Макаревич Анна Николаевна
канд. экон. наук, доцент, докторант кафедры экономической теории [email protected]
Сазонова Татьяна Юрьевна
канд. экон. наук, доцент, докторант кафедры экономической теории [email protected]
Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, г. Великий Новгород
сущность и специфика
социального предпринимательства в россии
_Аннотация
Исследуя особенности социального предпринимательства, авторы определяют его основные виды и направления деятельности в России. Проводится идея о том, что социальное предпринимательство может осуществляться не только в рамках некоммерческих, но также и в рамках коммерческих структур.
Ключевые слова: социальные товары и услуги, социальное предпринимательство, гибридные организации, российские особенности
Современная рыночная хозяйственная система формирует новые условия функционирования национальной экономики, сочетающую в себе рыночную эффективность и эффективную социальную политику Это означает, что производство в большей степени обращается к удовлетворению растущих потребностей людей, в том числе, и социального характера. Кроме того, в работу
1 Издание статьи осуществлено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 12-1253002.
учреждений, предлагающих социальные товары и услуги, все больше проникают коммерческие элементы. Возникла необходимость регулировать пропорцию между объемами коммерческих товаров/услуг и товаров/ услуг, производимых (предоставляемых) и финансируемых государством, В целом, специфика XXI века заключается в усилении роли группы так называемых социально значимых товаров/ услуг, под которыми, на наш взгляд не следует подразумевать лишь те, которые предоставляются исключительно общественным сектором экономики.
Под социально значимыми товарами и услугами авторы понимают товары и услуги чистого или смешанного характера, предоставляемые институтами власти, общественными организациями, частными лицами, бизнесом, действующими в соответствии с рыночными законами товарного производства и денежных отношений с целью удовлетворение материально-бытовых и духовно-культурных потребностей человека (1),
Социальное предпринимательство
История развития предпринимательства в России имеет примеры участия и воздействия бизнеса на социальную сферу (например, благотворительность), На современном этапе хозяйствования появляются новые формы, среди которых существенное место занимает социальное предпринимательство, представляющее собой относительно новый способ экономической деятельности и имеющее следующие особенности,
1, Социальное назначение организации, то есть социальный эффект является заранее запланированным и ожидаемым результатом, а не побочным, как это происходит в обычном коммерческом предпринимательстве, Такие предприятия изначально создаются для достижения социально значимых целей, проявляющихся в создании рабочих мест (в том числе для инвалидов), обучении (в том числе взрослых) и т,д,
2, Предпринимательское новаторство, которое может быть реализовано путем использования новой идеи или новой комбинации ресурсов (в том числе не очень привлекательных с точки зрения рынка) для решения социальной проблемы,
3, Достижение устойчивой самоокупаемости за счет получения дохода от продажи результатов деятельности (товаров и услуг), а также за счет грантов и благотворительных пожертвований,
В качестве факультативного признака можно указать, что многие предпри-
Таблица
Сравнительная характеристика коммерческих, гибридных и некоммерческих организаций*
Виды организаций Мотивы деятельности Методы Направления использования прибыли
НКО, функционирующие исключительно на пожертвования Добрая воля и создание социальной ценности Определяются миссией организации На развитие и достижение миссии организации
Гибридные (НКО, осуществляющие коммерческую деятельность; социальное предпринимательство; социально-ответственный бизнес) Создание социальной и экономической ценности Определяются рыночными условиями и миссией организации На развитие и достижение миссии, также может распределяться между участниками (если нет законодательного запрета)
Чисто коммерческие рганизации Личная выгода и создание экономической ценности Определяются рыночными условиями Распределяется между собственниками
* Составлено с использованием (4),
ятия такого вида характеризуются общественной собственностью. Социальное предпринимательство является предпринимательством гибридного вида, объединяющим элементы чисто коммерческого ведения бизнеса и некоммерческие организации (НКО). Общее и особенное перечисленных организаций представлено в табл. (см. на с. 47).
Сферы деятельности и основные направления социального предпринимательства
Опыт социального предпринимательства показывает, что решение социальных проблем на основе предпринимательства зачастую оказывается более эффективным, чем использование стандартных механизмов государства или некоммерческих организаций. Для обобщения и анализа мировой практики была исследована, в том числе, информация международного фонда поддержки социальных предпринимателей Ashokа (5), включающая примеры успешного решения определенных социальных проблем отдельных территорий. Ниже представлены сферы деятельности и основные направления социального предпринимательства.
1. Создание новой продукции на основе переработки отходов и улучшение
.. .из-за низкого уровня жизни значительной части населения страны частная
благотворительность пока не получила в России широкого распространения
экологической обстановки (пример -Concerve, Индия, переработка пластиковых отходов).
2. Противодействие криминализации общества (пример - Emergence, Франция, спортивная организация молодежи).
3. Реабилитация людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (пример - Jardins de Cocagne, Франция, сельскохозяйственных предприятий для реабилитации длительно безработных).
4. Системы по предоставлению услуг для малоимущих слоев населения (пример - America's Family, США).
5. Организации для микрокредитования мелких предпринимателей (пример - Kiva.org, глобальная интернет-платформа, не входит в базу фонда Ashoka).
На наш взгляд, главной особенностью и отличием российской практики является то, что первостепенную важность будет иметь критерий реализуемости и устойчивости идеи социального предпринимательства на основе получения дохода от продажи результатов деятельности (товаров и услуг). Гранты и благотворительные пожертвования могут рассматриваться только в качестве дополнительных финансовых ресурсов, так как из-за низкого уровня жизни значительной части населения страны частная благотворительность пока не получила в России широкого распространения. Также следует учитывать недостаточную развитость инфраструктуры поддержки социальных предприятий.
Господдержка социально-ориентированных некоммерческих организаций
В настоящее время в качестве основного источника социальных инициатив
население, бизнес и само государство рассматривает главным образом государственные ресурсы, В ограниченном масштабе социализация предпринимательской деятельности происходит через распространение принципов корпоративной социальной ответственности, Социальное предпринимательство может осуществляться как в рамках НКО, так и коммерческими структурами, Относительно недавно понятие «социально ориентированные организации» применялось в равной мере как к коммерческим, так и к некоммерческим предприятиям, в том числе к полностью финансируемым из бюджета, В настоящее время, с принятием Федерального закона от 05,04,2010 № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций»2, под «социальным предпринимательством» понимаются исключительно НКО, и государственная поддержка направлена только на такие организации, В перспективе это может привести к злоупотреблениям и ситуациям, когда бизнес будет сознательно принимать форму НКО с целью получения государственных и/ или муниципальных средств и активов, Полагаем, что при выделении социального аспекта предпринимательства первостепенным признаком должно быть социальное назначение организации,
По данным Минэкономразвития РФ, отвечающего за реализацию мер по поддержке социально-ориентированных НКО, по состоянию на 1 января 2012 г, в 51 регионе Российской
2 Указанный закон действует с 18 апреля 2010 г - Прим. ред.
в ограниченном масштабе социализация предпринимательской деятельности происходит через распространение принципов корпоративной социальной ответственности
Федерации действуют программы поддержки социально ориентированных НКО (3), включающие финансовую, информационную, консультационную, образовательную и кадровую поддержку, сниженные ставки по уплачиваемым налогам, возможность предоставления на льготных условиях помещений в аренду, В качестве приоритетных направлений для социального предпринимательства в рамках НКО в России выделяются следующие (см, к примеру, 2):
профилактика социального сиротства;
- поддержка материнства и детства;
- социальная адаптация инвалидов и их семей;
- повышение качества жизни людей пожилого возраста;
- развитие дополнительного образования, научно-технического и художественного творчества, массового спорта, деятельности детей и молодежи в сфере краеведения и экологии;
- развитие межнационального сотрудничества,
Вывод
Подводя итог, следует отметить, что социальное предпринимательство является предпринимательством гибридного вида, объединяющее эле-
менты чисто коммерческого ведения бизнеса и некоммерческие организации, функционирующие исключительно на пожертвования, Особенностью социального предпринимательства в России является необходимость устойчивого получения дохода от продажи результатов деятельности (товаров и услуг), С учетом этого необходимо пересмотреть базовую идею, заложенную в государственных и муниципальных программах развития, согласно которой основными субъектами реализации социального предпринимательства являются некоммерческие организации,
Литература
1, Макаревич А,Н, Сфера социально значимых услуг: «борьба» терминологий // Казанская наука, - 2012, - № 10,
2. Муниципальная целевая программа «Развитие социального партнерства органов местного самоуправления Великого Новгорода и некоммерческих организаций на территории Великого Новгорода» на 2011-2014 годы // СПС «Консультант Плюс»,
3. Министерство экономического развития РФ: официальный сайт (Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.economy.gov.ru.
4. Alter S.K. Social Enterprise Typology Virtue Ventures LLC. 2007. Nov. 27 (revised vers.). p.13.
5. Ashoka Innovators for the Public (Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ashoka.org.
Anna N. Makarevich
Cand. of Econ. Sci., Associate Professor, Doctoral Applicant of the Chair of Economic Theory, Novgorod State University named after Yaroslav the Wise, Veliky Novgorod Tatyana Yu. Sazonova
Cand. of Econ. Sci., Associate Professor, Doctoral Applicant of the Chair of Economic Theory, Novgorod State University named after Yaroslav the Wise, Veliky Novgorod
The Nature and Specificity of Social Entrepreneurship in Russia
_Abstract
Exploring the characteristics of social entrepreneurship, the authors define its basic forms and lines of activities in Russia. The article supports the idea is that social entrepreneurship can develop not only by the non-profit structures, but also the commercial ones.
Keywords: social goods and services, social entrepreneurship, hybrid organizations, Russian features