимательства от традиционного коммерческого (собственно предпринимательства) и некоммерческого секторов [20, p. 21-24]
The distinguishing features of social entrepreneurship from traditional commercial entrepreneurship (entrepreneurship proper) and non-profit sectors [20, p. 21-24]
Критерий Коммерческий сектор Социальное предпринимательство Некоммерческий сектор
Мотивация Максимизация прибыли, повышение личного благосостояния Уменьшение социальных проблем и достижение социальных изменений Уменьшение социальных проблем
Возможности Большой или растущий размер рынка и спрос Социальные потребности и провалы рынка Неудовлетворенные потребности рынка и социальные проблемы
Первостепенная цель Удовлетворение потребностей ради максимизации прибыли Решение социальных проблем (в том числе долгосрочных) Решение социальных проблем (в том числе краткосрочных)
Вторичная цель Различные цели (создание имиджа, бренда) Устойчивые положительные социальные изменения, а также экономическая устойчивость Устойчивые положительные социальные изменения, а также экономическая устойчивость (не обязательно)
Собственность Индивидуальная собственность или собственность, контролируемая небольшим числом сотрудников, предпринимателей и служащих, не руководствующихся общим видением Индивидуальная и коллективная собственность, где сотрудники и клиенты тесно взаимодействуют и имеют общее мнение по поводу дальнейшего развития Для малых фирм - коллективная собственность, для крупных фирм - долевая собственность (ограниченное владение)
Внутреннее сотрудничество и рабочий процесс Вертикальная и горизонтальная интеграция Участие целевой аудитории и сотрудников в принятии решений Высокая доля сотрудничества в организации
Сотрудничество за пределами организации Преобладание конкуренции Возможность создания социальной ценности вместе с участниками извне, преобладание сотрудничества Двойственная природа границ (могут быть расплывчатыми или жесткими), зависит от обстоятельств и типа предоставляемой услуги
Решение социальных проблем и достижение социальных изменений через социальное предпринимательство в большинстве случаев происходит за счет вовлеченности социально незащищенных слоев населения сначала как потребителей произведенной социальной ценности, а в дальнейшем - как участников социально ориентированной предпринимательской деятельности. Как видно из таблицы, между субъектами этой деятельности, социальными предпринимателями и социально незащищенными слоями населения, устанавливаются отношения сотрудничества: практикуется совместное принятие решений, возможна совместная собственность и т. д. Результатом этого сотрудничества является не только создание ценности, экономической и социальной, для решения социальной проблемы, но и форми-
рование предпринимательских навыков у социально незащищенных слоев населения как участников этого процесса. В этом смысле социальное предпринимательство обладает стимулом к совершенствованию деятельности в социальной сфере путем поиска и создания новых подходов, формирует инновации, в частности, управленческие инновации через вовлечение социально незащищенных слоев населения в процесс предпринимательства. Другими словами, социальный предприниматель выступает как субъект создания и поддержания социальной ценности, а также вносит вклад в процесс создания инновации, управленческой инновации, через процесс адаптации, обучения предпринимательским навыкам представителей социально незащищенных слоев населения. Эти новые черты социального пред-
принимательства и его субъектов были выявлены Грегори Дизом:
1) реализация миссии, которая направлена на создание и поддержку социальной ценности;
2) поиск и использование новых возможностей, связанных с реализаций этой миссии;
3) внесение собственных вкладов в процесс инноваций, адаптации и обучения;
4) решительность действий, не ограничивающихся имеющимися ресурсами;
5) крайне высокая ответственность за результаты своей деятельности [2].
В целом на основе проведенного анализа можно заключить, что социальное предпринимательство является проявлением трансформации не только предпринимательства, но и предпринимателя. Социальное предпринимательство есть прогрессивный институт любой экономической системы, потому что социальный предприниматель в процессе своей деятельности создает положительный внешний социальный эффект - ценность, социальную и экономическую, а также управленческие инновации. Эта деятельность предпринимателя оказывает обратное влияние на него самого и постепенно может, при определенных условиях, трансформировать его сущность.
Авторы представляют социальное предпринимательство как целостную систему, как подсистему современной экономики, а именно: социальное предпринимательство - это формирующаяся система взаимодействия экономических субъектов: государства, социальных предпринимателей и социально незащищенных слоев населения (как потребителей и участников), - вовлеченных в социально направленную предпринимательскую деятельность по поводу создания и потребления ценности, экономической и социальной.
Под влиянием социально ориентированной предпринимательской деятельности экономических субъектов происходят социальные изменения. Так, социальное предпринимательство в современной мировой экономике тесным образом сопряжено с реализацией концепции устойчивого развития, провозглашенной ООН в Рио-де-Жанейро еще в 1992 г. и вступившей в силу в 1994 г., ее экономической, социальной и экологической составляющими.
Степень осознания роли и места социального предпринимательства в концепции устойчивого развития отразила общеевропейская
конференция EUCLID 2018 «Выращивая экосистемы для социального эффекта - ответственность каждого», проходившая в апреле 2018 г. в Гааге. Цель этого мероприятия - выработать для стран Европейского Союза единую стратегию развития социального предпринимательства на следующие четыре года. Одним из организаторов выступало Европейское сотрудничество для долгосрочного развития (European Cooperation for the Long-term in Defense, EUCLID)3.
В настоящее время во всем Западном мире, как в Европе, так и в США, Канаде, Австралии, пройден этап, когда социальные предприниматели доказывали правительствам и обществу свою значимость. Это уже не обсуждается. Практически во всех странах у социального предпринимательства есть официальный статус, процедуры подтверждения этого статуса, узаконенные организационно-правовые формы и реестры социальных предприятий, которые позволяют участвовать в экономической жизни своих стран, получать соответствующие меры поддержки и финансирование. Однако в каждой стране есть свои особенности развития социального предпринимательства.
В 2016 г. страной с наилучшими условиями по занятию социальным предпринимательством Thomson Router Foundation (http://poll2016.trust.org) были признаны США, далее по убывающей - Канада, Великобритания, Сингапур, Израиль. Россия в этом рейтинге заняла 31-е место, уступив в том числе Таиланду и Египту (29-е и 30-е места соответственно), но опередив такие страны, как Китай (34-е место), Норвегия (36-е), Австрия (38-е) и Япония (40-е).
В континентальной Европе развитие социального предпринимательства идет от традиций социального государства - люди видят, что не у всех граждан всё благополучно, особенно после экономического кризиса. Проекты направлены в основном на создание рабочих мест для длительно безработных, тех, кто не может трудоустроиться из-за низкого уровня образования или инвалидности, на вовлечение в производительную трудовую деятельность детей мигрантов, привыкших жить на субсидии.
В Великобритании государство пришло к необходимости приватизации системы здравоохранения - не стало хватать денег на содержание инфраструктуры того же качества за
счет бюджета. Около 70 000 социальных предприятий в Великобритании обеспечивают занятость около 1 млн чел. (5,6 % общей занятости). Отдельного закона о социальном предпринимательстве здесь нет, но многие вопросы регулируются законодательно.
В России социальное предпринимательство - это относительно молодое явление. Его зарождение можно связать с основанием в 2007 г. Фонда региональных социальных программ «Наше будущее» (http://www.nb-fund.ru/), который и привлек внимание к социальному предпринимательству. Фонд рассматривает социальное предпринимательство как новый сектор экономики и выделяет, с одной стороны, чисто предпринимательские критерии социального предпринимательства - предпринимательский подход, самоокупаемость, тиражи-руемость, финансовую устойчивость, иннова-ционность, а с другой, - критерий, связанный с социальной направленностью предпринимательства - социальное содействие.
Этот фонд оказывал и продолжает оказывать правовую, финансовую, консультационную и информационную поддержки социальному предпринимательству. С 2008 г. проводится ежегодный конкурс «Социальный предприниматель», что является одним из главных источников получения финансовой поддержки для российских социальных предпринимателей. За десять лет фонд распределил на конкурсной основе 499 млн руб. Эту финансовую помощь получили 199 проектов из 52 регионов России. В конкурсе могут участвовать социальные предприниматели из любого региона России. Заявки принимаются круглогодично, а победители объявляются дважды - летом и осенью.
В настоящее время для России большую практическую значимость имеет разработка терминологии социального предпринимательства, типологии социальных предприятий, прежде всего в связи с насущными потребностями получения государственной поддержки социальными предприятиями, а также легитимизацией социального предпринимательства.
Например, в 2015 г. фонд «Наше будущее» разработал систему сертификации социальных предприятий, в основу которой легли критерии социального бизнеса в Великобритании, с учетом российской специфики. Это позволило облегчить доступ к государственным заказам. Кроме того, фондом развития медиапро-ектов и социальных программ «Глэдвэй» был
создан каталог «Социальное предпринимательство России», что можно рассматривать как прототип реестра социальных предпринимателей (http://www.nb-forum.ru/).
Легитимизация социального предпринимательства практически началась лишь в 2012 г., когда был сформирован Координационный совет по вопросам развития социального бизнеса и предпринимательства, а вслед за ним - Экспертный совет по развитию социального предпринимательства при Комитете по политике, инновационному развитию и предпринимательству Государственной думы, где активно обсуждалось внесение термина «социальное предпринимательство» в российское законодательство [21, с. 29]. Однако, данный термин и производные от него еще не закрепились в федеральном законодательстве. В то же время делаются определенные подвижки для преодоления слабости правового поля социального предпринимательства. В Государственную думу был внесен законопроект о внесении изменений в Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части формирования правовых основ государственной поддержки социального предпринимательства, который на данный момент находится на рассмотрении. Также в Приказе Министерства экономического развития РФ от 25 марта 2015 г. № 167 прописаны некоторые меры поддержки субъектам, занимающимся социально значимыми видами деятельности. Кроме того, в 2016 г. утверждена Стратегия развития малого и среднего предпринимательства до 2030 г., где также предусматриваются меры поддержки социального предпринимательства.
6. Заключение. В статье были сформулированы общие теоретические положения системного подхода к исследованию социального предпринимательства как формирующейся системы и как источника социальных изменений на основе методологии системного подхода (системно-структурного анализа), авторского подхода к теории инноваций, инновационной деятельности.
Применение системного анализа к исследованию социального предпринимательства связано было, во-первых, с тем, что в странах с развитой рыночной экономикой социальное предпринимательство есть неотъемлемая часть системы государственно-частного партнерства. Во-вторых, существует некая «размытость»
секторов экономики - коммерческого, некоммерческого, государственного и сектора социального предпринимательства, - вследствие чего возникает смешение этих понятий. Необходимо разграничить эти сектора по содержанию собственных экономических отношений и их субъектов (структурный аспект системного анализа), а также по миссии, целям и функциям (функциональный аспект нашего системного анализа). Это важно как для теоретического осмысления, так и для практической деятельности (законотворчества, развития системы государственной поддержки и т. д.).
Использование алгоритма системного подхода позволило авторам рассмотреть в общем виде эволюцию природы собственно предпринимательства в социальное предпринимательство через исследование отношений между субъектами предпринимательства на условиях конкурентности / кооперации (внутренняя среда предпринимательства - структурный аспект анализа системы). Усложнение отношений во внутренней среде предпринимательства привело к развитию отношений во внешней среде предпринимательства - между предпринимателями и государством. Эволюция предпринимательства в социальное предпринимательство связывается авторами с появлением новых элементов (новых субъектов и новых экономических отношений) в предпринимательстве и новых факторов экономического развития во второй половине XX в., прежде всего в экономиках зарубежных стран. Произошло изменение роли, функций как самого предпринимательства, так и предпринимателя, расширились границы предпринимательства, во-первых, через расширение сферы социально-ориентированной деятельности предпринимателя, во-вторых, через вовлечение (инклюзивность) в эту сферу новых субъектов деятельности -социально незащищенных слоев населения (функциональный аспект нашего системного анализа).
Авторы представляют социальное предпринимательство как целостную систему, как подсистему современной экономики, а именно: социальное предпринимательство - это формирующаяся система взаимодействия экономических субъектов - государства, социальных предпринимателей и социально незащищенных слоев населения (как потребителей и участников), - вовлеченных в социально направленную предпринимательскую деятель-
ность по поводу создания и потребления ценности, экономической и социальной.
В представлении авторов настоящей статьи, ведущая цель социального предпринимательства - это коммерческая выгода при наличии положительного социального эффекта: принятия на себя необходимости создания социальных благ, стремления к уменьшению социальных проблем.
Социальный предприниматель в процессе создания смешанной ценности, социальной и экономической, для социально незащищенных слоев населения постепенно, во-первых, осознает свою социальную миссию, трансформируя цели своей деятельности и, в определенной степени, - свою предпринимательскую природу. Во-вторых, предприниматель может вовлекать в социальную предпринимательскую деятельность и представителей незащищенных слоев населения, развивая среду этой деятельности. В-третьих, беря на себя функции создания социальных услуг, он преодолевает ту социальную напряженность, которая сложилась в обществе. Другими словами, все три перечисленных положения отражают трансформацию предпринимателя в социального предпринимателя как создателя социальных и управленческих инноваций. Деятельность социального предпринимателя - социальное предпринимательство - в этом смысле выступает как источник социальных изменений экономики любой страны, социальной направленности экономики этой страны. Эта социальная миссия социального предпринимательства как источника социальных изменений в странах Западного мира давно осознана как непреложная истина. Социальное предпринимательство в современной мировой экономике тесным образом сопряжено с реализацией концепции устойчивого развития, принятой ООН еще в 1994 г., ее экономической, социальной и экологической составляющими.
В современной России социальное предпринимательство - относительно новое явление и только встраивается в систему государственно-частного партнерства. Оно еще должно стать в будущем, при определенной критической массе социальных предприятий и предпринимателей, источником социальных изменений в российской экономике.
В дальнейших исследованиях авторы предполагают рассмотреть уровни взаимодействия субъектов в среде социального предпринима-
тельства (внутренней и внешней), проанализировать факторы, трансформирующие функции и мотивы социального предпринимателя.
Примечания
1 Social Entrepreneurs: Playing the Role of Change Agents in Society // Knowledge@Wharton. May 19, 2003. URL: https://knowledge.wharton.upenn.edu/artide/so-cial-entrepreneurs-playing-the-role-of-change-agents-in-society/.
2 Этот алгоритм в различных вариантах был в свое время выработан учеными-политэкономами советского периода. Следовательно, мы не изобретаем новый алгоритм системного (системно-структурного) анализа, а с определенными допущениями используем в достаточно обобщенном виде выработанный ранее.
3 В своих комментариях Ирина Павлова, участница этой конференции, заместитель по стратегии руководителя дирекции регионального развития
Фонда «Наше будущее», отметила: «Термин "экосистема" в названии не имеет прямого отношения к экологии. Речь в данном случае идет о создании такого гармоничного баланса социальной системы, в котором все основные участники - от государства и предпринимателей до получателей социальных услуг -знают свои роли, дополняют и развивают друг друга. Каждый включен в процесс со своими компетенциями и миссиями, а все вместе создают такую социально-экономическую систему, которая гарантирует общее развитие, повышает качество жизни и не вредит природе. Что-то типа: "от каждого по способностям - каждому по потребностям". Всё вместе это называется "устойчивым" развитием, хотя я бы перевела как "гармоничное", "согласованное" развитие. На конференции как раз и обсуждали, как строить подобную экономику в Европе в следующие четыре года». - URL: http://nb-forum.ru/interview/sym-ply-said/soc-evropa.
Литература
1. Alter K. Social Enterprise Typology. - Updated November 27, 2007. - Virtue Ventures, 2007. -viii, 124 p. - URL : http://rinovations.edublogs.org/files/2008/07/setypology.pdf.
2. Dees G. J. The Meaning of "Social Entrepreneurship" // Duke Innovation & Entrepreneurship. -Reformatted and revised: May 30, 2001. - URL : https://entrepreneurship.duke.edu/news-item/the-meaning-of-social-entrepreneurship/.
3. A typology of social entrepreneurs: Motives, search processes and ethical challenges / S. A. Zahra et al. // Journal of Business Venturing. - 2009. - Vol. 24, Iss. 5. - P. 519-532. - DOI: 10.1016/j.jbusvent.2008.04.007.
4. Mair J., Marti I. Social Entrepreneurship Research: A Source of Explanation, Prediction and Delight // Journal of World Business. - 2006. - Vol. 41, Iss. 1. - P. 36-44.
5. Martin R. L., Osberg S. Social Entrepreneurship: the Case for Definition // Stanford Social Innovation Review. - Spring 2007. - URL : https://ssir.org/articles/entry/social_entrepreneurship_the_case_ for_definition.
6. Thompson J. The world of the social entrepreneur // International Journal of Public Sector Management. - 2002. - Vol. 15, Iss. 5. - P. 412-431. - DOI: 10.1108/09513550210435746.
7. Баталина М., Московская А., Тарадина Л. Обзор опыта и концепций социального предпринимательства с учетом возможностей его применения в современной России : препринт WP1/2008/02. - М. : ГУ ВШЭ, 2008. - 84 с.
8. Благов Ю. Е., Арай Ю. Н. Социальное предпринимательство: проблемы типологии (предисловие к разделу) // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. Менеджмент. - 2010. - Вып. 3. - С. 109-114.
9. Гришина Я. С. Британская компания общественных интересов (community interest company) как оптимальная модель социального предприятия // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 5: Юриспруденция. - 2015. - № 3. - С. 187-192.
10. Жохова В. В. Социальное предпринимательство: сущность и понятие // Изв. Дальневост. федер. ун-та. Экономика и управление. - 2015. - № 1 (73). - С. 85-98.
11. Зуева Е. Л., Ховаев С. Ю. Возможности развития института социального предпринимательства в России // Ars Administrandi. - 2015. - № 3. - С. 46-59.
12. Ситников А. П. Социальное и политическое предпринимательство: современные формы соединения хозяйственной и общественной деятельности. - М. : ИМИДЖ-Контакт, 2009. - 205 с.
13. Дегтярева С. В. Алгоритм системного анализа в экономической теории: общее и особенное // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Экономика». - 2012. - № 4. - С. 87-95.
14. Дегтярева С. В. К вопросу о месте инновационного процесса в институциональной структуре национальной экономики // Экономика и управление инновационными процессами, проек-
тами, программами : материалы Междунар. заоч. науч.-практ. конф. / науч. ред. С. Н. Апенько ; отв. ред. Ю. А. Фомина. - Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2015. - С. 132-135.
15. Дегтярева С. В., Дегтярёва Т. О. Управленческие инновации как фактор формирования инновационной экономики России // Социально-гуманитарный вестник : всерос. сб. науч. тр. -Вып. 17. - Краснодар : Краснодар. центр науч.-техн. информации, 2015. - С. 64-68.
16. Дегтярева С. В., Дегтярёва Т. О. Развитие социального предпринимательства как элемента нового государственного менеджмента в России на примере Омской области // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Экономика». - 2015. - № 4. - С. 200-208.
17. Шумпетер Й. Теория экономического развития. - М. : Прогресс, 1982. - 304 с.
18. Московская А. А. Социальное предпринимательство в России и мире: практика и исследования. - М. : Изд. дом Высш. шк. экономики, 2011. - 108 с.
19. Краенкова К. И., Ванкевич Е. В. Предпосылки и факторы развития социального предпринимательства в Республике Беларусь // Вестн. Витеб. гос. технол. ун-та. - 2018. - № 1 (34). - С. 164178. - DOI: 10.24441/2079-7958-2018-13420.
20. Trivedi Ch., Stokols D. Social Enterprises and Corporate Enterprises: Fundamental Differences and Defining Features // Journal of Entrepreneurship. - 2011. - № 20 (1). - P. 1-32.
21. Бояркина С., Кучина М. Аспекты институционального функционирования социального предпринимательства // Телескоп. - 2014. - № 4 (106). - С. 29-36.
References
1. Alter K. Social Enterprise Typology, Updated November 27, 2007, Virtue Ventures publ., 2007, viii + 124 p., available at: http://rinovations.edublogs.org/files/2008/07/setypology.pdf.
2. Dees G.J. The Meaning of "Social Entrepreneurship". Duke Innovation & Entrepreneurship, Reformatted and revised: May 30, 2001, available at: https://entrepreneurship.duke.edu/news-item/the-meaning-of-social-entrepreneurship/.
3. Zahra S.A., Gedajlovic E., Neubaum D.O., Shulman J.M. A typology of social entrepreneurs: Motives, search processes and ethical challenges. Journal of Business Venturing, 2009, Vol. 24, iss. 5, pp. 519-532. - DOI: 10.1016/j.jbusvent.2008.04.007.
4. Mair J., Marti I. Social Entrepreneurship Research: A Source of Explanation, Prediction and Delight. Journal of World Business, 2006, Vol. 41, pp. 36-44.
5. Martin R.L., Osberg S. Social Entrepreneurship: the Case for Definition. Stanford Social Innovation Review, Spring 2007, available at: https://ssir.org/articles/entry/social_entrepreneurship_the_case_ for_definition.
6. Thompson J. The world of the social entrepreneur. International Journal of Public Sector Management, 2002, Vol. 15, iss. 5, pp. 412-431. DOI: 10.1108/09513550210435746.
7. Batalina M., Moskovskaya A., Taradina L. Obzor opyta i kontseptsii sotsial'nogo predprinima-tel'stva s uchetom vozmozhnostei ego primeneniya v sovremennoi Rossii [The overview of practice and concepts of social entrepreneurship with the view of implementing it in modern Russia], Preprint WP1/2008/02, Moscow, HSE publ., 2008, 84 p. (in Russian).
8. Blagov Yu.E., Arai Yu.N. Sotsial'noe predprinimatel'stvo: problemy tipologii (predislovie k raz-delu) [Social entrepreneurship: the issues of classification (introduction to the section)]. Vestnik of Saint Petersburg University. Management, 2010, iss. 3, pp. 109-114. (in Russian).
9. Grishina Ya.S. Community interest company as an optimal model of social enterprise. Vestnik Science Journal of Volgograd State University. Jurisprudence, 2015, no. 3, pp. 187-192. (in Russian).
10. Zhokhova V.V. Social Entrepreneurship: nature and definition. The bulletin of the Far Eastern Federal University. Economics and Management, 2015, no. 1 (73), pp. 85-98. (in Russian).
11. Zueva E.L., Khovaev S.U. Perspectives of Social Entrepreneurship Development in Russian Context. Ars Administrandi, 2015, no. 3, pp. 46-59. (in Russian).
12. Sitnikov A.P. Sotsial'noe i politicheskoe predprinimatel'stvo: sovremennye formy soedineniya khozyaistvennoi i obshchestvennoi deyatel'nosti [Social and political entrepreneurship: modern ways of combining industrial and social activities], Moscow, IMIDZh-Kontakt publ., 2009, 205 p. (in Russian).
13. Degtyareva S.V. Algorithm of systems analysis of economic theory: general and special. Herald of Omsk University. Series "Economics", 2012, no. 4, pp. 87-95. (in Russian).
14. Degtyareva S.V. The question of the place of the innovation process in the institutional structure of the national economy, in: Apen'ko S.N., Fomina Yu.A. (Eds.) Ekonomika i upravlenie innovatsion-nymi protsessami, proektami, programmami [Economy and innovation, project and programmes management], The materials of international virtual theory and practice conference, Omsk, Dostoevsky Omsk State University publ., 2015, pp. 132-135. (in Russian).
15. Degtyareva S.V., Degtyareva T.O. Managerial innovations as the factor of formation innovative Economy of Russia, in: Sotsial'no-gumanitarnyi vestnik [Socio-humanitarian herald], The all-Russian collection of scholarly papers, Iss. 17, Krasnodar, Krasnodar scientific and technical informaton center publ., 2015, pp. 64-69. (in Russian).
16. Degtyareva S.V., Degtyareva T.O. The development of social entrepreneurship as element of new public management in Russia on the Omsk region example. Herald of Omsk University. Series "Economics", 2015, no. 4, pp. 200-208. (in Russian).
17. Schumpeter J. The Theory of Economic Development, Moscow, Progress publ., 1982, 304 p. (in Russian).
18. Moskovskaya A.A. Sotsial'noe predprinimatel'stvo v Rossii i v mire: praktika i issledovaniya [Social entrepreneurship in Russia and the world: practice and research], Moscow, HSE publ., 2011, 108 p. (in Russian).
19. Kraenkova K.I., Vankevich E.V. Prerequisites and Factors of Social Entrepreneurship Development in the Republic of Belarus. Vestnik of Vitebsk State Technological University, 2018, no. 1 (34), pp. 164-178. DOI: 10.24441/2079-7958-2018-13420. (in Russian).
20. Trivedi Ch., Stokols D. Social Enterprises and Corporate Enterprises: Fundamental Differences and Defining Features. Journal of Entrepreneurship, 2011, Vol. 20, iss. 1, pp. 1-32.
21. Boyarkina S., Kuchina M. Aspekty institutsional'nogo funktsionirovaniya sotsial'nogo predpri-nimatelstva [The aspects of social entrepreneurship institutional functioning]. Teleskop, 2014, no. 4 (106), pp. 29-36. (in Russian).
Сведения об авторах
Дегтярева Светлана Васильевна - канд. экон. наук, доцент кафедры экономической теории и предпринимательства
Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а
E-mail: degtyareva-sveti@yandex.ru РИНЦ ID: 691917
Дегтярёва Тамила Огтаевна - магистр менеджмента, научный консультант Ассоциации экономической культуры при кафедре экономической теории и предпринимательства
Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а
E-mail: narciss28@gmail.com РИНЦ ID: 1034225
About the authors
Svetlana V. Degtyareva - PhD in Economic Sciences,
Associate Professor of the Department of Economic
Theory and Entrepreneurship
Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia
E-mail: degtyareva-sveti@yandex.ru
RSCI ID: 691917
Tamila O. Degtyareva - MA in management, scientific consultant of Association for Cultural Economics at the Department of Economic Theory and Entrepreneurship Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia E-mail: narciss28@gmail.com RSCI ID: 1034225
Для цитирования
Дегтярева С. В., Дегтярёва Т. О. Социальное предпринимательство как источник социальных изменений в современной экономике: системный подход // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Экономика». - 2019. - Т. 17, № 2. - С. 99-111. - й01: 10.25513/1812-3988.2019.17(2).99-111.
For citations
Degtyareva S.V., Degtyareva T.O. Social entrepreneur-ship as the source of the social changes in modern economy: system approach. Herald of Omsk University. Series "Economics", 2019, Vol. 17, no. 2, pp. 99-111. DOI: 10.25513/1812-3988.2019.17(2).99-111. (in Russian).