УДК 378
Shapovalov VX, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, North-Caucasus Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
Igropulo I.F., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, North-Caucasus Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
А/vtyunyan M.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Caucasus Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
FEATURES OF REGIONAL SOCIAL ENTREPRENEURSHIP TRAINING IN RUSSIA. The article presents an analysis of modern practices of social and entrepreneurial education in regions of Russia. The features of the existing educational practices of teaching social entrepreneurship are analyzed, reflecting the specifics of the conditions, goals and priorities of socio-economic development in the regions. A classification of programs in the field of social entrepreneurship offered in the Russian regional market of business education is presented. The pedagogical conditions for the success of educational programs in the field of social entrepreneurship are revealed. The successful experience of organizing social entrepreneurship training at the North Caucasus Federal University, on the basis of which the NCFU social entrepreneurship incubator functions, whose activities are designed to provide favorable conditions for the development of social entrepreneurship in the North Caucasian Federal District, are presented in detail.
Key words: social entrepreneurship, training in social entrepreneurship, social and entrepreneurial education, business education, educational programs in social entrepreneurship, regional practices of training in social entrepreneurship, incubator of social entrepreneurship.
В.К. Шаповалов, д-р пед. наук, проф., Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
И.Ф. Игропуло, д-р пед. наук, проф., Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь,, E-mail: [email protected]
ММ Арутюнян, канд. пед. наук, доц., Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРАКТИК ОБУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ В РОССИИ
Работа выполнена в рамках проекта РФФИ 19-013-00551 «Этнокультурные детерминанты становления и развития экосистемы социально ориентированного предпринимательского образования на Северном Кавказе в условиях глобальных и региональных вызовов».
В статье представлен анализ отечественных практик социально-предпринимательского образования в регионах России. Проанализированы особенности сложившихся образовательных практик обучения социальному предпринимательству, отражающие специфику условий, целей и приоритетов социально-экономического развития в регионах. Представлена классификация программ в области социального предпринимательства, предлагаемых на российском региональном рынке бизнес-образования. Выявлены педагогические условия успешности образовательных программ в области социального предпринимательства. Подробно представлен успешный опыт организации обучения социальному предпринимательству в Северо-Кавказском федеральном университете, на базе которого функционирует инкубатор социального предпринимательства СКФУ, деятельность которого призвана обеспечить благоприятные условия для развития социального предпринимательства в Северо-Кавказском федеральном округе.
Ключевые слова: социальное предпринимательство, обучение социальному предпринимательству, социально-предпринимательское образование, бизнес-образование, образовательные программы по социальному предпринимательству, региональные практики обучения социальному предпринимательству, инкубатор социального предпринимательства.
Социально-экономическое развитие России в условиях формирования модели интенсивного роста предполагает увеличение доли малого и среднего бизнеса в регионах, повышение уровня социального благополучия граждан, рост удовлетворенности граждан социальной сферой региона. Одним из признанных в мировой практике способов решения подобных социально-экономических задач является развитие социального предпринимательства [1; 2]. В структуре региональных ресурсов поддержки социального предпринимательства одним из ключевых элементов является система социально-предпринимательского образования, призванная обеспечить формирование и развитие социально-предпринимательских компетенций у представителей различных социальных слоев населения региона [3; 4; 2].
Целью настоящего исследования является анализ отечественных региональных практик обучения социальному предпринимательству. Уникальные условия, цели и приоритеты развития региона способствуют формированию уникального опыта разработки и реализации программ обучения социальному предпринимательству. Первая в России «Школа социального предпринимательства» была открыта в 2011 году Омской региональной общественной организацией «Ресурсный центр общественно активных школ», впоследствии преобразованной в первый в России Центр инноваций в социальной сфере (ЦИСС) [5; 6; 1].
В 2020 году ЦИССы представлены в 41 регионе России [7; 2]. При многих ЦИССах действуют школы социального предпринимательства, обучение в которых обычно длится 2 - 6 месяцев. ЦИССы оказывают разностороннюю поддержку социальным проектам малого и среднего предпринимательства, в том числе - образовательную.
В настоящее время в ряде университетов страны действуют образовательные программы в области социального предпринимательства, складывается инфраструктура подготовки социальных предпринимателей, формируются научно-педагогические сообщества, работающие в данной сфере [8; 9; 10].
Анализ официальных документов и иных информационных материалов, размещенных на публичных страницах (сайтах) образовательных организаций, региональных фондов, бизнес-инкубаторов, ассоциаций предпринимателей проведен с целью выявления активности по следующим показателям: наличие профилей по обучению социальному предпринимательству; наличие образовательных активностей вне основных программ (отдельные семинары, курсы, конкурсы и др.); наличие инфраструктуры поддержки социального предпринимательства (бизнес-инкубатор и др.) [8; 11; 12]. Для проведения анализа применялись методы описательной статистики и группировки.
На основании анализа собранных данных образовательные программы социально-предпринимательской направленности, предлагаемые на рынке
бизнес-образования, классифицированы по одному из формальных критериев, предложенных Благовым Ю.Е. и Арай Ю.Н. [8]: по типу образовательных программ, в соответствии с которым выделяют дипломные программы, дополнительные профессиональные образовательные программы повышения квалификации и отдельные курсы и семинары (табл. 1).
Одним из примеров успешного опыта организации обучения социальному предпринимательству является опыт Северо-Кавказского федерального университета, на базе которого в марте 2017 года создан инкубатор социального предпринимательства СКФУ как площадка, позволяющая:
- обеспечить благоприятные условия для развития социального предпринимательства в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО),
- интегрировать университет в процессы формирования и управления социальной бизнес-средой в СКФО,
- развивать связи с органами законодательной и исполнительной власти региона, бизнес-сообществом региона и РФ, некоммерческими и общественными организациями, политическими партиями, академическими структурами в масштабах региона, страны и на международном уровне [5; 2].
В настоящее время на базе инкубатора социального предпринимательства СКФУ реализуются разноуровневые программы обучения социальному предпринимательству (табл. 2).
Также в СКФУ осуществляется изучение учебной дисциплины «Социальное предпринимательство в образовании» в рамках подготовки по направлению «Педагогическое образование».
Таким образом, анализ и обобщение результатов проведенного исследования региональных практик социально-предпринимательского образования позволяют сделать следующие выводы:
- основным типом образовательных программ в сфере социально-предпринимательского образования, реализуемых в Российских регионах, остаются дополнительные профессиональные образовательные программы повышения квалификации, причем направленные преимущественно на обучение действующих социальных предпринимателей [8];
- отечественные образовательные программы обучения социальному предпринимательству ориентированы преимущественно на развитие компетенций, необходимых для эффективного управления организацией, для практической реализации бизнес-проектов, но «исчезающе мала» доля модулей и дисциплин, которые направлены на формирование soft skills, тематика которых связана с этикой бизнеса, развитием гражданских инициатив и т.п. [8; 10; 14; 15];
- организационно-педагогические условия успешности образовательных программ в области социального предпринимательства: разработка и
Таблица 1
Образовательные программы по социальному предпринимательству, реализуемые в регионах РФ (критерий классификации Благова Ю.Е. и Арай Ю.Н. [8])
Критерий Виды образовательных программ Образовательные программы по социальному предпринимательству или включающие тематику социального предпринимательства
Тип программы Дипломные программы Управление проектами в сфере социального предпринимательства: программа магистратуры по направлению Менеджмент (АНО «Казанский открытый университет талантов 2.0», Фонд региональных социальных программ «Наше будущее», г Казань); Управление проектами и инновациями в сфере социального предпринимательства и некоммерческого сектора региона: программа магистратуры по направлению «Государственное и муниципальное управление» (СКФУ, г Ставрополь); Менеджмент в инновационном и социальном предпринимательстве: программа прикладного бакалавриата по направлению «Менеджмент» (РЭУ им. Г.В. Плеханова, г Москва); Инновационное и социальное предпринимательство: программа магистратуры по направлению «Менеджмент» (РЭУ им. ГВ. Плеханова, г Москва); Управление в социальной сфере: магистерская программа (Национальный университет «ВШЭ», г Москва); Управление социальными изменениями: магистерская программа по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» (ИГСУ РАНХиГС, г Москва); Социальное предпринимательство: программа профессиональной переподготовки (Бизнес-школа РГГУ, Институт экономики, управления и права РГГУ, г Москва); программа профессиональной переподготовки «Социальные инновации и предпринимательство» (Фонд региональных социальных программ «Наше будущее», НИУ «ВШЭ») и др.
Дополнительные профессиональ ные образовательные программы повышения квалификации «Предпринимательская деятельность. Социальное предпринимательство» (ЦИСС Республики Татарстан, Казанский (Приволжский) федеральный университет); «Управление проектами в области социального предпринимательства» (Высшая школа менеджмента, СПбГУ); «Инновационно-ориентированное социальное предпринимательство» (ТГНГУ, г Тюмень); «Теория и практика социального предпринимательства» (ТГНГУ, г Тюмень); Акселерационная программа по развитию бизнеса социальных предпринимателей «Формула роста» (Фонд «Наше будущее», г. Калининград); Акселера-ционная программа по развитию бизнеса социальных предпринимателей «Формула роста» (Фонд региональных социальных программ «Наше будущее», «Центр предпринимательства НИУ ВШЭ - Нижний Новгород», г Нижний Новгород); Акселерационная программа по развитию бизнеса социальных предпринимателей «Формула роста» (Фонд региональных социальных программ «Наше будущее», ЦИСС Фонда поддержки предпринимательства Югры, Югра); Акселерационная программа «Бизнес-старт» (АНО «ЦИСС НО», г Нижний Новгород); Акселерационная программа по развитию бизнеса социальных предпринимателей «Формула роста» (Фонд региональных социальных программ «Наше будущее», ЦИСС Пермского края, г Пермь, Чайковский, Соликамск, Чусовой, г Березник); «Основы бизнес-планирования проектов социального бизнеса и предпринимательства» (Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации); «Управление социальными проектами» (РЭУ им. ГВ. Плеханова); 90 Days Challenge и Grow (Центр поддержки социальных инноваций и предпринимательства Impact Hub Moscow); «Управление в сфере социального предпринимательства» (Сибирский федеральный университет» и Фонд региональных социальных программ «Наше будущее», г Красноярск) и др.
Отдельные курсы и семинары Тренинг «Мама-предприниматель» (Агентство по занятости населения, «Опора России», Благотворительный фонд «Amway», Астрахань); Программа развития социально-предпринимательских компетенций молодежи «StartupSocial» (Парк социогуманитарных технологий ТГУ, г Томск); семинары: «Основы социального предпринимательства», «Меры государственной поддержки» (ЦИСС Пермского края); мастер-классы: «Основы социального проектирования», «Тиражирование и масштабирование бизнеса», «Основы финансового планирования», «Маркетинг и продвижение» (ЦИСС Пермского края); практический семинар «Бизнес-планирование в предпринимательской деятельности» (Фонд региональных социальных программ «Наше будущее», Центры занятости населения, Татарстан); образовательный проект «Благопредприниматель» для воспитанников и выпускников детских домов ПФО (Фонд региональных социальных программ «Наше будущее», г. Казань); «Школа социального предпринимательства» (Фонд региональных социальных программ «Наше будущее», Лаборатория социального предпринимательства, г Югра); учебная дисциплина «Социальное предпринимательство в образовании» в рамках образовательных программ бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки Педагогическое образование (СКФУ, г Ставрополь); учебная дисциплина «Управление социальными проектами в некоммерческих организациях» в рамках магистерской программы «Государственное и муниципальное управление» (Национальный университет «Высшая школа экономики»); учебная дисциплина «Некоммерческий сектор: зарубежный опыт и российские реалии» в рамках магистерской программы «Государственное администрирование» (МГУ им. М.В. Ломоносова, Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора, Национальный университет «Высшая школа экономики»); «Школа юного предпринимателя» (АНО «ЦИСС НО», Выкса); вебинары: «Маркетинг социального бизнеса»,«Технологии социального бизнеса: опыт Канады», «Экономика отходов: как заработать на мусоре» («Лаборатория социального предпринимательства», Фонд «Наше будущее»); Основы социального предпринимательства (Центр содействия развитию предпринимательства Новосибирской области); междисциплинарный спецкурс «Инновационное предпринимательство», мастер-классы по инновационному предпринимательству в рамках федеральной программы «Ты предприниматель» (Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В. М. Шукшина, г Бийск); Обучающий курс «Бизнес для развития детства. Открытие детского сада» (Уссурийск Приморского края); Онлайн-форум «Социальный конструктор Югры 3.0», Online-курс Школа социального предпринимательства «Действуй без границ», (Лаборатория социального предпринимательства, Фонд «Наше будущее»); «Основы социального предпринимательства» (Автономная некоммерческая организация «Центр содействия развитию предпринимательства Новосибирской области», АНО «ЦСРП НСО»); «Школа социального предпринимательства» (г Красноярск); «Школа социального предпринимательства» (г. Омск); Школа социального предпринимательства «Новотерра» (г Новосибирск); «Школа социального предпринимательства» (г. Югра); Школа социального предпринимательства Иркутской области (ИГУ, г. Иркутск) и др.
Таблица 2
Разноуровневые программы обучения социальному предпринимательству на базе инкубатора социального предпринимательства в ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет»
Уровень образовательной программы Название образовательной программы Целевая аудитория Содержание программы Выдаваемый документ
Образовательная программа для школьников Образовательная программа «Основы социального предпринимательства» для школьников Школьники 9 - 11 классов образовательных организаций Ставропольского края Сущность предпринимательской деятельности. Особенности социального предпринимательства. Создание и развитие бизнеса. Государственная поддержка социального предпринимательства. Менеджмент и маркетинг в социальном предпринимательстве. Бизнес-проектирование. Лучшие практики социального предпринимательства Сертификат
Образовательная программа для студентов Образовательная программа «Основы социального предпринимательства» для студентов Студенты вузов 2-5 курсов, аспиранты, докторанты, студенты СПО. Введение в социальное предпринимательство. Создание и развитие собственного бизнеса. Лучшие практики социального предпринимательства. Виды поддержки социального предпринимательства. Менеджмент и маркетинг в социальном предпринимательстве. Источники финансирования социального предпринимательства. Бизнес-проектирование Удостоверение
Образовательная программа магистратуры Образовательная программа магистратуры «Социальное предпринимательство и социальные инновации в регионе» Магистранты направления 38.03.04 Государственное и муниципальное управление. Инновации в функционировании социального бизнеса региона. Маркетинг социально значимой деятельности и продукции. Управление в социальной сфере. Менеджмент в организациях коммерческого и некоммерческого сектора. Организационно-правовые основы социального предпринимательства. Информационно-аналитические технологии управления. Современные методы социологических исследований, технология разработки социальных проектов и программ, квалитология в производстве и реализации социальных товаров и услуг Диплом государственного образца
Образовательная программы дополнительного образования Образовательная программа профессиональной переподготовки «Социальное предпринимательство» Руководители и сотрудники предприятий различных форм собственности, представители органов власти, занимающиеся вопросами развития социального предпринимательства, студенты 2 - 5 курсов, аспиранты, докторанты, ППС, все желающие Программа включает в себя два модуля дисциплин: 1. Организация бизнеса в сфере социального предпринимательства: постановка на учет, выбор организационно-правовой формы и режима налогообложения; планирование и стратегии в сфере социального предпринимательства; актуальные проблемы регионального управления. 2. Практические аспекты социального предпринимательства: технология разработки социальных проектов и программ; социальная и экономическая деятельность субъектов социального бизнеса, эффективность социального предпринимательства Диплом о профессиональной переподготовке на выполнение нового вида профессиональной деятельности в области предпринимательской, социально-ориентированной деятельности
реализация образовательных программ посредством образовательного взаимодействия с бизнес-сообществом с учетом запросов регионального рынка труда и специфики образовательных потребностей представителей различных слоев населения [8]; нацеленность на изучение социального предпринимательства как социокультурного феномена, имеющего междисциплинарный характер; практико-ориентированный характер образовательных программ
Библиографический список
в области социального предпринимательства, обеспечиваемый инфраструктурой инкубаторов социального предпринимательства, исследовательских центров; исследовательская направленность образовательных программ, вовлечение обучающихся в исследовательские проекты различного уровня; налаживание сотрудничества между академическим и предпринимательским сообществами.
1. Национальная ассоциация обучения предпринимательству (РАОП)]. Available at: http://www. ruaee.ru/
2. Фонд региональных программ «Наше будущее». Лаборатория социального предпринимательства. Available at: http://www.nb-fund.ru/
3. Образовательные программы для социальных предпринимателей: лучшие практики и перспективы развития: круглый стол: II форум социальных инноваций регионов. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Available at: http://council.gov.ru/activity/activities/roundtables/82631/?fbclid=IwAR0Le9dqWfSm 2XmFejwH1Px1Nuu2fm3aUu6rG1j2t_FXs9iRmUAFkRuksLQ#footer
4. Рубин Ю.Б. Высшее предпринимательское образование в России: диагностика проблемы. Высшее образование в России. 2015; № 11: 5 - 17.
5. Агентство стратегических инициатив. Available at: http://asi.ru/
6. Назарова И. Б. Развитие социального предпринимательства: роль университета, обучение и вовлечение молодежи. Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество. 2020; № 3-1: 675 - 678.
7. Платформа знаний и сервисов «Деловая среда». Министерство экономического развития РФ. ПАО «Сбербанк». Available at: https://dasreda.ru/
8. Благов Е.Ю., Арай Ю.Н. Образовательные программы в области социального предпринимательства: мировой опыт и российские особенности. ВестникСанкт-петер-бургского университета. Серия: Менеджмент. 2014; Выпуск 3: 177 - 197.
9. Бутрюмова Н.Н., Назаров М.Г., Шубнякова Н.Г Современные методы и подходы к обучению предпринимательству: монография. Нижний Новгород: Мининский университет, 2018.
10. Ливенцова Е.Ю. Формирование социально-предпринимательской компетентности обучающихся в современном университете (на материале Парка социогумани-тарныхтехнологий). Диссертация ... кандидата педагогических наук. Томск, 2018.
11. Карта активности высших учебных заведений Российской Федерации в сфере обучения предпринимательству. Всероссийское исследование. Available at: http:// ruaee.ru/projects/
12. Яшин А.А., Клюев А.К., Багирова А.П. Программы предпринимательского образования в современных российских университетах: региональный аспект. Современная конкуренция, 2019; Т. 13, № 1 (73): 6 - 16.
13. Атлас практик развития социального предпринимательства субъектами Российской Федерации. Фонд региональных социальных программ «Наше будущее». Москва, 2019.
14. Российский государственный гуманитарный университет: официальный сайт Available at: https://www.rsuh.ru/
15. Фрумина С.В. Подготовка и переподготовка социальных предпринимателей и кадров для социально-ориентированных некоммерческих организаций в российских вузах. Научное Обозрение: Гуманитарные Исследования. 2019; № 1: 9 - 20.
References
1. Nacional'naya associaciya obucheniya predprinimatel'stvu (RAOP)]. Available at: http://www. ruaee.ru/
2. Fond regional'nyh programm «Nashe buduschee». Laboratoriya social'nogo predprinimatel'stva. Available at: http://www.nb-fund.ru/
3. Obrazovatel'nye programmy dlya social'nyh predprinimatelej: luchshie praktiki i perspektivy razvitiya: kruglyj stol: II forum social'nyh innovacij regionov. Sovet Federacii Federal'nogo Sobraniya Rossijskoj Federacii. Available at: http://council.gov.ru/activity/activities/roundtables/8263l/?fbclid=IwAR0Le9dqWfSm2XmFejwH1Px1Nuu2fm3aUu6rG1 j2t_FXs9iRmUAFkRuksLQ#footer
4. Rubin Yu.B. Vysshee predprinimatel'skoe obrazovanie v Rossii: diagnostika problemy. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2015; № 11: 5 - 17.
5. Agentstvo strategicheskih iniciativ. Available at: http://asi.ru/
6. Nazarova I. B. Razvitie social'nogo predprinimatel'stva: rol' universiteta, obuchenie i vovlechenie molodezhi. Bol'shaya Evraziya: Razvitie, bezopasnost', sotrudnichestvo. 2020; № 3-1: 675 - 678.
7. Platforma znanij i servisov «Delovaya sreda». Ministerstvo 'ekonomicheskogo razvitiya RF. PAO «Sberbank». Available at: https://dasreda.ru/
8. Blagov E.Yu., Araj Yu.N. Obrazovatel'nye programmy v oblasti social'nogo predprinimatel'stva: mirovoj opyt i rossijskie osobennosti. Vestnik Sankt-peterburgskogo universiteta. Seriya: Menedzhment. 2014; Vypusk 3: 177 - 197.
9. Butryumova N.N., Nazarov M.G., Shubnyakova N.G. Sovremennye metody i podhody k obucheniyu predprinimatel'stvu: monografiya. Nizhnij Novgorod: Mininskij universitet, 2018.
10. Livencova E.Yu. Formirovanie soa'al'no-predprinimatel'skoj kompetentnosti obuchayuschihsya v sovremennom universitete (na materiale Parka sociogumanitarnyh tehnologij). Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tomsk, 2018.
11. Karta akiivnosti vysshih uchebnyh zavedenij Rossijskoj Federacii v sfere obucheniya predprinimatel'stvu. Vserossijskoe issledovanie. Available at: http://ruaee.ru/projects/
12. Yashin A.A., Klyuev A.K., Bagirova A.P. Programmy predprinimatel'skogo obrazovaniya v sovremennyh rossijskih universitetah: regional'nyj aspekt. Sovremennaya konkurenciya, 2019; T. 13, № 1 (73): 6 - 16.
13. Atlas praktik razvitiya social'nogo predprinimatel'stva sub'ektami Rossijskoj Federacii. Fond regional'nyh social'nyh programm «Nashe buduschee». Moskva, 2019.
14. Rossijskij gosudarstvennyj gumanitarnyj universitet: oficial'nyj sajt. Available at: https://www.rsuh.ru/
15. Frumina S.V. Podgotovka i perepodgotovka social'nyh predprinimatelej i kadrov dlya social'no-orientirovannyh nekommercheskih organizacij v rossijskih vuzah. Nauchnoe Obozrenie: Gumanitarnye Issledovaniya. 2019; № 1: 9 - 20.
Статья поступила в редакцию 29.09.20
УДК 378
Tukhvatullin B.T., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Novosibirsk Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation
(Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
Zolnikov I.V., Cand. ped Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Perm Military Institute of the National Guard of the Russian Federation (Perm, Russia),
E-mail: [email protected]
Tokarev V.A., teacher, Novosibirsk Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation (Novosibirsk, Russia),
E-mail: valeriy. tokarev. [email protected]
Stebailov M.Yu., cadet, Novosibirsk Military Institute of the National Guard of the Russian Federation (Novosibirsk, Russia), E-mail: valeriy tokarev. [email protected]
PEDAGOGICAL STIMULATION OF PROFESSIONAL AND PERSONAL SELF-DETERMINATION OF CADETS AS AN AXIOLOGICAL STRATEGY OF MILITARY EDUCATION. The article reveals direction of the development of the educational system of a higher military educational institution, its orientation towards highly qualified personnel who meet the basic requirements, goals and objectives of military professional activity in relation to the level of professional competence and personal qualities of cadets. Development in the conditions of Russian statehood is possible if they are based on professional officers serving in military units and units. At the same time, the solution of this problem is possible if the system builds the process of training cadets - future officers with the maximum orientation to intensify their professional and personal development in the university educational environment.
Key words: armed forces, military training, axiologization of education, educational process.
Б.Т. Тухватуллин, канд. пед. наук, доц., Новосибирский военный институт войск национальной гвардии РФ, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
И.В. Зольников, канд. пед. наук, доц., Пермский военный институт войск национальной гвардии РФ, г. Пермь, E-mail: [email protected]
В.А. Токарев, преп., Новосибирский военный институт войск национальной гвардии РФ, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
М.Ю. Стебайлов, курсант, Новосибирский военный институт войск национальной гвардии РФ, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-
ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ КУРСАНТОВ
КАК АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье раскрывается направление развития образовательной системы высшего военного учебного заведения, его ориентация на высококвалифицированные кадры, которые отвечают основным требованиям, целям и задачам военно-профессиональной деятельности в отношении уровня профессиональной компетентности и личностных качеств курсантов. Развитие в условиях российской государственности возможно, если их основу будут составлять офицеры-профессионалы, служащие в воинских частях и подразделениях. Вместе с тем решение данной задачи возможно, если выстроить процесс подготовки курсантов - будущих офицеров с максимальной ориентацией на активизацию их профессионально-личностного развития в вузовской образовательной среде.
Ключевые слова: вооруженные силы; военно-профессиональная подготовка; аксиологизация обучения, образовательный процесс.
В современных условиях социально-политических и технологических изменений значительно возрастают роль и значение военно-профессионального образования, ориентированного на подготовку специалистов, обеспечивающих национальную безопасность страны в условиях геополитических изменений последних десятилетий. Среди основных стратегий реформирования и модернизации российской армии особое внимание уделено созданию и развитию инновационной системы подготовки офицеров, способных противостоять современным военным и социальным вызовам. Данная установка в полной мере коррелирует с приоритетными направлениями государственной политики в области военного образования до 2025 года. Анализ сложившейся практики подготовки кадров для армии и силовых структур показал необходимость реформирования высшего образования в части проектирования инновационной образовательной среды организации профессиональной подготовки [1, с. 14].
В теории и практике современной педагогики профессионально-личностное самоопределение обучающихся определяется как профессиональ-
но-ориентированный процесс и результат целенаправленного и осознанного выбора субъектом саморазвития собственной жизненной позиции, целей и методов, которые в полной мере могут быть использованы в той или иной жизненной ситуации [2, с. 73]. Данное видение формирует стратегию развития личности как субъекта собственного личностного и профессионального становления.
Ориентация на фундаментализацию военно-профессионального образования во взаимодействии с реализацией комплекса педагогических и технологических инноваций определяет современный ресурс подготовки военных специалистов, направленный на развитие вузовской среды профессионально-личностного развития курсантов.
В контексте комплекса организационно-педагогических задач, поставленных перед организациями, ориентированными на развитие военно-профессионального образования, актуализируется задача построения аксиологической основы подготовки кадров и связанная с ней проблема формирования ценност-